- Транспортное право

Административная жалоба: понятие, виды, образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная жалоба: понятие, виды, образец». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Производство по административно-правовым жалобам и спорам, согласно классификации, предложенной В.Д. Сорокиным, относится к числу правоохранительных. По мнению Ю.М. Козлова, данное «факультативное производство проводится в рамках административной юрисдикции, которая проявляется (как и судебная юрисдикция или административная юстиция) в рассмотрении и разрешении полномочными исполнительными органами (должностными лицами) спорных вопросов применения материально-правовых норм, в правовой оценке поведения участников административно-правовых споров, а также в применении в необходимых случаях к виновным при негативной оценке их поведения предусмотренных действующим законодательством мер государственного (юридического) при-нуждения». Производство по жалобам также, как и производство по предложениям и заявлениям граждан опирается на конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

Стадии производства административной жалобы

Производство по общим административным жалобам состоит из четырех основных стадий.

Первый этап представляет собой так называемую первичную обработку. В соответствующий орган поступает официальная жалоба. Задача работников — зарегистрировать документ. Сделать это необходимо в пятидневный срок. Руководитель должен определить лиц, которые будут работать с поступившей жалобой, либо бумага направится в другую инстанцию.

Второй стадией является проверка жалобы. Работникам нужно грамотно проанализировать ситуацию, собрать и проверить всю необходимую информацию. Как правило, для проверки образуются специальные комиссии. В них могут входить различные активисты, специалисты или эксперты. Проверка должна проводиться с использованием законных средств и методов: беседы с людьми, работа с документами, различные обследования и т. д. При этом человек, подавший жалобу, имеет возможность лично знакомиться с ходом расследования, а также вносить определенные поправки.

Способы подачи административной жалобы

Жалоба может быть подана при личном посещении вышестоящего органа или должностного лица, через приемную под отметку на экземпляре заявителя.

ВНИМАНИЕ: в определенных случаях, при обжаловании решений, например, налоговых органов, жалоба подается в тот орган, чье решение обжалуется, а далее уже жалоба направляется в вышестоящий орган.

Административную жалобу можно направить почтовым отправлением заказным письмом желательно с описью вложения.

Также жалоба может быть подана в электронной форме через личный кабинет, через заполнения специальной форме в электронном виде, через портал Госуслуг.

ВАЖНО: при направлении жалобы через электронную почту тот или иной орган может не принять ее к рассмотрению, сославшись на то, что жалоба подана не надлежащим способом, в этом случаи жалоба будет считаться не поданной.

Кто может подать жалобу?

В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1. То есть право обжалования постановления имеют следующие участники производства:

В соответствии с ч. 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

Постановление об административном правонарушении может быть обжаловано, в зависимости от того, кем вынесено постановление, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в районный суд или в вышестоящий суд.

Порядок обжалования постановления об АП

Порядок обжалования постановления об административном правонарушении предусматривает, что оспорено может быть решение, оформленное:

  • судьей — в вышестоящий судебный орган;
  • коллегиальным органом — в суд районного уровня по месту нахождения этого коллегиального органа;
  • должностным лицом — компетентному лицу или в соответствующий орган, имеющий более высокое административное положение, или в районный суд. Например, обжалование постановления об административном правонарушении ГИБДД, оформленного сотрудником этого органа, направляется начальнику ГИБДД или заместителю руководителя;
  • другим органом, образованным с учетом положений законов субъектов РФ, — в районный суд (п. 1 ст. 30.1 закона № 195-ФЗ).

Производство по административным жалобам граждан

Производство по административным жалобам граждан

Работа с жалобами граждан – особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам. На федеральном уровне оно урегулировано пока еще действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года (в редакции Указа от 4 марта 1980 года). Этот источник административно- процессуальных норм так и называется : «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». В какой-то мере его нормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административных жалоб, дополняются нормами законов субъектов Федерации (так например ст. 9 вышеназванного указа указывает на то, что «Законодательством союзных республик могут устанавливаться сокращенные сроки разрешения заявлений и жалоб в республиканских и местных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях») . Что же касается особенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то они устанавливаются только федеральными законами.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая из них – стадия первичной обработки.

Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять « на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину, либо вернуть дело после разрешения жалобы. Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации).

Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др. Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Иногда по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия – принятие решения по жалобе.

Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже проделанной работы, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела). Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы -–со дня ее поступления в государственную или общественную организацию, обязанную решить вопрос по существу. Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый, следующий за ним рабочий день. В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

— О полном удовлетворении;

— О частичном удовлетворении;

— Об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.)

— О разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).

Четвертая стадия производства по жалобам – исполнение принятого решения.

Прежде всего, необходимо выслать ответ на письменную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц .

Как ведется производство об административных правонарушениях

В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1. То есть право обжалования постановления имеют следующие участники производства:

Читайте также:  ПФР объяснил требования к пенсионерам приходить за выплатами лично

В соответствии с ч. 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

Постановление об административном правонарушении может быть обжаловано, в зависимости от того, кем вынесено постановление, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в районный суд или в вышестоящий суд.

Вы можете скачать образец жалобы на постановление об административном правонарушении:

Образец жалобы на постановление об административном правонарушении

Административная жалоба вышестоящему лицу

Юристы квалифицируют все жалобы как административные и судебные. Последние рассматриваются судами в порядке различных судопроизводств: гражданского, уголовного, арбитражного, конституционного. Все остальные жалобы, поданные должностным лицам и органам власти, таким образом, относятся к административным.

Не следует принимать за судебную жалобу любое обращение в суд. Например, жалоба на несвоевременное рассмотрение дела, решение по которой будет принимать не суд, а отдельный судья или председатель суда, считается административной.

Законодательство различает два вида административных жалоб: общие и специальные. Первые федеральный закон о порядке рассмотрения обращений называет обращениями граждан и причисляет к ним не только жалобы как таковые (по определению ст. 4 закона: «просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц»), но также и различные предложения и заявления.

Подачу и рассмотрение общих административных жалоб граждан регламентирует Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Порядок производства и основания специальных административных жалоб регулируют специальные нормы законодательных актов, например, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Дисциплинарного устава ВС РФ и других.

Любой человек вправе подать общую административную жалобу в любое время и по любому поводу. Это право ничем и никем не ограничено. Право на подачу специальной административной жалобы регламентируется положениями кодексов и других юридических документов. Так, жалоба по административному делу, на постановление об административном нарушении подаётся в соответствие с требованиями главы 30 КоАП РФ.

Административные жалобы граждан основаны на их конституционном праве на обращение в органы власти и могут затрагивать любые вопросы. Это положение распространяется не только на граждан РФ, но и на граждан других государств и лиц без гражданства. Однако, подавая жалобу в административном порядке следует учитывать полномочия государственного органа или должностного лица. Кроме того, административная жалоба не должна нарушать права и свободы других лиц.

В соответствие со второй статьёй Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» административные жалобы и другие обращения могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Граждане реализуют свои права свободно и добровольно, плата за рассмотрение административных жалоб не взимается.

Жалобы подаются в письменном или в электронном виде. К ним граждане вправе прилагать любые дополнительные материалы или документы, в том числе и в цифровом формате, а также просить истребовать дополнительные материалы в иных органах.

В тексте административной жалобы в обязательном порядке указывается наименование органа или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому направлено обращение, а также собственная фамилия имя и отчество, почтовый адрес для уведомлений и ответов. Суть жалобы излагается в произвольной форме, подписывается личной подписью гражданина с указанием даты обращения. При наличии дополнительных документов и материалов, они (либо их копии) прилагаются к административной жалобе.

При обращении в электронном виде, вместо почтового адреса может быть указан адрес электронной почты, если ответ ожидается в форме электронного документа. Дополнительные материалы в этом случае могут быть также приложены в электронном формате, либо направлены обычной почтой.

Граждане могут подавать административные жалобы лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными.

В законом предусмотрен ряд ограничивающих правил, могущих стать препятствием для реализации права обжалования:

  1. 1. Административная жалобы должна быть изложена на государственном (русском) языке. Из этого общего правила возможны исключения. Например, если в субъекте РФ установлен еще и свой государственный язык или если лицо, воспринимающее жалобу, способно понять смысл изложенного на ином языке.
  2. 2. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
  3. 3. Наличие акта правосудия (решения суда) является причиной прекращения производства по административной жалобе.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЖАЛОБА, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ПРОЦЕДУРЫ РАЗРЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЖАЛОБ.

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая

Административная жалоба — это обращение, подаваемое в административный орган, с требованием одного или нескольких граждан о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Административная жалоба представляет собой один из механизмов защиты прав человека, а так же является одним из видов обращений граждан в государственные органы или органы местного самоуправления. Право на административную жалобу является конституционным неотчуждаемым правом гражданина Российской Федерации.

Административная жалоба является не исковым обращением. Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения административной жалобы следует отметить, что все жалобы граждан можно поделить на два типа: административные и судебные[3].

Судебные — рассматриваются судами в процессе осуществления правосудия, иными словами — это обращения граждан в суд [3]. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями не в порядке осуществления правосудия, являются административными. Однако административные жалобы могут подаваться и в суды. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы отличаются главным образом не адресатом, а порядком рассмотрения[3].

Административные жалобы могут быть поданы лично, а так же можно направлять индивидуальные и коллективные жалобы.

По форме подачи административные жалобы бывают[4]:

1. Устные — когда гражданин обращается с жалобой на личном приеме, по телефону, on-line или на публичных мероприятиях.

2. Письменные — это жалобы, поданные с помощью традиционного почтового отправления, по факсимильной связи, телеграммой, фельдъегерской службой, электронным ресурсам.

Жалоба может быть направлена по почте или вручена лично непосредственно в тот орган власти или к тому высшему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

После поступления жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган власти или высшему должностному лицу. При подаче жалобы лично, обращение регистрируется и выдается талон установленного образца.

Письменная жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель публичного органа вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив заявителя о продлении срока его рассмотрения. Так же в случае необходимости рассматривающие обращение органы и высшие должностные лица могут обеспечить рассмотрение жалобы с выездом на место.

Для объективности и полноты рассмотрения жалобы органы и высшие должностные лица могут: проводить проверки; запрашивать необходимые документы и материалы в других органах власти и у иных должностных лиц; предложить заявителю представить дополнительные сведения, если представленных документов недостаточно.

В результате рассмотрения жалобы должностное лицо принимает одно из следующих решений[4]:

· о полном или частичном удовлетворении;

· об отказе в удовлетворении.

В этом случае гражданину сообщается в ответе о порядке обжалования этого решения в вышестоящий орган или в суд в целях восстановления или защиты нарушенных прав, свобод или законных интересов гражданина;

· об уведомлении гражданина о направлении его жалобы на рассмотрение в другой административный орган в соответствии с их компетенцией.

Жалоба административное право примеры

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда. КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие «административный иск», не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).

Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов. Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений. С административным

Производство по административно-правовым жалобам и спорам

Жалоба может быть подана при личном посещении вышестоящего органа или должностного лица, через приемную под отметку на экземпляре заявителя.

Читайте также:  Как беженцам из Донбасса и с Украины получить выплату 10 000 рублей

ВНИМАНИЕ: в определенных случаях, при обжаловании решений, например, налоговых органов, жалоба подается в тот орган, чье решение обжалуется, а далее уже жалоба направляется в вышестоящий орган.

Административную жалобу можно направить почтовым отправлением заказным письмом желательно с описью вложения.

Также жалоба может быть подана в электронной форме через личный кабинет, через заполнения специальной форме в электронном виде, через портал Госуслуг.

ВАЖНО: при направлении жалобы через электронную почту тот или иной орган может не принять ее к рассмотрению, сославшись на то, что жалоба подана не надлежащим способом, в этом случаи жалоба будет считаться не поданной.

Общий порядок рассмотрения жалоб в административном порядке невозможно изложить, поскольку каждый орган рассматривает жалобы в своем порядке, как правило, руководствуясь административным регламентом.

Например, ФАС рассматривает жалобы на заседании комиссии, приглашая заинтересованных лиц. Кто-то рассматривает жалобы по правилам рассмотрения обращений граждан.

В любом случае жалоба должна быть зарегистрирована, проверена и по ней должно быть принято какое-то решение. Ответ, решение по жалобе должны быть направлены заявителю.

Сроки рассмотрения административных жалоб могут быть разные. Кто-то должен рассмотреть жалобу в течение 5 или 7 дней, кто-то будет рассматривать жалобу в течение 30 дней, а кто-то продлит срок рассмотрения жалобы до 60 дней.

С учетом указанного, конкретные сроки следует смотреть в административных регламентах или законах, регулирующих порядок подачи и рассмотрения жалобы.

Обжалование решений, действий или бездействия органов и их должностных лиц является непростым делом, требующим специальных знаний. Если у Вас возникла необходимость в подачи административной жалобы, и Вы не знаете, с чего начать, обратитесь к нашим адвокатам, которые:

  • проведут анализ Вашей ситуации на возможность и необходимость подачи жалобы в административном порядке;
  • проконсультируют по вопросу подачи административной жалобы;
  • помогут грамотно составить административную жалобу;
  • при необходимости могут представлять интересы заявителя при подаче жалобы и ее рассмотрении;
  • окажут иную необходимую юридическую помощь.

Административная жалоба вышестоящему лицу

Производство дисциплинарное – это применение мер дисциплинарного характера за совершение различных дисциплинарных проступков, предусмотренных НПА Российской Федерации. Если говорить о муниципальных служащих, то это, например, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Меры дисциплинарного взысканию обычно накладываются на руководителей того или иного учреждения. К дисциплинарному производству часто относят и нарушение трудового распорядка в учреждении.

Санкции за дисциплинарный проступок должны быть наложены в течение месяца. По истечению шести месяцев со дня совершения проступка, привлечь виновное лицо не удастся.

Такое производство возникает при поступлении жалобы в соответствующие органы о незаконных действиях другой стороны. Такую жалобу необходимо рассмотреть, изучить документы и дать ответ положительный либо организованный или отрицательный.

Решение по такой жалобе должно быть направлено гражданину в строго установленные сроки. В дальнейшем должностные лица обязаны систематизировать, анализировать и обобщать подобную информацию, устанавливать закономерности и причины возникновения той или иной конфликтной ситуации.

Если же гражданина такой ответ не устроит, он имеет право обратиться в судебные органы. При несвоевременном ответе на такую жалобу, могут накладываться меры дисциплинарного взыскания на должностное лицо.

Согласительное производство – это пока еще новый термин в административной юрисдикции и пока является не регламентированным.

Принято выделять следующие формы административной юрисдикции:

  • Производство дела в органе юрисдикции первой инстанции, здесь рассматриваются самые простые дела. Такое производство ведется из данных протокола и является самой популярной формой в РФ;
  • Ускоренное производство применяется, если правонарушение признается малозначительным;
  • Специальное производство применяется при рассмотрении дел, не представляющих опасности для общества, оно применяется для замены уголовного наказания административным;
  • Производство дела в органе юрисдикции второй инстанции начинается, если решение по делу обжалуется в вышестоящем органе.

Основной же формой административной юрисдикции считают право применения. Важное место должно отводится применению мер взыскания к нарушителям норм права.

В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.

При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.

  1. Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
  2. Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
  3. Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
  4. Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.

Сначала определимся, куда жаловаться. Варианты предусмотрены статьей 30.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее – Кодекс). В соответствии с пунктом 3 части 1 данной статьи постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ):

  • в вышестоящий орган;
  • вышестоящему должностному лицу;
  • в районный суд по месту рассмотрения дела.

В суд мы всегда успеем. Для начала направим жалобу «вверх по должностной лестнице».

Скажем, в отношении вашей компании вынесено постановление по статье 5.27 (ч.ч. 1, 3, 4, 6) или 5.27.1 (ч.ч. 1–4) Кодекса. Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях осуществляет Роструд (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Перечень лиц, уполномоченных от имени Роструда рассматривать такие дела, представлен в части 2 статьи 23.12 Кодекса. Этот список определяет иерархию должностных лиц и подразделений Роструда, исходя из которой и выбирают вышестоящего адресата для жалобы.

