- Наследство

Какие виды пенсий существуют по законодательству рф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие виды пенсий существуют по законодательству рф». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Читайте также:  Расчетный период для компенсации за неиспользованный отпуск

Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

По каким законам начисляется пенсия

Пенсионная система в России за последние более 30 лет существовала в трех разных вариантах. В каждом из них пенсии рассчитывались по специальному закону:

  • с 1991 по 2001 годы включительно – Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 N 340-1. Он сейчас не действует;
  • с 2002 по 2014 годы включительно – Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Он действует в той части, в которой его не отменил следующий закон;
  • с 2015 года и до настоящего времени – Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

В каждой из трех систем пенсия начислялась по разным принципам и зависела от разных факторов. Это и сейчас делает пенсионное законодательство России крайне сложным и запутанным.

Дело в том, что для расчета страхового стажа п.8 ст.13 закона 400-ФЗ позволяет учитывать законы, действовавшие на момент формирования этого стажа. То есть, стаж за период в СССР засчитывается согласно законам, которые действовали на тот момент – и вот уже актуальными становятся «пенсионные» законы от и годов.

Кроме того, пенсионные права рассчитываются последовательно за каждый из периодов, причем в расчете за следующий период учитываются пенсионные права за предыдущий. Выглядит это так:

  • за периоды по 2001 годы в расчет идет стаж (на 31.12.2001), средняя зарплата за 5 лет и средняя зарплата по России на 2001 год. В итоге получается определенная сумма пенсии в рублях;
  • с 2002 по 2014 годы в расчет идут только страховые взносы – они формируют пенсионный капитал, который каждый год еще и индексируется. А начисленные до 2001 года деньги по формуле переводятся в капитал и прибавляются к основной сумме;
  • с 2015 года в расчет идут тоже взносы, но они сразу пересчитываются в пенсионные баллы. А все заработанное до 2014 года включительно пересчитывается в баллы по специальной формуле.

Поэтому расчет будущей пенсии – задача крайне сложная, и более-менее приближенные к реальности цифры могут сказать только в Пенсионном фонде. Но чтобы ничего не упустить, мы расскажем об основных этапах, как рассчитать пенсию в 2022 году. Кроме прочего, это может помочь правильно собрать документы и получить в итоге максимально возможную пенсию.

Социальные выплаты за счет ПФР

При определенных льготных обстоятельствах граждане получают право на следующие выплаты из ПФР:

  1. Социальная доплата. Это добавка к пенсионным суммам нетрудоспособных, доход которых ниже прожиточного в регионе.
  2. Ежемесячные выплаты. На них имеют право заслуженные граждане, к примеру, герои СССР или РФ, несовершеннолетние узники концлагерей в прошлом и другие.
  3. Набор соцуслуг предоставляется пенсионерам в беззаявительном порядке. Он включает в себя компенсацию затрат на транспорт, санаторно-курортное лечение, приобретение лекарств.
  4. Дополнительная ежемесячная выплата в размере одной тысячи рублей начисляется инвалидам и участникам боевых действий времен ВОВ, узникам концлагерей; в 500 р. другим категориям лиц, принимавших участие в событиях ВОВ.
  5. Бывшие летчики и труженики угольной промышленности получают отдельную доплату к пенсионным начислениям.
  6. Небольшие деньги (1200 р.) платятся трудоспособным людям, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы и детьми-инвалидами. Кроме того, такая надбавка устанавливается тем, кто присматривает за пенсионерами, перешагнувшими 80-летний порог.
  7. Пособие на погребение. Назначается по заявлению для компенсации расходов на похороны пенсионера, получавшего социальное пособие из ПФР.
  8. Материнский капитал назначается после появления на свет второго и последующих детей, если дата их рождения попала в период с 01.01.2007 по 31.12.2018.

Виды пенсий по старости

В действующей системе пенсионного обеспечения России пенсии по старости разделяются на 3 вида, в зависимости от деятельности пенсионера в прошлом. Страховая пенсия по старости — самая распространённая пенсия в России, прошлое название которой — трудовая пенсия по старости. Для её получения требуется страховой стаж (ранее — трудовой стаж) и накопленные пенсионные баллы. Социальная пенсия по старости назначается людям, достигшим определённого возраста (подробности ниже) и проживающим в России более 15 лет, а также малочисленным народам Севера. Для получения такой пенсии страховой стаж и пенсионные баллы не нужны. Государственная пенсия по старости выплачивается гражданам, пострадавшим при трагедии на Чернобыльской АЭС, а также от других радиационных и прочих техногенных катастроф.

Исчисление и перерасчет пенсий. Назначение и выплата пенсий

Исчисление пенсии – элемент процедурной деятельности пенсионного органа при ее назначении или перерасчете, направленной на определение персонального размера пенсии в связи с возникновением, изменением или прекращением обстоятельств, имеющих юридическое значение.

Перерасчет пенсии – способ изменения ранее исчисленного размера пенсии. Основанием для перерасчета служит изменение фактических обстоятельств, с которыми закон связывает право на пенсию и которые влияют на ее величину.

Перерасчет следует отличать от индексации пенсии. Индексация – это увеличение денежных доходов граждан в связи с ростом потребительских цен, целью которого является поддержание покупательной способности денежных доходов граждан.

Пенсионное обеспечение по старости является одним из видов обязательных государственных выплат, которые могут быть назначены физическим лицам, при наличии на то соответствующих оснований. Главным основанием, в данном случае, будет выступать факт достижения гражданином определенного возраста.

Отдельно следует упомянуть и о еще одном важном критерии. В соответствии с установленными правилами, для назначения гражданину пенсии в нормальном размере у него должен иметься хотя бы минимальным страховой стаж. Под данным словосочетанием следует понимать определенное количество лет, в течение которых за гражданина отчислялись обязательные страховые взносы. В большинстве случаев, данное обязательство возлагается на работодателей. Именно они регулярно проводят все обязательные отчисления с доходов своих служащих. Действующие требования устанавливают, что размер минимального стажа составляет ровно 5 лет. В том случае, если гражданин так и не смог отработать данный период времени на момент оформления выплат, он сможет рассчитывать лишь на минимальный размер обеспечения.

Выплаты по инвалидности

Как уже было сказано выше, получение инвалидности в связи с определенными проблемами со здоровьем нередко означает, что гражданин фактически теряет возможность регулярно работать и получать соответствующий заработок. Для людей, попавших в подобную жизненную ситуацию, государственными нормами предусмотрена законная возможность для оформления пенсии. Причем необходимо отметить, что, в данном случае, время получения инвалидности, наличие официального места работы и т.д., никаким значением обладать не будет. Единственным требованием в этом случае будет являться наличие хотя бы минимального страхового стажа.

Читайте также:  Раздел долгов и ипотечной квартиры при разводе: нюансы от эксперта

Для того чтобы получить законное право на оформление данного вида обеспечения, физическому лицу необходимо будет пройти специальную медицинскую комиссию. В нее входит сдача анализов, требуемые обследования, а также иные обязательные процедуры, которые позволят сделать точные выводы о состоянии здоровья. По окончании данного процесса уполномоченными членами ранее созданной комиссии выносится официальное заключение относительно текущего состояния здоровья гражданина. Именно на основании этого заключения и происходит дальнейшее установление физическому лицу определенной группы инвалидности.

В России существует четыре основных вида пенсии: страховая, по государственному пенсионному обеспечению, накопительная, добровольная.

Обязательное пенсионное обеспечение, которое охватывает всех работающих россиян, основывается на страховых принципах. Рассмотрим подробнее каждую разновидность пенсии.

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством.

Страховая пенсия имеет три вида:

— страховая пенсия по старости — это самый распространенный вид пенсии в России. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше.

— страховая пенсия по инвалидности — назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет.

— страховая пенсия по случаю потери кормильца — назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению имеет пять видов:

— государственная пенсия за выслугу лет — назначается военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава, федеральным государственным служащим.

— государственная пенсия по старости — назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф.

— государственная пенсия по инвалидности — назначается военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам.

— государственная пенсия по случаю потери кормильца — назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.

— социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца при отсутствии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).

Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. При этом определенные пенсионные накопления есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

В случае отказа от формирования накопительной пенсии все ранее сформированные пенсионные накопления граждан сохраняются: они продолжают инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Кроме того, застрахованные лица по-прежнему вправе распоряжаться своими пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы. Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной.

Размер социальной пенсии в 2020 году

Минимальный размер социальной пенсии по Федерации составляет 9 850 руб и выше. Каждая категория граждан получает различную сумму, и порой она отличается практически в два раза:

  • 4959,85 рублей каждый месяц получают граждане, живущие на Севере, уже достигшие пенсионной отметки в пятьдесят и пятьдесят пять лет. Граждане, которым уже исполнилось шестьдесят и шестьдесят пять лет. Инвалиды второй группы и дети, потерявшие одного родителя не достигшие совершеннолетия или достигшие, но обучающиеся в учреждениях образования по очной форме до двадцати трех лет;
  • Люди, ставшие инвалидами в детстве и имеющие 1 группу, получают социальную пенсию в размере 14 600 рублей и выше. Также такую пенсию получают и дети инвалиды;
  • Средний размер социальной пенсии детям-инвалидам составляет 14 500 рублей;
  • Все инвалиды 3 группы, имеют право на пенсию 4 805,69 рублей.

Виды пенсий по старости

В действующей системе пенсионного обеспечения России пенсии по старости разделяются на 3 вида, в зависимости от деятельности пенсионера в прошлом. Страховая пенсия по старости — самая распространённая пенсия в России, прошлое название которой — трудовая пенсия по старости. Для её получения требуется страховой стаж (ранее — трудовой стаж) и накопленные пенсионные баллы. Социальная пенсия по старости назначается людям, достигшим определённого возраста (подробности ниже) и проживающим в России более 15 лет, а также малочисленным народам Севера. Для получения такой пенсии страховой стаж и пенсионные баллы не нужны. Государственная пенсия по старости выплачивается гражданам, пострадавшим при трагедии на Чернобыльской АЭС, а также от других радиационных и прочих техногенных катастроф.

Читайте также:  Льготы ветеранам боевых действий

Понятие «трудовые пенсии»

Одна из главных причин, по которой люди продолжают называть страховые пенсии трудовыми, – их идентичные определения, приведенные законом. С точки зрения ранее действовавшего и нового законодательства, это, по сути, одно и то же.

Понятие данного обеспечения обладает следующими признаками:

  • предоставляется в виде денежной выплаты;
  • выплаты носят характер периодических и осуществляются 1 раз в месяц;
  • осуществляются тем гражданам, которые являются участниками системы обязательного пенсионного страхования;
  • их цель – компенсировать россиянам потерянные доходы после прекращения ими трудовой деятельности;
  • основанием выплат является потеря трудоспособности;
  • причины утраты возможности работать могут заключаться в наступлении установленного законом пожилого возраста (старости), приобретении инвалидности или потере кормильца;
  • условия назначения определяются законодательством о пенсионном обеспечении.

Иными словами, трудовая пенсия – полагающаяся гражданину ежемесячная выплата при наличии установленных законом оснований в целях предоставления ему дохода, способного обеспечить его потребности.

Такой вид пенсии гарантируется государством незащищенным слоям населения. Социальное обеспечение соответствует прожиточному минимуму в конкретном регионе. Несколько увеличить его может наличие стажа работы и страховые взносы. Пока человек официально работает (вне зависимости от возраста), он не может претендовать на соцпенсию.

Виды социальный пенсий:

Причина Описание
По старости Выплачивается гражданам без стажа и накоплений. Главное условие – достижение границы пенсионного возраста. Обычно это люди, которые так и не заработали себе стаж.
По инвалидности Ее получают люди, имеющие подтвержденную инвалидность. Полагается людям, которые полностью или только частично потеряли возможность работать
По утере кормильца Для несовершеннолетних, а также тех, кто находится на очной форме обучения. То есть назначается людям, которые в силу возраста не могут сами себя содержать.

Условия назначения страховой пенсии по старости

Восьмой статьей Федерального закона определены условия выхода на пенсию в России. Право на страховой доход по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный тип выплат по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента размером не менее 30.

Трудовая пенсия по старости – это ежемесячный доход, который имеет ряд признаков, отличающих ее от любого другого класса государственных выплат. Знание и полное понимание особенностей позволит добиться грамотного и оперативного оформления отчислений и воспользоваться доступными льготами. Из общих признаков трудовых выплат пожилым стоит выделить следующие:

  • доход престарелым людям начисляется до конца жизни;
  • оформляется гражданам, достигшим преклонного возраста;
  • по закону для получения выплат по старости гражданин обязан иметь официальный рабочий стаж не менее 5 лет.

Региональные власти при этом не изменяют условий получения. Например, пенсионные отчисления и порядок их оформления для жителей Москвы ничем не отличаются от аналогичных для других регионов, поскольку на всей территории Российской Федерации установлено единое законодательство. Пенсионным возрастом для москвича считается 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Исключением являются категории граждан, имеющие основания для досрочного оформления и получения пенсии по старости. Подробно это рассмотрено Федеральным законом «О трудовых пенсиях».

Максимально полно функции пенсий по старости рассмотрел Шайхатдинов В. Ш. Она призвана исполнять функции, посредством которых воздействует на экономику, социальную область, идеологию и политику, демографию, человеческое поведение. Данное воздействие имеет комплексный характер, поэтому выделение отдельных функций можно считать условным.

Замечание 2

В первую очередь важно обратить внимание на экономическую функцию пенсии, которая включает обеспечительный и производственный аспекты.

Обеспечительный аспект заключается в том, что пенсия представляет собой основной (один из основных) источников средств для существования пожилого человека. Ее можно считать средством для удовлетворения определенных потребностей и поддержания жизни.

Производственный аспект экономической функции состоит в положительном воздействии пенсионного обеспечения на экономику. По причине многоплановости этого аспекта, его разделяют еще на несколько подфункций.

Стимулирующая подфункция состоит в механизме мотивации, которая побуждает человека выполнять работу с особыми условиями труда, получать более высокие заработки. В связи с этим, в будущем человек получает право на досрочное пенсионное обеспечение, получение пенсии в более высоком размере.

Еще одна подфункция заключается в смене трудовых поколений, что характеризуется выявлением значения пенсий в выводе из процесса производства пожилых работников и замещением их на более молодых. Данная подфункция основана на правовых нормах, касающихся общих условий назначения пенсии, назначения льготных пенсий, досрочных пенсий безработным гражданам. С помощью данной подфункции происходит движение персонала на предприятиях с сохранением определенной преемственности.

Производственная функция пенсии также рассматривается с позиции ее значения как средства перераспределения трудовых ресурсов, которое происходит между отраслями экономики и внутри них. Здесь речь идет о переходе сотрудников, для которых назначена пенсия, из отраслей с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда в те отрасли, для которых характерны более легкие и безопасные условия труда.

Социальная функция предназначена для предупреждения, смягчения или устранения негативных последствий, которые связаны с достижением человеком пенсионного возраста. В ее составе отдельно рассматриваются защитная и компенсационная подфункция. Первая из них заключается в защите пожилых работников от угрозы безработицы, бедности, заболеваний, инвалидности и др.

Замечание 3

Посредством пенсии пожилые люди могут оставлять работу, достойно существовать, удовлетворять базовые потребности, включая те, которые связаны с охраной здоровья (например, приобретение лекарственных препаратов, рациональное питание и др.).

Компенсационная подфункция состоит во взаимосвязи суммы пенсии и размера заработка работника до момента назначения пенсии, а также суммы пенсии и снижения ее реальной стоимости по причине роста цен на потребительскую продукцию и услуги.

В первой ситуации рассматривается компенсация утраченного заработка через механизм исчисления пенсии. Во второй имеют в виду индексацию пенсий.

Замечание 4

Особо выделяется компенсирующая роль пенсий по старости на работах, которые связаны с особыми условиями труда (например, работа на Крайнем Севере, работа граждан, которые подверглись воздействию радиации.

Политическая функция рассматривает пенсию в качестве важного инструмента государственной социальной политики. С ее помощью предотвращается дальнейшее снижение уровня жизни населения, улучшается материальное положение различных групп и слоев общества, снижается рост социальной напряженности в нем.

Социально-психологическая функция отражает значение пенсионного обеспечения в рамках появления у пожилых людей уверенности в завтрашнем дне, включая чувство социальной защищенности. Особенную роль эта функция начала играть в период проведения в нашей стране экономической реформы, предполагающей негативные последствия, которые касаются пожилых людей.

Демографическая функция заключается в воздействии данной категории на смену поколений. Посредством пенсий осуществляется относительно безболезненный переход граждан среднего поколения в категорию старшего поколения. Функция направлена на замещение пожилых сотрудников более молодыми, что существенно минимизирует противоречия поколений и гармонизирует взаимоотношения поколений в семьях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *