- Правоведение

1.2.1. Ценностные основания и профессиональная позиция бизнес-тренера

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.2.1. Ценностные основания и профессиональная позиция бизнес-тренера». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В последнее время можно часто встретить объявления о поиске опытного бизнес-тренера. Эта профессия в настоящий момент становится все более актуальной и востребованной, несмотря на то, что появилась она сравнительно недавно.

Обучние бизнес тренера

Однако далеко не все знают, что под собой подразумевает такая работа. Бизнес-тренера можно назвать своего рода преподавателем, который занимается подготовкой и обучением персонала и руководящего состава предприятий.

В условиях жесткой конкуренции любой компании важно не только оставаться на плаву, но и увеличивать объем реализации своей продукции. Главной целью бизнес-тренера является именно повышение доходности фирмы, а достигает он этого путем улучшения эффективности работы персонала и качества управления персоналом со стороны руководства.

Занятия этого специалиста посещают все сотрудники независимо от того, сколько времени они уже работают в компании. Бизнес-тренинги направлены на выявление и устранение слабых профессиональных мест персонала, проверку существующих программ подготовки и переподготовки, а также на обучение эффективным приемам взаимодействия с клиентами.

Уникальность информации

Обучение новой информации — сложная работа. Бизнес-тренер постоянно подвержен стрессу, связанному с необходимостью коммуницировать со взрослыми, сложившимися людьми, с устоявшимися взглядами и убеждениями. Чтобы было проще бороться с возражениями, необходимо не только обладать внутренней стойкостью и упорством, но и четко понимать, в чем уникальность именной этой, преподаваемой вами, информации, и ваша лично.

Аудитории недостаточно получать только качественные знания. Слушатели хотят видеть перед собой личность, активного человека, открывающего новое для них, подающего руку в сложных ситуациях, готового признавать свои ошибки и учиться. Известные бизнес-тренеры — это люди, которыми хочется восхищаться, следовать их примеру, возвращаться к их опыту и покорять с ними еще одну вершину. Роберт Кийосаки, Радислав Гандапас, Бодо Шефер — эти имена известны даже тем, кто тренинги не посещал. Ими восхищаются, их пример известен на весь мир. Не нужно пытаться стать похожим на кого-то из известных людей, хороший тренер — уникален, имеет свою изюминку, верит в собственные силы и свою значимость.

Как стать бизнес-тренером: ценности, мотивация, навыки

Если взять классическое определение «эффективности» мы увидим, что это способность достигать нужного результата при выполнении работы с наименьшей затратой ресурсов (времени, сил, денег).

Таким образом, понятие «эффективности» можно представить в виде формулы:

Эффективность = Нужный результат / Затраченные ресурсы

Что такое затраченные ресурсы в тренинге? Это ресурсы, которые организация, участники и тренер тратят на организацию тренинга. А что такое нужный результат в тренинге? Это результат, который планирует получить организация, участники и тренер.

Специалист по тренингам – это этакий «маг и чародей», передающий свой опыт и знания руководству фирмы или ее персоналу. Может заниматься частной практикой, работать в штате предприятия или консалтинговой компании.

  • имидж.

    Вряд ли кто-то захочет заказать тренинг у особы с манерами и внешностью крестьянина из Средневековья;

  • опыт очень важен.

    О, это волшебное слово, словно мед для ушей ваших потенциальных клиентов!

    Стоит только сказать, что вы практически «подняли с колен» известную корпорацию – и вас будут считать полубогом;

  • образование.

    Вы же понимаете, что с дипломом строительного ПТУ по специальности «Слесарь-сантехник» рассчитывать на карьеру бизнес тренера не приходиться?

    Так что придется грызть гранит науки в заведениях посерьезней.

    Особенно жалуют заказчики высшее педагогическое или психологическое образование. Опыт обучения взрослых людей также станет жирным плюсом;

  • владение иностранными языками.

    Очень пригодится, если вы собираетесь не только учить дядю Мишу управлять его автомастерской, но намерены выходить со своими тренингами на международные просторы.

  1. Обязан быть яркой, харизматичной личностью.

    Никто не захочет заплатить и две копейки за тренинг невзрачного спикера, который бубнит что-то нудное себе под нос.

  2. Должен излучать уверенность.

    Ну и как вы собираетесь учить других на тренинге «втюхивать» товар или «разруливать» конфликты с клиентом, если сами боитесь звонить потенциальным заказчикам?

  3. Чувство юмора и оптимизм никогда не должны покидать.

    Не обязательно шуточками-прибауточками затмевать на тренинге славу Евгения Петросяна, но ввернуть что-нибудь этакое, чтобы слушатели не дремали – само собой разумеется.

  4. Позитив.

    Нет, дорогуша, с унылым лицом, похожим на морду бассет-хаунда, вам не видать заказчиков на тренинги, каким бы замечательным бизнес тренером вы не мечтали стать.

  5. Саморазвитие.

    Для представителей этой профессии очень важно постоянно самосовершенствоваться, иначе не видать вам высоких гонораров, как своих ушей.

Кто такой бизнес-тренер и как им стать

Компетенция – это ряд вопросов и качеств, которые относятся к решению профессиональных задач специалиста.

Развитие рынка услуг коучинга в деловой сфере ужесточает требования к бизнес-тренерам. Компетенции данной профессии подразумевают умения для проведения тренингов:

  • Экспертный подход (владение актуальной и полной информацией на тему тренинга, знание аудитории).
  • Применение коммуникативных навыков – способность выстроить эффективное общение (вести диалог с группой и отдельным клиентом, управлять вниманием участников, установить обратную связь).
  • Управление групповой динамикой (определение и моделирование процессов взаимодействия членов группы).
  • Проведение качественной диагностики (выявление проблемы и перспективы персонала и компании в целом).
  • Формирование навыка у клиента (четкое видение взаимосвязи навыка с действиями: выделение его из операций и переведение в систему занятий для проработки).
  • Многообразность и гибкость поведения (владение типами поведения, адаптация к изменениям).
  • Наблюдательность (установление состояния участников, наличия или отсутствия прогресса).
  • Точность и лаконичность (в формулировке целей и задач, инструкций).
  • Эффективное использование инструментов обучения (деловые игры, разминки и т. п.).
  • Разработка отдельно тренинга и системы тренингов в виде программы.
  • Умение упорядочить и кратко изложить информацию в устном и письменном виде.
  • Создание атмосферы успеха в группе в качестве поддержки для развития.
  • Уверенное пользование оргтехникой.

Также бизнес-тренера затрагивают корпоративные компетенции – умения и особенности, которыми должны обладать все сотрудники компании:

  • дисциплинированность;
  • самоотдача;
  • ответственность;
  • уверенность в себе;
  • познание себя;
  • доброжелательность;
  • оптимизм.

Бизнес-тренер, работающий в штате компании, руководствуется должностной инструкцией, в которой прописаны общие положения, обязанности, права и ответственность.

Разобравшись в том, как стать бизнес-тренером с нуля, необходимо проанализировать, все ли необходимые профессиональные и личностные качества у вас присутствуют. Тренер должен:

  • иметь профильное высшее образование, желательно в придачу к нему пройти школу тренеров или курсы;
  • уметь взаимодействовать с разными людьми, держать аудиторию на протяжении продолжительного периода времени;
  • грамотно, красиво, интересно говорить;
  • уметь излагаться свои мысли четко и доступно;
  • обладать глубокими познаниями по теме (теоретическими, подкрепленными практикой или практическими из опыта);
  • планировать обучающий курс таким образом, чтобы он был доступным, полезным, информативным;
  • обладать лидерскими качествами, харизмой;
  • уметь работать с иностранными материалами, чтобы применять наилучшие практики на отечественном рынке;
  • постоянно самосовершенствоваться.

Перед началом семинаров бизнес-тренеры разрабатывают программы, презентации, благодаря которым обучение становится интереснее и нагляднее. Семинары могут проводиться индивидуально или в группах.

После прочтения основной программы бизнес-тренер обычно отвечает на вопросы, проводит опросы и проверяет слушателей. В ряде случаев тренер может контролировать выполнение рекомендаций и весь процесс внедрения изменений в компании.

Профессия бизнес-тренера появилась в России недавно, всего двадцать лет назад. В советское время, конечно, была система непрерывного повышения квалификации руководителей и работающих специалистов — в рамках постдипломного образования преподаватели читали лекции, а слушатели подробно их записывали. После обучения, на рабочем месте, под управлением наставников создавались условия для выработки практических навыков.

Как стать Коучем и бизнес-тренером. Моя история с самого начала

На этой стадии участники учебной группы еще недостаточно хорошо знают друг друга и испытывают тревогу. Поэтому все, как правило, вежливы и предупредительны. Отношения довольно формальны, участники воздерживаются от эмоциональных высказываний, избегают говорить о личном опыте.

Постепенно некоторые члены группы в ходе тренинга начинают вести себя более активно. Они чаще вступают в разговоры с тренером и с другими участниками, выражают свою точку зрения.

Это похоже на поведение людей на вечеринке, где много незнакомых. Все мнутся, не знают, куда девать руки, о чем разговаривать. Люди обращаются друг к другу по разным поводам – передать бокал, подержать пальто и т.д., но дальше этого дело не идет. Для облегчения знакомства устроители праздника предлагают выпить немного спиртного. Алкоголь снимает тревогу, и люди начинают общаться более свободно.

Читайте также:  Акт выполненных услуг по договору оказания услуг

В традиционной системе обучения этап знакомства игнорируется. По крайней мере ему не придается большого значения. Цель лектора – заинтересовать слушателей, поэтому он рассказывает интересную историю, анекдот и ждет реакции студентов. Это стандартное начало занятий. Но в тренинговой работе ведущий действует по-другому.

Иногда бывает, что тренеру самому становится скучно. И тогда он провоцирует групповую динамику, бросает вызов, начинает конкурировать с неформальными лидерами группы. В этом случае группа быстро “откатывается” ко второй стадии, начинаются выяснения отношений и поиски нового лидера.

Еще одна распространенная ошибка заключается в том, что если тренинг идет достаточно долго, 5 – 7 дней, то у тренера возникают симпатии и антипатии. Встречаются ситуации, когда ведущие групп увлекаются кем-то из участников или между ними завязывается дружба. Это непрофессиональное поведение. Группа реагирует на подобные эмоциональные проявления по-своему. Авторитет тренера может пошатнуться, пропадет и интерес к обучению. Начинающему тренеру простительно поддаться групповому обаянию один-два раза, но если ситуация повторяется, то стоит подумать о смене работы.

Многие свято верят в то, что до рождения привычки надо потерпеть всего 21 день, но со спортом это не прокатит. Ребекка Уолл, частный тренер из Нью-Йорка, говорит, что по крайней мере шесть недель придется напрягать свою силу воли. После этого вы заметите, что ваше тело выглядит как тело, а не как мешок. Кому после такого захочется возвращаться к прежним формам? Кроме красивого тела, через шесть недель вы в полной мере прочувствуете посттренировочное состояние (легкость, чистые мысли, хорошее настроение), и простой отдых на кресле уже не принесет вам такого кайфа.

Еще каких-то сто лет назад людям не очень нужны были мотивационные пинки, которые бы заставляли их двигаться. Люди работали и так на пределе возможностей. Если ты не работал на пределе, ты и твоя семья умирали от голода. Сегодня в большинстве стран человеку нужно очень постараться, чтобы такое произошло.

Низшая ступень пирамиды Маслоу удовлетворена, на следующую поднялось уже намного меньше людей, а с каждой новой ступенью процент уменьшается в геометрической прогрессии. И вот на сцену выходит мотивационный оратор, и говорит по сути только одну вещь: «Ты — нечто большее, чем можешь себе вообразить».

Он говорит о радости, гармонии, любви, самопознании, личностном и финансовом росте. Он вдохновляет и воодушевляет, производит неизгладимое впечатление на публику, дарит веру, рассеивает опасения, он задают вопросы, которые человек боялся себе задавать. Он являет собой странную помесь католического проповедника и стэнд-ап комика. Итак, кто же такой мотивационный оратор? Это человек, который:

  • не затрагивает политические темы, духовные же старается не смешивать с религиозными
  • делает акцент то на эмоции, то на смысл
  • заставляет каждого человека поверить в то, что он способен на удивительные вещи и полноценную жизнь
  • скорее поэт, чем писатель
  • жил в нищете, был неполноценным, отвергнутым — но теперь у него все прекрасно и он делится своим счастьем и секретом успеха с людьми
  • энергичен настолько, что способен достучаться до самого раздавленного жизнью человека
  • выступает перед зрительным залом, хотя существование Youtube размывает и эту грань

Среди мотивационных ораторов много известных личностей, политиков, бизнесменов и почти все из них рассказывают удивительные истории из своей жизни, а также добились больших успехов в личной, духовной и финансовой сфере. Мы собрали самых вдохновляющих людей со всех концов земного шара и представляем этот список вашему вниманию.

Кто такой бизнес-тренер и как он работает

Возможно, за время учебы в школе и в ВУЗе вы привыкли, что есть два пути к знаниям:

  1. преподаватель рассказывает, а ученик молча слушает;
  2. учащийся самостоятельно добывает знания из разных источников.

Ни тот, ни другой способ передачи информации не подойдет, если вы хотите стать успешным бизнес-тренером. Вашей задачей будет не просто давать актуальные знания. Люди ходят на тренинги, чтобы изменить поведение, увидеть новые пути и получить импульс для развития. Чтобы работа тренера была эффективной, важно понимать, что нужно конкретной аудитории, какие у нее задачи и проблемы.

На первом этапе нужно решить, кого и чему вы будете учить. Например, можно помогать людям грамотно планировать свое время, развивать навыки, продвигаться по карьерной лестнице, вести переговоры или правильно преподносить себя. Такие знания пригодятся фрилансерам, менеджерам, продажникам, бизнесменам и домохозяйкам. Определитесь, кто ваша аудитория и к кому вам проще найти подход.

Второй шаг — выбор формы работы.

  • Вы можете устроиться в крупную компанию и проводить тренинги среди ее сотрудников.
  • Либо работать в штате тренинговой фирмы.
  • Отдельная категория — свободный бизнес-тренер, который сам ищет клиентов и организует мероприятия.
  • Тренинги можно проводить не только лично, но и онлайн. Это снижает расходы на организацию, но требует дополнительных навыков и мастерства.

Три кита успеха бизнес-тренера

Метафора: «3 кита» — основы основ, на которых держится Земля.

На чем основывается успех бизнес-тренера? Можно выделить 3 составляющие, необходимые для успеха в этой профессии.

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.

Сегодня уже окончательно утвердилось мнение, что бизнес-тренер – это профессия, а, значит, предполагает определенные знания, умения, навыки и владение профессиональными технологиями. Также и специальную подготовку, которая все это дает.

Зачастую представление о тренерских компетенциях у новичков, да и не только, очень узкое. Что необходимо тренеру? – Навыки работы с группой, умение провести тренинг интересно, зажигательно, динамично. Работа тренера представляется с того момента, когда тренер открывает дверь, заходит в группу и … Сам тренинг видится, главным образом, как процесс коммуникации с группой, в основе которого – импровизация и собственное мастерство ведущего.

На самом деле, профессиональные компетенции бизнес-тренера значительно шире, а тренинг – не только процесс обучения. Это еще и:

инструмент в решении задач организации, который важно уметь грамотно применять;

продукт, нуждающийся в продвижении на внешнем рынке или внутри своей компании;

— учебно-методический комплекс, разработанный в соответствии с определенными требованиями;-

компонент в системе корпоративного обучения и развития персонала;

этап работы бизнес-тренера (один из 6-ти (!), о других этапах участники впервые узнают на тренинге).

Чтобы подготовить бизнес-тренера, в основе обучения должна лежать четкая концепция или модель профессиональных компетенций, признанная специалистами и проверенная практикой. Программа тренинга тренеров «Бизнес-профессионал» строится на Модели тренерских компетенций, разработанной Российской Академией Бизнес Образования (РАБО) в целях профессиональной аттестации бизнес-тренеров. Это означает подготовку профессионального бизнес-тренера, способного самостоятельно провести весь цикл работ по обучению персонала: от прояснения запроса на тренинг и диагностики потребности в обучении до этапа оценки эффективности обучения и организации посттренинговых мероприятий.

Полнота знаний и владение технологиями на всех этапах работы дают возможность выпускникам программы разрабатывать и проводить свои тренинги сразу после обучения.

2. ЛИЧНОСТЬ ТРЕНЕРА.

Личные качества (личные компетенции) тренера столь же важны, как и профессиональные знания и навыки, поскольку выступают одним из главных инструментов работы с группой. При этом нет универсального тренерского портрета, под который участникам стоит «подгонять» себя в надежде на успех в любой аудитории. Главное, чему учит тренинг тренеров – осознанному проявлению своей индивидуальности в рамках тренерской работы. Учимся работать с собой, формируем особую субличность – «Я-Тренер».

Как это происходит на тренинге?

Во-первых, проявление участников в различных профессиональных ситуациях. Система индивидуальных тренерских заданий для каждого: с первого же дня каждый работает с группой, проводит разминки, упражнения, игры.

Во-вторых, обратная связь: интервизорская и супервизорская от участников группы и тренера, в том числе с разбором видеозаписей, которые являются неотъемлемой частью обучения.

В-третьих, рефлексия, осознание собственных компетенций, индивидуальных особенностей. Особенно эффективна в групповой работе с ее многообразием проявлений и возможностью сравнивать.

И, наконец, принятие своей тренерской индивидуальности: Какой я тренер? В чем мои сильные стороны, и каковы мои ресурсы? Как воспринимает меня группа: что стоит принять как должное, а что возможно изменить? Определение дальнейшего развития.

Сбалансированная тренерская личность строится на знании и принятии своих индивидуальных проявлений в группе (принятие как любви, признания, так и сопротивления участников, которые, так или иначе, вызывает каждый тренер), осознанном их использовании в тренерской работе.

Такой индивидуальный подход к развитию личных компетенций будущих тренеров возможен в том числе, потому что количество участников в группе не превышает 10 человек.

Формируя индивидуальное «Я-Тренер», ценно соотнести себя и с 3-мя тренерскими типами, на основе структограммы: какой я – «Синий», «Красный» или «Зеленый» тренер? И как, соответственно воспринимает меня группа.

Многие участники тренерских программ отмечают, что почувствовать себя тренером им помогло наблюдение за разными тренерами, ведущими обучение: они увидели, что на практике успешными могут быть разные стили, и разные тренеры. А значит и они тоже!

3. БИЗНЕС-МЫШЛЕНИЕ.

Как любит повторять мой коллега, в слове «бизнес-тренер», «бизнес» пишется первым. Что это значит? Тренер, работающий в компании, должен мыслить бизнес-категориями, знать ситуации современных организаций. Тренинг тренеров «Бизнес-профессионал» — это практический курс овладение профессией «бизнес-тренер» в соответствии с реалиями современного бизнеса. Вот несколько ключевых аспектов, которые мы заложили в программу, чтобы сделать ее максимально эффективной.

Читайте также:  Условия назначения льгот пенсионерам Крайнего Севера с 1 января 2023 года

А. Программа подготовки именно БИЗНЕС-тренеров, в отличие от множества тренингов тренеров, где обучают проводить как тренинги личностного роста, так и бизнес-тренинги. На наш взгляд, бизнес-обучение имеет существенные отличия, которые определяют необходимость подготовки бизнес-тренеров в самостоятельном формате:

— ориентация на конкретный запланированный результат;

— достаточно жесткий временной формат и высокая динамика, не предполагающая глубокого погружения в личностный пласт в работе с участником;

— совмещение целей компании и индивидуальных целей участников обучения в едином процессе обучения;

— оперирование категориями профессиональной эффективности, успешности, результативности специалиста;

— ориентация на конкретные действия, решение реальных ситуаций, направленность на практику ежедневной работы специалиста.

Б. Состав участников группы. Это специалисты, сотрудники компаний, имеющие профессиональную подготовку и ориентированные на дальнейшее профессиональное развитие в организации. Такая целевая аудитория дает дополнительный эффект – участники обмениваются опытом работы в своих компаниях.

В. Ведущие программы – практикующие бизнес-тренеры, отлично знающие тренинговый бизнес, побывавшие во всех тренерских «ипостасиях»: тренинг-менеджерами в организации, независимыми тренерами, тренерами-консультантами консалтиноговых компаний; руководителями. Для каждого из нас бизнес-тренинги — не просто профессия, а, в первую очередь, БИЗНЕС, в котором мы успешны. Именно это мы передаем своим выпускникам.

В бизнесе недостаточно научить специалиста, что и как делать. Важно сформировать у него видение: где и как я могу это применить? Для каких целей? Чего достигну? Как использовать полученные возможности?

В ответах на эти вопросы, наши выпускники порой удивляют нас самих: они не только работают бизнес-тренерами, но и обучают своих подчиненных, будучи руководителями отделов, проводят тренинги для организаций и имеют солидный дополнительный заработок, и даже открывают свои тренинговые компании!

Но, пожалуй, самое важно, — они становятся тренерами для самих себя. Ставят перед собой цели: где работать, как работать, какие тренинги и на какие темы я хочу вести; и определяют пути их достижения.

«Ха! Да стать бизнес тренером может каждый!»

Я от вас не скрываю, что частенько посещаю тренинги, посвященные и ведению сайтов, и психологии, и бизнесу.

Считаю это делом полезным и удивляюсь тем, кто, даже не посетив ни единого курса, с таким остервенением говорит о шарлатанах и бесполезной трате денег.

Но есть и другая категория ненавистников тренеров по бизнесу и не только: это люди, которые посещают тренинги, но только из желания вывести «на чистую воду этих шарлатанов».

Помню, на одном из занятий была такая резвая женщина средних лет. Почти трехчасовой курс она просидела с недовольным выражением лица и, когда дошло дело до вопросов, первой взяла слово, и начала бомбить нашего коуча вопросами: «Где учился?», «Какой опыт работы?», «Имеется ли собственный бизнес?» и т.д.

Вопросы, кстати, были совершенно дурацкие, потому что вся информация о тренере была нам известна – его биография содержалась в материалах курса.

Когда уже сами участники стали останавливать «борчиху со злом», она зашлась в крике в стиле «я же для вас стараюсь, неужели вы не видите, что вас обманывают».

Тренер повел себя как настоящий профессионал и спокойно спросил «В чем обман?». «Ну, как же, – сказала скандалистка, – вот я считаю, что стать бизнес коучем может каждый». «Да, каждый», – подтвердил коуч.

Удивились все, в том числе и дама.

«Свои силы на поприще обучения может попробовать каждый. Но далеко не каждый может остаться в профессии. Если:

  • ваши занятия будут абсолютно бесполезными и безинформативными,
  • после них люди будут плеваться и жалеть о потраченном времени и деньгах,
  • на протяжении нескольких часов вы не сможете удержать внимание аудитории,
  • коллеги не воспринимают вас всерьез и посмеиваются за спиной,

то рано или поздно вы смените профессию».

Что нужно, чтобы стать успешным тренером?

Зачем люди становятся бизнес тренерами?

Помню, как мне самому впервые захотелось выйти перед залом и начать им объяснять какие-то сложные и умные вещи простыми словами. Случилось это после того, как я впервые сходил на бизнес-тренинг.

Да, именно так в абсолютном большинстве случаев и рождается желание учить других и зарабатывать на этом деньги. Профессия бизнес тренера объединяет в себе сразу несколько сильных “мотиваторов”:

  • Быть богатым. Вы тоже наверняка подсчитали, сколько денег примерно заработал бизнес тренер за три часа выступления, исходя из количества человек в зале и стоимости входного билета.
  • Быть популярным. Когда человек стоит на сцене и что-то говорит, а все остальные его слушают – в этом есть какая-то магия, согласитесь.
  • Иметь много свободного времени. Ведь это здорово – выступать всего по одному разу в неделю, вместо того чтобы каждый день ходить на работу к 9 утра.

И это все на самом деле… правда. Но при условии, что вы станете успешным и востребованным бизнес тренером. В противном случае вам придется разделить судьбу тысяч бедолга, которые за копейки пашут круглыми сутками по всем городам России. Так что кроме самолета и гостиниц они ничего не видят.

Кто такой бизнес-тренер и что он делает

Бизнес-тренер (коуч) – это специалист в деловой сфере, который делится своими знаниями и опытом путем проведения тренингов.

Тренинг – это способ обучения, главными особенностями которого являются интенсивность, интерактивность (обратная связь) и акцент на проработке практических умений. Искусству проведения тренингов необходимо обучаться.

Бизнес-тренер не только разбирается в бизнесе как эксперт, но и учит на профессиональном уровне. Это успешный человек, который работает с людьми, направляет их и вдохновляет на новые достижения.

Однако не все бизнес-тренеры вышли на преподавательскую площадку из делового мира. В России многие коучи достигли успеха, имея образование и опыт работы в разных областях – педагогики, психологии, философии, экономики, торговли и др. Тогда как на Западе такая ситуация является скорее исключением, нежели нормой.

Работа бизнес-тренером многообразна, так как не привязана к какому-либо месту или узкой тематике. Но поскольку в деловой сфере одной из главных задач выступает продажа товара в условиях конкуренции, то среди вакансий наиболее популярен бизнес-тренер по продажам. Он учит не только успешно реализовать товар, но и выиграть в конкурентной гонке.

Коммерчесике компании. Вакантное место бизнес-тренерам следует искать в коммерческих компаниях. Претендовать можно на должность тренинг-менеджера, который обучает новых работников, проводит индивидуальные тренинги и мониторинг полученных знаний, или тренера какого-либо отдела (часто отдела продаж). Кандидату требуется иметь, прежде всего, высшее образование и опыт работы в сфере обучения и управления.

Резюме. Для поступления на работу необходимо заполнить резюме бизнес-тренера, в котором указываются навыки и знания, опыт работы, образование. Также важный пункт – данные о повышении квалификации, в которых упоминается о пройденных курсах, сертификат об окончании школы бизнес-тренеров, если таковой имеется.

Организации. Бизнес-тренер может обратиться для трудоустройства в консалтинговую фирму, кадровое агентство или же стать членом ассоциации бизнес-тренеров. Существует возможность работать фрилансером, однако ее выбирают обычно, когда уходят из корпоративного варианта и уже есть база клиентов.

Заработная плата бизнес-тренера колеблется от 30 тыс. руб. до 75 тыс. руб. по России. В Москве предлагается оклад в районе 40–150 тыс. руб. Уровень оплаты напрямую зависит от уровня профессионализма.

Тренер в зале — специалист сферы услуг наравне с парикмахером, поваром или горничной. Если мы мечтаем о качественном окрашивании волос, идем к профессионалу в салон красоты. Если нет желания убираться в квартире — заказываем уборку. С фитнесом аналогично: чтобы получить красивую фигуру без вреда здоровью, обращаемся к тренеру. Если просто потеть на беговой дорожке и тягать непонятные железки в зале, нужного эффекта не добиться. Например, базовое упражнение «приседание» — одно из самых сложных по технике. Если делать неправильно, легко получить травму коленных суставов или заработать межпозвоночную грыжу.

Тренер проводит групповые и персональные тренировки. На персональных он берет ученика под полный контроль в плане упражнений, мотивации и даже питания. Здесь все зависит от желания клиента — похудеть, набрать массу или стать здоровее в целом. В программах это звучит весомее: «снизить жировую массу, набрать мышечную массу и реабилитироваться после травмы или родов».

Под каждого индивидуального клиента тренер разрабатывает план тренировок, где учитывает все болезни, травмы и уровень физической подготовки. Например, у одного из моих клиентов варикоз. Ему противопоказана нагрузка на ноги, нельзя делать ни одного упражнения стоя. Все задания он выполняет сидя или лежа. Еще ему противопоказаны приседания и все виды тяг, например нельзя поднимать штангу с пола. Для здорового человека эти упражнения — базовые, а ему мы подобрали другие.

Читайте также:  Что ИП должен знать об уплате НДС

Групповые занятия устроены иначе. Тренер составляет общую программу для любого уровня физической подготовки и предупреждает в начале тренировки о возможных ограничениях. Например, перед занятием по степ-аэробике я говорю, что основная нагрузка придется на ноги и сердечно-сосудистую систему, поэтому людям с варикозом и проблемами с сердцем лучше не участвовать в тренировке. Так я оставляю право выбора человеку и снимаю с себя ответственность. Групповые занятия сейчас не веду, но, возможно, буду, когда в расписании появятся детские группы.

Еще есть понятие дежурного тренера — он находится в зале и следит за порядком и техникой безопасности. Если гости не умеют пользоваться тренажером, они обращаются к нему за помощью. Дежурные тренеры также проводят вводные тренировки для новых клиентов, которые купили абонемент. Это бесплатные занятия, на которых тренер «продает себя». Его задача провести занятие так, чтобы клиенту понравилось и он оплатил серию персональных тренировок.

Считаю, что тренер должен быть в хорошей физической форме. Если он подтянутый и красивый, люди идут к нему охотнее. Это как визуальный пример для подражания — большинство клиентов хотят внешне быть похожими на тренера. Три дня в неделю я посвящаю собственным занятиям: тренируюсь после дежурной смены или в перерывах между персональными занятиями.

Кто-то думает, что тренеру необязательно следить за фигурой, он и так каждый день занимается спортом. Это не так. Формула красивой фигуры — 70% питания и 30% спорта. Поэтому я слежу за питанием, соблюдаю баланс белков, жиров и углеводов и считаю калории. Для этого пользуюсь мобильным приложением — оно само рассчитывает порцию в зависимости от веса, а я только записываю, сколько съела, и планирую еду. Для улучшения обмена веществ я питаюсь шесть раз в день. А еще пеку тортики по принципам правильного питания, не ем фастфуд и выпиваю два литра воды в день.

Рабочий день тренера зависит от дежурства в зале. В моем клубе две дежурные смены: с 7:00 до 15:00 и с 15:00 до 23:00. Каждый тренер должен отработать минимум три смены в неделю. Приходить заранее на смену не надо. Я переодеваюсь и выхожу в зал.

Если дежурства нет, прихожу на работу к началу персональных тренировок. Когда они заканчиваются, в бланке клуба ставлю отметку о проведенном занятии и прикрепляю чек о купленных клиентом тренировках.

Всегда стараюсь вовремя делать перерывы на еду и распределять их между персональными тренировками. Но иногда тренировок очень много, времени на еду не хватает. Тогда приходится есть, когда клиент уже проводит разминку на беговой дорожке. Впрочем, все мои ученики лояльны и относятся к этому с пониманием. При этом мы не едим на глазах у учеников — в клубе есть тренерская для отдыха и еды.

График работы тренеры составляют и согласовывают между собой сами. Важно, чтобы в зале всегда был минимум один дежурный тренер. Не могу сказать, какую смену я люблю больше. Когда работаю с утра, приходится вставать в 6:00, зато прихожу домой рано и успеваю сделать все дела. Вечерняя смена позволяет выспаться, но домой возвращаюсь к полуночи. Редко бывает так, что приходится в один день работать в вечернюю смену, а на следующий выходить с утра. Тогда на сон остается около 5 часов, и я не успеваю отдохнуть и восстановиться.

На персональных тренировках я стараюсь подстроиться под клиента, но бывает и наоборот. Например, у ученика нет своего четкого графика, тогда он выбирает время для занятий в мои дежурные смены. С клиентами мне всегда удается договориться, и я не провожу в зале по 15 часов в день.

Заполнение блока об образовании в резюме бизнес-тренера

Чтобы учить других, бизнес-тренер должен иметь острый ум и хорошие знания. Укажите в анкете, где, когда и по какой специальности было получено образование. Приоритетом для работодателя станет высшее образование по направлениям: экономика, маркетинг, менеджмент.

ОБРАЗОВАНИЕ

  • Учебное заведение:Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
  • Факультет:Менеджмент
  • Специальность:Финансовый менеджер
  • Год окончания:2006

Чтобы обучать других, необходимо постоянное совершенствование знаний. Для подтверждения профессионализма расскажите о дополнительном образовании. Опишите, какие курсы повышения квалификации были пройдены за последние десять лет. Не упоминайте о те программы, которые не относятся к профессии. Работодателю неинтересна информация о ваших знаниях фотошопа или навыках веб-дизайнера.

