- Наследство

Обязанности водителя школьного автобуса: полный перечень

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности водителя школьного автобуса: полный перечень». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Водитель школьного автобуса – это не водитель маршрутки или такси. Здесь ответственности намного больше. Имея дело с детьми, следует быть очень аккуратным водителем, внимательным и наблюдательным человеком.

Перечень инструкций по охране труда для водителей

  1. Инструкция по охране труда водителя бензовоза
  2. Инструкция по охране труда водителя автобуса
  3. Инструкция по охране труда водителя автоцистерны
  4. Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля
  5. Инструкция по охране труда водителя микроавтобуса
  6. Инструкция по охране труда водителя мусоровоза
  7. Инструкция по охране труда водителя самосвала
  8. Инструкция по охране труда водителя топливозаправщика
  9. Инструкция по охране труда водителя цементовоза
  10. Инструкция по охране труда водителя эвакуатора
  11. Инструкция по охране труда водителя ассенизационной машины
  12. Инструкция по охране труда водителя автомобиля дорожной службы
  13. Инструкция по охране труда водителя инкасаторской машины
  14. Инструкция по охране труда водителя контейнерного мусоровоза
  15. Инструкция по охране труда водителя пескоразбрасывающей машины
  16. Инструкция по охране труда водителя поливомоечной машины
  17. Инструкция по охране труда водителя автомобиля скорой помощи
  18. Инструкция по охране труда водителя снегоуборочной машины
  19. Инструкция по охране труда водителя автопогрузчика
  20. Инструкция по охране труда водителя автобетоносмесителя
  21. Инструкция по охране труда водителя вездехода
  22. Инструкция по охране труда водителя трала
  23. Инструкция по охране труда водителя скотовоза
  24. Инструкция по охране труда водителя электропогрузчика
  25. Инструкция по охране труда водителя при погрузке и перевозке древесины
  26. Инструкция по охране труда водителя при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
  27. Инструкция по охране труда водителя при работе в условиях низких температур
  28. Инструкция по охране труда водителя экспедитора
  29. Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов
  30. Инструкция по охране труда водителя при вывозке леса

Режим работы водителя школьного автобуса

4.1. После возвращения с поездки очистить школьный автобус от грязи и поставить на место, отведенное для стоянки. В случае необходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.

4.2. Оставаться на ночлег в закрытом автобусе запрещается.

4.3. При остановке автобуса водитель, покидая кабину, должен обезопасить автобус от самопроизвольного движения – выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом.

Если автобус стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса башмаки.

4.4. Выходя из кабины автобуса на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

4.5. Перед постановкой автобуса на место стоянки с подогревом водитель должен убедиться в отсутствии утечки топлива или устранить ее.

4.6. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на автобусе должны быть включены габаритные или стояночные огни.

4.7. Ширина проезда между автобусами в помещениях для стоянки должна быть достаточной для свободного въезда автобуса на свое место (за один маневр), а расстояние от границы проезда до автобуса – не менее 0,5 м.

4.8. После постановки автобуса школы в помещение для стоянки двигатель должен быть выключен.

4.9. В помещениях, предназначенных для стоянки автобуса, а также на стоянках под навесом или на площадках запрещается:

-курить, пользоваться открытым огнем;

-оставлять открытыми горловину топливного бака автобуса;

-подзаряжать аккумуляторные батареи в помещениях;

-мыть или протирать бензином автобус, детали или агрегаты, а также руки и одежду;

-хранить топливо (бензин, дизельное топливо), за исключением топлива в баках автобуса;

-заправлять автобус жидким топливом, газом, а также сливать топливо из баков и выпускать газ;

-устанавливать предметы и оборудование, которые могут препятствовать быстрой эвакуации автобуса в случае пожара или других стихийных бедствий;

-пуск двигателя для любых целей, кроме выезда школьного автобуса из помещения.

5.1. При дорожно-транспортном происшествии водитель школьного автобуса обязан:

-без промедления остановиться и не трогать с места автобус, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;

-в случае необходимости вызвать медицинскую помощь, а если это невозможно,

-отправить пострадавших на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение;

-сообщить о случившемся в органы автоинспекции, записать фамилии очевидцев и

-ожидать прибытия работников инспекции.

-сообщить о случившемся администрации школы.

5.2. При возникновении пожара во время движения необходимо остановить школьный автобус, принять меры к тушению загорания средствами пожаротушения.

5.3. При возникновении пожара сообщить в пожарную службу по телефону 01 (101), заместителю директора по административно-хозяйственной работе и приступить к тушению.

При загорании одежды необходимо потушить пламя подручным материалом. Нельзя накрывать пострадавшего с головой во избежание ожога дыхательных путей и отравления токсичными продуктами горения.

5.4. При поражении человека электрическим током освободить пострадавшего от действия электрического тока и оказать первую медицинскую помощь согласно инструкции по оказанию доврачебной помощи.

При внезапном отключении напряжения необходимо помнить, что оно может быть подано вновь без предупреждения.

5.5. При вынужденной остановке автобуса на обочине или у края проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить на расстоянии 15-30 м позади школьного автобуса знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

5.6. Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой. Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

5.7. При появлении во время движения запаха бензина или солярки водитель должен немедленно остановить автобус, выявить причину появления запаха и устранить ее.

Требования к водителю школьного автобуса в 2021 году

Основание для применения именно суммированного учета – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии. Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.

Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем.

Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа.

Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.

Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.

Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.

Должностная инструкция важна не только для рядовых сотрудников предприятия, но и для руководства. Она дает возможность координировать взаимоотношения между работодателем и подчиненными, четко определяя рабочий функционал и ответственность водителей. При конфликтных ситуациях, когда для разрешения спора требуется вмешательство судебной инстанции, должностная инструкция служит доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя.

Читать дальше: Весовые ограничения на грузовые автомобили в россии

Обязанностями водителя, осуществляющего перевозку людей автобусами, являются:

  • необходимость прохождения определенных процедур перед выполнением рейса, к которым относятся: проверка технического состояния транспортного средства. Проверке подлежат: внутреннее и внешнее состояние автобуса, который должен быть в чистом виде, наличие топлива в баке, соответствие шин погодным условиям, наличие зеркал для заднего вида, исправность всех устройств, влияющих на безопасность движения, корректную работу аварийных выходов, системы вентиляции и отопления салона, наличие инструментов, огнетушителей, аптечки первой помощи;
  • прохождение медицинского контроля перед отправкой в рейс. Медицинский работник обязан осмотреть водителя на общее состояние здоровья, при необходимости замерить температуру тела, проверить артериальное давление, при наличии подозрений взять пробу на алкоголь или наркотики;
  • получение документов: свидетельство о регистрации, путевой лист, полис ОСАГО, маршрутную карту или договор на заказную перевозку, список пассажиров (для перевозки по заказу).

При перевозке детей школьными автобусами водитель обязан:

  • проверять техническое состояние автобуса перед осуществлением каждой перевозки;
  • проходить медицинский контроль перед перевозкой;
  • производить посадку (высадку) детей исключительно в полностью безопасных местах;
  • не производить перевозку при неработающих стеклоочистителях в темное время суток или плохую погоду;
  • не перегружать автобус. Максимальное количество маленьких пассажиров должно соответствовать количеству посадочных мест;
  • не допускать открытия окон в салоне, так как открытое окно может стать причиной причинения ущербу здоровью ребенка;
  • не производить перевозку детей без старших, являющихся сопровождающими и отвечающих за безопасность детей во время движения;
  • не превышать скорость движения. Максимальная скорость для школьного автобуса – 40 км/ч.
Читайте также:  Второй раз попался пьяным за рулем — меры наказания, что делать?

Маршрутные автобусы должны двигаться строго по указанному маршруту с соблюдением всех остановок, указанных в документации.

Водитель маршрутного автобуса обязан:

  • проверить исправность автобуса перед выходом в рейс;
  • пройти медицинское освидетельствование перед выпуском на линию;
  • получить документы и при отсутствии кондуктора билеты для пассажиров;
  • строго соблюдать указанный маршрут;
  • сообщать пассажирам о прибытии на остановку;
  • производить остановку исключительно в специально оборудованных местах;
  • ограничивать вместимость автобуса по своему усмотрению;
  • не начинать движение от остановки с открытыми дверями;
  • производить продажу билетов исключительно на остановках;
  • соблюдать все правила дорожного движения.

Какие потребуются документы?

Перед перевозкой несовершеннолетних детей, необходимо предварительно подготовить следующие документы:

  • договор фрахтования, если перевозка осуществляется в его рамках;

Образец договора фрахтования автобуса для перевозки детей

  • если автобус или группа автобусов следует по маршруту с продолжительностью в пути более 12 часов, то необходимо присутствие медицинского работника. В этом случае нужно представить документ о его квалификации, подтвердить, что деятельность осуществляется на основании лицензии или копии договора с лечебным учреждением;
  • копия уведомления о поездке детей или решения о сопровождении автомобилем ГИБДД. Уведомление подается при осуществлении перевозки детей одним или двумя автобусами в ГИБДД предварительно за два дня до выезда. Если транспортных средств три и более, не позднее, чем за 10 дней;

Бланк уведомления о перевозке детей в ГИБДД

  • сведения о водителе и данные его водительского удостоверения;
  • списки детей и сопровождающих, с указанием контактных телефонов родителей или законных представителей несовершеннолетних пассажиров, а также сопровождающих их лиц;
  • программа маршрута с запланированным временем в пути, местами и временем предполагаемых остановок для отдыха. При организации экскурсионной поездки указываются сведения оператора, предоставляющего туристическую услугу, указываются остановки на посещение запланированных мест;
  • при нахождении в пути более трех часов в автобусе должны находиться вода и пищевые продукты, список которых потребуется составить;
  • документ о порядке размещения по местам в автобусе детей (исключение составляет поездка по договору фрахтования).

Охрана труда и техника безопасности в школе Пакеты инструкций для школы и ДОУ

Вопрос: Какие требования предъявляются к выбору маршрута школьного автобуса? Какие приказы должны быть в школе на перевозку детей школьным автобусом? Какие нужно разработать приказы для организации перевозки детей в школе и необходим ли акт обследования маршрута школьного автобуса?
Ответ: Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
При разработке маршрута для подвоза обучающихся к школе необходимо учитывать, что транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 км от школы. При этом предельный пешеходный подход к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»)

Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте следования школьного автобуса должно проводиться не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследование).

По результатам обследования дорожных условий производится составление акта маршрута школьного автобуса, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.

При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега. (Методические рекомендации «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» письмо Минобрнауки РФ от 29.07.20014 г. №08-988)

Остановочные пункты по маршруту следования школьного автобуса оборудуются указателями, определяющими место остановки автобуса для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей.

Запрещается открытие маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через:

  • нерегулируемые железнодорожные переезды;
  • ледовые переправы (приказ Минтранса России от 15 января 2014 года N 7).

При организации перевозки детей школьным автобусом в школе необходимо издать следующие приказы:

  • О назначении ответственного за безопасность дорожного движения при перевозке обучающихся школьным автобусом;
  • О назначении сопровождающих при перевозке детей школьным автобусом;
  • О режиме работы и отдыха водителя школьного автобуса;
  • Об утверждении списка детей, подлежащих подвозу;
  • О мерах по предупреждению дорожно- транспортных происшествий;
  • О назначении лиц, ответственных за техническое состояние, эксплуатацию и выпуск на линию автотранспортных средств.

Квалификационные требования к водителю школьного автобуса

В соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от17.12.2013 г. № 1177),

  • иметь непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории D не менее одного года;
  • не совершать административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест в течение последнего года;
  • пройти предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
  • пройти предрейсовый медицинский осмотр.

Правила охраны труда до и после работы

Приступая к работе, водитель автобуса обязан проверить своё рабочее место. Следует быть уверенным, что всё, с чем он работает ― в полном порядке. В ином случае потребуется доложить непосредственному руководителю. Кроме того, водитель автобуса обязан проверить свою специальную одежду и средства индивидуальной защиты (СИЗ), если они ему положены. Никаких лишних инструментов на рабочем месте быть не должно. Заканчивая работать, водитель автобуса должен прибрать за собой рабочее место (особенно, если его использует кто-то другой!). Если во время работы водитель автобуса сталкивался с загрязнениями, то тщательно вымыть руки с мылом; если нужно, то применить обеззараживающее средство. И, если производственный процесс позволяет, обесточить электрооборудование на рабочем месте.

Директор МБОУ СОШ № 1 г. Сковородино

работы водителя при перевозке детей и школьников на автобусе.

При перевозке детей водитель обязан соблюдать следующее :

1. Перед выходом в рейс, проверить техническое состояние транспортного средства, т.е. выполнить все статьи правил дорожного движения, где говорится о техническом состоянии и оборудовании транспортных средств.

2. Помнить, что в ветреную, дождливую погоду, при снегопаде, при неработающем стеклоочистителе дальнейшее движение ЗАПРЕЩЕНО.

3. Посадку и высадку детей производить только на отведенных оборудованных стоянках, при этом автобус должен быть заморожен стояночным тормозом с включенной нижней передачей и не работающем двигателем.

4. Все окна должны быть закрытыми во избежание того, что ребенок может высунуться, что опасно при обгоне или объезде транспортных средств.

5. В автобусах должны быть сопровождающие, назначенные приказом директора, которые обязаны следить за посадкой, транспортировкой и высадкой детей. Фамилии ответственного в обязательном порядке должна заноситься в путевой лист водителя.

6. Согласно правил дорожного движения, при перевозке группы детей спереди и сзади транспортного средства должны быть установлены квадратные опознавательные знаки желтого цвета (сторона размером – 300мм, в зависимости от вида транспортного средства) с красной каймой (ширина стороны 1/10) и с черным изображением символа дорожного знака 10 «Дети».

7. Перед началом движения должен убедиться в том, что обеспечены все условия перевозки пассажиров. Водитель обязан начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

8. Число перевозимых детей не должна превышать число посадочных мест в автобусе.

9. Скорость движения не должна превышать 60км/час.

10. ЗАПРЕЩАЕТСЯ перевозить груз вместе с детьми, кроме ручной клади.

11. ЗАПРЕЩАЕТСЯ перевозить с людьми легковоспламеняющиеся пиротехнические средства.

12. При перевозке детей в колонне, обгон категорически ЗАПРЕЩЕН.

13. При мокром асфальте, в гололед, при видимости 20м. скорость движения не должна превышать 20 км/час. Интервал движения выбирается водителем в зависимости от скорости движения, климатических условий, состояния дороги и технического состояния транспорта.

14. Механику ЗАПРЕЩАЕТСЯ выдавать путевой лист без письменного заключения о состоянии здоровья водителя.

15. Механику проинструктировать о маршруте следования, о состоянии проезжей части дороги по данному маршруту, об опасных местах, мерах предосторожности. При дальнем следовании о времени и месте отдыха.

16. При перевозке детей директор совместно с механиком должен заблаговременно определить водителя , а так же автобус.

17. Водитель перед выходом в рейс должен проверить техническое состояние автобуса. При обнаружении технической неисправности поставить в известность механика и директора школы.

18. При выпуске автобуса на линию, механик обязан сам лично проверить автобус и дать допуск к эксплуатации автобуса, предназначенного для перевозки детей.

19. Механик обязан обеспечить автобус всей необходимой экипировкой.

20. При загородном следовании автобуса директор назначает старшего сопровождающего. Старший сопровождающий принимает автобус согласно указанных требований и несет полную ответственность за перевозимых детей.

21. Движение с места разрешается при полной остановке автобуса на месте стоянки.

22. Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, а так же осуществлять движение задним ходом.

23. При движении в светлое время суток с целью обеспечения движения автобуса, ближний свет должен быть включен.

24. Запрещается отклонение от утвержденного маршрута движения автобуса, производство остановок не предусмотренных графиком движения.

Читайте также:  Как оформить пособия малоимущим семьям в Челябинске в 2023 году

25. Ответственный водитель по перевозке детей назначается приказом директора.

26. Ответственный механик за выпуск автобуса назначается приказом директора.

Директор МБОУ СОШ № 1 г. Сковородино

для сопровождающих по обеспечению безопасности детей

при перевозке в школьном автобусе.

ОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ:

1. Травмирование проходящим транспортом при выходе на проезжую часть во время посадки или высадки из автобуса.

2. Травмы при резком торможении автобуса.

ДО НАЧАЛА ПЕРЕВОЗКИ:

1. Перевозка учащихся разрешается только по письменному приказу руководителя учреждения.

2. Провести инструктаж учащихся по технике безопасности при перевозке с записью в журнале регистрации инструктажа.

З. Убедиться в технической исправности автобуса по путевому листу путем внешнего осмотра.

4. Убедиться в наличии на автобусе спереди и сзади дорожного знака «Дети», а также в наличии у водителя мед. аптечки и огнетушителя.

5. Посадку учащихся в автобус производить со стороны тротуара или обочины дороги строго по количеству мест. Стоять в проходах между сиденьями не разрешается.

ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВОЗКИ:

1. Учащимся соблюдать дисциплину и выполнять все указания старших.

2. Во время движения не разрешается стоять и ходить по салону автобуса, высовываться из окна и выставлять в окно руки.

3. Скорость движения автобуса при перевозке учащихся не должна превышать 60 км/час

4. Во избежание травм при резком торможении автобуса необходимо упираться ногами в пол кузова и руками в спинку сиденья, расположенного впереди.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПЕРЕВОЗКИ:

1. Выходить из автобуса в сторону тротуара или обочины дороги.

2. Проверить по списку наличие учащихся.

Директор МБОУ СОШ № 1 г. Сковородино

для обучающихся по правилам безопасности при поездках в школьном автобусе.

1. Общие требования безопасности.

1.1 Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся, пользующихся автобусными перевозками, организованными школой.

1.2 К поездкам допускаются школьники, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

1.3 Обучающиеся допускаются к поездкам только в сопровождении воспитателя, учителя, либо прошедшего инструктаж взрослого из числа родителей.

1.4 Автобус для перевозки школьников должен быть оборудован специальными знаками, указывающими на то, что в нём перевозятся дети, табличками «Дети», огнетушителями и медицинскими аптечками.

1.5 Количество пассажиров в автобусе не должно превышать число мест для сидения.

2. Требования безопасности перед началом поездки, во время посадки и высадки.

2.1. Перед началом поездки обучающиеся обязаны:

— пройти инструктаж по технике безопасности при поездках;

— ожидать подхода автобуса в определённом месте сбора;

— спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки;

— по распоряжению сопровождающего произвести перекличку участников поездки;

— не выходить навстречу приближающемуся автобусу.

Приложение 3. Инструкция водителя школьного автобуса по обеспечению безопасности перевозки детей

Приложение 3
к Порядку организации перевозок детей,
обучающихся в муниципальных образовательных
организациях и учреждениях города Когалыма,
школьными автобусами

Инструкция
водителя школьного автобуса по обеспечению безопасности перевозки детей

1. К управлению автобусом, осуществляющим организованную перевозку группы детей школьным автобусом, допускается водитель:

1.1. Имеющий непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года на дату начала организованной перевозки группы детей.

1.2. Не совершавший административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года.

1.3. Прошедший предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации.

1.4. Не имеющий медицинских противопоказаний и прошедший предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

2. Перед началом перевозки водитель обязан лично убедиться:

в технической исправности автобуса;

в наличии спереди и сзади на кузове автобуса опознавательного знака «Перевозка детей»;

в наличии исправных огнетушителей, медицинской аптечки, знака аварийной остановки, противооткатных упоров, исправных маячков желтого или оранжевого цвета, исправных поясов безопасности на каждом пассажирском месте в количестве и состоянии, предусмотренных Правилами дорожного движения;

в наличии документов, необходимых водителю автобуса при организованной перевозке группы детей.

3. Водитель автобуса обязан иметь при себе следующие документы:

а) водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

б) регистрационные документы на данное транспортное средство;

г) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

д) копии документов, полученные от организатора перевозок, предусмотренных нормативными документами.

4. В пути следования водитель обязан строго выполнять Правила дорожного движения, плавно трогаться с места, выдерживать дистанцию с впереди идущим автотранспортным средством, без необходимости резко не тормозить, принимать меры предосторожности, быть внимательным к окружающей обстановке.

5. В случае движения во встречном направлении транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, принять меры к снижению скорости и занять крайнее правое положение.

6. Водителю запрещается:

6.1. Выезжать в рейс:

в болезненном, утомленном состоянии, под действием лекарственных препаратов, влияющих на быстроту реакции, а также на технически неисправном автобусе;

без специально назначенных приказом сопровождающих лиц.

6.2. Перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, стоящих в проходах между сидениями автобуса.

6.3. Отклоняться от графика и заданного маршрута движения.

6.4. Отвлекаться от управления автобусом, курить, принимать пищу, вести разговоры, пользоваться сотовым телефоном без специальной гарнитуры.

6.5. Допускать в автобус посторонних лиц.

6.6. Перевозить в салоне школьного автобуса, в котором находятся дети, любой груз, багаж или инвентарь, кроме ручной клади и личных вещей детей.

7. Водитель обязан обеспечить безопасную посадку детей в школьный автобус на специально оборудованных посадочных площадках со стороны тротуара или обочины дороги только после полной остановки автобуса.

8. При возникновении неисправностей автобуса следует принять вправо, съехать на обочину дороги, остановить автобус в безопасном месте, высадить детей, не допуская их выхода на проезжую часть дороги, и, в соответствии с требованием ПДД, выставить аварийные знаки безопасности. Движение продолжать только после устранения возникшей неисправности.

9. Нахождение пассажиров-школьников в буксируемом автобусе не допускается.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей

Документ большой и касается только водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями, управляющими транспортным средством самостоятельно.

Приказом определено существенное количество измеряемых сведений о рабочем и нерабочем времени. Особую ценность представляет определение занятости и ее продолжительности, включаемую в рабочее время:

  • время управления автомобилем,
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем,
  • время работы, не связанной с управлением автомобиля.

Кроме рабочего времени в Приказе отражено время отдыха и перерывов, не включающее время специальных перерывов:

  • перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены),
  • ежедневный (междусменный) непрерывный отдых,
  • еженедельный отдых.

Новшества определили изменения в процедуре учета рабочего времени, в том числе и с использованием суммированного учета рабочего времени.

С 1 января Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1733 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» изменились нормы времени вождения и отдыха водителей автобусов или грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т. Соблюдение новых норм будет контролироваться тахографом.

Что делать, если по состоянию здоровья водитель не может выполнять свои обязанности?

Если сотрудник в соответствии с выданным ему медицинским заключением нуждается в переводе на другую работу, работодатель обязан с письменного согласия сотрудника подобную работу предоставить (ст. 73 ТК РФ). На практике для этого работодатель направляет водителю уведомление, в котором указывает имеющиеся у него вакансии (как вакантные должности или работы, соответствующие квалификации работника, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемые работы) или сообщает об их отсутствии. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). В этом уведомлении работник должен сделать письменную отметку и сообщить о своем согласии или несогласии выполнять работу по одной из предложенных должностей. Если работник согласен на перевод, стороны заключают дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе на срок, указанный в медицинском заключении. Если подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник не согласен на перевод, то дальнейшие действия работодателя зависят от срока, на который работник в соответствии с медицинским заключением должен быть переведен.

Если перевод необходим на срок до четырех месяцев, то при отсутствии вакантных должностей или в случае отказа работника от предложенных ему вакансий руководитель обязан отстранить его от работы на весь срок, указанный в медицинском заключении. В этом случае заработная плата сотруднику не начисляется (ч. 2 ст. 73 ТК РФ).

Если работник нуждается в переводе на срок более четырех месяцев или постоянно, но подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник от них отказывается, трудовой договор прекращается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с формулировкой «в связи с отказом от перевода на другую работу в соответствии с медицинским заключением». При увольнении по данному основанию работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (п. 1 ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

Читайте также:  Как обменять права после получения гражданства РФ

Всероссийская база образовательного потенциала

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

ПериодФактическое времяРабочее время
Предрейсовый осмотр 15 минут 15 минут
Управление ТС 30 минут 30 минут
Погрузка 30 минут 30 минут
Управление ТС 3 часа 3 часа
Охрана груза 2 часа 40 минут (30 %)
Разгрузка 30 минут 30 минут
Управление ТС 3 часа 3 часа
Послерейсовый осмотр 15 минут 15 минут
ИТОГО 10 часов 8 часов 40 минут

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.

В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре.

Должностная инструкция водителя школьного автобуса

  • Пожарная безопасность в школе
  • Инструктажи по пожарной безопасности в школе
  • Пожарная безопасность в ДОУ
  • Видео по пожарной безопасности
  • Перечень инструкций по пожарной безопасности
  • Должностные инструкции для пришкольного лагеря
  • Инструкции по охране труда для пришкольного лагеря
  • Инструкции для школьного лагеря
  • Инструкции для детей пришкольного лагеря
  • Инструктажи для детей пришкольного лагеря
  • Положения ДОУ
  • Документация по коронавирусу
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ в ДОУ
  • Нормативные документы ОТ

Нормативные документы содержат перечень водителей, которые являются исключениями. То есть указанные водители не обязаны соблюдать режим труда и отдыха. И в данный перечень внесено несколько изменений:

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Рассмотрим все изменения по пунктам:

1. Изменились правила, относящиеся к автомобилям, использующимся при режиме чрезвычайной ситуации (ЧС). Ранее режим труда и отдыха допускалось не соблюдать только автомобилям, задействованным в эвакуации пострадавших. В новой редакции это понятие расширено и теперь в исключения попадают любые автомобили, задействованные в ликвидации последствий ЧС, либо занимающиеся предупреждение СЧ.

2. Из списка исключены водители, работающие в составе вахтовых бригад. До 31 декабря 2020 года такие водители могли не соблюдать режим труда и отдыха, а с 1 января 2021 года для них придется составить графики работы, отвечающие всем требованиям.

3. В перечень исключений добавлены несколько новых групп транспортных средств:

  • Служебные легковые автомобили органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ранее для этой группы транспортных средств позволялось увеличить продолжительность рабочего дня, а с 1 января 2021 года режим работы водителей вообще не будет контролироваться.
  • Автомобили, работающие на территории предприятия без выезда на дороги общего пользования.
  • Легковые автомобили ведомственной охраны.
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.
  • Военные автомобили.

Сложнее всего в данном случае придется организациям, которые работают вахтовым методом. Им нужно до 1 января 2021 года перестроить работу так, чтобы водители могли соблюдать установленные законодательством требования по времени работы и отдыха.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ водителя школьного автобуса

4.1. Соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда.

4.1.1. Применять правильно коллективные и индивидуальные средства защиты от неблагоприятных условий труда.

4.1.2. При несчастном случае на производстве, признаках заболевания и ситуации, при которой создается угроза жизни и здоровью людей, сообщать непосредственному начальнику.

4.2. Соблюдать «Правила охраны труда на автомобильном транспорте» (Приложения 9, 10) и требования, непосредственно связанные со спецификой работы водителя автомобиля.

4.3. При работе на линии:

4.3.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости должны быть включены фары дальнего или ближнего света, освещение салона.

4.3.2. При возникновении загорания на автобусе руководствоваться «Рекомендациями по противопожарной безопасности» (Приложение 21).

4.3.3. При эксплуатации и ремонте автобуса соблюдать меры безопасности при обращении с автомобильным топливом, маслами и жидкостями (Приложение 14).

4.4. Находясь в ремонтной зоне действовать только по указаниям бригадира, соблюдать трудовую дисциплину и требования охраны труда.

5.1. Управлять автобусом в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

5.2. Движение по территории парка и на линии с открытыми дверями.

5.3. Во время движения продавать посадочные талоны, курить и принимать пищу, допускать в кабину посторонних лиц, разговаривать во время движения с посторонними лицами.

5.4. Приближаться на остановке к впереди стоящему автобусу или троллейбусу на ровном участке ближе 3-х метров, на подъеме и спуске — ближе 5-и метров.

6.1. Настаивать на отмене распоряжений, противоречащих ПДД, охраны труда и пожарной безопасности.

6.2. Требовать при привлечении к ремонту автобуса ознакомления с безопасными приемами труда и инструктирования по охране труда.

6.3. Закончить работу, если продолжительность смены, исключая время перерывов, более установленной трудовым законодательством нормы.

6.4. Требовать ознакомления с особенностями и условиями работы при переводе на новый маршрут.

6.5. Ограничивать вход пассажиров в автобус в связи с его переполнением (предупреждением по микрофону, закрытием дверей).

6.6. Проверять оплату проезда пассажирами на конечном пункте (выпуская пассажиров через переднюю дверь).

6.7. Требовать выдачи на руки экземпляра настоящей должностной инструкции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *