Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Препятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 171 УК).». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конституция также гарантирует право граждан на получение объективной информации. Любые формы влияния на журналистскую деятельность преследуются по закону, что грозит обвиняемому уголовной ответственностью.
Комментарий к Ст. 144 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона характеризуется действием в виде воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста одним из двух указанных в законе способов: а) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к распространению информации либо б) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к отказу от распространения информации. Объектом воздействия при этом может выступать как сам журналист, так и его близкие.
2. Преступление является оконченным с момента совершения действий по воспрепятствованию законной профессиональной деятельности журналиста независимо от их фактической успешности.
3. Части 2 и 3 предусматривают квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. Реально примененное к журналисту или его близким насилие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, следует квалифицировать по совокупности со ст. 111 УК; менее тяжкие виды вреда здоровью охватываются ч. 3 комментируемой статьи.
Нарушение равноправия граждан
Нарушение равноправия граждан (ст. 136 УК). В соответствии с положениями Всеобщей Декларации прав человека (ст. 1, 2) и Конституции РФ (ст. 19) все граждане равны перед законом и судом независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Установление уголовной ответственности за нарушение равноправия граждан выступает в качестве уголовно-правовой гарантии реализации соответствующего конституционного положения.
Объект преступления — совокупность общественных отношений, связанных с реализацией гарантированного Конституцией РФ принципа равноправия граждан независимо от их половых, расовых, национальных, религиозных и других признаков.
Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов
Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142 УК). Объект преступления аналогичен основному объекту деяния, предусмотренного ст. 141 УК. Предмет посягательства — избирательные документы и документы референдума. К ним относятся списки избирателей, избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, подписные листы и другие, перечень, форма и порядок оформления которых устанавливается законом.
Объективная сторона состоит в совершении одного из перечисленных в диспозиции ст. 142 УК действий:
а) фальсификация избирательных документов;
б) фальсификация документов референдума;
в) неправильный подсчет голосов;
г) неправильное установление результатов выборов, референдума;
д) нарушение тайны голосования.
Фальсификация документов предполагает внесение в них заведомо ложных сведений, изготовление поддельных документов, внесение в них исправлений, составление их от имени вымышленных лиц и т.д.
Неправильный подсчет голосов означает искажение результатов голосования, т.е. заведомо неверное определение количества голосов, поданных «за» или «против».
Неправильное установление результатов выборов, референдума — это заведомо неверный вывод об итогах выборов, референдума.
Нарушение тайны голосования —это совершение деяния, в результате которого создается возможность ознакомления соответствующих лиц с волеизъявлением избирателя или гражданина, участвовавшего в референдуме. Например, отсутствие кабин для голосования на избирательном участке, наблюдение за действиями граждан в избирательных кабинах, опрос голосующих или участвующих в референдуме.
Состав преступления формальный, т.е. оно является оконченным в момент совершения одного из вышеперечисленных деяний.
Субъективная сторона — прямой умысел. Субъект специальный: члены избирательных комиссий, инициативных групп или комиссий по проведению референдума.
Нарушение неприкосновенности жилища
Нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК). Статья 25 Конституции предоставляет и гарантирует гражданам России право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Объект нарушения неприкосновенности жилища: основной — совокупность общественных отношений, связанных с реализацией названного конституционного права граждан РФ; факультативный — здоровье личности.
Объективная сторона выражается в незаконном проникновении в жилище, совершенном против воли проживающего в нем лица. Если проникновение в жилище осуществляется с соблюдением требований закона (например, при производстве обыска с санкции прокурора), состав преступления отсутствует.
Жилищем является помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (квартира, дача, дом, комната в общежитии и т.д.). Проникновение может осуществляться любым способом — открыто, тайно, с преодолением препятствий или без такового, но всегда против воли проживающих в нем лиц.
Преступление является оконченным с момента незаконного проникновения в жилище.
Субъективная сторона — вина в виде прямого умысла. Цели и мотивы могут быть различными. Если лицо незаконно проникает в жилище с целью совершения хищения, его деяние следует квалифицировать как кражу, грабеж или разбой, совершенные с незаконным проникновением в жилище соответственно по п. «в» ч. 2 ст. 158; п. «в» ч. 2 ст. 161 или п. «в» ч. 2 ст. 162 УК.
Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Часть 2 ст. 139 УК предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, совершенное с применением насилия или угрозой его применения. Составом рассматриваемого преступления охватывается нанесение потерпевшему побоев и причинение его здоровью легкого вреда. Причинение более тяжкого вреда здоровью потерпевшего требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления является совершение его лицом с использованием своего служебного положения (например, должностным лицом).
Подобными действиями могут являться не только принуждение на сокрытие тех или иных сведений, но также искажение их либо замена иными. 144 статья предусматривает наказание за любые вмешательства в работу прессы. Но если журналиста скрыть или подменить информацию принуждает человек, обладающий весовыми должностными полномочиями, срок лишения свободы или денежный штраф будет более существенным. Так, статья 144 ч. 2 говорит о наказании в виде штрафа до трехсот тысяч рублей либо лишения свободы до двух лет.
