- Семейное право

Новый закон о такси: что не так и в чем суть

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о такси: что не так и в чем суть». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В настоящее время актуальным остается вопрос о правилах перевозки детей в такси. Должны ли исполнители услуги иметь в транспортном средстве детские удерживающие устройства и должен ли исполнитель уточнять у заказчика информацию о перевозке несовершеннолетних детей? Более подробно на этих вопросах мы остановимся в настоящей статье.

О перевозке детей в такси

Правилами дорожного движения установлено, что дети в возрасте до 12 лет в любом транспортном средстве, в том числе и в такси должны перевозиться только с использованием детского удерживающего устройства. Исполнение указанных требований является обязательным. При этом, потребителю, при заказе такси необходимо сообщать о наличии пассажиров в возрасте до 12 лет. Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями.

Что касается о необходимости перевозчика уточнять у заказчика информацию о перевозке детей поясняем, что Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом от 14.02.2009 года №112 установлен исчерпывающий перечень информации обязательный для оформления заказа, который заносится диспетчером в журнал регистрации. Однако сведения о наличии пассажирах в возрасте до 12 лет в данном перечне нет. Т.е указанная информация не является обязательной и может запрашивается исполнителем по собственной инициативе в целях повышения качества предоставляемых услуг.

Для чего требуется детское кресло?

То, что детское удерживающее устройство необходимо, осознала большая часть россиян. Ведь оно позволяет сохранить жизнь ребенка – самое ценное, что есть у родителей. Автокресло требуется:

  • Для обеспечения малыша местом. Если он находится на руках, то при экстренном торможении взрослый своим весом задавит ребенка.
  • Для безопасности: испытаниями подтверждено, что при аварии дитя в кресле имеет в два раза шансов больше выжить, чем без него, за счет дополнительного крепления ремнями.
  • Для удержания непоседливого пассажира на одном месте, чтобы он не ползал по салону и не искал развлечений. До скольки лет ездят в детском кресле? Заставить взрослого ребенка сидеть в автокресле проблематично. Поэтому оно и используется для детей до семи лет на заднем сиденье. Малыш, скорее всего, согласится сидеть сзади, чем спереди в кресле.
  • Чтобы не отвлекался водитель. В кресле у малыша есть возможность играть игрушками, рассматривать книги, рисовать. А родитель может наблюдать за ним, смотря в дополнительно установленное зеркало.
  • Для защиты от подушки безопасности. При аварийной ситуации она способна навредить ребенку. Поэтому если есть кресло, то подушку отключают.

Водители действительно отказываются везти детей?

Да, такое случается. Причем нередко именно водители-партнеры таких сервисов, как Uber и «Яндекс Go» (и всех остальных, работающих по такому же принципу), объясняют свой отказ тем, что их авто не является такси и, соответственно, оговорка в ПДД на них не распространяется. Не всех пассажиров этот аргумент убеждает.

Строго говоря, исключение, которое сделано в Правилах дорожного движения для автомобилей такси, не означает, что поездки в них настолько безопасны, что уже и детское кресло (или хотя бы бустер) не требуется. На дороге никто от неприятностей не застрахован. Тут скорее вопрос в условиях работы такси.

Нельзя также исключать того, что некоторые водители по каким-то своим причинам не желают возить пассажиров с детьми. Нам такие таксисты объясняли свою позицию так: малыши могут вести себя шумно, пачкают спинки передних сидений своими ножками и вообще хлопот слишком много.

Тот же «Яндекс Go» нашел выход из ситуации, создав отдельный тариф «Детский». Клиент, вызывая машину, указывает, что с ним ребенок, значит, ему нужно удерживающее устройство (тип определяется с учетом веса маленького пассажира). Это гарантия того, что, во-первых, приедет водитель, который готов везти ребенка, во-вторых, поездка будет безопаснее. Но и дороже тоже. Плюс время ожидания может быть больше, иногда существенно.

Читайте также:  Освобождение от уплаты госпошлины

Какой штраф за перевозку ребенка без автокресла

Согласно статистике, 70-80% аварий на автомобиле с участием детей заканчиваются смертельным исходом как раз из-за отсутствия автокресла.

