Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должность воспитателя детского сада обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие «воспитатель» весьма растяжимое, поскольку оно относится к работникам детских садов, интернатов и школ (воспитатели группы продленного дня), к сотрудникам домов малютки, детских домов и даже исправительных учреждений. Воспитатели работают как с маленькими детьми, так с подростками и взрослыми, как со здоровыми людьми, так и имеющими различные проблемы со здоровьем. Они трудятся как в государственных бюджетных, так и в частных автономных учреждениях.
Воспитатель воспитателю рознь
У разных категорий воспитателей цели, задачи, условия работы подчас весьма ощутимо различаются. Исходя из этого, единого варианта должностной инструкции нет и быть не может, поэтому документ всегда должен корректироваться, в зависимости от того, к кому именно он применяется.
Документы, регламентирующие деятельность педагога ДОУ
Обязанности воспитателей в детском саду и деятельность организации регулируются законом и прописаны в следующих документах:
- Конституции РФ. Статья 43 подтверждает, что дошкольное образование, получаемое в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, является бесплатным и доступным для каждого ребенка.
- ФЗ 273 «Об образовании». Посмотреть его можно в общем виде, но более конкретную информацию по теме можно найти в статьях 13, 23, 28 и 64.
- ФЗ 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года. В законе говорится о правах ребенка, связанных с образованием и охраной здоровья.
- ФЗ 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010. В Документ содержит перечень информационных материалов, которые запрещается распространять среди детей.
Заведующий детским садом несет ответственность:
4.1. За руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью детского сада.
4.2. За нарушение устава образовательной организации.
4.3. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Профессиональный стандарт необходим работодателю для понимания четких функциональных требований к работнику. Приказом от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утверждены в том числе и обязанности воспитателя при приеме детей в группу:
- регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
- реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Учебно-воспитательная работа
План учебно-воспитательной работы составляется методистами детского сада. При разработке учитываются требования ФГОС ДО и особенности специфики учреждения.
Воспитатель должен четко следовать плану и проводить процесс обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку. В обязанности педагога в учебно-просветительской работе входит:
- Наблюдение за детьми и контроль всех занятий (музыкальные занятия, ИЗО, физическая культура и др.).
- Анализ учебной программы. Выявление пунктов, которые воспринимаются детьми лучше, а какие хуже. Выдвижение своих предложения по корректированию учебно-воспитательного плана.
- При работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, следовать указаниям узких специалистов (психологов, логопедов и др.).
- Вовремя информировать родителей о состоянии и поведении ребенка. Отвечать на вопросы, касающиеся учебного процесса.
Формирование компетенции
При обучении в среднем или высшем учебном заведении будущий специалист получает только базовые профессиональные сведения. Это – основа, на которой строится будущая работа воспитателя и педагога. Современные требования и реалии таковы, что нельзя научиться всему и сразу, тем более в столь сложной сфере деятельности, как педагогика.
Системы обучения и реалии жизни в наши дни разительно отличаются от тех принципов, которые применялись совсем недавно, еще какие-то 5 – 10 лет назад. Мало того, к методике, стилю и направлению преподавания и воспитания постоянно предъявляются новые условия, разрабатываются свежие, передовые методики, поэтому ни о какой статичности говорить не приходится.
В связи с этим изменяется и уровень компетентности педагога. Для того, чтобы поддерживать ее на высоте, воспитателю приходится постоянно совершенствовать свое мастерство. Повышение компетенции воспитателя достигается следующими способами:
- Самообразование. В наши дни это самое главное и основное направление, способствующее росту педагогических компетенций воспитателя.
- Курсы повышения квалификации.
- Экспериментально-исследовательская деятельность.
- Освоение свежих педагогических разработок.
- Инновационная образовательная и воспитательная деятельность.
- Обобщение собственных педагогических достижений и работ коллег по профессии.
- Умение получать полезную информацию из различных источников.
- Активное участие в методической работе, принятие участия в конкурсах, мастер-классах, иных состязаниях.
В основополагающих источниках особое внимание уделяется самообразованию педагогического состава. Именно это является способом успешного прогрессирования педагога, а также развитием профессиональных компетенций воспитателя ДОУ.
Основой самообразования по-прежнему является печатная информация. В книгах и брошюрах содержится огромный объем полезной информации. Альтернативой может быть интернет, в котором имеется большое количество сайтов, на которых имеются самые свежие данные по интересующим педагога вопросам.
Также способом расширения и увеличения компетенции служат контакты с коллегами, следование их передовому опыту, прохождение мастер-классов, работа с методистом ДОУ. Но наиболее важным нюансом в профессиональном прогрессе любого педагога является его личное желание развиваться в своей сфере деятельности. Без этого не помогут никакие документы и требования к уровню компетенции воспитателя.
Форма должностной инструкции воспитателя детского сада
Унифицированной или обязательной к применению формы должностной инструкции воспитателя нет, поэтому ее можно разработать самостоятельно. Должностная инструкция воспитателя составляется по общим правилам. Иногда бывает, что форму должностной инструкции доводит учредитель (вышестоящая организация) до своих подведомственных учреждений. Но чаще всего администрация детского сада разрабатывает ее самостоятельно.
В состав документа можно включить следующие разделы.
Общий раздел. В этом разделе в первую очередь указывают: нормы трудового законодательства, ФГОС и профстандарта, а также санитарно-эпидемиологические требования. Прописывают порядок принятия и увольнения, а также требования к претенденту на должность, в частности:
- образование, требования к профессиональной компетенции, знаниям и умениям воспитателя (см. выше описание профстандарта «Педагог»);
- здоровье – это пункт очень важен, поскольку воспитатель достаточно плотно контактирует с маленькими детьми, и поэтому должен быть здоров, в частности, иметь личную медкнижку, проходить предварительный (при устройстве на работу) и последующие периодические медосмотры, психиатрическое и наркологическое освидетельствование, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, а также своевременно вакцинироваться и прививаться.
- ограничения (см. выше по ст. 331 ТК РФ).
Затем определяют схему административного и функционального подчинения воспитателя в процессе трудовой деятельности, указывают непосредственного руководителя. Прописывают, что воспитатель осуществляет рабочую деятельность в ДОУ согласно данной должностной инструкции. Также перечисляются законы, подзаконно-правовые, локально-нормативные акты, которыми должен руководствоваться воспитатель в процессе осуществления своей педдеятельности.
Должностные функции и обязанности воспитателя. Перечень непосредственных трудовых функций и действий можно взять из профстандарта «Педагог», а также дополнить обязанностями, исходя из особенностей образовательного учреждения.
Права воспитателя. Образовательная организация должна гарантировать воспитателю права на:
- нормальные условия труда;
- своевременную оплату своего труда;
- информирование администрацией детского сада обо всех внутренних приказах и распоряжениях, которые касаются воспитателя;
- участие в инновационной и творческой деятельности детского сада;
- внесение предложений по улучшению условий труда, совершенствованию образовательного процесса;
- своевременное повышение квалификации;
- право на защиту чести и достоинства.
Ответственность за нарушения. В этом разделе прописывают перечень нарушений и виды ответственности, которую воспитатель несет за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, причинение детскому саду материального ущерба. Лучше всего указать области сферы воспитателя, например:
- жизнь и здоровье детей;
- реализация образовательных программ, применяемых в детском саду;
- сохранность имущества детского сада;
- соблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм;
- своевременное прохождение медосмотра.
Требования к документам при приеме
В таблице ниже отражен перечень основных документов, которые требуются при приеме на работу в детский сад и их характеристики (ст. 65 ТК РФ).
Документ | Характеристика | Особенности |
Документ удостоверения личности | Паспорт | При трудоустройстве несовершеннолетнего предъявляют свидетельство о рождении |
СНИЛС | Страховое свидетельство | Если не оформлено, то можно не предъявлять. Для вновь поступившего человека работодатель отправляет в органы ПФР документы и заявление от сотрудника на оформление свидетельства. |
ИНН | Идентификационный номер в налоговой | — |
Трудовая книжка | Кроме случаев:
· трудоустройство сотрудника на работу впервые; · совместительство. |
Можно не предъявлять, если сотрудник приходит в организацию как совместитель или первый раз трудоустраивается. |
Военные документы | Для военнообязанных | Военный билет. Только для тех, кто стоит на учете в военкомате и является военнообязанным. Если к работе приступает лицо, не служившее в армии, то необходимо предъявить документ: призывное свидетельство |
Квалификационные документы | · диплом об образовании;
· свидетельства и сертификаты; · разрешение на право ведения деятельности. |
Базовое образование — педагогическое |
Справки | · от нарколога;
· от психиатра. |
— |
Справка | Об отсутствии судимости | — |
Испытательный срок при приеме на работу в детский сад
При поступлении на работу сотрудник может предоставить информацию о своих предыдущих местах работы (и опыте работы) на бумаге, либо рассказать в устной форме.
Однако не всегда работодателя устраивает такой вариант. С этой целью устанавливаются проверки в виде испытательного срока. Такое условие должно быть прописано в трудовом договоре.
Испытательный срок – это период времени, в течение которого ответственное лицо выполняет все функциональные обязанности по должности, а его руководитель (работодатель) наблюдает за выполнением должностных обязанностей и оценивает этот процесс.
Цель испытательного срока: возможность руководству оценить сотрудника на рабочем месте в части выполнения должностных обязанностей без принятия обязательств по постоянному трудоустройству по данной должности.
Важно! Условие об испытательном сроке должно содержаться не только в трудовом контракте сотрудника, но и оформляться в виде отдельного распоряжения директора.
В течение испытательного срока сотрудник выполняет все обязанности по должности в полном объеме. В случае неисполнения он может быть уволен из заведения на законных основаниях.
Важно! Для того, чтобы повысить эффективность времени на испытательном сроке для сотрудника детского сада совместно с заведующим учебно-воспитательной работы рекомендуется установить цели в самом начале испытания и оценить их достижение в конце. Этот метод получил широкое распространение в детских садах, так как позволяет более качественно и точно оценить сотрудника и его умения на конкретной должности.
В случае, если на протяжении срока испытания, руководитель принял решение не брать его на дальнейшее постоянное сотрудничество, то необходимо письменное уведомление. На этом документе работник ставит свою подпись и дату ознакомления.
Важно! При отказе сотрудника ставить подпись на уведомлении составляется акт об отказе, в котором несколько сотрудников детского сада подтверждают факт отказа от подписи. Далее данный документ отправляется по почте по адресу сотрудника в виде ценного письма с описью вложений.
Главная особенность испытательного срока состоит в том, что работодатель может уволить сотрудника после окончания срока в упрощенном порядке.
Сроки сотрудничества на испытательном периоде:
- 3 месяца – по всем сотрудникам;
- 6 месяцев – в отношении руководителей, заместителей, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера.
Дополнительное образование
Последнее время в некоторых детских садах появилась такая должность, как педагог дополнительного образования по различным направлениям (экологии, изобразительной деятельности, театрально-игровой деятельности, ритмике, обучению иностранному языку и др.).
Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности организует работу с детьми по одному или всем видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Выявляет и развивает творческие способности детей, совместно с воспитателями изучает индивидуальные особенности воспитанников, планирует в ходе занятия задания разных уровней сложности соответственно подготовке и развитию каждого ребенка, а также ведет индивидуальную работу. Кроме стандартных занятий проводит занятия в форме беседы, наблюдения, экскурсии, вовлекает детей в поисковую и экспериментальную работу, формируя их творческую активность в изобразительной деятельности.
Педагог дополнительного образования по экологии отвечает за экологическое воспитание дошкольников на основе систематических наблюдений за объектами и явлениями природы. Эколог формирует у детей экологические знания и навыки с помощью игры, изобразительной деятельности и т.д. Прививает своим воспитанникам уважительное отношение к миру природы.
Педагог дополнительного образования по театрально-игровой деятельности использует в своей работе различные виды и формы театральной деятельности. Цель его работы — развитие творческих способностей, эстетического вкуса детей. Этот педагог, знакомя детей с артистическими приемами, стимулирует выразительность речи каждого ребенка, формирует его интонацию, жест, позу, походку. Учит произвольно управлять своими движениями, и движениями изображаемых персонажей. Под руководством «театрального» педагога дети готовятся к выступлениям на утренниках, к участию в досугах, викторинах, спектаклях, а другие педагоги и родители участвуют в организации театрально-игровой деятельности (оформление помещений, обеспечение театральными костюмами, атрибутами и аксессуарами).
Педагог дополнительного образования по обучению детей иностранному языку проводит занятия иностранным языком. Его задача — расширение словарного запаса детей с постепенным переходом к грамматическим конструкциям, формирование правильного произношения звуков. Этот педагог консультирует педагогов и родителей по вопросам развития языковых навыков детей, проводит отчетные мероприятия, готовит с детьми мини-спектакли.
Педагог дополнительного образования по ритмике обучает детей музыкально-ритмическим движениям и танцам с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Формирует и развивает у детей музыкальные, двигательные навыки, координацию движений и пластичность. Готовит детей к фестивалям.
Младший обслуживающий персонал
К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.
Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении — просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.
Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.
При поступлении на работу в детское образовательное заведение соискатель должности предоставляет резюме. Этот документ является своеобразным кратким изложением всей предыдущей педагогической и воспитательной деятельности поступающего на работу, поэтому он должен быть безупречно составлен. Чтобы не ошибиться, соискатель должен твердо знать должностные обязанности воспитателя детского сада для составления резюме, а также правильно отразить их в этом документе.
Для того, чтобы произвести правильное впечатление, а также показать свои знания и умения, все сведения в документе должны быть правильно сформулированы и сгруппированы, разделены на смысловые блоки. По такому резюме сразу станет понятно, что соискатель четко понимает свои будущие обязанности и имеет необходимый опыт, знания и умения для выполнения работы.
Должностные обязанности старшего воспитателя детского сада
У старшего воспитателя более широкий круг обязанностей и высокий уровень ответственности, потому что он не только отвечает за работу с детьми, но и занимается методической работой, организует весь воспитательный и образовательный процесс в детском саду.
Методист и заведующий являются руководством ДОУ. Старший воспитатель участвует в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Также он подбирает учебные пособия, игры, игрушки, организует сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и так далее. Этот специалист проводит масштабную методическую работу, в которую входят открытые занятия для преподавательского состава, семинары, индивидуальные и групповые консультации, участвует в работе с родителями: создает стенды, вывески, важные объявления, папки-передвижки и так далее.
Как менялась зарплата воспитателей в последние годы
Размер оплат труда всегда существенно отличался в разных регионах России. Наиболее высокая зарплата дошкольных работников отмечается в северных регионах и Москве. Статистика говорит о том, что воспитатель тут может получать до 100 000 рублей. Но в реальности эти цифры фигурируют только на бумаге, а на самом деле зарплата воспитателей на 46% меньше официальных статистических данных.
На окончательный размер зарплат воспитателей в 2023 году будут оказывать влияние и надбавки вместо обычного увеличения оклада. Перечень надбавок включает в себя:
- сверхурочная работа (двойной тариф оклада);
- дежурство в детском саду-интернате ночью (20 % к окладу);
- работа с детьми в коррекционных,
- логопедических и других группах (15%);
- воспитание детей с туберкулезом (25%);
- совмещение работы в дошкольном учреждении с другими должностями (12%).
Профессиональный стандарт необходим работодателю для понимания четких функциональных требований к работнику. Приказом от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утверждены в том числе и обязанности воспитателя при приеме детей в группу:
- регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
- реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Младший обслуживающий персонал
К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.
Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении — просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.
Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.
Должностная инструкция воспитателя в соответствии с ФГОС ДО
Воспитатель:
2.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательной организации и ее структурных подразделениях, иных учреждениях и организациях.
2.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
2.3. Осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей.
2.4. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника.
2.5. Способствует развитию общения воспитанников.
2.6. Помогает воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).
2.7. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
2.8. Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.
2.9. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников.
2.10. Соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.
2.11. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.
2.12. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников.
2.13. Совместно с органами самоуправления воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
2.14. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников.
2.15. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).
2.16. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.
2.17. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
2.18. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
2.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
2.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.21. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.
2.22. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.
2.23. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
2.24. Уважает честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений.
2.25. Развивает у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
2.26. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
2.27. Учитывает особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.
2.28. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
2.29. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.