Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как написать и подать жалобу в ФАС?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если в прессе или Интернете появилась заведомо недостоверная или ложная информация, которая порочит имидж или репутацию бизнеса, то его собственнику (уполномоченному лицу) следует сразу же обратиться к главному редактору СМИ, чтобы заставить его удалить такие сведения.
На что можно пожаловаться
Для создания положительного имиджа и популяризации реализуемых товаров (услуг) компании тратят колоссальные финансовые ресурсы на свое развитие, совершенствование линейки продуктов, разработку торговых марок и их рекламу. Но все это может не привести к желаемому результату, если ее конкурент решит действовать незаконными методами, такими как:
- Распространение заведомо неточных, искаженных и ложных сведений. Под этим подразумевается любое публичное сообщение (в том числе и в Интернете) о фактах или событиях, которых точно не было в действительности. Кроме того, нарушением может считаться то обстоятельство, что конкурент сообщил о себе ложные сведения (например, указал в качестве своего постоянного клиента какую-то известную личность), чтобы улучшить имидж своей компании.
- Некорректное сравнение товаров или услуг для дискредитации компании или ее продукции. За счет этого у потребителей формируется предвзятое отношение, и они начинают все чаще приобретать товары только определенного производителя.
- Распространение недостоверных сведений о месте производства, качестве товара, его свойствах и условиях использования. Чтобы получить конкурентное преимущество, компания может указать на использование эксклюзивных технологий или публиковать на своем сайте заведомо ложную информацию о низком качестве товаров конкурентов.
- Введение в оборот нового товара с использованием результатов чужой интеллектуальной деятельности (другого предприятия или организации). Типичный пример – это когда новая компания при выходе на рынок регистрирует торговую марку, внешний вид которой имеет много общего с популярной торговой маркой другого предприятия. Как вариант, чтобы быстро увеличить объемы сбыта без больших денежных вложений, может использоваться другой эффективный прием недобросовестной конкуренции: продажа товара в упаковке, цвет, форма и оформление которой полностью идентичны фирменной упаковке узнаваемого бренда.
- Использование, получение и разглашение информации, которая является коммерческой тайной (это может быть состав ингредиентов продукции, технологический процесс и т. д.). Под этим подразумевается нарушение режима конфиденциальности, что приводит к убыткам и финансовым потерям.
- Реализация планомерной ценовой политики, направленной на устранение конкурентов. В большинстве случаев речь идет о демпинге – намеренной продаже товаров по заниженной цене (даже ниже себестоимости).
- Силовое воздействие: поджоги, шантаж, физическое устранение, демонстрация силы и т. д.
- Уклонение от налогов через серую зарплату: конкурент выплачивает работникам минимальный оклад официально, а оставшуюся сумму выдает наличными.
- Прием на работу нелегальных сотрудников, готовых трудиться без соцпакета и трудового договора.
Ответственность за недобросовестную конкуренцию
Лицо, совершившее акт недобросовестной конкуренции, может быть привлечено как к гражданско-правовой, так и к административной ответственности.
Нарушитель обязан возместить убытки, причиненные конкуренту в результате акта недобросовестной конкуренции.
При этом убытки включают в себя как реальный ущерб, так и упущенную выгоду. Таким образом, доход, не полученный конкурентом из-за распространения негативных ложных сведений о его товаре, также будет подлежать возмещению.
Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена ст. 14.3, ст. 14.33 КоАП РФ:
нарушителям (юридическим лицам) грозят штрафы в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
В отдельных случаях размер штрафа исчисляется с учетом размера суммы выручки нарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Сроки рассмотрения и решение
В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.
Рассмотрение жалобы по 223-ФЗ осуществляется в семидневный срок после ее регистрации. Но, если комиссии ФАС посчитает, что в обращении недостаточно информации, период принятия решения может быть однократно продлен на 7 рабочих дней.
Заявителю следует учитывать, что законодательство допускает срок 3 дня на регистрацию обращения. Если же специалисты ведомства решат, что основание заявления не относится к их компетенции, документ перенаправляется в иной орган, в чьи обязанности входит решение данной проблемы. В таком случае заявителю приходит уведомление о передаче обращения в другое ведомство с обязательным указанием реквизитов и контактов получателя.
Как можно обжаловать решение ФАС по жалобе?
Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражном суде в течение 3 месяцев со дня принятия антимонопольной службой решения или выдачи предписания. Для этого необходимо обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд по месту нахождения отделения ФАС, выдавшего обжалуемое предписание.
Как и сама жалоба, исковое заявление должно быть составлено по правилам делового письма, кратко, лаконично и обоснованно. Лучше всего придерживаться следующей последовательности изложения:
- шапка документа с указанием наименования суда, реквизитами истца и ответчика;
- описательная часть заявления, раскрывающая обстоятельства дела;
- мотивировочная часть, содержащая обоснование доводов и требований истца, в том числе ссылки на нормы закона;
- просительная часть с указанием конкретных требований в отношении ответчика.
После подачи заявления в арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
Для физического лица размер госпошлины при обращении в арбитражный суд составит 300 рублей.
Например, в структуре правительства Москвы действует Главное контрольное управление, в правительстве Санкт-Петербурга — Комитет государственного финансового контроля.
Основным направлением их деятельности является контроль за расходованием бюджетных средств:
расчет НМЦК, планирование, обоснование закупки, расчеты и учет по заключенным контрактам.
Обращения можно направить в письменном виде по почтовому адресу и в электронном виде на электронную почту или через сервис «Электронная приемная».
Текст жалобы должен содержать Ф.И.О., реквизиты организации, обратный адрес, изложение сути нарушения, при наличии — подтверждающие документы. Порядок рассмотрения установлен законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Ответ направляется заявителю в течение 30 дней со дня регистрации. На основании поступивших жалоб контролеры:
проводят внеплановые проверки; выдают предписания об устранении нарушений;
составляют протоколы об административных правонарушениях;
обращаются в суд о признании недействительными результаты закупок.
Порядок рассмотрения спора
В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.
ФАС может запретить заключать контракт, пока не рассмотрит жалобу. Остальные действия проводят в обычном порядке. Например, если жалобу подали после проведения аукциона, то заказчик рассматривает вторые части заявок и выпускает протоколы, но контракт не подписывает.
За следующие три дня ФАС рассмотрит жалобу. В этот период она может запросить у госзаказчика и ЭТП документы и информацию. Контрольный орган решает признать жалобу:
- необоснованной — процесс торгов продолжается без изменений;
- обоснованной или частично обоснованной — ФАС предписывает исправить нарушения, например, изменить документацию, отменить протоколы и вернуть закупку на какой-либо этап, отменить всю закупку и провести заново.
Наличие в Российской Федерации антимонопольного законодательства и антимонопольной службы вовсе не означает, что монополизма, как такового, в РФ не существует. Он существует везде, в том числе и в России, в виде естественных монополий: например, сети железных дорог, государственных монополий или концернов, таких, как Газпром.
Политика демонополизации нацелена, таким образом, не против явления монополизма, как такового, а против бесконтрольного монополизма, подрывающего основы малого и среднего бизнеса, поскольку в условиях бесконтрольного монополизма конкуренция практически невозможна.
В рамках данной статьи мы не ставим себе задачу провести экскурс в основы политической экономики. Просто без осознания самой системы антимонополизма невозможно будет представить себе весь спектр вопросов, которые могут быть отнесены к ведению ФАС.
Основания для обращения в ФАС
К антимонополистам можно обратиться с жалобой по любому вопросу, так или иначе касающемуся создания препятствий в свободной конкуренции, а именно:
- с жалобой на действия должностных лиц, отказывающих в регистрации товарного знака или торговой марки;
- с жалобой на недобросовестность рекламы;
- с жалобой на навязывание монополистом сопутствующих услуг, например, услуг страхования;
- с жалобой на недобросовестность ценообразования, например, намеренное снижение цен с целью вытеснения с рынка конкурентов;
- с жалобой на нарушения условий конкурсов на получение подряда (так называемые откаты);
- с жалобой на результаты торгов и аукционов;
- с жалобой на отказ заказчика признать результаты тендера;
- с жалобой на сокрытие полностью или частично сведений о проводимых конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.
Время, отведенное законом антимонопольной службе для принятия решения по жалобе, варьируется в зависимости от оснований жалобы. Так:
- жалобы, касающиеся нарушений антимонопольного законодательства, рассматриваются в срок от 30 до 60 дней;
- жалобы, касающиеся нарушений Закона РФ «О контрольной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд» – до 5 дней;
- жалобы, касающиеся нарушений в сфере рекламы, рассматриваются в срок от 30 до 60 дней;
- жалобы, касающиеся нарушений в градостроительной деятельности, рассматриваются в срок от 7 до 14 дней;
- жалобы, касающиеся нарушений в сфере закупок и услуг, регламентированной Законом РФ «О контрольной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд», рассматриваются в течение 7 дней.
В любом случае минимальное значение срока для рассмотрения является установленным по умолчанию. Дни свыше минимального срока могут быть использованы только при необходимости сбора дополнительной информации.
Монополистическая деятельность
Государство допускает возможность образования естественной монополии на том или ином рынке, однако весьма строго следит за «гигантами» рынка, которые могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения соответствующего товара на товарном рынке, устранять конкурентов с рынка, затруднять доступ к этому рынку и т.д. При этом, чтобы государство считало ту или иную организацию или группу лиц (ст. 9 Закона 135-ФЗ) «достаточно большой» для совершения подобного нарушения, достаточно доказать, что субъекты занимают «доминирующее положение» в соответствии со статьёй 5 Закона о защите конкуренции.
К примеру, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, признается субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если не будет доказано обратное.
Пункт 10 статьи 4 Закона 135-ФЗ содержит определение «монополистической деятельности»: это «злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью».
Получается, по смыслу закона, монополистическая деятельность – это не любая деятельность монополистов (или близких к ним по сути участников рынка), а деятельность, направленная на удовлетворение своих интересов с помощью своего доминирующего положения на рынке.
К таким действиям могут быть отнесены:
- 1) любые злоупотребления (ст. 10 Закона 135-ФЗ) субъектов, занимающих доминирующее положение, своим положением (включая установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, изъятие части товара из обращения, если это приведёт к росту цены на товар в целом; навязывание контрагенту невыгодных и (или) необоснованных условий договора; необоснованные отказ или уклонение от заключения договоров с отдельными покупателями и т.д.);
- 2) заключение ограничивающих конкуренцию соглашений (создание картелей, ст. 11 Закона 135-ФЗ);
- 3) согласованные действия, ограничивающие конкуренцию (ст. 11.1. Закона 135-ФЗ).
Как правильно составить жалобу в ФАС на недобросовестную конкуренцию
Конкуренция – страшная вещь. Люди прибегают к незаконным методам в попытках устранить конкурента. Если вы столкнулись с подобным явлением, немедленно пишите жалобу, терпеть такое не стоит. При таких раскладах нужно обращаться в ФАС.
Стоит учитывать и соблюдать все требования для подачи жалобы, иначе она будет отклонена:
- обращение должно быть составлено в письменном виде на имя руководителя антимонопольной службы региона, в котором подается документ;
- в жалобе в обязательном порядке должна присутствовать дата подачи заявления, подпись жалующегося, описание конфликта, ссылки на законы, подтверждающие Вашу правоту, причины написания заявления, подробная информация о подающем жалобу, а именно почтовый адрес, ФИО и контактный номер телефона. На данные, которые Вы оставили, будет отправлен ответ с решением проблемы;
- еще требуются документы и материалы, подтверждающие нарушение со стороны недобросовестного конкурента.
Способы подачи документа
Существует несколько способов обращения в ФАС. Стандартный вариант подачи – написание жалобы по форме, соблюдая все вышеупомянутые критерии, и дальнейшая отправка по адресу 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3.
Это адрес центрального аппарата, чтобы узнать региональный, зайдите на официальный сайт. Каждый имеет право прийти лично в офис и написать нужное заявление по предоставленной на месте форме. Не стоит забывать и про электронные способы подачи, а именно через почту или тот же официальный сайт.
Для этого зайдите на сайт и воспользуйтесь кнопкой «Обратиться в ФАС», после чего заполните все поля. Это важно, ведь если заполнить не все или же заполнить некорректно, жалоба даже не будет отправлена и уж тем более не будет рассмотрена.
Как написать жалобу на недобросовестную конкуренцию
Повышение цен поставщики объясняют трудностями с таможенным оформлением данного продукта, хотя каких-либо нормативных актов, изменяющих данную процедуру, в последнее время не принималось. Как подать жалобу в фас россии в году Поделиться Заявление о недобросовестной конкуренции в УФАС поможет защититься на рынке предпринимательской деятельности.
Зачастую процесс недобросовестной конкуренции сознательно инициируется сторонней компанией, чтобы увеличить собственную прибыль за счет принижения деловой репутации хозяйствующего субъекта. Внимание При выявлении подобных случаев компания может подать заявление о недобросовестной конкуренции в УФАС.
Наш адвокат знает нюансы вопроса антимонопольное регулирование конкуренции и готов Вам помочь. Недобросовестная конкуренция и жалоба в антимонопольную службу Не позднее 10 дней от даты публикации итогового протокола — для конкурса; протокола заявок на участие или протокола проведения мероприятия — для аукциона;
протокола рассмотрения корректировочных заявок — для запроса котировок. Не позднее 10 дней От даты протокола при определении поставщика или исполнителя закрытым способом Не позднее 30 дней Для оспаривания действий оператора электронной торговой площадки До окончания срока, отведенного для подачи заявок При оспаривании положений документации о проведении закупок До заключения контракта При обжаловании действий во время рассмотрения вторых частей заявок конкурсантов на участие в аукционе Если установленный законом срок подачи жалобы в ФАС пропущен, обжаловать действия или бездействие стороны по договору или оператора электронной площадки пострадавшая сторона может только через Арбитражный суд. Заявление о недобросовестной конкуренции Не может быть выдан ответ, если для его формулирования потребуется раскрыть государственную тайну.
Образец заявления о нарушении законодательства РФ о рекламе
- Использование товарного знака или его частей в своих целях, не обращая внимание, что другой предприниматель осуществил его регистрацию в установленном законом порядке;
- Демпинг цен, злонамеренное снижение цены в целях исключить конкуренцию на рынке;
- Распространение сведений порочащих чужой бренд с целью снижения доверия к нему;
- Также не исключено, что виновными в недобросовестных действиях могут оказаться несколько компаний, которые объединили свои усилия в борьбе с маленькими конкурентами;
- Игра на бирже с ценными бумагами, акциями с целью подрыва деятельности компании;
- Иные случаи, когда без защиты нашего адвоката сложно восстановить справедливость.
Коломиец Д. Автор статьи на примерах объясняет, какие формы недобросовестной конкуренции существуют; каковы последствия отсутствия конкуренции; как действовать в случае, когда участники товарного рынка ведут себя недобросовестно; как продвигать и рекламировать свою продукцию, не нарушая принципов добросовестной конкуренции. Об этом и многом другом читайте в статье. Основные понятия Ст.
Недобросовестная конкуренция – это любые действия, направленные на получение определенных преимуществ при осуществлении коммерческой деятельности, которые противоречат нормам действующего законодательства и создают неравные условия для развития и освоения рынка. За счет этого компания или индивидуальный предприниматель лишается возможности полноценно продвигать свои услуги, продавать товары и наращивать базу клиентов из-за их оттока к конкуренту, что приводит к сокращению объемов прибыли или прямым убыткам.
В виду того, что недобросовестная конкуренция может стать причиной банкротства или прекращения коммерческой деятельности, оказавшись в такой ситуации, следует постараться как можно быстрее выявить нарушителя и подать жалобу на его действия, что предусмотрено положениями антимонопольного законодательства. Кроме того, в судебных инстанциях можно попытаться получить компенсацию убытков, если удастся доказать, что они возникли по вине конкурента.
Использование методов недобросовестной конкуренции влечет за собой административную ответственность при условии, что это будет доказано в ходе судебного разбирательства. Кроме того, пострадавшее лицо (компания, индивидуальный предприниматель и т. д.) может обратиться в арбитражный суд для компенсации причиненного ущерба, если он был получен вследствие использования конкурентом незаконных способов ведения бизнеса, что будет подтверждено соответствующими материалами или документами. С другой стороны, подать иск может и та сторона, которая была уличена ФАС в недобросовестной конкуренции, если она не согласна с принятым решением и хочет добиться отмены штрафных санкций в судебном порядке.
Успех судебного процесса во многом зависит от объема доказательной базы и опыта юриста, который будет представлять в суде интересы пострадавшего лица. Если ему удастся доказать, что действия конкурента были недобросовестны и противоречили не только деловой этике, но и нормам профильного законодательства, в отношении нарушителя будут использованы методы дисциплинарного воздействия, предусмотренные действующим законом. Ему также могут запретить использовать узнаваемый «чужой» бренд, выпускать продукцию в упаковке, которая похожа на упаковку известной торговой марки, или в принудительном порядке заставят дать опровержение недостоверной информации.
Основные полномочия ФАС
Основные полномочия ФАС России прописаны в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» и в Федеральном законе «О защите конкуренции».
Итак, согласно действующему законодательству, Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия:
- Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства физическими и юридическими лицами, некоммерческими организациями, внебюджетными фондами и т.д.;
- Осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
- Осуществление контроля за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций;
- Возбуждение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
- Обращение в органы в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- Обращение в арбитражный суд с исками о нарушении антимонопольного законодательства;
- Участие в судебном рассмотрении дел, связанных с применением и/или нарушение антимонопольного законодательства;
- Ведение реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
- Размещение в интернете решений и предписаний, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц.