Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой суд рассматривает административные правонарушения ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административные дела, связанные с нарушениями Правил дорожного движения, рассматриваются специализированными судами. Одним из таких судов является суд со специализацией на рассмотрении дел, связанных с деятельностью Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Комментарий к ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях
1. Комментируемая статья содержит перечень составов административных правонарушений, дела о которых рассматривают судьи, в том числе судьи военных судов и арбитражных судов.
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными конституционными законами (см. Федеральные конституционные законы «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации»).
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
2. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет перечень статей, содержащих указания на административные правонарушения, дела о которых рассматривают исключительно судьи. Это наиболее сложные дела об административных правонарушениях, наказание за совершение которых вправе назначать только судья.
К таким наказаниям относятся:
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ);
- лишения физического лица специального права (ст. 3.8 КоАП РФ);
- административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ); административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ);
- дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ);
- административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ);
- обязательные работы (ст. 3.13 КоАП РФ) и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.14 КоАП РФ).
3. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет перечень статей, содержащих указания на административные правонарушения, дела о которых рассматривают судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу, и других указанных в законе обстоятельств передает его на рассмотрение судье. Такая передача осуществляется, если орган или должностное лицо, рассматривающие дело, считают, что в данном случае необходимо применить административное наказание, наложение которого относится к компетенции судей (ст. ст. 3.7 — 3.14 КоАП РФ). Органом или должностным лицом выносится определение о передаче дела судье, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ).
Учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
4. Часть 3 комментируемой статьи разграничивает подсудность дел об административных правонарушениях между различными судами.
По общему правилу дела об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, рассматриваются мировыми судьями.
В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Мировой судья единолично рассматривает дела об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи.
Судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административного приостановления деятельности или дисквалификации лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы.
К подсудности судей районных судов также относятся следующие составы административных правонарушений:
- нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38 КоАП РФ);
- нарушения в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия народов РФ (ст. ст. 7.13 — 7.16 КоАП РФ);
- нарушение законодательства РФ о потребительском кредите (займе) при совершении действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского кредита (займа) (ст. 14.57 КоАП РФ);
- неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ);
- невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, и повторное совершение данного правонарушения (ч. ч. 18 и 19 ст. 19.5 КоАП РФ);
- ряд правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (ст. ст. 20.1 — 20.3, 20.18, 20.29 КоАП РФ).
Как формируется коллегия судей, рассматривающая дела ГИБДД?
Рассмотрение административных дел, связанных с нарушениями Правил дорожного движения и исполнения обязанностей в сфере Госавтоинспекции (ГИБДД), осуществляется специальными коллегиями судей.
Формирование коллегии судей, рассматривающей дела ГИБДД, происходит в соответствии с законодательством РФ о судебной системе и процессе. Коллегии судей, занимающиеся делами ГИБДД, создаются на местах в каждом субъекте Российской Федерации.
Коллегия судей, рассматривающая дела ГИБДД, состоит из нескольких квалифицированных судей, которые имеют опыт работы с административными делами и хорошо знакомы с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность ГИБДД.
Обычно в состав коллегии судей входят председатель и заместители председателя, а также несколько судей. Председатель коллегии назначается на должность по решению высококвалифицированной комиссии при соответствующем суде.
Коллегии судей, рассматривающие дела ГИБДД, ежегодно переформировываются на основе квалификационной коллегии судей. Критерии отбора судей в коллегию определяются законодательством и могут включать такие факторы, как стаж работы в судебной системе, профессиональные навыки и знание нормативно-правовой базы ГИБДД.
Коллегия судей, рассматривающая дела ГИБДД, имеет свои преимущества. Во-первых, благодаря специализации судей, рассматривающих дела ГИБДД, это позволяет более глубоко проникать в суть вопросов, связанных с нарушениями Правил дорожного движения и работой Госавтоинспекции. Во-вторых, наличие коллегии судей способствует единообразию правоприменительной практики и снижению возможности возникновения ошибочных решений. И, в-третьих, такие коллегии позволяют создать более благоприятные условия для своевременного рассмотрения дел и принятия справедливых решений.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:
- возбуждение дела;
- рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
- вынесение постановления;
- исполнение решения;
- при необходимости — пересмотр вердикта.
Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:
- обнаружение нарушения закона должностным лицом, которое вправе составлять протоколы;
- поступление материалов в МВД от граждан и госорганов;
- заявление пострадавших;
- сообщения в СМИ.
Считается, что дело возбуждено, когда:
- составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
- составлен протокол или постановление прокурора;
- вынесено определение о возбуждении дела.
Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.
Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:
- дату и место оформления;
- должность и ФИО должностного лица;
- сведения о нарушителе;
- данные о свидетелях и пострадавших;
- обстоятельства дела;
- время и место нарушения;
- указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
- письменное объяснение подозреваемого.
Обратите внимание!
Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.
Переходим ко второй стадии. Это рассмотрение обстоятельств случившегося — главный этап производства по делам об административных правонарушениях. В него входят подготовка материалов и их оценка должностным лицом. Оно выясняет:
- относится ли дело к его компетенции;
- грамотно ли составлен протокол;
- не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
- есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
- поданы ли от сторон ходатайства.
После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:
- место и время рассмотрения;
- данные о вызове сторон;
- указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
- сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
- информацию о передаче материалов по подведомственности.
Какие суды рассматривают дела по административным правонарушениям?
Рассмотрение дел по административным правонарушениям осуществляется в специальных органах — административных судах. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, административные дела рассматриваются следующими судебными инстанциями:
- Мировыми судьями — судебными органами первой инстанции, осуществляющими рассмотрение административных дел местного значения. Мировыми судьями рассматриваются дела о правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях санкцией не более 15 тысяч рублей или административного ареста продолжительностью не более 5 суток.
- Городскими, районными (городскими), окружными административными судами — это административные суды общей юрисдикции, которые рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях санкцией выше указанных уровней. Они рассматривают дела как первой, так и апелляционной инстанции.
- Высшими административными судами субъектов Российской Федерации — это административные суды кассационной и надзорной инстанций.
- Высшим административным судом Российской Федерации — это административный суд исключительной юрисдикции. Он рассматривает административные дела в порядке надзора и кассации по отношению к вынесенным решениям административных судов субъектов Российской Федерации.
Итак, рассмотрение дел по административным правонарушениям происходит в различных судебных инстанциях: мировых судьях, городских, районных (городских), окружных административных судах, высших административных судах субъектов Российской Федерации и высшем административном суде Российской Федерации. Каждая из этих инстанций имеет свою компетенцию и порядок рассмотрения дел, что обеспечивает соблюдение прав граждан и организаций и обеспечивает справедливость при рассмотрении административных правонарушений.
Порядок рассмотрения дел о нарушениях ПДД в мировом суде
Мировой суд является уполномоченным органом для рассмотрения дел об административных правонарушениях, включая нарушения правил дорожного движения (ПДД). Рассмотрение таких дел происходит в соответствии с установленным порядком.
Порядок рассмотрения дел о нарушениях ПДД в мировом суде включает следующие этапы:
- Подача заявления. Дело о нарушении ПДД может быть рассмотрено в мировом суде только после подачи соответствующего заявления.
- Проверка заявления. После подачи заявления о нарушении ПДД, судья мирового суда проверяет его на соответствие установленным требованиям, а также наличие необходимых доказательств.
- Составление протокола. Если заявление о нарушении ПДД признано допустимым, судья мирового суда составляет протокол о нарушении, в котором указываются факты нарушения, сведения о нарушителе и требования к нему.
- Уведомление о рассмотрении дела. После составления протокола, нарушителю и другим заинтересованным лицам направляется уведомление о месте, дате и времени рассмотрения дела.
- Рассмотрение дела. На заседании мирового суда рассматривается дело о нарушении ПДД. Стороны представляют свои доводы, а также предоставляют свидетельства и другие доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть факты нарушения.
- Вынесение решения. По итогам рассмотрения дела судья мирового суда принимает решение о привлечении нарушителя к ответственности и назначении соответствующего наказания, если нарушение ПДД признается доказанным.
- Обжалование решения. В случае несогласия с решением мирового суда, его можно обжаловать в вышестоящий судебный орган.
Таким образом, рассмотрение дел о нарушениях ПДД в мировом суде проходит в соответствии с определенным порядком, что обеспечивает справедливость и законность процесса.
Правила разбирательства
Дела об административных правонарушениях в области ПДД рассматриваются в административных судах. Правила разбирательства таких дел определены Федеральным законом «Об административных правонарушениях».
Судебное разбирательство начинается с представления дела к рассмотрению административному судье. Предварительное рассмотрение дела проводится без присутствия сторон в целях проверки наличия всех необходимых материалов.
Суд передает дело по рассмотрению административному судье, который проводит судебное заседание. Для разрешения спора между участниками дела могут проводиться следственные действия, такие как допросы свидетелей или экспертизы.
Судебное разбирательство заканчивается вынесением решения, которое объявляется в судебном заседании. Если стороны не согласны с решением, они имеют право подать апелляцию или исковое заявление в вышестоящий суд.
Резолютивная часть решения о правонарушении в области ПДД включает в себя наименование административного правонарушения, основание для его признания, примененное наказание или мера воздействия и порядок и сроки обжалования решения. Решение вступает в силу после его прогласительного заседания.
Возможные последствия решения суда
Решение суда по делу об административном правонарушении ПДД может иметь различные последствия для нарушителя. В зависимости от степени тяжести нарушения и предыдущих административных правонарушений, суд может применить различные меры ответственности:
- Штраф – наиболее распространенная мера, которая накладывается на нарушителя в качестве денежного взыскания. Сумма штрафа определяется в пределах, установленных законодательством и зависит от характера нарушения и его тяжести. В случае неуплаты штрафа в установленный срок могут быть применены меры принудительного исполнения.
- Ограничение свободы – в зависимости от характера и тяжести нарушения, суд может решить о наложении административного ареста на нарушителя. Продолжительность ареста определяется законодательством и зависит от конкретного случая.
- Административный приостанов и отмена водительского удостоверения – при серьезных нарушениях ПДД суд может решить о наложении меры административного приостановления или отмены водительского удостоверения. В этом случае нарушителю будет запрещено управление транспортными средствами в течение определенного срока.
- Лишение свободы – в случае особо тяжких нарушений и повторного нарушения ПДД суд может принять решение о лишении нарушителя свободы. В таком случае нарушитель будет отбывать административное заключение в специальных учреждениях либо исправительных колониях с большим сроком лишения свободы.
Кроме того, решение суда может повлечь за собой изменение статуса водителя, отражающегося в его документах и записях о нарушении. В случае несогласия с решением суда, нарушитель имеет право обжаловать его в вышестоящие судебные инстанции.
Какие суды рассматривают дела о нарушениях ПДД
Суды по делам об административных правонарушениях — это судебные органы, которые рассматривают дела, связанные с нарушением административного законодательства, в том числе и нарушениями ПДД.
В зависимости от места совершения правонарушения, дело может быть рассмотрено одним из следующих судов:
1. Мировым судьей. Мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных в пределах их судебного округа, в который входит указанная территория.
2. Городским (районным) судом. Городские (районные) суды рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных на территории города (района), в котором находится данный суд.
3. Арбитражным судом. Арбитражные суды рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных коммерческими организациями в рамках их предпринимательской деятельности.
4. Военным судом. Военные суды рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими в связи с выполнением ими военной службы.
Итак, вопрос о том, какой суд рассматривает дела об административных правонарушениях в области ПДД, зависит от места совершения нарушения и категории нарушителя.
Какие доводы могут быть использованы в суде
1. Оспаривание фактов правонарушения. В рамках дела об административном правонарушении ПДД важным доводом может быть оспаривание фактов нарушения. Для этого необходимо представить доказательства, опровергающие данные из протокола об административном правонарушении, например, видеозапись или свидетельские показания.
2. Неприемлемость протокола об административном правонарушении. Возможны случаи, когда протокол об административном правонарушении содержит ошибки или нарушает установленные требования. В таком случае необходимо представить документы или аргументы, подтверждающие неправомерность протокола.
3. Наличие объективных обстоятельств. Если водитель совершил нарушение ПДД по объективным обстоятельствам, он может использовать этот факт в свою защиту. Например, если совершение нарушения было необходимо для избежания аварии или обстоятельства на дороге не позволяли соблюдать ПДД.
4. Смягчающие обстоятельства. Суд может учесть смягчающие обстоятельства, которые могут быть использованы в свою защиту. Например, если водитель нарушил ПДД впервые или у него были уважительные причины для нарушения.
5. Профессиональное мастерство. В случае, если водитель является профессиональным водителем или выполнял свои профессиональные обязанности во время совершения нарушения, это может быть использовано в его пользу. Например, если водитель такси совершил нарушение, но оно было обусловлено выполнением своих служебных обязанностей.
6. Несоответствие условий дороги. Если условия дороги не соответствовали требованиям ПДД и это стало причиной совершения нарушения, водитель может предоставить соответствующие доказательства и использовать это в свою защиту.
7. Допущение других участников дорожного движения. Если другие участники дорожного движения допустили нарушения, которые привели к нарушению ПДД водителем, он может использовать это в свою защиту.
8. Своевременное исправление нарушения. Если водитель осознал свою ошибку и мгновенно исправил нарушение, это может быть учтено в суде и повлиять на назначение штрафа или меры наказания.
9. Отсутствие намерения совершить правонарушение. Если водитель докажет, что не имел намерения совершить нарушение ПДД, и ситуация возникла по независящим от него обстоятельствам, это может быть использовано в качестве довода в суде.
Апелляционный и кассационный порядок оспаривания решений мирового судьи
Апелляционный и кассационный порядок предусмотрен для оспаривания решений мирового судьи по делам об административных правонарушениях ПДД. Эти процедуры позволяют сторонам дела обжаловать решение судьи в вышестоящих инстанциях с целью получения пересмотра решения или его отмены.
Апелляционная инстанция рассматривает дела, рассмотренные мировыми судьями первой инстанции, и может принять одно из трех решений: отменить решение судьи с направлением дела на новое рассмотрение, изменить решение судьи или оставить решение без изменения. Ответчая сторона также может подать апелляцию для защиты своих интересов.
Кассационная инстанция рассматривает дела по заявлению стороны, постановление мирового судьи по которым может быть обжаловано. Кассационные суды не проводят новое рассмотрение дела, а лишь проверяют законность и обоснованность принятого решения. По результатам рассмотрения кассационная инстанция может отменить решение, оставить его без изменения или направить дело на новое рассмотрение в апелляционную или мировую инстанцию.
Важно учесть, что апелляционная инстанция должна рассмотреть апелляцию в течение 30 дней с момента ее поступления, а кассационная инстанция — в течение 60 дней. Решение апелляционной или кассационной инстанции окончательно и может быть обжаловано только по особому кассационному порядку.
Какие составы судей рассматривают дела об административных правонарушениях ПДД?
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, включая нарушения ПДД, осуществляется судами, специализированными по административным делам. В зависимости от конкретного случая и юрисдикции, дела могут рассматриваться следующими составами судей:
Судебный орган | Состав судей |
---|---|
Мировой судья | Одиночный состав (1 судья) |
Районный суд | Одиночный состав (1 судья) |
Городской суд | Одиночный состав (1 судья) или коллегиальный состав (3 судьи) |
Окружной суд, краевой суд или областной суд | Коллегиальный состав (3 или более судей) |
Одиночный состав предполагает рассмотрение дела одним судьей, который принимает решение по делу самостоятельно. Коллегиальный состав включает нескольких судей, которые совместно рассматривают дело и принимают решение большинством голосов.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях ПДД судьи применяют нормы и правила, установленные административным процессуальным законодательством. Они учитывают обстоятельства дела, доказательства и объективно определяют наличие или отсутствие правонарушения, а также назначают и применяют административные наказания в пределах, установленных законом.
Рассмотрение дел о ДТП осуществляется комиссиями на основании отчетов участников происшествия, показаний очевидцев, а также результатов осмотра места аварии и экспертизы поврежденных транспортных средств.
Комиссии ДТП состоят из представителей Госавтоинспекции, судебных следователей, представителей страховых компаний и иных заинтересованных лиц. Они проводят проверку каждого случая ДТП с целью выявления нарушений правил дорожного движения и привлечения виновных лиц к ответственности.
Комиссии ДТП обладают полномочиями по применению мер дисциплинарного воздействия, таких как штрафы, лишение права управления транспортными средствами, арест и т.д. Решения комиссий могут быть обжалованы в судебном порядке.
Комиссии ДТП играют важную роль в установлении ответственности за нарушение правил дорожного движения и предотвращении повторения ДТП. Работа комиссий способствует поддержанию безопасности на дорогах и снижению количества аварийных случаев.
В Мировом суде решаются вопросы об административной ответственности водителей и пешеходов, а также могут быть рассмотрены дела о нарушении правил дорожного движения компаниями или государственными учреждениями.
Заседания в Мировом суде проводятся по определенному графику и доступны для всех желающих. Решение судьи в этом органе является первичным и имеет силу только в пределах данного суда, однако может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию.
Мировой суд обладает полномочиями по применению мер административного наказания в виде штрафов, лишения права управления транспортным средством, ограничения продолжительности лишения свободы и других мер, установленных законодательством.
Обращение в Мировой суд является обязательной процедурой для всех, кто подвергся административной ответственности в сфере ПДД. Считается, что после принятия решения Мировым судом дело рассмотрено на первой инстанции, и лишь после этого можно обратиться в вышестоящие судебные органы.
Какие административные правонарушения ПДД рассматриваются в мировых судах
Мировые суды занимаются рассмотрением административных правонарушений, связанных с нарушением Правил дорожного движения. Это могут быть такие правонарушения, как:
Номер нарушения | Описание нарушения |
---|---|
1.1 | Превышение скорости |
1.2 | Нарушение правил обгона |
1.3 | Несоблюдение дистанции |
1.4 | Неправильный поворот или разворот |
1.5 | Несоблюдение правил остановки или стоянки |
1.6 | Нарушение правил перестроения |
1.7 | Проезд на запрещающий сигнал светофора |
1.8 | Несоблюдение правил уступа дороги |
1.9 | Нарушение правил обозначения маршрута, полосы движения или разметки |
Все эти правонарушения рассматриваются в мировых судах, которые имеют право выносить решение о наложении административного штрафа или применении иных мер воздействия по каждому конкретному нарушителю.