- Таможенное право

Выплаты иностранным организациям – фактический получатель дохода

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплаты иностранным организациям – фактический получатель дохода». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ст.312 НК РФ установлено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация до выплаты дохода должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В этом случае доход выплачивается источником выплаты без удержания налога или налог удерживается по пониженной ставке, предусмотренной международным договором.

Заполняем подраздел 3.2 Раздела 3

В подразделе 3.2 указывают сведения о доходах, выплаченных иностранной организации, информация о которой отражена в подразделе 3.1 по соответствующему уникальному номеру и о суммах налогов с этих доходов.

По строкам 010 — 160 подраздела 3.2 отражается информация в отношении каждой выплаты дохода, с присвоением соответствующего номера по порядку.

В зависимости от выплачиваемого иностранной организации дохода по строке 020 подраздела 3.2 нужно отразить код дохода согласно приложению № 2 к Порядку заполнения Налогового расчета.

ФНС отмечает, что для обозначения доходов от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг в России, которые не облагаются налогом у источника выплаты, предусмотрен код 25.

Обратите внимание: если доход не облагается налогом в России согласно Налоговому кодексу или положениями международных договоров, то строки 080 — 140 подраздела 3.2 заполнять не нужно. Проставьте нули.

Кроме того, доходы иностранных организаций, полученные по внешнеторговым операциям, связанные с экспортом (реализацией) на территорию России товаров, не являются доходами от источников в РФ и могут не отражаться в Налоговом расчете.

Аналогично разъясняет Минфин в своих письмах от 10.10.2016 № 03-08-05/58776, от 30.09.2016 № 03-08-13/56982, от 07.09.2017 № 03-08-05/57611, от 07.08.2019 № 03-08-05/59549.

О порядке заполнения Налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо от 07.04.2022, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налог на прибыль в бюджет, а также в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налога (подпункты 1, 5 пункта 3 статьи 24 Кодекса).

Налоговые агенты обязаны вести учет начисленных и выплаченных доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов. Учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить получение информации по каждому налогоплательщику (подпункт 3 пункта 3 статьи 24 Кодекса).

Помимо этого, налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (подпункт 4 пункт 3 статьи 24 Кодекса).

Согласно пункту 4 статьи 310 Кодекса налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 Кодекса, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Также пункт 1 статьи 289 Кодекса предусматривает обязанность налоговых агентов по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей Кодекса.

Форма Налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее — Налоговый расчет), Порядок ее заполнения, а также формат представления налогового расчета в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@.

Согласно пункту 1.1 Порядка заполнения Налоговый расчет составляется и представляется налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в Российской Федерации.

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, установлены статьей 309 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 309 Кодекса определен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации и относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Следовательно, доходы иностранной организации, указанные в пункте 2 статьи 309 Кодекса, в Российской Федерации не облагаются, но при этом признаются доходами от источников в Российской Федерации.

Таким образом, выплачиваемые иностранной организации доходы, признаваемые доходами от источников в Российской Федерации в соответствии с положениями главы 25 Кодекса, в том числе не подлежащие налогообложению в Российской Федерации, подлежат отражению в представляемом налоговым агентом в налоговый орган Налоговом расчете.

В зависимости от выплачиваемого иностранной организации дохода по строке 020 подраздела 3.2 раздела 3 в соответствии с пунктом 8.3 Порядка заполнения Налогового расчета указывается код дохода согласно приложению № 2 к Порядку заполнения Налогового расчета. При этом для обозначения доходов от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не подлежащих налогообложению у источника выплаты, предусмотрен код 25 в соответствии с приложением № 2 к Порядку заполнения Налогового расчета.

В случае если доход не подлежит налогообложению в Российской Федерации в соответствии с Кодексом или положениями международных договоров Российской Федерации, то строки 080 — 140 подраздела 3.2 не заполняются (проставляются нули) (пункт 8.7 Порядка заполнения).

Читайте также:  Как написать заявление на отпуск. Образцы и комментарии экспертов

В то же время доходы иностранных организаций, получаемые от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства, в соответствии со статьей 309 Кодекса не являются доходами от источников в Российской Федерации и могут не отражаться в Налоговом расчете.

Также доходы иностранных организаций, полученные по внешнеторговым операциям, связанные с экспортом (реализацией) на территорию Российской Федерации товаров, не являются доходами от источников в Российской Федерации и могут не отражаться в Налоговом расчете.

Разъяснения аналогичного характера содержатся в письмах Минфина России от 10.10.2016 № 03-08-05/58776, от 30.09.2016 № 03-08-13/56982, от 07.09.2017 № 03-08-05/57611, от 07.08.2019 № 03-08-05/59549.

Одновременно ФНС России обращает внимание, что в Постановлении Суда Центрального округа от 22.10.2021 № Ф10-3797/2021, по делу А64-1768/2021, принятом в пользу налогоплательщика, указывается на перечисление им средств по внешнеторговым операциям при приобретении товаров у иностранной компании, в связи с чем сделан соответствующий вывод об отсутствии у общества обязанности по представлению Налогового расчета.

Комментарий к Статье 310 НК РФ

Удержание налога на доходы иностранного лица производится в соответствии со ст. 310 и п. 2 ст. 287 НК РФ.

Налоговый агент не исчисляет и не удерживает налог с доходов в следующих ситуациях (п. 2 ст. 310 НК РФ):

1) если доходы относятся к доходам постоянного представительства при наличии нотариальной копии свидетельства о постановке иностранной организации на учет в налоговых органах в случае уведомления об этом получателем дохода;

2) если в отношении доходов применяется ставка 0%;

3) если доход получен при выполнении соглашений о разделе продукции;

4) в случае, когда такие выплаты не облагаются налогом в соответствии с международными договорами.

Международными соглашениями об избежании двойного налогообложения могут быть предусмотрены освобождение от налогообложения доходов иностранных лиц либо применение пониженной ставки налога. Для подтверждения правомерности льготного режима налогообложения налоговый агент должен иметь на момент выплаты дохода документ, подтверждающий постоянное местонахождение данного иностранного лица в государстве, с которым заключено международное соглашение.

В документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляются печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа. Указанные документы подлежат легализации в установленном порядке, либо на таких документах должен быть проставлен апостиль.

Налоговый агент должен представить в инспекцию расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по форме, утвержденной Приказом МНС России от 14 апреля 2004 г. N САЭ-3-23/286@. Заполнять указанный расчет необходимо, даже если выплаченные доходы освобождены от налогообложения в соответствии с международным соглашением. Непредставление в налоговый орган налогового расчета влечет ответственность налогового агента в виде штрафа в размере 50 руб. (ст. 126 НК РФ).

Иностранная организация вправе вернуть излишне удержанную сумму налога. Для этого в налоговый орган по месту учета налогового агента она должна представить следующие документы:

1) заявление на возврат удержанного налога по форме, утвержденной Приказом МНС России от 15 января 2002 г. N БГ-3-23/13;

2) подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации на момент выплаты дохода, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства;

3) копию договора и копии платежных документов на уплату налога в бюджет.

Правом на возврат налога организация может воспользоваться в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход (п. 2 ст. 312 НК РФ).

Титульный лист заполняется налоговым агентом, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа».

При заполнении поля «Номер корректировки» в первичном расчете автоматически проставляется «0», в уточненном за соответствующий период необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.).

Внимание! Не допускается представление уточненного налогового расчета без ранее сданного первичного расчета.

Поле «Отчетный (налоговый) период (код)» заполняется в соответствии с кодами, приведенными в справочнике. Например, при сдаче отчета за I квартал указывается код «21», за январь – «35» и т.д.

В поле «Отчетный год» автоматически указывается год, за налоговый период которого представлен расчет.

Раздел 3. Расчет (информация) о выплаченных иностранным организациям доходах и удержанных налогах

В разделе 3 указывается информация:

  • об иностранных организациях, которым налоговый агент выплачивал доходы в последнем квартале или месяце;
  • о выплаченных в этом периоде доходах и удержанных налогах;
  • о лицах, имеющих фактическое право на эти доходы.

Внимание! Если в последнем квартале (месяце) выплат не было, раздел 3 в состав расчета не включают.

В строке 001 указывается уникальный номер, который присваивается по порядку каждому заполненному разделу 3.

Внимание! Раздел 3 заполняется отдельно:

  • по каждой иностранной организации;
  • по каждому признаку получателя дохода (строка 010 подраздела 3.1).

Раздел 2. Сумма налога с выплаченных сумм доходов

В разделе 2 отражается информация о суммах исчисленного и уплаченного в бюджет налога на прибыль организаций нарастающим итогом с начала налогового периода.

Внимание! В раздел 2 не включаются сведения о выплаченных доходах, если фактическое право на них имеют физлица (в строке 020 подраздела 3.3 указан код «2» или «4»).

По строке 010 из соответствующего перечня выбирается код выплаченного либо полученного в иной форме дохода. При этом код дохода по строке 010 должен быть аналогичен коду, указанному в строке 020 подраздела 3.2.

По строке 020 отражается общая сумма налога с доходов, выплаченных иностранным организациям в течение года. Она рассчитывается следующим образом:

стр. 020 = стр. 030 + стр. 040 + стр. 050

По строке 030 указывается сумма налога с доходов, выплаченных иностранным организациям в предыдущих отчетных периодах, которая переносится из строки 020 раздела 2 расчета за предыдущий отчетный период:

стр. 030 = стр. 020 раздела 2 расчета за предыдущий отчетный период

По строке 040 отражается общая сумма налога, которую налоговый агент перечислил в бюджет в последнем истекшем квартале или месяце отчетного (налогового) периода. Эту сумму указывают отдельно по каждому коду дохода иностранной организации.

По строке 050 отражается налог, который налоговый агент не перечислил с доходов, выплаченных иностранным организациям, в последнем квартале или месяце по причине того, что предельный срок уплаты пришелся на следующий отчетный (налоговый) период.

По каждому уникальному номеру раздела 3 (строка 001) заполняется отдельный подраздел 3.1, в котором указываются сведения об иностранной организации, получившей доходы от российского налогового агента в последнем квартале (месяце).

В строке 010 выбирается код признака получателя дохода. Так, в отношении организации, являющейся иностранным банком, выбирается код «1». Если иностранная организация получила, например, доходы по государственным или муниципальным ЦБ, то выбирается признак «2» и т.д.

По строке 020 указывается полное наименование иностранной организации. Если в документах наименование указывается и в латинской, и в русской транскрипции, то заполняются оба варианта.

В строке 030 из классификатора стран мира (ОКСМ) выбирается код страны регистрации иностранной организации.

Читайте также:  В какие даты будут выплачивать детские пособия в 2023 году?

По строке 040 отражается адрес иностранной организации, который указан в документах, являющихся основанием для получения доходов (например, в договоре (контракте)).

Внимание! Строку 040 можно не заполнять в том случае, если доход выплачен банку, для которого в строке 050 указан СВИФТ-код.

По строке 050 указывается код налогоплательщика или его аналог, который присваивается иностранной организации в стране регистрации. Если доход выплачивается иностранному банку, то указывается СВИФТ-код банка (при его отсутствии – код налогоплательщика).

При наличии в распоряжении налогового агента документа, подтверждающего постоянное местонахождение (резидентство) организации в иностранном государстве, в строках 060-080 указываются реквизиты этого документа: дата и номер документа, код страны.

Рейтинг 5 популярных вопросов

Вопрос №1. Фирма не предъявила в налоговую расчет своевременно. Могут ли налоговики оштрафовать организацию, основываясь на ст. 119 НК РФ?

Обязательство по данной статье в этой ситуации применять некорректно. Статьей 119 штрафные санкции накладываются за несвоевременную сдачу декларации. Расчет о доходах, выплаченных инофирмам, таковым не является. Но сумма штрафа по правильной статье (ст.126 п.1) не меньше.

Вопрос №2. Налоговики наложили на предприятие штраф за непредставление расчета о доходах, отправленных инофирме. Налоговый агент объясняет его отсутствие тем, что указанные доходы освобождены от уплаты налога. Основание тому – международное соглашение. Правомерно ли поступили налоговики?

Расчет необходимо представлять независимо от того, платило ли отечественное предприятие налог с доходов, перечисленных инофирмам, или нет. Поэтому наложенный штраф вполне законный.

Вопрос №3. Фирма работает на УСН. У нее есть иностранные контрагенты, освобожденные от двойного налогообложения. Нужно ли представлять расчет о доходах, им выплаченных?

Расчет по доходам представляется в описанном выше порядке.

Вопрос №4. Иностранный партнер утверждает, что у него есть право на льготное обложение налогами, но документально это не подтвердил. Российская фирма рискнула, и перечислила ему доход без удержания налога на прибыль. Будет ли наложен штраф, если документ представлен позже?

Наличие или отсутствие штрафа зависит от времени представления документального подтверждения. Если оно поступит до налоговой проверки, то материальной ответственности в виде штрафа или пени удастся избежать.

Вопрос №5. В течение какого периода действует документ, представленный иностранным контрагентом, и подтверждающий его постоянное местонахождение (резидентство)?

Временные сроки отсутствуют. Вполне законно получить документ единожды до того, как проводится перечисление дохода. Но в случае возникновения конфликтной ситуации вся ответственность возлагается на налогового агента.

Расчет размеров выплаченных доходов представлялся отечественными фирмами и до утверждения нового образца документа. С его помощью контролируются и анализируются масштабы операций, которые проводятся российскими компаниями со своими зарубежными партнерами.

Состав и особенности заполнения расчета

Также, как и расчет о суммах, выплаченных иностранным организациям, инструкция по его заполнению утверждена приказом ФНС РФ № ММВ-7-3/115 (приложение № 2).

В состав расчета по выплатам включается:

  • Титульный лист,
  • Раздел 1 – налог к уплате по выплатам последнего квартала, или месяца,
  • Раздел 2 – исчисленный налог с выплаченных доходов,
  • Раздел 3 – информация о доходах и налогах, включающая 3 подраздела:
    • 3.1 – сведения об иностранной фирме, получившей доход,
    • 3.2 – выплаченные доходы и расчет налога,
    • 3.3 – сведения о лице, имеющем фактическое право на доход.

Как определить иные доходы компаний-нерезидентов

Налоговым законодательством не разъясняется состав иных доходов организаций-нерезидентов, что создает определенную неясность в случае выплат, которые сложно отнести к одной из категорий п. 1 ст. 309 НК РФ.

В течение последних лет разъяснения налоговых органов и решения судов различных инстанций сформировали два основных суждения по данной проблеме:

Иные доходы иностранных фирм — это Обоснование
Доходы, однородные приведенным в п. 1 ст. 309 НК РФ
  • определение ВС РФ от 07.09.2021 по делу № 309-КГ18-6366, А50-16961/2017,
  • постановления АС Северо-Кавказского округа от 28.03.2017 № Ф08-1425/2017 по делу № А61-3420/2015, ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2012 по делу № А56-37086/2011,
  • письмо УМНС России по Москве от 05.06.2002 № 26-12/25907
Любые вознаграждения, не отнесенные к предусмотренным в п. 1 ст. 309 НК РФ и не ассоциированные с обычной деятельностью (кроме операций с недвижимостью)
  • п. 2 ст. 309 НК РФ,
  • письма Минфина России от 17.07.2015 № 03-08-05/41253, от 13.01.2015 № 03-08-05/69442,
  • постановление ФАС Московского округа от 08.04.2010 № КА-А40/3115-10 по делу № А40-115092/09-126-758

В связи с размытостью формулировки термина «иные аналогичные доходы» мы рекомендуем сверяться с практикой судебных разбирательств во избежание спора с налоговиками о правомерности налогообложения той или иной иностранной компании.

На что обратить внимание при заполнении налогового расчета

Порядок заполнения налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее по тексту — Порядок) приведен в Приложении №2 к Приказу ФНС РФ от 02.03.2016 г. №ММВ-7-3/115@.

Налоговый расчет составляется и представляется в налоговую инспекцию в соответствии со ст.80, п.1 ст.289, п.4 ст.310 НК РФ налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в РФ (п.1.1 раздела «Общие положения» Порядка).

В Разделе 2 налогового расчета отражается информация о суммах исчисленного и уплаченного в бюджет налога на прибыль организаций нарастающим итогом с начала налогового периода (п.5.1.Порядка).

Важно!

Согласно позиции контролирующих органов, в налоговом расчете необходимо указывать доходы, выплаченные иностранной компании, которые освобождены от налогообложения на территории РФ (Письма ФНС РФ от 05.07.2017 г. №СД-4-3/13048@, Минфина РФ от 10.10.2016 г. №03-08-05/58776, от 30.09.2016 г. №03-08-13/56982, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.03.2016 г. №А53-17372/2015).

Новая форма налогового расчета утверждена приказом ФНС России от 2 марта 2021 г. № ММВ-7-3/115. Порядок ее заполнения приведен в этом же приказе. Приказ вступил в силу 10 апреля 2021 года и распространяется на расчеты, которые организации подают после этой даты. В связи с этим ФНС России пояснила, что расчеты за I квартал 2016 года (при поквартальной отчетности) или январь–март 2021 года (при ежемесячной отчетности) можно подавать как на новых, так и на старых бланках (письмо от 11 апреля 2021 г. № СД-4-3/6253). И в том и в другом случае налоговые инспекции должны их принимать. Начиная с отчетности за полугодие (январь–апрель) 2021 года подавайте расчеты только по новой форме.

В разделе 3 укажите информацию:

  • об иностранных организациях, которым налоговый агент выплачивал доходы в последнем квартале или месяце;
  • о выплаченных в этом периоде доходах и удержанных налогах;
  • о лицах, имеющих фактическое право на эти доходы.

Важно: если в последнем квартале (при поквартальной отчетности) или в последнем месяце (при ежемесячной отчетности) выплат не было, раздел 3 в состав расчета не включайте (письмо ФНС России от 13 апреля 2021 г. № СД-4-3/6435).

Иностранные организации, которые получают доходы в России, делятся на четыре категории. Каждой категории присвоен свой код – признак получателя дохода. Вот эти коды:

  • 1 – иностранный банк;
  • 2 – иностранная организация, доходы которой облагаются по статье 310.1 Налогового кодекса РФ;
  • 3 – иностранный банк, доходы которого облагаются по статье 310.1 Налогового кодекса РФ;
  • 4 – иные иностранные организации.
Читайте также:  Электронный исполнительный лист и электронное исполнительное производство

По каждой иностранной организации заполните столько разделов 3, сколько признаков получателя ей соответствует. Предположим, иностранному банку выплатили как доходы, облагаемые по статье 310.1 Налогового кодекса РФ, так и другие доходы. В этом случае заполните два раздела 3 со сведениями об этом банке, выплаченных ему доходах и удержанных налогах.

Каждому разделу 3 присвойте уникальный номер – впишите его под названием раздела. Нумеруйте все разделы 3 по порядку. При этом все ячейки должны быть заполнены. Например, первый раздел 3 – «000000000001», двадцать четвертый – «000000000024» (п. 6.1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 2 марта 2021 г. № ММВ-7-3/115).

Представительства и налогообложение

Ответ на поставленный вопрос требует обращения к Налоговому кодексу. В ст. 306-2 присутствует термин «постоянное представительство», которое может выступать в виде:

  • филиала;
  • собственно представительства;
  • отделения;
  • бюро;
  • конторы;
  • агентства;
  • любого подразделения обособленного характера, места деятельности фирмы.

Плательщиками налога на прибыль могут быть все названные отделения.

Постоянное представительство, кроме того что представляет отделение иностранного юрлица, должно соответствовать еще двум признакам:

  • занимается предпринимательством в нашей стране;
  • ведет такую деятельность регулярно.

Постоянное представительство подчиняется, с одной стороны, законодательству РФ, а с другой — имеют место межгосударственные налоговые соглашения. Они заключаются с намерением избежать двойного налогообложения иностранного юрлица или его отделения на территории РФ. Практические вопросы взимания налогов и, в частности, налога на прибыль регулирует НК РФ.

Если постоянного представительства у фирмы в России нет, но имеет место получение прибыли по договору, ее российский или иностранный партнер выступает в роли налогового агента. Он обязан удержать налог и перечислить его в российский бюджет.

Все указанные выше моменты имеют практическое значение для расчетов налога на прибыль представительства иностранного юрлица.

Комментарий к ст. 289 НК РФ

Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения» утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Необходимо отметить, что ВАС РФ решением от 28.07.2011 N ВАС-8096/11 «О признании пункта 2 Приказа ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения» не соответствующим положениям Налогового кодекса РФ и недействующим, а приложения N 4 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций соответствующим Налоговому кодексу РФ» признал пункт 2 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций недействительным, кроме того, суд определил, что Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ применяется к декларированию, осуществляемому после 28 февраля 2011 года.

Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ утверждена форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Приказом МНС РФ от 03.06.2002 N БГ-3-23/275 утверждена Инструкция по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Приказом МНС РФ от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@ утверждены форма налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и Инструкция по ее заполнению.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1. Приказом МНС РФ от 07.03.2002 N БГ-3-23/118 утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации.

Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Закон N 244-ФЗ), а также соответствующих изменений в иные законодательные акты РФ утверждены формы:

— уведомления участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ об использовании права на освобождение (о продлении использования права на освобождение, об отказе от освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика;

— расчета совокупного размера прибыли (убытка) участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ;

— расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ.

Также данным Приказом утвержден Порядок заполнения формы расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ.

Внимание!

Абзацем 2 пункта 2 статьи 80 НК РФ установлено, что лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н. Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица.

Внимание!

Минфин России в письме от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228 обратил внимание на пункт 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71), согласно которому предусмотренный статьей 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансового платежа по налогу.

Финансовое ведомство предположило, что налогоплательщик налога на прибыль организаций, который несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за отчетный период, являющуюся, по существу, расчетом авансового платежа по этому налогу, не может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ.

Минфин России пришел к выводу, что ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством Российской Федерации срок налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный период наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Однако в судебной практике выработана противоположная позиция.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2010 N 3299/10 пришел к выводу, что обязанность представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам как налогового, так и отчетного периодов прямо установлена главой 25 НК РФ, в то время как представление расчета авансового платежа по налогу на прибыль за отчетные периоды ни НК РФ, ни иными актами налогового законодательства не определено.

Таким образом, толкование понятия «налоговая декларация, представляемая за отчетный период» как расчета авансового платежа не основано на положениях НК РФ. Следовательно, в случае представления такой налоговой декларации с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 289 НК РФ, наступают последствия, предусмотренные статьей 119 НК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *