Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Верховный суд разобрался, как узаконить самовольную постройку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы получили отказ от ГЗК или Росреестра, есть еще один вариант, как узаконить незаконную постройку на своем участке: через суд. Ответчиком будет выступать муниципальная структура, которая выдала отказ. Иск подается в районный суд по месту расположения незаконного строения. Пакет документов будет схожим с тем, который подготавливался для обращения в ГЗК. Необходимо доказать, что самовольная постройка или реконструкция здания не влечет за собой нарушения градостроительных, строительных требований, не представляет опасности для жизни и здоровья граждан, не затрагивает интересы третьих лиц.
Последовательность действий узаконить самострой
Когда постройка уже возведена, остается лишь выбирать, каким именно способом удастся урегулировать проблему самостроя:
- более простой вариант – административный порядок согласования;
- при возникших затруднениях – через исковое заявление в суд.
Самострой: суть понятия
В широком смысле под понятием «самострой» подразумевается постройка какого-либо предназначения, возведенная на участке земли без уведомления соответствующих органов и получения от них официального разрешения на строительство (параграф 222 Гражданского Кодекса). Проще говоря, это любые объекты недвижимости, выполненные самовольно и без согласования с администрацией.
Самостроем признают:
- здания, возведенные на земельном участке, не оформленном надлежащим образом;
- объекты недвижимости на территориях, не предназначенных для застройки;
- строения, построенные без согласования с местными властями и получения от них разрешения не подобную деятельность;
- постройки, чье возведение осуществлялось с нарушениями норм градостроения и пожарной безопасности.
Она должна находиться либо в собственности, либо в аренде по договору аренды.
Если документов на участок у вас нет, следует получить свидетельство о праве собственности на землю.
Для этого необходимо обратиться в местную Регистрационную палату (или МФЦ) с пакетом документов:
- заявлением,
- паспортом,
- правоустанавливающими документами на владение землей (это свидетельство о вступлении в наследство, договор купли-продажи, акт о приватизации, дарственной или пр.),
- кадастровым паспортом (при условии, что производилось межевание и участок поставлен на учет в Кадастровой палате),
- квитанцией об оплате пошлины.
Если земля арендована, в договоре обязательно должна быть информация об участке: адрес или местоположение, площадь и границы, кадастровый номер, категория земли и ее целевое назначение. Иначе договор может быть признан недействительным.
Ввод квартиры в эксплуатацию и обновление данных
Чтобы окончательно узаконить перепланированную квартиру, снова нужно собрать пакет бумаг, который включает в себя решение комиссии, паспорта всех собственников помещения, положительное заключение администрации и обновленный техпаспорт. Принести необходимо как копии, так и оригиналы для сверки. Разрешение выдается спустя тридцать дней после подачи заявления.
Последний шаг ‒ это обновление информации в кадастровом реестре. Обратитесь в Многофункциональный центр или Росеестр со всеми документами, которые были сделаны для получения разрешения и подтверждения законности перепланировки, приложив также диск с техническим планом от кадастрового инженера и разрешение на ввод в эксплуатацию. Выписку из Единого государственного реестра вы получите через неделю. На этом все, перепланировка в квартире выполнена законно и в соответствии со всеми государственными требованиями, а обновленная информация теперь числиться в общей базе данных.
Получить юридическую помощь по вопросу, как узаконить перепланировку в квартире можно на нашем сайте.
Штрафы и изъятие земли за самовольное строение
Если же вы не оформите право собственности (или аренды) на земельный участок под самовольным строением, или не получите разрешение на его строительство, или же проиграете дело в суде по оформлению самостроя, и если эти нарушения будут длиться достаточно долго, то есть будут носить системный характер, то «внезапно» на земельный участок приходят сотрудники «земельного контроля» с проверкой.
Они проверят ваши правоустанавливающие документы на строения и на земельный участок. Если при проверке документов и фактов они обнаружат один из признаков незаконной постройки, то последуют следующие санкции за незаконное строительство на земельном участке:
- Комиссия земельного контроля составит Акт об обнаружении нарушений Земельного законодательства Российской Федерации. Сделает вам предписание — «устранить выявленные нарушения» с указанием конкретных сроков для устранения этих нарушений.
- Спустя некоторое время комиссия снова посетит ваш участок с целью узнать, выполнили ли вы их предписание. То есть, либо оформили разрешение и узаконили самострой, либо снесли незаконное строение на данном участке.
Если ситуация на тот момент времени останется без изменений, то далее последует:
- 1. Штраф до 50 тысяч рублей;
- 2. С 1 июля 2018 года хозяину земли, который не снес незаконное сооружение в установленный срок, грозит изъятие земельного участка. В Земельном Кодексе РФ появилась норма, разрешающая лишать гражданина права собственности на землю при неисполнении хозяином участка решения Суда о сносе или реконструкции постройки в установленный предписанием срок (пункт 12 статьи 55.32 ГрК РФ). Оплачивать снос естественно будет тот, кто строил этот объект.
- 3. Если комиссия застанет вас в разгар строительства здания без разрешения, то вы не приобретете права собственности на здание и не сможете поменять участок (продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки). То есть распоряжаться и пользоваться самостроем будет нельзя: он должен быть или снесен, или реконструирован.
Предусмотренные нормативными документами причины для сноса «самостроя» в Москве
Правительством Москвы 08.12.2015 года было принято Постановление №829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы». В нем содержится информация по всем объектам, будь то здания, сооружения, которые государство причислило к самовольно возведенным.
Все сооружения, которые возводятся (создаются) в городской черте Московского городского округа на участках земли, и не оформленные должным образом, законодательно причисляются к «самострою» и подлежат сносу. Законодательно запрещено возведение строений на территориях и землях общего пользования.
Количество объектов, которые подлежат сносу, в несколько раз увеличилось с тех пор, как было подписано Постановление! Сперва должностными лицами планировалось осуществить снос ста четырех незаконно построенных объектов. Но последняя редакция нормативного документа увеличила число подлежащих сносу построек до трехсот восьмидесяти шести.
В 2019 году московской Мэрией была предложена компенсация в размере 55,5 тысяч рублей, выдаваемый за каждый метр квадратный сооружения, если будет проводиться самостоятельный его демонтаж.
Следует иметь ввиду, что 11.12.2013 года были внесены поправки в Постановление правительства Москвы № 819-ПП. В данном нормативном документе расширен перечень зданий и сооружений, которые могут попадать под понятие «самовольная постройка».
Гражданское законодательство, исходя из изложенной в ст.3 ГК РФ информации, состоит из таких нормативных актов, как Гражданский кодекс и федеральные законы его дополняющие. На федеральном уровне власти и министерства могут издавать собственные акты, в которых будет содержаться иное толкование ГК РФ с некоторыми пояснениями. При этом имеется оговорка о том, что данные нормативные акты должны издаваться в определенных пределах, предусмотренных ГК РФ.
С 11.12.2013 года сносу также подлежат имеющиеся на определенной земельной территории постройки, которые никак не могут быть отнесены к объектам капитального строительства. Это дополнительное требование, установленное Постановлением, в разы увеличило количество самостроя.
Сносить имеют право по следующим двум основаниям:
- При осуществлении регистрации сооружений и построек, как объекта недвижимого имущества.
- При наличии у гражданина свидетельства о государственной регистрации права собственности, оформленное по всем нормам современного законодательства.
ГК РФ передает права на издание актов, которые включают в себя информацию о нормах и правилах гражданских прав, правительству столицы. Исполнительная власть, тем не менее, не имеет права транслировать акты, которые расширяют нормы, четко установленные гражданским законодательством. Таким образом, незаконно вносить дополнительные причины для сноса «самостроя» в нормативные документы.
Как исключается из перечня объект?
Объекты подлежат исключению из перечней, которые опубликованы в Постановлении № 819-ПП, в случае соблюдения всех этапов проверки и положительного решения комиссии. При этом, обязательно должны быть выполнены все условия сторон и оплачены имеющиеся штрафные санкции.
Отдельным пунктом ГЗК описывается процедура обязательного исключения объектов из перечня, которую проводят специально поставленные для этих целей должностные лица. Все вопросы, касающиеся осуществления вопросов исключения объектов из перечня, осуществляются, как показывает практика, в течение 30 рабочих дней.
Бывает так, что в момент исключения объектов из списка город распечатывает на собственников иски, которые утверждают, что их объекты являются самовольными постройками и подлежат сносу. В данном случае, город, при предоставлении противоположного решения комиссии, обязан сразу же отозвать все имеющиеся и противоречащие официальным документам иски. Вся информация об исключении тех или иных самовольных построек подлежит включению в отдельный пункт протокола ГЗК.
При невыполнении заинтересованным лицом принятых на него обязательств, например, сдача экспертизы или оплата штрафных санкций, Протокол тут же подлежит отмене!
О некоторых вопросах, возникающих в связи с легализацией построек в порядке «дачной амнистии»
Дачная амнистия — упрощенный порядок постановки на кадастровый учет и регистрации права на недвижимое имущество, без обязанности направить уведомление о планируемом строительстве и об окончании строительства в контрольные органы (ч. 12 ст. 70 Закона о государственной регистрации недвижимости[1]).
В порядке дачной амнистии можно зарегистрировать жилой или садовый дом, если они расположены на садовых земельных участках, а также участках для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
В этом случае государство легализует постройку посредством проведения правовой экспертизы поданных в Росреестр документов. Застройщику не требуется взаимодействовать с иными государственными и муниципальными органами.
Фактически правовой режим дачной амнистии значительно упрощает легализацию жилых и садовых домов, позволяя ограничиваться лишь техническим планом и декларацией об объекте недвижимости.
При этом незначительные полномочия Росреестра по осуществлению правовой экспертизы могут служить основанием для различного рода злоупотреблений со стороны лиц, легализующих постройки в порядке дачной амнистии.
Жизненный пример, исходя из практики Правового центра «Два М» – возведение хостела (магазина, фитнес-клуба, казино и пр.), соответствующего параметрам для легализации постройки как жилого или садового дома.
В этом посте я расскажу, что проверяет Росреестр при учете недвижимых объектов в порядке дачной амнистии, а также какие могут быть риски признания зарегистрированных в порядке дачной амнистии объектов самовольными постройками.
- Относительно границ правовой экспертизы при легализации постройки в порядке дачной амнистии.
- До 1 июля 2023 года применялась прежняя редакция Закона о государственной регистрации недвижимости.
В соответствии с ч. 13 ст. 70 Закона в прежней редакции в предмет «росреестровской» проверки при легализации постройки в порядке дачной амнистии входят установление соответствия постройки:
- сведениям, содержащимся в ЕГРН (в том числе о зонах с особыми условиями использования территории);
- предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом.
В соответствии с разъяснениями Росреестра, содержащимися в письме от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21, проверке подлежат именно предельные параметры объекта капитального строительства, установленные п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса (ГрК), а не параметры, устанавливаемые для земельного участка правилами землепользования и застройки, полномочия по проверке которых возложены на уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган исполнительной власти.
В п. 39 ст. 1 ГрК установлены параметры объекта индивидуального жилищного строительства:
- этажность – не более 3 наземных этажей;
- высотность – не более 20 метров;
- состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;
- не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Как указано в Письме приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по причине несоблюдения минимальных отступов от границ земельных участков, в том числе со ссылкой на несоблюдение положений строительных норм и правил или свода правил, выходит за рамки данного основания — превышает пределы правовой экспертизы, в том числе при реализации положений части 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ.
По сути Росреестр, проверяя постройку, фактически смотрел на ее этажность, высотность, а также установленные в отношении земельного участка зоны с особым использованием охраняемых территорий.
Судебной практикой подтверждается то обстоятельство, что отказ в осуществлении регистрации жилого дома по причине нарушений параметров разрешенного строительства, установленных для конкретного земельного участка, являлся незаконным.
Такой вывод сделала СКАД Верховного суда РФ в кассационном определении от 20.10.2021 N 4-КАД21-47-К1: Росреестр должен «проверять соответствие строения параметрам объекта недвижимого имущества, а не предельным параметрам разрешенного строительства».
В таком случае, что мы имеем?
А имеем мы следующее: до 1.07.2022 года в порядке дачной амнистии можно было зарегистрировать право на постройку, возведенную с различными нарушениями градостроительного и земельного законодательства. Главное, чтобы параметры объекта соответствовали перечисленным в п. 39 ст. 1 ГрК параметрам жилого дома, а также отсутствовали ЗОУИТ, препятствующие размещению ОКС на земельном участке.
- Вступивший 1.07.2022 г. в силу Федеральный закон от 30.12.2021 N 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширил предмет правовой экспертизы Росреестра при проверке документов, опосредующих легализацию жилого дома в порядке дачной амнистии.
Так, в силу п. 2 ч. 13 ст. 70 Закона о государственной регистрации в действующей редакции Росреестр проверяет представленные документы на соответствие предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом и правилами землепользования и застройки, за исключением соответствия минимальным отступам от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений.
Таким образом, с 1.07.2022 г. Росреестр при легализации жилого дома проверяет документы на предмет соответствия жилого дома правилам землепользования и застройки.
- Тем не менее даже в новой редакции Закона о государственной регистрации Росреестр не может проверить легализуемый объект в том объеме, который позволяет исключить различные злоупотребления со стороны застройщиков.
По-прежнему Росреестр не в состоянии определить соответствие возведенной постройки техническим регламентам, а также реальное целевое назначение легализуемого как жилой или садовый дом объекта.
Более того, в п. 1 ч. 13 ст. 70 Закона о государственной регистрации указано, что Росреестр проверяет построенный объект на соответствие ограничениям, установленным в зонах с особыми условиями использования территорий, сведения о которых внесены в ЕГРН.
В настоящий момент существенный объем ЗОУИТ не внесен в ЕГРН. Причиной тому служит Федеральный закон от 3.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». По нему до 1.01.2028 года зоны считаются установленными вне зависимости от факта внесения сведений о них в ЕГРН.
При этом имеются основания полагать, что установленный мораторий будет в последствии пролонгирован.
Соответственно зачастую легализация постройки возможна и когда строительство осуществляется в зоне с особыми условиями использования территорий, запрещающей возведение жилых или садовых домов.
- Относительно риска сноса зарегистрированного в порядке дачной амнистии объекта по правилам статьи 222 ГК.
Поскольку в порядке дачной амнистии могут быть зарегистрированы объекты, нарушающие требования технических регламентов, не являющиеся жилыми или садовыми домами, находящиеся в зоне с особыми условиями использования территории, актуальным становится вопрос о возможности признания таких построек самовольными.
Рассмотрим на примере: некто построил дом с нарушением минимальных отступов от границ земельного участка и зарегистрировал его в установленном дачной амнистией порядке. Недовольный такой постройкой сосед обратился с жалобой в уполномоченный орган, который в свою очередь предъявил иск о сносе самовольной постройки.
Можно ли назвать такую постройку самовольной в том смысле, какой в нее вкладывает статья 222 Гражданского кодекса?
Гражданский кодекс признает постройку самовольной, если она возведена:
- на чужом земельном участке не предоставленном в установленном законом порядке;
- на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта;
- без получения необходимых для этого разрешений и согласований;
- с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Конституционный суд также указал, что каждое из вышеперечисленных оснований является достаточным для признания постройки самовольной[2].
Известна позиция высших судов, изложенная в п. 23 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ 10/22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которой наличие регистрации права в ЕГРН на недвижимое имущество не исключает возможности предъявления требования о его сносе как самовольной постройки.
Таким образом, вне зависимости от того, что в отношении построенного объекта Росреестром проведена правовая экспертиза и осуществлена регистрация права собственности в порядке дачной амнистии, сам факт возведения строения с нарушениями законодательства может служить основанием для признания его самовольной постройкой.
Указанные выводы находят отражение и в судебной практике.
Так, например, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в определении от 20.01.2022 по делу N 88-29586/2021 отменил нижестоящие судебные акты, которыми суды ранее отказали в иске департамента о сносе самовольной постройки – жилого дома в связи с тем, что его легализация осуществлена в порядке дачной амнистии. Причиной же отмены судебных актов послужило то обстоятельство, что дом возведен с нарушением плотности застройки, установленной ПЗЗ Сочи.
Аналогичная практика встречается и в случае, когда недвижимость зарегистрирована в ЗОУИТ, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН [3].
Также СКЭС Верховного суда РФ обязала нижестоящие суды выяснить является ли спорный объект жилым домом, что по мнению коллегии имеет определяющее значение при разрешении вопроса о сносе зарегистрированной в упрощенном порядке постройки[4].
Таким образом, нарушение требований градостроительного и земельного законодательства при строительстве капитального объекта не может быть нивелировано за счет регистрации указанного объекта в порядке дачной амнистии.
Очевидно, что сносу могут быть подвержены постройки возведенные:
- с нарушением строительных норм и правил;
- в нарушение правил землепользования и застройки, в частности с нарушением установленной правилами плотности, высотности и этажности постройки;
- с нарушением минимальных отступов, при отсутствии согласия соседа на сохранение постройки;
- в нарушение требования о целевой принадлежности постройки к жилому или садовому дому;
- в зонах с особыми условиями использования территории;
- в пределах границ береговой полосы водного объекта.
Вывод: действительно, возможность легализовать строение на основании одной декларации об объекте недвижимости, а также ограниченные полномочия Росреестра могут служить поводом для возникновения права собственности на объекты, построенные в нарушение действующего законодательства.
Тем не менее, факт легализации постройки в порядке дачной амнистии не освобождает собственника здания от рисков признания возведенного объекта самовольной постройкой в связи с нарушением тех требований, которые не входят в предмет проверки Росреестра.
[1] Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Процесс легализации самостроя. В какие ведомства обращаться, чтобы узаконить самострой?
Рассмотрением запросов по сохранению самостроя занимается Градостроительная земельная комиссия (ГЗК) и Госинспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (ГИН).
Процедура легализации самовольно возведенного или реконструированного здания/строения предполагает следующие шаги:
- анализ имеющихся документов и аудит (обследование) объекта недвижимости;
- сбор и аудит документов на земельный участок, на котором расположен самострой;
- подготовка технической документации: проектной документации, проведения необходимых изысканий и обследований конструкции на предмет её безопасной дальнейшей эксплуатации;
- разработка архитектурно-градостроительного решения (АГР), экспертного заключения о соответствии (ЗОС) и т.д.;
- анализ имеющихся нарушений законодательства и возможности их устранения;
- сбор информации о действиях, предпринимавшихся ранее для легализации постройки (анализ письменных обращений и ответов из ведомств);
- формирование пакета документов, необходимых для узаконивания самостроя: заключение о соответствии объекта градостроительным нормам и правилам (ЗОС), паспорт безопасности объекта; архитектурно-градостроительное решение (АГР), геоподосновы, заключения кадастрового инженера и т.д.;
- обращение в ГИН с просьбой узаконить постройку (прикладывается пакет документов и письмо, в котором необходимо объяснить, каким образом возник несогласованный объект, какие меры предпринимались, чтобы узаконить строительство);
- пакет документов проходит рассмотрение в ДГИ, Москомархитектуре и и иногда в Мосгоргеотресте, позже на рабочих группах Градостройтельной земельной комиссии;
- в случае положительного решения ГЗК собственник получает выписку из протокола заседания о легализации самостроя.
В решении комиссии может быть указание владельцу в части верного оформления земельно-правовых отношений, оплаты штрафа за самовольную постройку (это практически всегда) и выполнение прочих предписаний из протокола ГЗК.
Узаконение самовольных построек через административные процедуры
В порядке, предусмотренном законом РФ, перед обращением в суд необходимо попробовать легализовать строение путём обращения в земельную комиссию, к которой относится участок земли в собственности. Этот процесс займёт намного меньше времени и отнимет у застройщика минимум финансовых средств, по сравнению с разбирательством в суде.
В столице таким административным органом является Московская ГЗК. Комиссия создана в соответствии с Постановлением столичного Правительства №1019-ПП. С 2010 года этот административный орган действует на основании Положения № 528-ПП.
Владелец дома обязан подготовить и отправить в ГЗК письменное заявление, а также несколько установленных законом документов. В первую очередь это выданное после проведения строительно-технической экспертизы заключение. Оно подтверждает факт того, что самовольная постройка не противоречит предусмотренным статьями ГрК РФ нормам и правилам, одновременно не угрожает экологической обстановке, а также жизни, здоровью и безопасности других лиц. Такое заключение после его подписания обязательно нужно отправить в столичный Департамент городского имущества (ДГИ).
Второй обязательной бумагой является согласованное с Москомархитектурой архитектурно-градостроительное решение, которое также должно быть направлено в ДГИ.
Госпошлиной подача заявления в административную комиссию не облагается.
Эта программа была разработана на основании программы по приватизации жилых помещений. То есть, в течение определённого периода времени собственники дачных участков и земельных наделов под ИЖС могли оформить собственность на свои постройки в упрощённом порядке. По своей сути, это легализация самостроя.
Многие россияне долгое время не задумывались о том, чтобы вывести «из тени» сооружения на своих дачных участках. Основной минус в том, что после возникновения права возникнет обязанность по уплате налога на имущество. Многие этого делать не хотят!
С другой стороны, если отчуждать право законным путём, то предметом сделки будет выступать только земля, так как право на неё зарегистрировано. Постройки не могут быть проданы/подарены/завещаны. Соответственно, стоимость такого участка будет намного ниже.
В отличие от программы по приватизации жилья, дачная амнистия имеет свой срок действия. В частности:
- воспользоваться возможностью оформить имущественное право на земельный участок по упрощённой схеме можно до марта 2021 года;
- воспользоваться аналогичной возможностью для незаконной постройки на этом участке можно до марта 2022 года.
Продление произошло в марте 2022 года, когда депутаты вновь обсуждали возможность увеличения срока действия программы и перспективы поступления налоговых денежных средств в бюджет. Поэтому было решено продлить срок действия упрощённого порядка.
Легализация самостроя — «ПГС»
Многие собственники самостроев не торопятся оформлять и легализовывать самострой, не понимая к чему это может привести. А между тем, легализация и оформление самостроя в собственность яаляются очень важной, хотя и не простой процедурой.
Приведем несколько примеров того, к чему может привести уклонение от легализации:
- невозможность продать, подарить, разменять или завещать объект самовольного строительства без его узаконивания;
- невозможность законно и легально подключить коммуникации (водоснабжение, электричество, канализацию и т.д.)
- невозможность взятия кредита под самовольно построенную недвижимость;
- риск сноса объекта в самый неподходящий и внезапный момент (в Москве данный процесс хорошо отлажен, и многие столичные бизнесмены помнят снос своих объектов).
Как узаконивание самостроя было раньше?
Введение дачной амнистии позволило узаконить нелегальные постройки собственникам участков, имеющих статус ИЖС, ЛПХ, а также земель сельскохозяйственного назначения СНТ, ДНП и пр. Процедура была максимально проста и занимала относительно немного времени. Узаконивание проводилось через декларацию, заполняемую собственником.
Для регистрации частного дома или постройки было необходимо уплатить госпошлину и подать заявление. Заявление можно было отнести в органы земельного надзора или воспользоваться услугами МФЦ, приложив к нему декларацию и техпаспорт.
Право собственности на участок можно было подтвердить любыми документами, в том числе, даже устаревшего образца. Например, для успешной регистрации можно было предоставить выписку из похозяйственной книги. Кадастровая документация требовалась в том случае, если земля также была не оформлена.
Какой предусмотрен штраф
Наказание за нелегальное возведение сооружений считается достаточно жестким. И это понятно, поскольку послабление в подобном вопросе повлекло бы за собой захват территорий и хаотичную застройку земельных площадей.
По закону самовольная постройка подлежит ликвидации. Заботы о процедуре ложатся на плечи лица, ответственного за ее возведение. Вдобавок потребуется оплатить штраф.
Статья 9.5 КоАП РФ определяет такие размеры денежного наказания в случае строительства объекта без согласования с местной властью:
- для физических лиц — от 2 000 до 5000 рублей;
- для ИП и должностных лиц — 20 000 – 50 000 рублей;
- для организаций — от 500 000 до 1 млн. рублей.
Использование строения без допуска такового к эксплуатации влечет штраф в размере:
- для физлиц — до 1 000 рублей;
- для ИП — 1000 – 2 000 рублей;
- для предприятий, организаций — от 10 000 до 20 000 рублей.
С 2020 года органам местного самоуправления дозволяется принимать решение о сносе самовольно построенных зданий без обращения в судебные органы. Владелец объекта уведомляется о ликвидации в течение 7 дней.
Шаг 1 судебного оформления — составление иска
Как узаконить постройку на собственном земельном участке? Исковое заявление в суд должно содержать указание на самовольный характер здания и невозможность оформить его иначе, чем судебным путем. Затем описывается, почему нужно признать право собственности за истцом (см. предыдущий раздел статьи об условиях оформления — безопасность строения и т. п.). Истец поясняет, что ему принадлежит земля под постройкой, что именно он является застройщиком.
Как узаконить самовольную постройку, если земля муниципальная? Если земля была передана в аренду под строительство, особых проблем с оформлением у застройщика не будет — иск составляется аналогично иску собственника участка.
Если владелец участка не строил здание, он всё равно может требовать в суде легализации своих прав на самострой. Только придется возместить застройщику расходы на строительство.
Затем нужно сослаться на ст. 222 ГК РФ и попросить суд признать за истцом право собственности на самовольную постройку. Здание следует точно описать — описанием из иска суд будет руководствоваться в своем решении, а Росреестр по этому решению зарегистрирует право. Ошибка в адресе или площади здания может привести к отказу Росреестра.
ВАЖНО! Ответчиком по иску о легализации самостроя на собственном участке будет администрация по месту нахождения объекта (п. 25 постановления Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).