- Наследство

Все о камеральных налоговых проверках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о камеральных налоговых проверках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Чем отличаются камеральные и выездные налоговые проверки

Камеральные и выездные проверки разнятся по многим параметрам. Два из них упомянули выше. Это место проведения и возможность изъятия документов и активов компании. Другие характерные черты обобщили в таблице 1.

Таблица 1. Отличие камеральной проверки от выездной

Критерий сравнения

Вид налоговой проверки

Камеральная

Выездная

В чем цель

В текущем режиме находить ошибки в налоговой отчетности и уведомлять о них налогоплательщика

Углубленно изучать, правильно ли компания считает налоги и вовремя ли их платит

Сколько налогов проверяются

Один – тот, по которому предприятие сдало декларацию (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Один или сразу несколько (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ)

За какой период

За тот, который указан в декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Максимум за три или даже за пять предыдущих лет (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ)

Как долго длится

В течение трех месяцев после сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ)

Обычно до двух месяцев. Иногда продляется до четырех месяцев и даже до полугода (п. 6 ст. 89 НК РФ)

Может ли приостанавливаться

Нет

Да. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ)

Как часто проводится

В текущем режиме после сдачи декларации, в том числе уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Обычно не больше двух раз за один календарный год (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Бывает ли повторной

Нет

Да (п. 10 ст. 89 НК РФ). Повторная проверка бывает в двух случаях:

· вышестоящий налоговый орган контролирует качество работы нижестоящего. Поэтому заново проверяет уже инспектированные компании;

· организация сдала уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшилась по сравнению с предыдущей

Сколько «стоит» налоговая проверка?

Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.

Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д. К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки. ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Читайте также:  Уведомление налоговой об открытии расчетного счета

Что такое выездная налоговая проверка?

Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:

  • проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
  • предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
  • назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
  • срок выездной проверки составляет два месяца;
  • в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
  • максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.

Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.

Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.

  1. Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
  2. Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
  3. В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?

Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:

Сумма налогов / Выручка * 100%

Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.

Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.

Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей. Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли. Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Как представляются документы при камеральной проверки?

На подготовку пояснительных данных налогоплательщику предоставляется 5 рабочих дней(требование предъявляется в письменной или устной форме).В случае обнаружения явной арифметической ошибки инспектор имеет право предложить внести изменения в отчетность. Особенности представления документов в ИФНС:

  • Пояснения оформляются в произвольной письменной форме.
  • Документы представляются в копиях.
  • Формы должны быть сгруппированы, сшиты и заверены по правилам делопроизводства. Допускается заверение руководителем пачки сшитых документов.
  • При сшивке обеспечивается целостность документов и реквизитов.
  • Бумаги в пачке нумеруются в сквозной постраничной форме.
  • Перечень документов должен быть указан в сопроводительном письме.

В чем заключаются особенности выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка – это определенный комплекс действий, включающий в себя следующие этапы:

  • Проверка первичной документации налогоплательщика (учетной, бухгалтерской и пр.), регистров бухучета, бухгалтерской и налоговой отчетности, хозяйственных контрактов, актов выполненных работ, внутренних документов и пр.
  • Осмотр и обследование объектов, которые налогоплательщик использует для получения прибыли, и помещений, в которых эти объекты хранятся (склады, торговые и производственные площади и пр.).
  • Инвентаризация имущества, которым владеет налогоплательщик.
  • Иные действия налоговых органов и их должностных лиц, которые выполняются там, где налогоплательщик пребывает, осуществляет свою деятельность, располагает объекты налогообложения, а также и в других местах вне самого налогового органа (статья 89 Налогового кодекса РФ).

Особенностью выездной налоговой проверки является тот факт, что в ней участвуют как налоговые инспекторы, так и проверяемые организации или ИП. При этом по инициативе налогового органа к контролирующему мероприятию могут привлекаться иные лица: эксперты, переводчики и т.д.

