Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки пассажиров в такси и цены на поездки в 2023 году изменятся». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из наиболее ожидаемых рынком норм является возможность работать в такси самозанятым водителям. Сейчас 67% выручки на рынке приходится на легальных водителей, 8,2% из них выбирают налоговый режим самозанятости. Но есть нюанс.
Ответственность агрегаторов и безопасность перевозок
«Для соблюдения юридических процедур самозанятые вынуждены сначала оформлять ИП, и только после этого могут применять этот налоговый режим. Хотя он действует уже с 2019 года и активно используется на рынке, законодательство это не учитывает и создает дополнительный барьер для входа в отрасль», — поясняет Наталия Лозинская.
Новый законопроект предусматривает для самозанятых возможность работать в такси и арендовать авто в таксопарке, не создавая ИП. При этом самозанятые смогут работать только через агрегаторы такси, с ними же они будут разделять ответственность в случае ДТП.
«Вполне может произойти ситуация, что водитель-самозанятый не сможет возместить ущерб, причиненный в результате аварии пассажиру. Теперь законом будет предусмотрено, что ответственность несет также агрегатор. Это заставит службы заказа такси внимательно относиться к тому, соответствует ли водитель тем требованиям, которые прописаны в законопроекте, и передавать заказы только легальным водителям», — объясняет сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Ответственность агрегатор будет нести не только в случае работы с самозанятыми, но и в ситуациях, когда перевозку осуществляет юридическое лицо — таксопарк. В таком случае, пассажир будет вправе предъявить требование о компенсации к агрегатору и таксопарку как совместно, так и к любому из них в отдельности — притом как полностью, так и в части долга.
Изменения, которые вступят позже
Следующие пункты вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
- Службы заказа такси должны открывать свои филиалы в тех регионах, где в течение пяти дней подряд они обслужили более 4 тысяч заказов. Этот филиал должен быть создан в срок не более 30 дней со дня установления факта превышения этого количества таких легковых такси в течение 5 рабочих дней подряд.
- В случае, если прошло уже более года со дня установления последнего факта превышения, то это требование не нужно выполнять.
- Право на осуществление деятельности службы заказа легкового такси действует бессрочно. Исключение, в случае если установлен срок, на который предоставляется такое право. В этом случае деятельность не может составлять менее 5 лет.
- Служба заказа такси обязана предоставить федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности или его территориальному органу доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси.
Как изменятся цены на поездки в такси в 2023 году
Согласно новому закону, пассажиры могут заранее ознакомиться с тарифами на перевозку. Их опубликуют на сайтах перевозчика, службы заказа. В Москве, СПб и Севастополе городские власти могут сами установить минимальные тарифы на поездки в такси. Новые тарифы начнут действовать с 1 сентября 2023 года.
— Как только новые тарифы вступят в силу, скорее всего, ценовая политика на рынке услуг такси, по крайней мере в больших городах, перестанет носить скачкообразный характер, — считает финансовый эксперт группы «Аналитика онлайн» Глеб Задоя. — Агрегаторы не смогут самостоятельно менять тариф просто потому, что в данную минуту формируется некий повышенный спрос. А злоупотребления сразу будут в фокусе антимонопольной службы.
Штраф за неразмещение обязательной информации
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом говорят о том, что в автомобиле такси должна быть размещена следующая информация:
117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Статья 11.141 КоАП:
1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
За отсутствие обязательной информации на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.
Ответственность такси-сервисов
Из опубликованного документа следует, что сервисы заказа такси будут нести ответственность за передачу заказа перевозчику без соответствующего разрешения — в случае, если пассажиру или его имуществу был причинен вред во время поездки на такси. Предполагается, что ответственность будет солидарной с ответственностью перевозчика.
Сведения о перевозчиках и статусе их разрешений можно будет проверить через региональный реестр перевозчиков легковых такси, тогда как сведения о транспортных средствах, которые перевозчик вправе использовать — через региональный реестр легковых такси.
При этом ответственность не будет распространяться на такси-сервисы, которые вовремя уведомили уполномоченный орган об отсутствии технической возможности получения актуальных сведений из реестров, а уполномоченный орган не передал эти сведения другим способом не позднее чем за сутки до дня, в который был причинен вред.
Солидарную ответственность с перевозчиком служба заказа такси будет нести и в случае причинения вреда пассажиру, если водителем такси имеет статус самозанятого, однако его ОСАГО не смогло покрыть реальный ущерб от инцидента.
В обоих этих случаях сервис заказа такси вправе в дальнейшем взыскать сумму, выплаченную за причинение указанного вреда, в полном объеме непосредственно с лица, причинившего вред.
Полную ответственность перед пассажиром за вред, причиненный в результате поездки на такси, сервис заказа такси будет нести в том случае, если заказчик не был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика, или если данные были предоставлены корректно, однако в реестрах нет всех разрешающих статусов водителя.
Также для агрегаторов предлагается ввести ответственность за передачу заказов перевозчикам, игнорирующим нормы времени управления транспортным средством и отдыха.
Размеры штрафа за перевозку людей без лицензии
Если в автомобиле более 8 посадочных мест (не считая водительского), то за перевозку без лицензии штрафуют на гораздо большие суммы, по другой статьей КоАП РФ, 14.1.2.
Нарушение |
Наказание |
|||
Гражданин |
Должностное лицо |
Индивидуальный предприниматель |
Юрлицо |
|
Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии |
Штраф – 50 000 руб. |
Штраф — 50 000 руб. |
Штраф – 100 000 руб. |
Штраф – 400 000 руб. |
Новые понятия Закона о такси 2023
Итак, начнем с основных новых понятий, которые и раньше использовались в различных законах, но не было их официального разъяснения.
«Легковое такси» -понятие относится к легковому автомобилю, который используется для перевозки пассажиров и багажа. Основание для таких перевозок — публичный договор фрахтования. И, кстати, такое основание также закреплено впервые.
«Служба заказа легкового такси» — службой может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Особенность: такое юридическое лицо или ИП должно иметь право на осуществление деятельности службы заказа легкового такси. При этом, под деятельностью службы заказа такси понимается процесс по получению заказа легкового такси от лица, имеющего намерение заказать услугу такси (фрахтователь) и/или передачу такого заказа лицу, желающему оказать такую услугу (фрахтовщик), в результате между ними должен быть заключен публичный договор фрахтования легкового такси.
«Региональный реестр перевозчиков легковым такси» — информационный ресурс, в котором содержатся сведения о перевозчиках легковым такси, а также информация о предоставленных им разрешениях, в том числе о приостановлении, возобновлении и аннулировании действия таких разрешений.
«Региональный реестр легковых такси» — информационный ресурс, в котором содержатся сведения о транспортных средствах (машинах такси), соответствующих требованиям, предъявляемым к легковому такси.
«Региональный реестр служб заказ легкового такси» — информационный ресурс, в который включаются сведения о службах заказа легкового такси, а также информация о предоставлении им права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси, в том числе о приостановлении, возобновлении и аннулировании действия такого права.
«Разрешение» — электронный документ, на основании которого юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо (самозанятый) вправе осуществлять перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
Способы подачи заявления на выдачу разрешения
Заявление на получение разрешения ИП и самозанятые должны будут подавать по месту жительства, а юридические лица -по месту нахождения (юридическому адресу).
Заявление может быть подано любым заявителем:
- в форме электронных документов (или пакета документов), подписанных усиленной квалифицированной подписью — через уполномоченный интернет-портал, сервис или государственную систему. Самозанятые могут также подписывать заявление усиленной неквалифицированной подписью, сертификат ключа проверки которой создается по требованиям системы, через которую подается такое заявление;
- на бумажном носителе — непосредственно в уполномоченный государственный орган, через МФЦ или заказным письмом.
Какие новые требования ввели для водителей такси?
Законодатели вводят несколько серьёзных ограничений при допуске человека к работе на легковом такси.
Например, водитель, у которого накопится три (и более) неоплаченных штрафа за нарушение ПДД, не сможет управлять такси.
Если же гражданина лишили прав за нарушение правил, устроиться в такси сразу после восстановления удостоверения он не сможет. Придётся выждать годовой срок, чтобы выйти на работу.
Кроме того, теперь будет обязательным заключение договора между водителем и перевозчиком. Согласно тексту нового закона, водителем такси может быть индивидуальный предприниматель, которому выдали разрешение на легковые перевозки, либо самозанятый гражданин, который получил допуск и заключил договор с агрегатором.
Какие требования будут предъявлять к машинам такси?
Закон устанавливает правила как для внешнего вида такси, так и для внутреннего оснащения.
Так, машина должна иметь на кузове характерные «шашечки», а на крыше — оранжевый фонарь. Расцветка авто тоже должна быть характерной для службы такси, а конкретные параметры определят в каждом регионе отдельно.
В салоне на видном месте должен быть указан госномер автомобиля, наименование перевозчика, порядковый номер в реестре перевозчиков, а также данные о разрешении на осуществление перевозок.
Кроме того, пассажир должен иметь доступ к информации о водителе (ФИО) и номеру телефона перевозчика на случай возникших жалоб.
Также в машине у таксиста должна быть информация о действующих тарифах. Эти данные он обязан предоставлять пассажирам, если те этого требуют.
Лицензирование такси, как получить лицензию, процедура по шагам
Перевозка пассажиров не подлежит лицензированию. Заинтересованному лицу требуется только разрешение на работу. Его выдают организациям или ИП в органе, который на уровне субъекта федерации занимается регулированием отношений в сфере транспорта.
Потребуются следующие документы:
- заявление;
- паспорт гражданина (или уставные документы организации);
- свидетельство о регистрации машины;
- копия договора аренды или иного соглашения, если автомобиль не в собственности заявителя.
В заявлении должны быть следующие данные:
- Ф.И.О. ИП или наименование организации;
- юридический адрес;
- ИНН;
- контактные данные (телефон, электронная почта).
Государственные органы обязаны выдавать разрешения всем заявителям, которые имеют в собственности или в пользовании легковые автомобили.
Как получить лицензию на такси юридическому лицу?
Юридическое лицо, которое зарегистрировало таксопарк, как общество с ограниченной ответственностью (ООО), может также подать заявку на получение лицензии онлайн либо посетить одно из представительств государственных органов, оказывающих услугу по выдаче регистраций.
Перед подачей заявления, руководителю ООО, либо доверенному представителю нужно подготовить пакет документов, который включает документы:
- скан-копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
- скан-копия свидетельства о регистрации автомобиля;
- данные ОГРН юридического лица; данные ИНН юридического лица;
- если автомобиль не ваш – скан-копия договора лизинга, договора аренды или копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения автомобилем;
- скан-копия доверенности от юридического лица.
Когда нужные документы собраны, можно переходить к подаче заявления для выдачи разрешения на такси. Подавать заявку от имени юридического лица в 2023 году может непосредственный руководитель организации, либо один из сотрудников. В последнем случае работнику вместе с собранным пакетом уставных и регистрационных документов выдается доверенность, которая дает право на подачу заявки от имени ООО.
Не более одного заказчика в такси
Предлагается закрепить законодательно, что при перевозках пассажиров автомобилями-такси допускается наличие не более одного заказчика.
Не всем участникам рынка к настоящему моменту понятна эта формулировка. Есть предположения, что она не вводит запрет на посадку дополнительных пассажиров в такси после того, как первый заказчик сел туда и началась поездка.
Вместе с тем тот же «Яндекс Go» тестирует в России совместные поездки, когда двое клиентов по тарифу «Попутчик» могут ехать в одной и той же машине просто потому, что им по пути.
Судя по формулировке, предложенной в проекте постановления, подобные эксперименты могут быть заведомо заблокированы в Беларуси.
Проектом постановления предусмотрено, что автомобиль-такси (в том числе автомобиль-такси, выполняющий автомобильные перевозки пассажиров с использованием электронной информационной системы, когда оплата пассажиром выполненной автомобильной перевозки осуществляется наличными денежными средствами или с использованием банковской платежной карточки) должен быть оборудован программной кассой, используемой в сфере автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси или кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, прошедшим метрологическую оценку в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений и включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, с указателем режимов использования автомобиля-такси, другим дополнительным оборудованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, и средством контроля налоговых органов.
— Мы полностью поддерживаем ввод обязательства на использование программных касс при осуществлении перевозки пассажиров в случае оплаты поездки наличными денежными средствами. Но в этом случае ассоциация запрашивает информацию по поводу способа обеспечения деятельности программной кассы, возможности выдачи электронного документа на электронную почту пассажира при оплате поездки наличными средствами, — отметили в АПиД.