Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на транспорт в 2023 году и плата налога онлайн». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Житель Астаны, автовладелец с 11-летним стажем, Егор Серегин отмечает, что МРП – величина непостоянная. Но даже если учитывать автопарк в Казахстане, который представлен автомобилями в общей массе с объемом двигателя до 2 л, то, в целом, повышение МРП не так сильно сказывается на бюджете автовладельцев.
Пример расчёта налога за 2022 год для легкового авто (задачка в три действия)
Дано: вам необходимо уплатить налог на легковой автомобиль, с объёмом двигателя 2300 см³.
|
|
|
|
|
Принцип расчета налога на транспортные средства
Ставки налога на транспорт для каждой категории транспортных средств устанавливаются в минимальных расчетных показателях (МРП) и определены в статье 367 Налогового кодекса РК.
Размер минимального расчетного показателя устанавливается законом о Республиканском бюджете и в 2012 году составляет 1 618 тенге.
В общем случае величина налога определяется по формуле:
S налога = K × V × n/12
где:
K — ставка налога в МРП
V — база налогообложения (в зависимости от категории транспортного средства)
n — количество месяцев нахождения объекта в собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления
Базой налогообложения для транспортного налога являются:
- Для легковых автомобилей: объем двигателя (указывается в кубических сантиметрах).
- Для грузовых автомобилей: грузоподъемность (в тоннах).
- Для автобусов: количество посадочных мест.
- Для мотоциклов, мотороллеров, мотосаней, маломерных судов: мощность двигателя (в киловаттах)
- Катера, суда, буксиры, баржи, яхты: мощность двигателя (в лошадиных силах)
- Летательные аппараты: мощность двигателя (в киловаттах)) и т.д.
Налоговые ставки для легковых авто с объемом более 3 000 куб. см, появившихся в РК после 31.12.2013
Объем двигателя, куб. см |
Ставка в месячных расчетных показателях |
3 000 – 3 200 |
35 |
3 200 – 3 500 |
46 |
3 500 – 4 000 |
66 |
4 000 – 5 000 |
130 |
Свыше 5 000 |
200 |
Что такое налог на транспорт?
Налог на транспорт – это установленный законодательно платеж государству от граждан или компаний, организаций, которые имеют в собственности или пользуются машинами (водными или воздушными судами), зарегистрированными на территории Республики Казахстан.
Ежегодным налогом в РК облагаются все транспортные средства (ТС), за исключением:
-
автомобилей специального назначения;
-
тяжелого транспорта, грузоподъемность которого превышает 40 т;
-
морских судов, которые записаны в международном реестре;
-
прицепов.
Фискальный сбор обязаны платить не только владельцы авто, но и те, кто ездит по доверенности или взял машину в лизинг.
Регулирует сбор налоговое законодательство. Контролирует процесс Департамент государственных доходов.
Государство освобождает от фискальных платежей на используемый транспорт следующие категории налогоплательщиков:
-
производителей сельскохозяйственной продукции (полностью или частично, в зависимости от формы деятельности);
-
общественные организации, деятельность которых связана с инвалидами (освобождается от платежей по 1 ед. грузового и легкового транспорта);
-
владельцы ТС, относящиеся к льготникам – многодетные родители, участники ВОВ, инвалиды, лица, имеющие государственные награды;
-
специальный транспорт, находящийся в собственности лиц с инвалидностью (1 ед.).
Налог на транспорт (Казахстан): рассчитать, оплатить, проверить в 2020–2021 году
Объем двигателя, куб. см |
Ставка в месячных расчетных показателях |
3 000 – 3 200 |
35 |
3 200 – 3 500 |
46 |
3 500 – 4 000 |
66 |
4 000 – 5 000 |
130 |
Свыше 5 000 |
200 |
Рынок не ограничивается только легковыми автомобилями. Многие жители нашей страны имеют в собственности грузовые машины, сельскохозяйственную технику, автобусы, мотоциклы. Для этих транспортных средств существуют свои налоговые ставки, которые могут зависеть от грузоподъемности авто, числа посадочных мест, мощности двигателя и иных параметров.
Кто платит налог, а кто – не платит?
Согласно Налоговому кодексу страны, плательщиками налога являются физлица и юрлица, которые имеют в собственности, либо на правах управления транспортные средства.
При этом законодательство предусматривает льготы для отдельных категорий граждан. В частности, освобождены от уплаты налога компании-производители сельхозпродукции, а также руководители хозяйств. Им не нужно платить налог с техники, которая используется для производства продукции.
Также не платят налоги на транспорт структуры государства и учебные заведения, предназначенные для получения среднего образования. Общественные организации инвалидов освобождены от уплаты в отношении 1 автобуса и 1 легковушки с объемом до 3 000 куб. см.
Льготы по оплате налога имеют участники и инвалиды ВОВ, герои СССР и соцтруда, матери со званием «Мать-героиня», лица, получившие национальные ордены, звания. Для них действует освобождение от уплаты налога в отношении одного транспортного средства. Если у граждан обнаружится нескольких автомобилей, то льготу можно получить по машине, которая предусматривает наибольший размер налога.
Налоги платить нужно с любых транспортных средств, кроме автосамосвалов с возможностью подъема на борт более 40 тонн, автомобилей медиков, судов, автомобилей, которые уже облагаются налогом на имущество.
В некоторых случаях закон позволяет приостановить начисление налога. Это случится, если, например, автомобиль гражданина был похищен. По бумагам гражданин все еще является собственником, однако по факту транспортное средство находится в руках похитителей.
Чтобы налоговые органы перестали начислять налог на период розыска транспортного средства, необходимо наличие сведений, которые подтверждают факт начала уголовного дела по делу о похищении. Такие сведения обычно передают налоговикам структуры, отвечающие за регистрацию автомобилей.
Точкой отсчета для остановки начисления налога станет дата начала дела о похищении. Как только дело будет закрыто и соответствующие органы передадут сведения налоговикам, те вновь начнут начислять налог.
За какие ТС нужно платить налог?
Согласно ст. 491 НК РК, облагаются налогом все ТС (кроме прицепов), зарегистрированные в Республике Казахстан. Исключение сделано только для:
- медицинских автомобилей;
- морских судов;
- карьерных самосвалов (грузоподъемностью свыше 40 тн.);
- специальных авто, которые вместо транспортного налога облагаются налогом на имущество.
Следовательно, уплачивать налог необходимо за:
- легковые и грузовые авто;
- мотоциклы;
- тракторы;
- автобусы;
- мотороллеры;
- мотосани;
- катера;
- яхты
- летательные аппараты.
Сроки отчетности и уплаты транспортного налога
Налог начисляется за один календарный год — с 1 января по 31 декабря. Это и есть налоговый период.
- ИП проводят платеж до 1 апреля следующего года и не сдают отчетность. При этом:
- если транспорт нужно зарегистрировать или перерегистрировать, то налог надо уплатить до этих действий;
- если транспорт до покупки не состоял на учете в Казахстане, то налог начисляется за период с 1 числа месяца, в котором приобретен автомобиль, по 31 декабря того же года.
Как рассчитывается налог на транспорт
Граждане РК должны самостоятельно посчитать сумму транспортного налога, который следует отдать государству. Перерасчет производят каждый год.
Размер транспортного налога зависит от следующих показателей:
-
объема двигателя авто;
-
года выпуска и места производства ТС;
-
времени его регистрации в РК;
-
расчетного показателя, установленного государством.
Ставкой для исчисления размера платежа является месячный расчетный показатель (МРП), который правительство установило на 1 января. Значение его пересматривается в зависимости от бюджетного планирования и предполагаемой инфляции на финансовый год.
В 2020 г. МРП для транспортного налога составляет 2651 тенге. Апрельское повышение не учитывается.
При расчете руководствуемся статьей 492 Налогового Законодательства РК, где зафиксирована величина налоговой ставки в зависимости от особенностей технической характеристики машины:
-
Для легковых авто за основную единицу берут объем двигателя в кубических сантиметрах.
-
Для грузовых – грузоподъемность без учета прицепа.
-
Автобусы облагаются налогом в зависимости от числа мест.
-
Для мототранспорта и водных судов учитывают лошадиные силы.
Минимальное значение в 1 МРП предусмотрено для машин, с объемом двигателя до 1100 куб см. Далее ставка растет следующим образом:
-
2 МРП за авто до 1500;
-
3 показателя – от 1500 до 2000 куб. см;
-
9 МРП заплатят владельцы легковых авто, с объемом двигателя выше 3000;
-
117 МРП должны отдать в казну владельцы ТС, если их объем двигателя от 4000 куб. см.
Если налогоплательщик не успел вовремя оплатить положенный фискальный сбор, то налог на транспортное средство ему будет начислен на основании сведений, указанных при регистрации ТС.
Расчет за фактическое время владения производится следующим образом:
-
считаем сумму за год;
-
результат делим на 12;
-
полученное значение умножаем на число месяцев с начала года до момента продажи.
Частные лица должны оплатить сбор за авто до конца финансового года, за который рассчитывается налог.
Если гражданин Казахстана продает машину, то оплата рассчитывается за месяцы фактического владения. Деньги в казну вносят до совершения сделки. Таким образом, продать авто с налоговой задолженностью невозможно.
Новый владелец оплачивает свой налог на общих основаниях, рассчитывая сумму взноса, начиная с месяца приобретения ТС.
Юридические лица обязаны внести транспортный налог до 5 июля. Если транспорт приобретен после этой даты, то оплатить можно до апреля следующего года.
Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей
Для автомобилей, стоимость которых выше 3 млн. рублей предусмотрены повышающие коэффициенты:
Средняя стоимость автомобиля Возраст автомобиля Коэффициент От 3 000 000 до 5 000 000 руб. до 3 лет 1,1 От 5 000 000 до 10 000 000 руб. до 5 лет 2 От 10 000 000 до 15 000 000 руб. до 10 лет 3 Более 15 000 000 руб. до 15 лет 3 Казахстанцы должны стать автомобильной нацией
Известный экономист и автолюбитель Рустем Жансеитов предлагает изменить систему налогообложения на транспорт и пересмотреть ценообразование продукции автопрома. В частности, он считает оптимальной формулу, при которой налог на транспорт входит в стоимость топлива.
«Думаю, самый справедливый подход в формировании транспортного налога – это включение обязательных платежей в стоимость бензина. Тот, кто больше ездит, больше тратит горючего, должен и платить больше. Это мотивировало бы автовладельцев пересесть на более экономичные модели авто. А это очень актуально для нашей страны. Мне, вообще, обидно, что в то время, когда в Европе к 2035 году полностью планируют прекратить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), Казахстан продолжает превращаться в свалку старых машин, ухудшая и без того сложную экологическую обстановку в республике. Смысл внутреннего производства автомобилей всегда в том, чтобы цены на них были ниже мировых. У нас этого нет, хотя на поддержку отечественного автопрома ежегодно тратятся многомиллиардные бюджетные средства. И это какой-то абсурд. Нужно пересмотреть всю схему ценообразования автомобилей и методику расчета суммы первичной регистрации, утильсбора и всех других видов обязательных платежей в сторону снижения, потому что у нас очень дорогие машины», – отметил он.
При наличии огромной территории казахстанцы, по словам Рустема Жансеитова, давно уже должны были стать автомобильной нацией, как американцы или канадцы.
Кто платит налог на ТС?
Согласно ст.490 Налогового кодекса РК, платить налог на транспорт обязаны:
- юрлицо, имеющее ТС на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления;
- структурное подразделение юрлица, на которое зарегистрирован транспорт;
- лизингополучатель.
Не платит налог на транспорт:
- юрлицо, производящее с/х продукцию по списку ТС, определенному приказом Минсельхоза №86 от 23.02.2018 г.;
- глава или член к/х либо фермерского хозяйства, работающие в рамках СНР и использующие ТС в пределах лимитов обозначенных в п.3 ст.490 НК РК;
- госучреждение;
- объединение лиц с ограниченными физическими возможностями по 1 ТС с объемом двигателя не превышающим 3000 куб. см. и 1-му автобусу.
Похожие записи: