Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения предрейсового технического контроля 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Договор на предрейсовый осмотр транспортных средств механиком – это стандартный юридический документ. Он может быть составлен между транспортной компанией и специальной организацией или ИП. Организовать ИП и зарабатывать на услугах (ИПать) может и сам механик, обладающий необходимой квалификацией и опытом работы.
о проведении технического осмотра транспортного средстваг. «» 2023 г.Гр. , паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
Составить документ может приглашенный или штатный юрист, можно найти образец договора на техосмотр автомобиля в Интернете.
В процессе переговоров заказчика и исполнителя рекомендуется уточнить перечень выполняемых работ и стоимость.
Важно! При выборе подрядчика на предрейсовый осмотр не стоит выбирать самого дешевого. Такие организации подходят к работе формально. Не достигается основная задача деятельности –безопасность движения.
Образец договора оказания услуг предрейсового (послерейсового) медосмотра (существенные дополнения)
Каждая транспортная компания, включая ИП, имеет особенности работы. Поэтому, скачав типовой образец договора, его подгоняют под деятельность предприятия, медорганизации и действующих на тот момент требований в сфере ПМО. Ряд общих условий дополняют данными, которые считаются существенными.
- Соглашение на оказание/получение услуг предрейсового мед. осмотра заключают между 2 сторонами. Запрещается привлечение третьих лиц – посредников. Компания, имеющая договоренности, не имеет права включать в него водителей иных организаций, сторонних физических лиц.
- Соглашение между заказчиком и исполнителем проведения медосмотра может быть только возмездным. Оплата производится по факту предоставленного объема услуг или предварительно, если указан абонентный тип тарифа.
- Документ предполагает договоренности на принципах добросовестности. Поэтому сведения, вносимые сторонами должны носить правдивый характер. Учитывают нормативные требования и правила прохождения пред-; послерейсового медицинского осмотра работников, опираются на российское законодательство.
Главное – соглашение не только регламентирует сотрудничество между двумя организациями или физическими лицами, но и предполагает ответственность за нарушение условий или взятых на себя обязательств по надлежащему выполнению медосмотра и своевременной оплате полученных услуг.
Как и куда вносится отметка о проведении контроля?
С 1 марта 2023 года согласно п. 13 Приказа Минтранса № 390 от 28.09.2022 г. дата, время и результат проведения техконтроля должны быть проставлены должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств и заверены его собственноручной подписью на бумажном носителе либо электронной подписью в электронном путевом листе с указанием его фамилии, имени и отчества.
Также с 1 марта действует новое правило о том, что по результатам проведения предрейсового (предсменного) контроля техсостояния ставится обязательно одна из двух отметок:
- отметка «выпуск на линию разрешен», проставляемая ответственным должностным лицом в путевом листе в случае, если при контроле не выявлены несоответствия установленным требованиям на основании соответствующей записи, внесенной в журнал регистрации результатов контроля техсостояния ТС;
- отметка «выпуск на линию не разрешен» – если при контроле выявлены указанные несоответствия.
Правовые особенности и нюансы приказа о предрейсовых осмотрах
12 п. Приказа Приказа Минтранса №390 от 28.12.2022 указывает на необходимость наличия отметки с фразой «предсменный просмотр прошел, к трудовым обязанностям допущен», если водитель успешно прошел медконтроль перед выходом в рейс. Компания организует предрейсовый просмотр, однако в отметке утверждается, что водитель прошел предсменный осмотр. Поэтому появляется недопонимание, какую формулировку следует использовать. К тому же Приказ Минздрава России №835 от 15.12.2014 для такой же ситуации предусматривает указание о том, что водитель прошел предрейсовый осмотр. В соответствии с п. 16 Положения указанного Приказа, необходимо использовать такую формулировку: «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». В результате на сегодняшний день в российском законе есть две инструкции о том, как оформлять путевые листы, причем обе из них противоречат друг другу по смыслу. Предполагается, что фактически данные формулировки не окажут особого значения. В то же время возможны и другие последствия: например, если допустить ошибочную формулировку, то в действие вступит ст. 12.31.1 КоАП РФ. В соответствии с пунктами 2 и 3, если перевозка проводится с несоблюдением требований, относящихся к организации технических или медосмотров, то физическое лицо рискует столкнуться со штрафом в размере 3 000 ₽, должностное – 5 000 ₽, юридическое – 30 000 ₽. Итак, если воспользоваться неправильной формулировкой, то есть вероятность получить штраф.
Ежедневный предрейсовый технический осмотр
Ежедневный предрейсовый техосмотр транспортных средств проводится дважды в день: до выезда машины и после возвращения с рейса.
Если водитель ТС поменялся, оформляется еще один путевой лист, на котором также ставится отметка о прохождении ТО. Отметка включает в себя: дату и время ТО, подпись и Ф. И. О. контроллера.
Техосмотр должен проводиться в специальном помещении (боксе), которое должно быть оснащено:
- ямой для ТО;
- прибором проверки схождения;
- шинным манометром;
- прибором, определяющим рулевой люфт;
- прибором проверки и настройки фар;
- мобильной лампой;
- газоанализатором;
- слесарным инструментом.
Кроме этого помещение должно отапливаться и хорошо проветриваться и иметь комнату отдыха для контроллеров.
При проверке транспортного средства механик заполняет журнал учета прохождения предрейсовых ТО. Это обязательный документ для всех организаций. Унифицированной формы документа нет. Журнал должен включать следующие графы:
- информация об автотранспорте (модель, марка, номер регистрации);
- ФИО водителя машины;
- дата и время проверки;
- отметка о прохождении проверки;
- подписи водителя и проверяющего.
Образец журнала предрейсового ТО выглядит следующим образом:
Скачать журнал предрейсового ТО
ПТОТС должны проводить все компании-перевозчики. За нарушение этого требования предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
Установлены следующие штрафы:
- для физических лиц – 3000 руб.;
- для должностных лиц – 5000 руб.;
- для юридических лиц – 30 000 руб.
Важно помнить, что страховая компания может отказаться возмещать убытки при ДТП, если машина не прошла ТО. При аварии страховщик обязательно проверит все документы, в том числе и путевые листы. Оспорить действия страховой компании можно в суде, но даже если суд примет сторону предприятия, выплата страховки затянется надолго.
Законодательные основы
Порядок ежедневного предрейсового и послерейсового осмотра регулируется законодательством Российской Федерации. Согласно ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой людей или доставкой грузов, обязаны обеспечить соответствие транспортных средств техническим нормам и требованиям безопасности дорожного движения и не выпускать на линию неисправные автомобили.
Также правила проведения технического осмотра перед каждой сменой или рейсом регламентируются Приказом Минтранса России от 08.08.2018 N 296 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств”.
Предрейсовый осмотр должны проходить все транспортные средства, перевозящие пассажиров и грузы. К их числу относятся автобусы, микроавтобусы, грузовые и легковые автомобили (в том числе такси). При этом речь не обязательно ведется о коммерческом транспорте. Даже если автомобиль, принадлежащий организации, перевозит хотя бы одного пассажира, он обязательно должен проходить ежедневный техосмотр.
Для того чтобы удовлетворить требования законодательства, существует определенный порядок прохождения предрейсового осмотра автомобиля.
Приказ о проведении технического контроля ТС
Распоряжение о предсменном техническом осмотре автотранспортных средств утверждено приказом министра транспорта от 8.09.18 №296 до 2021 года. 15 января 2021 года был издан Приказ Министра транспорта №9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предсменного или предвыездного технического осмотра транспортных средств».
На его основании руководители организаций и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить выпуск транспортных средств на линию в исправном техническом состоянии. Требования распространяются на физических и юридических лиц, использующих транспортные средства для перевозки пассажиров и грузов, независимо от цели поездки.
Даже при поездке в личных целях необходимо заполнить путевой лист с обязательными данными. Одним из них является предрейсовый технический осмотр. Квалификация механика, ответственного за доставку автомобиля на дорогу в исправном состоянии, чрезвычайно важна. Невыполнение или нарушение обязанности по проведению технического осмотра транспортного средства перед поездкой влечет за собой административную ответственность.
Примечание: Предыдущее постановление Министерства транспорта № 141 отменено, и в нем подробно изложены новые требования к предрейсовому осмотру. Если что-то непонятно, действуйте на основании обязательных атрибутов накладной. Если на прошлом ТС нет отметки о прохождении ТО, вы не имеете права садиться за руль.
- Проводят внешний осмотр ТС.
- Проверяют, исправны ли замки на дверях, багажнике и капоте.
- Диагностируют работу тормозов.
- Проверяют, работает ли ручник – стояночный тормоз.
- Выявляют (если они есть) неисправности рулевого управления (не должно быть люфтов выше нормы и должны отсутствовать стуки).
- Обязательно проверяют работу световых приборов и звукового сигнала: в дороге от их исправности зависит многое.
- Работают ли стеклоочистители: в дождь или снег движение с неработающими дворниками запрещено.
- Выясняют заряд аккумуляторной батареи.
Во время проверки механик вместе с водителем осматривают набор автомобилиста, в котором в обязательном порядке должны быть следующие предметы:
- Огнетушитель, у которого не истек срок годность.
- Аптечка, у которой не истек срок годности.
- Домкрат в рабочем состоянии.
- Трос и петля для буксировки авто.
- Знак аварийной остановки.
Для определения отсутствия утечек авто поднимают на подъемнике. Следов утечек технических жидкостей в гидравлических системах не должно быть. Все шины, в том числе и запаску, проверяют, определяя давление. В случае если они слабые, подкачивают их. Прорези и грыжи на них должны отсутствовать.
Если во время осмотра авто выявили неисправности, обнаружили отсутствие исправного противопожарного оборудования или аптечки, механик не подпишет выпуск на линию, но поставит в известность Заказчика услуги об этом.
Особенности проведения процедуры
Приказ Минздрава № 835н устанавливает следующие нормы, касающиеся вопросов проведения предрейсовых медосмотров водителей:
- они должны проводится перед началом смены, c целью выявления различных вредных факторов, а также состояний здоровья, при которых водитель не может приступать к своим трудовым обязанностям;
- осмотры организует и финансирует наниматель;
- медосмотры проводят работники, имеющие необходимую квалификацию, подтвержденную соответствующими документами и предоставляющую им право заниматься медицинской деятельностью.
Штамп технический предрейсовый осмотр пройден
Проведение ТО, ТС. Перед началом движения (выездом с места парковки) подтверждает подпись механика с указанием даты и времени в путевом листе. Если обратиться к Приказу №296 п. 12 (см. таблицу), там говорится про отметку. Это маленький штамп со словом «Пройден», как показано на образце. Фраза: «Отметка о предрейсовом техническом состоянии ТС» в специальном поле — это элемент бланка путевого листа.
Согласно Приказу №152 (18/09-08 г.), п. 16, О порядке заполнения п/л слово «Штамп» заменено на «Подпись». Поэтому для подтверждения прохождения техконтроля ТС штамп не требуется вовсе, но и не запрещен. Главное, чтобы стояла подпись контролера, фамилия с инициалами, дата и время, подтверждающие осмотр. О чем производится запись в журнале регистрации тех состояния автотранспорта.
Будет правильным, если контролер вместо большого штампа, включающего длинный текст о проведенном ПТО, поставит о, заверит сведения подписью в путевом листе и внесет такие же данные в журнал.
Договор предрейсовый технический осмотр
Если возможность принятия в штат механика-контролера соответствующей требованиям российского законодательства квалификации, не рассматривается, остается — заключение договора с компетентными специалистами. Где их искать, какие варианты есть: 1. Обратиться в транспортную компанию, где такой специалист есть. Если у него будет время подъехать к месту парковки вашего авто, он сможет провести предрейсовый ТО. К сожалению такие сотрудники загружены работой на своем предприятии. 2. Узнать в ближайшем от стоянки ТС автосервисе, смогут ли они ежедневно проводить ПТО и нести ответственность за выпуск исправного авто на линию. 3. Лучший вариант — обратиться в компанию, которая специализируется на оказании услуг по ПТО. У нас хватит специалистов, чтобы в любое, удобное для вас время, провести осмотр ТС на месте парковки. Кроме этого, в случае аварии доставят авто в ремонтную мастерскую. Они несут материальную ответственность за качество своей работы и мн. др.
Позиция судов и свобода договора
Договор, составляемый по усмотрению сторон, предполагает свободное изложение. Но только в тех случаях, когда по предмету соглашения отсутствуют законодательные акты. Используя типовой Образец, проверьте Условия, перечисленные Обязательства на соответствие требованиям Закона.
Согласно статьям 421и 422 ГК РФ требования к объему оказываемых услуг предрейсового медосмотра сотрудников ограничены рамками Законов и нормативов, регламентирующих действия сторон. Прописывая условия с обязательствами, нельзя выдвигать собственные, идущие в разрез с Трудовым, Гражданским кодексом; Приказами Минздрава, Минтранса; рекомендациями Ространснадзора. Лучше основные законы перечислить в документе.
Если правовые нормативы, действующие на момент заключения соглашения, изменились, то, несмотря на это, прописанные условия сохраняют силу. В случае оказания услуг по предрейсовым медосмотрам правило работает частично. Поэтому требования к сторонам необходимо корректировать, опираясь на новые поправки российского законодательства в области мед. контроля водителей до и после рейса или смены (ст. 422 ГК РФ).
Законодательные основы
Порядок ежедневного предрейсового и послерейсового осмотра регулируется законодательством Российской Федерации. Согласно ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой людей или доставкой грузов, обязаны обеспечить соответствие транспортных средств техническим нормам и требованиям безопасности дорожного движения и не выпускать на линию неисправные автомобили.
Также правила проведения технического осмотра перед каждой сменой или рейсом регламентируются Приказом Минтранса России от 08.08.2018 N 296 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств”.