О том, каким образом может быть ограничена свобода мысли и слова, сказано в Федеральном законе («О СМИ»). Это может быть и прямое или косвенное вмешательство в профессиональную жизнь журналиста, и незаконное прекращение деятельности СМИ. Юридическую ответственность за посягательство на свободную деятельность представителей прессы устанавливает 144 статья. Административное законодательство предусматривает конкретизацию этих положений.
Следует сказать, что запрет на цензуру имеет и негативное влияние на общество. В СМИ еще несколько лет назад значительно чаще, чем сегодня, встречались материалы порнографического или экстремистского характера. Но распространение подобной информации благодаря поправкам в УК также уголовно наказуемо. В этом и заключается специфика преступления, о котором идет речь в этой статье. Журналисту препятствовать нельзя, однако лишь в том случае, если он действует законно.
В 1997 году на Европейском семинаре, который был посвящен укреплению независимости средств информации, обсуждалась острая необходимость уголовного наказания за вмешательство в журналистскую деятельность. Актуальность темы была обусловлена тем, что представители прессы нередко становились жертвами насилия, пыток, угроз и похищения. Во Всеобщей декларации прав человека сказано, что информация представляет собой одно из основных прав человека.
У каждого преступления есть жертва. На юридическом языке она называется объектом. Вмешательство в журналистскую деятельность карается по закону, о чем и гласит статья 144. Что означает это преступление и кто от него страдает? Объектом в этом случае является как профессиональная деятельность журналиста, так и свобода получения информации, о которой сказано в Конституции.
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 16 (ред. от 29.06.2021)
«О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 (ред. от 29.06.2021)
«О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 02.06.2016 N 154-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О Российском Фонде Прямых Инвестиций»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
«О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы»
-
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 12.07.2021)
«Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)
-
Указ Президента РФ от 17.05.2021 N 286
«Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге» (вместе с «Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге»)
Комментарии к статье:
1. Объективная сторона характеризуется действием в виде воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста одним из двух указанных в законе способов: а) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к распространению информации либо б) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к отказу от распространения информации. Объектом воздействия при этом может выступать как сам журналист, так и его близкие.
2. Преступление является оконченным с момента совершения действий по воспрепятствованию законной профессиональной деятельности журналиста независимо от их фактической успешности.
3. Части 2 и 3 предусматривают квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. Реально примененное к журналисту или его близким насилие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, следует квалифицировать по совокупности со ст. 111 УК; менее тяжкие виды вреда здоровью охватываются ч. 3 комментируемой статьи.
В чем заключается препятствование
Согласно статье 144 Уголовного Кодекса РФ, это одна из разновидностей преступного деяния. Пример подобных действий – когда журналистов принуждают к распространению каких-либо сведений, либо насильно заставляют отказаться от выполнения такой работы.
Порядок профессиональной деятельности журналистов в этом случае становится главным объектом для преступления. В законе перечисляют широкий перечень действий, которые относят к нарушениям в этом направлении. Но именно уголовная ответственность предусматривается за принуждение специалистов к распространению, либо отказ соглашаться на определённые требования.
Потерпевшим будет признано лицо, имеющее соответствующий профессиональный статус:
- Штатных сотрудников, которые собирают информацию для различных средств массовой информации. При этом продукция распространяется исключительно в рамках одного предприятия.
- Авторов, которые признаются внештатными сотрудниками, могут получать от администрации какие-либо поручения.
Внимание! Ответственность возрастает для тех, кто пользуется служебным положением при совершении преступления.
Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, – наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Сообщение о преступлении
Это понятие использует далеко не одна статья (144, 145 УПК РФ). Что означает «сообщение о преступлении»? Данный термин используется в нормах в трех значениях.
- В частях 1 и 5 нормы 144 УПК РФ сообщением о преступлении считается не только повод для начала производства, но и любой иной. К последним, в частности, относят явку с повинной и заявление.
- Часть 2 144-й статьи указывает только на определенную разновидность сообщения о готовящемся либо уже совершенном противоправном деянии, полученного от разных источников. В соответствии с нормой 143 составляется рапорт о выявлении признаков преступления.
- Часть четвертая ст. 144 сообщение о преступлении называет заявлением — поводом для начала производства по делу, предусмотренному ст. 140 и 141.
Особенности мероприятий по оценке
К числу лиц, которые уполномочены принимать и оценивать сообщения о преступлениях (совершенных или только готовящихся) по статье УПК относятся:
- следователь;
- начальник следственного органа;
- должностное лицо службы дознания.
Лица, получившие сообщения о преступлении, обладают рядом полномочий при их рассмотрении, описанных в части первой 144 статьи УПК:
- получать разъяснения и различные образцы для исследования;
- требовать предметы и документы;
- производить изъятие;
- назначить экспертизу и участвовать в ней, получать экспертные заключения;
- исследовать документы;
- осматривать труп и место происшествия;
- привлекать специалистов и т. д.
Они должны предупредить участников следственных действий (если требуется) о неразглашении полученных сведений. Если требуется, то обеспечивается безопасность участника. Информация, полученная из сообщения о преступлении, при рассмотрении может впоследствии использоваться как доказательство.
При поступлении в СМИ сообщения о преступлении по требованию уполномоченных органов редакция обязана выдать все материалы и документацию, а также предоставить сведения о лице, давшем извещение, если он не посчитал нужным остаться неизвестным (часть 2 статьи 144 УПК).
Указанный в 144 статье УПК период рассмотрения сообщения о преступлении (трое суток) продлевается до 10 суток, а в случаях необходимости проведения всевозможных проверок и мероприятий оперативными сотрудниками – до одного месяца (обязательно указываются причины продления).
Комментарий к статье 144 УК РФ
1. Статьей 29 Конституции гарантированы свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. Реализация этого права во многом сопряжена с профессиональной деятельностью журналистов.
Потерпевшим от этого преступления является журналист, выполняющий свой профессиональный долг.
Под профессиональной деятельностью журналистов понимаются редактирование, создание, сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ на основе трудовых или иных договорных отношений журналиста с редакцией зарегистрированного СМИ либо по ее уполномочию (см. ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации») (в ред. от 14.06.2011) .
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3535.Профессиональная деятельность журналистов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».
2. Объективная сторона преступления выражается в деянии в форме воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста, а также характеризуется способом воспрепятствования — принуждением к распространению либо к отказу от распространения информации.
Воспрепятствование — это противодействие со стороны других лиц путем принуждения журналистов к распространению информации. Принуждение может быть осуществлено как путем воздействия на орган массовой информации: угроза прекращения или приостановления его деятельности, уничтожение тиража или его части и иные подобные деяния, так и путем воздействия на самого журналиста. В частности, принуждение может выразиться в применении к самому журналисту или его близким насилия, в угрозе его применения, в уничтожении или угрозе уничтожения имущества, угрозе увольнением, понижения в должности, шантаже, т.е. угрозе разглашения нежелательных сведений и других действиях, нарушающих законные права и интересы журналиста (распространения сведений, порочащих журналиста и его близких), и т.д.
Причинение вреда иным объектам при воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов потребует квалификации по совокупности преступлений.
Под распространением информации понимается любая форма доведения ее до неопределенно большого круга лиц, массового потребителя: опубликование, выступление по радио, по телевидению и т.п.
3. Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения самого деяния независимо от того, удалось ли добиться от журналиста распространения или отказа от распространения той или иной информации.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
5. Субъект основного состава преступления — общий. Им является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. В квалифицированном составе субъект специальный — должностное лицо СМИ, где работает журналист, или любое иное лицо, обладающее служебным положением, которое используется для воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста.
6. Частью 3 комментируемой статьи предусмотрен особо квалифицированный состав воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов. К особо квалифицирующим признакам рассматриваемого преступления законодатель отнес применение насилия к журналисту или его близким либо повреждение или уничтожение их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.
Применение насилия в данном случае охватывает насилие любого характера и причинение легкого вреда здоровью и вреда здоровью средней тяжести. Причинение тяжкого вреда здоровью при совершении деяния требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК.
По ч. 3 комментируемой статьи следует квалифицировать деяние не только в тех случаях, где насилие реально применено, но и тогда, когда имело место угроза применения насилия.
Под уничтожением имущества следует понимать приведение его в полную негодность для использования по целевому назначению при невозможности восстановления имущества. Повреждение же предполагает приведение имущества в частичную негодность или полную негодность, но при возможности восстановления.
Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Главная характеристика
В случае поступления сообщения о правонарушении уполномоченное лицо должно в обязательном порядке оценить качество информации.
Должны быть даны ответы на следующие насущные вопросы:
- выступает ли заявитель по форме и по существу;
- являются ли полученные факты действительными, а сведения достоверными;
- имеет ли совершенное действие признаки преступления;
- можно ли приписать правонарушение к какой-либо статье действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации;
- нужно ли организовывать комплекс мероприятий для предотвращения последствий противоправного действия;
- необходимо ли оказать пострадавшей стороне квалифицированную помощь или, как минимум, моральную поддержку;
- нужно ли установить действительного нарушителя;
- поступили ли в обработку сведения о противоправном действии, которые сами по себе не представляют угрозу общественности из-за незначительности;
- относится ли рассмотрение к компетенции контролирующих органов;
- нужно ли передать дело органам территориальной подсудности.
Стоит отметить, что центральным вопросом в рамках рассмотрения поступившего сообщения считается выявление объективных оснований для возбуждения уголовного дела по УК РФ.
Похожие записи:
-