Выездные налоговые проверки проводятся с теми же целями, что и камеральные:

  • Контроль над вычислением и уплатой в бюджет налогов и сборов.
  • Контроль над соблюдением законов о налогах и сборах, взыскание недоимок и пеней.
  • Привлечение должностных лиц к ответственности за налоговые правонарушения, профилактика таких нарушений.

Особенностью выездной налоговой проверки также является тот факт, что этих целей удается достичь специфическими методами. К примеру, только в ходе выездной налоговой проверки может производиться выемка документов и объектов извлечения прибыли.

В ходе выездной налоговой проверки можно инспектировать деятельность организации только за три календарных года, предшествующих мероприятию (абз.2 п.4 ст.89 НК РФ). Эта норма введена для того, чтобы установить срок давности и период прошлой деятельности налогоплательщика, которые доступны для проверки. При этом она не запрещает выполнять проверки в течение периодов, соответствующих текущему календарному году.

Налоговая инспекция не имеет права дважды проверять одни и те же налоги в течение одного и того же года. Однако ч.2 п.10 ст.89 НК РФ приводит два исключения из этого правила:

1) Если повторная проверка проводится:

  • Вышестоящей инспекцией, которая желает проконтролировать работу налогового ведомства, осуществлявшего первую проверку. Если в ходе вторичной налоговой проверки будут выявлены правонарушения, не замеченные ранее, то налогоплательщик не будет привлекаться за них к ответственности за исключением случаев, когда нарушения не были выявлены из-за сговора между налогоплательщиком и проверяющим органом.
  • Налоговым органом, который проводил первую проверку, если налогоплательщик предоставил уточненную налоговую декларацию, сумма налогов в которой оказалась меньше заявленной ранее. В этом случае проверка может затрагивать только тот период, за который предоставлена уточненная декларация.
Читайте также:  Как склоняется армянская фамилия на ян

2) Если повторная проверка назначена по причине реорганизации или закрытия компании-налогоплательщика (п.11 ст.89 НК РФ).

Если ни одного из вышеперечисленных оснований нет, то налоговая инспекция не может провести повторную проверку по одним и тем же налогам в течение одного периода.

Выездная налоговая проверка может длиться не больше двух месяцев. Исключительные обстоятельства позволяют увеличить ее продолжительность на срок от четырех месяцев до полугода.

Выездная налоговая проверка: особенности выбора участника

Выездные проверки проводятся в несколько этапов: от выбора налогоплательщиков, подвергающихся инспектированию, до исполнения решения, которое принимается после проверки.

На каждом этапе осуществляется определенный комплекс мероприятий и процессуальных действий, которые регламентированы Налоговым кодексом РФ.

На подготовительном этапе выездной налоговой проверки производится планирование процедуры: выбираются объекты, которые необходимо проверить, указываются сроки проведения контролирующих мероприятий, определяется вид налогов или сборов, а также период, который охватит проверка. Также изыскиваются кадровые ресурсы, которые будут в ней задействованы.

Следующим этапом процедуры становится подготовка к проведению выездной налоговой проверки. На этом этапе выполняется комплекс определенных мероприятий, которые осуществляются налоговой инспекцией и помогают углубить знания о налогоплательщиках, подлежащих проверке. Также подготовительный этап включает в себя ряд иных процедур, призванных создать благоприятные условия для эффективного контроля.

На этапах планирования и подготовки также проводятся следующие мероприятия:

  • Поиск сведений о налогоплательщике.
  • Выявление риска налоговых нарушений.
  • Выбор налогоплательщиков, подлежащих проверке.
  • Составление плана будущих проверок с перечнем налогоплательщиков.
  • Предварительный анализ сведений о налогоплательщике, поиск недостающих данных.
  • Определение типа налогов и сборов, по которым будет проводиться проверка, и периодов, которые она охватит (также обозначаются потенциальные суммы доначисления и перечень мероприятий, которые будут осуществлены в ходе проверки).
  • Подсчет потенциальных временных и трудовых затрат, связанных с проверкой.
  • Согласование квартального плана выездных налоговых проверок.

При выборе налогоплательщиков, которые будут подвергнуты выездной налоговой проверке, инспекция использует собственные источники информации, а также сведения, полученные со стороны.

Когда все данные о налогоплательщиках собраны и обработаны, формируется так называемое досье на каждый объект, состоящий на учете в налоговой.

Информационные ресурсы самой налоговой службы, в которых содержатся сведения об объектах налогообложения, могут использоваться как при составлении перечня налогоплательщиков для контроля, так и при предварительном анализе.

Выбор налогоплательщиков, которых необходимо проверить, проводится в несколько этапов:

Этап 1. Выяснение, скольких налогоплательщиков можно включить в план проведения выездных налоговых проверок. Документ составляется на один ближайший квартал и учитывает загруженность каждого налогового инспектора в течение последних двух лет.

Этап 2. Составление перечня налогоплательщиков, которых нужно в обязательном порядке включить в план проверок.

Этап 3. Выявление налогоплательщиков, которых нужно включить в план проверок в первую очередь. Такое решение принимается на основании:

  • Итогов камеральной налоговой проверки, анализа бухгалтерских и налоговых документов (в части налогов и других обязательных платежей в бюджет).
  • Заключения должностного лица, занимавшегося анализом главных финансовых показателей предприятия, подлежащего проверке. Такой анализ проводится по отраслевому принципу с применением автоматизированной системы обработки данных АИС «Налог».

Этап 4. Выбор налогоплательщиков, контроль над которыми является приоритетным.

Таковыми считаются следующие налогоплательщики:

  • Субъекты, предложенные по результатам камеральной проверки, в отношении которых еще одна выездная проверка будет целесообразной.
  • Налогоплательщики, систематически нарушающие процедуру сдачи отчетности, необходимой для расчета налогов, не соблюдающие ее сроки и объемы.
  • Субъекты, на которых в ходе последней выездной проверки были выявлены серьезные нарушения.
  • Налогоплательщики, которые замешаны в схемах ухода от налогов.
  • Взаимозависимые субъекты.
  • Налогоплательщики, в отношении которых была получена информация из внешних источников об уклонении от налогов.
  • Предприятия, затраты которых растут слишком быстрыми темпами по сравнению с темпами роста прибыли от продаж товаров, работ или услуг.
  • Компании, в которых сумма налогов и сборов уменьшилась, хотя прибыль продолжает расти.
  • Предприятия, в налоговой отчетности которых уже несколько периодов отражаются убытки или минимальная прибыль.
  • Налогоплательщики, 80% налогов которых составляет налог на добавленную стоимость (также в течение нескольких периодов).
  • Субъекты, которые представляли уточненные налоговые декларации больше пяти раз в течение одного периода (и по одному налогу).
  • Компании, которые платят своим работникам зарплату на уровне ниже прожиточного минимума (установленного МРОТ) и т.д.

Если потенциальные субъекты налоговой проверки являются равноценными по риску выявления налоговых нарушений, то предпочтение будет отдано компаниям, которые имеют максимальную выручку от реализации товаров или услуг, самый большой штат, крупные суммы налогов и сборов в бюджет, а также доначисленных платежей, пеней и штрафов.

Этап 5. Составление годового перспективного списка субъектов для включения в планы налоговых проверок.

Такой план, как правило, подготавливается не позднее, чем за 10 дней до начала квартала, следующего за отчетным. Этот документ является конфиденциальным, налоговые ведомства и их сотрудники не могут разглашать содержащиеся в нем сведения.

Каковы особенности выездной налоговой проверки по НДФЛ

Все налоговые агенты должны исчислять, удерживать и перечислять суммы налога на доходы физических лиц (п.1 ст.226 НК РФ). Чаще всего во время выездных налоговых проверок контролируются и эти вопросы.

Однако необходимо помнить, что некоторые организации не являются налоговыми агентами по всем типам выплат и налоговых правоотношений, следовательно, они не обязаны платить НДФЛ и отчитываться по некоторым видам налога. Например:

  • По материальной выгоде от кредитных средств (п.2 ст.212 НК РФ).
  • По выплатам для физических лиц, покупающих имущество у организации (пп.2 п.1 ст.228 НК РФ).
  • По выплатам физическим лицам выигрышей (пп.5 п.1 ст.228 НК РФ).

Особенностями выездных налоговых проверок в таких организациях будет не только контроль над начислением, взиманием и уплатой налога на доходы физических лиц, но и сбор информации о доходах, подлежащих декларированию в части НДФЛ (о доходах физлиц от продажи имущества, о материальной выгоде при экономии на процентах по кредитам). Впоследствии эту информацию отправляют по месту жительства физлиц, что помогает контролировать и принимать меры к подаче деклараций и уплате данного налога.

Проверяем декларацию по налогу на прибыль организаций

То же самое и по определению уровня существенности (допустимой ошибки) — в предлагаемых Методическими рекомендациями рабочих документах приведены только базовые показатели, а числовые значения уровня существенности определяются аудитором на основе Правила (стандарта) N 4 «Существенность в аудите», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.

Нужно сказать, что Методические рекомендации помогут и бухгалтерам при организации бухгалтерского или налогового учета.

В частности, в работе может пригодиться таблица-тест «Анализ учетной политики и влияние на прибыль расхождений в налоговом и бухгалтерском учете». В этой таблице на 20 листах собраны воедино все основные элементы, требующие отражения в учетной политике. Описаны различия в подходе к учету объектов и операций в бухгалтерском и налоговом учете, а также их влияние на налогооблагаемую прибыль. Таблицы замечательны приведенной в них коллекцией ссылок на нормы законодательства, регулирующие учет. Группировка по объектам и отдельным операциям наглядна и позволит пользоваться таблицами как справочником.

Интересны также таблицы, посвященные постоянным и временным разницам. В нескольких таблицах приведены подробные перечни разниц, которые могут возникнуть у организации. Однако характеристика этих разниц краткая и рассчитана на подготовленного пользователя. Для проверки наиболее значимых временных разниц предложены механизм проверки формирования незавершенного производства и алгоритм по формированию и использованию резерва по сомнительным долгам. Приведен альтернативный вариант проверки налога на прибыль при отсутствии аналитического учета временных разниц.

Читайте также:  При каких повреждениях паспорт считается недействительным

Воспользоваться этими разработками, к сожалению, смогут и налоговики. Ведь теперь с выходом Методических рекомендаций у проверяющих инспекторов появился превосходный инструментарий, с помощью которого они очень просто могут доказать систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций в части учета разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». А за это, как известно, ст.120 Налогового кодекса предусматривает штраф (5000 руб.).

Остальные таблицы и тесты также применимы в бухгалтерии налогоплательщика для организации самоконтроля и внутреннего аудита.

Итак, создан рабочий инструмент, пользуясь которым аудитор должен качественно выполнить свою работу, дана методика выполнения этой работы. А конкретную ситуацию аудитор должен оценить на месте самостоятельно, опираясь на свой опыт и знания.

А.Б.Погребс

Аудитор-консультант

Порядок проверки налога на прибыль

Контроль уплаты налога на прибыль осуществляется налоговыми органами в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок в соответствии с общей частью Налогового кодекса РБ (глава 9-Налоговый контроль); Указом Президента РБ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ» №510 от 16окт. 2009г. и Положением о порядке организации и проведении проверок в рамках этого указа.

Камеральная проверка налога на прибыль проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговой декларации по налогу на прибыль и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение.

Камеральной проверкой устанавливаются:

*своевременность и полнота представления налоговой декларации по налогу на прибыль;

*правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации (расчета), четкость их заполнения;

*соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации (расчете), данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);

*соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;

*правильность арифметического подсчета итоговой суммы налога, подлежащего уплате в бюджет;

*соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

*обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;

*своевременность и полнота уплаты в бюджет налога на прибыль.

Выездная налоговая проверка налога на прибыль производится в ходе комплексной проверки. До начала данной проверки проводится подготовительная работа, в процессе которой анализируется информация налоговых деклараций по налогу на прибыль: структура налоговой базы, применяемые ставки налога на прибыль, данные по льготам, а также отсрочка по уплате налога или уплата налога на прибыль за счет налогового кредита.

На предварительном этапе выясняются виды деятельности, осуществляемые плательщиком, наличие внешнеэкономических операций, изучается порядок признания выручки в бухгалтерском учете, принятый в учетной политике; изучаются предыдущие акты проверок в целях ознакомления с видами налоговых нарушений и проверяется своевременность выполнения требований по их устранению. Кроме того изучаются нормативные акты по организации хозяйственной деятельности и БУ, типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в сфере деятельности плательщика, ответы и разъяснения направляемые плательщику на подаваемые запросы, производится выборка сведений в базах данных, имеющихся в налоговом органе. На основании проведенной подготовительной работы составляется программа проверки, оформляется предписание на проведение проверки. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

Понятие налогового контроля

До принятия Федерального закона № 137-ФЗ1 понятие налогового контроля было лишь предметом дискуссий на страницах научной литературы. Налоговое законодательство не раскрывало понятия «налоговый контроль», а также не содержало четкой и логичной структуры, позволяющей предельно точно выделить аспекты, которые имели бы непосредственное отношение к налоговому контролю. Вместо общей характеристики понятия «налоговый контроль» законодатель ограничивался перечислением составных элементов. Причем, зачастую путая или отождествляя его методы и формы2.

Следует отметить, что в характеристике сущности налогового контроля расходятся позиции большинства российских авторов.

А.П. Зрелов, определяя налоговый контроль в, так называемом, первом приближении, уточняет, что данное понятие, равно как и, например, «финансовый контроль», является сложносоставным. Структуру анализируемого термина составляют два самостоятельных понятия «налог» и «контроль», каждое из которых несет определенную смысловую нагрузку .

Налоговый контроль — это разновидность контроля, выделяемая по признаку отраслевой принадлежности. Границами применения налогового контроля являются границы самой налоговой сферы .

Налоги и налогообложение (научно-практический журнал). — 2004. — № 9. — С.38. В свою очередь теория налогового контроля является институтом налогового права и одновременно одним из элементов налогового администрирования5.

В России в настоящее время действует единая система контроля соблюдения налогового законодательства. Эту систему образуют налоговые органы Российской Федерации .

Главной задачей налоговых органов России является проведение налогового контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации.

Налоговые органы как система контроля решают блок взаимоувязанных задач. Это совокупность действий и операций по проверке финансовых, налоговых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и проведения, и обусловленных, главным образом, мобилизацией в государственный бюджет налогов и других обязательных платежей.

Контроль в данном случае следует понимать в его общеупотребительном значении, как проверка, а так же наблюдение с целью проверки:

а) исполнения налогового законодательства,

б) правильности исчисления налоговой базы,

в) полноты учета объекта налогообложения,

г) своевременности внесения суммы налогов и сборов.

Выделим основные задачи налогового контроля:

проверка соблюдения налогового законодательства;

обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков; контроль своевременности представления налогоплательщиками бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;

контроль полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджет;

защита интересов государства в судах различной юрисдикции;

анализ формирования доходной базы бюджета .

Фактически можно говорить о блоке взаимоувязанных задач, решение которых возлагается на сотрудников налоговой службы. При этом контроль исполнения налогового законодательства носит основополагающий, базисный характер, в то время как проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей относится к функциям-задачам налоговиков. Проверяя правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их внесения в бюджет, налоговый инспектор тем самым в каждом конкретном случае контролирует исполнение налогового законодательства физическими и юридическими лицами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *