Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ребенок инвалид в группе детского сада». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие родители детей с частичной или полной недееспособностью интересуются, может ли ребенок-инвалид посещать обычный детский сад, ведь частные садики стоят достаточно дорого. Согласно Российскому законодательству, если инвалид не имеет абсолютных противопоказаний к посещению дошкольного образовательного учреждения, то он может посещать детские сады общего типа.
Может ли ребенок-инвалид посещать обычный детский сад
Детский сад для детей-инвалидов обязан предоставить все технические устройства, обеспечивающие свободное передвижение детей с частичной или полной недееспособностью: пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты. Также должны быть организованы условия, помогающие психическому, умственному и эмоциональному развитию детей с инвалидностью.
Однако стоит учитывать, что не каждая организация может предоставить такие условия. Поэтому может возникнуть ситуация, когда родителям придется отправлять чадо в детский сад не по месту прописки.
Работа с детьми-инвалидами в детском саду
Детский сад для инвалидов осуществляет образовательный подход в соответствии со следующими принципами.
- Подход к каждому малышу. Это означает, что воспитатели учтут особенности каждого подопечного и обеспечат необходимые условия для развития и обучения.
- Поддержка самостоятельности. То есть активность, к которой малыш будет проявлять интерес, будет замечена и поощрена, что позволит воспитать цельную и яркую личность.
- Активность в социуме. Это позволяет участникам обучения активно взаимодействовать со сверстниками и развивать коммуникативно-социальные навыки.
- Вариативность. Другими словами, дошкольное образовательное учреждение предоставляет несколько разнообразных программ, помогающих всесторонне развить подопечных.
- Медицинский контроль. Все дети получат медицинскую помощь в соответствии со своими болезнями и нуждами.
Детская площадка для инвалидов
Не менее важным местом для развития детей с частичной или полной недееспособностью является детская площадка, которую могут посещать ребята старшего дошкольного возраста в свободное время. Это поможет развивать им моторные навыки, а также успешнее социализироваться. Однако детская площадка для инвалидов должна отвечать определенным требованиям, чтобы обеспечить безопасность детей. В том числе:
- все перила и ограждения должны иметь специальное покрытие против скольжения, чтобы уменьшить травмоопасность конструкции, углы всех сооружений должны быть мягко закруглены;
- качели должны иметь от земли до сиденья от 40-60 см, перекладина должна быть мягкой;
- верхний участок горок должен быть оснащен ограждениями, а нижний не может возвышаться над землей более чем на 3.5 см.
Оплата труда воспитателей.
Что касается установления доплаты (надбавки) за работу с детьми с ОВЗ, в соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
Для примера ниже приведем несколько нормативных документов субъектов РФ (муниципалитетов), регламентирующих порядок установления доплат воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ.
Субъект РФ (муниципальный район)
Порядок установления компенсационных выплат
Нормативный документ
Евпатория (Республика Крым)
За педагогическую работу в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливается коэффициент специфики работы 0,25 (применяется по факту нагрузки)
Постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 21.08.2017 № 2513-п
За педагогическую работу в группах комбинированного вида (при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ) устанавливается надбавка в размере 15 % к ставке заработной платы с учетом фактической нагрузки (за исключением случаев, если данная деятельность предусмотрена должностными обязанностями работников)
Приказ Департамента образования г. Севастополя от 28.04.2017 № 420
Повышенная плата (в размере 20 % к окладу, ставке заработной платы) за специфику работы устанавливается для педагогических работников:
– осуществляющих образовательную деятельность в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования (коррекционные учреждения);
– осуществляющих образовательную деятельность в отдельных группах и с отдельными обучающимися с ОВЗ
Решение Челябинской городской думы от 26.10.2010 № 18/7*
по адаптированным основным общеобразовательным программам (коррекционные группы)
Еще раз подчеркнем, что условия, порядок осуществления и размеры выплат компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права, и конкретизируются в трудовых договорах работников.
При этом условия оплаты труда, определенные трудовым, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 136 ТК РФ).
Таким образом, если выплата компенсационной надбавки за работу с детьми с ОВЗ предусмотрена вышеперечисленными документами и выполняются все критерии ее начисления, работник вправе обратиться к работодателю с требованием о ее выплате.
Если работодатель откажет в выплате, за защитой своих прав необходимо будет обратиться в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда либо в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии в организации), прокуратуру, а также в суд.
Воспитателю дошкольного учреждения, работающему с детьми с ОВЗ, должна быть установлена норма часов педагогической нагрузки, составляющая 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Названные педагоги имеет право на удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Что касается надбавок к заработной плате, они устанавливаются у каждого работодателя локальными нормативными актами. Именно работодатель в указанных актах определяет, какие доплаты, надбавки и за какую работу должны быть предусмотрены.
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
[3] Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.
у меня в группе 24 ребёнка. 4 из них дети с ОВЗ (решение ПМПК). нет никаких доплат к зарплате, не дополнительного отпуска, не сокращённого рабочего дня. на мою просьбу показать положение об оплате труда, сказали, что у них его нет. что мне делать?
Согласно пункту 4 раздела I Приложения к Постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I Номенклатуры должностей, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, имеют право на ежегодный основной удлинённый оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
Подразделом 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678, предусмотрены следующие должности:
2. Должности иных педагогических работников
Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед
2) Доплата за работу с детьми с ОВЗ и инвалидами должна быть установлена трудовым договором, коллективным договором, соглашением и/или локальным нормативным актом образовательной организации.
Так что требуйте предоставления Вам такого локального документа.
Положен ли воспитателям, а также помощникам воспитателя более длительный отпуск, чем у сотрудников, в чьих группах нет детей с ОВЗ?
Детская инвалидность – это состояние, при котором нормальная жизнедеятельность невозможна ввиду тех или иных патологий в работе организма. Существует 3 группы: 1 – самая тяжелая, 3 – самая легкая. Освидетельствует больного и присваивает категорию медико-социальная экспертиза, которая руководствуется следующими критериями:
- способность к самостоятельному передвижению;
- коммуникативные и когнитивные навыки;
- навыки ориентации во времени и пространстве;
- способность к образовательной и трудовой деятельности;
- способность к самообслуживанию.
Болезни, влияющие на эти умения, и являются причинами детской инвалидности.
Понятие «Ребенок-инвалид»
К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.
Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Детская инвалидность – это состояние, при котором нормальная жизнедеятельность невозможна ввиду тех или иных патологий в работе организма. Существует 3 группы: 1 – самая тяжелая, 3 – самая легкая. Освидетельствует больного и присваивает категорию медико-социальная экспертиза, которая руководствуется следующими критериями:
- способность к самостоятельному передвижению;
- коммуникативные и когнитивные навыки;
- навыки ориентации во времени и пространстве;
- способность к образовательной и трудовой деятельности;
- способность к самообслуживанию.
Болезни, влияющие на эти умения, и являются причинами детской инвалидности.
Может ли ребенок-инвалид посещать обычный детский сад
Многие родители детей с частичной или полной недееспособностью интересуются, может ли ребенок-инвалид посещать обычный детский сад, ведь частные садики стоят достаточно дорого. Согласно Российскому законодательству, если инвалид не имеет абсолютных противопоказаний к посещению дошкольного образовательного учреждения, то он может посещать детские сады общего типа.
Детский сад для детей-инвалидов обязан предоставить все технические устройства, обеспечивающие свободное передвижение детей с частичной или полной недееспособностью: пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты. Также должны быть организованы условия, помогающие психическому, умственному и эмоциональному развитию детей с инвалидностью.
Однако стоит учитывать, что не каждая организация может предоставить такие условия. Поэтому может возникнуть ситуация, когда родителям придется отправлять чадо в детский сад не по месту прописки.
Что делать, чтобы получить льготу ребенку инвалиду?
Инвалидность назначают по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление на экспертизу дает врач в поликлинике или в психиатрическом диспансере.
МСЭ принимает детей на комиссию по предварительной записи в порядке очереди. Очередь может составлять от 1 месяца. Приехать в бюро придется лично. По телефону можно узнать только время приема. Если вам требуется повторное прохождение комиссии для продления инвалидности — не дожидайтесь окончания срока инвалидности, а записывайтесь за пару месяцев (но не более), которые уйдут на прохождение специалистов.
Как правило, перед комиссией нужно:
- пройти ряд специалистов (все индивидуально, подробности уточняйте у доктора, который дает направление);
- сдать анализы крови и мочи;
- возможно потребуется ЭКГ.
После прохождения всех врачей педиатр пишет эпикриз. Эпикриз представляет из себя справку, в которую внесены все сведения о перенесенных и текущих заболеваниях, прививках и прочее. Будьте внимательны, справка должна быть заверена подписью и печатью: педиатра и заведующего отделением.
Куда обратиться чтобы получить льготу ребенку инвалиду
Пенсионный фонд. Принимает документы на пособие и определяет его размер. Для получения пенсии представителю ребенка нужно подать заявление. Обратится можно в фонд по месту прописки или по месту пребывания. Условия всего два — это подтвержденный статус ребенка-инвалида и постоянно проживание на территории РФ. Пенсия назначается с первого числа месяца обращения за ней. Пенсия назначается на срок в течении которого лицо признано инвалидом.
- Соц. защита. Принимает документы и отправляет запрос в бухгалтерию на получение скидки на оплату ЖКХ. Перед обращением в соц. защиту нужно погасить задолженность по оплате коммунальных услуг. Специалисты центра оказывают помощь в составлении заявления. Скидка назначается в течении месяца. Примите во внимание, что оплата коммуналки должна проходить не позднее 26 числа текущего месяца.
