Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли арендовать земельный участок без аукциона и как это сделать правильно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Статья 39.6. ЗК РФ под название «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов» сказано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заключается только в случае осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. Но не все так плохо. Ниже вы узнаете, почему у людей далеких от фермерства, тоже есть все шансы взять участок в аренду у государства без проведения торгов.
Почему теперь проще оформить земельный участок в аренду, чем купить
В марте 2015 года в Земельный Кодекс РФ были внесены большие изменения касательно процесса аренды муниципальных земельных участок. Вот самые важные их них:
- Если землю не успели разграничить и утвердить «Правила застройки», то возникает переход права распоряжения земельными участками от городской к районной администрации (поселка, деревни, села);
- Отдельные случаи и льготные категории граждан, которым предоставляется право получения земли в аренду без участия в торгах теперь прописаны в Земельном Кодексе;
- Стала возможной передача в аренду не стоящих на кадастровом учете муниципальных земель по заявлению граждан и без проведения аукциона.
- Земли, которые находятся в публичной собственности, могут выступать предметом аренды, если относятся к разрешенной категории и стоят на кадастровом учете.
Другими словами, в оборот поступили новые массивы земельных участков под индивидуальное жилое строительство и, чтобы взять землю в аренду, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра — достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен земельный участок.
Как взять в аренду землю сельскохозяйственного назначения
Аренда земли сельскохозяйственного назначения для выпаса и разведения животных, выращивания овощей, фруктов и зерновых культур, не предполагают строительства жилого дома. Однако строить можно на землях под личное подсобное хозяйство, правда лишь на 10% площади. Кроме того, на участке под ЛПХ можно легально выращивать овощи и животных, организовать производство по переработке продукции.
Нормативные документы сельских поселений публикуют на сайте администрации района. Ещё на таких сайтах размещают извещения о проведении торгов по аренде земли сельскохозяйственного назначения и их цены. Постановление администрации сельского поселения, об утвержденном порядке аренды, можно получить лично в администрации поселения или района.
В марте 2022 года Правительством решено упростить предоставление земельных участков физическим и юридическим лицам, если на них планируется создать производство в сфере импортозамещения. Они смогут взять их в аренду без торгов.
Получить землю бесплатно для строительства дома и ведения сельского хозяйства можно по региональной программе развития территорий. Одна из самых известных — «дальневосточный гектар», действующая с 2016 года. Землю можно взять в Чукотском автономном округе, Амурской, Магаданской, Сахалинской области и Еврейской автономных областях, Забайкальском, Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Республике Бурятия и Республике Саха (Якутия).
Сначала участок предоставляется на пять лет. В течение первого года нужно определиться с видом использования участка — строительство дома или сельское хозяйство, через три года — задекларировать его освоение. После пяти лет безвозмездного пользования участок можно получить в собственность или оформить длительную аренду — на 49 лет. Для лесных участков есть ограничения — их нельзя оформить в собственность. Но если в течение пяти лет пользователь не начинает осваивать землю, он автоматически теряет на нее право.
Недавно россиянам предложили бесплатно выдавать по гектару в Арктике. Участок предоставляется на пять лет, затем его можно оформить в собственность или долгосрочную аренду. Использовать землю можно для строительства жилого дома или ведения любой экономической деятельности. Программа «арктический гектар» должна заработать летом 2021 года.
«Во многих регионах можно получить земельный участок бесплатно. Например, в Краснодарском крае и Ставропольском крае действует программа по предоставлению земельных участков под развитие территорий и ведение сельского хозяйства. В Московской области есть похожая программа. Условия и порядок приобретения земельных участков регулируется правилами региона», — отметила управляющий партнер «Легес Бюро», член Ассоциации юристов России (АЮР) Мария Спиридонова.
Узнать о такой программе и ее требованиях можно на сайте правительства региона или в МФЦ. «Важный момент: в законах не прописано качество предоставляемой земли, поэтому нужно очень внимательно осматривать и изучать предлагаемый участок. Это может оказаться неудобье или болото, такие случаи бывают», — предупредила Марина Толстик из «Миэль».
Еще один способ приобретения земельного участка — выкуп на аукционе. Региональные власти, земельные комитеты и муниципалитеты проводят торги участками. Информация о них размещается в местных СМИ или на сайтах администраций, рассказала Мария Спиридонова из АЮР.
Желающие участвовать подают заявки, назначается дата торгов и разыгрываются участок. Получает его предложивший самую высокую цену, которая, как правило, ниже рыночной стоимости. В торгах может участвовать только один человек — и цена остается на первоначальном уровне, уточнила Софья Волкова. Впоследствии земельный участок передается в аренду — краткосрочную на 3-5 лет или долгосрочную на 49 лет — либо в собственность. Это зависит от региона и муниципалитета.
«Главный минус этой схемы — земельный участок может иметь невыгодную локацию, например, в отдалении от инфраструктуры. Такие участки бывают с обременениями — на это нужно заранее обратить внимание », — добавила представитель АЮР.
Подобные аукционы регулярно проводит Москва. Город выставляет на торги участки под индивидуальное жилищное строительство. Недавно власти выставили на аукцион землю по 44 тыс. руб. за сотку. Первоначально жители получают участок в аренду — ее стоимость определяется на аукционе. Затем у победителя есть полтора года на то, чтобы построить на участке дом и оформить его в собственность. После этого арендатор может выкупить участок всего за 40% кадастровой стоимости. В 2020 году на таких торгах продано 60 земельных участков общей площадью 7,89 Га на сумму 135,1 млн руб. годовых арендных платежей.
Особенности составления договора
Договор на право пользования земельным участком должен содержать в себе все необходимые сведения – о сторонах, предмете сделки, порядке расчёта и прочем. Но в него можно добавить некоторые детали:
- срок аренды – не более 49 лет. Земли некоторых категорий могут быть сданы в аренду только на более короткий срок, но с условием пролонгации соглашения. Например, для ИЖС максимальный срок аренды составляет 20 лет, но его можно продлить по соглашению сторон;
- возможность сдачи земли в субаренду. Например, участок берётся в пользование для того, чтобы организовать здесь садовый кооператив. Участок будет поделён на несколько других, каждый из которых будет сдан в субаренду;
- возможность приватизации;
- другие нюансы. Например, аренда земельных недр подразумевает под собой обязательную рекультивацию участка.
При составлении договора и включении в его «тело» нюансов необходимо опираться на ст. 39. 8 ЗК РФ.
Заключение арендного соглашения на земли разного целевого назначения
Для чего будет использована земля? | Границы законодательно установленных ограничений в годах |
Возведение зданий и проведения с ними строительных работ | от трех (минимум) до десяти (максимум) лет |
Установление линейных объектов | до сорока девяти лет |
Индивидуальное строительство и ведение домашнего подсобного хозяйства (ИЖС И ЛПХ) | двадцать лет |
Освоение территорий комплексно, проводимое юридическим лицом | от трех (минимум) до пяти лет |
Работы по завершению строительства | три года |
Охотхозяйство | На время действия соглашения |
Сельхозпроизводство | от трех (минимум) до сорока девяти (максимум) лет |
Покос сена, осуществление огороднических работ, организация пастбища для животных | три года максимум |
Комментарий к статье 39.6 ЗК РФ
Комментируемой статьей введено общее правило, предусматривающее, что основным способом заключения договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка являются торги, проводимые в форме аукциона. Порядок организации и проведения такого аукциона предусмотрен ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ. Также предусмотрена возможность заключения договора аренды с лицом, единственным выразившим намерение участвовать в аукционе и соответствующим условиям аукциона, в случае признания аукциона несостоявшимся (подробнее см. комментарий к ст. 39.12 ЗК РФ).
Предусмотренный законодателем подход к регулированию способов заключения договора аренды земельного участка претерпел серьезные изменения.
Так, до введения комментируемой статьи ЗК РФ предусматривал только ограниченное число случаев обязательного проведения торгов на право заключения указанных договоров в целях строительства: 1) если земельный участок был сформирован (п.6 ст. 30 ЗК РФ); 2) при размещении объекта в городском и сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (п.11 ст. 30 ЗК РФ); 3) в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава лесного фонда либо для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (п.11 ст. 30 ЗК РФ); 4) в случае предоставления земельного участка для жилищного строительства или комплексного освоения в целях жилищного строительства (п.2 ст. 30.1, п.2 ст. 30.2 ЗК РФ).
Кроме того, широкие полномочия были предоставлены органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в части установления перечня случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности или государственной неразграниченной собственности земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах.
Таким образом, ранее правовое регулирование исходило из установления случаев, когда должны были проводиться торги. При этом все указанные случаи касались только земельных участков, предоставляемых для строительства. В комментируемой статье реализован концептуально иной подход — договоры аренды земельных участков заключаются по результатам торгов, проводимых в форме аукционов, за исключением ограниченного числа случаев: такой подход в большей степени соответствует условиям рыночной экономики и направлен на развитие конкуренции.
Можно выделить следующие группы случаев, когда предоставление земельных участков в аренду осуществляется без проведения торгов.
1. Предоставление земельных участков для реализации государственных функций, масштабных инвестиционных проектов и решения вопросов местного значения (подп.1-4, 22, 25-27, 30 п.2 комментируемой статьи).
Учитывая, что указанные задачи допускают достаточно широкую трактовку, подп.1-4 п.2 комментируемой статьей для предоставления земельных участков предусмотрены не только цели такого предоставления, но и наличие определенных правовых актов — указа или распоряжения Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ. Более того, объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения, назначения, масштабные инвестиционные проекты должны соответствовать критериям, установленным Правительством РФ или законами субъектов Российской Федерации.
Понятие инвестиционный проект раскрыто в ст. 1 ФЗ от 25 февраля 1999 года N 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (СЗ РФ. 1999. N 9. Ст.1096; 2004. N 35. Ст.3607; 2006. N 6. Ст.636; 2010. N 30. Ст.4015; 2011. N 30. Ст.4596; N 51. Ст.7448), согласно которой он представляет собой обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
При этом используемое в подп.2 и 3 п.2 комментируемой статьи понятие «масштабный проект» не следует отождествлять с «приоритетным инвестиционным проектом», предусмотренным указанным Федеральным законом, в связи с разными основаниями отнесения инвестиционных проектов с позиции ЗК РФ к масштабным и приоритетным.
При предоставлении земельных участков в аренду в соответствии с подп.4 п.2 комментируемой статьи необходимо иметь в виду, что понятия «объекты федерального, регионального, местного значения» раскрываются в ст. 1 ГрК РФ, согласно п.18-20 которой объекты федерального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению РФ, органов государственной власти РФ Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента РФ, решениями Правительства РФ, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие России.
Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования РФ, определяются Правительством РФ, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования РФ, определяются Президентом РФ.
Объекты регионального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта РФ, органов государственной власти субъекта РФ Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта РФ.
Виды объектов регионального значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта РФ, определяются законом субъекта РФ. Объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта РФ, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта РФ.
Градостроительным кодексом РФ также предусмотрена необходимость разработки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа — документа, устанавливающего перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоот- ведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.
Анализ норм ГрК РФ (ч.4 ст. 9, ч.6 и 7 ст. 26) позволяет сделать вывод, что вышеуказанные объекты по общему правилу должны найти отражение в документах территориального планирования соответствующего уровня (это правило не относится к случаям предоставления земельных участков для выполнения международных обязательств РФ, что предполагает наличие соответствующих международных договоров, соглашений и т.п.).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется по результатам торгов за исключением определенных случаев (подробнее см. здесь).
Лица, заинтересованные в получении земельных участков, расположенных на территории Санкт‑Петербурга, в аренду без проведения торгов, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования, должны обратиться в Комитет имущественных отношений Санкт‑Петербурга (Комитет) посредством представления заявления в Санкт‑Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт‑Петербурга» (ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»). Лица, указанные в приказе Комитета от 19.07.2017 №71‑п «О перечне организаций», обращаются непосредственно в Управление по работе с крупными контрагентами (УРКК) Комитета.
По результатам рассмотрения заявлений Комитет подпишет договор аренды земельного участка с заявителем.
Полное наименование:
Законодательное регулирование вопроса
Порядок и правила эксплуатации земельных участков, в том числе и находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены в Земельном кодексе РФ. В частности, вопросам выделения таких участков посвящена отдельная глава V.1.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ, под арендой земельного участка понимается такой вид отношений, при которых собственник предоставляет его во временное пользование другому лицу на условиях внесения за это определенной платы. При этом отношения могут носить как срочный, так и бессрочный характер. Максимальная продолжительность аренды именно земельного надела может составлять 49 лет.
По общим правилам, передавать участок в аренду без торгов нельзя — данное требование установлено п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ.
При этом торги на предоставление земельного участка в аренду осуществляются без проведения конкурса, в форме аукциона. Однако из этого правила есть некоторые исключения. Они определны в п. 2 этой же статьи 39.6 ЗК РФ.
Оформление аренды на садовый, дачный участок
Аренда земли в садоводстве начинается с выбора подходящего СНТ или ДНТ. Обычно граждане используют следующие варианты получения информации:
- рекламные объявления в СМИ – арендодателем могут выступать, как собственники земельных участков, так и руководство садового товарищества;
- личный визит в СНТ – если приглянулось какое-то садоводство, проще заехать в контору и побеседовать с председателем или его представителем.
После того как выбран конкретный участок, необходимо оформить устные договоренности документально. Для сделки потребуется определенный пакет документов:
- кадастровый паспорт участка;
- план выбранного земельного надела;
- копия паспорта арендатора;
- решение общего собрания товарищества или членов правления;
- справка о наличии или отсутствии коммуникаций;
- справка об отсутствии долга по платежам за участок;
- расчет арендных платежей.
Процесс заключения сделки осуществляется следующим образом:
- составление проекта договора;
- изучение и подписание сторонами;
- регистрация в Росреестре (при долговременной аренде).
новый порядок формирования и предоставления земель
Если заявки на получение участка поступили от нескольких предпринимателей, то орган МСУ должен провести торги и предоставить землю победителю. Верховный суд признал такой подход правильным (п. 1 Обзора).
Документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (может быть представлен как один, так и несколько документов).
Узнать о такой программе и ее требованиях можно на сайте правительства региона или в МФЦ. «Важный момент: в законах не прописано качество предоставляемой земли, поэтому нужно очень внимательно осматривать и изучать предлагаемый участок. Это может оказаться неудобье или болото, такие случаи бывают», — предупредила Марина Толстик из «Миэль».
В случае если субъектом РФ в соответствии с п. 2 ст. 39.19 ЗК РФ не установлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в пп. 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ, предоставление земельных участков осуществляется в порядке, установленном ст. 39.14-39.17 ЗК РФ.
Возможность субаренды
Субаренда – процесс, когда арендатор передает земельный участок третьему лицу. В ст. 22 Земельного Кодекса РФ сказано, что субарендатором является любое лицо, ставшее приемником прав и обязанностей арендатора в пределах действия срока договора аренды.
С точки зрения законодательства необходимо не только уведомить арендодателя надлежащим способом, но и заручиться его согласием. Нередко такая схема используется хозяйствующими субъектами, зарабатывающими на разнице между выплатами субарендатора и стоимостью аренды.
Инициатором сделки выступает арендатор, повторно сдающий надел предприятию или частному лицу. Чтобы оформить договор, потребуются документы:
- оригинал договора аренды земельного участка;
- подтверждение, что земля имеет сельскохозяйственное назначение;
- при длительной аренде – свидетельство о регистрации договора в Росреестре.
Как Правильно Оформить Землю Под Огородничество
- земельные участки не предоставлены в населенном пункте, в котором зарегистрированы по месту жительства граждане Республики Беларусь (за исключением г. Минска, областных центров, городов областного подчинения), для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, для коллективного садоводства, дачного строительства;
- земельные участки предоставлены для целей, указанных в абзаце втором настоящей части, до 1 января 1999 года;
- земельные участки предоставлены для целей, указанных в абзаце втором настоящей части, после 1 января 1999 года в меньших размерах, чем установлено статьей 36 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 39.6 ЗК РФ
Комментируемой статьей введено общее правило, предусматривающее, что основным способом заключения договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка являются торги, проводимые в форме аукциона. Порядок организации и проведения такого аукциона предусмотрен ст.39.11 и 39.12 ЗК РФ. Также предусмотрена возможность заключения договора аренды с лицом, единственным выразившим намерение участвовать в аукционе и соответствующим условиям аукциона, в случае признания аукциона несостоявшимся (подробнее см. комментарий к ст.39.12 ЗК РФ).
Предусмотренный законодателем подход к регулированию способов заключения договора аренды земельного участка претерпел серьезные изменения.
Так, до введения комментируемой статьи ЗК РФ предусматривал только ограниченное число случаев обязательного проведения торгов на право заключения указанных договоров в целях строительства: 1) если земельный участок был сформирован (п.6 ст.30 ЗК РФ); 2) при размещении объекта в городском и сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (п.11 ст.30 ЗК РФ); 3) в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава лесного фонда либо для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (п.11 ст.30 ЗК РФ); 4) в случае предоставления земельного участка для жилищного строительства или комплексного освоения в целях жилищного строительства (п.2 ст.30.1, п.2 ст.30.2 ЗК РФ).
Кроме того, широкие полномочия были предоставлены органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в части установления перечня случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности или государственной неразграниченной собственности земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах.
Таким образом, ранее правовое регулирование исходило из установления случаев, когда должны были проводиться торги. При этом все указанные случаи касались только земельных участков, предоставляемых для строительства. В комментируемой статье реализован концептуально иной подход — договоры аренды земельных участков заключаются по результатам торгов, проводимых в форме аукционов, за исключением ограниченного числа случаев: такой подход в большей степени соответствует условиям рыночной экономики и направлен на развитие конкуренции.
Можно выделить следующие группы случаев, когда предоставление земельных участков в аренду осуществляется без проведения торгов.
1. Предоставление земельных участков для реализации государственных функций, масштабных инвестиционных проектов и решения вопросов местного значения (подп.1-4, 22, 25-27, 30 п.2 комментируемой статьи).
Учитывая, что указанные задачи допускают достаточно широкую трактовку, подп.1-4 п.2 комментируемой статьей для предоставления земельных участков предусмотрены не только цели такого предоставления, но и наличие определенных правовых актов — указа или распоряжения Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ. Более того, объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения, назначения, масштабные инвестиционные проекты должны соответствовать критериям, установленным Правительством РФ или законами субъектов Российской Федерации.
Понятие инвестиционный проект раскрыто в ст.1 ФЗ от 25 февраля 1999 года N 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (СЗ РФ. 1999. N 9. Ст.1096; 2004. N 35. Ст.3607; 2006. N 6. Ст.636; 2010. N 30. Ст.4015; 2011. N 30. Ст.4596; N 51. Ст.7448), согласно которой он представляет собой обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
При этом используемое в подп.2 и 3 п.2 комментируемой статьи понятие «масштабный проект» не следует отождествлять с «приоритетным инвестиционным проектом», предусмотренным указанным Федеральным законом, в связи с разными основаниями отнесения инвестиционных проектов с позиции ЗК РФ к масштабным и приоритетным.
При предоставлении земельных участков в аренду в соответствии с подп.4 п.2 комментируемой статьи необходимо иметь в виду, что понятия «объекты федерального, регионального, местного значения» раскрываются в ст.1 ГрК РФ, согласно п.18-20 которой объекты федерального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению РФ, органов государственной власти РФ Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента РФ, решениями Правительства РФ, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие России.
Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования РФ, определяются Правительством РФ, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования РФ, определяются Президентом РФ.
Объекты регионального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта РФ, органов государственной власти субъекта РФ Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта РФ.
Виды объектов регионального значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта РФ, определяются законом субъекта РФ. Объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта РФ, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта РФ.
Градостроительным кодексом РФ также предусмотрена необходимость разработки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа — документа, устанавливающего перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоот- ведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.
Анализ норм ГрК РФ (ч.4 ст.9, ч.6 и 7 ст.26) позволяет сделать вывод, что вышеуказанные объекты по общему правилу должны найти отражение в документах территориального планирования соответствующего уровня (это правило не относится к случаям предоставления земельных участков для выполнения международных обязательств РФ, что предполагает наличие соответствующих международных договоров, соглашений и т.п.).