- Транспортное право

ПОРЯДОК РАСЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПОРЯДОК РАСЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ответственность за нарушения сроков уплаты и неуплаты налогов прописана в ст. 270, 272 , 92-1, 91 Кодекса «Об административных правонарушениях» РК: от предупреждения до (при повторном нарушении) штрафов на сумму от 15 МРП до 30 МРП, а также начисление пени.

Как производятся уплата и исчисление

Расчет социального налога производится следующим образом:

налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект

Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».

Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.

Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.

Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.

Что такое единый платеж?

Единым платежом с заработной платы называют альтернативу стандартного способа расчёта целого ряда налоговых платежей. Плательщиком единого платежа является работодатель.

Единый платеж – это объединение 5-ти платежей в один единый платеж с заработной платы.

В единый платеж будут входить:

  1. Обязательные пенсионные взносы (ОПВ);
  2. Социальные отчисления (СО);
  3. Взносы на обязательное социальное медицинское страхование (ВОСМС);
  4. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС);
  5. Индивидуальный подоходный налог (ИПН).

Доли ОПВ, СО, ВОСМС и ООСМС в 20% ставке единого платежа

Ставка единого платежа – это общая сумма долей всех социальных платежей и налогов в составе дохода работника. Составляющие единого платежа – это его доли. Доля платежа показывает какую часть занимает тот или иной социальный платеж или налог в рамках единого платежа.

Яснее представить алгоритм распределения единого платежа вам поможет таблица ниже. По строкам указаны — годы, а по столбцам – доли платежей в рамках единого платежа.

Год ИПН СО ОПВ ООСМС ВОСМС ОПВР Итого
2023 год 9% 16% 50% 15% 10% 0% 100 %
2024 год 8,4% 14,9% 46,5% 14% 9,3% 7% 100,01 %
2025 год 7,6% 18,9% 42% 12,6% 8,4% 10,5% 100 %
2026 год 7,3% 18,1% 40,3% 12,1% 8,1% 14,1% 100 %
2027 год 7,0% 17,4% 38,8% 11,6% 7,8% 17,4% 100 %
2028 год 6,9% 17,1% 38% 11,4% 7,6% 19% 100 %

Социальный налог в Казахстане

Социальный налог — это термин, который применяется в Казахстане и некоторых других странах.

Данный вид налогообложения имеет отношение к субъектам, совершающим хозяйственную деятельность на территории РК.

В январе 2023 года в законодательную базу касательно социального налога были внесены изменения.Пересмотрены налоговые ставки, что должны взять во внимание сотрудники компаний и предприятий, занимающиеся ежемесячным отчислением средств в государственные фонды.

По состоянию на 2023 год социальный налог (СН) государство обязывает перечислять из своих доходов следующих субъектов государства:

  • Юридических лиц.
  • Частных нотариусов.
  • Профессиональных медиаторов.
  • Адвокатов.
  • Частных судебных исполнителей.
  • Индивидуальных предпринимателей.

Отчисления ОСМС с заработной платы. Как в 2023 году брать отчисления на вычет по КПН?

Помимо административных расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, таких как аренда, техническое обслуживание и прочее, на расходы берутся налоговые отчисления с заработной платы сотрудников.

Налоги по заработной плате начисляются с суммы заработной платы в отработанный месяц, а уплачиваются до 25 числа следующего месяца.

Проектом поправок НК РК, с 1 января 2023 года предложено изменить статью 243 вычеты по отдельным видам расходов в части отчислений на обязательное медицинское страхование.

В текущей редакции НК РК п.12 статьи 243 изложен следующим образом: вычету подлежат расходы налогоплательщика по отчислениям, уплаченным в Фонд социального медицинского страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании. Соответственно, на вычет можно брать только ту сумму ОСМС, которая по факту была уплачена за сотрудников.

С 1 января 2023 года п.12 статьи 243 НК РК будет излагаться в следующей редакции: вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным отчислениям в фонд социального медицинского страхования в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан.

То есть вычету будут подлежать начисленные суммы ОСМС.

Вывод: Изменения НК РК в основном затрагивает ситуации, когда заработная плата сотрудникам начислялась в декабре, а налог по факту уплачивался в январе следующего года. Налогоплательщик не мог взять на расходы сумму ОСМС с начисленной зарплаты в декабре, так как п.12 статьи 243 предусматривал возможность брать на расходы только те суммы ОСМС, которые были по факту оплачены. Расходы по ОСМС переносились на следующий год.

С начала 2023 года, чтобы взять на расходы отчисления на обязательное медицинское страхование, необходимо учитывать начисленные суммы ОСМС, не смотря на то, что оплата по факту не производилась.

В РК в 2022 году повысят зарплаты, пенсии и пособия

24 Ноябрь 2020

na-15-povysilas-stoimost-tovarov-importiruemyh-iz-kitaya

kazahstan-vyvez-eshe-bolee-170-svoih-grazhdan-pozhelavshih-vernutsya-iz-kitaya-iz-za-koronavirusa

rukovodstvo-kolonii-v-atyrauskoj-oblasti-podozrevaetsya-vo-vzyatochnichestve

dohody-gosbyudzheta-sostavili-12-8-trln-tenge-za-god

loyalnost-rossiyan-k-bankam-snizilas-do-pyatiletnego-minimuma

Социальные отчисления (СО) — это обязательные денежные платежи в систему Государственного социального страхования. СО платит работодатель за свой счет, т. е. они не влияют на чистую зарплату (зарплату на руки). Если за вас уплачивали СО или вы сами уплачивали их за себя (если вы ИП), то это дает вам право на получение социальных выплат. Ставка социальных отчислений в 2021 году — 3.5%, подробнее в расчете СО. Актуальность статьи проверена 02.2021.

Также для расчетов можно использовать калькулятор зарплаты.

Кратко — это работники, ИП, частнопрактикующие, в том числе иностранцы и лица без гражданства с ПМЖ в Казахстане, плательщики ЕСП — ст. 8 закона.
Статья 7 закона об обязательном социальном страховании. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию

Обязательному социальному страхованию подлежат:

1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);

2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств;

3) лица, занимающиеся частной практикой;

Подпункт 4 действует до 1 января 2024 года

4) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

Читайте также:  Как выплатить долю вышедшему участнику ООО: расчет суммы и налогов

5) иностранцы и лица без гражданства, а также оралманы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», не подлежат обязательному социальному страхованию.

[свернуть]

Ставка социальных отчислений — 3.5% с дохода работника (зарплаты).

  • Максимальный размер объекта исчисления — 7 МЗП.
  • Минимальный размер объекта исчисления — 1 МЗП.

Упрощенно, это значит, что если зарплата минус ОПВ больше 7 МЗП, то СО рассчитываются как с 7 МЗП.

Если зарплата минус ОПВ меньше 1 МЗП, то СО рассчитываются как с 1 МЗП.

Минтруда Казахстана раскрыло, как изменятся зарплаты и соцвыплаты в 2022 году

В список налогоплательщиков, которые обязаны подавать Декларацию по индивидуального подоходному налогу и социальному налогу (Форма 200.00) входят юридические лица и индивидуальные предприниматели. Исключение составляют субъекты хозяйственной деятельности, которые работают по специальным налоговым режимам.

Также декларацию предоставляют лица, которые занимаются частной практикой по отчислениям и взносам в свою пользу. Освобождаются от заполнения Декларации индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые работают на специальном налоговом режиме для крестьянских или фермерских хозяйств, на основе патента и упрощенной декларации. Юридическое лицо имеет право признать свое подразделение налоговым агентом, которое самостоятельно подает декларацию.

В форму 200.00 вносится следующая информация:

  • об объектах налогообложения;
  • исчисленные и удержанные суммы индивидуального подоходного налога;
  • сведения об обязательных пенсионных взносах;
  • социальный налог;
  • социальные отчисления;
  • отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование.

Документ состоит из непосредственной декларации и 5 приложений:

  • в приложение 200.01 вносится информация по доходам для исчисления и начисленным суммам социального налога, индивидуального подоходного налога, обязательных профессиональных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов, обязательного социального медицинского страхования, взносов на обязательное социальное медицинское страхование, социальных отчислений. Должно быть заполнено как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицам;
  • в приложении 200.02 отражаются данные по индивидуальному подоходному налогу с доходов иностранцев и лиц без гражданства. Требования к заполнению выдвигаются и к юридическим лицам, и к индивидуальным предпринимателям;
  • в 200.03 вносятся сведения по налогам, взносам и отчислениям по структурному подразделению, которые не относятся к категории «самостоятельных плательщиков» и сдают декларацию в составе основной организации. Приложение заполняется юридическим лицом в разрезе каждого такого структурного подразделения. Индивидуальные предприниматели не обязаны заполнять это приложение, так как согласно своей организационно-правовой форме они не могут иметь представительств и филиалов;
  • в приложение 200.0 вносятся данные по социальному налогу налогоплательщиков категории недропользователей, которые работают на основе контракта. Приложение составляется в отдельности по каждому контракту. Так как индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять деятельность по контрактам на недропользование с правительством, приложение может быть составлено исключительно юридическими лицами;
  • приложение 200.05 содержит сведения о физических лицах, за исключением иностранцев и лиц без гражданства. В нем отражаются данные о доходах, рассчитанных суммах налогов и социальных платежей по ним.

Добро пожаловать на портал Ирис!

Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее. Сегодня же будем говорить о социальном налоге.

Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие по общеустановленному налоговому режиму обязаны уплатить социальный налог до 25 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, соцналог за август необходимо уплатить до 25 сентября. Уплата социального налога производится на ежемесячной основе.

Организации, работающие по упрощенке обязаны рассчитываться один раз в полгода: до 15 августа – за первое полугодие и до 15 февраля – за второе полугодие.

За несвоевременную или неполную уплату, а также за уклонение от уплаты социального налога предусмотрена ответственность и санкции (пени и штрафы).

Некоторые могут подумать, что социальный налог и социальные отчисления – это одно и тоже. Но это не так. Не стоит путать эти два понятия. Чем же они отличаются?

Средства с социального налога идут напрямую в государственный бюджет.

Средства же из социальных отчислений поступают в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) на счет каждого конкретного человека. И если наступит случай, предусмотренный Законами РК, человек может рассчитывать на выплаты из этого фонда.

Согласно налоговому кодексу не все организации являются плательщиками социального налога. К числу таких относятся:

  • специализированные организации, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха или речи
  • работающие в рамках специального налогового режима фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента

Первый микрокредит без переплат!

Сумма: до 130 000 тенге.

  • Как избавиться от долгов

  • Карты рассрочки – в чем выгода

  • Как научиться экономить и вести семейный бюджет

  • Страхование имущества

  • Как лучше платить – карточкой или наличными

  • Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки

  • 5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома

  • Ипотека по программе «7-20-25»

  • Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита

  • Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат

  • Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?

  • Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата

  • Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?

  • Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение

  • Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст

  • Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить

  • Налог на имущество физических и юридических лиц

  • Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы

  • Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка

  • Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане

  • Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане

  • Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно

  • Как защититься от коллекторов в Казахстане

  • Как получить квартиру от государства в Казахстане

  • Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане

  • Налог на транспорт РК: ставки, расчет, льготы, сроки уплаты

  • Кредитная история: как узнать и очистить плохую?

  • Банковская гарантия в РК: виды, условия выдачи

    Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

    Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

    Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

    В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

    Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.

    Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:

    1. юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
    2. индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;

    Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).

    По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размере 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.

    Плательщиками социального налога не являются:

    1. Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
    2. Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
    3. ИП, работающие на основе патента.

    Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.

    Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.

    От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.

    Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5%. В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.

    1. В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
    2. Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
    3. По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
    4. Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.

    По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.

    Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.

    Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.

    По упрощённому режиму соцналог вычисляется так: 1,5% от дохода минус соцотчисления работников и самого владельца ИП за полгода.

    Для ИП и ТОО по общеустановленному режиму социальный налог рассчитывается ежемесячно: до 25 числа, следующего за отчётным периодом. Например, соцналог за май 2019 года должен быть уплачен не позднее 25 июня 2019 года.

    Для ИП и ТОО по упрощёнке один раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910 (образец можно скачать на сайте Комитета госдоходов Минфина РК).

    Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика (вашего работодателя).

    • доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

    • доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

    • доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

    • выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);

    • компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.

    • сегодня
    • неделя
    • месяц

    Как через SMS оформить пособие по уходу за ребенком

    Через некоторое время после родов, маме должно придти SMS для подачи заявления. Но важно быть зарегистрированным в Базе мобильных граждан. В ответе на сообщение нужно дать положительный ответ и указать номер банковского счёта. После чего пособия по рождению ребёнка и уходу за ним до одного года будут оформлены проактивно.

    Количество оформленных пособий по рождению и уходу за ребенком за первые пять месяцев 2022 года было значительно выше, чем за аналогичный период 2021 года. Вероятно, это связано с проактивным оформлением.

    Размер пособия по рождению ребёнка зависит от количества детей. На рождение первого, второго и третьего малыша пособие составляет 131 100 тенге (38 МРП в 2023 году), на последующих – 217 350 тенге (63 МРП). Пособие по уходу за ребёнком до одного года для неработающих женщин составляет:

    • по уходу за первым ребенком – 19 872 тенге (5,76 МРП);
    • за вторым – 23 494 тенге (6,81 МРП);
    • за третьим – 26 151 тенге (7,85 МРП);
    • за четвёртым и более – 30 705 тенге (8,90 МРП).

    Ежемесячная социальная выплата по уходу за ребенком по достижении им одного года (после родов) назначается только работающим женщинам. Размер выплаты также зависит от дохода, с которого производились социальные отчисления. Эта выплата призвана помочь работающим матерям позволить себе уход за ребенком.

    Для расчёта выплаты необходимо средний месячный доход за последние 2 года умножить на 0,4 и вычесть 10 % пенсионных взносов. Средний месячный доход рассчитывается как сумма всех ежемесячных доходов за последние 2 года, разделенная на 24.

    При этом максимальный размер соцвыплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребёнком по достижении им одного года не должен превышать 40 % от семикратного размера минимальной зарплаты, а минимальный размер соцвыплаты – не менее размера ежемесячного государственного пособия по уходу за ребёнком по достижении им одного года.

    Так рассчитывается пособие:

    1. Если у получателя средний месячный размер дохода за 2 года составил 120 000 тенге, то выплата будет назначена в размере 48 000 тенге (120 000 x 0,4) без вычета 10% пенсионного взноса.
    2. Если размер дохода превышает 7 МРЗП (на 2022 год 420 000 тенге), то выплата будет назначена в максимальном размере – 168 00 тенге (420 000x 0,4) без вычета 10 % пенсионного взноса.
    3. В случае если доход составил 40 000 тенге, то выплата будет назначена в размере 16 000 тенге (40 000×0,4) без вычета 10 % пенсионного взноса. При этом следует отметить, что эта сумма будет доведена до размера ежемесячного государственного пособия по уходу за ребёнком по достижении им одного года, выплачиваемого из республиканского бюджета в соответствии с Законом РК «Об обязательном социальном страховании».

    Если в семьях есть дети с особыми потребностями

    Детям с инвалидностью наз­начается ежемесячное государственное социальное пособие по инвалидности. Сумма зависит от группы, а также величины прожиточного минимума.

    Родителям, опекунам и усыновителям, воспитывающим ребенка с инвалидностью, на весь период инвалидности назначается пособие по уходу за ним. Его размер составляет 52 345 тенге. На 1 июля 2022 года выплаты получили 96,7 тысячи человек на сумму 30,4 миллиарда тенге.

    Также по решению местных представительных органов, то есть акиматов, родителям и иным законным представителям детей с инвалидностью предоставляется право на возмещение затрат на обучение на дому. По итогам второго квартала этого года такая помощь оказана 13,5 тысячи получателям на общую сумму 576,7 миллиона тенге.

    Здесь же следует отметить, что граждане, ухаживающие за лицом с инвалидностью первой группы, одиноким лицом с инвалид­ностью второй группы, пенсионером по возрасту, нуждающимся в посторонней помощи, а также престарелым, достигшим 80-летнего возраста, или за ребенком с инвалидностью в возрасте до 16 лет, могут рассчитывать на льготы по исчислению стажа при назначении пенсии. Проще говоря, время ухода за данными лицами засчитывается в трудовую деятельность.

    Возможна ли отмена этой нормы?

    Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.

    Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.

    Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.

    Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.

    Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.

    Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.

    При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.

    То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.

    Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.

    Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.

    Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.

    Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.

    Как изменился расчет заработной платы в 2021 году?

    Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.

    Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).

    Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.

    ОСМС – это процедура, позволяющая за счет регулярных финансовых отчислений формировать активы, которые будут оплачивать полученную медпомощь. Население РК сможет не только получать медицинские услуги за счет сделанных взносов, но и самостоятельно выбирать организации здравоохранения, в которых удобнее наблюдаться и получать помощь.

    Нововведение утверждено Законом об обязательном медицинском страховании №405-V, который был введен в действие 16 ноября 2015 года. Основанием для его разработки стал Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Законодательные нормы очерчивают круг правил и обязанностей для плательщиков взносов. Приказ Министерства здравоохранения РК № 478 от 30.06.2017 года разъясняет, как рассчитать размер выплат и перечислить их в бюджет и уточняет размеры штрафных санкций при не своевременных начислениях.

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    Вопрос №1: Общая сумма налога получается очень большая, получается, что не все налоги платит сотрудник предприятия?

    Ответ: Да. Сотрудник, из своей заработной платы платит лишь индивидуальный подоходный налог. Остальные же налоги оплачивает работодатель, перечисляя денежные средства в налоговую службу и пенсионный фонд самостоятельно.

    Вопрос №2: Необходимо ли платить налоги ПВ и СО людям, достигшим пенсионного возраста, но не ушедшим на пенсию и продолжающим работать?

    Ответ: Премиальные налоги, как и налоги на остальную заработную плату взимаются до тех пор, пока сотрудник не только достиг пенсионного возраста, а именно не ушел на пенсию, и не стал получать пенсионное пособие. Поэтому, да. Работающие сотрудники пенсионного возраста облагаются всеми видами налогов.

    С 2019 года в Казахстане действует Единый совокупный платеж (ЕСП). Он объединяет в себе четыре обязательных вида платежа: подоходный налог, социальные отчисления, пенсионные отчисления, ОСМС.

    ЕСП могут платить физические лица, которые занимаются предпринимательством без регистрации в качестве ИП, и соответствуют следующим условиям:

    • уплатили ЕСП;
    • нет наемных работников;
    • оказывают услуги только физическим лицам или реализуют только физическим лицам сельскохозяйственную продукцию личного подсобного хозяйства собственного производства, кроме подакцизной продукции.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *