Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП при перестроении кто всегда виноват и как избежать проблем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна девушка в Великом Новгороде ехала по своим делам на Солярисе. На перекрестке ей нужно было повернуть налево — она перестроилась в крайнюю левую полосу, оценила ситуацию и решила, что возможность проехать есть. Девушка начала поворачивать.
Теперь самый главный ответ на самый простой вопрос, который обязаны знать все, кто садится за руль и некогда получал право управления.
При перестроении уступает дорогу всегда тот, кто меняет полосу движения тому, кто движется попутно прямо без совершения манёвров. И никакой включённый поворотник не даёт преимущества меняющему ряд – к сожалению, именно об этом факте многие водители забивают забывают на дороге.
Обратите внимание что уступать нужно именно тому, кто не совершает манёвров, а не просто тому, кто движется без изменения направления. У вас как перестраивающегося не всегда может присутствовать обязанность уступать, если другой водитель, траектории движения с которым у вас при выполнении манёвра пересекаются, что-то нарушает.
Как не оказаться виновником ДТП при перестроении?
На основе рассмотренных выше примеров Вы научились определять виновника ДТП при перестроении в той или иной ситуации. Однако не лишним будет рассмотреть и несколько советов, которые помогут не оказаться виновником ДТП:
Рассмотрим каждый из этих пунктов поподробнее.
1. Следует занимать правую часть выбранной полосы. Это позволит Вам решить 2 проблемы:
Кроме того, движение по правой части крайней левой полосы позволит Вам держаться на достаточном расстоянии от встречной полосы движения и случайно на нее не выехать.
2. Пересекать линию разметки, разделяющую соседние полосы, следует только в том случае, если Вы действительно хотите выполнить перестроение.
Если же дорожная ситуация сложилась таким образом, что Вы можете свободно проехать вперед, но для этого нужно одним колесом пересечь сплошную линию разметки, то лучше этого не делайте. Как показывает практика, выехав на соседнюю полосу совсем на чуть-чуть, вернуться в пределы своей полосы в большинстве случаев не удастся. А следовательно в течение длительного времени Ваш автомобиль будет находиться в «состоянии перестроения», чего допускать не следует.
Ситуация № 1: решил наказать
По всем правилам, водитель обязан держать дистанцию между своим авто и тем, которое едет впереди. В Правилах дорожного движения конкретный метраж не указан — дистанция должна быть безопасной, чтобы избежать столкновения. Как учат в автошколе — водитель должен видеть колеса едущего впереди авто. Врезался — значит, слишком приблизился к соседней машине.
Но бывают исключения. Представьте, едет автобус по маршруту, при перестроении он помешал водителю соседнего автомобиля — так посчитал сам водитель. И решил наказать шофера — выехал перед ним и резко затормозил. Авария. Сначала признали виновным водителя автобуса, он же не выбрал безопасную дистанцию. Но потом посмотрели запись с видеорегистратора на автобусе и поняли — водитель легковушки виноват. Он резко затормозил, нарушив пункт 10.5 Правил дорожного движения. С водителя автобуса сняли вину.
Как избежать дтп при перестроении, ответственность за аварию
При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения Читаем что такое уступить дорогу:»Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Jokero 39 — — 09:15 Зависит от того, в какую машину перестроишься.
Есть машины, которые даже при езде по встречке и дтп не виновными оказваются. 1Сергей 40 — — 09:16 (38) Это уже на усмотрение судьи.Хотя, да. В данном случае с регистратором быть правым шансов большее Shurjk2 41 — — 09:16 (39) Мало таких сейчас страховка все таки всех более менее уровняла.
Кто прав в ДТП с перестроением?
Чтобы водитель мог разобраться в любой ситуации с перестроением, начнём объяснение с самого начала, а именно Правил дорожного движения.
«Перестроение» – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
Тут сразу обратим внимание наших читателей на ситуацию, когда в одной полосе могут поместиться сразу две машины. В таком случае каждый водитель едет по своему ряду и, смещаясь вправо или влево, он совершает маневр перестроения.
Пункт 8.4 Правил гласит:
При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.
Далее вспомним одно из важнейших определений в данном пункте, а именно, «уступить дорогу».
«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Правила перестроения из ряда в ряд по ПДД
Правила перестроения из ряда в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:
- желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;
- если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
- уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
- если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
- выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.
Эти правила зафиксированы в пунктах 8.1 и 8.4 ПДД.
Особенности выполнения маневра изложены в пунктах раздела 8 Правил дорожного движения:
- Прежде чем сменить полосу движения, водитель транспортного средства должен убедиться, что он не мешает другим участникам дорожного движения и не создает опасной ситуации;
- Он должен заранее сообщить другим водителям о своем намерении сменить полосу движения, мигнув своим указателем;
- Водитель должен уступить дорогу тем, кто уже находится на полосе, на которую он собирается сменить полосу движения;
- Когда два автомобиля меняют полосу движения одновременно, первым едет тот, что справа, а другой уступает ему дорогу.
С кого взыскивать ущерб?
Страховая компания виновника аварии оплатит ущерб. В первую очередь необходимо оценить ущерб, нанесенный автомобилю. Это делается непосредственно страховой компанией. В случае составления евроотчета оба участника аварии должны связаться со страховщиком в течение 5 дней. Если ДТП было установлено сотрудниками ГИБДД, срок подачи иска увеличивается до трех лет.
Срок в 3 года указан в статье 196 Гражданского кодекса РФ, нюансы обращения в страховую компанию после евроотчета — в ФЗ № 40, статья 11. Иногда он взыскивается непосредственно с виновника ДТП.
Страховая компания виновника аварии выплачивает пострадавшей стороне компенсацию за восстановление и ремонт автомобиля, а также за причиненный ущерб. Лимит страхового возмещения составляет 400 000 на одно транспортное средство, поврежденное в результате дорожно-транспортного происшествия. Если в аварии пострадали люди, лимит увеличивается до 500 000 на их лечение согласно 07.2014 N 223-ФЗ.
Когда ущерб невиновного водителя не превышает 100 000р, допускается составление евростата на бумажном бланке, даже при отсутствии договора. В случае ДТП, когда сумма ущерба составляет от 100 000 до 400 000 рублей, Европротокол может быть составлен только при отсутствии договора и с использованием специального приложения «DTPO.Европротокол».
Недостающая сумма будет взыскана из личных средств виновника аварии в соответствии со статьей 1072 Гражданского кодекса РФ. Это происходит в следующих случаях:
- Причиненный ущерб превысил установленный лимит.
- У виновника нет полиса ОСАГО или компания по каким-то причинам отказала в выплате компенсации. Тогда гражданин сам возмещает необходимую сумму в полном объеме, также на основании статьи 1072 Гражданского кодекса РФ.
Выплата может быть согласована мирным путем или через судебное разбирательство. В любом случае рекомендуется пригласить независимого эксперта для осмотра поврежденного автомобиля, чтобы узнать точную сумму компенсации. Для достижения мирового соглашения необходимо направить ответчику досудебное исковое заявление, копия которого имеется у пострадавшей стороны. Если человек отказывается, иск передается в суд. На судебном заседании необходимо доказать вину другого участника и предоставить документы о размере ущерба, желательно с выводами независимой экспертизы.
Перестроение как маневр
Процесс перестроения как маневр (см. Что такое маневр в ПДД), в идеальных условиях (свободная дорога, неограниченная видимость, хорошее сцепление колес автомобиля с дорогой), опасности никакой не представляет.
Этот процесс выглядит как «переезд» из одной полосы в другую, или по-простому, это смещение транспортного средства в сторону, на расстояние ширины полосы (или ряда) на проезжей части, а иногда и более.
При этом первоначальное направление движения транспортного средства не изменяется.
Более подробно с тем, что представляет собой перестроение на проезжей части, а также с примерным алгоритмом перестроения на соседнюю полосу, можно ознакомиться в статье Перестроение в потоке.
Но реальность далека от идеала, идеальные условия сопутствуют не всегда или далеко не всегда.
По дороге движутся другие участники, они также совершают какие-то действия (разгоняются, тормозят, маневрируют), в результате чего, траектории движения транспортных средств неизбежно пересекаются.
Именно в таких случаях (когда их пути пересекаются) и возникают вопросы по приоритету, т.е. кто должен уступить дорогу.
Если в моменте перестраиваются два или более транспортных средства, то обстановка усложняется, и встает другой вопрос: кто должен уступить при одновременном перестроении.
Участник движения нарушающий Правила не имеет и не может иметь преимущества перед участниками, движение которых осуществляется в рамках ПДД. Это относится не только к обгону.
Поворот без подачи сигнала поворота. Обгон на дороге, не являющейся главной.
Обратите внимание — право на движение. В случае нарушения Правил, у обгоняющего нет права на обгон, и нет права на движение, соответственно и не может быть преимущества
Ни у кого не возникает сомнений, что водитель, который едет прямо на красный сигнал светофора не имеет преимущества перед поворачивающими на зеленый сигнал. И никому не придет в голову обвинить поворачивающий автомобиль, так как он «не убедился в безопасности маневра». Именно с такой формулировкой обвиняют водителя, поворачивающего налево, не смотря на то, что ее не существует в Правилах. Но она звучит убедительно и многие соглашаются с этим нарушением.
Один из главных маневров – это перестроение. При нем ТС меняет занимаемую полосу движения на соседнюю. Если отсутствует сплошная линия разметки, перестроение выполняют для опережения, обгона, объезда, остановки, перед поворотом и разворотом или для более удобного расположения автомобиля на проезжей части.
При перестроении водитель должен соблюдать все правила маневрирования. Последовательность действий при перестроении следующая:
- контроль обстановки сзади через центральное зеркало заднего вида;
- уступить дорогу всем ТС, едущим по соседней полосе с более высокой скоростью, не меняя при этом полосы. В случае если речь идет об объезде препятствия, при занятой соседней полосе необходимо снизить скорость вплоть до полной остановки;
- включение соответствующих указателей поворота;
- осмотр соседней полосы через наружное зеркало заднего вида, чтобы убедиться в отсутствии настигающих ТС;
- перестроение на соседнюю полосу после окончательного удостоверения в том, что маневр не создаст помех другим ТС;
- выключение указателей поворота.
Такой манёвр, как перестроение может быть выполнен четырьмя способами, зависящими от взаимного положения автомобилей и их расположения относительно целевой полосы:
- Простейшее перестроение — выполняется когда два автомобиля движутся по разным полосам и один из них перестраивается в другую.
- Одновременное перестроение в разные полосы — один автомобиль перестраивается в левую полосу, а другой в правую.
- Одновременное перестроение в одну полосу: выполняется когда оба автомобиля перестраиваются из разных полос в одну (среднюю) полосу.
- Перестроение в один ряд: выполняется когда два автомобиля из одного ряда поочерёдно перестраиваются в другой.
Так кто кому должен уступать в каждой из ситуаций? Разберем их на конкретных примерах.
К примеру, в ситуации, когда по одной полосе двигается 2 ряда автомобилей и возникает необходимость одновременного перестроения, тот, кто находится слева, должен позволить перестроиться тому, кто находится справа. Проблема тут конечно состоит ещё и в том, что движение происходит по одной полосе, и места для манёвра не так-то много, а поток порой настолько плотный, что из левого ряда заметить, что кто-то справа хочет перестроиться, непросто. Однако закон един для всех и даже если вас «притёр» едущий в правом ряду автомобиль, то вы, как это ни прискорбно, скорее всего, окажетесь виноваты.
Таким образом, двигаясь в левом ряду, вы автоматически возлагаете на себя ответственность за возможные необдуманные действия того, кто находится справа. Хотя этот принцип и не совершенен в 80% случаев виновным признаётся водитель из левого ряда. На случай непредвиденных ситуаций и неадекватного поведения участников движения, когда принцип «помехи справа» играет против вас, лучше иметь видеорегистратор, чтобы в случае аварии у вас имелись подтверждения собственной правоты.
Если речь идёт о ситуации, где наблюдается быстрый поток движения на трёхполосной автодороге, вы находитесь в правом крайнем ряду, а выехать вам надо в крайний левый ряд, не стоит выкашивать напрямик. С точки зрения правил вам ничего не мешает так поступать, однако, вы, таким образом, ставите под угрозу безопасность движения. Стоит перестраиваться поэтапно, сперва в средний, а затем в левый ряд. Рекомендуется также не выключать сигнал поворота, пока вы не займёте нужную полосу движения. Если делать всё аккуратно, то опасность вам не грозит, в противном случае, вы рискуете не только целостностью автомобиля, но и жизнью.
Тактика неправильного перестроения
- Резкое изменение полосы движения, в непосредственной близости от чужой машины. Как правильно: выполнять перестроение строго под острым углом, оставив безопасное расстояние для себя и других участников движения и выровняв скорость своего авто со скоростью потока.
- Внезапное вынужденое перестроение из-за присутствия на полосе препятствия. Не все водители могут заранее заметить помеху и вовремя сменить свою позицию. Вот они-то стараются влезть в соседнюю полосу, хотя по правилам следует включить поворотник и ждать, когда другие водители их пропустят.
- В пробке действуют законы психологии. Наглецов здесь пропускают неохотно, к тому же если они не сигнализируют о планируемом маневре поворотником. Самые самоуверенные водители, даже если их автомобиль не пропускают, решают идти на пролом, надеясь на уступчивость и осторожность других автовладельцев, стремятся завершить свой маневр. Но, как говорят, коса находит на камень и в результате возникает ДТП при перестроении.
- Игнорирование мертвой зоны также провоцирует аварии. Включение поворотника предупреждает водителей соседних полос, в том числе находящихся в мертвой зоне, о планируемом маневре. Удостоверьтись, что автомобиль заметили. Иногда не мешает посмотреть через плечо, чтобы убедиться в безопасности своего движения. Именно это простое правило может снизить вероятность возникновения аварии .