Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полоса — препятствие: мотоциклистам хотят запретить лавировать в потоке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мотоциклу не запрещено перестраиваться в одну полосу с авто по своду Правил дорожного движения. Запрет на такой маневр отсутствует, даже если имеется разметка (сплошная/прерывистая). Тогда движение участников происходит в два ряда. Это не вступает в противоречие с правилами. В них нет предписания, что по полосе необходимо двигаться по одному (касается также и движения двух машин). К вопросу о том, может ли мотоцикл ехать между рядами, делаем вывод, что байкеру не позволено передвигаться в междурядье не в каждом случае. Это актуально только для вариантов езды по самой линии разметки. Если дорога без разметки, то двухколесное средство передвижения вправе сформировать новый ряд, учитывая габариты ТС. Также не запрещено ему двигаться вместе с авто между линиями разметки в границах одной полосы. Схему движения смотрите на рисунке.
Как маневрировать между рядов при отсутствии разметки
Сложно сориентироваться в применяемых правилах движения, когда дорожное полотно никак не размечено. Рассмотрим несколько вариантов:
- Если мотоцикл и машина смогут поместится на всей ширине дороги, сформировав два ряда и соблюдая достаточное для безопасности расстояние, учитывая боковой интервал. Значит ПДД никто не нарушил.
- Пункт выше работает только в том случае если транспортные средства не столкнуться друг с другом. Если же автомобилист сбивает байкера, считают, что боковой интервал был недостаточным и небезопасным. Причина может также быть в неправильном перестроении одного из участников.
- Существует еще более сложные условия. Когда на дорожной части отсутствует разметка, дорога автоматически делится пополам на встречную и попутную полосу. Когда байкер опережает машину, он частично занимает встречу. Тогда считают, что он совершает маневры между рядов. Если при опережении ТС «притерлись» бортами к друг другу, виновным, скорее всего посчитают байкера.
- Но это относительно, так как ситуация меняется при появлении встречной машины. Если все три ТС поместятся на полотне, избежав столкновения, то интервал между ними снова считается безопасным. Тогда на дороге образуется три ряда, а мотоциклист уже не движется в междурядье.
Максимально допустимая скорость
Этот пункт говорит о том что если нет ни полосок, ни знаков, водителям предполагается самим отделить правую часть проезжей части и посечь её на полосы.
На рисунке мы видим, как водители самостоятельно определили по 1 полосе в каждом направлении т.к. положение машин на проезжей части не позволяет создать ещё одну полосу. Обращаю внимание: определение полос без разметки — исключительно умственное упражнение и закрепления не имеет — через секунду может быть иначе.
МВД, Минтрансу и правительству Москвы проработать возможность разрешения мотоциклистам двигаться между рядами. В ГИБДД сочли это нецелесообразным, поскольку байкеров не штрафуют за нахождение в одной полосе с другим транспортом.
Согласно документу, за нахождение в одном ряду с другим транспортом владельцы мопедов и мотоциклов будут платить 3 тыс. руб. Если движение будет носить признаки опасного вождения и лавирования между рядами, сумма штрафа вырастает до 15 тыс. руб. Кроме того, мотоциклиста могут лишить прав на срок от двух до шести месяцев.
Многие ездоки соблюдают нормы и правила, от которых напрямую зависит их безопасность на дороге. Они надевают шлем и одежду, которая защищает от травм в непредвиденной ситуации, придерживаются требований относительно движения мотоциклов по полосам. Но при этом не думают о том, что очень важно уважение к другим участникам движения, а также предсказуемость.
Движение между рядов при неразмеченных полосах движения
Для того чтобы ввести подобный запрет, в правилах придется прописать, что по одной полосе допускается движение только одного транспортного средства, говорит юрист Сергей Смирнов.
Пробный урок в нашей школе бесплатный, но для того, чтоб исключить пренебрежительное отношение клиентов к этой услуге, мы попросим Вас внести залоговую сумму (1000 руб), которую вернём Вам при встрече на занятии.
Начнем с того, что скорость в междурядье должна быть чуть больше скорости основного потока окружающих машин. Это нужно для того, чтобы все ваши маневры по скорости были быстрее, чем тот же самый маневр может сделать автомобилист. Если вы едете спокойно, то шанс того, что вы рискуете попасть в ДТП увеличивается.
Полиция следит не только за такими доработками, которые напрямую несут риски возникновения на дороге аварийной ситуации. Она строго контролирует внешний вид ТС, наказывая за самовольную установку нештатной светотехники и аналогичные изменения в конструкции, не согласованные с ГИБДД.
Как видим, здесь есть 2 полосы (по 1 в каждом направлении), в каждой из полос находится по 1 ряду машин.
Во-первых, нужно боковым зрением обращать внимание на соседние машины, которые вы проезжаете, а также на три-четыре машины вперед, чтобы заранее увидеть, предугадать опасность и успеть затормозить. Кстати, вот тут я начал сомневаться на счет того, что полоса и ряд разные вещи, т.к. для полосы не обязательна разметка, а достаточно лишь ширины для движения автомобилей в 1 ряд. Кстати, тут речь идет именно об автомобилях, а не о ТС в более широком смысле. То есть 8 мотоциклистов всё-таки не могут создать 8 полос, т.к. они не автомобили.
Московские мотоциклисты ответили на инициативу запрета междурядья
А вот на автострадах для мотоциклов дали послабление. Скоростной порог для них увеличен и сравнялся с автомобильным. Если раньше мотоциклистам запрещалось разгоняться свыше 90 км/ч, то сейчас можно лететь и 110 км/ч. Автострады помечаются специальными знаками с изображением дороги с двумя путепроводами на зеленом фоне. Что же касается обычных междугородних магистралей, то на них ограничение скорости прежнее — 90 км/ч для всех видов транспорта.
Сезонность поездок
Первое, что стоит понимать, что ездить на мотоцикле получится только в летний сезон. И желательно в сухую погоду, так как все остальное время это делать просто небезопасно, особенно для начинающих водителей. Во время холодов замерзает резина на колесах, окоченевают руки, и при этом рычаги сцепления и переднего тормоза находятся на руле. Так что, если автомобиль, можно сказать, — это круглогодичный транспорт, то сезон для мотоцикла – это только лето.
Хранение мотоцикла
Зимой, соответственно, мотоцикл нужно где-то хранить. Хорошо, если есть собственный гараж. Если нет, можно воспользоваться одним из доступных вариантов, — арендовать гараж совместно с другими байкерами, либо сдать двухколесного друга на консервацию в специализированные компании. В последнем случае это позволит дополнительно обработать мотоцикл и подготовить его к длительному хранению на весь период холодов.
Шлем и экипировка
Мотоциклист обязан передвигаться только в шлеме, — это написано в правилах дорожного движения. Все остальное – не обязательно, но также рекомендуется использовать специальные куртку, штаны, ботинки и защитные перчатки. Это позволит уберечься в случае попадания в ДТП или неудачного падения, — все-таки не одни на дороге ездим.
Вся защитная экипировка очень желательна, так как в отличие от машины, мотоцикл не защищает своего водителя, и любая неровность или снятое дорожное покрытие может стать причиной неприятностей. И хоть об этом несколько неприятно думать, о своей безопасности лучше позаботиться заранее.
Для управления мотоциклом нужно в обязательном порядке сдавать экзамен в ГИБДД и получать водительское удостоверение.
Для двухколесного транспорта существует три категории прав – М, А1 и А, давайте разберемся с ними немного подробнее.
- М – мопеды
- А1 – «легкие» мотоциклы
- А — мотоциклы
Категория прав М необходима для управления мопедами, скутерами и легкими квадрициклами (не путать с квадроциклами, это категория АI – внедорожные мототранспортные средства).
Обучаться и ездить по дорогам на мопеде можно уже с 16 лет. Это одна из двух категорий, которая позволяет управлять транспортом с такого возраста.
Обучение на права на мотоцикл
Для получения водительского удостоверения необходимо пройти обучение в автошколе, а затем сдать экзамен в ГИБДД. Некоторое время назад существовала практика сдачи проверки в ГАИ «экстерном» (т.е. после самостоятельной подготовки), но в данный момент она отменена.
Почему-то существует точка зрения, что и обучение и сдача экзамена происходят автошколе. Это совсем не соответствует действительности: экзамен всегда сдается только в отделении ГИБДД и его принимает специальный сотрудник госинспекции. Автошкола же отвечает только за подготовку будущих мотоциклистов.
Директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев в разговоре с «Известиями» высказался против законодательной инициативы.
— С точки зрения безопасности, конечно, если мы не можем уменьшить смертность, нужно вводить запреты. Но в реальности всё зависит от адекватности тех, кто передвигается на мотоциклах и мопедах, — сказал он. — Если, например, запретить мопеду объезжать автомобили, он не сможет первым вставать в ряд при старте со светофора. А для двухколесного транспорта очень важно, чтобы поток ехал за ним — ему нужна скорость, чтобы не попасть под четырехколесный.
ПДД четко регламентирует вождение мотоциклов по всем аспектам. Для управления двухколесным ТС необходимо пройти обучение и получить водительское удостоверение категории А1 или А. Разница в категории зависит лишь от объема двигателя будущего средство передвижения, но сама суть вождения и правила не меняются.
После получения прав начинающий водитель не обязан устанавливать специальный знак сзади ТС, оповещающий о начальном стаже вождения в течение первых двух лет, как это делают на автомобилях. Но перевозить пассажиров на своем ТС можно только по истечение указанных 2-х лет. При этом наличие длительного автомобильного стажа не дает право байкеру сокращать указанный срок. Пассажиры могут размещаться только на предназначенных для этого местах и иметь средства защиты в виде шлема.
Водитель байка обязан при езде носить защитный шлем и соблюдать установленный скоростной режим.
Как маневрировать между рядов при отсутствии разметки
Сложно сориентироваться в применяемых правилах движения, когда дорожное полотно никак не размечено. Рассмотрим несколько вариантов:
- Если мотоцикл и машина смогут поместится на всей ширине дороги, сформировав два ряда и соблюдая достаточное для безопасности расстояние, учитывая боковой интервал. Значит ПДД никто не нарушил.
- Пункт выше работает только в том случае если транспортные средства не столкнуться друг с другом. Если же автомобилист сбивает байкера, считают, что боковой интервал был недостаточным и небезопасным. Причина может также быть в неправильном перестроении одного из участников.
- Существует еще более сложные условия. Когда на дорожной части отсутствует разметка, дорога автоматически делится пополам на встречную и попутную полосу. Когда байкер опережает машину, он частично занимает встречу. Тогда считают, что он совершает маневры между рядов. Если при опережении ТС «притерлись» бортами к друг другу, виновным, скорее всего посчитают байкера.
- Но это относительно, так как ситуация меняется при появлении встречной машины. Если все три ТС поместятся на полотне, избежав столкновения, то интервал между ними снова считается безопасным. Тогда на дороге образуется три ряда, а мотоциклист уже не движется в междурядье.
Серьезный штраф ждет мотоциклистов за езду в пробках
Например, согласно п. 24.7 ПДД водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Движение водителей мопедов по обочине допускается, если это не создает помех пешеходам.
Максимально разрешенная скорость движения для водителей мопедов Правилами не установлена, так как к категории мопедов относятся транспортные средства, которые, помимо всего прочего, технически не в состоянии двигаться со скоростью, превышающей 59 км/ч.
На основании пункта 24.8 Правил водителям мопедов запрещается управлять мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты транспортного средства, или груз, мешающий управлению, перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства, перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест, поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении, двигаться по дороге без застегнутого мотошлема, пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Также пунктом 24.9 ПДД буксировка мопедов, а также буксировка с помощью мопедов запрещена, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с мопедом.
В соответствии с пунктом 24.10 Правил при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов для водителей других транспортных средств.
За помощь в подготовке материала благодарим тюменского юриста Романа Дягилева 8
Водители, которые управляют велосипедом и мопедом редко или не управляют указанными транспортными средствами вообще, обычно не могут понять, в чем суть рассматриваемой сегодня ситуации.
Действительно, на первый взгляд кажется, что велосипеды и мопеды могут спокойно ехать по самому краю проезжей части и удаляться от него нет никакой необходимости. Именно так и происходит на участках дорог без других транспортных средств:
Однако на практике дело обстоит по-иному. У правого края проезжей части могут быть припаркованы автомобили (без нарушения правил). Также у правого края располагаются остановки маршрутных транспортных средств:
Еще одна ситуация, которая вызывает больше всего вопросов у водителей велосипедов и мопедов. Речь идет об установке знаков “Направления движения по полосам” перед перекрестком. При этом из правой полосы движение разрешается только направо:
Может ли водитель велосипеда или мопеда перестроиться на вторую полосу движения, чтобы продолжить движение прямо?
Пешеход, ведущий мотоцикл
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Водитель мотоцикла, также как велосипедисты и мопедисты, может в любой момент стать пешеходом. Для этого ему достаточно слезть с мотоцикла, а сам мотоцикл повести рядом с собой.
Такой прием мотоциклисты могут использовать для своего удобства:
Например, мотоцикл едет по загородной автодороге, имеющей разделительную полосу. Он хочет повернуть налево (в деревню), однако поворот налево невозможен, т.к. разделительное ограждение проходит через перекресток. Поэтому мотоциклист вынужден проехать прямо и развернуться через несколько километров по специальной разворотной петле.
Однако есть и другой вариант — спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу, который расположен рядом с остановкой общественного транспорта.
Кроме того, нужно помнить, что пешеход, ведущий мотоцикл, на проезжей части должен двигаться попутно потоку транспортных средств, т.е. по правой стороне дороги. Пункт 4.1 ПДД:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Перевозка пассажиров на мотоцикле
22.21. Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.
Перевозить пассажиров на мотоцикле может только водитель, который имеет стаж 2 года или более по категории А или подкатегории А1.
Примечание. Данный факт никак не связан с тем, что водитель является начинающим.
Например, водитель имеет водительское удостоверение категории В в течение 20 лет, то есть начинающим с точки зрения ПДД он не является. Однако права на мотоцикл он получил недавно, поэтому перевозить пассажиров не может.
22.8. Запрещается перевозить людей:
- вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
Пешеход, ведущий мотоцикл
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Водитель мотоцикла, также как велосипедисты и мопедисты, может в любой момент стать пешеходом. Для этого ему достаточно слезть с мотоцикла, а сам мотоцикл повести рядом с собой.
Такой прием мотоциклисты могут использовать для своего удобства:
Например, мотоцикл едет по загородной автодороге, имеющей разделительную полосу. Он хочет повернуть налево (в деревню), однако поворот налево невозможен, т.к. разделительное ограждение проходит через перекресток. Поэтому мотоциклист вынужден проехать прямо и развернуться через несколько километров по специальной разворотной петле.
Однако есть и другой вариант — спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу, который расположен рядом с остановкой общественного транспорта.
Кроме того, нужно помнить, что пешеход, ведущий мотоцикл, на проезжей части должен двигаться попутно потоку транспортных средств, т.е. по правой стороне дороги. Пункт 4.1 ПДД:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Разрешена ли езда по междурядью с прочерченной полосой
В ПДД оговорено, что если проезжая часть имеет разметку, то число полос на ней строго регламентировано. И каждая из них по ширине является достаточной для размещения транспортных средств в один ряд (п. 9.1).
Согласно п. 9.7 движение автомобилей и других средств возможно только по обозначенным полосам, нарушить эти границы допустимо лишь при выполнении перестроения. Езда по дорожной разметке, служащей для разграничения полос, запрещена. И для соблюдения этого правила недостаточно съехать с линии одним колесом, учитываются все габариты мотоцикла. Кроме того, в п. 9.10 говорится о необходимости держать дистанцию не только до впереди идущего авто, но и разумный боковой интервал.
Из сопоставления этих двух норм ПДД следует вывод, что движение мотоциклиста между потоками машин при наличии размеченных полос невозможно. Так как он неизбежно будет пересекать существующую разметку и не сможет выдержать безопасную боковую дистанцию (ведь одна полоса по ширине предназначена только для одного траснспортного средства).
Максимально допустимая скорость
Максимально допустимая скорость для автомобилей этого типа стандартная, определяется знаками и отметками. Есть много нюансов, тонкостей — связанных с соблюдением скоростного режима.
Многие автомобили категории А могут разгоняться с впечатляющими скоростями, в 2 и 3 раза превышающими максимальные, разрешенные на территории Российской Федерации.
Следуйте общепринятым знакам: предписывающим, запрещающим и другим. Важно знать их все и соблюдать соответствующие правила. Таким образом, это в первую очередь отвечает интересам самих водителей.
Поскольку в случае аварии, особенно на скорости выше 60 км / ч, вероятность выживания крайне мала. Обгон мотоцикла другим мотоциклом должен производиться стандартным способом.
Убедитесь, что нет знаков, знаков обгона, а также транспортных средств, движущихся по встречной полосе.
Отдельно стоит остановиться на том, что при отсутствии бокового прицепа возможно движение двух водителей одновременно. Кроме того, это прямо разрешено дорожным кодексом.
Допустимая скорость движения:
Внутри поселений | вы должны двигаться со скоростью не более 60 км / ч |
за деревней | не более 80 или другое ограничение |
В пешеходной зоне, во дворах | не более 20 км / ч |
Эти требования довольно стандартные. Они позволяют сохранять безопасность на дороге, а также на других участках. Важно следить за дорогой.
Особенно при движении на большой скорости. При сдаче лицензионного экзамена нужно будет заранее ознакомиться со всеми тонкостями передвижения по трассе.
Основные правила дорожного движения для транспорта
Правила дорожного движения четко регулируют вождение мотоцикла во всех аспектах. Чтобы управлять двухколесным транспортным средством, необходимо пройти обучение и получить водительское удостоверение категории А1 или А. Разница в категории зависит только от водоизмещения будущего транспортного средства, а вот сама суть вождения и правила не изменить.
После получения водительских прав начинающий водитель не обязан устанавливать за транспортным средством специальный знак, уведомляющий о первоначальном водительском стажах в течение первых двух лет, как это имеет место на автомобилях. Но вы можете перевозить пассажиров в своем транспортном средстве только по истечении указанных 2 лет. При этом наличие большого стажа работы в автомобиле не дает мотоциклисту права сокращать указанный срок. Пассажиры могут размещаться только в специально отведенных местах и иметь защитное снаряжение в виде шлема.
Водитель велосипеда обязан носить защитный шлем во время езды и соблюдать установленный предел скорости.
Путешествовать на велосипеде зимой не очень комфортно и доступно по разным причинам. С одной стороны, низкие температуры требуют специального оборудования. С другой стороны, осадки, лед и другие неблагоприятные природные явления не позволяют безопасно передвигаться. Но, несмотря на это, ПДД не устанавливает прямого запрета на движение в зимний период.
Мотоцикл не является видом зимнего транспорта и не подходит для езды в суровых зимних реалиях. Но только сам гонщик может решить для себя, в какое время он сможет кататься на байке, а когда лучше воздержаться.
Что касается правил, то они регламентируют только одно — установку специальной резины на колеса транспортного средства. Перед началом зимнего сезона гонщик должен сменить байк на шины, подходящие для этого сезона, если он намеревается продолжить катание в холодное время года. Других ограничений Правила не устанавливают, но есть рекомендации, которых следует придерживаться:
- Следит за зарядом аккумулятора, так как он очень быстро разряжается при минусовых температурах.
- Используйте моторные масла с низкой вязкостью. Такие жидкости не загустевают на морозе, что позволяет без проблем запустить остывший двигатель.
- Смажьте кабели.
- Установите горячие свечи зажигания. Они обеспечивают безотказную и бесперебойную работу.
Инспектор ГИБДД при проверке обращает внимание только на наличие зимней резины, остальные рекомендательные моменты его не интересуют. Несоблюдение этой меры предосторожности влияет на общую производительность велосипеда, а не на безопасность вождения.