Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему нельзя ходить в церковь во время месячных? Во время месячных можно ли идти в церковь.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самые ранние библейские свидетельства о ритуальных ограничениях для женщин во время менструации мы находим в Ветхом Завете, Левит 15:19-33. Согласно Левиту, не только менструирующая женщина была нечистой — любой человек, коснувшийся ее, также становился нечистым (Левит 15:24), приобретая некоторого рода нечистоту через прикосновение. В последующих главах Левита (17-26, Закон Святости), сексуальные отношения с женой в это время были строго воспрещены. Считалось, что и деторождение, подобно менструации, также сообщает нечистоту, и на родившую женщину налагались похожие ограничения (Левит 12).
Ситуация была иной в Сирийской столице Антиохии, где сильное еврейское присутствие представляло ощутимую угрозу христианской идентичности. [38] Сирийская Дидаскалия, свидетельство христианской полемики против иудейских традиций 3-го столетия, запрещает христианам соблюдать левитские законы, включая те, которые касались менструации. Автор увещевает женщин, которые воздерживались от молитвы, уроков Писания и Евхаристии в течении семи дней во время менструации: «Если вы думаете, женщины, что вы лишены Духа Святого в течении семи дней вашего очищения, тогда, если бы вы умерли в это время, вы отойдете пустыми и безо всякой надежды». Дидаскалия далее убеждает женщин в присутствии в них Святого Духа, делая их способными участвовать в молитве, чтениях и Евхаристии:
«Теперь подумай об этом и признай, что молитва слышится через Святого Духа, и что Писания – слова Святого Духа и святы. Поэтому если Святой Дух внутри вас, почему вы отдаляете свою душу и не приближаетесь к делу Духа Святого?»[39]
Он наставляет других членов общины следующим образом:
«Вам не следует отделяться от тех, у кого месячные, ведь даже кровоточивая женщина не была укорена, когда коснулась края одежды Спасителя; она скорее была сочтена достойной получить отпущение всех своих грехов». [40]
Примечательно, что этот текст увещевает женщин с менструацией принимать причастие и подкрепляет свое увещевание примером из Святого Писания о кровоточивой женщине в Евангелии от Матфея, 9:20-22.
Правила Египетских Отцов
В свете этих вполне православных древних канонов, как может Церковь сегодня применять на практике каноны, которые однозначно поддерживают представления о «ритуальной не/чистоте»? [48] Как было ранее отмечено, литература Церкви, включая тексты канонов, образовалась не в вакууме, но в социально-культурной исторической реальности древнего мира, который очень верил в ритуальную чистоту и требовал ее. [49] Самое раннeе каноническое правило, налагающeе ограничения на женщин в состоянии ритуальной нечистоты — это Правило 2 Дионисия Александрийского (264), написанное в 262 году по Р.Х.:
«О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи — не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».[50]
Отметим, что Дионисий, как и Сирийская Дидаскалия, ссылается на кровоточивую женщину в Матф. 9:20-22, но приходит к совершенно противоположному выводу: что женщина не может принимать причастие. Предполагалось, что Дионисий на самом деле запрещал женщинам входить в святилище (алтарь) но не в саму церковь. [51] Эта гипотеза не только противоречит тексту цитируемого канона, она также предполагает, что миряне некогда принимали причастие в алтаре. Недавние литургические исследования опровергли представление о том, что миряне когда-либо принимали причастие в алтаре.[52] Поэтому Дионисий подразумевал именно то, что написал, и в точности так, как его поняли многие поколения восточных христиан [53]: женщина с менструацией не должна входить в храм Божий, потому что она не полностью чиста духовно и телесно. Интересно, предполагает ли это, что все остальные христиане полностью чисты, «katharoi». Скорее всего, что нет, потому что Церковь осудила тех, кто называл себя «katharoi», или «чистые», древнюю секту новатиан, на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году по Р.Х. [54]
Православные комментаторы прошлого и настоящего также объясняли правило Дионисия, как нечто связанное с заботой о зачатии детей: комментатор 12-ого века Зонара (после 1159 по Р.Х.), отрицая понятие ритуальной нечистоты, приходит к смущающему выводу, что истинная причина этих ограничений для женщин — «воспрепятствовать мужчинам спать с ними…чтобы дать возможность зачатию детей». [55] Итак, женщины клеймятся нечистыми, не допускаются в храм и к Святому Причастию, чтобы помешать мужчинам спать с ними? Не рассматривая предпосылку «секс только для чадородия» этого аругмента, он вызывает другие, более очевидные вопросы: неужели мужчины каким-то образом более склонны спать с женщинами, которые были в церкви и приняли Таинство? Почему, иначе, женщины должны воздерживаться от причащения? Некоторые священники в России предлагают другое объяснение: женщины слишком устают в таком состоянии, чтобы внимательно слушать молитвы литургии и поэтому не могут подготовить себя достаточным образом к Святому Причастию. [56] Точно такое же рассуждение предлагается в случае женщин, которые родили ребенка: им надо отдыхать 40 дней. [57] То есть, неужели причастие не должно подаваться всем уставшим, больным, пожилым или еще почему-либо слабым людям? Как насчет слабослышащих? Ведь им тоже трудно внимательно слушать молитвы Литургии.
Как бы там ни было, существуют несколько других канонических текстов, налагающих ограничения на женщин в «нечистоте»: Правило 6-7 Тимофея Александрийского (381 н.э.), который распространяет запрет и на крещение [58] и Правило 18 так называемых Канонов Ипполита, относительно родивших женщин и повитух. [59] Примечательно, что oба эти правила, как и Правило 2 Дионисия, египетского происхождения.
«Ритуальная нечистота» в России
Что касается истории подобных обычаев в России, понятие «ритуальной нечистоты» было известно славянам-язычникам задолго до принятия ими христианства. Славяне-язычники, как и древние язычники в целом, полагали, что любое проявление сексуальности ритуально оскверняет. [64] Это поверие осталось по сути неизменным в Древней Руси после ее крещения.
Русская Церковь имела особо строгие правила относительно женской «нечистоты». В 12-ом веке в «Вопрошании Кирика» епископ Нифонт Новгородский объясняет, что если женщине случилось родить ребенка внутри церкви, церковь следовало опечатать на три дня, и затем переосвятить специальной молитвой. [65] Даже жена царя, царица, должна была рожать за пределами своего жилища, в бане или «мыльне», чтобы не осквернять обитаемое здание. После того, как ребенок родится, никто не мог покинуть баню или войти в нее, пока не приедет священник и не прочтет очистительную молитву из Требника. Только после прочтения этой молитвы отец мог войти и увидеть ребенка. [66] Если месячные у женщины начались, когда она стояла в храме, она должна была покинуть его немедленно. Если она этого не делала, ей полагалась епитимья в 6 месяцев поста с 50-ю земными поклонами в день.[67] Даже если женщины не были в состоянии «нечистоты», они принимали причастие не у Царских врат с мужчинами-мирянами, но у Северных врат.[68]
Запрет в Ветхом Завете
История жизни людей того времени была основана на правилах, законах. Прописано все было в Ветхом Завете. Святой Храм создавался для общения с Богом, приношения жертв. Женщина, по сути, считалась дополнением мужчины, и совершенно не считалась полноправным членом общества. Хорошо помнился грех Евы, после чего у нее начались месячные. Как вечное напоминание того, что женщина сотворила.
В Ветхом Завете было четко прописано, кому нельзя посещать Святой Храм, и в каком состоянии:
- с проказой;
- семяистечением;
- прикасавшимся к трупу;
- с гнойным выделением;
- во время месячных;
- после родов – женщинам, родивших мальчика 40 дней, девочку – 80 дней.
В период Ветхого Завета все рассматривалось с физической точки зрения. Если тело грязное, значит, человек нечистый. Причем, женщине во время критических дней нельзя было не только посещать Святой Храм, но и общественные места. Она оставалась в стороне от собрания, скопления народа. Кровь не должна проливаться в святом месте. Но тут пришла эпоха перемен. На землю пришел Иисус Христос со своим Новым Заветом.
Точно дать ответ на вопрос, можно ли ходить в церковь во время месячных, не даст никто. На это у каждого свое обоснованное мнение. Решение должна принимать сама женщина. Запрет и есть, и нет. А стоит обратить еще внимание на то, с какой целью необходимо посетить церковь. Ведь, не секрет, что женщины ходят в святой храм, чтобы от чего-то избавиться, что-то привлечь. Иными словами, делают сильные отвороты, привороты, присушки, отсушки, даже желают смерти другим людям. Так вот, во время месячных энергетика женщины ослабевает. Может увеличиться чувствительность, станут сниться вещие сны. Но силы в словах нет, пока она не окрепнет духом.
Если цель посещения церкви попросить прощение, покаяться в грехах, можно ходить в любом виде, месячные не помеха. Главное, не нечистое тело, а чистая душа после этого. Критические дни – лучшее время для размышлений. Еще интересен факт, что во время менструации вообще никуда не хочется идти, ни в церковь, ни в гости, ни по магазинам. Все сугубо индивидуально, зависит от самочувствия, душевного состояния, потребности. Ходить в церковь можно во время критических дней, если сильно нужно!
Так уж задумано природой, что ежемесячно у женщин наступают критические дни. Они влияют на самочувствие и образ жизни, но, помимо этого, месячные вызывают споры о том, можно ли в этот период ходить в церковь? Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. По этому поводу существуют разные мнения, даже среди священнослужителей.
До сих пор единого четкого мнения на этот счет нет. Споры о женской «нечистоте» ведутся веками. И авторитетные богословы по-разному объясняли, как дочерям Евы вести себя в дни менструаций.
Сегодня в разных храмах существуют свои правила для посещения и участия в обрядах женщин, переживающих критические дни. Сводятся они к 3 основным вариантам поведения:
- Женщинам во время месячных нельзя даже заходить в храм, не говоря уже об участии в таинствах.
- Посещать церковь можно, но нельзя ставить свечи, пить святую воду, прикасаться к иконам и прочим святыням. Запрещено причащаться и участвовать в таинствах крещения, венчания, елеосвящения.
- Не существует никакого запрета на посещение храма и участие в любых обрядах.
Мнение священнослужителей
Католические священнослужители считают, что древний запрет на посещение церквей был связан с низким уровнем гигиены в прошлые века. Не имея возможности регулярно мыться и менять белье, женщины часто заражались инфекциями. Во время регул от них неприятно пахло, а капли крови могли стекать на пол церкви. В связи с тем, что сейчас проблема гигиены решена, запрет входить в храм не имеет первоначального смысла.
Мнение православных священников не столь однозначно. Некоторые из них продолжают придерживаться строгих запретов и рекомендуют воздержаться от совершения Таинств, но объясняют это заботой о здоровье прихожанки. Венчание, крещение, исповедь длятся долго, а верующая во время месячных может почувствовать себя плохо, из-за запаха ладана у нее может закружиться голова. Другие же священнослужители уверяют, что женщина сама должна принять решение. Если она чувствует необходимость посетить церковь, ей не стоит ограничивать это желание.
Если прихожанка боится нарушить запреты и сомневается, стоит ли ей посещать богослужение в дни регул, ей стоит спросить у духовного наставника. Служитель церкви сможет развеять сомнения женщины и успокоить ее.
Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Мы выбрали наиболее распространенные вопросы и задали их протоиерею Алексию Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово .
Что говорит Новый Завет о «нечистых женщинах»
В Новом Завете нет уже тех определений, которые были в Ветхом Завете. Был описан эпизод, когда женщина, у которой выделялась кровь из влагалища, коснулась одежды Христа и чудом исцелилась. Сын Божий не отверг ее, а, наоборот, принял и проповедовал: «Все сотворенное природой дано Богом, а значит естественно».
Отмечается, что ни Христос, ни один из Апостолов не дали никакого определения «нечистоте» женщины во время кровотечений.
Когда составлялись запреты Нового Завета, церковь установила такие запреты для женского пола:
- запрещено посещать церковь, когда месячные;
- после родовой деятельности нельзя ходить в храм 40 суток.
Посещение церкви в первый раз
Православная традиция давно создала простые правила, поясняющие, как ходить в церковь. Новичку во время посещения храма нужно осознавать присутствие Бога и ангелов в этом священном месте. Прихожане идут в храм с верой в своем сердце и молитвой на устах. Правильно посещать церковь несложно, лучше заходить вместе с другими людьми, наблюдая за ними.
Первое правило: не оскорбить присутствующих священников и мирян своим неподобающим поведением. Внутри храма часто находятся святыни, ценность которых измеряется веками. Даже если мирянин не сознает святость иконы или мощей, не стоит публично подвергать сомнению их ценность. Если прихожане рядом с ценной иконой кланяются, то не составит труда поклониться по примеру других.
Подтверждения моих слов Святыми отцами.
Хочу сказать, что все святые, которые высказывались на эту тему говорили, что женщина в таком состоянии может присутствовать в храме, прикасаться к иконам, вкушать просфорки и т.д. Но лишь некоторые из них, говорили о том, что Причащаться не рекомендуется.
1. св. Климент Римский, ученик ап.Павла в сочинении «Апостольские постановления» допускал даже и причастие в таком состоянии: «Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от одно нечестие и беззаконная деятельность… рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».
2. Св.Григорий Двоеслов(автор литургии Преждеосвященных даров) так же допускает в таком состоянии Причащение, но и приветствует воздержание по благочестию от Причастия.
«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..
Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…
Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».
3. Св. Дионисий Александрийский советовал не приступать к таинству Причащения
«Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одежд. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».
Что говорит Новый Завет о похода в церковь с месячными
Слова апостола Павла, которые содержатся в Новом Завете, заверяют нас в том, что все, что создано Богом, прекрасно. Те процессы, которыми наделен человеческий организм, вполне естественны. Менструация является важным признаком здорового организма женщины. Она играет значимую роль, что влияет на бессмысленность запрета посещения в этот период церкви. Сторонником этого был и Святой Георгий Двоеслов. По его утверждению, женщина с ее процессами – это воплощение природного замысла, поэтому нет смысла запрещать ей ходить в храм в период менструальных выделений. Главным всегда было и есть душа, духовное состояние.
Менструация уже не относится к нечистотам, она признается процессом, который создал Господь. В свою же очередь, Новый Завет в качестве нечистот называет употребление во время приема пищи продуктов, которые запрещены Торой, что является недопустимым для еврейского народа. К нечистой еде также относится свинина.
Еще один вопрос, с которым столкнулись первые христианки – допустимость причастия в период менструальных выделений. Их поведение зависело от их выбора
Одни, принимая во внимание традиции и каноны, не касались ничего святого, другие же придерживались мнения, что только грех сможет отлучить их от любви Господа
Также в Новом Завете можно встретить историю о том, как женщина в период менструальных кровотечений прикоснулась к Божьей одежде и оказалась исцелена. Но Господь не стал ее отвергать, а с принятием сказал, что все, что сотворила природа, было дано Богом, а, значит, является естественным.
В православной церкви с самых древних времен появлялись те или иные правила, которые должны были помогать христианину успешно вести духовную жизнь, идти к Богу. Некоторые эти правила стали обязательными для исполнения, а некоторые — частными.
Все обязательные для исполнения правила составили известную церковную правовую книгу — Номоканон (Книга правил), который включил в себя правила св. Апостолов, правила Вселенских Соборов, десяти Поместных Соборов и правила тринадцати св. Отцов.
Все остальные правила и установления церкви остались частными, то есть, так скажем, носят рекомендательный характер.
Помимо всего прочего, в разные времена в церкви жили известные святые люди, богословы (чаще всего их называют святыми отцами), чьи высказывания и поучения также имели большую пользу для христианина. Но при этом они оставались всегда личным богословским или учительным мнением того или иного святого, то есть не являлись обязательными для исполнения.
Второе правило Канонического послания архиепископа Дионисия Александрийского (†265) к епископу Василиду говорит нам следующее:
Пишу простым языком, чтобы было понятно.
Женщина в критические дни, предприняв все гигиенические меры, может входить в храм, может целовать иконы, может помазываться, может исповедоваться, может пить святую воду и принимать антидор (освященный хлеб).
Креститься и причащаться она не должна, если имеет возможность подождать до полного окончания критических дней. Если же есть крайняя необходимость, то может и креститься, и причаститься Святых Таин.
При этом стоит заметить, что любой человек, у которого есть открытое кровотечение, не может (за исключением тех случаев, когда есть угроза жизни) причащаться и принимать крещение.
Можно ли ходить в церковь во время месячных или нет
Современность смешала в себе грешное с праведным. Никто не знает истоков этого запрета. Священники перестали быть теми духовными служителями, которыми они считались во времена Ветхого и Нового Заветов. Каждый воспринимает информацию так, как ему удобней. Церковь – это помещение, такое же, как и было и при Ветхом Завете. Отсюда следует, что все должны придерживаться правил, установленных в те времена. При месячных нельзя ходить в церковь.
Но современный демократический мир внес свою поправку. Если учесть, что грешным считалось пролитие крови в храме, то в настоящий период времени эта проблема полностью решена. Средства гигиены, такие как тампоны и прокладки, хорошо впитывают кровь и не дают ей протечь на пол священного места. Женщина не является нечистой. Но тут тоже есть обратная сторона. Во время менструации женский организм самоочищается. А это значит, что женщина все-таки является нечистой, и ей нельзя посещать церковь во время критических дней.
В православном мире до сих пор идут споры о понятии «ритуальной нечистоты». В одной церкви действует строгий запрет на посещение храма женщине во время месячных. В другой – разрешают молиться, но не допускают к крещению, исповеданию и венчанию.
Нынешние священники считают, что месячные мешают собраться и отвлекают от молитвы, а значит, женщина недостаточно хорошо готовится к Таинству.
Патриарх Павел Сербский на эту тему высказался однозначно:
Менструальные дни не делают женщину молитвенно и ритуально нечистой. Ей разрешено заходить в церковь, целовать иконы, ставить свечи, участвовать в пении, принимать антидор (священный хлеб) и освященную воду. Однако от крещения и причастия во время месячных следует воздержаться. Исключение составляет смертельная болезнь.
Отец Аркадий говорит, что в критические дни женщине разрешено посещать церковь, но есть ограничения на поведение. Нельзя причащаться, прикладываться к иконам, кресту и брать благословение у священника. Традиции рекомендуют находиться таким женщинам в западной части храма до арки.
Ветхозаветные истоки запрета
Наиболее ранние доказательства запрета заходить в церковь во время месячных, можно найти в Ветхом Завете, в одном из версий которого утверждалось, что женщина во время менструации считается «нечистой», а человек, коснувшийся ее в это время, приобретает «нечистоту через прикосновение». Удивительно, что точно таких же взглядов придерживались и древние славяне-язычники.
Однако, отвечая на вопрос: «Почему нельзя ходить в церковь, когда месячные?», большинство служителей церкви, поддерживающих этот запрет, ссылаются на канонический ответ святителей Тимофея и Дионисия Александрийских, которые единогласно утверждают, что храм менструирующей женщине посещать нельзя, пока она не «очистится», исключение делается только для тяжелобольных и умирающих менструирующих женщин.
Интересно то, что уже в то время существовало разногласие насчет правильности и необходимости этого запрета. Примерно 365 годом датируется послание Святого Афанасия Великого монаху Аммуну, в котором святитель явно выступает против запрета на посещение храма женщинам, находящимся во время менструации, и утверждает, что все творения Божии чистые и добрые, потому что Божие Слово не могло створить ничего недоброго или нечистого. По его мнению, женщина в любое время цикла чиста и может посещать церковь, так как она принадлежит «роду Божиему», а значит, не имеет в себе ничего «нечистого».
Языческие истоки запрета и «ритуальная нечистота»
Некоторые исследователи считают, что мнение о том, что нельзя ходить в церковь во время месячных уходит корнями в язычество. Древние славяне-язычники боялись кровотечений, потому что считали, что кровь привлекает демонов. Кроме того, менструация считалась проявлением сексуальности, что считалось скверным и недопустимым. По этим причинам менструирующая женщина у язычников считалась «ритуально нечистой», а лица, которые прикасались к ней, считались «оскверненными через прикосновение».
Понятие «ритуальной нечистоты» женщины у славян сохранилось и после принятия христианства. Киевский «Требник» 1606 года гласил, что если менструация у женщины началась, когда она стояла в церкви, то она должна была немедленно ее покинуть, если же она этого не сделает, то ей полагается наказание в виде соблюдения шестимесячного поста и ежедневных 50 земных поклонов.