- Финансовое право

Халатное отношение к должностным обязанностям — наказание по статье 293 УК РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Халатное отношение к должностным обязанностям — наказание по статье 293 УК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Евгений работал в Росреестре и занимал должность государственного регистратора. В 2016 году им была оформлена сделка купли-продажи земельного участка. Однако позже оказалось, что продавцом земли оказался не владелец участка, а его полный тёзка. Из-за этого реальный владелец понёс ущерб — около 630 000 рублей.

Комментарии к ст. 2.4 КОАП РФ

1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.

3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст. 19.28 КоАП РФ).

Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст. 14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст. 19.5 и рядом других статей КоАП РФ.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ.

По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

5. Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.

6. Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако исходя из того что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.

В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.

7. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ существенно расширен круг государственных и муниципальных учреждений (бюджетных учреждений), на которые распространяются порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (с изм. и доп.). В связи с этим служащие бюджетных учреждений, на которых возложены функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии бюджетного учреждения — заказчика, также приравниваются к должностным лицам и, следовательно, несут ответственность, предусмотренную ст. ст. 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса.

Статья 293 УК РФ: халатность. За что можно привлечь к ответственности?

Размер материального ущерба, явившийся результатом халатности ответственного лица, может быть крупным или особо крупным. Денежное выражение суммы приведено в примечании к ст.293 Уголовного кодекса.

Крупный вред, согласно УК, составляет 1 500 000 рублей, особо крупный – 7 500 000 р.

Понятие особо крупного ущерба введено в кодекс в 2015 году. Действия госслужащих и иных лиц, попадающих в круг потенциальных субъектов преступления, не могут получить оценку по статье «Халатность», если единственным результатом их поведения будет материальный ущерб на сумму менее 1,5 миллиона рублей.

Наказание, в зависимости от квалифицирующих признаков, может быть назначено в следующей форме:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • арест;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

Начиная с п.1.1 за совершенное деяние гражданину может быть вынесен запрет на занятие должностей или определенные виды деятельности.

Диапазон наказаний для каждой части уголовной статьи:

часть 1 штраф до 120 000 рублей, 360 часов обязательных работ, исправительные работы – до 1 года, арест 1-3 месяца
п.1.1 (особо крупный ущерб от халатных действий) штраф 200 – 500 тысяч рублей с запретом занятия должности до 3 лет, обязательные работы 480 часов, исправительные работы до 2 лет, арест до 6 месяцев
ч.2 (с причинением тяжкого вреда здоровью или вызвавшее смерть) принудительные работы до 5 лет или лишение свободны до 5 лет, с запретом на должность/вид занятий до 3 лет или без него
ч.3 (сопряженное со смертью 2 и более лиц) принудительные работы до 5 лет или лишение свободны до 7 лет, с запретом на должность/виды деятельности до 3 лет или без него
Читайте также:  Для иностранных граждан и лиц без гражданства

Уголовное право, исполнение наказания

Срок давности в уголовном праве напрямую зависит от степени тяжести содеянного или, как она еще называется, категории преступления.

В этом отношении действует прямая зависимость: чем опаснее преступление, тем выше срок давности по нему. Есть ли срок давности за убийство, и какому значению он равен – поговорим об этом далее.

В УК РФ существует следующие категории уголовно наказуемых деяний:

  • Небольшой тяжести. Максимальный срок наказания за преступления небольшой тяжести составляет 3 года.
  • Средней тяжести. К ним относятся преступления, совершенные по неосторожности, лишение свободы по которым не превышает 3 лет, а также умышленные деяния с максимальным размером ответственности в 5 лет тюрьмы.
  • Тяжкие. Это исключительно умышленные преступные действия, которые наказываются 10 годами лишения свободы.
  • Особо тяжкие. Действий, носящие умышленный характер, как правило, с отягчающими вину обстоятельствами. Срок лишения свободы по ним превышает 10 лет, а также может происходить в форме пожизненного заключения.

Срок давности по преступлениям небольшой тяжести – 2 года, средней тяжести – 6 лет, для тяжких деяний – 10 лет, для особо тяжких – 15 лет.

Какие преступления с лишением жизни не имеют сроков давности? Существует целый ряд преступлений, которые связаны с убийством человека и не имеют срока давности.

По таким преступлениям наказывают по прошествии любого срока с момента совершения преступления.

К таким преступлениям можно отнести геноцид (ст 357 УК РФ), терроризм, повлекший за собой преднамеренное убийство человека (ст. 205 п 3 УК РФ), акт международного терроризма, который повлек за собой смерть человека (ст 361 п 3 УК РФ), захват заложника с последующей его гибелью (ст. 206 УК РФ).

Эти преступления считаются тяжкими и имеют весьма серьезные сроки по наказаниям. Чаще всего, люди, совершившие такие преступления, отбывают наказание в виде пожизненного лишения свободы.

Установленные законодательством сроки давности за совершенные преступления предусмотрены ст. 78 УК РФ. Отдельный срок давности применяется в отношении каждого преступления.

Срок давности начинает исчисляться с момента совершения преступления до вступления приговора по уголовному делу в законную силу.

Вступают приговоры в законную силу через 10 суток после их вынесения и оглашения. За это время они могут быть обжалованы сторонами дела.

Если гражданин совершил преступление, за которое не был осужден, вынесение приговора по другому эпизоду не будет никак влиять на предыдущее деяние.

В отношении особо опасных преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде смертной казни или пожизненного заключения, по решению суда срок давности может быть отменен.

Напомним, что в стране смертная казнь не исключена из законодательства, на нее просто наложен мораторий.

Срок давности начинает исчисляться с 0 часов 00 минут суток, которые следуют за сутками, в которые было совершено преступление.

Если в течение срока давности человек, совершивший преступление, не подвергается уголовному преследованию, то по прошествии этого срока уголовное преследование не начинается.

В том же случае, когда в адрес преступника начинается уголовное преследование, срок давности за совершенное преступление прекращается.

Этот срок может быть и приостановлен.

Каковы основания для приостановления срока исковой давности за убийство?

Приостановление его обычно наступает тогда, когда человек умышленно уклоняется от суда или от выполнения уже назначенного судом наказания за совершенные преступления.

Такие уголовные деяния признаны имеющими повышенную общественную опасность и связанными с высокими рисками массовых убийств и жертв.

К ним относятся:

  • Терроризм;
  • Геноцид;
  • Экоцид;
  • Использование запрещенных методов ведения войны (например, химическое или биологическое оружие);
  • Угон водного или воздушного судна;
  • Преступления, сопряженные с терроризмом (например, насильственный захват и удержание власти, нападение на находящиеся под международной защитой учреждения);
  • Посягательство на жизни государственных служащих;
  • Антигуманные способы захвата заложников.

За выше указанные преступления уголовная ответственность наступает бессрочно, вне зависимости от количества смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Фактически, все деяние из этого списка так или иначе сопряжены с убийствами, в том числе, и массовыми.

Срок давности привлечения к уголовной ответственности за убийство определен однозначно. Для более детального освещения этого вопроса обратимся к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 105 УК РФ.

Статья УК РФ «Убийство» на 2020 год включает в себя две части, каждая из которых имеет свои пределы ответственности.

Выглядит это следующим образом:

  • Ч. 1 отведена не квалифицирующим преступлениям, наказание по которым установлено в размере 8-15 лет лишения свободы;
  • Ч. 2 регулирует преступления с отягчающими обстоятельствами, срок реального лишения свободы по которым может быть в пределах 8-20 лет или вовсе в виде пожизненного заключения.

Так все-таки, сколько лет должно пройти с момента совершения преступления для того, чтобы дело было прекращено сроку давности?

Получается, что убийство, вне зависимости от наличия или отсутствия отягчающих в деле обстоятельств вины, имеет срок давности в 15 лет. Это значение применимо ко всем особо тяжким преступлениям.

При этом в отношении деяний, предполагающих пожизненный срок или смертную казнь, срок давности может и вовсе не применяться.

Если родственники потерпевшего в уголовном деле об убийстве будут подавать ходатайство о пересмотре срока давности по делу, срок давности в 15 лет может быть отменен.

В результате такого обращения в вышестоящую судебную инстанцию подсудимый может быть привлечен к уголовной ответственности в любой момент времени на протяжении всей его жизни.

Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.

На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:

  1. Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.

  2. Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.

Совсем недавно, а именно 6 июня текущего года Верховный суд рассмотрел проект постановления «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», который по сути заменит пока действующее Постановление Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 года № 64.

В данном документе Пленум ВС РФ дает долгожданные разъяснения по применению самых популярных на практике статей по налоговым преступлениям, посвященных неуплате налогов физическими лицами, организациями, налоговыми агентами, сокрытие имущества, за счет которого должно производиться взыскание налогов (ст. 198,199, 199.1,199.2 УК РФ). Но особое внимание следует уделить предложению ВС РФ считать неуплату налогов длящимся преступлением, именно оно вызвало бурю эмоций в бизнес-сообществе! И на то есть серьезные основания. В проекте указано, что преступления по статьям 198, 199, 199.1 УК РФ являются длящимися, т.е. сроки давности уголовного преследования исчисляются с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности, в частности со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки. Следовательно, если компания недоплатила налоги в бюджет лет эдак 15 назад, руководитель/собственник компании будет жить, как на «пороховой бочке», т.к. его могут осудить за неуплату этих «древних» налогов в любой момент. Можно сказать, что Верховный суд предложил отменить срок давности по налоговым преступлениям.

Читайте также:  Как несовершеннолетнему предпринимателю открыть расчетный счет в банке

Сроки давности по налоговым преступлениям пока по общим правилам исчисляются с момента неуплаты налога. Верховный суд РФ пытается изменить эти правила-предлагает считать налоговые преступления длящимися и сроки давности исчислять с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности (например, добровольной уплаты задолженности или взыскания недоимки по налогам).Таким образом, многие налоговые преступления могут стать длящимися до момента погашения задолженности.

Основания возбуждения уголовного дела

Безразличие, проявленное халатным отношением к должностным обязанностям, ставшее причиной тяжелых, опасных для общества последствий, признается законным основанием для наказания виновных.

Приведем несколько примеров, что может стать причиной открыть уголовное производство по обвинению в халатности по статье.

  1. Формализм со стороны руководителя предприятия к выполнению требований охраны труда может привести к аварийным ситуациям, несчастным случаям, получению подчиненными производственных травм с тяжкими для здоровья и жизни людей последствиями.
  2. Отписка инспектора территориального органа в сфере труда о проведенном контроле соблюдения работодателем норм трудового права косвенно также может стать причиной непоправимых последствий. Например, по факту представитель Роструда не появился в организации для расследования жалобы подчиненных о том, что не проводится специальная оценка труда рабочих мест, работодатель не обеспечивает рабочих средствами индивидуальной защиты при выполнении трудовых обязанностей в опасных и вредных условиях.

Смерть работника, связанная с полученным профессиональным заболеванием, вследствие игнорирования требований создания безопасных условий труда, может стать поводом в данном случае привлечения к ответственности не только работодателя, но и инспектора, назначенного провести надзорные мероприятия по жалобе.

  1. Непринятие мер сотрудниками полиции, если поступают сигналы о бытовом насилии по отношению к членам семьи, ставшее в последующем причиной более серьезной трагедии – повод привлечь к ответственности уже стражей закона, призванных защищать права и покой мирных граждан.
  2. Еще одной сферой деятельности, где ненадлежащим образом выполнение своих обязанностей приводит к нарушению прав, назовем – услуги, оказываемые социальными службами.

Результатом халатности становятся:

  • искалеченные судьбы детей, оставленных проживать с неблагополучными родителями;
  • преждевременные смерти одиноких стариков, инвалидов, не получивших должный уход.
  1. Невнимательность при внесении данных в финансовые документы бухгалтером и как следствие нанесенный материальный ущерб предприятию – одна их причин обращения к правоохранительным органам.
  2. Неисполнение должным образом надзора со стороны противопожарных служб может привести к неминуемой трагедии, гибели массы людей в случае возникновения пожара.
  3. Халатное отношение медработников также нередко стоит жизни и здоровья пациентов.

К сожалению, этот список далеко не полный.

Что делать и куда обращаться при столкновении с врачебной халатностью?

Добиваться наказания врача, чья халатность привела к ухудшению здоровья, а порой и смерти (например, близкого родственника), можно написав жалобу в порядке подчиненности:

  • главному врачу медицинского учреждения, где не была оказана квалифицированная помощь пациенту, назначены лекарственные препараты, усугубившие состояние здоровья;
  • в территориальное отделение Росздравнадзора – орган, контролирующий качество оказанных медицинских услуг (если зарегистрировать личный кабинет на портале Госуслуги, обращение можно отправить в электронном виде);
  • если нет никаких сдвигов в расследовании виновных действий врача (или не удовлетворены полученным ответом), пишите в Министерство здравоохранения, дав ссылку на отправленные ранее обращения.

Если есть доказательства противоправных действий со стороны врача, заявление можно написать:

  • в прокуратуру;
  • в полицию.

Еще одна инстанция, призванная контролировать качество услуг, оказываемых населению – Роспотребнадзор, куда можно пожаловаться на халатность медперсонала частных клиник.

Никаких унифицированных форм для составления заявления не существует.

Соблюдая правила деловой переписки, обращение с жалобой произвольно:

  • пишут разборчивым почерком от руки;
  • или распечатывают средствами современной оргтехники.

Оформляют «шапку документа» в правой верхней части первого листа, указав – куда и от кого направлено заявление.

Озаглавив посередине – «Жалоба» или «Заявление» (принципиального значения не имеет), переходят к текстовой части, где:

  • по существу, без лишних эмоций, оскорблений, угроз в адрес должностных лиц (или их родственников), описывают хронологию событий, ставших поводом обращения, перечислив факты, подтверждающие обоснованность претензий;
  • выражают желаемый результат рассмотрения заявления по существу.

Заканчивают такое послание уточнением даты, личной подписью с расшифровкой рядом фамилии, инициалов имени, отчества.

При наличии документов (или копий), имеющих непосредственное отношение к предмету жалобы, их подают вместе с заявлением, перечислив списком в приложении.

Максимум через месяц главный врач должен дать ответ заявителю.

Основания возбуждения уголовного дела

Безразличие, проявленное халатным отношением к должностным обязанностям, ставшее причиной тяжелых, опасных для общества последствий, признается законным основанием для наказания виновных.

Приведем несколько примеров, что может стать причиной открыть уголовное производство по обвинению в халатности по статье.

  1. Формализм со стороны руководителя предприятия к выполнению требований охраны труда может привести к аварийным ситуациям, несчастным случаям, получению подчиненными производственных травм с тяжкими для здоровья и жизни людей последствиями.
  2. Отписка инспектора территориального органа в сфере труда о проведенном контроле соблюдения работодателем норм трудового права косвенно также может стать причиной непоправимых последствий. Например, по факту представитель Роструда не появился в организации для расследования жалобы подчиненных о том, что не проводится специальная оценка труда рабочих мест, работодатель не обеспечивает рабочих средствами индивидуальной защиты при выполнении трудовых обязанностей в опасных и вредных условиях.

Смерть работника, связанная с полученным профессиональным заболеванием, вследствие игнорирования требований создания безопасных условий труда, может стать поводом в данном случае привлечения к ответственности не только работодателя, но и инспектора, назначенного провести надзорные мероприятия по жалобе.

  1. Непринятие мер сотрудниками полиции, если поступают сигналы о бытовом насилии по отношению к членам семьи, ставшее в последующем причиной более серьезной трагедии – повод привлечь к ответственности уже стражей закона, призванных защищать права и покой мирных граждан.
  2. Еще одной сферой деятельности, где ненадлежащим образом выполнение своих обязанностей приводит к нарушению прав, назовем – услуги, оказываемые социальными службами.

Результатом халатности становятся:

  • искалеченные судьбы детей, оставленных проживать с неблагополучными родителями;
  • преждевременные смерти одиноких стариков, инвалидов, не получивших должный уход.
  1. Невнимательность при внесении данных в финансовые документы бухгалтером и как следствие нанесенный материальный ущерб предприятию – одна их причин обращения к правоохранительным органам.
  2. Неисполнение должным образом надзора со стороны противопожарных служб может привести к неминуемой трагедии, гибели массы людей в случае возникновения пожара.
  3. Халатное отношение медработников также нередко стоит жизни и здоровья пациентов.

К сожалению, этот список далеко не полный.

Общественно опасное последствие

Как уже отмечалось, преступное действие (бездействие) — сознательный и волевой акт внешнего противоправного поведения человека. Всякое общественно опасное действие или бездействие направлено на достижение определенного результата.

Однако одно и то же действие (или бездействие) способно порождать не один, а несколько результатов или изменений во внешнем мире. Какие-то из этих результатов желательны для лица, совершившего соответствующее действие или бездействие, являются его целью, другие — нежелательны, иногда не предвиделись, но должны были и могли предвидеться.

Те изменения в объективном мире, которые последовали в качестве результата общественно опасного действия или бездействия человека, в уголовном праве называются преступными последствиями. В результате совершения преступления иногда наступают нежелательные социальные последствия, остающиеся за пределами состава преступления (например, при убийстве внука дед остался без кормильца).

