Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги на транспорт в Казахстане в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо официального сайта KGD.GOV есть и другие приложения, с помощью которых легко узнать сумму задолженности. Скачайте мобильное приложение E-Salyq Azamat. Перейдите в раздел «Налоговый кошелек» из личного кабинета. Подходит в том случае, если вы знаете сумму оплаты. Чтобы войти в приложение номер телефона должен быть зарегистрирован в базе по ИНН. Эта мера необходима для безопасности данных.
За какие ТС нужно платить налог?
Согласно ст. 491 НК РК, облагаются налогом все ТС (кроме прицепов), зарегистрированные в Республике Казахстан. Исключение сделано только для:
- медицинских автомобилей;
- морских судов;
- карьерных самосвалов (грузоподъемностью свыше 40 тн.);
- специальных авто, которые вместо транспортного налога облагаются налогом на имущество.
Следовательно, уплачивать налог необходимо за:
- легковые и грузовые авто;
- мотоциклы;
- тракторы;
- автобусы;
- мотороллеры;
- мотосани;
- катера;
- яхты
- летательные аппараты.
Где узнать сумму и оплатить налог на транспорт онлайн?
Узнать сумму налога на транспорт можно на сайте egov.kz. Помимо просмотра информации о предстоящей сумме налога, пользователи могут получить данные о мобильных приложениях банков.
Владельцам Kaspi Gold доступна функция просмотра и оплаты налога на ТС. Для этого следует скачать и установить приложение, перейти в раздел «Платежи», затем выбрать из выпадающего списка «Госуслуги, штрафы, налоги». Теперь следует выбрать вкладку «Налоги», затем перейти в «Налог на транспорт и землю», ввести ИНН и узнать сумму задолженности. После этого вы не только узнаете сумму долга, но и сможете внести оплату. Отметим, что переводы через Kaspi Gold поступают по указанным реквизитам в течение трех дней с момента оплаты.
Теперь вы знаете, как заплатить налог на транспорт в Казахстане.
Как считать налог на транспорт в Казахстане?
Давайте на несколько примерах разберемся в тонкостях расчета налога на транспортные средства в 2023 году.
Пример 1. У нас автомобиль с объемом двигателя 1400 куб.см. Это достаточно простой вариант расчета. И здесь нам потребуется только первая таблица. Согласно указанным там данным, в нашем случае применяется ставка 2 МРП. Это значит, что сумма налога на транспорт за 2022 год составит 6 126 тенге.
Пример 2. У нас автомобиль с объемом двигателя 2000 куб.см. Этот вариант уже будет посложнее, поскольку объем превышает 1500 куб.см, а значит надо применять дополнительные коэффициенты. Базовый расчет по первой таблице показывает, что у нас будет 3 МРП. То есть это 9 189 тенге. Но это еще не все. Также мы должны посчитать по 7 тенге за каждый кубический сантиметр от нижней границы в их группе. В нашей первой таблице мотор объемом 2 литра попадает в группу от 1500 до 2000 куб.см. Наш мотор от нижней границы до своего фактического размера имеет 500 лишних куб.см. Значит, мы 500 умножаем на 7 тенге и получаем 3 500 тенге. Осталось сложить эту цифру и 9 189 тенге. На выходе получаем размер налога за 2022 год на уровне 12 689 тенге.
Пример 3. У нас есть солидный внедорожник с объемом двигателя 3600 куб.см. Данный автомобиль был привезен в Казахстан после 31 декабря 2013 года. При наличии таких условий мы должны считать налог уже по второй нашей таблице. Там базовый расчет покажет, что мы должны заплатить 66 МРП или 202 158 тенге. Но поскольку двигатель превышает установленные 1,5 литра опять применяются дополнительный коэффициент. Наш мотор по второй таблице попадает в группу от 3500 до 4000. От нижней границы до своего фактического размера двигатель имеет лишние 100 куб.см. За каждый нужно дополнительно заплатить по 7 тенге, то есть всего 700 тенге. Эту сумму добавляем к 202 158 тенге и получаем сумму транспортного налога за 2022 год на уровне 202 858 тенге.
Актуально для всех автовладельцев
Официально «транспортный сбор» в РК является одним из источников доходов государства и направляется на финансирование дорожного строительства и ремонта, а также на обеспечение безопасности на дорогах. Налог можно платить как ежегодно, так и однократно (при регистрации). Размер сбора зависит от МРП, зафиксированного на начало актуального года. Для справки: МРП используется для расчета большого количества платежей: от этого показателя зависит размер стипендии, штрафов и социальных выплат.
