Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как снять с баланса недвижимое имущество на которое нет права собственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перечень документов, необходимых для согласования списания имущества, находящегося в оперативном управлении автономного учреждения, утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом власти субъекта РФ, муниципальным органом власти, в ведении которого оно находится.
Комплекс действий при списании объектов ОС
Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.
В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834).
Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения.
Для справки: Положение № 834 не распространяется:
а) на федеральное имущество, изъятое из оборота;
б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;
в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ.
Как списать основные средства бюджетного учреждения
- План работы администрации района на февраль 2022 года (67 Просмотры)
- Распоряжение №190-р от 20.12.2021 «Об утверждении Плана работы администрации района на 2022 год» (98 Просмотры)
- Решение №54 от 29.12.2021 «О перспективном плане работы районного Совета депутатов на 2022 год» (84 Просмотры)
Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) – это специализированный ресурс, являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), где собрана информация об имуществе, которое признано законом недвижимым, на всей территории страны, а также о границах различных территориальных единиц.
Кадастровый учет – это внесение специально уполномоченными органами необходимых сведений в кадастр, которые позволяют однозначно идентифицировать объект, подлежащий учету.
Недвижимое имущество – это участки землепользования и все, что прочно и неразделимо связано с ними.
В кадастр заносится информация о следующих видах имущества:
- участках землепользования;
- капитальных строениях;
- различных типах сооружений;
- помещениях, имеющих отдельный юридический статус;
- объектах, строительство которых не завершено.
Основным нормативным актом, регулирующим вопросы снятия с учета объектов капитального строительства, является закон № 218-ФЗ.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
Снимать недвижимый объект с учета в ЕГРН нужно в следующих случаях:
- когда прекращается существование объекта в результате уничтожения или гибели в чрезвычайных ситуациях;
- демонтажа объекта в соответствии с законодательством;
- изменения характеристик объекта, которые считаются уникальными, в результате чего его юридическое существование в прежнем виде не представляется возможным.
Изменение характеристик, являющихся уникальными, может произойти по следующим основаниям:
- реконструкция (ремонт) капитального строения, когда по результатам строительных работ появляются пристройки, изменяется площадь застройки участка землепользования;
- раздел капитальных строений (помещений, земельных наделов) на несколько новых объектов;
- слияние капитальных строений (помещений, земельных наделов) в один объект.
Прекратить существование недвижимого объекта можно и в иных индивидуальных случаях, когда точной процедуры в законе не прописано.
Так же снять объект с учета можно по решению органов судебной власти.
Для снятия с учета участка землепользования законодательством предусмотрены следующие основания:
- раздел на несколько отдельных, существующего участка землепользования;
- слияние участков землепользования, имеющих общие линии межевания, в один;
- в отношении участка, поставленного на кадастровый учет до 1 марта 2008 года, не произведена государственная регистрация прав;
- подано заявление кандидата в правообладатели, поставившего участок на временный учет в кадастре, при условии, что права на момент подачи заявления не зарегистрированы.
Важно! До 01.01.2017 участок земли, капитальное строение, помещение признавались временными, если в отношении них произведена процедура постановки на учет в кадастре, но права не зарегистрированы. В настоящее время данное понятие в законодательстве отсутствует.
Для снятия с кадастрового учета дома необходимы следующие основания:
- снос (демонтаж) строения;
- гибель дома в результате стихийного бедствия (пожар, наводнение, землетрясение);
- реконструкция жилого дома, в результате которой изменяются уникальные характеристики строения, и необходимо снять с учета старый объект и поставить новый;
- слияние (раздел) нескольких строений в одно (на несколько);
- заявление кандидата в правообладатели о снятии с учета временного объекта недвижимости в связи с отсутствием государственной регистрации прав.
Важно! Объекты недвижимости, поставленные на временный учет в кадастре до 01.01.2017, будут сняты с учета автоматически после 01.03.2022, если права на них не будут зарегистрированы.
Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2020-2021
Перед тем как снять с кадастрового учета разрушенный, сгоревший, многоквартирный, частный или дачный дом, важно изучить обратную сторону услуги. В некоторых случаях уполномоченные органы отказывают в снятии с учета. Это возможно в таких случаях:
- С пакетом бумаг передан акт, который подписало неуполномоченное для этого лицо или инженер, не имеющий соответствующего аттестата.
- В пакете документации отсутствует главный документ — акт обследования объекта.
- Заявление оформлено с нарушением существующей формы или (и) подано субъектом, который не имеет на это права.
- Акт обследования оформлен на другой объект (не тот, что указан в заявлении).
Необходимые документы
Первым шагом для снятия с кадастрового учета объектов недвижимости станет сбор документов. В Росреестре пояснили, что необходимы:
- заявление о снятии с учета объекта недвижимости. Как правило, его составляет сотрудник МФЦ при приеме документов. Если на такой объект зарегистрировано право собственности, то заявление подается одновременно и на снятие с кадастрового учета, и на регистрацию прекращения права собственности, а если у объекта несколько собственников, то заявление подается всеми правообладателями. Также с заявлением может обратиться представитель правообладателя на основании нотариально удостоверенной доверенности;
- правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы снимаете с кадастрового учета. Он необходим, если права на объект не были зарегистрированы в ЕГРН;
- акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Документ составляется кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости. Он подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком;
- судебное решение, если объект снимается с учета по решению суда;
- документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.
Как компании продать недвижимость и отразить операцию в учете
Для снятия с учета садового домика, гаража, незавершенного строительства необходимо, чтобы они были демонтированы (снесены) или уничтожены (в результате чрезвычайных ситуаций).
Снять сарай с учета так же можно на этих основаниях.
Важно! Для сноса (демонтажа) строений, в соответствии с нормативными актами, принятыми в различных муниципальных образованиях, необходимо разрешение местного исполнительного органа власти и проект организации сноса или демонтажных работ.
Процедура снятия объекта недвижимости с учета в Едином государственном реестре недвижимости состоит из следующих этапов:
- Сбор необходимого пакета документов.
- Подача собранных документов в соответствующие органы.
- Получение выписки о снятии объекта с учета.
За снятием недвижимого объекта с учета может обратиться владелец или лицо, действующее от его имени на основании выданной нотариусом доверенности.
Снять объект с учета в кадастре недвижимости можно, подав необходимый пакет документов и заявление:
- На сайте Росреестра, но необходимо чтобы заявление было подписано электронной цифровой подписью. Она приобретается в специализированных удостоверяющих центрах (наименование организаций можно найти на сайте Росреестра).
- На личном приеме в организациях Росреестра. Записаться можно на сайте организации в специальном подразделе «Офисы и приемные».
- В расположенный рядом многофункциональный центр, но необходимо проверить, предоставляет ли ближайший данную услугу.
- По почте, но необходимо чтобы все бумаги были заверены нотариусом. Отправку корреспонденции надо осуществить заказным письмом с уведомлением и описанием вложения.
Важно! В настоящее время при помощи сайта Росреестра каждый заявитель может отслеживать на каком этапе рассмотрения находятся документы.
При выборе способа обращения стоит учесть следующие моменты:
- Если пакет документов отправляется с помощью почтовых служб, то лучше обращаться в местные региональные организации по регистрации или в главный офис: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.
- Если документы направляются по электронной почте, то можно так же воспользоваться порталом госуслуг.
- Если пакет документов подается заявителем в службы Росреестра, многофункциональные центры (МФЦ) лично, то ближайшие организации можно найти на сайте федеральной службы по госрегистрации.
Устав города окружного значения Лангепас: Решение № 59 от 4 июля 2005г. // Звезда Лангепаса. 20 июля. 2005. № 97. Учет объектов жилищного фонда в муниципальной казне осуществляется в реестровой форме с указанием: всей необходимой информации по идентификации каждого объекта жилого здания в части жилых помещений; и доли общего имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Во вновь введенных законодательных актах по бюджетному учету наблюдаются предпосылки к постановке данных объектов на балансовый учет. Антосевич Г.С. Краткий курс по жилищному праву. — М.: Омега-Л, 2008. — С. 59. Если до настоящего времени КУМИ администрации муниципальных образований не издал распоряжение об изъятии из хозяйственного ведения МУП жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, списание имущества с баланса МУП можно произвести следующим образом. В соответствии с п. 3 ст.
Передача состоялась в тот же день по акту приемки-передачи, основные средства списаны с баланса продавца в 2009 году. По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на имущество за 2010 год, пени и штраф, установив, что право собственности на объект зарегистрировано 14 января 2010 года, и указав, что до этого момента плательщиком налога на имущество являлся продавец.
Суды трех инстанций (дело № А65-9814/2014) признали решение инспекции законным, указав, что право собственности на недвижимые вещи, его возникновение, переход и прекращение подлежат госрегистрации в ЕГРП (пункт 1 статьи 131 ГК). Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 2 федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Затраты на ликвидацию объекта незавершенного строительства
Во внереализационные расходы включаются затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, объектов незавершенного строительства и имущества, монтаж которого не завершен (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Суды приходят к выводу о том, что стоимость объекта незавершенного строительства при его ликвидации компания вправе учесть в расходах.
Например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 07.09.2010 N А38-7141/2009 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 20.01.2011 N ВАС-18063/10):
«…Строительство спорного объекта велось с 1988 по 1996 г.; расходы Общества по возведению объекта незавершенного строительства были направлены на получение дохода от последующей его эксплуатации. Стоимость объекта незавершенного строительства в бухгалтерском учете Общества числилась с 1996 г. в неизменном виде. Первичные документы в силу давности не сохранились.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для исключения из состава расходов стоимости объекта незавершенного строительства».
В аналогичных спорах суды, поддерживая налогоплательщика, также указывали, что ст. 265 НК РФ содержит неисчерпывающий перечень внереализационных расходов (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Запрет на учет таких расходов поставил бы налогоплательщика в неравное положение с лицом, которое выводит основные средства из эксплуатации. Поэтому суммы недоначисленной амортизации компания также вправе учесть при налогообложении прибыли (например, Постановления ФАС Волго-Вятского от 03.09.2007 N А28-11054/2006-320/23 и Уральского от 31.08.2005 N Ф09-3765/05-С7 по делу N А71-81/05 округов).
Является ли сделка по продаже здания контролируемой
По контролируемым сделкам организация должна ежегодно представлять в ИФНС соответствующее уведомление. Факт того, что предметом сделки является объект недвижимости, еще не дает основания признавать ее контролируемой. Для того, чтобы такая сделка (как, впрочем, и любая другая) стала признаваться контролируемой, необходимы определенные условия.
Так, например, если сделка совершена между российскими взаимозависимыми лицами, то она признается контролируемой (если иное не предусмотрено п. 3, 4, 6 ст. 105.14 НК РФ) при одновременном выполнении двух условий:
- выполняется хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ (в частности, когда одна из сторон сделки применяет спецрежим ЕСХН, а другая – ОСНО);
- сумма дохода по сделкам с данным контрагентом за соответствующий календарный год превысила 1 млрд руб.
Ликвидируем ненужную недвижимость
По контролируемым сделкам организация должна ежегодно представлять в ИФНС соответствующее уведомление. Факт того, что предметом сделки является объект недвижимости, еще не дает основания признавать ее контролируемой. Для того, чтобы такая сделка (как, впрочем, и любая другая) стала признаваться контролируемой, необходимы определенные условия.
Так, например, если сделка совершена между российскими взаимозависимыми лицами, то она признается контролируемой (если иное не предусмотрено п. 3, 4, 6 ст. 105.14 НК РФ) при одновременном выполнении двух условий:
- выполняется хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ (в частности, когда одна из сторон сделки применяет спецрежим ЕСХН, а другая – ОСНО);
- сумма дохода по сделкам с данным контрагентом за соответствующий календарный год превысила 1 млрд руб.
Например, если продавец, применяющий ОСНО, продает объект фирме, применяющей ЕСХН, и при этом сумма дохода по сделкам с данным контрагентом за календарный год превысила 1 млрд руб., то в таком случае сделка будет считаться контролируемой.
Если же объект продается иностранному лицу, то здесь действуют уже иные критерии. Суммовой порог по доходам в данном случае ниже – 60 млн руб. И при этом иностранный покупатель не обязательно должен считаться взаимозависимым лицом (в целях признания сделки контролируемой). Например, если он зарегистрирован в государстве, включенном в Перечень офшорных зон, утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н, то сделка с ним будет приравнена к сделке с взаимозависимым лицом. Соответственно, при превышении порога в 60 млн руб. сделка будет считаться контролируемой.
Таким образом, в большинстве своем сделки по продаже недвижимости не считаются контролируемыми.
План бухгалтерского учёта (ПБУ) в п. 29 прямо указывает на тот факт, что активы, которые:
- перестают применяться для производства продукции, оказания услуг, выполнения тех или иных работ;
- более не используются для реализации управленческих потребностей фирмы;
- не имеются в наличии по итогам инвентаризации,
должны быть в обязательном порядке списаны с бухгалтерского учета, то есть должна быть произведена процедура выбытия.
Как заполняется форма ОС-4б?
Унифицированную форму ОС-4б утвердил Госкомстат РФ постановлением от 21.01.2003 № 7 совместно со многими другими формами, использующимися предприятиями. В настоящее время использование формы, приведенной в постановлении, необязательно. Она перешла в статус рекомендованных, что означает следующее: бланк акта компании могут изобретать самостоятельно, предусмотрев в нем все необходимые разделы.
Однако из деловой практики известно, что хозяйствующие субъекты предпочитают использовать уже имеющийся шаблон. Дополнения к нему делаются редко вследствие большой информационной насыщенности стандартного бланка. Главным образом эту форму немного сокращают, оставляя лишь необходимые графы.
Форма ОС-4б представляет собой лист, разграфленный с двух сторон. Лицевой блок должен содержать следующие сведения:
- название компании и личные данные сотрудников, отвечающих за сохранность ОС;
- номер акта, дата, когда он был составлен, утверждающая подпись руководителя организации;
- сведения о том, в каком состоянии находятся ОС, подлежащие списанию на дату составления документа.
На обороте находит отражение следующая информация:
- вердикт комиссии о возможности списания, заверенный подписями сотрудников организации;
- оприходованы ли ценности (а также проданы ли они), полученные в результате разбора списываемого объекта.
Причины списания ОС, если амортизация еще не закончилась
Если организация принимает решение списать основное средство, которое еще не самортизировано (то есть имеет ненулевую остаточную стоимость), то причиной тому становится нецелесообразность дальнейшего использования актива.
Если ОС пришло в негодность, его лучше снять с баланса и заменить на более современный, производительный, быстрый.
Как правило, причиной преждевременного списания до истечения срока полезного использования становится:
- Поломка – причем такая, которая не подлежит исправлению, либо может быть исправлена со значительными затратами, экономически не целесообразными.
- Снижение производительности – ввиду наступившего износа.
- Моральное устаревание – когда модель не соответствует современным требованиям.
Во всех указанных случаях пришедшее в негодность оборудование или иной объект основных средств следует списать.
Несмотря на то что право собственности на объект не зарегистрировано, компании придется платить налог на имущество, но не всегда
База по налогу на имущество рассчитывается на основании бухгалтерской стоимости объектов (п. 1 ст. 375 НК РФ). При этом недвижимость, право собственности на которую не зарегистрировано, компания отражает в бухучете в составе основных средств (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, далее — Методические указания). Для этого открывается отдельный субсчет (Письмо Минфина России от 08.06.2012 N 03-05-05-01/31). Таким образом, уплатить налог на имущество с незарегистрированного объекта недвижимости придется (Письма Минфина России от 17.06.2011 N 03-05-05-01/44 и ФНС России от 31.03.2011 N КЕ-4-3/5085@).
Однако здесь есть нюанс. Для того чтобы объект учитывался в качестве основного средства, важно, чтобы он соответствовал критериям, установленным в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. В частности:
- объект предназначен для использования в деятельности, направленной на получение прибыли;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени (более года);
- организация не предполагает последующую перепродажу объекта;
- объект способен приносить экономические выгоды в будущем.
Без каких документов можно обойтись
Поскольку эти даты могут понадобиться, в числе прочего, и для отражения операций в учете (о чем мы дальше подробно поговорим).
Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости.
Срок рассмотрения комиссией по списанию представленных ей документов не должен превышать 14 календарных дней. Заседание комиссии по списанию правомочно при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии.
Аналогичная обязанность для муниципалитетов в отношении бесхозяйных объектов в ГК напрямую не прописана. Однако она вытекает из статуса органа местной власти как единственного лица, имеющего право ставить объект на учет в качестве бесхозяйного, и возможности оформить на него право муниципальной собственности.
Реестр недвижимости содержит информацию об объектах недвижимости, несоответствие сведений (например, наличие в реестре записи о несуществующем объекте недвижимости) означает ошибку в фиксации. В такой ситуации недостоверные сведения подлежат корректировке», — пояснил юрист.
Налог на имущество по кадастровой стоимости уплачивается за период демонтажа ОС до исключения объекта недвижимости из ЕГРН.
Положение о комиссии по списанию и ее состав утверждаются приказом руководителя муниципального учреждения (предприятия). Комиссию по списанию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии по списанию.
В подтверждение своей позиции налогоплательщик подчеркнул, что спорный объект находился в аварийном состоянии, подлежал сносу и впоследствии снесен (демонтирован), соответственно, налог по названному имуществу не должен быть исчислен.
Как снять строение с кадастрового учёта в 2021 году
Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает орган местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Как уже отмечалось, имущество включается в состав амортизируемого с момента соблюдения установленных налоговым законодательством условий, а именно документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию права собственности на объект и ввода такого объекта в эксплуатацию.
Истечение нормативного срока полезного использования имущества или начисление по нему 100% амортизации не является единственным основанием для его списания, если по своему техническому состоянию или после ремонта оно может быть использовано для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению.
Как уже отмечалось, имущество включается в состав амортизируемого с момента соблюдения установленных налоговым законодательством условий, а именно документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию права собственности на объект и ввода такого объекта в эксплуатацию.
Несоответствие технического состояния имущества требованиям нормативно-технической документации, нормам государственных надзорных органов, если при этом невозможно или нецелесообразно его восстановление (ремонт, реконструкция, модернизация), а так же когда имущество не может быть в установленном порядке реализовано или передано другим юридическим лицам.
Компании на праве собственности принадлежал объект недвижимости, включенный Постановлением Правительства г.
Виды бюджетного имущества
Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:
Любые здания, сооружения, помещения и прочее
Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы
Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий
Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника
Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности
БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ
Исключения, в которых требуется согласие учредителя:
- передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
- крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)
Основания для списания
Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:
- полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
- физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
- моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
- утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.
Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.
Как снять с кадастрового учета объект недвижимости?
Передача состоялась в тот же день по акту приемки-передачи, основные средства списаны с баланса продавца в 2009 году. По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на имущество за 2010 год, пени и штраф, установив, что право собственности на объект зарегистрировано 14 января 2010 года, и указав, что до этого момента плательщиком налога на имущество являлся продавец.
Суды трех инстанций (дело № А65-9814/2014) признали решение инспекции законным, указав, что право собственности на недвижимые вещи, его возникновение, переход и прекращение подлежат госрегистрации в ЕГРП (пункт 1 статьи 131 ГК). Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 2 федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».