Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пробег автомобиля. Реально ли его определить и нужно ли?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Количество сколов, потертостей и царапин прямо пропорционально числу пройденных автомобилем километров. Особенно их много на капоте, переднем бампере и на порогах. Как правило, за 5 лет эксплуатации и 100 тыс. пробега в городах на капоте образуется пара-тройка заметных сколов. Если их больше, то и пробег должен быть больше. Иногда краска после ударов камешками отваливается кусками с пластиковую карточку величиной, что свидетельствует о застарелых повреждениях лакокрасочного покрытия, которые могли быть нанесены первыми владельцами транспортного средства, после чего машина попадала в кузовной ремонт.
Где можно увидеть пробег машины
- На одометре автомобиля
- Память главного электронного блока автомобиля.
- Память электронных блоков управления систем и агрегатов машины – двигателя, коробки, климат-контроля и т.д. Пробег часто фиксируется в них с привязкой к очередному ТО или ремонту. Как свидетельствует практика покупателей с опытом, в большинстве случаев грамотным «хакерам» удается скорректировать память всех блоков.
- В базах официальных дилерских СТО, где отмечается пробег авто при каждом обращении.
- В базах страховых компаний – при наступлении страховых случаев.
- В базах пограничных служб европейских стран – при пересечении их границ “на въезд”.
Для чего скручивают пробег?
Главная причина — желание продать машину подороже. Чем больше пробег, тем выше будут расходы на обслуживание автомобиля. Соответственно, стоимость транспортного средства на вторичном рынке снизится. Если же показать покупателю скромное число, можно попросить большую сумму. Особенно часто сматывают пробег авто перед капитальным ремонтом двигателя или коробки передач, которые приходятся на 200–300 тысяч километров.
Недобросовестные владельцы автомобилей также скручивают пробег, чтобы сократить расходы на техобслуживание. Сразу после покупки машины они заезжают в официальный сервисный центр на ТО-0, а потом обращаются в другие мастерские. Скручивая пробег и показывая авто мастерам раз в год, они сохраняют гарантию, перекладывая на дилера большую часть расходов на ремонт.
Пробег корректируют, чтобы скрыть замену некоторых узлов. Например, приборную панель меняют после серьезной аварии или критического отказа электроники. В таком случае цифру на одометре увеличивают, маскируя следы ремонта. Иногда приходится иметь дело и с откровенным криминалом. Пробег краденого автомобиля скручивают, чтобы представить его новым, недавно привезенным из другой страны.
Важные особенности проверки пробега при наличии сомнений
Пользуйтесь такими убеждениями, что если уже возникло сомнение при осмотре машины, значит, оно небезосновательно. Это лучший вариант использования методики подбора автомобиля, тем более, вокруг есть миллионы предложений. Если же машина вам реально понравилась, но по пробегу остались какие-либо сомнения, воспользуйтесь услугами одного из профессиональных сервисных центров. Лучше поехать на официальную станцию обслуживания данной марки и получить необходимое качество сервиса и определения всех нужных деталей по машине. На официальном сервисе просмотрят следующие варианты определения пробега:
- посмотрят сроки, когда автомобиль снялся с гарантии официальной дилерской сети — если это произошло три года назад при пробеге в 100 000, а на одометре до сих пор красуется эта цифра, стоит задуматься;
- с помощью профессионального компьютерного оборудования для диагностики специалист подключится к бортовой системе диагностирующих средств;
- в такой системе находится более семи элементов, которые могут записывать реальный пробег автомобиля и выдать его на монитор диагностического компьютера;
- также подобная компьютерная диагностика поможет показать наличие в истории авто подключений сторонних приборов к системе счетчика километров;
- нередко на станции предоставляют услугу определения примерного пробега посредством оценки состояния главных агрегатов подкапотного пространства.
Что нужно знать – важные особенности
Автомобилисту, решившему приобрести транспортное средство на вторичном рынке, следует учитывать следующее:
- существуют механические и электронные одометры — «скрутка» показаний совершается разными способами, соответственно, будут отличаться и методы проверки родного пробега;
- увеличенная вероятность встретиться с автомобилем, со смотанными показаниями при приобретении ТС у перекупщиков — именно они заинтересованы в как можно большей цене за автомобиль;
- в российском законодательстве не предусмотрено административной или уголовной ответственности за смотку показаний одометра, поэтому представленный вид мошенничества – самый распространенный на рынке подержанных авто.
Проверка на дилерском оборудовании
Дилерское диагностическое оборудование дорогостоящее. Поэтому, чтобы произвести такую проверку, придется ехать на сервисную станцию. Однако, не на каждой станции автоэлектрики имеют доступ в инженерный режим оборудования, поэтому перед поездкой следует уточнить, смогут ли мастера СТО осуществить глубокую проверку, считывание информации о пробеге автомобиля в блоках ABS, BCM и других.
Опять же возможны небольшие отклонения в значениях. Если отдельные блоки были заменены в процессе эксплуатации, показания пробега будут существенно отличаться.
Какие существуют способы, чтобы узнать и определить реальный пробег машины?
Сегодня существует немало таких способов, которые помогают автомобилистам узнать, был ли когда-нибудь скручен реальный пробег в автомобиле. К примеру, это можно сделать с помощью Российского интернет сервиса «Автокод» (правда в настоящий момент на нем не так уж много информации об автомобилях), или с помощью других зарубежных сервисов, как «Carfax» или «AutoCheck». Благодаря доступным отчетам этих сервисов Вы можете сегодня путем сопоставления полученных данных определить, скручивался ли когда-либо пробег в интересующем вас автомобиле. К большому нашему сожалению, все эти зарубежные сервисы не смогут помочь нам в том случае, если данный автомобиль был произведен в России, или он заново покупался следующим покупателем в нашей стране. Поэтому друзья запомните, эти способы не дают вам 100% гарантии, что Вы точно узнаете настоящий пробег данного автотранспортного средства.
Все новые и современные машины имеют сегодня внутри специальные электрические устройства, которые называются «модулями управления» различными системами автомобиля. Среди них есть и модуль, который отвечает за считывание пробега и за вывод километража в специальное поле программного обеспечения, которое далее уже и отображает действительный пробег машины на специальном экране панели приборов.
В отличие от корректировки программного обеспечения, путем изменения значения пробега отображаемого на панели приборов, скрутить действительный пробег в специальном электронном модуле будет намного сложнее, а в некоторых моделях автомобилей это сделать практически просто не реально.
Дело тут вот в чем. Для этой сложной процедуры необходимо достаточно дорогостоящее оборудование, приобрести которое может себе позволить сегодня не каждый автосервис.
Поэтому получается следующее, что большинство автомобилей в нашей стране имеют сегодня скрученный пробег именно за счет внесения изменений в саму программу, которая и отвечает за отображение километража на цифровой панели автомашины. Но она по-прежнему хранит и сохраняет в себе тот реальный пробег автомобиля, который содержится в машине в специальном модуле (т.е. в «мозгах» автотранспортного средства).
Чтобы понять лучше, как в России скручивают реальные пробеги километража пройденные определенной автомашиной, мы со своей стороны не поленились и обзвонили несколько десятков компаний, которые рекламируют сегодня себя в сети, предлагая за небольшие деньги скрутить реальный пробег у автомобиля. Большинство организаций под различными предлогами так и не рассказали нам, каким образом или способом они корректируют настоящий километраж автомашины. Но судя по дешевой цене данной услуги можно было понять, что вероятнее всего скручивание реального пробега машины заключается в простой корректировке самого программного обеспечения, которое впринципе и отвечает за вывод информации о пройденном километраже на саму панель приборов.
Как проверить пробег при помощи документов?
Велик соблазн автовладельца приукрасить реальность, побыстрее продать и заработать деньжат побольше. Отматывают пробег не только «профессионалы», но и обычные, в остальном – порядочные продавцы.
Чтобы избежать печальной картины, воспользуйтесь документальной проверкой:
- Расчет автопробега при помощи сервисной книжки и ПТС. В этих документах присутствует дата изготовления автомобиля. Теперь на помощь приходит статистика. Известно, что пройденный среднегодовой километраж составляет примерно 20 тыс. Легко подсчитать, какие цифры должны быть на одометре у восьмилетней машины. Если вы видите несоответствие показаний – это либо редкий случай везения, либо обычный экземпляр со скрученным пробегом;
- Проверить автопробег машины можно при детальном ознакомлении с сервисной книжкой. Способ рабочий, пока автомобиль находится на гарантии. Автомеханик ставит отметку о преодолённых километрах при каждой замене масла. К примеру, понравился автомобиль с цифрами 85 тыс. км на одометре. В то время как последний раз масло менялось при 122 тыс. км;
- Проверьте подлинность сервисной книжки. Аферисты не только корректируют автопробег, но и подделывают сервисные книжки. Не поленитесь заехать к ОД и сверить записи. Так вы сможете убедиться, что техосмотры были настоящие, а не фейковые;
- Изучаем ПТС и находим страну-производитель авто. Как правило, большинство европейских иномарок импортируется в РФ после преодоления 100 тыс. км. Если показания одометра существенно отличаются – пробег отмотан;
- Возраст машины. Автомобиль в возрасте 15 лет не выставлен на продажу как «ретро» за бешеные деньги, а свободно продается с нелепыми показаниями счетчика 85 тыс. км. Конечно, можно поверить, что бывший владелец ездил только по праздникам на дачу или одометр отмотан в очередной раз.
Проверка пробега компьютерным методом
Отмотать пробег можно у любого автотранспорта. Показания механического спидометра скручивают с помощью тросика и дрели. Второй способ – снимают приборную панель и вручную выставляют нужные цифры. При электронном одометре аферисты с помощью ноутбука и программы перезаписывают информацию о пробеге в разных блоках памяти.
Как узнать автопробег с помощью компьютера? Для этого понадобится специальный кабель типа OBD для соединения с компьютером. Далее нужно считать информацию с ЭБУ – электронного блока управления.
Любое нарушение работы электроники фиксируется в логах – файлах записи работы системы с указанием показаний одометра на момент ошибки. Например, плату управления светом, практически невозможно откорректировать и перезаписать.
Для чего скручивают пробег
Чаще всего показания одометра меняются с целью продать автомобиль по более высокой цене. Однако существует целый ряд других причин, по которым продавцы прибегают к данной процедуре. Скручивание показаний может быть вызвано необходимостью:
- избежать дорогостоящего технического обслуживания (в бортовом компьютере у некоторых иномарок содержится информация о времени проведения ТО, при нарушении этого графика он начинает выдавать тревожные сообщения);
- скрыть факт замены приборной доски (после ДТП или в силу других причин);
- умолчать о неисправностях узлов, которые могут влиять на правильную работу спидометра (например, генератора, аккумулятора и т. п.).
Можно столкнуться с фактом скручивания пробега у б/у авто, ввезенных в Россию из тех стран, где сумма транспортного налога рассчитывается в зависимости от километража, пройденного машиной за определенный промежуток времени.
Оценка пробега косвенными методами
Напоследок мы оставили косвенные признаки, которые также будут указывать на пройденный километраж. Их список выглядит следующим образом:
- Двигатель после 80 тыс. км. будет выдавать сизый выхлоп, демонстрировать сниженную компрессию. На воздушном фильтре часто находятся следы масла, подшипники на помпе шумят.
- Радиатор после 90 тыс. км. выглядит потрёпанным и побитым. Как ни крути, а в процессе езды ему приходится сталкиваться с камнями, песком и прочими мелкими, твёрдыми частицами.
- Внимательно прислушайтесь к работе коробки передач. После 85 тыс. синхронизаторы теряют свою слаженность, а в подшипниках появляется шум.
- На трубе с глушителя будет присутствовать рыжий налёт уже после 30 тыс.
Мы рассказали всё относительно того, как определить скручен ли пробег в машине. Всегда нужно проводить комплексную диагностику. Нерадивый владелец не сможет устранить все признаки большого пробега, всё равно останутся улики. Сделав верные выводы, можно оградить себя от дорогостоящей и совершенно неоправданной покупки.
Косвенное определение цифр пробега
Как узнать, был ли скручен реальный пробег старого автомобиля? К сожалению, определить, сколько километров на самом деле прошел автомобиль, не проходящий обслуживание у ОД и имеющий механический привод спидометра, практически нереально. Однако сделать вывод о приблизительном пробеге все же возможно. Определить показатель можно по косвенным признакам:
- Состояние ковролина. Потертости свидетельствуют о пробеге более 50 тыс. км, сквозные дыры – о том, что авто прошло более 200 тыс.км.
- Состояние сидений. Трещины на кожаных креслах появляются на пробеге около 100-120 тыс.км. Тканевые чехлы к этому времени могут иметь дыры и сильно затертые участки.
- Стертые рисунки на кнопках. Обычно рисунок на кнопках начинает стираться после 150-200 тыс.км. Скрутить пробег и заменить крупные элементы (руль, педали) продавец может, а вот замена кнопок часто оказывается нерентабельной. Поэтому подобный признак обычно присутствует.
- Тормозные диски. В процессе эксплуатации на тормозных дисках образуется выработка. При этом возвышение по краям диска в среднем увеличивается на 1 мм за 20 тыс. пробега. Степень выработки диска имеет смысл проверять только на относительно новых авто. На автомобиле старше 4-5 лет может быть не только скручен пробег, но и уже не раз заменены тормозные диски.
Покупая подержанный автомобиль, узнайте его историю. Будет лучше, если он принадлежал одному владельцу и был на гарантии. Тогда вы точно сможете узнать настоящие цифры пробега. В сервисной книжке делались отметки о ремонте, а значит, там есть и сведения о пробеге.
В остальных случаях одометр может показывать некорректные цифры. Причём скручивают приборы не только в России, но и за границей. В европейских странах и в Америке их скручивают, для того чтобы получить больше денег по страховке в случае аварии. Поэтому не надейтесь, что если вам пригонят машину из-за границы, то прибор будет показывать реальные цифры.
Иногда при предпродажной подготовке авто показания одометра, наоборот, «накручивают». Гораздо выгоднее продать машину с пробегом 120 тысяч, чем 90. Покупателю пытаются «замылить» глаза, уверяя в том, что все регламентные работы для такого пробега произведены и в ближайшем будущем автомобиль не потребует вложений. В подтверждение продавцы показывают новые комплектующие (например, ремень ГРМ). И большинство водителей верят таким рассказам.
Если вам пригнали машину из Америки или Канады, то её реальный пробег вы можете выяснить, используя специальные базы данных (Carfax, Autocheck). Пробег подержанного автомобиля японского производства можно определить по аукционному листу. Однако будьте внимательны — в документе не должно быть признаков подделки.
Как правильно выбирать
Грамотный первичный осмотр отсеет процентов 80 откровенного «рожна». Достаточно знать, куда смотреть и на что обращать внимание.
Важным показателем состояния машины и её остаточного ресурса является пробег. Зная это, несознательные продавцы выставляют нужные им цифры, скручивая пробег. Услуга пользуется популярностью — за 1.5-2 тысячи рублей вам скрутят пробег на толковой СТО.
Определить однозначно скручен ли пробег — нереально. Исключением из этого правила современные автомобили, где показания дублируются еще и в электронном чипе ключа. Если такого в приобретаемом авто нет, то грамотный специалист скроет следы вмешательства в показания одометра. А вот если крутили цифры недостаточно компетентные «мастера», то они оставят после своей работы некоторые улики. При выборе автомобиля ищем их, а если не нашли — обратить внимание на ряд косвенных признаков.