Чтобы проверить налог на транспорт, вы можете обратиться в налоговую инспекцию или воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами НДС на официальных сайтах государственных органов. Учитывайте, что в 2024 году, по прогнозам, будет введен налог на роскошь: это значит, что сбор для владельцев люксовых авто с ориентировочной стоимостью от $100 тыс. будет выше.
Ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными
Житель Астаны, автовладелец с 11-летним стажем, Егор Серегин отмечает, что МРП – величина непостоянная. Но даже если учитывать автопарк в Казахстане, который представлен автомобилями в общей массе с объемом двигателя до 2 л, то, в целом, повышение МРП не так сильно сказывается на бюджете автовладельцев.
«К примеру, у меня автомобиль объемом двигателя 1,5 л и в этом году я заплачу налог в 6126 тенге. Между тем, эта сумма меньше, чем стоимость полной заправки моей машины АИ-92. То есть для казахстанцев, владеющих машинами с объемом двигателя до 2 л, транспортный налог не будет превышать 10 тыс. тенге. Если смотреть на автомобили с объемами двигателей больше 2 л, здесь налоги уже гораздо выше. Однако и они не являются неподъемной суммой. Но если, предположим, вы владеете автомобилем премиум-сегмента с объемом двигателя 4,7, то вы заплатите в этом году около 360 тыс. тенге. И это уже достаточно внушительная цифра. Но если вы покупаете подобную машину, то, разумеется, вы должны понимать, что расходы на более мощное авто будут больше».Автовладелец Егор Серегин
Другие опрошенные корреспондентом Zakon.kz автовладельцы с транспортными средствами объемом двигателя менее 3 л уверены в том, что ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными. В особенности для тех, в чьей собственности автомобили средней и малой мощности.
«У меня малолитражка Daewoo Damas. За год я плачу не более 10 тыс. тенге. Думаю, подобная сумма по плечу каждому владельцу железного коня, конечно, если объем двигателя небольшой. Но даже для любителей огромных джипов и пикапов ежегодный налог на транспорт не является чем-то неподъемным, потому что градация автомобилей по мощности объема определена совершенно корректно. Меньше объем – меньше налог».Автовладелец и предприниматель Даулет Мухамеджан
В свою очередь автолюбитель и основатель автомобильного клуба «Mitsubishi club Astana» Дмитрий Попов тоже отмечает, что в Казахстане адекватные налоговые ставки, которые составляют лишь малую часть расходов семейного бюджета. Однако, по его словам, при расчете налога на транспорт в Казахстане необходимо учитывать еще и возраст транспорта.
«По моему субъективному мнению, в нашей стране невысокие налоговые ставки. В большинстве развитых стран при расчете транспортного налога главным параметром выступает экологичность автомобиля. Было бы хорошо, если в Казахстане тоже учитывали возраст. Ведь современные машины оборудованы катализаторами, которые снижают выброс CO². При этом считаю не нужной привязку налога к топливу. Объем двигателя, класс экологичности и, может быть, мощность двигателя. Мне кажется наиболее логичным, если эти характеристики авто будут взяты во внимание в первую очередь при расчете транспортного налога», – рассуждает Дмитрий Попов.
Он напомнил, что, к примеру, в Европе очень накладно владеть старой машиной из-за строгого техосмотра и налогообложения, учитывающего экологичность. Там легко можно получить запрет на эксплуатацию неисправного авто до приведения его в надлежащее техническое состояние. Тогда как в Казахстане зачастую для прохождения техосмотра можно даже не выходить из дома.
Есть ли прямая корреляция между налогом на транспорт и состоянием автопарка в Казахстане?
С одной стороны, государство предпринимает определенные меры, чтобы казахстанский рынок не заполонил откровенный автохлам. К примеру, сборы за первичную регистрацию автомобилей возрастом до трех лет составляют 50 МРП (около 153 тыс. тенге), 0,25 МРП – за машины, сошедшие с заводского конвейера менее двух лет назад. Однако для авто старше трех лет придется уплатить сразу 500 МРП. Сумма утильсбора варьируется от 230 тыс. до 1,8 млн тенге, в зависимости от объема двигателя.
С другой стороны, сегодня половина автопарка страны — автомобили старше 20 лет. То есть около 2 млн легковых машин – самое настоящее старье, которое в ближайшее время истлеет на казахстанской земле. Доля легковых автомобилей старше 10 лет составляет 70,6% от всего отечественного автопарка.
В заключение отметим, что ознакомиться с размером налога на транспорт и оплатить его можно с помощью различных онлайн-платформ государственных органов и банковских мобильных приложений.
Налоги на транспорт РК 2024:
В 2024 году в Республике Казахстан вступили в силу изменения в системе налогообложения транспортных средств. Эти изменения представляют собой нововведения, ориентированные на более справедливое распределение налоговой нагрузки на владельцев транспорта.
Главной новостью стало увеличение ставки налога на автомобили с большим объемом двигателя. Теперь владельцы автомобилей с двигателем объемом от 3,5 литра должны будут платить налог в два раза больше, чем ранее. Это решение принято в целях стимулирования использования экологически чистых автомобилей и сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу.
Кроме того, введена новая ставка налога на электромобили. Владельцы электромобилей будут платить налог, рассчитанный исходя из стоимости автомобиля. Чем дороже автомобиль, тем выше будет ставка налога. Это меры были введены для компенсации потерь бюджета от отсутствия доходов от топливных налогов, которые традиционно взимались с владельцев автомобилей на традиционных типах топлива.
Кроме того, внесены изменения в расчет налога на транспорт с пробегом. Теперь такой налог будет рассчитываться исходя из пробега автомобиля, а не только на основе его продажной стоимости. Это позволит более справедливо определить налоговый бремя для владельцев автомобилей с большим пробегом, а также стимулировать покупку автомобилей с меньшими пробегами.
Последствия и перспективы
Введение новой системы налогообложения транспорта в Республике Казахстан имеет как положительные, так и негативные последствия. После внедрения изменений в налоговый кодекс возможно увеличение доходов бюджета и обеспечение финансовой устойчивости государства.
Однако, рост стоимости налогов на транспорт может иметь прямое влияние на бюджеты обычных граждан и предпринимателей. Увеличение налогов может привести к увеличению стоимости услуг пассажирского и грузового транспорта, что в конечном итоге отразится на росте цен на товары и услуги.
Важно отметить, что изменения в системе налогообложения транспорта могут также оказать воздействие на экономическую сферу. Высокие налоговые ставки на транспорт могут стать фактором, мешающим развитию и привлечению инвестиций в транспортную отрасль страны.
Вместе с тем, нововведения в системе налогообложения транспорта могут предоставить возможности для модернизации и улучшения инфраструктуры, что в свою очередь способствует развитию отрасли. Значительные доходы от налогов на транспорт могут быть направлены на строительство и обновление дорог, развитие общественного транспорта и улучшение логистики в стране.
Сводная таблица налога на транспорт РК
Объект налогообложения | Налоговая ставка (МРП) |
Легковые автомобили со следующей градацией по объему двигателя (куб. см): | |
до 1 100 включительно | 1 |
свыше 1 100 до 1 500 включительно | 2 |
свыше 1 500 до 2 000 включительно | 3 |
свыше 2 000 до 2 500 включительно | 6 |
свыше 2 500 до 3 000 включительно | 9 |
свыше 3 000 до 4 000 включительно | 15 |
свыше 4 000 | 117 |
Грузовые, специальные автомобили со следующей градацией по грузоподъемности (без учета прицепов): | |
до 1 тонны включительно | 3 |
свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно | 5 |
свыше 1,5 до 5 тонн включительно | 7 |
свыше 5 тонн | 9 |
Тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования | 3 |
Автобусы со следующей градацией по количеству посадочных мест: | |
до 12 посадочных мест включительно | 9 |
свыше 12 до 25 посадочных мест включительно | 14 |
свыше 25 посадочных мест | 20 |
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда со следующей градацией по мощности двигателя: | |
до 55 кВт (75 лошадиных сил) включительно | 1 |
свыше 55 кВт (75 лошадиных сил) | 10 |
Катера, суда, буксиры, баржи, яхты со следующей градацией по мощности двигателя (в лошадиных силах): | |
до 160 включительно | 6 |
свыше 160 до 500 включительно | 18 |
свыше 500 до 1 000 включительно | 32 |
свыше 1 000 | 55 |
Летательные аппараты | 4% от МРП с каждого киловатта мощности |
Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый: для вождения поездов любых категорий по магистральным путям; для производства маневровой работы на магистральных, станционных и подъездных путях узкой и (или) широкой колеи; на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на магистральные и станционные пути |
1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Моторвагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи, а также транспортные средства городского рельсового транспорта | 1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Налоговые ставки для иных транспортных средств
Транспортное средство |
Ставка в месячных расчетных показателях |
Грузовое авто с грузоподъемностью до 1 тонны |
3 |
Грузовое авто с грузоподъемностью 1-1,5 тонны |
5 |
Грузовое авто с грузоподъемностью 1,5-5 тонн |
7 |
Грузовое авто с грузоподъемностью более 5 тонн |
9 |
Тракторы, дорожно-строительные машины |
3 |
Автобусы – не более 12 посадочных мест |
9 |
Автобусы – от 12 до 25 посадочных мест |
14 |
Автобусы – более 25 посадочных мест |
20 |
Мотоциклы, мотороллеры до 55 кВт (75 л.с.) |
1 |
Мотоциклы, мотороллеры свыше 55 кВТ (75 л.с.) |
10 |
Обновленные правила уплаты налога на транспорт
Начиная с 2024 года в Казахстане вступают в силу новые правила уплаты налога на транспорт. Эти обновленные правила направлены на упрощение и улучшение процесса уплаты налогов, а также на повышение прозрачности и надежности системы.
Согласно новым правилам, срок оплаты налога на транспорт составляет 30 дней с момента получения уведомления о начислении налога. Это означает, что владельцы транспортных средств должны внимательно следить за своей почтой или другими коммуникационными каналами, чтобы своевременно получить уведомление о начислении налога.
Помимо изменения срока оплаты налога, также были внесены изменения в процедуру уплаты. Теперь владельцы транспортных средств имеют возможность оплатить налог онлайн через специальный портал государственных услуг. В этом случае необходимо ввести свои персональные данные, номер транспортного средства и сумму налога, после чего выбрать удобный способ оплаты.
Если же владелец транспортного средства предпочитает оплатить налог в офисе, то он может обратиться в налоговую службу своего региона и получить подробную информацию о необходимых документах и процедуре оплаты.
- Каждый владелец транспортного средства обязан своевременно уплачивать налог, иначе он может быть подвержен финансовым штрафам и санкциям.
- Налог на транспорт рассчитывается исходя из ряда факторов, включая тип транспортного средства, мощность двигателя и регион прописки владельца.
- Сумму налога можно узнать, обратившись в налоговую службу или через онлайн-портал государственных услуг.
Памятные даты для уплаты налога на транспорт в Казахстане должны быть строго соблюдены, чтобы избежать негативных последствий. Правильное и своевременное исполнение этого обязательства позволит владельцам транспортных средств избежать неприятных ситуаций и сберечь свое время и средства.
Уточнение перечня категорий граждан, имеющих право на льготы
Согласно изменениям в законодательстве, вводятся новые категории граждан, имеющих право на льготы по транспортному налогу в Казахстане. Кроме того, уточняются условия получения льгот.
Теперь, помимо участников боевых действий и их семей, инвалидов и участников программ социальной поддержки, льготы будут предоставляться также:
- Многодетным семьям с доходом ниже установленного минимума;
- Особо защищенным категориям граждан (в том числе беженцам, вынужденным переселенцам, лицам, прошедшим реабилитацию и т.д.);
- Выходцам из социально неблагополучных семей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей или находящихся в приемных семьях;
- Студентам и учащимся общеобразовательных учреждений, средних и высших учебных заведений, находящимся на очной форме обучения, с ограниченными возможностями здоровья, семьям военнослужащих, находящихся на федеральной государственной службе.
Важно отметить, что граждане, имеющие право на льготы по транспортному налогу, должны иметь соответствующие документы, подтверждающие их статус и необходимость предоставления льгот.
Таким образом, введение новых категорий граждан, имеющих право на льготы по транспортному налогу, способствует более эффективной реализации социальной политики государства и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Налоговые ставки на легковые авто с объемом двигателя более 3000 куб.см, произведенных или ввезенных в Казахстан после 31 декабря 2013 года
Объем двигателя, куб.см |
Налоговая ставка в МРП |
От 3 000 до 3 200 включительно |
35 |
От 3 200 до 3 500 включительно |
46 |
От 3 500 до 4 000 включительно |
66 |
От 4 000 до 5 000 включительно |
130 |
От 5 500 |
200 |
Последствия и перспективы
Введение новой системы налогообложения транспорта в Республике Казахстан имеет как положительные, так и негативные последствия. После внедрения изменений в налоговый кодекс возможно увеличение доходов бюджета и обеспечение финансовой устойчивости государства.
Однако, рост стоимости налогов на транспорт может иметь прямое влияние на бюджеты обычных граждан и предпринимателей. Увеличение налогов может привести к увеличению стоимости услуг пассажирского и грузового транспорта, что в конечном итоге отразится на росте цен на товары и услуги.
Важно отметить, что изменения в системе налогообложения транспорта могут также оказать воздействие на экономическую сферу. Высокие налоговые ставки на транспорт могут стать фактором, мешающим развитию и привлечению инвестиций в транспортную отрасль страны.
Вместе с тем, нововведения в системе налогообложения транспорта могут предоставить возможности для модернизации и улучшения инфраструктуры, что в свою очередь способствует развитию отрасли. Значительные доходы от налогов на транспорт могут быть направлены на строительство и обновление дорог, развитие общественного транспорта и улучшение логистики в стране.