И поэтому, чтобы избежать таких страшных цифр, в РФ существует свод законов, регламентирующих защиту несовершеннолетних в транспортном средстве.

Рассмотрим в статье, какие существуют правила перевозки детей в салоне авто, а также какие санкции возлагаются на тех, кто их не соблюдает.

Правила перевозки несовершеннолетних описываются в ПДД. Согласно пункту 22.9, водитель обязан обеспечить ребенку безопасные условия передвижения, исключающие риск получения травм и повреждений. В числе требований прописан выбор специального сидения, которое подбирается с учетом возраста пассажира.

Так, по требованию закона, новорожденные и дети до 7 лет обязаны сидеть в автокресле. С 7 до 11 лет можно сажать ребенка на заднее сиденье без специальных приспособлений. Достаточно ремня безопасности.

Как работает лицензия на такси для водителей?

Лицензия или разрешение – документ, позволяющий водителю такси легально заниматься перевозками пассажиров в 2023 году.

Оформив разрешение, шофер получает такие преимущества:

  • доверие со стороны клиентов;
  • возможность работать напрямую со службами такси и получать постоянные заказы на перевозки пассажиров, а не «бомбить» по городским дорогам в надежде подвезти попутчика;
  • защита от контролирующих органов.

В свою очередь, клиент, который едет на легальном автомобиле с разрешением, получает:

  • знание водителем русского языка;
  • гарантию того, что шофер прошел мед. освидетельствование перед работой, сел за руль трезвым, в нормальном физическом и психическом состоянии;
  • безопасность, которая обеспечивается соблюдением водителем правил дорожного движения;
  • прозрачность тарифов расчета стоимости услуги;
  • возврат вещей, забытых в машине после поездки.

Учитывая небольшую стоимость лицензии, преимущества от ее оформления кратно покрывают затраты времени и средств на подачу заявки.

Новые требования к водителям такси и машинам

Согласно новым требованиям, водители такси обязаны иметь категорию В и стаж вождения минимум 3 года. У них должны быть положительные результаты аттестации на осведомленность, где в городе находятся органы власти, исторические памятники, медицинские учреждения и прочие важные объекты инфраструктуры.

Для работы в службе такси нужно получить удовлетворительные медицинские показатели. Водитель не должен быть ранее судимым. Перевозки не может осуществлять человек, который:

  • за год два раза подряд лишался водительских прав, был арестован за нарушение ПДД;
  • имеет 3 и больше неоплаченных штрафа;
  • не прошел аттестацию на знание ППП такси и порядка действий в случае ЧС.

Согласно новому закону, применяются ужесточенные требования к машине:

  • на ее кузове должны иметься «шашечки», на крыше – оранжевый фонарь;
  • цвет кузова должен соответствовать цвету, установленному на законодательном уровне в том ими ином субъекте России;
  • пассажиру должны быть доступна в салоне информация о водителе и перевозчике, сроке действия разрешения на осуществление перевозки, контактном номере, на который можно подать жалобу;
  • в салоне должен быть установлен таксометр.

У перевозчика минимум полгода в электронном и бумажном виде должна храниться информация о времени всех вызовов, продолжительности поездки, начальном и конечном пункте, телефонном номере, с которого было вызвано такси.

Для бесперебойной работы нового закона будет создана федеральная государственная информационная система реестров легкового такси. Будут три региональных реестра:

  • перевозчиков. В список войдут все организации, ИП и самозанятые;
  • служб заказа. В список войдут посредники, которые передают вызовы определенным водителям или перевозчикам;
  • легковых автомобилей. О каждой машине будет информация.

Требования к водителю

Чтобы автопутешествие прошло максимально безопасно и без осложнений, водитель автобуса должен соответствовать следующим требованиям:

  • Стаж категории D.
  • Работа водителем не менее 1 года из последних 2 лет (ранее требования были жестче: нужно было иметь 12 из последних 13 месяцев).
  • Отсутствие неоплаченных штрафов. Причем не только за ПДД, но и в целом. Отсутствие постановлений о лишении прав или административных нарушений в области дорожного движения в течение года до начала работы в сфере организованной перевозки детей.

Требования к сопровождающему

Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.

Аварийная сигнализация должна быть включена:
при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» и высадке из него.

Пункт 7.1 ПДД

Количество сопровождающих может быть любым, минимум — 1 взрослый на 20 детей. Если в путь отправляются несколько автобусов — сопровождающие должны быть в каждом, а минимальное их число должно равняться количеству дверей. При этом при посадке-высадке детей взрослый должен быть у открытой двери.

Читайте также:  Выездной ли вы: проверка запрета на выезд за границу

Почему это важно? Для безопасности юных пассажиров. Например, при отсутствии контроля ребенок может выскочить из автобуса и побежать на проезжую часть. Или затеряться в толпе людей, которые идут в этот момент по тротуару.

При подаче уведомления в ГИБДД всех сопровождающих необходимо включить в список пассажиров.

Какие общие требования по ПДД?

В общем, выше в таблице изменений мы привели основные принципы требований Правил к перевозке детей в 2021 году. Давайте в закрепление темы приведём официальную трактовку действующего пункта 22.9 ПДД:

22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств».

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка.

Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).

Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

Предлагается обязать автомобильного перевозчика заключить с водителем транспортного средства, выполняющего внутриреспубликанские автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, трудовой договор (за исключением индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность самостоятельно без привлечения иных лиц).

Об этом изменении говорилось и ранее, еще в 2020-м. Оно чревато тем, что вопросы могут возникнуть у водителей, для кого работа в такси не является единственным заработком, либо у тех из них, кто совмещает работу с несколькими агрегаторами и службами такси.

И это предложение подвергалось критике. Примерно в то же самое время Онлайнер публиковал результаты большого исследования, проведенного Отраслевой лабораторией антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли Белорусского государственного экономического университета. Полученные данные показали, что только у немногим более половины участвовавших в опросе водителей занятость в данной сфере — основная работа и источник дохода. Для 12% это неосновной вид деятельности, но основной источник дохода, а для трети опрошенных — подработка, дополнение к основному заработку.

Нам не известно, проводилось ли подобное исследование в недавнее время.

Не более одного заказчика в такси

Предлагается закрепить законодательно, что при перевозках пассажиров автомобилями-такси допускается наличие не более одного заказчика.

Не всем участникам рынка к настоящему моменту понятна эта формулировка. Есть предположения, что она не вводит запрет на посадку дополнительных пассажиров в такси после того, как первый заказчик сел туда и началась поездка.

Вместе с тем тот же «Яндекс Go» тестирует в России совместные поездки, когда двое клиентов по тарифу «Попутчик» могут ехать в одной и той же машине просто потому, что им по пути.

Судя по формулировке, предложенной в проекте постановления, подобные эксперименты могут быть заведомо заблокированы в Беларуси.

Новые понятия Закона о такси 2023

Итак, начнем с основных новых понятий, которые и раньше использовались в различных законах, но не было их официального разъяснения.

«Легковое такси» -понятие относится к легковому автомобилю, который используется для перевозки пассажиров и багажа. Основание для таких перевозок — публичный договор фрахтования. И, кстати, такое основание также закреплено впервые.

«Служба заказа легкового такси» — службой может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Особенность: такое юридическое лицо или ИП должно иметь право на осуществление деятельности службы заказа легкового такси. При этом, под деятельностью службы заказа такси понимается процесс по получению заказа легкового такси от лица, имеющего намерение заказать услугу такси (фрахтователь) и/или передачу такого заказа лицу, желающему оказать такую услугу (фрахтовщик), в результате между ними должен быть заключен публичный договор фрахтования легкового такси.

Читайте также:  Стоимость патента для иностранных граждан в 2023 году по регионам России

«Региональный реестр перевозчиков легковым такси» — информационный ресурс, в котором содержатся сведения о перевозчиках легковым такси, а также информация о предоставленных им разрешениях, в том числе о приостановлении, возобновлении и аннулировании действия таких разрешений.

«Региональный реестр легковых такси» — информационный ресурс, в котором содержатся сведения о транспортных средствах (машинах такси), соответствующих требованиям, предъявляемым к легковому такси.

«Региональный реестр служб заказ легкового такси» — информационный ресурс, в который включаются сведения о службах заказа легкового такси, а также информация о предоставлении им права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси, в том числе о приостановлении, возобновлении и аннулировании действия такого права.

«Разрешение» — электронный документ, на основании которого юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо (самозанятый) вправе осуществлять перевозку пассажиров и багажа легковым такси.

Требования к автомобилю такси

В Законе о такси 2023 закреплены обязательные требования к автомобилю, используемому для перевозок (такси). С 01 сентября 2023 г. оно должно:

  • иметь на боковых поверхностях кузова специальную цветовую схему, состоящую из квадратов контрастного цвета (цвета в законе не закреплены, они могут устанавливаться законом субъекта РФ) и расположенных в шахматном порядке;
  • на крыше такси должен быть закреплен опознавательный фонарь оранжевого цвета;
  • запрещено размещать информацию о маршруте перевозки, начальном или конечном пункте перевозки и о стоимости такой перевозки.

Этот перечень являются исчерпывающим и иные требования к оформлению такси (кроме выбора цвета) не могут быть установлены законом субъекта РФ.

Также, эти требования необязательно применять, если разрешение на перевозку было выдано до 01 сентября 2023 г. — на весь срок действия такого разрешения, но не более 5 лет.

Законом о такси 2023 г. установлены и требования к информации, которая обязательно должна иметься в салоне такси:

  • государственный регистрационный номер такси;
  • наименование перевозчика;
  • ФИО водителя;
  • номер записи в региональном реестре перевозчиков легковым такси;
  • сведения о разрешении на перевозки и сроке его действия;
  • телефонный номер перевозчика, по которому может быть направлена жалоба или предложения;
  • телефонный номер уполномоченного государственного органа;
  • информация о действующих тарифах (в том числе на единицу пробега ТС (км) или единицу времени пользования ТС) и правила их применения для определения стоимости поездки.

Регулирование для агрегаторов и самозанятых

Что касается других требований к агрегаторам такси, то Минтранс предлагает обязать их создавать представительства или филиалы в регионах, где количество такси, используемых для выполнения заказов, превышает 5 тыс. в сутки.

Также законопроект предусматривает возможность заключения договора между самозанятыми и агрегаторами такси. Сейчас такая опция для них невозможна без дополнительной регистрации ИП или юрлица.

Самозанятые должны проходить медосмотры до и после выхода на смену, а также осуществлять техосмотр автомобиля. Агрегаторам же необходимо проводить ежедневную проверку актуальности разрешений партнеров на перевозку пассажиров и их автомобилей в регионах РФ, а также проводить мониторинг усталости водителей с помощью специального софта.

Кроме того, в проекте отмечается, что тарифы на перевозку пассажиров разрабатываются перевозчиками, если они не прописаны в договорах с агрегаторами.

В то же время города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — и граничащие с ними регионы могут устанавливать минимальный тариф на перевозку и максимально возможное количество легковых такси для оптимизации нагрузки на дорогах.

В пресс-службе «Ситимобил» сообщили «Интерфаксу», что отраслевые игроки не принимали участие в подготовке законопроекта. «Мы убеждены, что принятие нового законопроекта не должно проходить без учета замечаний и позиций участников отрасли», — добавили в компании, отметив, что не могут комментировать положения документа, не изучив его до конца.

«Мы изучаем представленный законопроект. Рынок такси давно нуждается в обновленном регулировании, которое будет отвечать текущей ситуации в отрасли и учитывать интересы всех сторон», — сказали «Интерфаксу» в пресс-службе «Яндекс.Такси».

Требования к водителю

С введением новых изменений для осуществления организованных перевозок будут допускаться только водители, отвечающие ряду условий:

  • стаж работы водителем ТС с правами категории «Д» — от 1 года за последние 3 календарные года;
  • отсутствие административных правонарушений в сфере дорожного движения, а также отсутствие наказания за эти нарушения (лишения прав или административного ареста);
  • перед рейсом водитель прошел специальный инструктаж, в котором рассказывается об обеспечении безопасности организованных детских поездок;
  • перед перевозкой водитель прошел медосмотр, соответствующий требованиям Минздрава РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *