Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квалификационные требования к средним медицинским работникам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разговор о специальностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, начнем с фельдшеров, и первый в их списке — санитарный. Также его называют иногда помощником санитарного врача. Кто же это такой, в чем специфика его работы? Скажем далее, но сначала кратко поясним, кого в принципе называют фельдшером. Это медик со средним образованием, имеющий право диагностировать то или иное заболевание, самостоятельно осуществлять необходимое лечение и отправлять больного к требующемуся специалисту. Помощь, которую оказывает фельдшер, называется доврачебной, а специфика его работы по сути ничем не отличается от деятельности терапевта или врача скорой помощи.
Итак, санитарный фельдшер. Фельдшер данной разновидности выполняет профилактическую работу, связанную с предупреждением возникновения возможных заболеваний у населения любого возраста. В его задачи входит обеспечение на предприятиях и в различных учреждениях таких условий труда, при которых люди будут сталкиваться с минимальным воздействием негативных факторов, могущих повлиять на их здоровье. Так, например, именно такой фельдшер отвечает за контроль санитарно-гигиенических условий, за то, чтобы водоемы не подвергались загрязнению, за профилактику возникновения инфекций и так далее. Деятельность среднего медицинского персонала этого плана не только практическая, но и отчасти научно-исследовательская: так, изучают данные специалисты воздействие всевозможных факторов на здоровье и самочувствие человека, проводят разнообразные гигиенические исследования и тому подобное. Как правило, санфельдшеры действительно являются помощниками санитарных врачей, но могут работать и не только ими: трудятся они и помощниками эпидемиологов, например, и на городских эпидемиологических станциях. Зарплата такого специалиста в каждом городе своя, но в среднем по стране составляет порядка двадцати-двадцати пяти тысяч рублей.
Особенности рабочего времени при совместительстве
В связи с сокращением рабочего времени у медицинских работников возникает вопрос: могут ли они работать по трудовому договору в нескольких местах по совместительству? Могут, однако, и здесь есть свои особенности. Ряд из них установлен постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 (далее – постановление № 41).
Продолжительность работы у каждого работодателя устанавливается соглашением сторон (работника и работодателя), однако она не может превышать половины месячной нормы рабочего времени исходя из продолжительности рабочей недели. Если половина месячной нормы по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, то продолжительность работы по совместительству не должна превышать 16 часов работы в неделю. Младший медперсонал может работать по совместительству у каждого работодателя не более месячной нормы рабочего времени. У врачей и среднего медперсонала районов или городов, где имеется дефицит медицинских кадров, продолжительность работы по каждому трудовому договору также не может быть выше месячной нормы рабочего времени.
При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, — в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Медработникам, ведущим свою деятельность в сельской местности, при совместительстве может быть увеличена продолжительность рабочего времени, но только по решению Правительства РФ и с учетом мнение общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 813 таким работникам можно работать по совместительству в общей сложности 8 часов в день и 39 часов в неделю.
Следует учесть, что к совместительству не относятся:
- проведение медицинской экспертизы с разовой оплатой;
- осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год и другое (п. 2 постановления № 41).
Выполнение указанных работ допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
Сверхурочная работа, работа в праздники и выходные
Если медработник по соглашению с работодателем и в случае производственной необходимости перерабатывает, то есть выполняет больше работы, чем ему положено, такая работа считается сверхурочной. Переработка может образоваться при любом режиме рабочего времени. В соответствии со ст. 96 ТК РФ сверхурочная работа должна оплачиваться в повышенном размере. Такое же правило действует, если врач вынужден выйти на работу в выходной или праздничный день.
При работе по сменному графику, если смена выпадает на праздник или выходной, она оплачивается в обычном размере. Если же врач выходит вне своей смены по производственной необходимости, то оплата должна быть повышенной.
Обратите внимание, что не будет являться сверхурочной работа, которую лицо выполняет по совместительству, а также не по инициативе работодателя, а по иным основаниям, например, проводит экспертизу в рамках следственных действий или участвует в суде как эксперт в рамках уголовно-процессуального или гражданского процессуального законодательства. Такую работу работодатель не обязан оплачивать (см
апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.09.2018 № 33-17930/2018).
Требования к лицензии и квалификации
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, средние медицинские работники, которые хотят работать в лицензированных медицинских учреждениях, должны имеет соответствующее образование, а также дополнительное образование. При этом в данном документе отсутствуют конкретные требования уровню профессиональной подготовки и квалификации для каждой из должностей.
Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 имеет некоторые разногласия с другими документами. Например, лицензирование деятельности подразумевает, что специалисты со средним медицинским образованием должны приступать к работе только после получения сертификата специалиста, но на практике они начинают работать после окончания обучения и прохождения аккредитации. Данная «нестыковка» объясняется в письме Министерства здравоохранения РФ от 14.10.2015 г. № 16-5/10/2-7567. В нем указано, что принимать на работу специалиста, имеющего среднее медицинское образование с сертификатом и пройденной аккредитацией можно, однако работодатель должен будет указать этот момент во время лицензионного контроля и обязательно предоставить соответствующие документы.
Обязательность соблюдения квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним образованием устанавливается лицензионным законодательством.
Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Согласно пп. «д» п.4 Положения к лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности отнесено наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
Несмотря на отсутствие прямого упоминания квалификационных требований, профессиональное образование, необходимое для выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, определяется именно квалификационными требованиями. Как мы выяснили выше, квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела: уровень профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, должности.
Стоит обратить внимание, что лицензионное законодательство, включив квалификационные требования в состав лицензионных, тем не менее не гармонизировано с нормами приказа Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н. В частности, лицензионные требования указывают на обязательное наличие сертификата специалиста для специалистов с медицинским образованием, в то время как последние несколько лет медицинские специалисты получают свидетельства об аккредитации. По поводу данного противоречия в письме Минздрава России от 14.12.2015 N 16-5/10/2-7567 были даны следующие разъяснения: право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности начиная с 1 января 2016 года может быть подтверждено соискателем лицензии либо сертификатом специалиста либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.
Невыполнение медицинской организацией требований пп. «д» п.4 Положения является грубым нарушением лицензионных требований. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Так, например, согласно ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Где можно получить профессию медицинской сестры?
Получить профессию медицинской сестры можно в одном из профильных техникумов или колледжей России. Но это только в том случае, если вас вполне устраивает работа обычной медсестры, без особых перспектив для карьерного роста (максимум на что могут рассчитывать выпускники средне-специальных учебных заведений, так это карьерный рост от младшей до старшей медсестры).
Если же вы амбициозны, и считаете, что помогать больным людям можно не только в процедурных или манипуляционных кабинетах, но и на посту, например, главной медсестры, которая отвечает за грамотную организацию труда всего младшего и среднего медицинского персонала в медицинском учреждении, то вам прямая дорога на факультет высшего сестринского образования в медицинском ВУЗе.
Ну а чтобы вам было легче определиться с выбором места обучения, предлагаем вам ознакомиться с ТОП-5 лучших медицинских учебных заведений России, на базе которых осуществляется подготовка медицинских сестер:
- Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова;
- Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
- Красноярский государственный медицинский университет им. Профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого;
- Миасский медицинский колледж;
- Свердловский областной медицинский колледж.
Порядок допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием
1. В соответствии с настоящим Порядком допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием (далее — Порядок), лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием.
2. Допуск лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием (далее — лица, не завершившие освоение образовательных программ) осуществляется при наличии справки об обучении или о периоде обучения [1] в объеме и по специальности (направлению подготовки) [2], соответствующим требованиям к образованию, установленным пунктами 30 — 36 Порядка, а также положительного результата сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием (далее — экзамен), подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.
3. Допуск лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием, осуществляется при наличии диплома специалиста (диплома бакалавра) по специальности (направлению подготовки) 1, соответствующей требованиям к образованию, установленным пунктами 30 — 36 Порядка, а также положительного результата сдачи экзамена, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.
4. Допуск лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием [3], осуществляется при наличии диплома специалиста (диплома бакалавра) по специальности (направлению подготовки), соответствующей требованиям к образованию, установленным пунктами 30 — 36 Порядка, после признания в РФ полученных образования и (или) квалификации в порядке, установленном законодательством РФ об образовании, установления федеральным органом Исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, в утвержденном им порядке соответствия полученных образования и (или) квалификации квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам [4], или в соответствии с международными договорами РФ, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и законодательством РФ [5], а также положительного результата сдачи экзамена, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.
5. Лица, указанные в пунктах 2-4 Порядка, вправе представить по собственной инициативе копии иных документов, подтверждающих обучение и (или) квалификацию.
6. Экзамен проводится комиссиями по допуску лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием (далее — комиссия).
7. Комиссия создается на базе образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, имеющей свидетельство о государственной аккредитации реализуемых образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования (далее — образовательная организация).
8. В состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии, члены комиссии.
9. В состав комиссии включаются представители образовательной организации, образовательных организаций среднего медицинского и среднего фармацевтического образования, органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 Федерального закона № 323-Ф3 [6], руководители медицинских организаций или их заместители по работе с медицинскими работниками со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием, главные медицинские сестры (главные фельдшеры) медицинских организаций, руководители (заместители руководителей) аптечных организаций.
Председателем комиссии является руководитель образовательной организации или руководитель организации, реализующей программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».
Персональный состав комиссии утверждается председателем комиссии.
10. Регламент работы комиссии, сроки проведения и сдачи экзамена утверждаются руководителем образовательной организации.
11. Информационные материалы о сроках сдачи экзамена и перечне документов, необходимых для сдачи экзамена, месте и времени их приема, времени и месте проведения экзамена, порядке обжалования решения комиссии размещаются в общедоступных местах образовательной организации, а также на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за две недели до даты проведения экзамена.
12. Для сдачи экзамена лица, указанные в пунктах 2-4 Порядка, представляют в комиссию заявление с приложением копии документа, удостоверяющего личность, и документы, указанные в пунктах 2-5 Порядка.
В случае изменения фамилии, и (или) имени, и (или) отчества лицами, указанными в пунктах 2-4 Порядка, представляются подтверждающие документы.
13. В случае, если документы, указанные в пунктах 2-5 Порядка, составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык.
14. В случае представления неполного комплекта документов комиссия возвращает заявление и документы и уведомляет о возможности повторно представить полный пакет документов.
15. На основании заявления и представленных документов комиссия устанавливает соответствие образования (освоенного объема образовательной программы) лиц, указанных в пунктах 2-4 Порядка, необходимого для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности на выбранной должности специалиста со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием, требованиям к образованию, установленным в пунктах 30 — 36 Порядка.
16. При установлении соответствия образования (освоенного объема образовательной программы) лиц, указанных в пунктах 2-4 Порядка, необходимого для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности на выбранной должности специалиста со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием, требованиям к образованию, установленным в пунктах 30 — 36 Порядка, комиссия принимает решение о допуске к экзамену и дату его проведения.
17. При установлении несоответствия образования (освоенного объема образовательной программы) лиц, указанных в пунктах 2-4 Порядка, необходимого для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности на выбранной должности специалиста со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием, требованиям к образованию, установленным в пунктах 30 — 36 Порядка, комиссия возвращает лицам, указанным в пунктах 2-4 Порядка, заявление и представленные документы.
18. Экзамен сдается лицами, указанными в пунктах 2-4 Порядка, лично на русском языке и включает:
- тестовый контроль знаний;
- оценку практических навыков;
- собеседование.
19. Тестовый контроль знаний проводится с использованием комплектуемых путем случайной выборки 80 тестовых заданий из единой базы оценочных средств, формируемой образовательной организацией и обновляемой образовательной организацией ежегодно (далее — единая база оценочных средств). На решение тестовых заданий отводится 60 минут.
20. Результат тестового контроля знаний формируется с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий.
На основании результата выполнения тестового контроля знаний комиссия принимает одно из следующих решений:
- «сдано» при результате 85 % или более правильных ответов от общего числа тестовых заданий;
- «не сдано» при результате 84 % или менее правильных ответов от общего числа тестовых заданий.
Результат тестового контроля знаний отражается в протоколе результатов экзамена.
21. Результат владения практическими навыками определяется путем оценки правильности и последовательности выполнения лицами, указанными в пунктах 2-4 Порядка, не менее 3 практических заданий.
Комплектование набора практических заданий осуществляется из единой базы оценочных средств. На выполнение одного практического задания отводится не менее 15 минут.
22. Результат оценки практических навыков формируется с указанием процента правильно выполненных практических действий.
На основании результата выполнения оценки практических навыков комиссия принимает одно из следующих решений:
- «сдано» при результате 85 % или более правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий;
- «не сдано» при результате 84 % или менее правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий.
Результат оценки практических навыков отражается в протоколе результатов экзамена.
23. Собеседование проводится комиссией по теоретическим и практическим вопросам профессиональной деятельности специалиста при условии успешного прохождения им тестового контроля знаний и оценки практических навыков.
Результат собеседования отражается в протоколе результатов экзамена.
24. Решение о сдаче экзамена принимается комиссией по результатам тестирования, собеседования и с учетом оценки практических навыков.
25. Комиссия принимает одно из следующих решений:
- допустить к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствующей должности на срок 5 лет;
- отказать в допуске к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствующей должности.
26. Повторная сдача экзамена проводится в сроки, определяемые комиссией.
27. Результаты сдачи экзамена оформляются протоколом, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 1 к Порядку.
28. Протокол с результатом сдачи экзамена подписывается председательствующим на заседании комиссии, а также членами комиссии, принимавшими экзамен, и заверяется печатью (при наличии) образовательной организации.
29. По итогам сдачи экзамена выдается выписка из протокола сдачи экзамена, рекомендуемый образец которой приведен в приложении № 2 к Порядку, заверенная подписью председательствующего на заседании комиссии и печатью (при наличии) образовательной организации.
30. Лица с высшим медицинским образованием, полученным в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — лица, освоившие образовательные программы высшего медицинского образования), по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» в объеме трех и более курсов или по направлению подготовки «Сестринское дело» в объеме двух и более курсов, либо имеющие диплом специалиста (диплом бакалавра) по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Сестринское дело» или «Стоматология», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях специалистов со средним медицинским образованием:
- медицинская сестра;
- медицинская сестра палатная (постовая);
- медицинская сестра перевязочной;
- медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи; медицинская сестра процедурной; медицинская сестра приемного отделения; медицинская сестра участковая; медицинская сестра патронажная; медицинский регистратор.
31. Лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Медико-профилактическое дело» в объеме четырех и более курсов или имеющие диплом специалиста по специальности «Медикопрофилактическое дело», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях специалистов со средним медицинским образованием:
- Помощник: врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене; медицинский дезинфектор; помощник энтомолога.
32. Лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Стоматология» в объеме четырех и более курсов или имеющие диплом специалиста по специальности «Стоматология», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности в должности специалиста со средним медицинским образованием:
- гигиенист стоматологический.
33. Лица с высшим фармацевтическим образованием, полученным в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — лица, освоившие образовательные программы высшего фармацевтического образования), по специальности «Фармация» в объеме трех и более курсов или имеющие диплом специалиста по специальности «Фармация», могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в должности специалиста со средним фармацевтическим образованием
- фармацевт.
34. Лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Медицинская биохимия» в объеме трех и более курсов или имеющие диплом специалиста по специальности «Медицинская биохимия», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях специалистов со средним медицинским образованием:
- лаборант;
- медицинский регистратор;
- медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант);
- медицинский дезинфектор.
35. Лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Медицинская биохимия» в объеме четырех и более курсов или имеющие диплом специалиста по специальности «Медицинская биохимия», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности в должности специалиста со средним медицинским образованием:
- медицинский технолог.
36. Лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальностям «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» в объеме трех и более курсов или имеющие диплом специалиста по специальностям «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях специалистов со средним медицинским образованием:
- медицинский регистратор;
- медицинский статистик;
- медицинский дезинфектор.
Протокол результатов экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием
Председательствовал:
(фамилия, имя, отчество (при наличии), должность)
Члены комиссии:
(фамилия, имя, отчество (при наличии) (фамилия, имя, отчество (при наличии)
Повестка заседания:
О результатах сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием.
Решение:
По результатам сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием комиссия приняла решение:
№ п/п | Фамилия, имя отчество (при наличии) | Специальность | Результат | |
1 | Результат тестового контроля знаний | |||
Результат оценки практических навыков | ||||
Результат собеседования | ||||
Решение о сдаче экзамена: |
к осуществлению медицинской деятельности или
(допустить/отказать в допуске) фармацевтической деятельности в соответствующей должности (указать «на 5 лет» в случае допуска) |
|||
2 | Результат тестового контроля знаний | |||
Результат оценки практических навыков | ||||
Результат собеседования | ||||
Решение о сдаче экзамена: |
к осуществлению медицинской деятельности или
(допустить/отказать в допуске) фармацевтической деятельности в соответствующей должности (указать «на 5 лет» в случае допуска) |
Какие качества нужны, чтобы получить медицинскую профессию после 9 класса
Медицина — одна из самых сложных и ответственных профессиональных сфер. Яркое тому подтверждение — то, что врачи учатся дольше всех, в среднем 6 лет (на высшее образование, среднее специальное — 2-3 года). Поэтому нужно быть готовым к очень сложной учебе, практике, а после — непрерывным повышениям квалификации. Ведь медицина постоянно развивается, и быть в курсе того, что влияет на наши жизни, и получать в этой сфере новые знания просто необходимо. Учеба в меде — очень важный и осознанный шаг. Кроме того, будущий врач должен быть человеком, искренне желающим заботиться об окружающих и быть в ответе за человеческие жизни.
Чтобы овладеть медицинской профессией после 9 класса, нужно:
- любить людей, потому что без желания помочь и сострадания к пациентам невозможно быть хорошим специалистом;
- быть ответственным и спокойным, потому что вам с холодной головой придется принимать порой сложнейшие решения, от которых будет зависеть дальнейшая судьба пациентов;
- проявлять смелость и самоотверженность, ведь работать, возможно, предстоит в опасных условиях, при этом нужно быть готовым оказывать помощь в любое время суток, порой пренебрегая собственным самочувствием;
- иметь трудолюбие и любознательность, чтобы постоянно совершенствовать свои навыки и овладевать новейшими медицинскими открытиями.
Можно ли переучиться на врача
Врачебные специальности относятся к медицинским профессиям, требующим профильного высшего образования. Обучение производится в специализированных медуниверситетах или многопрофильных вузах на медицинском факультете.
Медсестры с дипломом колледжа имеют право поступить на врачебную специальность. Выпускники ссуз постпуают наравне с абитуреинтами после 11-го класса и проходят вступительные испытания. Для зачисления на медицинский факультет требуется сдать ЕГЭ по:
- русскому языку;
- математике;
- химии;
- биологии или физике.
Выбор профильных предметов зависит от специализации:
- Для поступления на стоматолога требуется предоставить результат экзамена по физике.
- Для зачисления на лечебное дело или педиатрию – химию и биологию.
- Фармацию – химию.
- Медико-профилактическое дело или клиническую психологию – биологию или физику на выбор.
В зависимости от профиля, медицинские сестры могут получить профессию:
- Врача-терапевта, врача общей практики и семейной медицины;
- Клинического психолога;
- Педиатра;
- Стоматолога терапевтического или хирургического профиля;
- Врача Роспотребнадзора (гигиениста или эпидемиолога).
Для получения узкой специальности, после окончания вуза и получения диплома потребуется пройти профильную ординатуру по:
- Офтальмологии;
- Оториноларингологии;
- Акушерству и гинекологии;
- Психиатрии;
- Организации общественного здоровья и здравоохранения;
- Неврологии;
- Урологии;
- Хирургии;
- Реаниматологии;
- Травматологии;
- Ортодонтии;
- Кардиологии;
- Эндокринологии;
- Фтизиатрии;
- Онкологии;
- Гастроэнтерологии;
- Дерматовенерологии.
Приветствуем уважаемых коллег — читателей нашего сайта! В данной статье мы разберем, что включает в себя такое понятие, как сестринское дело в мировой службе здоровья и в здравоохранении России. Медицина – та отрасль, где в кадровой политике имеется иерархия, сродни армейской. Основное разделение по «чинам» происходит так:
- высшее звено – врачи
- среднее звено – фельдшеры, лаборанты, медицинские сестры и медицинские братья, зубные техники
- младшее звено – младшие медицинские сестры, сестры-хозяйки, санитары (санитарки)
Система здравоохранения в любой стране является государственной отраслью, которая призвана обеспечивать систему мероприятий по охране здоровья населения. И частью этой системы является сестринское дело (СД) как деятельность среднего медицинского персонала, а именно:
- уход за больными и тяжелобольными
- выполнение медицинских манипуляций по назначению врача
- обучение больного или пострадавшего утраченным навыкам
- участие в мероприятиях по профилактике заболеваний
- обеспечение социальной и психогигиенической помощи нуждающимся
- уход за здоровым и больным ребенком
- обучение родителей и опекунов уходу за здоровыми и больными детьми
- ассистирование врачу при проведении манипуляций и операций
- оказание первой медицинской и доврачебной помощи при острых и неотложных состояниях
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
- Участие в обеспечении безопасной деятельности медицинской организации.
- Экстренная и неотложная медицинская помощь в штатных и чрезвычайных ситуациях.
- Психолого-социальные и информационные коммуникации в профессиональной деятельности.
- Организация работы хирургического отделения стационара и поликлиники.
- Теоретические основы сестринского дела.
- Сестринская помощь в периоперативном периде.
- Основы анестезиологии и реанимации.
- Сестринская помощь при хирургических заболеваниях.
- Сестринская помощь при кровотечениях и в трансфузиологии.
- Десмургия.
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
- Участие в обеспечении безопасной деятельности медицинской организации.
- Экстренная и неотложная медицинская помощь в штатных и чрезвычайных ситуациях.
- Психолого-социальные и информационные коммуникации в профессиональной деятельности.
- Теория и методология общеклинических и гематологических лабораторных исследований.
- Основы биохимии и методы биохимических исследований.
- Микробиология и методы микробиологических исследований.
- Основы иммунологии и современные методы иммунологических исследований.
- Основы медицинской паразитологии и лабораторная диагностика паразитарных болезней.
- Теория и практика гистологических лабораторных исследований.
- Цитология и цитологические методы лабораторных исследований.
Приказ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249
Разговор о специальностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, начнем с фельдшеров, и первый в их списке — санитарный. Также его называют иногда помощником санитарного врача. Кто же это такой, в чем специфика его работы? Скажем далее, но сначала кратко поясним, кого в принципе называют фельдшером. Это медик со средним образованием, имеющий право диагностировать то или иное заболевание, самостоятельно осуществлять необходимое лечение и отправлять больного к требующемуся специалисту. Помощь, которую оказывает фельдшер, называется доврачебной, а специфика его работы по сути ничем не отличается от деятельности терапевта или врача скорой помощи.
Итак, санитарный фельдшер. Фельдшер данной разновидности выполняет профилактическую работу, связанную с предупреждением возникновения возможных заболеваний у населения любого возраста. В его задачи входит обеспечение на предприятиях и в различных учреждениях таких условий труда, при которых люди будут сталкиваться с минимальным воздействием негативных факторов, могущих повлиять на их здоровье. Так, например, именно такой фельдшер отвечает за контроль санитарно-гигиенических условий, за то, чтобы водоемы не подвергались загрязнению, за профилактику возникновения инфекций и так далее. Деятельность среднего медицинского персонала этого плана не только практическая, но и отчасти научно-исследовательская: так, изучают данные специалисты воздействие всевозможных факторов на здоровье и самочувствие человека, проводят разнообразные гигиенические исследования и тому подобное. Как правило, санфельдшеры действительно являются помощниками санитарных врачей, но могут работать и не только ими: трудятся они и помощниками эпидемиологов, например, и на городских эпидемиологических станциях. Зарплата такого специалиста в каждом городе своя, но в среднем по стране составляет порядка двадцати-двадцати пяти тысяч рублей.
Это третья разновидность фельдшера, также относящаяся к среднему медицинскому персоналу. Чтобы получить подобную специальность, необходимо поступать на медико-диагностическое дело или лабораторную диагностику. Соответственно, как можно догадаться по названию профиля, диагностическая деятельность также входит в перечень функций и обязанностей фельдшера-лаборанта. Он трудится в лаборатории – в НИИ, больнице, поликлинике – и занимается там всевозможными видами исследований: биологического материала крови, желудка, спинномозговой жидкости и тому подобного, иначе говоря, проводит анализы. Работает он не один – под непосредственным руководством медиков более высокого звена, и при условии, что у него достаточно опыта, вполне может считаться специалистом «широкого профиля». От того, насколько качественная и грамотная работа фельдшера-лаборанта, во многом зависит то, насколько правильно врач поставит диагноз пациенту и назначит лечение.
Следующий, кто относится к среднему медицинскому персоналу, это санитарный инструктор.
Как и военный фельдшер, это специализация военно-медицинского характера, но, так сказать, рангом пониже. Они также обучаются в специальных заведениях, также состоят в войсковых частях, также проходят определенную военную подготовку. Задачей санинструкторов является медицинское обеспечение своего подразделения, в том числе средствами личной гигиены, а также оказание помощи больным военнослужащим и контроль за соблюдением гигиенических норм и требований. Санинструктор, кроме того, инструктирует, что следует из самого названия должности, военнослужащих о методах оказания медицинской помощи как себе, так и другим людям. Санинструктор по медицинской части подчиняется фельдшеру, а по военной — начальнику того подразделения, к которому он прикреплен.
Одна из наиболее популярных и востребованных специальностей. Причем, конечно, медсестер в разы больше, нежели медбратьев, однако в последнее время нередко появляются и они. Существуют специальные курсы медбрата, которые тоже набирают популярность. По итогам прохождения этих курсов можно получить множество специализаций — от младшего медперсонала по уходу за больными до массажиста или косметолога. Все зависит конкретно от самих курсов и, разумеется, от разных регионов и городов. Но в целом курсы медбрата (или медсестры) являются хорошим примером получения дополнительной специализации, а следовательно, и дополнительного дохода.
Номенклатура специальностей средних медицинских работников 2021
Действующее законодательство предусматривает иной порядок для медицинских специалистов. Согласно Федеральному закону №323 «Об охране здоровья граждан», занимать должность медицинского специалиста могут граждане РФ, прошедшие обучение на территории государства, получившие образование, которое отвечает требованиям федерального образования, имеющие подтвержденную аккредитацию специалиста.
По Закону об основах здравоохранения, ст.100, осуществлять медицинскую деятельность могут люди, имеющие среднее или высшее образование, отвечающее федеральным образовательным стандартам, получившие сертификат специалиста по окончании учебы. Это обусловлено тем, что получить аккредитацию работник может только поэтапно, имея определенный стаж и наработанный навыки. Положение действительно до 2026 года.
В соответствии с законодательством, под аккредитацией понимают процедуру, во время которой определяется соответствие конкретного лица, занимающего медицинскую или другую должность, основным требованиям к ведению деятельности. В случае с медицинской сферой, работнику, между этапами образования и устройства на работу, предстоит пройти промежуточный этап – сертификацию (аккредитацию).
При составлении документов на проверку, работник указывает специальность, по которой будет осуществляться деятельность – фармацевт, лаборант, медсестра. Также при составлении заявления на сертификацию, работнику нужно обратить внимание – аккредитация проводиться по положениям Минздравсоцразвития, которые регулируют деятельность действующих медработников, а не по приказам Минобрнауки, которым подчиняются образовательные учреждения.
Понятия «специальность» и «квалификация» могут использоваться в различных понятиях, из-за чего часто возникает путаница. По завершению образовательного учреждения, специалист получает уровень квалификации по образовательной специальности, но для приема на работу необходимо пройти аккредитацию медицинскому работнику согласно медицинской специальности.
На законодательном уровне утверждены единые требования к уровню специализации медицинских работников, которые имеют среднее образование, независимо от выбранного направления профессии. Также требования действуют в отношении фармацевтов и людей, получивших фармацевтическое образование. Положения соотносят специальности образовательной сферы с номенклатурой медицинских специальностей. Например, чтоб осуществлять деятельность по профессии «Акушерское дело», необходимо иметь профильное образование или пройти профессионльную переподготовку врачей, имея специальность «Лечебное дело».
- уровень профессионального образования. В раздел входят профессии из обобщенной группы «Здравоохранения и медицинских наук», который отвечает перечню в приказе Минобрнауки;
- дополнительное обучение по профессии;
- занимаемые должности.
- Получение дополнительного образования в медицинской сфере для людей, имеющих среднее оконченное специальное обучение. Дополнительную специальность можно получить, пройдя программу переподготовки. Это позволит работнику переквалифицироваться, занять другую должность без повторного обучения в высших учреждениях. Работнику стоит обратить внимание, что некоторые профессии являются исключением – их можно получить только после повторного переобучения в ВУЗе. Например, для специальности «Лечебное дело» работнику придется вновь поступить в среднее специальное образовательное учреждение по профилю.
- Повышение уровня квалификации не реже, чем раз в пять лет с момента получения должности. Первое повышение проводиться спустя пять лет после того, как за сотрудником закрепляют должность, далее – по графику. Необходимость обусловлена тем, что документация, подтверждающая специализацию или аккредитационный уровень действительна в течение пяти лет.
К занимаемым должностям относится перечень специальностей, которые работник может занимать исходя из профильного образования, уровня квалификации, наличия дополнительных свидетельств о прохождении переобучения, курсов. Некоторые специальности позволяют занимать только одну должность – например, работники по профессии «Медицинская оптика» могут работать оптиками-оптометристами.