Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП на перекрестке при повороте налево кто виноват». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из важных тонкостей, которую нужно знать, это то, что причинами аварий на дорогах не всегда являются нарушения правил движения или совершения маневров. Нельзя забывать пункт ПДД за номером 10.1, который гласит, что при превышении скорости часто становятся виноватыми при ДТП. Причем это не зависит от обязанности предоставить преимущество движения другим транспортным средствам.
Важные особенности в любом ДТП
Вторая особенность состоит в динамике ДТП. Именно в движении происшествие разбирается сотрудниками ГИБДД и судебными органами, особенно, если имеется запись видеорегистратора. Например, если нарушитель проехал, а вы врезались в него сзади, то виноватым наверняка признают вас. Он уже проехал, поэтому не его действие привело к ДТП, а вы догнали его и въехали сзади, когда нарушитель уже занял свой ряд.
Но разговор идет о ситуациях, когда вы смогли бы быстро затормозить и не допустить аварии. Например, таких случаев можно много найти в видеороликах, собранных на известных видеопорталах.
ДТП при обгоне поворачивающего
Авария может возникнуть, если два автомобиля движутся по одной полосе. Транспортное средство, находящееся впереди, поворачивает налево. Водитель, едущий сзади, в этот же момент принимает решение совершить обгон. Участники ДТП при повороте налево видят ситуацию по-разному. Водитель, желающий повернуть, замедляется, чтобы совершить манёвр. Он не знает, что машина, находящаяся позади, уже близко. Второй гражданин не знает причин замедления находящегося впереди автомобиля. Человек считает, что снижение скорости произошло просто так, и решает выполнить обгон. Оба автолюбителя начинают совершать маневр. В результате возникает ДТП.
ВАЖНО
Вина в ДТП при обгоне поворачивающего налево автомобиля определяется в зависимости от ситуации. Обычно представители ГИБДД учитывают, кто первый включил сигнал поворота. Этот человек будет признан невиновным. Процедура оценки ситуации выполняется с учетом записи видеорегистратора и свидетельских показаний.
Если водители не хотят оказаться в ДТП при повороте налево, эксперты советуют подавать сигнал о планируемом маневре заранее. Человек, движущийся позади, должен понимать, что замедление может быть выполнено не просто так.
Как определить виновника ДТП при повороте налево
Вина водителя, совершавшего поворот налево, заключается в следующем:
- Совершая маневр, он не оценил ситуацию на дороге, а также не убедился, что его действию не помешает автомобиль, идущий на обгон, либо движущийся по второму ряду.
- Водитель увидел автомобиль, который уже начал обгонять впереди идущее транспортное средство, однако, понадеявшись на то, что успеет повернуть, поспешил совершить маневр. В данном случае с его стороны были нарушены ПДД. Даже если поворачивающий включил сигнал поворотника, обгоняющий вряд ли успеет среагировать и безопасно завершить маневр.
Водитель, который поворачивал влево, тоже может быть виновником, если не убедился в безопасности маневра. Авария могла произойти по таким причинам:
- водитель не перестроился влево;
- поздно включил сигнал поворотника;
- не убедился, что сзади нет автомобилей, собирающихся обгонять;
- нарушил пункты 11. 3 и 8. 1 ПДД, не пропустив идущий на обгон транспорт.
Только подробный разбор ДТП на перекрестке при повороте влево поможет определить виновника. Чаще всего правонарушителями объявляют сразу двоих водителей, ведь приоритета движения в подобных ситуациях нет ни у одного из них. В зависимости от тяжести аварии участников подвергнут административному штрафуили даже лишению прав.
Виноватым может оказаться и совершающий обгон. Хотя пункт 11. 4 ПДД разрешает обгон на нерегулируемых перекрестках, водитель может допустить следующие нарушения:
- начать обгон, несмотря на то, что движущийся впереди автомобиль уже включил поворотник;
- не попытаться смягчить удар при отсутствии встречного движения, вывернув руль влево.
Они, определяя степень вины в ДТП при повороте налево, возникают довольно часто. Так как очевидной вины ни одного, ни второго водителя нет, и ни один из них не желает выплачивать возмещение второй стороне.
Спорные ситуации также возникают, если движение началось или завершилось на желтом сигнале светофора. То есть начало маневра было еще на зеленом сигнале, но при пересечении перекрестка загорелся красный, а значит, начали движение встречные ТС. Как результат — авария, кто же в этом случае виновен?
На первый взгляд, очевидно, что вина должна быть за поворачивающим, но не все так однозначно. Возможно, водитель встречной машины как раз начал движение на желтый свет, тем самым нарушив правила и создав ДТП. Доказать это будет сложно, но вполне реально. Тому, кто поворачивал, придется:
- Доказать расстояние от перекрестка к встречным машинам, которое было на момент зеленого сигнала светофора.
- Скорость движения своего ТС.
- Была ли возможность экстренного торможения.
ДТП при повороте на перекрестке
На перекрестке находится множество небезопасных зон и транспортных схем движения. В основном это большой транспортный поток, многополостность дороги, отсутствие необходимого светофора, а также контроля за передвижением налево.
Поэтому ответ на вопрос о виновном лице в ДТП на перекрестке при совершении поворота налево является достаточно сложным.
В таком происшествии кроме совершающего поворот водителя могут оказаться следующие лица:
- автомобилист, находящийся сзади и также совершающий поворот налево,
- граждане, которые переходят проезжую автомобильную часть перед перекрестком или слева от него.
Примером являются пешеходы, которые перебегают по зебре при красном свете светофора. Также это могут быть велосипедисты, выезжающие на переход на велосипеде.
Важно! Во многих ситуациях ДТП происходят из-за следующих обстоятельств:
- один или сразу несколько участников не смогли увидеть другого. Например, при одновременном выполняемом параллельном повороте нескольких транспортных средств автомобилист последнего из них не увидел пешехода, закрытого соседними автомобилями,
- действия поняты неверно. Например, один водитель принял решение о развороте на перекрестке, причем по этой же полосе за ним другой водитель подумал о том, что первый поворачивает, поэтому он стал совершать поворот налево,
- не была соблюдена дистанция между автомобилями,
- поворот совершали сразу несколько автомобилей, едущих друг за другом, при этом они перегородили проезд встречному автотранспорту,
- два автомобилиста совершают одновременный поворот при параллельном передвижении, где поворачивать можно только из одной полосы,
- предпринимаемые попытки автомобилистов быстро проехать в необходимом направлении.
Во многих складывающихся ситуациях разбор произошедшего на перекрестке ДТП при выполняемом повороте налево не может быть осуществлен без проведения трасологической экспертизы.
При повороте налево на желтый сигнал светофора
Часто возникают следующие ситуации: один из автолюбителей поворачивает автомобиль налево при встречном транспорте через полностью регулируемый дорожный перекресток. Поэтому инспектор ГИБДД признает виновником водителя, поворачивающего налево на дорожном перекрестке.
К аварии двух автомобилей неизбежно приводит поворот автомобиля с нарушением водителем важных требований правил движения.
В точном соответствии с такими требованиями водитель при совершении поворота в левую сторону обязан пропустить все встречные движущиеся через такой перекресток или поворачивающие направо авто.
Далее будут рассмотрены стандартные ситуации.
Независимо от загоревшегося желтого света для автомобилей, находящихся на встречных полосах, транспортное средство, которое движется по главному направлению и въезжает на перекресток при загоревшемся зеленом, должно закончить движение через довольно опасный дорожный участок.
Поэтому водитель перед совершением поворота налево для предотвращения аварийной ситуации дает возможность едущему через перекресток автотранспорту полностью завершить пересечение такого участка, а затем повернуть.
Также въезд на дорожный перекресток разрешен при горящем на светофоре зеленом разрешающем сигнале (п.6.6 ПДД). Главным исключением становится ситуация, когда для остановки при загорании желтого подаваемого сигнала водитель должен экстренно затормозить. Это может привести к аварии для движущихся за ним автомобильных средств.
Поэтому водитель, желающий на перекрестке повернуть налево, пропускает все встречные машины и дожидается прекращения их движения по загоревшемуся желтому сигналу. Только потом он поворачивает налево.
Как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет страховки?
Водитель желает проехать перекресток на уже загоревшийся желтый сигнал установленного светофора перед появлением зеленого. При этом может возникнуть следующая ситуация: находящиеся на встречной полосе машины начинают ехать на зеленый свет. При этом в обоих случаях в произошедшем столкновении будет виноват водитель, решивший совершить поворот.
Из-за этого рекомендуется запоминание следующего правила: водитель при предстоящем повороте налево уступает приоритет движения всем встречным машинам, движущимся на зеленый подаваемый сигнал светофора. При выезде на перекресток и желтом загоревшемся сигнале он перед своим маневром также уступает дорогу расположенным на перекрестке транспортным средствам, едущим по главному направлению.
Что нужно запомнить водителям
Ситуации с осуществляемым разбором случившегося ДТП при совершении поворота налево являются достаточно спорными. Поэтому лучшей будет перестраховка, чем риск. Для предотвращения ДТП на развороте, а также при выполнении поворота налево важен учет разметки, установленных дорожных знаков, световых подаваемых сигналов или поступающих от регулировщика указаний.
Каждый водитель перед совершением поворота налево должен выполнить осмотр дороги со всех сторон, с учетом существующих правил приоритетности убедиться в отсутствии серьезных препятствий для его движения, а также в том, что он не помешает другим автомобилистам. Также должны быть приняты во внимание слепые зоны, не просматриваемые в зеркала.
Автомобилист, решивший пойти на обгон, должен помнить о рискованности такого дорожного маневра. При этом для предотвращения ДТП должны быть обязательно соблюдены следующие правила: соблюдение скоростного режима и просчет того, успеет ли автомобиль закончить маневр, не создав помех встречному транспорту.
Также требуется соблюдение интервала и учет того, что ситуация может пойти не по плану из-за разных непредвиденных обстоятельств. Например, это может быть совершение поворота налево от какого-либо другого автолюбителя.
Поэтому кроме обязательного соблюдения правил движения рекомендуется установка в автомобиле видеорегистратора, который поможет в изучении обстоятельств произошедшей аварии даже при скрывшемся виновнике с места ДТП.
Требования для поворачивающего
Перед началом движения, сменой полосы, поворотом налево или остановкой водитель транспортного средства обязан подать сигнал своими указателями поворота, а если они отсутствуют или повреждены — рукой. Маневр не должен создавать опасности для движения или препятствовать другим участникам дорожного движения.
Поворот без подачи сигнала
8.2 Сигналы поворота или ручные сигналы должны быть поданы заблаговременно до начала маневра и остановлены сразу после его завершения (ручной сигнал может быть подан непосредственно перед выполнением маневра). Сигнал не должен вводить в заблуждение других участников дорожного движения.
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от необходимости соблюдать осторожность.
13.12 Водитель транспортного средства без груза при повороте налево или направо обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ровной дороге со встречного направления прямо или направо.
Как видите, при соблюдении этих правил обгонов можно избежать. Обгон просто запрещен, если поворачивающий водитель выполнил все требования правил.
Вот небольшой миф. «Сигнализация не дает водителю преимущества и не освобождает его от необходимости соблюдать меры предосторожности». Существует мнение, что эта фраза автоматически делает виновным сдающего, так как индикатор не дает преимущества. Это мнение ошибочно. Включение не дает преимущества, но и не обязывает уступать приоритет. В этом случае включенный индикатор запрещает обгон, и такой обгон будет нарушением Правил.
При отсутствии полос дорожной разметки перед совершением левого поворота также нужно принять крайнее левое положение на дороге, которое соответствует середине дороги. Если не выполнить данный маневр, то это будет считаться нарушением ПДД.
В такой ситуации важно соблюдать отдельные моменты маневрирования, ориентируясь на нормативные положения.
Дорожно-транспортное происшествие может произойти по следующим причинам:
- водитель не перестроился максимально влево;
- поздно включил сигнал поворота или не сделал этого;
- не пропустил авто, идущее сзади на обгон.
Кто виноват в ДТП при повороте налево
Ситуаций может быть много, и виновников аварии определяют множество нюансов. Одна из самых распространенных ситуаций – поворот налево не с крайней левой, а, например, со второй слева или с правой полосы. В таких ситуациях инспекторы опираются на части 8.5 и 8.7 главы 8 свода правил. В данном случае однозначно будет виновен водитель, который своевременно не перестроился в крайнюю левую полосу для выполнения маневра.
ДТП при повороте налево во двор
При повороте налево во двор водитель также должен пропустить встречный транспорт, а также пешеходов, велосипедистов. При совершении съезда во двор водителю придется сильно замедлить скорость движения. Часто ДТП провоцирует именно этот фактор, так как движущийся сзади водитель не успевает среагировать. Здесь важно, чтобы тот, кто снижает скорость, заранее включил сигнал поворота.
ДТП при повороте налево при заторе
Это также не редкий случай дорожно-транспортного происшествия. В случае образования затора многие водители не учитывают, что останавливаться на перекрестке запрещено. Те, кто совершает маневр, не учитывают сложившиеся обстоятельства, и происходит столкновение.
В данной ситуации определить виновника необходимо по совокупности целого ряда факторов. Зачастую ими становятся оба участника. Один из них не рассчитал траекторию движения и не среагировал своевременно, второй остановился в неположенном месте.
Вопрос: Допускается ли закончить маневр, если после того, как автолюбитель выехал на перекресток, загорелся красный сигнал светофора?
Ответ: Да, только при условии, что он начал маневрировать на разрешающий сигнал светофора.
В заключении нужно сказать, что абсолютное большинство несчастных случаев на дороге, аварий и столкновений происходит по причине нарушения правил дорожного движения. Всем водителям необходимо регулярно укреплять свои знания, штудировать правила, разбирать всевозможные ситуации. Если каждый участник дорожного движения неукоснительно будет следовать их предписанию, количество экстремальных ситуаций, а, главное, человеческих жертв, можно будет сильно сократить.
Особенности ДТП при повороте налево
ДТП при повороте налево распространены. Они приводят к человеческим жертвам, материальному ущербу и иным негативным последствиям. Во всех видах ДТП при повороте налево вина чаще всего признается за человеком, поворачивающим в этом направлении, или за обоими участниками ДТП. Виноватым часто признают того, кто поворачивает, так как он обязан не создавать помех. «Помехи» — достаточно расплывчатое понятие, поэтому признать виноватым поворачивающего просто. Тем не менее, эксперты-автомобилисты нередко признают виновным водителя, совершающего обгон. Основная причина аварии — нарушение ПДД участниками дорожного движения. Эта причина исправима, водителям стоит повышать свою водительскую культуру, внимательно следить за дорогой, уделять время изучению ПДД. Такая профилактика существенно сократит количество ДТП.
Чтобы избежать дорожно-транспортное происшествие при повороте налево, нужно соблюдать следующие правила:
- подача светового сигнала о совершении поворота налево водителем;
- своевременная подача сигнала поворачивающим;
- выбор поворачивающим удачного момента для совершения поворота (нельзя поворачивать на неположенный сигнал светофора, не стоит маневрировать на участках с ограниченной степенью видимости);
- и обгоняющему, и поворачивающему водителю необходимо убедиться, что их маневры не создают помех для остальных участников движения.
Соблюдение этих простых, но крайне необходимых правил поможет минимизировать ДТП при повороте налево, и облегчить осуществление этого маневра.
Особенности ДТП на перекрестке
Особенно сложно разбирать аварии, когда они происходят на перекрестке. Ведь своя специфика разбора ДТП предопределяется тем, как именно регулируется участок. Правила движения по нему могут регламентироваться разметкой, дорожными знаками. Если на перекрестке есть регулировщик либо светофор, он уже регулируемый, и тогда приоритетными будут сигналы светофора или движения регулировщика. Это все необходимо учитывать, чтобы не произошло ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля.
Чаще всего все происходит следующим образом. Собираясь совершить поворот налево, водитель автомобиля невольно притормаживает, но, пока не включая соответствующий световой указатель. В это же время автомобилист, который движется сзади, решает, что нужно обогнать неторопливого участника дорожного движения. И тут первая машина начинает выполнять поворот налево, в этот момент и происходит ДТП.
Кто прав и кто виноват в такой ситуации? Разбор аварии может закончиться по-разному. Однозначно признанной будет вина автомобилиста, который начинает поворот налево, если он забыл вовсе включить световой указатель. Но чаще всего к ответственности призывают обоих водителей. Поскольку второй участник движения нарушает фактически одно простейшее правило: придерживаться скорости и интервала между машинами, которые бы позволили избежать столкновения.
Кто виноват в ДТП при повороте налево на перекрестке, ответить можно, четко составив схему аварии. Поскольку важно отследить и траекторию движения каждого транспортного средства, и скорость автомобилей. Не менее существенным является момент, когда водитель включает световой указатель, чтобы предупредить остальных участников движения о грядущем маневре.
Бывают различные обстоятельства, способные повлиять на возможность совершения маневров на дороге. Поэтому не всегда удается определить с помощь схемы, кто виноват в ДТП при повороте налево. Спорные моменты возникают при условии, если оба водителя совершили действия, которые привели к аварии. В этом случае оценить, чье нарушение больше повлияло на исход ситуации, практически невозможно.
Обычно это происходит, когда автомобиль начинает движение на разрешающий сигнал, но не успевает окончить маневр. В такой ситуации он старается завершить поворот налево быстрее, что может привести к столкновению с другими ТС. На первый взгляд кажется, что вина этого водителя доказана, но на самом деле такой случай свидетельствует о том, что второй автомобилист также не учел предупреждающий сигнал.