Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за выезд на встречную полосу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Очень часто водители встречают на дороге «не чистых» на руку инспекторов ГИБДД. С желанием получить свою выгоду, некоторые из них выполняют подмену понятий, когда квалифицируют правонарушение, сделанное водителем авто.
Уголовная ответственность
Любое нарушение Правил дорожного движения, повлекшее за собой тяжкие последствия, является основанием для привлечения водителя к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ.
Следует отметить, что статья 264 УК не содержит в себе упоминаний именно о выезде на встречную полосу. Дело в том, что данная статья предусматривает уголовную ответственность за любое нарушение ПДД, если в результате этого нарушения пострадали здоровье или жизнь других участников движения, в том числе и пешеходов. Так:
- ч.1 ст.264 УК предусматривает наказание за нарушение ПДД, если в результате был причинен тяжкий вред здоровью других участников движения. Санкция части 1 ст.264 УК предусматривает назначение наказания в виде либо лишения свободы до 3 лет, либо ограничение свободы до 2 лет, либо ареста до 6 месяцев. Дополнительное наказание в виде лишения водительских прав не является обязательным и применяется по усмотрению суда;
- ч.3 ст. 264 УК РФ предусматривает наказание за нарушение ПДД, если это нарушение повлекло за собой причинение смерти другому участнику движения. Санкция этой части предусматривает наказание либо в виде лишения свободы, либо в виде принудительных работ с обязательным лишением водительских прав независимо от вида основного наказания;
- ч.5 ст.264 УК РФ предусматривает наказание за нарушение ПДД, если это нарушение повлекло за собой причинение смерти двум и более участникам дорожного движения. Санкция этой части предусматривает наказание только в виде лишения свободы с обязательным лишением водительских прав на срок до 5 лет.
Выезд на встречную полосу: что считается выездом, статья ПДД, нарушения
Гладить против шерсти, плыть против течения — действия, несколько похожие на движение авто по встречке с той лишь разницей, что последнее деяние зачастую смертельно опасно и поэтому наказывается строго.
И хотя выезд на встречную полосу движения водителями часто обосновывается объективными причинами, в подавляющем числе случаев за выезд на встречку неминуемо следует расплата вплоть до лишения прав.
Подробнее о регламентируемых правилами ПДД случаях выезда на встречную полосу читайте далее в статье.
Что такое выезд на встречную полосу согласно ПДДВыезд на встречку без нарушенияШтраф за езду по встречной полосеОбъездЗаездНа перекрёсткеЧерез сплошнуюПри обгонеПовторныйКак обжаловать постановленияМожет ли камера зафиксировать нарушениеvar index=document.
Комментарии к ст. 12.15 КОАП РФ
1. Объектами рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, состоит в нарушении правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно в движении по обочинам или пересечении организованной транспортной или пешей колонны либо занятии места в ней.
Общие требования к расположению транспортных средств на проезжей части установлены разделом 9, встречного разъезда — разделом 11, пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — абз. 4 п. 2.7, в движении по обочинам — п. 9.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).
3. С объективной стороны ч. 2 данной статьи выражается в движении по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил.
Только в исключительных случаях, оговоренных Правилами, допускается движение транспортных средств по тротуару. Находясь в разрешенных случаях на тротуаре или пешеходной дорожке, водитель не обладает каким-либо преимуществом перед пешеходами, и на нем лежит полная ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения.
4. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает повышенную ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия. Пунктом 9.2 на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре и более полосы, запрещается выезжать для объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. В соответствии с Правилами препятствием является неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
5. По ч. 4 комментируемой статьи квалифицируется выезд в нарушение Правил на полосу, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи. Данной частью установлена повышенная ответственность за невыполнение пунктов 9.2, 9.3, 9.6, абз. 2 и 6 п. 11.4 раздела «Обгон, опережение, встречный разъезд», абз. 8 п. 15.3 раздела «Движение через железнодорожные пути» Правил. В соответствии с абз. 2 п. 11.4 Правил запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. Согласно абз. 6 п. 11.4 Правил обгон запрещен в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. В соответствии с абз. 8 п. 15.3 Правил запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства.
Кроме того, по ч. 4 комментируемой статьи следует квалифицировать противоправные деяния в виде выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1. Также по ч. 4 комментируемой статьи квалифицируется выезд на трамвайные пути встречного направления. Пункт 9.6 Правил предусматривает исключение из общего правила и устанавливает, что при наличии трамвайных путей попутного направления, расположенных слева на одном уровне, по ним допускается движение, когда заняты все полосы данного направления. При этом правилами запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления.
6. Субъектами правонарушений являются водители транспортных средств.
7. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 — 3, а также ч. 4 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) комментируемой статьи, рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 данной статьи могут рассматриваться также сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3). Дела по ч. 4 данной статьи (за исключением случаев фиксации административного правонарушения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме) рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Что такое выезд на полосу встречного движения
В идеале, автомашина должна всегда передвигаться по своей полосе и в одном направлении. На практике, это нереально, так как в процессе вождения приходится выполнять множество маневров – обгоны, перестроения, повороты и развороты. При совершении таких маневров почти всегда задействуются смежные полосы в попутном направлении или встречка.
В зависимости от условий обстановки и вида автодороги, разграничение между участками попутного и встречного движения может происходить следующим образом:
- условно, т.е. без нанесения какой-либо разметки, без установки ограждений (месторасположение машин встречных потоков определяется на усмотрение самих водителей, с учетом размера проезжей части и норм безопасности);
- в виде одинарной или двойной линии, прерывистой разметки (она наносится по согласованию с ГИБДД);
- в виде временных или постоянных ограждений, разграничивающих потоки (островки безопасности, бордюры, иные виды ограждений).
Объезд препятствий и выезд на встречную
Иначе говоря, объезд препятствия, коему в ПДД не дано точного определения. Однако, в КоАП указывается, что таковым можно назвать любой неподвижный предмет, мешающий движению прямо по предназначенной дорожной полосе, и который невозможно объехать справа.
Пробки и медленно едущие ТС, не позволяющие осуществлять более быстрое передвижение, не относятся к данной категории, и попытка объезда таких «препятствий» через встречную полосу с пересечением сплошной 1.6 карается штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей по ч. 3 статьи 12.15 КоАП РФ.
Статья 12.16 КоАП РФ предусматривает менее серьезное наказание за нарушение разметки на дороге с четырьмя полосами, предписывая водителям штраф не более 500 рублей.
Когда выезд на встречную полосу запрещен
Четырехполосная дорога
Как вы уже поняли из названия, что если данная трасса имеет четыре полосы, то на встречную полосу выезжать для совершения обгона или объезда строго запрещено, даже в том случае, если разметки и знаки присутствуют (отсутствуют).
В пункте 9.2. ПДД все подробно расписано. На дорогу с четырьмя полосами разрешается выезжать на встречку только в том случае, если необходимо свернуть или развернуться, что не запрещается дополнительными знаками (разметками).
Запрещающая дорожная разметка
Когда на трассе есть разметка, запрещающая ехать по встречной полосе, в таком случае, уже нет никакого значения, сколько полос имеет данная дорога (две или три полосы), выезжать на встречку нельзя, п. 9.3. излагает эту ситуацию более подробно.
Знак «Обгон запрещен»
Обгон – это на самом деле очень опасный маневр, который несет за собой неприятные последствия. Обгон не только является причиной для аварии, но и часто вызывает конфликт между водителем и инспектором ГАИ.
Причем, как всегда, виновник утверждает, что он был прав в данной ситуации, и обгоном это не считает.
В Правилах дорожного движения, в п. 1.10 говорится, что такое обгон: автомобиль, который выезжает на встречную полосу, для того чтобы опередить другие автотранспортные средства, водитель превышает скорость автотранспорта, который движется рядом со смежной полосой.
При наличии каких-либо разметок и нескольких полос, также запрещается выезжать на встречную полосу.
Если трасса двухполосная, то разрешается повернуть налево или развернуться. А вот обгонять на такой дороге запрещено, и за это водитель понесет существенное наказание. В п. 11.4. это все оговаривается.
Выезд на левую полосу трехполосной дороги
Здесь все то же самое, как и в предыдущих случаях, выезд на встречное направление дороги запрещен.
Довольно часто на дороге встречаются ситуации, которые сложно интерпретировать неопытному водителю. К ним относится выезд на встречную полосу при повороте налево. Поворот налево – это достаточно опасный маневр, которые нередко осложняется встречными поворачивающими машинами, за которыми не видно едущего потока. В результате водитель вынужден выезжать на встречную полосу, чтобы разглядеть, если ли помеха его движению, или нет. В этот момент едущие прямо машины с легкостью могут на большой скорости врезаться в поворачивающий автомобиль.
За встречную полосу штраф при таком нарушении будет серьезным. Ведь дорога, по которой едет водитель, не является главной. А значит,виноват в столкновении будет именно он. Приехавший инспектор ГИБДД также может оштрафовать водителя за выезд на встречную полосу. Так что, помимо дорогостоящего ремонта, на перекрестке можно нарваться и на крупный штраф. Чтобы этого не произошло, постарайтесь оставаться на своей полосе на время ожидания пустой дороги. Если вам не видны машины, которые движутся прямо, просто дождитесь запрещающего им движение сигнала, и только затем поверните.
Порядок оплаты штрафа
Как оплачивать штраф за выезд на встречную полосу? Государство дает возможность оплатить квитанцию с 50% скидкой. Для этого нужно зайти на сайт «Госуслуг» и оплатить штраф в течение 20 дней после получения. Эта льгота позволяет сэкономить достаточно большое количество средств, особенно если штраф равняется 5000 рублей. Штраф обычно приходит по почте (если нарушение было зафиксировано на камеру) или его лично выписывает сотрудник ГИБДД. Помимо оплаты на месте последнему, квитанцию также можно оплатить следующими способами:
- С помощью мобильного приложения.
- В банке.
- С помощью банкомата (например, в «Сбербанке»).
- На почте.
- С помощью банковских приложений.
Сделать это достаточно просто, ведь в квитанции уже указаны все реквизиты и номер штрафа, поэтому оплата занимает всего несколько минут. Платеж лучше не просрочивать, так как в этом случае вам придется заплатить полную стоимость. При задержке оплаты на срок от 60 дней и более владельцу автомобиля могут выписать административный штраф. При большой задолженности гражданину РФ могут отказать в выезде за границу или временно лишить водительских прав.
Что считается выездом на встречную полосу движения
Для начала разберемся, что понимается под полосой встречного движения. Это часть проезжей части, используемая для перемещения транспортных средств (далее — ТС) в направлении противоположном тому, в котором передним ходом движутся иные ТС.
Следовательно, выездом на встречную полосу движения будет считаться непродолжительное прямое следование авто по полосе, предназначенной для движения в обратном направлении, с целью возврата на свою полосу — например, при обгоне другого автомобиля.
На практике выездом на встречную полосу принято считать не пересечение разметки зеркалом, а пересечение колесами авто — для наказания достаточно, чтобы хотя бы одно колесо находилось на встречной.
Однако, если фиксация такого нарушения совершена камерами, работающими в автоматическом режиме — постановление выносится независимо от того, какой частью ТС пересечена сплошная.
Условия, при которых попадание во встречный поток не считается нарушением
Подобная ситуации только одна – это объезд по встречной полосе препятствия, преграждающего дорогу (автомобиль с выставленным аварийным знаком, рухнувшее дерево, оборванные электропровода). При этом должны выполняться условия:
- препятствие не должно двигаться. Не являются достаточными основаниями для обгона: дорожная пробка, медленно едущее авто, машина, которую остановил дорожный патруль;
- объезд невозможен с правой стороны и сотрудник дорожной полиции это зафиксировал. Иначе придется заплатить штраф как за обычный обгон при встречном движении;
- видеорегистратор фиксирует неподвижное препятствие. Если маневр объезда неподвижного объекта попадет в объектив дорожной камеры, то она зафиксирует нарушение и будет выписан административный штраф (5 тыс. руб.).
Выезд на встречную полосу движения — кто виноват и что с этим делать?
После того как в 2007 году в КоАП появились нормы, предусматривающие наказание за выезд на встречку, эта тема стала весьма актуальной. С одной стороны, водителей наказывают за то, что они своими действиями не только подвергают опасности свою жизнь и жизнь своих пассажиров, но также могут нанести вред лицам, находящимся в автомобиле, который едет по встречной полосе. С другой же стороны, многие предприимчивые инспекторы ДПС, пользуясь неграмотностью водителей в области правил дорожного движения и несовершенством законодательства, специально применяют данные нормы КоАП.
Иногда встречаются и такие случаи, когда инспекторы ДПС намеренно или по незнанию «путают» маневр по выезду на встречную полосу для обгона и разворот. В данной ситуации действия инспектора можно оспорить. Если мы совершаем выезд на полосу встречного движения, то речь идет о незначительном перестроении, если же водитель решил развернуться, то на полосе встречного движения оказывается как минимум часть корпуса автомобиля.
Еще один нюанс касается передвижения в зоне действия знака «Въезд запрещен». В большинстве случаев такой знак располагается на дороге с односторонним движением. Если водитель свернул в такую зону, то он не выехал на полосу встречного движения в соответствии со статьей 12.15, а лишь нарушил положения статьи 12.16, т. е. должен подвергнуться наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей. Если же он не только свернул, но еще и продолжает движение, то получается, что он двигается по встречной полосе дороги с односторонним движением — а за это уже полагается штраф в размере 5000 рублей или лишение права управление автомобилем на срок от 4 до 6 месяцев.
Кроме того, встречаются случаи вынужденного выезда на встречку, например во избежание столкновения с другим автомобилем. Хотя сотрудников ГИБДД данный факт волнует мало, именно это может являться основанием для освобождения от административной ответственности.
Водителю, которому встречается препятствие в пути, необходимо решить, как его объехать, не нарушив при этом ПДД. По обочине – нельзя (придется заплатить 1500 р.), остается один вариант – выезд на встречку, который в зависимости от ситуации разрешается либо нет.
Неподвижный объект, который мешает дальнейшему перемещению по проезжей части, считается препятствием на дороге (пункт 1.2 ПДД).
- выбоина, глубокий провал в асфальте;
- посторонний предмет (большой валун или сугроб, упавшее ветвистое дерево, аварийные ограждения);
- вышедший из строя, поврежденный автомобиль;
- ремонт дорожного полотна;
- ДТП.
При этом помехой не является:
- небольшие дорожные ухабы, камни, кирпичи, коробки, осколки стекла;
- остановившийся для высадки пассажиров автобус;
- автомобильные заторы;
- стоящий пешеход или машина.
Могут ли лишить прав за повторный выезд на встречку?
Возможность лишения прав за встречку зависит от обстоятельств, при которых было совершено нарушение, позиции водителя и прошедшего времени с момента выплаты предыдущего штрафа. Законом установлено, что повторным выездом считается тот, который был совершен в течение года после предшествующего наказания. Если промежуток превышает 12 месяцев, нарушение не будет считаться рецидивом, поэтому будут применены стандартные санкции.
Наказание за выезд на встречную полосу при рецидиве смягчается при стандартных условиях: отсутствие угрозы для жизни и здоровья окружающих, признание вины, наличие крайней необходимости и т. д. Например, если водитель ранее совершал разворот или неправильный объезд препятствий, суд может рассмотреть дело в индивидуальном порядке и обязать человека выплатить штраф.
При грубых нарушениях ПДД и отсутствии убедительной доказательственной базы участника могут лишить прав на год. Повышает риск наличие угрозы для жизни и здоровья других участников движения. Например, при пересечении сплошной и близком расположении пешеходного перехода вне зависимости от присутствия людей на нем в момент совершения нарушения будут выбраны наиболее строгие штрафные санкции.
Санкции за выезд на встречку зависят от способа регистрации нарушения. Если в процессе принимал участие сотрудник ГИБДД, высока вероятность лишения прав. Если нарушение было зафиксировано камерами, традиционно водитель получает штраф. При повторном выезде его размер составляет 5000 руб.
Условия запрета выезда на встречную полосу
Всего ПДД предусматривают три основных условия, при которых водителю будет грозить штраф за выезд на встречную полосу движения в 2021 году. А именно:
- Опережение транспортного средства через сплошную линию разметки на трассе с 2-мя или 4-мя полосами, при отсутствии знака «Обгон разрешен»;
- Пересечение непрерывной черты, разделяющей двухсторонний поток, под запрещающий указатель 3.20;
- Выезд на встречную полосу на особых участках дороги (пешеходный переход, аварийная зона, крутой спуск/подъем, резкий поворот или перекресток).
Иные варианты опережения транспорта через сплошную линию разметки будут считаться спорными, и ответственность за них водитель понесет лишь при условии, что инспектор ГИБДД докажет его виновность в суде.
Суммы штрафов за различные виды нарушений
Пересечение сплошной линии разметки, разделяющей трафик на два односторонних потока, происходит ввиду разных обстоятельств, в зависимости от которых и будет устанавливаться сумма материального взыскания. Всего КоАП РФ предусматривает 4 возможных варианта:
- Объезд препятствия. В данном случае подразумевается выезд на встречную полосу или трамвайные пути с целью минования автомобильной пробки. Расценивается такой маневр сотрудниками ДПС от 1000 до 1500 рублями штрафа;
- Разворот или съезд с дороги с предварительным пересечением непрерывной полосы разметки. В соответствии со ст. 12.16 КоАПа, смена направления движения и поворот налево через одинарную или двойную линию караются материальным взысканием в размере от 1000 до 1500 тысяч руб.;
- Опережение транспортного средства с использованием реверсивной полосы. Это наиболее частое нарушение, попадающее в объективы дорожных камер ГИБДД, за которое КоАП предусматривает наказание в виде выплаты 2000 — 5000 рублей или лишения прав на срок от 4 до 6 месяцев;
- Повторная остановка ТС при игнорировании п. 9 настоящих правил. Попав на видеофиксацию инспектора ГАИ второй раз за короткий промежуток времени, водитель понесет ответственность в виде ареста водительского удостоверения на период до 1 года.
В каких случаях за выезд на встречку полагаются штрафы и лишение корочки с 1 января 2021 года на территории Российской Федерации, мы выяснили. Далее рассмотрим несколько обстоятельств, при которых протокола можно избежать, благодаря спорности ситуации.