Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санитарные нормы в детском саду в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данный свод нормативов представляет собой список основных требований, которые распространяются на все частные и государственные учреждения, принимающие участие в воспитании и образовании детей. То есть в данную группу организаций относятся не только детские садики, но и дошкольные развивающие центры, художественные кружки и другие.
В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:
-
среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);
-
требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);
-
суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);
-
количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).
Организация питания в детских палаточных лагерях
В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:
1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;
2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;
3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;
4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;
5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);
6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).
* * *
Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.
При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.
Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.
Соблюдение обновленных норм СанПиН в 2023 году обязательно
Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) являются важным элементом обеспечения здоровья и безопасности детей и подростков в школе. В 2023 году вступят в силу обновленные нормативы, которые требуют обязательного соблюдения со стороны всех участников образовательного процесса.
Кому конкретно необходимо соблюдение обновленных норм СанПиН? В первую очередь это касается педагогических работников, администрации школы, а также родителей и учеников. Каждый из них должен быть в курсе новых требований и принять активное участие в их выполнении.
Что входит в обновленные нормы? Это включает в себя требования по созданию комфортных условий в классных помещениях, оптимизации нагрузки на учеников, обеспечению безопасной и сбалансированной питательной среды, а также соблюдению правил личной гигиены.
Особенности производственного контроля в школе по СанПиН
Сотрудники при приеме на работу в школу в обязательном порядке должны пройти медицинский осмотр, который также проводится в течение всего периода трудоустройства. Обязанность работодателя: подать заявку, оплатить услугу, освободить педагогов от работы в этот день с сохранением заработка. Сотрудники не имеют права отказываться от прохождения данной процедуры, иначе руководство может принять веские меры, вплоть до увольнения. Также СанПиН предусмотрены курсы повышения квалификации по охране труда и в связи с этим аттестация для отдельных категорий педагогов: учителей технологии, химии, физики, физической культуры.
Для сотрудников пищеблока, которые осуществляют приготовление пищи и выдачи блюд в школе, установлены особые требования:
- наличие медицинской книжки,
- вакцинация.
Поскольку детский сад является первой ступенью в полноценном развитии ребенка, крайне важно организовать соответствующий подход к его воспитанию. Например, согласно Постановлению САНПИНа от 2023 года, распорядок дня дошкольного учреждения должен включать следующие мероприятия
- Физическая активность в помещении (должна проводиться не менее двух раз, продолжительность занятий зависит от возраста ребенка и должна составлять от 5 до 15 минут); и
- физическая активность на свежем воздухе (сюда входят активные спортивные игры), а также
- групповые роли — игры, требующие активного участия
- плавание (если в детском саду есть бассейн); и
- учебные занятия (блок учебных занятий не должен занимать более 10 минут и не должен быть заполнен другими видами деятельности); и
- гимнастические паузы (включая некоторые простые упражнения).
Что касается учебных курсов, то они включают.
- знакомство с цифрами и буквами,
- художественная деятельность,.
- музыка и хореография,.
- пластилиновое моделирование,.
- Путем обработки натуральных материалов.
- Развитие логики и памяти.
Педагогам необходимо уметь распределять все виды деятельности таким образом, чтобы уделять равное внимание всем видам занятий.
Требования к уровню материально-технической базы
Материально-техническая база в детском саду включает в себя все необходимое оборудование, предметы и ресурсы, которые необходимы для комфортного пребывания и обучения детей. В список требований к материально-технической базе детского сада входят:
- Помещения, соответствующие нормам санитарных правил и пожарной безопасности.
- Игровая площадка, оборудованная с учетом возрастных особенностей детей.
- Мебель, подходящая по своим параметрам детям разных возрастных групп.
- Материалы для художественной и творческой деятельности.
- Инструменты и оборудование для проведения физкультурных занятий.
- Моющие и дезинфицирующие средства для санитарных работ и уборки территории.
Также в новых правилах существуют требования к технологическим картам детского сада. Технологическая карта — это документ, в котором описывается порядок проведения различных мероприятий в детском саду, таких как прием пищи, игры, прогулки, уход за детьми и другие. В технологической карте указывается, сколько детей может быть в группе, какие блюда готовятся на каждый день и время для проведения различных деятельностей.
Нововведения в требованиях к материально-технической базе детского сада появились в связи с пересмотром норм и правил санитарных правил, а также изменениями, произошедшими в санитарных нормах питания. В 2024 году вступают в силу новые санитарные нормы, которые предусматривают увеличение требований к качеству питания детей и заботе о их здоровье.
Таким образом, требования к уровню материально-технической базы детского сада являются одним из важных аспектов новых санитарных правил. Соблюдение этих требований позволяет обеспечить комфортное и безопасное пребывание детей в детском саду, а также улучшить качество питания и здоровье детей.
Санитарные правила для детских садов регулярно изменяются и обновляются в соответствии с новыми требованиями и технологическими возможностями. В последние годы были внесены ряд нововведений и изменений, которые касаются оборудования помещений, планирования распорядка дня, требований к уровню исполнения работ, а также норм и правил питания, моющих и дезинфицирующих средств.
СанПиН для детских садов содержит подробные требования к территории и помещениям, материально-технической базе, организации питания и технического обслуживания. Они также устанавливают правила по уходу за детьми, требования к воспитателям и правила поведения в группе.
В 2024 году вступят в силу изменения санитарных правил для детских садов, которые пересмотрят ряд требований и норм, учитывая современные тенденции и подходы к организации образования и заботе о детях. Поэтому очень важно быть в курсе последних требований и изменений, чтобы детский сад соответствовал всем нормам и правилам и предоставлял детям безопасную и комфортную среду для развития и обучения.
Требования к медицинскому обеспечению в детских садах по новым правилам СанПиН в 2024 году
Нововведения в СанПиН для детских садов в 2024 году включают в себя ряд требований к медицинскому обеспечению. Теперь в каждом саду должен быть медицинский работник, ответственный за здоровье детей и воспитателей. Также на каждого ребенка должна быть составлена медицинская карта, где должна быть указана информация о болезнях и прививках.
Необходимо также соблюдать нормы по работе с дезинфицирующими средствами и моющими средствами, чтобы обеспечить безопасность на территории сада. Последние время особо актуальны в связи с пандемией COVID-19.
В распорядок дня в саду должно быть включено время для физических упражнений и соблюдения правильной диеты. В список блюд, которые могут предоставляться в саду, добавлены новые требования. Также важно соблюдать нормы по размеру группы детей и количеству воспитателей на одну группу.
Все эти требования помогут обеспечить безопасность и здоровье детей в детских садах. Родители должны иметь доступ к информации о том, какое медицинское обеспечение есть в их садике и какие нововведения появятся в будущем.
Перед приемом несовершеннолетнего в детский сад необходимо получить медицинское заключение, которое станет основанием для определения ребенка в группу. Отсутствие документа дает право руководителю организации отказать в зачислении малолетнего в список воспитанников.
Сотрудники организации (воспитатели) отвечают за ежедневный прием детей в группу. Они осуществляют осмотр несовершеннолетних самостоятельно или с участием медицинского работника.
Прием в группу детей с подозрением на заболевание не допускается. При выявлении проблем со здоровьем после приема, несовершеннолетний подлежит изоляции в кабинете медработника до прихода родителей.
В случае подозрения на заболевания несовершеннолетнему измеряется температура. После каждого использования необходимо обрабатывать термометры. Обработанные градусники хранятся отдельно от использованных. Обрабатываемое оборудование должно быть недоступно для детей.
Если ребенок отсутствовал в группе более 5 дней, его прием возможен только при наличии справки от педиатра с печатью об отсутствии инфекционных контактов. В количество дней не включаются праздники и выходные.
Режим сна определяется в соответствии с возрастом. Для несовершеннолетних от 0 до 3 лет этот вопрос устанавливает врач, от 3 до 7 лет – дневной сон должен быть 2 – 2,5 часа, через 5,5 – 6 часов после прихода в дошкольное учреждение.
Правила питания детей во время пребывания в дошкольных учреждениях
Для обеспечения здорового развития и роста детей, в соответствии с действующим санпином в дошкольных учреждениях, установлены следующие правила питания:
-
Рациональное питание.
Дети в дошкольном учреждении должны получать полноценное и сбалансированное питание, включающее все необходимые питательные вещества, витамины и минералы.
-
Разнообразие блюд.
Меню должно включать разнообразные блюда из разных групп продуктов: мясо, рыбу, молочные продукты, овощи, фрукты и т.д.
-
Режим приема пищи.
Установлены определенные временные интервалы для приема пищи, включая завтрак, обед, полдник и ужин. Дети должны получать питание регулярно и в одно и то же время каждый день.
-
Контроль качества продуктов.
Пищевые продукты, используемые для приготовления пищи в дошкольных учреждениях, должны соответствовать установленным стандартам качества и безопасности.
-
Проверка пищевых аллергенов.
Перед подачей блюд детям необходимо произвести проверку наличия пищевых аллергенов и исключить продукты, на которые у детей может быть аллергическая реакция.
Соблюдение этих правил позволит обеспечить правильное питание детей в дошкольных учреждениях и способствовать их здоровью и развитию.
Программа физического развития и занятия спортом в ДОУ
В действующем санитарно-эпидемиологическом правиле (санпине) для дошкольных учреждений в 2024 году уделено особое внимание физическому развитию детей и организации занятий спортом.
Программа физического развития предусматривает:
- Ежедневные занятия физической культурой — дети проводят упражнения для развития гибкости, силы, выносливости и координации движений;
- Игровые деятельности на свежем воздухе — детей организовывают на прогулках игры, спортивные эстафеты, активные игры, спринтерские забеги и другие физические упражнения на открытом воздухе;
- Разнообразные виды спорта — дети знакомятся с основами различных видов спорта, таких как футбол, баскетбол, волейбол, гимнастика и другие;
- Формирование навыков гигиены — дети учатся правильно ухаживать за собой после занятий спортом, соблюдать правила личной гигиены, обрабатывать инвентарь;
- Индивидуальный подход к развитию детей — учителя обращают особое внимание на индивидуальные особенности детей и планируют занятия с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей.
Целью программы является создание условий для всестороннего физического развития детей, формирование интереса к занятиям спортом, развитие координации движений и общих физических навыков. Важным аспектом является также создание привычки к здоровому образу жизни и активной физической деятельности.
Физическое развитие и занятия спортом в детском саду согласно действующему санпину в 2024 году играют важную роль в формировании здорового и активного образа жизни детей.
Изменения требований по уровню образования воспитателей
В рамках внедрения новых стандартов и требований в сфере детского образования, с 2024 года будут внесены значительные изменения в уровень образования воспитателей детских садов. Отныне, для работы в должности воспитателя, необходимо будет обладать специализированным высшим образованием в сфере педагогики и детской психологии. Ранее, допуск к работе в детских садах требовал аттестации по педагогической специальности, однако новые стандарты ставят перед воспитателями более высокие требования.
Это изменение направлено на повышение качества образования, которое предоставляется детям в детских садах. Современный педагог, руководитель группы, должен быть обладателем специализированных знаний и навыков, которые позволят эффективно организовывать процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Кроме того, новые требования также предусматривают прохождение практики и стажировки в специализированных образовательных учреждениях, где воспитатель сможет получить необходимый практический опыт работы с детьми разного возраста.
Важно отметить, что данные изменения предъявляют дополнительные требования к кадровому потенциалу детских садов. Это может потребовать дополнительных усилий со стороны учебных заведений и специальных курсов, предоставляющих обучение для воспитателей.
С учетом этих изменений, можно ожидать повышения профессионального уровня воспитателей и качества образовательных услуг, которые предоставляются в детских садах. Исполнение новых требований в организации детского образования позволит гарантировать наилучшее развитие и подготовку ребенка к школьной жизни.
Внедрение новых программ и методик обучения в детских садах
Современное образование в детских садах стремится удовлетворить потребности и требования современного общества. Для этого активно внедряются новые программы и методики обучения, направленные на развитие разных аспектов личности ребенка.
Одной из ключевых областей внедрения новых программ является развитие речи и коммуникации. В современных детских садах широко применяются программы, основанные на методике речевого развития, включающие в себя игровые и интерактивные задания. Такие программы способствуют формированию у детей навыков коммуникации, слушания и понимания.
Важной частью новых программ является развитие творческих способностей детей. Сегодня детские сады активно внедряют программы развития творческого мышления, которые помогают детям развивать фантазию, креативность и самовыражение. Через различные виды искусства, песни, танцы и рисунки дети учатся выражать свои чувства и мысли.
Еще одним важным направлением внедрения новых программ является развитие цифровых навыков. В современном мире дети с самого раннего возраста погружены в окружение технологий, поэтому детские сады активно используют программы, основанные на использовании компьютерных и мультимедийных технологий. Это помогает детям освоить базовые цифровые навыки и подготовиться к использованию компьютеров и интернета в будущем.
Преимущества внедрения новых программ: | Примеры программ и методик: |
---|---|
Развитие разных аспектов личности ребенка | Программа «Развитие речи и коммуникации» |
Формирование навыков коммуникации и понимания | Методика «Игровое обучение» |
Развитие творческого мышления и самовыражение | Программа «Творческое развитие через искусство» |
Освоение базовых цифровых навыков | Методика «Цифровые технологии в образовании» |
Внедрение новых программ и методик обучения в детских садах позволяет создать условия для гармоничного развития детей, освоения новых навыков и подготовки к современному обществу. Родители могут быть уверены в том, что их дети получают качественное и инновационное образование уже с самого раннего возраста.
Список моющих и дезинфицирующих средств
Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2020 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.
Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:
- для мытья полов;
- при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
- во время мытья окон;
- в случаях стирки белья и игрушек.
Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.
XII. Требования к организации физического воспитания
12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.
В объеме двигательной активности воспитанников 5 — 7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6 — 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.
Что изменилось в питании в образовательных организаций
Вендинговые автоматы. Для дополнительного питания можно установить автоматы для продажи готовой продукции. В них можно продавать соки, нектары, стерилизованное молоко, питьевую воду, орехи кроме арахиса, сухофрукты и мучные изделия в отдельной упаковке. У продуктов должны быть сертификаты качества и соблюдены условия и сроки хранения. Автоматы нужно мыть и дезинфицировать по мере загрязнения, но не меньше двух раз в месяц.
Дежурство детей. Дети могут быть допущены к дежурству по кухне: чистить и резать сырые овощи, нарезать хлеб, сервировать и убирать стол, мыть посуду под присмотром взрослых. Дети должны работать на кухне в фартуках и головных уборах.
Больше запрещенных продуктов. Расширен список запрещенных продуктов. В нем есть все продукты из старого списка, а также концентрированные диффузионные соки, блюда из (или на основе) сухих пищевых концентратов, в том числе быстрого приготовления, картофельные и кукурузные чипсы, снеки, творожные сырки, молоко и молочные напитки стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности; кисломолочные напитки менее 2,5% и более 3,5% жирности, готовые кулинарные блюда, не входящие в меню текущего дня, реализуемые через буфеты.
Важность дезинфекции в детском саду согласно новых требований
В 2024 году в детских садах вступили в силу обновленные требования СанПиН, которые устанавливают стандарты и условия для обеспечения безопасности и здоровья детей. В связи с этим изменились нормативные и профессиональные требования к санитарно-гигиеническим условиям и прочим аспектам работы детского сада.
Важность дезинфекции в детском саду является одним из основных составляющих новых требований. Дезинфекция помещений, предметов и игрушек стала одним из обязательных требований санминимума. Для обеспечения безопасности детей в детском саду, воспитатели и другой персонал должны соблюдать рекомендации по дезинфекции и иметь сертификаты о прохождении специальных курсов по профилактике и ликвидации инфекционных заболеваний.
В процессе своей работы воспитатели играют важную роль в обеспечении безопасности детей и соблюдении санитарно-гигиенических требований. Они должны обладать профессиональными навыками и компетенциями, отвечающими требованиям новых стандартов. Дополнительно, педагогический персонал должен иметь опыт и знания о психологических особенностях детей и организации процесса досуга.
В контексте новых требований воспитатели также должны уделять внимание профессиональной этике и ответственности. Важность дезинфекции и соблюдения санитарных норм и требований является неотъемлемой частью их работы. Разработка инновационных методик для обеспечения безопасности и здоровья детей также становится важным элементом работы педагогов.
В связи с изменениями требований СанПиН важность дезинфекции в детском саду стала приоритетной задачей для всех сотрудников. Педагогический персонал должен быть готов применять новые стандарты и руководствоваться обновленными нормами и рекомендациями в своей практике. Использование инновационных методов дезинфекции и обучение персонала на специальных курсах становится особенно важным в контексте изменений требований СанПиН для детских садов в 2024 году.
Таблицы с новыми нормами питания детского сада
В 2024 году были утверждены новые нормы питания для детского сада, которые направлены на обеспечение правильного развития и здоровья детей. Новые нормы учитывают возраст и потребности детей, а также предлагают более разнообразное меню с учетом сезонности продуктов и региональных особенностей.
Ниже приведены таблицы с новыми нормами питания для детского сада:
Возрастная группа | Вид питания | Нормы питания в завтраке | Нормы питания во втором завтраке | Нормы питания на обед | Нормы питания на полдник | Нормы питания на ужин |
---|---|---|---|---|---|---|
1 год | Грудное молоко или адаптированное молоко | 100 мл | — | — | — | — |
Детское питание № 1, № 2, № 3 | — | — | 100 г | 100 г | 100 г | |
2-3 года | Основное питание | 150 г хлопьев или каши | 100 г фруктов и ягод | 200 г супа, 150 г гарнира, 50 г мяса | 100 г сыра | 150 г овощей |
Детское питание № 4 | — | — | 200 г | 100 г | 100 г | |
4-6 лет | Основное питание | 200 г хлопьев, 50 г молока | 200 г фруктов и ягод | 250 г супа, 150 г гарнира, 75 г мяса | 150 г сыра | 200 г овощей |
7-10 лет | Основное питание | 250 г хлопьев, 150 г молока | 200 г фруктов и ягод | 300 г супа, 200 г гарнира, 100 г мяса | 200 г сыра | 250 г овощей |
Раздельное питание | — | 200 г фруктов и ягод | 300 г супа, 200 г гарнира, 100 г мяса | 200 г сыра | 250 г овощей | |
11-14 лет | Основное питание | 300 г хлопьев, 200 г молока | 200 г фруктов и ягод | 350 г супа, 250 г гарнира, 125 г мяса | 200 г сыра | 300 г овощей |
15-17 лет | Основное питание | 350 г хлопьев, 250 г молока | 200 г фруктов и ягод | 400 г супа, 300 г гарнира, 150 г мяса | 200 г сыра | 350 г овощей |
Такие новые нормы питания детского сада позволяют грамотно и разнообразно составлять рацион детей и обеспечивают их организм всеми необходимыми питательными веществами. Важно помнить, что эти нормы являются рекомендациями и должны рассматриваться в контексте индивидуальных особенностей каждого ребенка.