Преступные (общественно опасные) последствия в одних случаях поддаются наблюдению и измерению, в других — не могут наблюдаться и устанавливаются логически. По своему характеру общественно опасные последствия могут приобретать форму имущественного ущерба (при хищениях чужого имущества), физического вреда (при посягательствах на жизнь и здоровье человека) либо проявляться в форме морального вреда (при клевете, оскорблении). Сказанное учитывается при формулировании признаков объективной стороны тех или иных составов преступлений.

В диспозициях статей УК преступные последствия иногда обозначаются специальными терминами: радиоактивный фон (ст. 246), эпидемии и эпизоотии (ст. 248) и т.п. Например, преступные последствия состава нарушения ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), характеризуются как распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия.

Так же прочтите: Какие бывают реабилитирующие основания для прекращения уголовного дела

Преступные последствия той или иной тяжести учитываются в качестве основных (конструктивных), квалифицирующих либо особо квалифицирующих признаков отдельных составов преступлений.

Используемые в статьях УК понятия существенного вреда, существенного ущерба, крупного и особо крупного ущерба (размера), тяжких или особо тяжких последствий, тяжкого и средней тяжести вреда здоровью в одних случаях носят формально определенный характер, в других — оценочный.

Читайте также:  Пенсия по случаю потери кормильца в Саранске в 2023 году

Например, тяжесть причиненного вреда здоровью человека устанавливается на основании Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г., и Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. № 346н.

Административная ответственность за халатность

В КоАП РФ отсутствует самостоятельный состав за халатность. Однако, это совсем не означает, что, если не будет достаточных оснований для привлечения по уголовной статье, то лицо избежит и административной ответственности, поскольку КоАП РФ у нас содержит достаточно большой перечень нарушений, и в случае допущения определенных нарушений, должностное лицо может быть привлечено к ответственности по КоАП РФ.

Так в статье 2.4. КоАП РФ сказано, что к административке подлежат привлечению лица при этом должностные, которые совершили правонарушение, в связи с тем, что не исполняли или ненадлежащим образом исполняли свои обязанности.

Административная ответственность граничит с уголовной: если привлекают к административной, значит недостаточно оснований для привлечения к уголовной, и, наоборот, если состав преступления на лицо, то ни о какой административной ответственности речи быть не может.

Субъект и субъективная сторона преступления

Мера пресечения за халатные действия может быть избрана в отношении должностного лица, которое не выполнило должным образом свои служебные обязанности. Из этого определения вытекает, что в качестве субъекта может выступать только человек, занимающий определенную должность. В данном случае можно говорить о наличии специального субъекта.

Субъективная сторона выражена в иной форме неосторожности (небрежности). Легкомысленное отношение к своим обязанностям является квалифицирующим признаком и дает возможность отличить, к примеру, халатность от злоупотребления должностными полномочиями

В последнем случае преступник предпринимает действия, имея представление о возможных последствиях.

Присутствие в деле признака легкомысленности становится главным квалифицирующим фактором.

Особенность субъективной стороны помогает следствию разграничить халатность от служебного подлога. При этом оба этих преступления посягают на интересы предприятия или государства. В результате служебного подлога должностное лицо может нарушать должностную инструкцию или совершать иные действия, наносящие ущерб учреждению или организации, в которой он работал.

Точно такими же признаками характеризуется и халатность.

Внимание! Различие между двумя деяниями кроется в умысле. В первом случае имеется место для прямого умысла

Халатность же может выражаться только неосторожностью, о чем и установлено в диспозиции ст. 293.

Состав преступления и его виды

Важную роль играет правильная квалификация этого преступления, поскольку по своему составу оно может иметь сходства с проступком. Квалифицирующие признаки в процессе определения халатности таковы:

  • нанесение материального ущерба, который далеко не всегда выражен в денежных средствах, ведь порой речь может идти о жизни, здоровье, гражданских правах и прочих объектах;
  • наличие или отсутствие умысла, от этого зависит, каким именно является преступление – умышленным или случайным, а также наказание за него.

Согласно нормам ст. 293 Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве объективной стороны выступает преступное действие или, наоборот, бездействие. Субъективная сторона, в свою очередь, представлена наличием неумышленной формы виновности.

Субъект халатности – исключительно лицо, занимающее определенную должность. Преступность такого плана подразумевает наличие причинно-следственной связи между деяниями и последствиями, которые они повлекли.

Виды преступной халатности не оказывают влияния на порядок квалификации. Однако, если рассматривать этот вопрос с точки зрения юриспруденции, можно сделать вывод о том, что существует несколько вариантов преступлений:

  • служебная халатность, когда в качестве субъектов выступают государственные служащие;
  • должностная халатность, если субъект располагает функциями распорядительного, организационного, хозяйственного типа;
  • профессиональная халатность, если речь идет о таких социально значимых работниках, как медики, учителя, полицейские и т. д.

На то, каким образом будет происходить квалификация преступления, оказывает влияние наличие серьезных последствий, к которым оно привело.

Практика показывает, что наиболее широкое распространение на территории Российской Федерации получила профессиональная халатность. В качестве субъектов такого действия выступают специалисты широких и узких сфер. Последствия в основном заключаются в смертельно опасном заболевании, инвалидности, летальном исходе.

Если говорить о сотрудниках полиции, их халатное отношение к работе может привести к отсутствию принятия мер по отношению к априори виновным лицам, результата поиска пропавших людей, угнанных автомобилей. Если сотрудник полиции не привлечет лицо, угрожавшее чьей-либо жизни, к уголовной ответственности в устной или письменной форме, опасность для социума сохранится, и такое бездействие тоже может считаться халатностью.

Халатное отношение к работе со стороны сотрудников медучреждений может привести к инвалидности пациента или вовсе к его гибели. По статистике именно по этой причине к уголовной ответственности привлекается большое количество медиков ежегодно.

Серьезные наказания грозят и социальным служащим. Чаще всего в их компетенции – уход за престарелыми людьми, лицами с инвалидностью, детьми из неблагополучных семей. В связи с этим социальная и уголовная ответственность является достаточно высокой.

Руководители крупных предприятий тоже нередко наказываются по всей строгости закона, ведь их неверные действия или бездействие могут приводить к травматизму и смертям сотрудников.

Итак, если рассматривать объективную сторону вопроса, можно отметить, что для халатности характерно несколько признаков.

  1. Отсутствие действия или ненадлежащее действие в процессе выполнения служебных обязанностей.
  2. Наступление последствий, указанных в нормах законодательства.
  3. Причинная связь между двумя предыдущими пунктами.

Если соблюдены эти условия, речь идет о халатности, которая подразумевает наказание по ст. 293 УК РФ.

Другой комментарий к Ст. 293 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона халатности образована тремя признаками: а) общественно опасным деянием в форме действия или бездействия; б) общественно опасными последствиями в виде причинения крупного ущерба или иного существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинной связью между деянием и последствиями.

2. Халатность наиболее часто выражается в бездействии, когда виновный не выполняет тех действий, которые должен был совершить в силу возложенных на него обязанностей. Однако халатность может быть выражена и в форме действия — закон указывает, что наказуемым является не только невыполнение служебных обязанностей, но и ненадлежащее их выполнение. В этом случае виновный выполняет свои служебные обязанности, но делает это недобросовестно.

3. Закон исходит из того, что халатность является проявлением недобросовестного или небрежного отношения к должностным обязанностям. Условием ответственности за халатность является реальная возможность надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности. Если в конкретном случае такая возможность отсутствует, отсутствует и состав рассматриваемого преступления.

4. В результате неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих служебных обязанностей должны быть причинены общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также крупного экономического и экологического ущерба, стоимостное выражение которого в соответствии с примечанием к статье превышает 1 млн. 500 тыс. руб. Между указанными последствиями и деянием должностного лица необходимо установить наличие причинной связи.

Согласно статье 293 УК РФ занимающего ответственный пост гражданина при нарушении должностных обязанностей ждёт следующее:

При причинении ущерба в 1,5 млн.рублей или существенном нарушении прав:

  • арест до 3 месяцев;
  • исправительные работы до 1 года;
  • обязательные работы до 360 часов;
  • штраф не более 120 тыс. рублей или в размере годового дохода.

В случае нанесения ущерба в размере 7,5 млн. рублей:

  • арест на 6 месяцев;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • обязательные работы на 480 часов;
  • штраф от 200 до 500 тыс. рублей или доход за 1 – 3 года.

Понятие и характеристика

Халатность — что это такое?

Халатностью принято считать ненадлежащее выполнение (или невыполнение) работником своих должностных обязанностей.

Это преступление, за которое виновному придется понести наказание.

Однако, это происходит лишь в том случае, если данная ситуация повлекла за собой определенные последствия, нарушающие права третьих лиц. Это могут быть материальные потери потерпевшего, либо причинение вреда его здоровью и жизни.

Понятие преступной халатности, а также степень ответственности за нее регулируются на законодательном уровне, и чем серьезнее наступившие негативные последствия, тем более тяжелое наказание предстоит понести виновному.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *