Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличия права хозяйственного ведения от права оперативного управления муниципальным имуществом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.
Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).
Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).
Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.
Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.
Права государственных и муниципальных предприятий
Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.
Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.
Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).
Права государственных и муниципальных предприятий
В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.
Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.
Гришаев Сергей Павлович, к.ю.н., доцент кафедры гражданского права МГЮА.
В соответствии с общепринятой точкой зрения право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом — два вида ограниченных вещных прав в российском законодательстве, которые могут принадлежать только юридическим лицам, причем не всем, а лишь некоторым их разновидностям. Названные вещные права представляют собой такую правовую форму, при которой собственник имеет возможность, сохраняя за собой право собственности на имущество, передавать его в самостоятельное управление создаваемого им нового субъекта гражданского права.
Вещные же права — это одна из правовых форм реализации отношений собственности. Следует отметить, что легального определения вещных прав не существует. Обычно они определяются как права, которые предоставляют их обладателю возможность непосредственного (независимо от какого-либо другого лица) воздействия на вещь. Тем самым вещные права отличаются от обязательственных, когда правовой результат в гражданских отношениях достигается через требование к третьему лицу совершить определенное действие (передать вещь, выполнить работу и т.д.).
Основополагающим вещным правом является право собственности. Ограниченными вещными правами лиц, не являющихся собственниками, являются права, производные и зависимые от права собственности, возникающие по воле собственника или по указанию закона и осуществляемые в пределах, установленных договором с собственником или законом. Среди этих прав особое место занимают права хозяйственного ведения и оперативного управления.
Законодательству иностранных государств (исключая ближнее зарубежье) подобные вещные права (хозяйственного ведения и оперативного управления) неизвестны. В нашей стране необходимость такого типа вещных прав появилась в первые годы советской власти. Государство, сосредоточив в своей собственности громадные имущественные ценности, было не в состоянии управлять ими, не передавая их хозяйственным и иным организациям.
Правовую форму закрепления имущества за организациями теоретически разработал и обосновал академик А.В. Венедиктов в начале 30-х годов прошлого столетия. Предусматривалось, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество организации в оперативное управление. Это право дает организации возможность владеть, пользоваться и в известной мере распоряжаться этим имуществом от своего имени. Позднее в Основах гражданского законодательства 1961 г. право оперативного управления получило законодательное закрепление.
С учетом изменений в экономике страны Основы гражданского законодательства 1991 г. и Закон о собственности 1990 г. предусмотрели трансформацию единого вещного права организации в два самостоятельных: право полного хозяйственного ведения (для хозрасчетных предприятий) и право оперативного управления (для учреждений).
Процесс оперативного управления
Процесс оперативного управления состоит из ряда мероприятий. Основные из них:
- Установление точных координат и временных рамок, в соответствии с которыми будут эксплуатироваться объекты.
- Непрерывное ведение всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления.
- Постоянный мониторинг текущего состояния дел, чтобы сравнить его с плановыми показателями.
- Оперативная реакция на любые отклонения в процессе для внедрения корректирующих мероприятий.
Прекращение права оперативного управления
Прекращение права оперативного управления осуществляется по основаниям и порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Решение о прекращении может зависеть исключительно от самого собственника.
Изъятие имущества должно быть правомерным и не противоречить закону. В качестве оснований могут выступать:
- Использование имущества не по назначению.
- В случае, когда имущество не используется.
- Предприятие или учреждение использует имущество с нарушением норм законодательства.
Право оперативного управления
В качестве субъекта права оперативного управления Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено государственное предприятие или учреждение. При этом под государственным предприятием принято понимать унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления и находящееся в федеральной собственности.
Изобразительное искусство. 296 ГК РФ содержит информацию о государственном предприятии и учреждении, т.е они имеют возможность на праве оперативного управления владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в установленных законом пределах, а также он основан на целях его бизнеса и с учетом обязанностей владельца и предполагаемого использования. Положения статьи направлены на общие пределы осуществления прав субъектами, но в то же время допускают возможность установления особых границ их полномочий. В данном случае речь идет не только о законе, но и о том, что собственник сам может давать конкретные инструкции по распоряжению имуществом. А в случаях, когда предприятие использует имущество не по назначению, собственник вправе наложить арест.
Закон предусматривает эти особые ограничения только на «распоряжение» товарами, тогда как права «владения» и «пользования» в эту категорию не подпадают.
В п. 2 ст. 19 ФЗ № 161-ФЗ и в ст. 297 ГК РФ гласит, что, являясь субъектом права оперативного управления, государственное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом только после получения согласия собственника. Доход от бизнеса распределяется по решению собственника. При этом эти действия собственник может выполнять без согласования их заказа с госпредприятием.
Степень, в которой учреждения могут осуществлять свои полномочия по распоряжению правом оперативного управления, зависит от их типа. ГК РФ в ст. 298 гласит, что учреждения могут быть созданы:
- Российская Федерация По этой теме мы уже более подробно прошли курс «Компетенция Российской Федерации и ее субъектов ;
- субъект Российской Федерации По этой теме мы уже более подробно доработали абстрактное Государство Россия ;
- муниципальный орган;
- частные лица;
- юридические лица;
- бюджетные учреждения.
Следовательно, учреждения не имеют права самостоятельно управлять закрепленным за ними имуществом. Исключение составляют случаи, когда им выделяются средства по смете. Некоторые авторы указывают на то, что определенные типы учреждений по-прежнему имеют право распоряжаться закрепленным за ними имуществом. В юридической литературе, говоря, например, об образовательных учреждениях, учреждениях культуры, можно отметить предоставленную им законом возможность сдавать в аренду закрепленное за ними имущество. Но если это не предусмотрено специальными законами и иными правовыми актами, и такая операция была проведена, она автоматически признается незаконной, даже если согласие собственника было получено заранее.
Подводя итоги по праву оперативного управления, стоит отметить тенденцию к исчерпанию его положительных ресурсов. Об этом свидетельствует неразвитость государственных организаций, использующих это право в своей деятельности, которые занимаются здравоохранением, наукой, образованием и культурой. Существует дефицит бюджета по финансированию деятельности этих организаций, который постоянно растет.
Выходом из сложившейся ситуации В.П. Мозолин видит замену права оперативного управления на законодательном уровне, предлагая ввести право на персонализированную собственность, что позволило бы обладателю права иметь самые широкие полномочия в отношении собственность, которая ему принадлежит.
Отличие оперативного управления от хозяйственного ведения
Круг лиц и принципы, на которых основываются права оперативного управления и хозяйственного ведения, во многом схожи между собой, но вместе с тем существуют и отличия, разграничивающие между собой данные разновидности прав.
Право хозяйственного ведения даёт возможность владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но исключительно в пределах границ, установленных законом и другими нормативными актами.
К примеру, унитарное предприятие может распоряжаться движимыми объектами, но ограничено в правах пользования недвижимым имуществом собственника.
Хозяйственное ведение позволяет передать имущество для осуществления дальнейшей деятельности. В будущем собственник сможет использовать это имущество по своему усмотрению, например, продать. Однако решение принимается не самостоятельно, а совместно с органами управления предприятия. Субъектами в хозяйственном ведении выступают любые муниципальные и государственные предприятия.
Земля не передается в хозяйственное ведение
По поводу автоматического возникновения у МУП права хозяйственного ведения в отношении земельного участка, на котором расположена недвижимость, закрепленная за ним на данном праве, суд заметил, что ст. 216 ГК РФ устанавливает закрытый перечень вещных прав на имущество. В нем названо и право хозяйственного ведения, которое возникает в соответствии со ст. ст. 294, 295 ГК РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». По мнению арбитров, право хозяйственного ведения установлено законом только в отношении имущества, переданного публичным собственником в уставный фонд государственному или муниципальному унитарному предприятию, а ЗК РФ не предусматривает возможности установления права хозяйственного ведения в отношении земельных участков.
Из совокупности данных правил следует, что для установления права хозяйственного ведения в отношении земельного участка он должен быть внесен в уставный фонд унитарного предприятия. Однако, поскольку земельное законодательство не допускает оформления прав на землю в виде хозяйственного ведения, получается, наделить землей на этом праве просто нельзя.
Список литературных источников
1. «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ ( редакция от 28/12/2016г)
2. Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ ( ред. От 05/05/2014г) «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений»
3. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03/07/2016г) «Об автономных учреждениях»
4. Беляков В. Г. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. — СПб.: Издат.дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2014.
5. Боровская М.А. Генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления. — Таганрог: ТРТУ, 2012.
6. Капелюшников Р. Право собственности (очерк современной теории). — Отечественные записки: № 6 (20), 2014.
7. Макаров И.Н. Отношения собственности и государственно-частное партнерство: постановка проблемы. — Вести высших учебных заведений Черноземья. — №1(19), 2016.
Право муниципальной собственности
Право муниципальной собственности относится к публичному праву. Это самостоятельная форма права собственности. Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляются представительным органом с учетом мнения населения муниципального образования и в его интересах. Муниципальное образование – образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).
Субъекты права муниципальной собственности – муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами:
представительными (выборными органами);
органами местного самоуправления;
муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Объекты права муниципальной собственности – средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. д.
Особенности муниципального имущества.
1. Муниципальное имущество делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, вторая – составляет казну муниципального образования, включающую в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
2. Ряд объектов является исключительно муниципальной собственностью, т. е. объекты изъяты из гражданского товарооборота (муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта).
3. Объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных потребностей населения данной территории (целевой характер).
Основания возникновения права муниципальной собственности: общегражданские и специальные. Специальные – поступление денежных средств от приватизации; денежные суммы, уплаченные в виде налогов и штрафов; плата за пользование природными ресурсами; государственное имущество, переданное в муниципальный фонд; денежные средства, отчисленные РФ от собранных налогов, и денежные средства, выделенные ей для реализации отдельных государственных полномочий и др.
Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: передача муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим лицам или отчуждение ее (т. е. совершение сделок); создание муниципальных предприятий и учреждений; определение целей, условий, порядка деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; распоряжение средствами местного бюджета; приватизация.
Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.
Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.
Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.
Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом
- прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным для прекращения права
- собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или
- учреждения по решению собственника.
- Право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального
- унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государства или
- муниципального образования в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским
- кодексом РФ.
- Субъектами этого права являются исключительно государственные и муниципальные
- унитарные предприятия, за исключением казенных предприятий.
- Предприятие, обладающее имуществом на праве хозяйственного ведения, не вправе
- продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество,
- сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный)
- капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим
- имуществом без согласия собственника.
- Остальным
- имуществом,
- принадлежащим
- предприятию,
- оно
- распоряжается
- самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми
- актами.
- Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, обладает
- определенными правами, в частности:
- — решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его
- деятельности, его реорганизации и ликвидации;
- — назначает директора (руководителя) предприятия;
- — осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью
- принадлежащего предприятию имущества;
- — имеет право на получение части прибыли от использования имущества (ст. 295 ГК
- РФ).
- Право оперативного управления – это право казенного предприятия или
- учреждения владеть, пользоваться и распоряжаться в отношении закрепленного за ними
- имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности,
- заданиями собственника и назначением имущества.
- Субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и
- учреждения.
- Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или
- учреждением, вправе:
- — изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и
- распорядиться им по своему усмотрению;
- — определять порядок распределения доходов казенного предприятия.
- Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться
Оперативное управление в частном учреждении (нко)
Возможна передача недвижимого имущества, принадлежащего участнику частного учреждения — для исполнения обязательств фонда как физического лица, вытекающих из правоотношений в рамках займа. долга перед учредителем как физическим лицом. В этом случае он совершит такую операцию, которая приведет к занижению налоговой базы.
Комментарий: имущество было приобретено за счет средств фонда в рамках деятельности по договору купли-продажи (ст. 298 ГК РФ).
В соответствии со статьей 409 Гражданского кодекса РФ:.
По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением компенсации — выплатой денег или передачей другого имущества.
Фонд заключает с физическим лицом — кредитором соглашение об уступке права требования. Обязательство считается прекращенным с предоставлением компенсации.
Передача имущества в качестве уступки рассматривается как его продажа, а полученный от нее доход должен учитываться при расчете налоговой базы по упрощенной системе налогообложения. По договору цессии заемщик становится продавцом, а заимодавец — покупателем. Таким образом, вместе с имуществом переуступается и право собственности на него.
Это представляет собой продажу (§ 38(1) и (3)), даже несмотря на то, что кредит был погашен (§ 38(1) и (3)). Суд также обратил внимание на то, что такие передачи требуют включения стоимости имущества в выручку от продажи (код выручки от продажи в налоге 346.15) при определении налоговой базы упрощенной системы налогообложения.
В случае возникновения проблем рекомендуется обратиться к эксперту в офис.