Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидии на выполнение государственного задания кфо». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По правилам, государственный заказ осуществляется за счет субсидии из бюджета — это и есть субсидирование госзадания. Позднее часть этих денег направляется на закупки по ФЗ 44 с целью обеспечения потребностей государственных, муниципальных учреждений, реализующих услуги населению. Государство финансирует организации в соответствии со ст. 69.2 и 78.1 БК РФ.
У бухгалтера бюджетного или автономного учреждения может возникнуть вопрос: «Возвращать ли учредителю остаток неиспользованной субсидии на выполнение государственного задания»?
Возвращать учредителю неиспользованный на конец года остаток субсидии автономное учреждение не обязано. Это допускается только в случае уменьшения размера задания.
Для автономных учреждений в п. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ указано, что неиспользованные остатки субсидии прошлого года в текущем году используются на уставные цели. Учредитель не имеет права устанавливать в Соглашении о предоставлении субсидии какие-либо иные условия возврата субсидии, кроме уменьшения объема задания. Такие дополнительные условия будут незаконными.
Что касается бюджетных учреждений, то в п. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ »О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» регламентировано, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при выполнении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ.
Правовыми актами представительных органов может быть предусмотрен возврат остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением, если показатели его выполнения были не достигнуты.
Контролирует ли учредитель грант из бюджета
Из бюджета гранты предоставляют по решениям Президента РФ, Правительства РФ, органов власти субъектов РФ или муниципальных образований (п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Деньги выделяют в форме субсидии, которую предоставляют на конкурсной основе для реализации конкретных мероприятий, а также поддержки в области науки и образования.
- Важная статья:
Образовательное учреждение может принять участие в конкурсе, который организовало не его ведомство. При этом нужно получить согласие учредителя. Ведь условиями конкурса может быть предусмотрено, что целевое использование гранта проверяет учредитель.
Форма, по которой учредитель дает согласие на участие учреждения в конкурсах, нормативным актом не определена. Поэтому он может выбрать ее самостоятельно.
Будет ли учредитель контролировать средства гранта, можно понять из того, на чей лицевой счет изначально поступили деньги, и по виду расходов, по которому организатор перечислил грант (см. таблицу). В соглашении о предоставлении гранта из бюджета будет указано: «Предоставление гранта грантополучателю в форме субсидии, не связанной с исполнением государственного (муниципального) задания».
То есть сумма поступит, например, бюджетному образовательному учреждению на лицевой счет 21 по КВР 613. И учет бухгалтер будет вести по КФО 5 «Субсидии на иные цели». В этом случае доход начисляют после того, как утвержден отчет об использовании субсидии в сумме подтвержденных расходов. В учете формируют проводки:
ДЕБЕТ 5 201 11 510
КРЕДИТ 5 205 81 660
— зачислен грант на лицевой счет учреждения;
ДЕБЕТ 5 205 81 560
КРЕДИТ 5 401 10 180
— начислен доход от гранта.
Таблица. Виды расходов при перечислении грантов
Удерживать ли НДФЛ с выплат из гранта
Как быть с налогообложением доходов физлиц из средств гранта? Чтобы ответить на этот вопрос, загляните в соглашение. В нем указано, кто грантополучатель: учреждение или его работники. Допустим, учреждение само получило грант и платит сотрудникам зарплату из его суммы. Выплаты производят членам научного или творческого коллектива, который выиграл грант? Эти суммы НДФЛ не облагают. Оплата труда идет административно-управленческому аппарату или иному персоналу, который не связан с выполнением работ по гранту? Тогда НДФЛ удерживают в обычном порядке.
Другое дело, если грантополучатели — непосредственные исполнители работ (исследований). Обычно в такой ситуации грантодатель, сотрудник и учреждение заключают трехстороннее соглашение. И вознаграждение исполнителя НДФЛ не облагается. Но только если соблюдены дополнительные условия.
Так, налог не удерживают, если деньги выделены для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России. Или же если грантодатель включен в один из двух списков. Для иностранных организаций это Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485. Для российских — Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 602.
По материалам журнала
Таблица № 1 – Виды финансового обеспечения (деятельности) и порядок их применения
Наименование | Порядок применения |
1 – Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность) | Применяется финансовым органом при ведении бюджетного учета операций по исполнению бюджета: – Плановые показатели (БА, ЛБО) по расходам и выбытиям источников финансирования дефицита бюджета, в том числе и расходам учредителей (органов государственной власти и местного самоуправления) на выплату новым бюджетным и автономным учреждениям субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и целевых субсидий; – Кассовые поступления в бюджет доходов и источников финансирования дефицита бюджета; – Кассовые выбытия из бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, в том числе и расходы учредителей (органов государственной власти и местного самоуправления) на выплату новым бюджетным и автономным учреждениям субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций. Также применяется органами государственной власти и местного самоуправления, казенными учреждениями и бюджетными учреждениями, финансируемыми по смете на время переходного периода, и иными юридическими лицами, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств (в том числе новыми бюджетными и автономными учреждениями в части операций по переданным полномочиям по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами) |
2 – Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) | Временно применяется финансовым органом, органами государственной власти и местного самоуправления, казенными учреждениями и бюджетными учреждениями, финансируемыми по смете, для учета операций со средствами от приносящей доход деятельности казенных и бюджетных учреждений на время переходного периода до момента принятия решения о зачислении доходов от приносящей доход деятельности казенных учреждений в бюджет и финансировании бюджетных учреждений через субсидии. После принятия соответствующих решений и окончания переходного периода данный вид деятельности применяется только бюджетными учреждениями, финансируемыми через субсидии, и автономными учреждениями для учета операций с собственными доходами: – средствами, полученными от приносящей доход деятельности, осуществляемой сверх государственного (муниципального) задания; – средствами, полученными от сдачи имущества в аренду; – безвозмездными перечислениями и т.п. |
3 – Средства во временном распоряжении | Применяется финансовым органом для учета операций со средствами, полученными во временное распоряжение органами государственной (муниципальной) власти, казенными учреждениями и бюджетными учреждениями, финансируемыми по смете (на время переходного периода). Применяется бюджетными учреждениями, финансируемыми через субсидии, и автономными учреждениями для учета операций со средствами, полученными во временное распоряжение. Финансовым органом для учета средств, полученных этими учреждениями во временное распоряжение, данный вид деятельности не применяется. |
4 – Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания | Применяется бюджетными и автономными учреждениями для учета операций с субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемыми на лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений, открытых к расчетному счету 40601 (40701). Финансовым органом данный вид деятельности не применяется. |
5 – Субсидии на иные цели | Применяется бюджетными и автономными учреждениями для учета операций с иными субсидиями, учитываемыми на отдельных лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений, открытых к расчетному счету 40601 (40701). Финансовым органом данный вид деятельности не применяется. |
6 – Бюджетные инвестиции | Применяется бюджетными и автономными учреждениями для учета операций с бюджетными инвестициями, учитываемыми на отдельных лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений, открытых к расчетному счету 40601 (40701). Финансовым органом данный вид деятельности не применяется. |
7 – Средства по обязательному медицинскому страхованию | Применяется бюджетными и автономными учреждениями для учета операций со средствами, полученными из территориальных фондов ОМС, учитываемыми на отдельных лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений, открытых к расчетному счету 40601 (40701). Финансовым органом данный вид деятельности не применяется. |
8 – Средства некоммерческих организаций на лицевых счетах | Применяется финансовым органом в случае осуществления кассового обслуживания операций бюджетных учреждений, финансируемых через субсидии, и автономных учреждений со средствами, учитываемыми на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения, включая средства, полученные от приносящей доход деятельности данными учреждениями. |
9 – Средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах | Применяется финансовым органом в случае осуществления кассового обслуживания операций бюджетных учреждений, финансируемых через субсидии, и автономных учреждений со средствами, учитываемыми на отдельном лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения. |
Согласно правилам формирования структуры счета, установленным п. 21 Инструкции № 157н, п. 3 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н, на месте разряда 18 в зависимости от вида финансового обеспечения (деятельности), проставляется соответствующий код (КФО):
2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
3 – средства во временном распоряжении;
4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
5 – субсидии на иные цели;
6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.
Нормативный документ
В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в п. 1 ст. 4 данного закона,для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Примеры операций внутреннего заимствования
Учреждению может потребоваться срочно оплатить задолженность по услугам связи или коммунальным услугам для того, чтобы соответствующий поставщик не приостановил предоставление услуги (например, отключил телефон или отопление). В бухгалтерском учете учреждений для отдельных операций используется счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». В настоящее время в инструкциях № 157н порядок применения данного счета освещен узко. Однако, как показывает практика, он имеет более широкое применение. Среди основных операций, расчеты по которым следует учитывать на счете 0 304 06 000, можно выделить операции:
- Важная статья:
по принятию к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации учреждения путем слияния, присоединения, разделения, выделения либо при изменении типа учреждения;
по внутреннему заимствованию средств между источниками финансового обеспечения, в пределах остатка средств на счете учреждения, с последующим их возмещением;
по оплате нефинансовых активов за счет разных источников финансирования;
по прекращению обязательств учреждения, принятых по гражданско-правовому договору, зачетом встречного однородного требования по уплате неустоек (пеней, штрафов) за нарушение условий договора;
по удержанию за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения договоров, в сумме удовлетворения требования залогодержателя;
по удержанию из суммы оплаты труда, суммы по погашению задолженности по возмещению ущерба, по иным источникам финансирования.
Правомерность привлечения средств субсидий на исполнение обязательств по приносящей доход деятельности
Пунктом 2 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации что доходы, полученные автономным учреждением от приносящей доход деятельности, предусмотренной в его поступают в самостоятельное распоряжение данного учреждения.
Таким образом, автономное учреждение вправе распоряжаться полученными денежными средствами (средствами от приносящей доход деятельности, средствами в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, иными средствами и т.п.).
При этом в учредительных документах автономного учреждения должно быть предусмотрено следующее. Поступающие на лицевой (расчетный) счет, открытый в органе Федерального казначейства (финансовом органе, кредитной организации), денежные средства, в том числе в рамках соглашения на выполнения государственного (муниципального) задания, относятся к доходам автономного учреждения.
Следует отметить, что при этом автономное учреждение вправе принимать обязательства за счет одного источника финансового обеспечения (например, за счет приносящей доход деятельности), а исполнять принятые обязательства за счет другого источника финансового обеспечения (например, за счет денежных средств, полученных в рамках выполнения государственного (муниципального) задания), поскольку всеми денежными средствами, находящимися у автономного учреждения, данное учреждение распоряжается самостоятельно.Данные операциив бухгалтерском учете автономное учреждение отражает также с применением счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».
Согласно ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на выполнение государственного (муниципального) задания, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждений для достижения целей, ради которых это учреждение создано.
В соответствии с этим автономное учреждение вправе расходовать остатки субсидий, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на выполнение государственного (муниципального) задания, как на выполнение государственного (муниципального) задания, так и на исполнение обязательств, принятых за счет приносящей доход деятельности.
Обратите внимание! По вопросу неотражения в бухгалтерском учете операций по заимствованию денежных средств на выполнение государственного (муниципального) задания для исполнения обязательств, принятых за счет средств от приносящей доход деятельности, следует отметить следующее. Неотражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности учреждения является нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, поскольку искажает финансовое состояние учреждения.
Если учреждение получило грант, оно меньше зависит от бюджетного финансирования. Как не перепутать код финансового обеспечения, какие сделать проводки, как отчитаться о расходах, расскажем в статье.
По какому КФО учесть грант по трехстороннему соглашению
Образовательному учреждению грант может поступить и на основании трехстороннего договора, который оно заключило с грантодателем и грантополучателем, участвующим в реализации научных проектов. Гранты, получателями которых являются сотрудники, бухгалтерия учитывает на лицевом счете 20 по КФО 3 «Средства во временном распоряжении», поскольку это не деньги учреждения (письмо Минфина России от 16 октября 2015 г. № 02-07-10/59926). В учете делают проводки:
ДЕБЕТ 3 201 11 510
КРЕДИТ 3 304 01 730
— поступили деньги на лицевой счет учреждения. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код финансового обеспечения аналитики 510);
ДЕБЕТ 3 304 01 830
КРЕДИТ 3 201 211 610 (3 301 34 610)
— отражены расходы по грантам (по распоряжению грантополучателя) с лицевого счета или из кассы учреждения. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код финансового обеспечения аналитики 610).
На основании соглашения о предоставлении гранта учреждение может компенсировать и свои затраты на выполнение научного проекта. Для этого нужно направить в казначейство уведомление (ф. 0531852) для уточнения кассовых операций в части отражения доходов (кодов КОСГУ) на лицевом счете. То есть перебросить средства со статьи 510 на статью 130. Это оформляют следующим образом:
ДЕБЕТ 3 304 06 000
КРЕДИТ 3 201 11 610
ДЕБЕТ 2 201 11 510
КРЕДИТ 2 304 06 000
— отражен перенос средств гранта в части организационных расходов с КФО 3 на КФО 2. Одновременно отражено уменьшение забалансового счета 17 (КФО 3, код аналитики 510) и увеличение забалансового счета 17 (КФО 2, код аналитики 510, статья 130 КОСГУ).
Отражение в бухгалтерском учете данных операций на примере бюджетного учреждения
Пример:
Государственное бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4) и осуществляет приносящую доход деятельность (КФО 2). В течение первого квартала на счет учреждения поступили субсидии в сумме 400000 рублей, а также получено от приносящей доход деятельности 170 000 рублей. В начале второго квартала возникла горящая кредиторка в размере 200 000 рублей за оказанные услуги по ремонту подсобного помещения, начисленная за счет средств от приносящей доход деятельности. По решению руководителя было произведено временное заимствование средств из субсидий на выполнение государственного задания с последующим их возмещением.
Таким образом, если это временное заимствование средств, то оно должно отражаться с применением счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».
Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н) в новой редакции, в таблице 1 приведены бухгалтерские записи по отражению внутреннего заимствования денежных средств, а также их реализация в ПП «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».
Контролирует ли учредитель грант из бюджета
Из бюджета гранты предоставляют по решениям Президента РФ, Правительства РФ, органов власти субъектов РФ или муниципальных образований (п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Деньги выделяют в форме субсидии, которую предоставляют на конкурсной основе для реализации конкретных мероприятий, а также поддержки в области науки и образования.
Образовательное учреждение может принять участие в конкурсе, который организовало не его ведомство. При этом нужно получить согласие учредителя. Ведь условиями конкурса может быть предусмотрено, что целевое использование гранта проверяет учредитель.
Форма, по которой учредитель дает согласие на участие учреждения в конкурсах, нормативным актом не определена. Поэтому он может выбрать ее самостоятельно.
Будет ли учредитель контролировать средства гранта, можно понять из того, на чей лицевой счет изначально поступили деньги, и по виду расходов, по которому организатор перечислил грант (см. таблицу). В соглашении о предоставлении гранта из бюджета будет указано: «Предоставление гранта грантополучателю в форме субсидии, не связанной с исполнением государственного (муниципального) задания».
То есть сумма поступит, например, бюджетному образовательному учреждению на лицевой счет 21 по КВР 613. И учет бухгалтер будет вести по КФО 5 «Субсидии на иные цели». В этом случае доход начисляют после того, как утвержден отчет об использовании субсидии в сумме подтвержденных расходов. В учете формируют проводки:
ДЕБЕТ 5 201 11 510
КРЕДИТ 5 205 81 660
— зачислен грант на лицевой счет учреждения;
ДЕБЕТ 5 205 81 560
КРЕДИТ 5 401 10 180
— начислен доход от гранта.
Таблица. Виды расходов при перечислении грантов
Доходы от реализации имущества (в т. ч. отходы от ликвидации) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (учитываются на КФО 2).
Такое правило используется и в отношении доходов, полученных от реализации основных средств – недвижимого и особо ценного движимого имущества, в случае, если получено согласие собственника на их реализацию (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), письмо Минфина России от 15.05. 2012 № 02-13-06/1714).
В учете бюджетного (автономного) учреждения доходы от продажи основных средств отражаются следующим образом:
Такой порядок установлен пп. 3, 96–97, 178 Инструкции № 183н, пп. 3, 92–93, 150 Инструкции № 174н.
Денежные средства, поступающие в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, в случае уклонения участника размещения заказа от заключения договора, остаются в распоряжении учреждения (ч. 5 ст. 21, ч. 9, 12 ст. 25, ч. 10 ст. 26, ч. 3, 4 и 5 ст. 27, ч. 12 ст. 28, ч. 2 и 5 ст. 29 Закона № 94-ФЗ).
Такие денежные средства переводятся с КФО 3 «Средства во временном распоряжении» на КФО 2 следующими бухгалтерскими записями:
Такой порядок следует из пп. 72, 93, 94 Инструкции № 174н, пп. 72, 96, 97 Инструкции № 183н.
Запомнить
Согласно письму Минфина России от 25.03.2013 № 02-06-07/9374 если договор, заключенный в рамках КФО 5 и 6, был оплачен за минусом штрафа (неустойки, пеней), суммы штрафных санкций, оставшиеся на отдельном лицевом счете с кодом 21 (31), подлежат переводу на лицевой счет с кодом 20 (30).