Еще пример, на этот раз более конкретный. Предположим, на вашу компанию наложен штраф за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ). Постановление вынесено руководителем Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям. В соответствии с частью 2 статьи 23.15 Кодекса обжаловать такое постановление нужно непосредственно в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), находящуюся в городе Москве. Рассматривать жалобу будет руководитель профильного структурного подразделения Россельхознадзора – Управления земельного надзора – либо его заместитель. На решение заместителя можно пожаловаться его руководителю. В свою очередь решение руководителя вышеозначенного Управления обжалуется заместителю руководителя Россельхознадзора. Ну а выше – уже только суд по месту нахождения Россельхознадзора.

Итак, в судебном порядке можно обжаловать не только первоначальное постановление, но и решение по жалобе, вынесенное вышестоящим должностным лицом. Подробности – в статье 30.9 (ч.ч. 1, 3) Кодекса.

В жалобе необязательно указывать наименование структурного подразделения вышестоящего органа. Такой информацией заявитель жалобы обычно не располагает, да и не обязан располагать. Вышестоящий орган будет действовать в соответствии с внутренним регламентом и самостоятельно определит, кто будет осуществлять контроль за обжалуемым решением. Проще говоря, «распишет» вашу жалобу непосредственному исполнителю.

Принципиальный нюанс: если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вывод: до вынесения решения по вашей жалобе вышестоящей инстанцией в суд обращаться не следует. В противном случае обжалование по подчиненности теряет всякий смысл.

При рассмотрении жалобы проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ). И все же – на что конкретно может рассчитывать заявитель жалобы?

Возможен один из четырех вариантов решения (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):

  1. об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  2. об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  3. об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 (ввиду малозначительности), 24.5 (при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу) Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  4. об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обратите внимание

Организация может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве).

Читайте также:  ЕНП в 2023 году: о чем рассказывает ФНС на встречах с налогоплательщиками

Справка по последнему варианту: процессуальные требования установлены главами 24–29 Кодекса.

Решение по жалобе оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу (ч.ч. 1, 2 ст. 30.8 КоАП РФ).

Казалось бы, жалобу необходимо подать непосредственно тому лицу, которое уполномочено ее рассматривать (лично либо почтовым отправлением). Такой порядок допускает часть 3 статьи 30.2 Кодекса. Между тем данный способ не является основным.

В соответствии с частью 1 статьи 30.2 Кодекса жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу. А они обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Согласитесь, такой порядок обеспечивает знакомство «верховной» инстанции с делом. При этом в адресатной части жалобы указывают обе инстанции, например: «В Россельхознадзор через Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям».

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ). Обратите внимание: на этом этапе срок исчисляется уже в днях, а не в сутках.

Жалоба рассматривается должностным лицом единолично (ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ).

При подготовке к рассмотрению жалобы (п. 2 ст. 30.4 КоАП РФ) должностное лицо разрешает ходатайства (ст. 24.4 КоАП РФ), при необходимости назначает экспертизу (ст. 26.4 КоАП РФ), истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы.

При рассмотрении жалобы (п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В частности, заслушиваются объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, рассматриваются заключения экспертов, исследуются иные доказательства.

P.S. Надеемся, наша статья поможет вашей компании сэкономить на юридических услугах, весьма дорогостоящих.

Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

���������������� ������ ������� �������� �� �� ��������������� ����� �� ��������� � ������ ������ � ����� ����������� ����� �������. ��� ��������� ���������������� �� ������ �� ������� ��, �� � �� ������� ������ ���������� � ��� ��� �����������. ������, ������� ������ � ���������������� ������� ������� ��������� ���������� ���������������� ������ ��� ������������ ����. ����� ����, ���������������� ������ �� ������ �������� ����� � ������� ������ ���.

� ������������ �� ������ ������� ������������ ������ «� ������� ������������ ��������� ������� ���������� ���������» ���������������� ������ � ������ ��������� ����� ���� ��� ���������������, ��� � �������������. �������� ��������� ���� ����� �������� � �����������, ����� �� ������������ ���������������� ����� �� ���������.

������ �������� � ���������� ��� � ����������� ����. � ��� �������� ������ ��������� ����� �������������� ��������� ��� ���������, � ��� ����� � � �������� �������, � ����� ������� ����������� �������������� ��������� � ���� �������.

� ������ ���������������� ������ � ������������ ������� ����������� ������������ ������ ��� ���������, �������, ��� � �������� ������������ ����, �������� ���������� ���������, � ����� ����������� ������� ��� � ��������, �������� ����� ��� ����������� � �������. ���� ������ ���������� � ������������ �����, ������������� ������ �������� ���������� � ��������� ���� ���������. ��� ������� �������������� ���������� � ����������, ��� (���� �� �����) ����������� � ���������������� ������.

��� ��������� � ����������� ����, ������ ��������� ������ ����� ���� ������ ����� ����������� �����, ���� ����� ��������� � ����� ������������ ���������. �������������� ��������� � ���� ������ ����� ���� ����� ��������� � ����������� �������, ���� ���������� ������� ������.

Каждая административная жалоба скрывает в себе единичные проблемы и элементы недовольства конкретных личностей. Чтобы жалобу приняли и проверили, необходимо поработать над грамотным ее составлением. В этой статье будет рассказано о том, как правильно оформить заявление, куда обратиться с жалобой и как следует действовать во время ее рассмотрения.

Стоит отметить, что административная жалоба не является исковым заявлением. Она обладает совсем другими юридическими свойствами, а отличается в первую очередь порядком рассмотрения и подается как в лично, так и путем направления коллективных заявлений.

Существуют две формы жалоб административного типа:

  • письменные — поданные при помощи телеграммы, факса, почтовой связи, электронных или сетевых ресурсов;
  • устные – поданные по телефону, на публичных мероприятиях, путем индивидуального обращения на личном приеме.

Вопрос о том, куда обратиться с жалобой, всегда зависит от типа заявления.

Помимо требований, представленный Федеральный закон закрепляет некоторые принципы жалобы административного типа. В частности, стоит выделить следующее:

  1. Жалоба может быть подана в любом возрасте (ограничением является лишь административная дееспособность, которую человек получает в полном объеме к 18 годам).
  2. Срок для реализации прав на подачу жалобы российским законодательством не устанавливается.
  3. Устанавливается так называемая социальная потребность — когда жалоба подается лишь в вышестоящие инстанции для обжалования чьих-либо действий.

Стоит также отметить существование прямого запрета на передачу названного документа тому лицу, чьи действия подлежат обжалованию.

  1. Она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
  2. Наступает за административное правонарушение;
  3. Опирается на государственное принуждение;
  4. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
  5. Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов.

Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • сообщения от физических и юридических лиц, государственных и муниципальных органов;
  • фиксация специальными техническими средствами видеонаблюдения.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев.

Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.

Понятие административной жалобы

Существует два вида жалоб: судебная и административная. В первую группу входят заявления, направляемые в различные судебные органы: гражданские, уголовные, арбитражные или конституционные. К остальным относятся, как уже понятно, административные.

Административная жалоба делится на два основных вида: общую и специальную. Самыми распространенными являются именно общие жалобы. Их чаще всего подают обычные граждане, желающие добиться справедливости при помощи суда. Защита прав, восстановление нарушенных законных интересов или свобод — все это относится к административным жалобам общего типа. Специальные жалобы, напротив, подаются только отдельными категориями граждан. Это могут быть военные, государственные или судебные служащие и пр.

Любая жалоба административного типа имеет одну важнейшую черту: неограниченность во времени и поводе для ее подачи. Абсолютно любой гражданин России может стать инициатором дела об административном правонарушении.

Образцы жалоб на постановление по делу об административном правонарушении

Жалоба на постановление об административном правонарушении (вынесено должностным лицом или полномочным органом), образец;

Жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, образец;

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 12.24 КоАП РФ (обжалуется в областном суде постановление о привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, вынесенное районным судом);

Жалоба на постановление мирового судьи по административному делу (ст. 12.26 КоАП РФ);

Жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ (отказ от прохождения медицинского освидетельствования)

Жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по ч. 4 статьи 12.15 КоАП РФ (выезд на полосу встречного движения);

Жалоба на постановление об административном правонарушении (п. 9.10 ПДД — не выдержал необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения).

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 15.04.2015г.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *