Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие льготы и кому положены по ЧАЭС в Крыму в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.
Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:
- Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
- Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
- Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
- НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.
Как оформить статус чернобыльца?
Статус чернобыльца подтверждает удостоверение. Оформить его можно в органах соцзащиты по месту проживания, обратившись туда с заявлением и предоставив следующую папку с бумагами:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
- справку об инвалидности;
- подтверждение участия в ликвидации;
- бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.
В каждом конкретном случае – список документов может варьироваться, поэтому если есть возможность – лучше уточнить этот момент в соцзащите.
Подать документы на удостоверение чернобыльца можно несколькими способами:
- совершив визит в соцзащиту;
- лично в МФЦ;
- онлайн через сайт госуслуги.
Кто имеет право на получение льгот и выплат
В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.
Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.
Как воспользоваться сертификатом?
Обладатель сертификата должен предъявить его в банк в течение следующих трех месяцев. Там надо заключить договор об открытии банковского счета, на который государство перечислит деньги на покупку недвижимости. После этого у человека есть еще 7 месяцев, чтобы найти жилье и заключить договор купли-продажи.
Если за это время он не успевает реализовать сертификат, нужно также подать заявку на его замену, приложив бумаги, объясняющие причины неиспользования, а также справку из банка о закрытии счета без использования перечисленной государством суммы. В течение следующего после подачи заявления месяца будет принято решение об оформлении нового сертификата.
Обладатель сертификата может купить дом, комнату или квартиру на вторичном либо первичном рынке недвижимости. Главное, чтобы помещение было пригодным для жилья. При этом помещение надо оформить в общую долевую собственность всей семьи. Средствами господдержки можно оплатить как всю стоимость жилого помещения, так и ее часть.
Если до момента реализации сертификата умер заявитель либо один из членов семьи, сертификат подлежит замене. Для этого нужно обратиться в ведомство, выдавшее документ, с заявкой о замене. К ней надо приложить следующие бумаги:
- ксерокопию свидетельства о смерти;
- копию полученного ранее сертификата;
- копию справки о расторжении договора с банком без расходования государственных средств;
- доверенность, заверенную нотариусом, на одного из членов семьи, который будет представлять ее интересы (если умер обладатель сертификата).
Льготы и пенсионные выплаты чернобыльцам в 2022 году
- улучшение вне очереди условий жилья;
- скидка на квартплату в размере 50 %;
- льгота на оплату коммунуслуг в объеме 50 % от суммы, указанной в квитанциях;
- 50 % скидка на покупку топлива, необходимого для обогрева жилья в холодное время года;
- при сокращении на предприятиях и в учреждениях кадров льготы для чернобыльцев в 2022 году предполагают защиту людей с таким статусом от увольнений;
- право на вступление вне очереди в жилищные кооперативы, садовые, огороднические товарищества, получение мест в гаражных комплексах;
- возможность внеочередного приобретения лекарств в аптеках, обслуживания в поликлиниках;
- право покупать медикаменты по льготным рецептам;
- обеспечение местами в домах для престарелых людей, ветеранов, граждан с инвалидностью без очереди.
В зависимости от радиуса территории радиационного воздействия, на которой находился гражданин в момент аварии, определяется его статус льготника. Это связано с тем, что при удалении от реактора, сила облучения снижается. Те граждане, которые находились в непосредственной близости, получили максимальную дозу облучения. Если вследствие полученных повреждений организма присвоена категория инвалидности, то эти лица имеют привилегированное положение. Законодательством отмечены и утверждены 4 зоны, определяемые ст. 7 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г.
Наименование зоны |
Радиус |
Описание |
Отчуждения. | Вблизи четырех реакторов атомной станции. | Запрещается проживание и ведение производственной деятельности вследствие максимальной загрязненности |
Отселения. | Территория вынужденного выезда жителей с правом возвращения после нормализации радиационной обстановки. | Категория льготников для обеспечения жильем. |
С правом на переселение. | Территория, где жителям предоставлено право на отселение. | Граждане самостоятельно принимают решение о выезде за пределы зоны. На территории постоянно производится медицинский контроль уровня радиации. |
С допустимым уровнем излучения. | Территория с правом постоянного проживания. | Жителям дается право на привилегированный статус социально-экономического характера и перечень льгот на государственном уровне. |
Размер ежемесячных выплат
Лицам, подвергшимся воздействию радиации, положены ежемесячные выплаты. Размер данной помощи постоянен в течение года. Если происходит индексация, он увеличивается на соответствующий коэффициент.
Граждане, получившие статус инвалида вследствие аварии, ежемесячно получают в 2024 году 2701,62 руб.
Суммы для остальных категорий отличаются (цифры в рублях):
- Лица, перенесшие лучевую болезнь или другие патологии вследствие воздействия радиации – 2162,67.
- Ликвидаторы 1986 -1987 годов — 2701,62.
- Ликвидаторы 1988 -1990 годов — 2162,67.
- Эвакуированные или добровольно выехавшие в 1986 г. — 2162,67.
- Проживающие на территории с правом переселения – 540,66.
Также помощь получают дети с диагностированными заболеваниями вследствие произошедшей аварии. Суммы отличаются в зависимости условий, указанных в законе № 1244-1 от 15.05.1991 г.
Кто имеет право на выплаты:
Право на выплаты вдовам чернобыльцев имеют вдовы и бывшие супруги, которые были зарегистрированы в браке с работником, погибшим или ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы. Вдовы имеют право на выплаты независимо от сроков брака, в котором они были супругами чернобыльца. Дети чернобыльца, рожденные после его смерти или становления инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, также имеют право на выплаты.
Для получения выплаты вдовы и бывшие супруги должны обратиться в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении выплаты. Они должны предоставить необходимые документы, подтверждающие факт брака с чернобыльцем и его последствия для супруга. В случае смерти чернобыльца, необходимо предоставить свидетельство о смерти.
Дети чернобыльца, рожденные после его смерти или становления инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, должны предоставить документы, подтверждающие свою родственность с чернобыльцем, а также свидетельство о рождении.
После подачи заявления и предоставления всех необходимых документов, уполномоченные органы принимают решение о назначении выплаты. Размер выплаты зависит от категории принадлежности чернобыльца (инвалид войны, инвалид первой группы, инвалид второй группы) и уровня его инвалидности.
Кому положен сертификат и алгоритм его получения
Сертификат на приобретение объекта жилфонда рассчитан на лиц, которые были подвержены радиационному воздействию (излучению), возникшему в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1986 году.
При получении субсидии важно учесть ряд важных моментов:
- У заявителя или других членов семьи, проживающих с ним совместно, отсутствует подходящее жилье (во внимание может не приниматься аварийная площадь, не соответствующая техническим/санитарным параметрам);
- Если претендент, до получения сертификата арендовал жилое помещение по договору социального найма, то такие правоотношения должны быть прекращены;
- Другая жилплощадь, имеющаяся в собственности претендента, должна быть передана в пользу государства. В случае отказа от указанных мероприятий развитие событий возможно по двум альтернативам: Субсидия предоставляется в размере, кратном разнице площади проживания по нормативам за вычетом параметров имеющегося жилья;
- Аннулирование права на субсидию, если разница в недостающей жилплощади составляет менее 18 кв. метров.
Алгоритм получения и реализации дотации представлен следующими мероприятиями:
- Подготовка необходимого объема бумаг;
- Посещение органа власти, на которого возложены обязанности по рассмотрению «жилищных» вопросов чернобыльцев;
- Составление заявления по установленному образцу;
- Предоставление требуемых документов;
- Проверка правомерности заявленных оснований (не более 10 дней);
- Вынесение окончательного вердикта;
- Зачисление претендента в очередь на получение сертификата;
- Формирование учетного дела претендента;
- Выдача сертификата в соответствии с очередностью;
- Обращение в кредитно-финансовое учреждение для открытия специального счета;
- Выбор способа реализации дотации;
- Заключение договора купли-продажи (если заявитель не желает оформлять ипотеку);
- Перерегистрация триады прав на объект;
- Предоставление правоустанавливающих документов на ознакомление уполномоченному сотруднику банка;
- Отправка запроса в ведомство для перечисления средств на счет носителя сертификата;
- Проведение банком перевода средств в пользу продавца недвижимости.
В рамках программы помощи по улучшению жилищных условий чернобыльцев следует выделить ряд особенностей, в частности:
- Господдержка полностью безвозмездна, однако по процедуре реализации средств необходимо отчитаться перед уполномоченным органом власти;
- Средства предоставляются только в безналичной форме;
- Помощь считается единовременной;
- Рассчитывать на получение субсидии вправе также и члены семьи претендента, пострадавшего при взрыве на чернобыльской АЭС. К таковым относятся:
- Супруг/супруга;
- Дети;
- Родители;
- Иные иждивенцы или родственники, признанные по решению суда членами семьи претендента;
- Выдача документа проводится специализированными жилищными комиссиями, действующими при администрации МСУ или района (ранее функция была возложена на территориальное подразделение МЧС);
- При несоблюдении без уважительных причин носителем дотации сроков использования сертификата права на него могут быть утрачены;
- Истечение срока действия сертификата начинается со дня его выдачи претенденту уполномоченным органом;
- Сертификат, по которому исчерпан срок действия, не будет принят банком;
- После получения именного документа управомоченное лицо в течение вышеназванных сроков должно обратиться в кредитно-финансовую организацию для открытия специального счета, на который будет перечислена субсидия (деньги с него невозможно снять, все операции по сделкам проходят только в безналичной форме);
- Если дотация реализуется на покупку недвижимого объекта без привлечения заемных средств банка, то после оформления соглашения купли-продажи с продавцом и перерегистрации триады прав, новый собственник (чернобылец) должен представить правоустанавливающие документы на ознакомление кредитно-финансовой организации, выступающей эмитентом счета, чтобы последняя оформила заявку в уполномоченное государственное ведомство для перевода причитающейся суммы субсидии на счет носителя права;
- Законодательный регламент не вносит ограничений на использование собственных средств поверх субсидии, которых может не хватать ввиду большей стоимости подходящего жилого объекта;
- Договор купли-продажи недвижимого объекта жилфонда, приобретаемый за счет соответствующего жилищного сертификата, в обязательном порядке должен содержать сведения об использовании указанной дотации в счет погашения выкупной стоимости. При отсутствии в договоре сведений о субсидии, банк оставляет за собой право отказать в перечислении государственных бюджетных средств по сделке;
- Договор с банком, по которому был открыт счет, как правило, заключается на период действия жилищного сертификата, после истечения установленного периода он будет закрыт. В исключительных случаях срок существования счета продлевается, например, если кредитор/ведомство не исполнил (о) по собственной вине обязанность по своевременному перечислению средств на имя чернобыльца;
- Носитель сертификата может в заявительном порядке заменить ранее предоставленный документ, если он не был использован за отведенный период, при этом должны быть соблюдены следующие условия:
- Наличие уважительных причин;
- Предоставление документов, подтверждающих факт неиспользования дотации (справка из банка о закрытии счета и отсутствие по нему операций по перечислению средств).
Повышение финансовой поддержки Чернобыльцев: главные изменения
С 1 апреля 2024 года вступят в силу важные изменения в системе льготной поддержки для всемирно известных «Чернобыльцев». Эти изменения направлены на значительное повышение финансовой поддержки и улучшение условий жизни тех, кто пострадал от радиационных последствий крупнейшей ядерной катастрофы в истории человечества.
Одним из ключевых изменений является увеличение размеров выплат по государственной социальной помощи. Теперь Чернобыльцы будут получать значительно больше финансовой компенсации, что поможет им покрывать затраты на лекарства, медицинские услуги, связанные с радиационным воздействием и улучшение качества своей жизни в целом.
Также будет проведено пересмотрение и увеличение других компенсационных выплат, включая государственную социальную помощь по инвалидности, пенсионные выплаты и особые льготы для Чернобыльцев.
Дополнительно, будут введены новые механизмы поддержки и оплаты медицинских услуг Чернобыльцам, чтобы обеспечить им доступ к необходимой медицинской помощи и процедурам. Это позволит им получить своевременное и качественное лечение, а также снизить финансовое бремя на их семьи.
Важно отметить, что эти изменения проводятся с учетом увеличения инфляции и обеспечения Чернобыльцам достойного уровня жизни, соответствующего их заслугам и тяжести пережитых ими страданий.
Правительство страны уделяет особое внимание вопросам социальной защиты Чернобыльцев и прилагает все усилия для справедливого урегулирования вопросов финансовой поддержки и улучшения условий жизни этих людей. Повышение льгот для Чернобыльцев – это важный шаг в достижении этой цели.
1. Право на получение ежегодной компенсации на оздоровление, предусмотренной пунктом 13 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеют граждане Российской Федерации:
1) эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
2) выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
3) эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированные (переселенные) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированные в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения;
4) добровольно выехавшие на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).
2. Право на получение ежегодной компенсации на оздоровление, предусмотренной частью первой статьи 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеют граждане Российской Федерации:
1) принимавшие участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1986-1987 годах;
2) военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;
3) принимавшие в 1957 — 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванные на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956 годах;
4) указанные в подпункте «д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».
2. Право на получение ежегодной компенсации на оздоровление, предусмотренной частью второй статьи 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеют граждане Российской Федерации:
1) принимавшие участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1988 году;
3) принимавшие в 1959 — 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванные на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 — 1962 годах;
3. Право на получение ежегодной компенсации на оздоровление, предусмотренной частью третьей статьи 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеют граждане Российской Федерации, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1989-1990 годах.
Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
- Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
- Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:
- Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
- Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
- Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
- НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.
Лица, претендующие на ЕДВ
ЕДВ назначается заявителю от даты его обращения в уполномоченный орган. Сумма подлежит ежегодной индексации в зависимости от установленного индекса инфляции. ЕДВ может быть начислено территориальным органом ПФР таким категриям граждан:
- Перенесшим лучевую болезнь;
- Ликвидаторам последствий аварии в 1986-1987 гг., в 1988-1990 гг.;
- Инвалидам чернобыльской катастрофы;
- Эвакуированным либо добровольно покинувшим зону отчуждения;
- Несовершеннолетним гражданам, пострадавшим из-за чернобыльской катастрофы.
Также получить ЕДВ могут несовершеннолетние дети до 18 лет, пострадавшие из-за аварии, среди которых:
- Эвакуированные из зоныотчуждения дети, включая тех, которые на момент переселения пребывали во внутриутробном состоянии;
- Дети первого и следующих поколений категорий граждан, получивших лучевую болезнь, ликвидаторов последствий аварии в 1986-1987 гг., участвующих в работах объекта «Укрытие» в 1988-1990 гг., инвалидов из-за чернобыльской катастрофы, которых эвакуировали из зоны отчуждения
Правом на ЕДВ обладают только те дети, которые родились после радиоактивного облучения одного из их родителей.
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.