- Налоговая инспекция. Принимает декларацию 3-НДФЛ на получение налогового вычета. Кроме того, налоговый вычет можно вернуть через работодателя. Отличие в том, что в налоговую инспекцию можно подать декларацию лишь за прошедший год, а работодателю за текущий.
- Администрация района. Занимается распределением земли на строительство. Для этого необходимо подать заявление, которое рассматривается в тридцатидневный срок. Земля предоставляется первоочередно без торга в аренду или собственность за плату. За разработкой Индивидуального плана реабилитации следует обращаться также в администрацию.
- ФСС. Распределяет путевки в лагеря и санатории. Для этого подается заявление. Также нужно иметь направление от врача, если лечение не входит в ИПР. В десятидневный срок происходит регистрация по заявке. Путевка предоставляется не позднее 18 дней до даты заезда. Длительность лечения в санатории от 21 до 42 дней с оплатой дороги до места лечения.
Работа с детьми-инвалидами в детском саду
Детский сад для инвалидов осуществляет образовательный подход в соответствии со следующими принципами.
- Подход к каждому малышу. Это означает, что воспитатели учтут особенности каждого подопечного и обеспечат необходимые условия для развития и обучения.
- Поддержка самостоятельности. То есть активность, к которой малыш будет проявлять интерес, будет замечена и поощрена, что позволит воспитать цельную и яркую личность.
- Активность в социуме. Это позволяет участникам обучения активно взаимодействовать со сверстниками и развивать коммуникативно-социальные навыки.
- Вариативность. Другими словами, дошкольное образовательное учреждение предоставляет несколько разнообразных программ, помогающих всесторонне развить подопечных.
- Медицинский контроль. Все дети получат медицинскую помощь в соответствии со своими болезнями и нуждами.
Возможные трудности при реализации прав
Проблемой при исполнении прав и свобод, предусмотренных для инвалидов, выступает несовершенство законодательства. Многоуровневая система реализации — причина длительного и неполноценного выполнения гарантий.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются ребенок и его родители:
- Трудности образования. Коррекционных учреждений мало, в них часто не хватает мест или они значительно удалены от места проживания инвалида. Обычные школы, колледжи, вузы не располагают необходимым оборудованием и специально обученными педагогами;
- Недостаточность материального обеспечения таких семей, медицинских льгот. Большинство процедур, лекарств для ребенка родители оплачивают сами, чтобы не упустить время. Бесплатный план реабилитации часто недостаточен и требует дополнений;
- Необустроенность сооружений, территорий. Это создает сложности при передвижении, лишает человека с ограниченными возможностями самостоятельности;
- Слабая профессиональная подготовка и проблемы с трудоустройством;
- Проблема адаптации в обществе. Сохранение негативного восприятия инвалида, как неполноценного и бесполезного человека.
Для комфортной жизни и счастливого детства ребенку-инвалиду требуется совместная помощь родителей, медицинских работников, учителей, общества. Совершенствуя законодательство о правах таких детей, государство создает благоприятную среду для их физического и духовного развития. Всесторонняя поддержка позволит избавить ребенка и его семью от большинства ограничений и изоляции от общества.
Под здоровьем подразумевают полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Важно! На сегодняшний день до 80% малышей появляются на свет незрелыми. А в период обучения отстают от программы по причине плохого состояния здоровья.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это кроха, имеющий психические или физические нарушения, либо оба вида патологий вместе. Эти нарушения препятствуют нормальному усвоению знаний без создания специальных условий обучения.
Детский сад для детей с ОВЗ становится практически единственным местом, где созданы оптимальные условия для его полноценного развития и воспитания.
ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:
— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);
— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Получение образования детьми–инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 ФЗ № 273). Важно помнить о том, что инвалидность не всегда связана с ограниченными возможностями здоровья в понимании ФЗ «Об образовании». Инклюзивное образование — это обучение ребенка, имеющего специальные образовательные потребности в связи с особенностями его здоровья, в общеобразовательном учреждении. Не все дети с инвалидностью нуждаются в спецусловиях.
Рассмотрим основные права учителей при работе с детьми с ОВЗ.
Что делать, если ребенок не «тянет» программу, которая ему положена по решению ПМПК?
Рекомендуется в первую очередь обратиться к родителям ребенка и объяснить, какие трудности испытывает ребенок, предоставив им контрольные материалы для наглядности. Также следует обратиться в образовательное учреждение с обращением в завучу с запросом о собрании педсовета для оказания помощи ребенку. На педсовет рекомендуется приглашать родителей ребенка.
При рассмотрении ПМПК вопроса о его успеваемости и необходимости понизить программу, следует подтвердить тот факт, что ребенок не усвоил образовательную программу и не был аттестован.
Оценки «3» в журнале свидетельствуют о том, что ребенок справляется с обучением, что свидетельствует о том, что доказательством неуспеваемости ребенка является именно неудовлетворительная оценка «2».
Еще одним промежуточным вариантом для ребенка с ОВЗ является временный перевод ребенка на индивидуальный план обучения.