Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё, что мы должны знать о разводе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Когда развод в исламе не имеет силы
Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.
Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.
Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.
Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.
Развод при наличии детей
– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?
– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.
Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.
– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?
– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.
Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.
Подходящее время для развода (талак)
Давать развод дозволено в период времени, когда женщина очистится после месячных, до начала следующего цикла. При этом нельзя вступать с ней в интимную близость.
Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.
Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал:
«Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом.
Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару:
مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ، ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدَ ذَلِكَ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ الْعِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ
«Прикажи ему [своему сыну] вернуть ее и удержать, пока она не очистится от менструации (хайд) и у неё не начнется новый цикл. А затем, после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней.
С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (Бухари 5252, Муслим 1471).
Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
زَادَ فِيهِ بَعْضُ الرُّوَاةِ أَوْ عِنْدَ حَبَلٍ قَدْ تَبَيَّنَ، وَلَمْ أَجِدْهُ فِي الرِّوَايَاتِ الْمَحْفُوظَةِ
«Разводитесь с ними, когда они очистятся (от хайда или нифаса), не вступая с ними в половую связь (после предыдущего очищения от хайда или нифаса)» (Бейхакы 14915).
При этом важно отметить, что если муж всё-таки даст развод в период менструации, не дожидаясь очищения, или после очищения, но уже имев с женой интимную близость, то хотя это и будет неправильно, развод всё-таки будет засчитан.
На это указывает понимание сподвижника, которое мы берем из хадиса со слов Мухаммада ибн Сирина, который рассказал, что Юнус ибн Джубайр сказал:
سَأَلْتُ ابْنَ عُمَرَ عَنْ رَجُلٍ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ وَهِىَ حَائِضٌ فَقَالَ: هَلْ تَعْرِفُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ ؟ فَإِنَّهُ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ وَهِىَ حَائِضٌ فَسَأَلَ عُمَرُ النَّبِىَّ -صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم- فَأَمَرَهُ أَنْ يُرَاجِعَهَا. قَالَ: قُلْتُ: فَيُعْتَدُّ بِتِلْكَ التَّطْلِيقَةِ ؟ قَالَ: فَمَهْ أَرَأَيْتَ إِنْ عَجَزَ وَاسْتَحْمَقَ؟
«(Однажды) я спросил Ибн ‘Умара о мужчине, который развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные, и он сказал:
«Ты знаешь ‘Абдуллу ибн ‘Умара? Поистине, (как-то) он развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные, и ‘Умар спросил (об этом) пророка ﷺ и он велел ему вернуть её»».
(Юнус ибн Джубайр) сказал: «Я спросил: «А этот развод был засчитан?» (Ибн ‘Умар) ответил: «Скажи мне, а что с того, если он и не был засчитан, раз он проявил слабость и глупость?!»» (Муслим 1471, Тирмизи 1175, Ибн Маджах 2022, Табарани в «аль-Му’джам аль-Аусат» 2505).
Муж также имеет право разводиться с беременной женой на любом из этапов беременности, на что указывает другая версия хадиса.
Передают со слов Салима, сообщившего со слов своего отца (Ибн ‘Умара,) да будет доволен ими обоими Аллах, о том, что он [Ибн ‘Умар] развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные, и (когда) ‘Умар спросил (об этом) пророка ﷺ он сказал:
مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا ثُمَّ لْيُطَلِّقْهَا طَاهِرًا أَوْ حَامِلاً
«Вели ему, пусть вернет её, а затем разведётся, когда она отчистится или будет беременной»
(Ахмад 2/26, 58, 61, 81 и 130, Абу Дауд 2181, Тирмизи 1176, Дарими 2263, «Сахих ан-Насаи» 3397).
Если мужчина заключил никах с женщиной, но решил развестись с ней ещё до того, как у них случилось интимная близость, то он тоже не обязан ждать наступления периода очищения.
Развод по инициативе жены (хуль’у)
С точки зрения Ислама, давать развод (талак) является исключительно правом мужчины. На это указывают слова Аллаха:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ
«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод [талак], то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку» (65:1)
Если это право реализуется, то брачный дар (махр) муж оставляет бывшей жене:
وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْـًٔا
«Вам [мужчинам] не дозволено брать что-либо из того, что вы дали им [то есть забирать махр]» (2:229)
При этом важно отметить, что под влиянием какой-либо мимолетней обиды или плохого настроения, жена не должна выпрашивать у мужа дать ей развод. О таких женщинах посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:
أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاَقاً فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّةِ
«Для любой женщины, попросившей у мужа развода без уважительной причины, благоуханье Рая станет запретным» (Абу Дауд 2226, Тирмизи 1187).
Однако, для исключительных случаев Шариат предусматривает возможность жены выкупить себя у мужа, освободившись тем самым от никах. Называется такой выкуп — خلع — хуль’у.
Аллах говорит об этом в Кур’ане:
فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا ٱفْتَدَتْ بِهِۦ
«Если же вы опасаетесь, что они [супруги] не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то оба [супруга] не совершат греха, если она выкупит развод» (2:229)
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) жена Сабита ибн Кайса пришла к пророку ﷺ и сказала:
يَا رَسُولَ اللَّهِ ثَابِتُ بْنُ قَيْسٍ مَا أَعْتُبُ عَلَيْهِ فِى خُلُقٍ وَلاَ دِينٍ ، وَلَكِنِّى أَكْرَهُ الْكُفْرَ فِى الإِسْلاَمِ
«О посланник Аллаха, я не порицаю (Сабита ибн Кайса) ни за его характер, ни (за его отношение к) религии, однако я не хочу [чтобы неприязнь к нему подтолкнула меня совершить] неверие в Исламе!»
Посланник Аллаха ﷺ спросил (её):
أَتَرُدِّينَ عَلَيْهِ حَدِيقَتَهُ
«Вернёшь ли ты ему его сад [махр]?»
Она сказала: «Да».
Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал (Сабиту):
اقْبَلِ الْحَدِيقَةَ وَطَلِّقْهَا تَطْلِيقَةً
«Прими (от неё свой) сад [махр] и дай ей развод!»
(Бухари 5273, «Сахих аль-Джами’ ас-сагыр» 1140, «Сахих ан-Насаи» 3463).
Эта же история приходит и в другом риуаяте.
Передается от Хабибы бинт Сахль аль-Ансарийя, да будет доволен ею Аллах, что она была женой Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса, и однажды посланник Аллаха ﷺ выйдя из дома для совершения утренней молитвы в утренних сумерках, обнаружил её у дверей.
Посланник Аллаха ﷺ спросил:
مَنْ هَذِهِ؟
«Кто это?»
Она ответила: «Я — Хабиба бинт Сахль».
Он спросил:
مَا شَأْنُكِ؟
«Что случилось?»
Она ответила: «Я не могу больше жить с Сабитом ибн Кайсом».
Когда подошёл Сабит ибн Кайс, посланник Аллаха ﷺ сказал:
هَذِهِ حَبِيبَةُ بِنْتُ سَهْلٍ. وَذَكَرَتْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَذْكُرَ
«Это Хабиба бинт Сахль, и она сказала мне то, что пожелал Аллах».
Хабиба сказала: «О посланник Аллаха! Всё, что он дал мне — у меня».
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خُذْ مِنْهَا
«Забери это у неё».
И он забрал у неё это, и она пошла к своей семье и стала жить там (Абу Дауд 2227).
Из этого хадиса мы понимаем, что сподвижник соблюдал права своей жены должным образом, однако она, не смотря на это, испытывала к нему непреодолимую личную неприязнь, а поэтому не хотела жить с ним. Именно в таких случаях и применим выкуп себя женой (хуль’у).
В случае хуль’у ‘идда составляет один месяц.
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ أَنَّ امْرَأَةَ ثَابِتِ بْنِ قَيْسٍ اخْتَلَعَتْ مِنْهُ، فَجَعَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِدَّتَهَا حَيْضَةً
Передается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что жена Сабита ибн Кайса расторгла свой брак с ним посредством хуль’у и Пророк ﷺ сказал ей, что её ‘идда — одна менструация (Абу Дауд 2229, Тирмизи 1185).
Что такое развод в исламе
Для обозначения развода в мусульманстве есть отдельное слово — талак. Решение разойтись пара принимает, когда не остается больше способов наладить отношения друг с другом или существует какая-либо определенная проблема, сподвигшая одну из сторон в браке пойти на талак. Полностью разрыв между супругами происходит после того, как суд выносит решение о разводе.
Объявлять о разводе должен мужчина или шариатский судья, который представляет интересы женщины.
Муж, требующий у жены талак, должен быть совершеннолетним и полностью отдавать отчет о своих действиях. Главное условие развода по шариату — это то, что каждая из сторон должна прийти к решению по собственной воле. Окружающие, в особенности родственники, не должны вмешиваться в семью супругов.
Мусульманская доктрина или мазхаб строго предупреждает, что нельзя разводиться во время менструации жены или в период, когда совсем недавно у супругов были интимные отношения. Это считается харамом, то есть грехом, и такой разрыв отношений не будет законным.
Возможные причины развода
Развод у мусульман без отсутствия причины порицается и противоречит их религии. Для такого крайнего поступка должны быть веские основания, среди них:
- Наличие болезни или уважительная причина. Сюда относят обнаруженные только после замужества родственные связи между супругами. Причиной развестись выступает наличие у одного из супругов венерического или психического заболевания.
- Нехватка денег на еду, одежду и другие потребности. По правилам ислама мужчина должен обеспечивать свою семью. Если же этого ему не удается, жена имеет право потребовать развода.
- Частое отсутствие мужа или его пропажа без вести. В этом случае тоже допускается попросить расторжения брака, чтобы не начались сплетни и слухи.
- Отсутствие взаимопонимания, упреки и постоянные ссоры. Обижать друг друга могут начать словесно, но позже перейти к физическим действиям.
- Отсутствие интимной близости. В результате этого у молодой пары не будет семьи вовсе. Такие проблемы не выставляют напоказ, а решают в узком кругу родных.
- Неверность одного из супругов. Это считается грехом, и непозволительно в семейных отношениях. Именно в таком случае талак обычно спасает от дальнейшего морального падения и осуждения обществом.
Мнение богословов об обстоятельствах развода
Исламские богословы негативно относятся к разводу, но полагают, что иногда он является необходимой мерой и меньшим из зол. В этом случае талан лучше провести как можно быстрее, по возможности сохранив между супругами добрые отношения.
Имам Бухари еще в IX веке писал о здравомыслии супругов, которые принимают решение о разводе. В своем трактате он выделил целую главу, посвященную расторжению брака в состоянии ярости или сильного гнева. Мудрец полагал, что подобный талак недействителен. Также богослов считал, что не могут отвечать за свои действия люди, находящиеся в состоянии помешательства или опьянения.
Сподвижник Пророка Ибн Аббас называл талак, который объявили в состоянии опьянения, ничтожным. Он полагал, что человек в подобном состоянии не обладает рассудком и волей.
Причины и польза многоженства
Причина того, что полигамия в Исламе была разрешена, не заключалась в том, чтобы удовлетворить мужское биологическое желание. Причина легализации многоженства в том, чтобы дать мужчине возможность взять под опеку обездоленных женщин, которые остались без мужчины – это вдовы, разведенные женщины.
Послевоенное время характеризовалось тем, что в обществе наметился серьезный демографический дисбаланс, когда женское население по своему числу сильно превышает мужское, и многие женщины не могут найти себе супруга. Возникает масса проблем с тем, что биологическое стремление женщины реализовать себя как мать, родить ребенка, и если не получается завести полноценную семью, то хотя бы реализовать свой материнский инстинкт. Эта ситуация имеет много негативных социальных последствий, разводов, адюльтеров, семейных драм на фоне измен, и детям приходится расти без отцов. Одной из основных целей многоженства в Исламе является как раз защита прав ребенка. К целям многоженства следует отнести также сохранение института семьи, а также стремление защитить общество от негативных явлений и аморальных примеров.
Многоженство в Исламе имеет неоспоримую пользу. Его следует рассматривать не как обязанность, а как решение дозволенное, если оно несет в себе стремление разрешить моральную или социальную проблему. В дозволении многоженства есть несомненная польза и мудрость, которая заложена в него. С помощью многоженства мужчина, женатый на нескольких мусульманках, оказывается защищен от прелюбодеяний, оно оберегает от греха тех мужчин, которые не могут быть удовлетворены только одной женой.
С помощью многоженства решается вопрос защиты женщины от тех любителей страстей, которые присматриваются к одинокой женщины и пытаются увлечь ее на сторону греха.
Еще одна несомненная польза многоженства – это стремление дать мужчине и женщине возможность увеличить потомство. Многоженство в Исламе несет в себе и еще одну очень важную функцию – оно охраняет мусульманский народ от нечестия и всевозможных болезней.
Есть два вида талака: раджи и баин.
Талак раджи — это такой талак, после которого можно вернуть жену без совершения повторного акта нике в течение периода идды. А если время идды выйдет, то можно возобновить брак путем совершения нике. В терминологии исламского семейного права это называется «руджу».
Идда — это период выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину. Период идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Срок идда составляет 4 месяца и 10 дней, а в случае беременности — до родов. Женщину, которая находится в периоде идды, называют ихдад. В течение идды бывший муж обязан обеспечивать ее всем необходимым.
Талак баин (безотзывный развод) — это такой талак, после которого вернуть жену без совершения нового акта никаха невозможно.
Это все — в том случае, если муж дал жене один или два развода. А если муж выдал троекратный талак (то есть дал три развода), то теперь муж и жена не смогут воссоединиться. Такой талак называется «талак муголляза». Это развод, исключающий возможность возобновления брака.
Что говорится о разводе в исламе?
Ислам не поощряет разводы. Это, если говорить мягко. В Коране он называется «самым ненавистным из дозволенного». Религия призывает к уважению и терпению между супругами, к взаимной заботе в отношениях между ними.
Ислам требует, чтобы супруги использовать все способы для сохранения семьи и урегулирования конфликта. При этом допускается, что могут быть такие ситуации, когда супружеские отношения лучше разорвать. Но развод в исламе не правило, а лишь исключение из него. Это крайнее средство решения проблем в семье.
Коран предписывает мужчинам разводиться только с женщинами «дурного нрава», исправить который не удается, а терпеть – не хватает сил. Также допускается расторжение брака с супругой, не соблюдающей законы шариата. Иными словами, причина для подобного шага должна быть весьма веской.
В мусульманском мире институт брака – это часть религии. И если человек желает, чтобы с точки зрения религиозных канонов развод считался легитимным, он должен выполнить определенные требования.
Условия для развода и расторжения никаха
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.
Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.
В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.
Как мусульманская религия подходит к вопросу развода
Как и большинство других религий, ислам придерживается традиционных ценностей. Поэтому к разводам он относится отрицательно. Однако он признает право супругов на подобное решение, но с серьезными оговорками.
В Новом Завете развода нет вовсе, брачные узы считаются нерасторжимыми. Такая бескомпромиссность кажется чрезмерной, потому что требует от людей практически недостижимого морального совершенства. Когда семейные отношения разрушены, совместная жизнь приносит лишь страдания, которые лучше остановить.
В иудаизме процедура развода, наоборот, излишне проста. У евреев муж может развестись с супругой, если она ему перестала нравиться. Достаточно дать ей специальное письмо. Более того, развод с «плохой» женой считается обязанностью мужа. Женщина не может инициировать расторжение брака. Жена иудея имеет право просить суд развести ее, но для этого у нее должны быть очень веские причины. Муж может бросить жену, даже не дав ей письмо. В таком случае она останется без мужа и с непонятным статусом. Найти нового супруга ей будет крайне проблематично.
Можно сказать, что в вопросе разводов ислам, по сравнению с христианством и иудаизмом, выбрал «золотую середину». Мусульманский подход позволяет решать острые противоречия в семье, не доводя дело до крайностей. При этом он сохраняет ограничения и дает супругам время и возможность изменить свое решение. В Коране подробно выписана процедура расторжения брака.
Развод в мусульманском мире – это «предохранитель» от греховных ситуаций, на которые вынуждены идти люди, не способные получить в семье того, чего они хотят. Талак позволяет им найти новых партнеров и получить шанс на счастливую семейную жизнь.
Развод в руках мужа — почему?
Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.
Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.
Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.
Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.
У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.
В случае развода исламский закон учитывает потребности детей и гарантирует заботу о них.
Финансовая поддержка детей – как в период брака, так и после развода – зависит только от отца. Суды имеют право назначить отцу принудительную выплату пособия на ребенка, если это необходимо. Сумма выплат может обсуждаться, она должна соответствовать финансовым возможностям мужа.
Исламское законодательство предусматривает, что опеку над детьми может осуществлять тот, кто находится в хорошем состоянии в плане физического и психического здоровья, а его материальное положение позволит лучше удовлетворять потребностей детей.
Исламские юристы имеют различные мнения по поводу того, как это лучше всего сделать. Некоторые из них признают, что ребенок после развода в исламе в определенном возрасте должен жить с матерью, а если он старше – то с отцом. Другие высказываются за то, что можно позволить старшим детям высказывать свое предпочтение. Как правило, признается, что матери лучше всего заботятся о маленьких детях и девушках.
Поскольку среди исламских ученых существуют разногласия по поводу местонахождения детей, встречаются различия по этому вопросу на уровне местного законодательства. Во всех случаях, однако, основная проблема заключается в том, что о детях должен заботиться подходящий родитель, который может удовлетворить их эмоциональные и физические потребности.
Брак и развод в мусульманских странах
Что же касается семейного права, то в начале 19 века начался процесс кодификации норм мусульманского права.
Материально обеспечивать в эти месяцы — обязан. В вашем же случае, когда нет желания думать о перспективе и все уже решено, можно ограничиться одним разводом, после которого через три менструальных цикла вы имеете полное право выйти замуж за другого желанного вам мужчину.
Иногда указывается, что свидетели должны быть мусульманам. Что касается форм традиционного брака в раннем исламе, то основными были: гарем султана, временный брак, левират, сорорат, умыкание, обменный брак. Семейное законодательство здесь содержит немало положений, заметно отличающихся от традиционных принципов мусульманского права и более полно отражающих потребности нынешнего этапа общественного развития этих стран.
Российское законодательство запрещает полигамию, в отличие от мусульманского семейного права. Российское законодательство считает развод личным делом супругов. Российским правом не ограничено число разводов.
Мусульманским правом число разводов ограничено тремя (со своими особенностями).