Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неправомерные требования налоговых органов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, должно письменно уведомить ИФНС о невозможности исполнения такого требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Если отсутствует возможность представить истребуемые документы
Уведомление составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@, с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и сроков, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (формой предусмотрены следующие причины отсутствия документов: утрата, непоступление, несоставление и передача иным лицам (аудиторам, правоохранительным органам)).
Такое уведомление можно направить по почте заказным письмом, если отсутствует обязанность подачи проверяемой декларации исключительно в электронном виде (Письмо Минфина РФ от 23.10.2017 № 03-02-07/1/69323).
Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)
Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.
Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.
В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.
Однако вышеуказанная позиция не абсолютна. В последнее время суды чаще всего стают на сторону налоговых органов, в силу «табуированности» темы налогов в нашем государстве. О последствиях следования такой позиции далее.
Сроки представления истребованных документов в налоговые органы
Сроки предоставления запрошенных налоговиками документов напрямую зависят от вида проводимых в отношении плательщика контрольных мероприятий. По общему правилу документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, должны быть представлены в течение 10 дней. Если проверка проводится в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, то документы представляются в течение 20 дней, а если в отношении иностранной компании – не позднее 30 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Срок на представление документов и сведений рассчитывается с момента получения организацией/ИП соответствующего требования. Сам же момент получения требования определяется способом его направления. Так, если требование передается лично руководителю компании или его представителю под расписку, то моментом его получения считается день вручения требования. Если требование направляется по почте заказным письмом, датой его получения считается 6-й день со дня отправки заказного письма (абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).
В случае направления требования через личный кабинет налогоплательщика или МФЦ датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете или днем поступления требования в МФЦ (абз. 4 и 6 п. 4 ст. 31 НК РФ). Если требование передается в электронной форме по ТКС, днем его вручения считается день, указанный плательщиком в квитанции о приеме требования.
Непредставление документов или нарушение срока их представления влечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Штраф составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Непредставление сведений о контрагенте или отказ представить имеющиеся у компании документы, касающиеся деятельности контрагента, влечет взыскание штрафа с организации в размере десяти тысяч рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).
Что могут запросить при проверках?
Суровая реальность: все, что хоть как-то связано с исчислением уплатой проверяемых инспекцией налогов может быть истребовано у кого угодно. Складывается стойкое впечатление, что скоро никого не удивит истребование, например, свидетельства о рождении главного бухгалтера, ведь именно главный бухгалтер отвечает за исчисление и уплату налогов в компании.
Обратной стороной медали выступает возможность злоупотребления должностными лицами налоговых органов своими полномочиями.
И именно из-за таких злоупотреблений, а вовсе не из-за желания налогоплательщика сокрыть компрометирующую его информацию, часто возникает нежелание отвечать на запросы налоговых органов. А иногда бывают и откровенные глупости.
Так, совсем недавно в Свердловской и Челябинской областях налогоплательщикам приходили требования с просьбой представить «документы, подтверждающие выполнение работ непосредственно в космическом пространстве».
Скорее всего, данная формулировка была транслирована из ст. 164 Налогового кодекса РФ, предусматривающей применение ставки 0%, и бездумно скопирована из требований, выставленных какой-либо из структур Роскосмоса. Однако для бухгалтеров других компаний такие формулировки, дававшие повод задуматься о бескрайних просторах вселенной, вызывали недоумение и ухмылку.
Какова ответственность за непредставление документов?
Исходя из п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в назначенный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Обратите внимание! В случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
Сроки представления истребованных документов в налоговые органы
Сроки предоставления запрошенных налоговиками документов напрямую зависят от вида проводимых в отношении плательщика контрольных мероприятий. По общему правилу документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, должны быть представлены в течение 10 дней. Если проверка проводится в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, то документы представляются в течение 20 дней, а если в отношении иностранной компании – не позднее 30 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Срок на представление документов и сведений рассчитывается с момента получения организацией/ИП соответствующего требования. Сам же момент получения требования определяется способом его направления. Так, если требование передается лично руководителю компании или его представителю под расписку, то моментом его получения считается день вручения требования. Если требование направляется по почте заказным письмом, датой его получения считается 6-й день со дня отправки заказного письма (абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).
В случае направления требования через личный кабинет налогоплательщика или МФЦ датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете или днем поступления требования в МФЦ (абз. 4 и 6 п. 4 ст. 31 НК РФ). Если требование передается в электронной форме по ТКС, днем его вручения считается день, указанный плательщиком в квитанции о приеме требования.
Непредставление документов или нарушение срока их представления влечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Штраф составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Непредставление сведений о контрагенте или отказ представить имеющиеся у компании документы, касающиеся деятельности контрагента, влечет взыскание штрафа с организации в размере десяти тысяч рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).
Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки
1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории проверяемого лица требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.
Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса.
2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.
3. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней — при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса) со дня получения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Лица, на которых в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме, вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом.
Форма и формат указанного уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.
4. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.
5. Ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация). Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи. Указанное ограничение не распространяется на случаи, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 229-ФЗ; от 23.07.2013 № 248-ФЗ)
В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории проверяемого лица требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ)
Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса. (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ)
Процедурные оплошности налоговых органов
В рамках налоговых проверок представители ИФНС зачастую допускают ошибки, которые налогоплательщик может обернуть в свою пользу. К таким нарушениям относятся следующие:
- Налоговики не могут объяснять целесообразность своих действий. Допустим, контроллеры требуют у контрагента проверяемого субъекта документацию по всему предприятию, а не только по сделкам с данным лицом. Если поступает такое требование, налогоплательщик вправе не предоставлять никакую информацию.
- Запрос очень большого объема документации и отказ в продлении сроков процедуры.
- Игнорирование интересов налогоплательщика. Этот пункт связан с предыдущим. Здесь речь идет о ситуациях, когда представители ИФНС не входят в положение проверяемого предприятия: не учитывают, есть ли у него реальная возможность собрать документы в таком объеме к установленному времени, не узнают, ходатайствовал ли субъект о продлении сроков, и какое решение по его запросу было принято.
Здесь же логично отметить, когда налоговики вправе требовать документы:
- По итогам выездной или камеральной проверки.
- На основании конкретной сделки, с указанием периода.
• Запрашиваемые данные должны напрямую относиться к проверяемому предприятию по конкретному вопросу.
А вот в каких ситуациях штраф, выписанный ИФНС, недействителен. Перечислим их:
- Инспекция направила требование, не обозначив период, за который нужно предъявить документацию. Следовательно, в требовании ИНФС недостаточно сведений, и штраф за его невыполнение неприменим.
- Требование неправомерно, если относится к периоду, который не совпадает с проверяемым. Это нарушение п. 1 ст. 93 НК РФ.
- Проверяемый субъект уже направлял в ИФНС аналогичные копии, о чем свидетельствует сопроводительное письмо с отметкой сотрудника налоговой, который их получил. Повторно запрашивать такие же документы проверяющий орган не вправе.
Что делать, если налоговая требует документы и пояснения
Кроме того, что организация может получить требование о предоставлении документов в рамках камеральной проверки своей отчетности, ей может поступить требование о представлении документов в рамках камеральной проверки партнера по бизнесу. Даже, в том случае, если проверяют третьего, четвертого участника сделки в общей бизнес-цепочке.
Статьей 93 НК РФ налоговикам разрешено истребовать документы вне рамок проверок.
ИФНС может запрашивать документы, если инспекторы собирают информацию о какой-то конкретной сделке. В этом случае, одна ИФНС направляет поручение другой ИФНС, где организация стоит на учете.
Вы в результате этого получаете требование о предоставлении документов от вашей ИНФС на основании запроса другой ИНФС.
Налоговой инспекции предоставлено право передавать требования следующими способами (п.4 ст. 31 НК РФ):
-
вручить под расписку непосредственно лицу, которому адресовано требование или его представителю;
-
отправить по почте заказными письмом;
-
отправить в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота;
-
выложить требование в личный кабинет налогоплательщика.
Право налоговой инспекции по выбору способа, как направить требование, ограничено только в отношении компаний, которые согласно НК РФ обязаны сдавать налоговую отчетность в электронной форме. Таких компаний подавляющее большинство. Этим организациям налоговики должны направлять требования только электронно.
Если организация сдает налоговую отчетность в электронной форме, то и требования о представлении документов направляются ей в электронном формате (п. 4 ст. 31 НК РФ).
Если организация сдает отчетность на бумаге, требования о представлении документов ей направляются на бумаге по почте России либо вручаются под расписку.
Истребование документов по статье 93 НК РФ
[B=63]Нередко инспекторы направляют требования по адресу (например, юридическому), по которому компания фактически не находится. В результате налогоплательщик не получает требование, а инспекция привлекает его к ответственности по ст. 126 Налогового кодекса РФ и может отказать в возмещении НДС.
При таких обстоятельствах одни суды считают, что действия инспекции неправомерны (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 18.09.09 по делу №А53-19396/2008 и Московского от 19.10.10 №КА-А40/12520-10 округов). Другие суды говорят о том, что налогоплательщики должны самостоятельно обеспечить своевременное получение корреспонденции (Постановления ФАС Московского от 22.12.09 №КА-А40/14170-09 и Поволжского от 24.03.09 по делу №А12-9659/2008 округов).
Случаи, когда требование получено незадолго до окончания камеральной или выездной проверки или в день ее завершения достаточно распространены на практике. По мнению судов, в подобной ситуации требование исполнению не подлежит (Постановления ФАС Московского от 22.03.11 №КА-А41/1283-11, Волго-Вятского от 27.02.12 по делу №А29-164/2011, Северо-Кавказского от 07.10.11 по делу №А53-23465/2010и Западно-Сибирского от 13.07.09 №ФО4-4038/2009(10171-А03-42)округов). Суды считают, что проверяющие не должны проводить анализ документов по окончании сроков проверки. Однако работники налоговых органов могут обосновать свои требования тем, что проанализировали они эти документы в оригиналах в ходе проверки (что чаще всего и происходит), а копии они требуют, как правило, для подтверждения нарушений. По мнению Минфина России, в такой ситуации налогоплательщик должен выполнить требование, поскольку Налоговый кодекс РФ не предусматривает оснований для оставления требования без исполнения (Письма от 13.02.08 №03-02-07/1-58 и от 17.01.08№03-02-07/1-19). Кроме того, выставлять требования за день или за несколько дней до завершения проверки не запрещено.
В ходе выездной проверки инспекторы, как правило, сначала выставляют требование на представление копий документов без указания реквизитов и количества, например регистров налогового и бухгалтерского учета, книг покупок и книг продаж, договоров, актов, накладных, счетов-фактур за три проверяемых года.
Обычно по данному требованию компании представляют оригиналы документов для проверки на территории налогоплательщика. Переписывать в этом случае каждый документ не обязательно. Можно указать общее количество документов с разделением по их видам.
Если же компания не исполнит такое требование, оштрафовать ее на основании п. 1 ст. 126 НК РФ работники налоговых органов не вправе. Даже если они определят количество непредставленных документов расчетным путем или исходя из количества фактически представленных с опозданием документов. По мнению судов, инспекция обязана указывать наименование и количество запрашиваемых документов (Постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.08 №15333/07, ФАС Московского от 01.08.11 №КА-А40/7907-11и Северо-Кавказского от 09.06.11 по делу №А63-1749/2010 округов).
Однако есть и другое мнение. Виды документов, подтверждающих финансово-хозяйственную деятельность, и обязательные требования к их оформлению установлены действующим законодательством и не могут быть неизвестны налогоплательщику. Поэтому некоторые суды признают обоснованными санкции, взимаемые в случае выставления требования без указания реквизитов и количества документов (Постановления ФАС Московского от 12.10.09 №КА-А40/10665-09 и Западно-Сибирского от 01.07.09 №ФО4-3216/2009(7623-А03-37)округов).
Налоговой инспекции предоставлено право передавать требования следующими способами (п.4 ст. 31 НК РФ):
- вручить под расписку непосредственно лицу, которому адресовано требование или его представителю;
- отправить по почте заказными письмом;
- отправить в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота;
- выложить требование в личный кабинет налогоплательщика.
Право налоговой инспекции по выбору способа, как направить требование, ограничено только в отношении компаний, которые согласно НК РФ обязаны сдавать налоговую отчетность в электронной форме. Таких компаний подавляющее большинство. Этим организациям налоговики должны направлять требования только электронно.
Если организация сдает налоговую отчетность в электронной форме, то и требования о представлении документов направляются ей в электронном формате (п. 4 ст. 31 НК РФ).
Если организация сдает отчетность на бумаге, требования о представлении документов ей направляются на бумаге по почте России либо вручаются под расписку.
Организация, которая сдает электронную отчетность обязана обеспечить техническую возможность, принимать от ИФНС электронные документы по ТКС через оператора электронного документооборота.
За неисполнение требования представить пояснения к декларации по требованию налоговой или несоблюдение сроков подачи документов компанию оштрафуют:
- на 5 тыс. рублей за первичное нарушение;
- на 20 тыс. рублей за повторное нарушение в течение календарного года.
Кроме того, существуют прецеденты привлечения к ответственности должностных лиц – руководителей – за непредставление пояснений по судебному решению. Согласно мнению суда обязанность руководителя организации – организовывать ведение бухгалтерского учета и хранения документов, а, следовательно, и контролировать ответы на требования государственных органов. Штраф для должностного лица за несообщение информации, необходимой для налогового контроля, составляет 300-500 рублей.
Приостановление налоговой проверки и истребование документов
В завершение считаем необходимым заострить ваше внимание на следующих спорных ситуациях.
Ситуация |
Как она разрешается на практике? |
Истребование документов, не относящихся к проверяемому периоду |
Ситуация неоднозначная. Так, АС УО в Постановлении от 22.03.2019 № Ф09-781/19 по делу № А60-7088/2018 счел подобные действия ИФНС правомерными. Указывая на наличие у налоговиков оснований для истребования таких документов, арбитры подчеркнули, что налоговики вправе проверить получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (см. также Постановление АС ВСО от 30.03.2017 № Ф02-8200/2016, Ф02-8201/2016 по делу № А19-6949/2016). Однако АС ЦО в Постановлении от 29.08.2018 № Ф10-3098/2018 по делу № А23-6278/2017, напротив, отметил, что доводы ИНФС о праве истребовать документы независимо от периода выездной проверки (относящиеся как к периодам до начала проверяемого периода, так и к периодам после его окончания) противоречат положениям налогового законодательства |
Истребование документов, предусмотренных не налоговым, а бухгалтерским законодательством |
Ситуация неоднозначная. Так, АС СЗО в Постановлении от 27.05.2020 № Ф07-5015/2020 по делу № А56-62632/2019 счел правомерным истребование карточек по некоторым бухгалтерским счетам, поскольку сведения, содержащиеся в них, необходимы для проверки исчисления и уплаты налогов на прибыль и имущество организации, а также НДС. Схожий вывод сделан в Постановлении АС ЦО от 29.07.2015 № Ф10-2173/2015 по делу № А35-1029/2014: положения п. 6 ст. 21, п. 1 ст. 54, ст. 313 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухучета, поэтому ИФНС вправе проверить эти регистры. Между тем АС ЗСО в Постановлении от 27.07.2018 № Ф04-3054/2018 по делу № А67-6742/2017 указал, что оборотно-сальдовые ведомости относятся к регистрам бухучета, а не к документам, необходимым для исчисления и уплаты налогов. Поэтому за их непредставление налогоплательщик не может быть оштрафован |
Для того чтобы у контролеров было право требовать от налогоплательщика документы в рамках встречек, поручение об истребовании документов и требование о предоставлении документов должны соответствовать всем нормам, устанавливаемым налоговым законодательством.
Характерные нарушения
Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:
- Занижение налоговой базы.
Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.
- Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.
Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.
- Завышение расходов.
Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.
- Неправильное применение УСН.
Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.
- Непредставление документов в налоговый орган.
Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.
Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».