Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательство о межевании земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
И похожих вопросов у соседей сейчас будет все больше. В России действует закон, по которому в ближайшие четыре года все участки должны быть официально оформлены в своих четких границах. В том же Подмосковье, как нам сообщили в региональном Министерстве имущественных отношений, до 2027 года в планах выверить и закрепить границы полутора миллионов объектов недвижимости.
В чем суть закона о межевании участков
«Вводится обязательный кадастровый учет земельных участков. Их купля-продажа допускается исключительно при осуществлении государственного кадастрового учета», – пояснил юрист Алихан Ибрагимов.
По данным Росреестра, постановка на кадастровый учет бесплатна, но нужно оплатить госпошлину. Документы можно подать в МФЦ, онлайн на госуслугах или в личном кабинете на сайте самого Росреестра. Этот закон – федеральный, и межевать сейчас активно начинают по всей стране.
Плюсы и минусы межевания
По мнению экспертов, плюсов земельного участка без межевания нет, а вот минусов много. Отсутствие границ земельного участка может привести к юридическим проблемам с землей. «Например, это могут быть споры с соседями по границам земельного участка (все хотят больше грядочек). Собственник участка без точных границ может лишиться кусочка своей земли», — предупредила эксперт Кадастровой палаты.
Грамотно проведенная процедура межевания станет сильным правовым подспорьем в случае возникновения спора между владельцами двух соседних участков.
Продать такой участок будет сложнее — вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ, а потом заниматься этим самостоятельно. Поэтому уточненные границы делают земельный участок привлекательнее для покупателей как с точки зрения закона, так и ценовых характеристик.
Также межевание помогает исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. «Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. А ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога», — пояснила Марина Рыцарева.
Процедура позволяет получить разрешительную документацию для строительства или проложить коммуникации на участке, добавила Ольга Полубкова. Только после уточнения границ и внесения их в реестр земельный участок становится индивидуально-определенным объектом на местности и его границы и координаты охраняются законом.
К минусам межевания можно отнести лишь затраты — временные (на это уйдет 10–14 рабочих дней) и финансовые (услуга платная).
Закон о межевании земельных участков 2020
В правила, по который собственник земли может полноценно пользоваться своими владениями регулярно корректируются. Например, в 2020 году вступил в силу новый законопроект о бесплатном межевании земельных участков. Это решение было оформлено в виде поправок в действующий Земельный Кодекс РФ и стало обязательным. Теперь каждый собственник земли должен обратиться к кадастровому инженеру и провести межевание.
Устанавливать границы участка, разрабатывать межевые планы вправе специалисты, имеющие лицензию, допуск СРО и состоящие в реестре кадастровых инженеров. Замеры территории осуществляются с помощью специального оборудования. К тому же стоимость лицензии тоже достаточна высока. Это и объясняет высокий размер оплаты за процедуру. Для большинства владельцев участков этот фактор становится основным препятствием для проведения межевания.
Межевание земельного участка 2022: Закон
Новый федеральный закон о межевании участков в 2022 году делает возможным устанавливать границы и вносить сведения в ЕГРН бесплатно. Это решение было оформлено в форме поправок в Земельный Кодекс и стало обязательным для определенных регионов. Собственники земли в установленных областях, которые используют участки согласно их целевому назначению, обязаны будут провести межевание и зарегистрировать межевой план, если они планируют осуществлять сделки с объектом.
Комплекс кадастровых работ по определению границ в этом случае выполняется бесплатно. Оплата услуг геодезической компании производится за счет муниципальных либо бюджетных средств. Согласно закону о межевании 2022 года, сроки процедуры не должны превышать двух месяцев.
Важно помнить, что бесплатно размежевать землю можно в рамках пилотного проекта Росреестра. В эту программу не вошли Москва и Санкт-Петербург. Госрегистратор заключил договор на проведение межевания за счет бюджетных средств с тринадцатью регионами России. Субсидии выделяются в рамках реализации соответствующей Федеральной целевой программы.
Получить в собственность участок от муниципалитета бесплатно можно:
- Выкупить землю на торгах — в этом случае вы становитесь собственником уже размежеванной земли;
- Участок попадает под комплексные кадастровые работы — межевание проводится на определенной территории за счет государства.
Межевание дачного участка: Обязательно или нет
Межевание дачного садового участка процедура не обязательная, но желательная. Согласно Земельному кодексу, каждый ЗУ должен иметь четко установленные границы. В этом случае надел рассматривается как юридически обособленный объект, с которым можно проводить различные правомерные действия. Если границы надела не определены и не зафиксированы документально, на него или его часть могут претендовать другие собственники.
Чтобы исключить возникновение пограничных конфликтов лучше провести межевание и зарегистрировать точные координаты своих владений в документах и ЕГРН. На сегодняшний день ни в одном законопроекте не указано точных сроков, когда нужно размежевать землю.
Что касается новообразованный участков, то купить или продать их без межевания не получится. С вступлением в силу ФЗ РФ № 267, внесшим поправки в закон о дачной амнистии, большинство дачников заинтересовались возможностью бесплатного межевания. Воспользоваться такой возможностью могут владельцы участков, расположенных на территории СНТ и используемых для ведения садоводства или огородничества в личных некоммерческих целях.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
- Заказчик имеет право:
- Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
- Заказчик обязан:
- Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
- Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
- Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
- Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
- Исполнитель имеет право:
- Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
- Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
- неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
- если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
- Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
- В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
- При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
- Исполнитель обязан:
- Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
- Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
- Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
- В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
- Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
- Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.
- При наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые сторона по настоящему Договору оферты не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, срок исполнения обязательств в соответствии с настоящим Договором отодвигается соразмерно времени, в течение которого продолжают действовать такие обстоятельства, без возмещения каких-либо убытков. К таким событиям чрезвычайного характера, в частности, относятся: наводнения, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, оседание почвы, иные явления природы, эпидемия, пандемия, а также война или военные действия, террористические акты; перепады напряжения в электросети и иные обстоятельства, приведшие к выходу из строя технических средств какой-либо из сторон.
- Сторона, для которой создалась ситуация, при которой стало невозможно исполнять свои обязательства из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, обязана о наступлении, предположительном сроке действия и прекращения этих обстоятельств незамедлительно (но не позднее 5 (пяти) рабочих дней) уведомить в письменной форме другую сторону.
- В случае спора о времени наступления, сроках действия и окончания обстоятельств непреодолимой силы заключение компетентного органа в месте нахождения соответствующей Стороны будет являться надлежащим и достаточным подтверждением начала, срока действия и окончания указанных обстоятельств.
- Неуведомление или несвоевременное уведомление стороны о начале действия обстоятельств непреодолимой силы лишает ее в дальнейшем права ссылаться на них как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему Договору.
- Если обстоятельства непреодолимой силы и/или их последствия продолжают действовать более 30 (тридцати) календарных дней подряд, то Договор, заключенный на условиях настоящей Оферты, может быть расторгнут по инициативе любой из сторон путем направления в адрес другой стороны письменного уведомления.
- Исполнитель соблюдает режим конфиденциальности всей информации, полученной от Заказчика в процессе оказания юридических услуг и уполномоченных им лиц, конфиденциальность личной информации Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.
- Заказчик уведомлен и соглашается с тем, что он отправляет информацию по незащищенным каналам электронной связи компьютерной сети общего пользования, и Исполнитель не несет ответственность за сохранность информации, передаваемой по таким каналам электронной связи.
- Письменная консультация, письменные документы (заявления, письма, жалобы, претензии и иные по запросу Заказчика), подготовленные Исполнителем, высылаются Заказчику на электронный адрес, указанный им в Онлайн-заказе юридических услуг. Заказчик не вправе использовать полученные от Заказчика документы для распространения среди неограниченного круга лиц и публикации на интернет-ресурсах.
- Акцептируя настоящую Оферту, Заказчик выражает своё согласие Исполнителю обрабатывать свои персональные данные, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол, место работы и должность, почтовый адрес, домашний, рабочий и мобильный телефоны, адрес электронной почты, иные сведения, предоставленные для оказания услуг, включая сбор систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение, для проведения исследований, направленных на улучшение качества услуг Исполнителя, маркетинговых акций, стратегических исследований и для продвижения услуг Исполнителя путём прямых контактов с Заказчиком с помощью различных средств связи, включая, но не ограничиваясь: почтовую рассылку, электронную почту, информационную сеть Интернет. Заказчик выражает согласие Исполнителю на обработку своих персональных данных с помощью автоматизированных систем управления базами данных и иных программных средств. Заказчик не возражает против передачи Исполнителем своих персональных данных третьим лицам, если это необходимо для реализации настоящего Договора.
- Согласие Заказчика на сбор и обработку его персональных данных является бессрочным и может быть отозвано путём направления Исполнителю письменного заявления.
Нужно ли межевание при наличии свидетельства о праве собственности на землю?
До 2016 года свидетельство о праве собственности являлось единственным правоустанавливающим документом. Несмотря на изменения в законодательстве эти документы не утратили юридическую силу. После 15 июля 2016 года вместо свидетельства собственники получают выписку из ЕГРН. Если земельный участок прошел регистрацию в Реестре, то он по умолчанию прошел процедуру установления и закрепления границ. Приложением к выписке идет план участка, подтверждающий факт успешно проведенного межевания.
Если у вас на руках имеется свидетельство о праве собственности и кадастровый паспорт на землю, в котором указаны координаты установленных границ, межевание проводится только в исключительных случаях, оговоренных кадастровым законодательством:
- При перераспределении земли: объединении нескольких участков в один или разделении на несколько землевладений.
- При возникновении земельных споров, разрешаемых в судебном порядке.
- При устранении реестровых ошибок.
Согласование межевания с соседями
До начала процедуры межевания нужно получить согласие от владельцев смежных землевладений. Для этого готовится письменное уведомление, в котором указывается дата и время межевания, цель проведения, информация о кадастровом инженере. Соседи должны дать письменное согласие на этом документе, указав паспортные данные. Если межуемый участок располагается в дачном или садовом товариществе, дополнительно понадобится разрешение от Председателя Правления.
Кадастровым законодательством допускается несколько вариантов уведомления владельцев смежных участков о предстоящем межевании:
- Согласование в индивидуальном порядке. Самый простой и доступный способ, осуществим для соседей, с которыми вы не имеете разногласий по границам. Нужно получить подписи в акте согласования, а после этого можно доверить работы на участке кадастровому инженеру.
- Письменное извещение. Если у вас несколько соседей, которые не согласны с текущими границами, используйте этот вариант. Собственников смежных участков извещают о предстоящем собрании, на котором будет решаться вопрос о местоположении границ. Кадастровый инженер заполняет шаблон извещения и передает собственникам смежным землевладений под расписку. Извещение также можно направить по почте – на адрес, указанный в выписке из ЕГРН по смежным ЗУ.
- Публикация в местных СМИ. Нужно помнить, что для этого подойдет не любая газета, а только официальный печатный орган местной власти, в котором регулярно публикуются муниципальные правовые акты и иная официальная информация. Извещение путем публикации в СМИ допустимо лишь в некоторых случаях: если в выписке из ЕГРН на смежные участки отсутствует адрес собственника, если смежный участок располагается в границах ведения садоводства/огородничества, входит в состав земель сельскохозяйственного назначения либо если количество собственников больше 5.
Порядок согласования местоположения границ.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
- получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Документы об извещении прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Обратите внимание: необходимо помнить, что извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано не позднее 30 дней со дня проведения данного собрания. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.
Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.
Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:
- Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.
- Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
- в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
- имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).
При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.
Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.
Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.
В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.
- Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
- признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
- установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
- обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
- Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.
Официальная процедура, а которой идет речь в этой статье, достаточно сложный процесс не просто по времени, но и по средствам. Сначала должен провести работу геодезист, затем начинается сбор справок, оплачивается госпошлина, а также нужны деньги на прочие расходы. По сути, в завершении хозяин земли потратит 20-25 тысяч рублей, если говорить о дачной территории, и порядка 40 тысяч, если речь идет о больших участках в селах, поселках.
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ БЕСПЛАТНОЕ МЕЖЕВАНИЕ?
Не глядя на повышенную стоимость процедуры, в законе существует некий нюанс, позволяющий прилично сэкономить. Хозяева участков, которые не числятся на кадастровом учете, могут межевать земельную территорию бесплатно, в частности расходы на себя берут муниципальные органы. Также известно, что сделать бесплатную процедуру – позволено до 2020 года, после финансовые аспекты будут касаться тех, кто не особо торопился, и ничего не успел.
Инициатором периодически выступает хозяин участка, а также чиновники. От землевладельца требуют только необходимые бумаги, а также доступ к обозначенной территории. Вдруг о проведении обязательного межевания на дачах просите Вы или кто-то из соседей, то временные рамки согласовываются, и приходит письменное уведомление.
Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Новое в законодательстве начинается с определения понятия участка. Под ним теперь подразумевается надел с точно обозначенными границами, внесёнными в госреестр, оформленным правом собственности. С июня 2015 власти получили право самостоятельно, без разрешения собственников уточнять границы, принадлежащей ему земли, то есть осуществлять процедуру межевания. Это позволит сократить время на реализацию госпрограммы по постановке на учёт незарегистрированных дачных участков.
Повлиять на сроки или время проведения процедуры собственники дачных участков не могут. Однако землевладельцы могут присутствовать при её проведении. Всеобщее уточнение и закрепление границ призвано решить споры между соседями.
Закон о бесплатном межевании регламентирует необходимость оповещения собственников наделов. График работы специалистов можно узнать в муниципалитете или следить за информацией в СМИ. Если данные о границах надела не были внесены в госреестр, есть большая вероятность, что они могут измениться. Обжаловать такое решение можно будет только через суд.
Таким образом, забивая в строку поиска запрос «бесплатное межевание земли кому положено», можно считать, что ответ на него будет: всем. Важно лишь, не пропустить момент, когда комиссия муниципалитета будет проводить разграничение.
Кто оплачивает межевание садового участка
Легализация земельных участков становится обязательной с наступления 2018 года. Без плана участка, внесённого в госреестр, невозможно будет осуществить с наделом никакие юридические действия, то есть купить, подарить, продать, прочее.
Сделать межевание земельного участка бесплатно можно, обратившись к администрации города. Во всех остальных случаях владелец участка будет оплачивать услуги по землеустройству самостоятельно. Чтобы получить помощь специалиста, придётся заключить соглашение. Помимо договора, землевладелец должен представить нижеперечисленные бумаги:
- документы, подтверждающие наличие собственности, справку из кадастра, кадастровый план;
- техпаспорт, если на участке расположено строение;
- доверенность, если межевание осуществляет представитель землевладельца.
Сама процедура достаточно дорогостоящая. Однако, обращаясь к профессионалам, вы получите высокий уровень сервиса, тогда как под работу муниципальных сотрудников придется подстраиваться.
В каких случаях проводится межевание земельного участка?
Межевание земельного участка может проводиться в различных случаях, которые подразделяются на две категории.
Во-первых, межевание проводится при образовании земельного участка, например, при создании садоводства (садового некоммерческого товарищества — СНТ, ссылаясь на Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ) на землях сельскохозяйственного назначения, т.е. в случаях создания земельного участка, грубо говоря, «из ничего», — из неразграниченных земель. В таком случае границы земельного участка устанавливаются впервые, что в настоящее время встречается не очень часто.
Вторая группа случаев относится к уже существующим земельным участкам. Межевание таких участков проводится с целью уточнить их границы, установить точное местоположение и площадь. Зачастую, собственники имеют на руках документы на земельные участки, в которых отсутствуют координаты их границ, либо не указано точное местоположение земельного участка, поэтому необходимо уточнить границы земельного участка и произвести все необходимые действия для того, чтобы государство понимало, что земельный участок находится именно там, где он сейчас есть и принадлежит именно вам, а не вашему соседу.
Также в случаях уточнения границ (вторая группа случаев проведения межевания в нашей статье) стоит отметить обратную процедуру — вынос границ земельного участка в натуру. Имея на руках результаты процедуры межевания земельного участка, вы без труда сможете восстановить нарушенные границы на местности, вынести те самые координаты в натуру и избежать при этом споров с соседями или же с органами власти.
Межевание земель общего пользования в СНТ
Вопрос межевания земель общего пользования в садоводческих товариществах (СНТ) вызывает много споров и неоднозначных мнений. Многие садоводы задаются вопросом: «Это правда, что в 2024 году по закону 217-ФЗ о садоводстве нужно будет межевать земли общего пользования?»
Ответ на этот вопрос неоднозначен. Нет явного указания в законе о необходимости межевания земель общего пользования в СНТ. Однако некоторые специалисты считают, что для оформления садоводческих участков нужно проводить межевание земель общего пользования.
Почему возникла такая неопределенность? Дело в том, что до принятия закона 217-ФЗ в 2024 году владение земельными участками в СНТ регламентировалось другими нормативными актами. Принятие нового закона вызвало много вопросов и недоразумений в отношении прав садоводов на землю общего пользования.
Таким образом, вопрос о необходимости межевания земель общего пользования в СНТ пока остается открытым. Но садоводы должны помнить, что если земли общего пользования формально не принадлежат им лично, то у них нет права оформлять эти участки без проведения межевания.
Если садоводы не знают, как оформить свое имущество на земельных участках общего пользования, можно обратиться к специалистам по межеванию или юристам. Они помогут разобраться с правовыми аспектами и подскажут, как правильно оформить участок в соответствии с требованиями закона.
Важно помнить, что все земли общего пользования в СНТ принадлежат общественным организациям или товариществам. Садоводы являются членами этих организаций и участвуют в их деятельности.
Если садоводам нужно провести межевание земель общего пользования, они должны обратиться к организации или товариществу, которому принадлежат эти земли, с просьбой о проведении процедуры межевания.
Если наше СНТ не считает необходимым проводить межевание земель общего пользования, то зачем нам делать это еще раз? Ведь мы уже давно платим паи и пользование наше!