КУРСЫ

  • Год окончания:2019
  • Название курса:Международная программа ICU+ MMIBA + PMP для тренеров и коучей
  • Проводившая организация:Школа бизнес-тренеров Молоканова и Сикирина
  • Год окончания:2016
  • Название курса:Ораторское искусство и публичные выступления
  • Проводившая организация:Институт тренеров «ПРОФЕССИОНАЛ»

Чем коучинг отличается от обычного обучения

Коучинг в современном мире активно набирает популярность. Все больше людей желают научиться разбираться в своей жизни и улучшать ее. К коучам обращаются за решением практически любых вопросов. Личная жизнь, спортивные достижения, карьера, взаимоотношения с друзьями и коллегами, финансовые аспекты — это лишь маленький список, с которыми люди приходят к нам.

Но коучинг — понятие еще новое, поэтому многие клиенты, особенно которые не знают всех особенностей и нюансов подобного занятия, путают его с репетиторством и обычным наставничеством. Конечно, у этих понятий есть общие черты, но отнести их к идентичным нельзя.

Разницу можно уловить в следующем:

Наставничество — взаимодействие между профессионалом и учеником, которое основано на помощи более опытного человека, ученик действует всецело под его руководством.

Репетиторство (или обучение) — передача каких-либо навыков в процессе обучения. Взаимодействие происходит на базе взаимодействия, то есть ученик регулярно выполняет домашнее задание и отчитывается перед учителем по пройденному материалу.

Коучингом можно назвать гармоничный синтез (объединение) двух указанных форматов. Коуч — человек, обладающий определенным опытом в жизни, который и помогает ему взаимодействовать со слушателем.

Главными задачами становится помощь клиентам найти и раскрыть собственный внутренний потенциал, научиться решать трудности и правильно мыслить.

Что должен уметь профессиональный коуч

Соответствовать нормам этики. Это один из важных навыков, благодаря которому коуч способен адекватно и максимально эффективно реагировать на всю информацию, полученную от клиента. Помните, что при обучении, коуч обязан четко понимать грань между собой и советчиком, психотерапевтом, психологом и обычным консультантом.

Ваша задача — пробудить в слушателе его собственные силы, которыми он и будет пользоваться в жизни.

Уметь понять, что именно хочет клиент от сессий и оформлять грамотное коучинговое соглашение. Необходимо выстраивать взаимоотношение таким образом, чтобы клиент смог понять, что позволено, а что является неприемлемым при проведении занятий. Вы в свою очередь обязаны четко распределять зоны ответственности между коучем и слушателем.

Умение вырабатывать доверительные отношения. Эффективное обучение у коуча строится на полном взаимопонимании и доверии. Поэтому важнейшей задачей для вас становится создание на сессиях искренних отношений. Это помогает формировать теплую психологическую обстановку, в которой слушатель будет ощущать себя защищенным. Это поможет повысить результативность занятий и выведет их на максимально полезный для слушателя уровень.

Ненавязчивое присутствие. Одним из главных талантов профессионального коуча становится умение создания для слушателей непринужденной обстановки, и демонстрировать гибкость собственного мышления и поведения.

Умение «подстраиваться» под особенности клиента в разы повышает уровень доверия к коучу, что работает на достижение полноценного результата.

Способности активного слушателя. Коуч в процессе сессий должен уметь максимально концентрироваться на том, о чем рассказывает слушатель и понимать то, что он умалчивает. Чрезвычайно важно чувствовать именно идеи самого клиента, а не навязывать ему собственный план занятий. Обучение будет только тогда эффективным, когда коуч начнет мягко выводить на поверхность все скрытые мотивы клиента, желания, мечты. И уже в соответствии с этим и вырабатывать тактику сессий.

Сильные вопросы — полноценная помощь для коуча. Профессионал умеет задавать наиболее точные и мощные вопросы, которые помогают раскрыться ученику и получить максимальную пользу от сессий.

Разрабатывая методику вопрос-ответ, знайте, что вопросы должны быть направлены на следующее:

  • помогать оценить и понять взгляды слушателя;
  • провоцировать клиента на доверительные разговоры;
  • помогать слушателю совершать собственные открытия и озарения;
  • пробуждать и укреплять целеустремленность и активность;
  • иметь четкую формулировку и ясность изложения;
  • продвигать клиента к поставленным целям.

Стимуляция и тренировка осознанности слушателя. Такой базовый навык помогает коучу грамотно оценивать получаемую информацию и корректировать ее в последующие ответы, полезные для определенного слушателя. Необходимо дать понять клиенту осознание фактов, на которых и базируются объективность восприятия им окружающей реальности.

Стимулирование сознания слушателю помогает коучу выделить истинные факты и те, которые клиент просто интерпретирует на основе личного видения. Это дает возможность чувствовать несоответствия между мыслями и действиями человека и на основе этого выстраивать сегменты занятий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *