Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земельного участка с 1 января 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одним из главных изменений в законодательстве о земле, которое вступит в силу в 2024 году, будет процесс изъятия неиспользуемых земельных участков. Согласно новому закону, государство будет иметь право изъять земельные участки, которые не используются в течение определенного периода времени.
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
- Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
- После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
- В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
- Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
- Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).
- При наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые сторона по настоящему Договору оферты не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, срок исполнения обязательств в соответствии с настоящим Договором отодвигается соразмерно времени, в течение которого продолжают действовать такие обстоятельства, без возмещения каких-либо убытков. К таким событиям чрезвычайного характера, в частности, относятся: наводнения, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, оседание почвы, иные явления природы, эпидемия, пандемия, а также война или военные действия, террористические акты; перепады напряжения в электросети и иные обстоятельства, приведшие к выходу из строя технических средств какой-либо из сторон.
- Сторона, для которой создалась ситуация, при которой стало невозможно исполнять свои обязательства из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, обязана о наступлении, предположительном сроке действия и прекращения этих обстоятельств незамедлительно (но не позднее 5 (пяти) рабочих дней) уведомить в письменной форме другую сторону.
- В случае спора о времени наступления, сроках действия и окончания обстоятельств непреодолимой силы заключение компетентного органа в месте нахождения соответствующей Стороны будет являться надлежащим и достаточным подтверждением начала, срока действия и окончания указанных обстоятельств.
- Неуведомление или несвоевременное уведомление стороны о начале действия обстоятельств непреодолимой силы лишает ее в дальнейшем права ссылаться на них как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему Договору.
- Если обстоятельства непреодолимой силы и/или их последствия продолжают действовать более 30 (тридцати) календарных дней подряд, то Договор, заключенный на условиях настоящей Оферты, может быть расторгнут по инициативе любой из сторон путем направления в адрес другой стороны письменного уведомления.
Ожидаемые результаты изъятия неиспользуемых земельных участков
Изъятие неиспользуемых земельных участков в 2024 году имеет огромный потенциал в достижении нескольких важных результатов. Во-первых, этот шаг позволит более эффективно использовать существующие земельные ресурсы, что особенно актуально в условиях ограниченности земельных площадей. Таким образом, будет создана возможность для строительства новых объектов, развития инфраструктуры и реализации различных проектов, способствующих экономическому и социальному развитию страны.
Во-вторых, изъятие неиспользуемых земельных участков позволит улучшить территориальное планирование и оптимизировать использование земельных ресурсов. Это позволит улучшить благоустройство и развитие территорий, а также повысить качество жизни населения. Кроме того, освобождение земель от неиспользуемых участков способствует борьбе с земельной спекуляцией и неэффективным использованием земли, что является одной из наиболее актуальных проблем в современном обществе.
Итак, ожидаемые результаты изъятия неиспользуемых земельных участков в 2024 году связаны с оптимизацией использования земельных ресурсов, развитием строительства и инфраструктуры, улучшением благоустройства территорий и качества жизни населения, а также борьбой с земельной спекуляцией. Этот шаг сыграет важную роль в достижении устойчивого и эффективного развития страны, внедрении современных технологий и стимулировании экономического роста.
Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав
В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.
А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.
В чём суть ужесточения закона?
До сих пор процесс отчуждения земельного участка был довольно сложной задачей. Комиссия в рамках федерального земельного надзора (контроля) проводила проверку, «устанавливала факт неиспользования земли» и должна была подтверждать этот факт в течение следующих трёх лет.
Если за три года собственник земли так и не приложил усилий, чтобы нарушение устранить (выкорчевать кустарники, избавиться от многолетних сорняков), орган надзора мог обратиться в суд и прекратить право собственности нерадивого хозяина на указанный участок.
На деле изъять «запущенную» сельхозземлю оказалось непросто: за три года владелец мог продать участок, изменить его категорию, начать процедуру банкротства, снять участок с кадастрового учёта.
Обязательный трёхлетний период ожидания перед обращением в суд приводил к тому, что земля оставалась без дела шесть и более лет.
Минсельхоз намерен устранить эти бюрократические препоны: органам исполнительной власти позволят обращаться в суд сразу, как только будет установлен факт неиспользования земли.
Как происходит изъятие земли
Изъятие земли для государственных нужд проходит как принудительный выкуп земли у граждан или юридических лиц — собственников земельных участков. То есть вашу землю покупают — выплачивают компенсацию (согласно части 4 ст. 281 ГК РФ). Это происходит точно так же, как и при изъятии жилого помещения (будь оно расположено на земле и в многоквартирном доме), согласно ч. 5, 6, 7 ст. 32 ЖК РФ: «Возмещение (то есть сумма) за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения».
Закон предоставляет право (а не обязанность) органу исполнительной власти в начале выявить и найти собственника участка. Но власти не намерены тратить рабочее время чиновников на поиски владельцев участков — чтобы не выплачивать компенсацию. Собственникам «лакомых» земельных участков нужно самим следить за всеми объявлениями в газетах и в Интернете. К сожалению, государство не обязано адресно уведомлять каждого собственника о том, что их участок необходим государству.
Чиновники поступают просто. Согласно пункту 3 статьи 56.5 Земельного кодекса РФ, не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд они размещают в средствах массовой информации (газетах, специально предназначенных для опубликования нормативных актов соответствующего уровня), и на официальном сайте органа местного самоуправления — в сети «Интернет» сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Если собственник вовремя узнает эту важную информацию, и заявит о своем существовании, то администрация муниципалитета направит ему заказным письмом с уведомлением о вручении проект соглашения (по сути, это — договор купли-продажи земельного участка). Вы его читаете, смотрите предлагаемую выкупную цену за участок и дом, думаете.
Выгодное ли это предложение, или такая компенсация не принесет вам ничего кроме разорения и неудобств, ведь приобретали вы свой земельный участок чтобы пользоваться им с максимальной пользой и прибылью, а не для того, чтобы неожиданно лишиться его, да еще и остаться с долгами (как пример) или нести затраты по переезду или передислокации своего предприятия.
Все рассчитав и обдумав, вы либо соглашаетесь с предложенной суммой выкупа участка для государственных нужд, либо нет, и в ответе пишете, что вы оцениваете ваш дом и землю вот за такую-то стоимость. Администрация рассматривает ваш ответ и делает второе предложение — либо соглашается на вашу цену, либо повторно предлагает ту же самую выкупную цену.
Комментарий к ст. 284 ГК РФ
1. Законодательство закрепляет принцип целевого использования земельных участков. Собственники земельных участков и иные пользователи обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (ст. 42 ЗК). Нарушение данного требования может выражаться как в активных действиях — использовании по иному назначению, нежели предусмотрено для данного земельного участка, так и в пассивном поведении правообладателя — когда он не совершает необходимых действий по использованию земельного участка. Последствием такого поведения правообладателя может быть принудительное изъятие земельного участка. Комментируемая статья устанавливает условия изъятия земельных участков, порядок изъятия установлен ст. 286 Кодекса, а также земельным законодательством. Изъятие осуществляется путем продажи с публичных торгов. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В случае если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, начальная цена изъятого земельного участка определяется с учетом исключения из нее расходов на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие установленным требованиям. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости земельного участка (ст. 54.1 ЗК). Особенности принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению установлены ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
2. Положения комментируемой статьи распространяются только на земельные участки, предназначенные для ведения сельского хозяйства, также жилищного или иного строительства, поскольку бесхозяйственное отношение к данным категориям земельных участков затрагивает не только частные интересы, но и общественные.
Изъятие возможно только по истечении трехлетнего срока. Более длительный срок может быть установлен законом. Течение трехлетнего срока начинается не с момента приобретения либо предоставления земельного участка, а по истечении времени, необходимого для освоения участка. Соответственно, при решении вопроса о принудительном изъятии подлежит установлению период времени, необходимый для освоения земельного участка. Законодательство не дает определения понятия «освоение земельного участка». В теории под ним понимают осуществление подготовительных мероприятий к использованию этого земельного участка по целевому назначению (например, проведение изыскательских работ, оформление необходимой строительной документации). Данное правило не применяется к земельным участкам сельскохозяйственного назначения: срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в установленный трехлетний срок. Факт неиспользования земельного участка доказывается лицом, требующим изъятия. В отношении земель сельскохозяйственного назначения Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369 установлен перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В установленный трехлетний срок не засчитываются периоды, в течение которых земельный участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Речь идет прежде всего о чрезвычайных ситуациях, которые в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяются как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Информация о стихийном бедствии по общему правилу относится к общеизвестным фактам федерального либо локального уровня в зависимости от масштабов бедствия, однако собственник земельного участка, ссылающийся на данное обстоятельство, должен доказать, что чрезвычайная ситуация препятствовала использованию земельного участка.
3. Изъятие земельного участка является крайней мерой, которая должна применяться к правообладателю лишь при неэффективности применения иных мер воздействия, в частности мер административной ответственности. Данный вывод следует из п. 1 ст. 286 Кодекса. По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проверок нарушений требований законодательства к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности (ст. 71 ЗК, п. 5 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Выкуп земельных участков: изменения с 01.07.2024
С 1 июля 2024 года в России вступает в силу новый порядок выкупа земельных участков, который будет регулировать процесс приобретения земли для различных целей.
Одним из ключевых изменений является упрощение процедуры выкупа земли. Ранее для получения земельного участка необходимо было пройти сложную и долгую процедуру предоставления земли в аренду и дальнейшего выкупа. Однако, с новыми правилами, заявитель может напрямую выкупить землю без аренды, что ускорит процесс приобретения и сделает его более простым.
Упрощение процедуры выкупа земли также будет сопровождаться изменениями в стоимости земельных участков. Стоимость земли будет определяться на основе оценки специальных комиссий, учитывая такие факторы, как расположение, назначение участка и его площадь. Такие изменения позволят более точно установить рыночную стоимость земли и защитят интересы самого государства и заявителей.
Важно отметить, что новый порядок выкупа земельных участков предусматривает возможность приоритетного выкупа для некоторых категорий заявителей. Так, предоставление земли будет облегчено для инвесторов, которые планируют реализовать проекты с высокой степенью социальной значимости или важности для экономики региона.
Новые требования к заявителям
С 1 июля 2024 года вступают в силу новые требования для лиц, желающих приобрести земельные участки. Теперь заявители должны соответствовать следующим критериям:
1. Гражданство Российской Федерации. Только граждане РФ имеют право на выкуп земли.
2. Отсутствие ограничений в правах. Заявитель не должен иметь запретов или ограничений на пользование земельными участками. Также необходимо быть судимым, иметь задолженности по налогам и иным платежам.
3. Наличие средств для оплаты. Заявитель должен предоставить документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты стоимости земельного участка.
4. Целевое использование участка. Заявитель должен ясно указать цели использования земли, а также предоставить документы, подтверждающие право на осуществление соответствующей деятельности.
5. Соответствие требованиям земельного законодательства. Заявитель должен быть осведомлен о требованиях земельного законодательства и согласен их соблюдать.
Соблюдение данных требований является обязательным для всех, кто планирует приобрести земельный участок после 1 июля 2024 года. Только заявители, отвечающие данным критериям, могут претендовать на участок и получить разрешение на его выкуп.
Важные компоненты выкупа земельных участков
Основными компонентами выкупа земельных участков являются:
1. Определение цели и задачи выкупа – необходимо четко определить цель и задачи выкупа земельных участков. Это может быть разработка жилой или коммерческой недвижимости, строительство дорог или коммуникаций и т.д. Каждая цель требует своего подхода и выполнения определенных требований. 2. Исследование рынка недвижимости – перед выкупом земельных участков необходимо провести детальное исследование рынка недвижимости. Это позволит определить стоимость участков, установить цены и предложить адекватные условия для всех участников операции выкупа. 3. Правовое оформление операции выкупа – этот компонент включает в себя заключение договоров купли-продажи земельных участков, проверку юридической чистоты их собственности, а также получение всех необходимых разрешений и документов. 4. Финансовая составляющая – важный аспект выкупа земельных участков. Он включает расчеты бюджета операции, определение источников финансирования, подготовку необходимых документов для получения кредитов и т.д. 5. Учет экологических и технических аспектов – при проведении выкупа земельных участков необходимо учитывать экологическую и техническую составляющую. Это включает проверку земли на наличие загрязнений, оценку технической готовности участков и соответствие требованиям градостроительных норм. Новые правила предоставления земельных участков в аренду
С 1 марта 2024 года вступают в силу новые правила предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов. Это означает, что для аренды земли больше не потребуется пройти процедуру аукциона или конкурса.
Согласно новым правилам, земельные участки будут предоставляться в аренду на основании заявления, поданного заинтересованным лицом. Заявления будут рассматриваться в порядке очереди.
Однако, следует учитывать, что новые правила касаются только земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности. Для получения земельного участка под коммерческие или промышленные цели, по-прежнему потребуется пройти торги или конкурс.
С целью упростить процедуру аренды и сделать ее более доступной, новые правила также предусматривают упрощение требований к заявке и сокращение времени на ее рассмотрение. Теперь заявитель должен представить только необходимые документы, подтверждающие его право на аренду земельного участка.
Новые правила предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов нацелены на стимулирование развития сельского хозяйства и обеспечение фермеров доступными средствами для развития своего бизнеса.
С 1 января 2024 года вступают в силу ключевые изменения в процессе изъятия земли. Эти изменения направлены на совершенствование процесса изъятия земельных участков, а также на повышение прозрачности и эффективности данной процедуры.
Одним из основных изменений является более подробное регулирование порядка изъятия земли. Теперь устанавливаются четкие критерии и условия, которые должны быть соблюдены для проведения данной процедуры. Это способствует устранению произвола и неопределенности при изъятии земельных участков и обеспечивает каждому участнику процесса равные условия.
Также введены новые требования к организации и проведению публичных слушаний по изъятию земли. Теперь для проведения слушаний необходимо уведомлять всех заинтересованных лиц заранее и обеспечивать доступ к информации о предстоящих слушаниях. Это позволяет гражданам и организациям, затронутым изъятием земли, активно участвовать в процессе принятия решения и защищать свои права и интересы.
Кроме того, введена возможность обжалования решений органов, осуществляющих изъятие земли. Если решение признано незаконным или несоответствующим установленным критериям, оно может быть отменено судебным решением. Это является важным механизмом защиты прав граждан и организаций от неправомерного изъятия земельных участков.
Срок решения об изъятии земли действует в течение трех лет
Со дня принятия и в течение 3 лет действует решение об изъятии, которое возможно обжаловать в суде по закону. Есть у собственника право обжаловать возможность построения в другом месте гособъектов, обоснованность и сам факт решения, ну и конечно условия выкупа (пп. 13, 14 ст. 56.6 ЗК РФ).
За изымаемое имущество, государство обязуется компенсировать в виде другой недвижимости или же в денежном эквиваленте. Собственник сам решает какой выбрать вариант компенсации. Ввиду того, что происходит выкуп земли государством у вас, то вам определяют цену выкупа и сумму, какая будет уплачена вам.
Оценивается рыночная стоимость и несмотря на то, что собственник готов договориться с госорганом о цене, но оценщика хоть как придется привлекать.
Для оценки убытков собственника берутся такие данные и включаются в выкупную цену, как: скважина, хозяйственные постройки, наличие многолетних насаждений, расходы связанные с переездом собственника.
Государство вправе не компенсировать цену недвижимости, если она не соответствует целевому назначению земельного участка. Смотреть в пп. 2, 8 ст. 56.8 ЗК РФ. Не входят для компенсации и постройки, какие были построены уже после уведомления об изъятии земельного участка.
Вам обязаны прислать проект соглашения на изъятие недвижимости для подписания вами (п. 2 ст. 56.9 ЗК РФ). В нем должны быть указаны сроки и порядок расчетов компенсации. А вы можете предложить свой вариант, либо согласиться с представленным (п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ).
Похожие записи: