Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъекты и объекты приватизации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Граждане РФ, занимающие ЖП в гос. и муниц. жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хоз. ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях соц. найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также НСЛ в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. ЖП передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе НСЛ.
Субъекты как приватизации, так и любого другого правоотношения в теории права — это лица, которые в этих отношениях участвуют, имеют права и несут обязанности, при этом права и обязанности тесно связаны друг с другом (праву одного субъекта всегда должна отвечать обязанность другого – в противном случае никаких правоотношений между ними сложиться не может в принципе).
Кто же будет выступать субъектами в таком конкретном виде правовых отношений, как приватизация государственного и муниципального имущества? Субъектами, как легко заметить, будут являться:
- с одной стороны – граждане, проживающие в помещении, как новые получатели и собственники жилья;
- с другой – органы власти, муниципальной и государственной, прежде выступавшие как владельцы этих жилых помещений, а конкретно в приватизационных отношениях являющиеся передающей стороной.
Понятие приватизации жилищного фонда. Развитие законодательства о приватизации жилищного фонда
В июле 2021 г. исполняется 30 лет отечественной приватизации жилья: 4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Срок для переходного законодательного акта весьма значительный, можно сказать, беспрецедентный. При этом сам Закон неоднократно претерпевал изменения — от расширения рамок приватизации до сужения и постоянного изменения срока окончания приватизации жилья. Однако в конце концов «переходный характер» этого Закона закончился — теперь нет срока окончания его действия. Применение данного Закона не носит массовый характер, но тем не менее документ действует.
Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»2 все упоминания о переходных положениях упразднены.
Применение Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» к отношениям, связанным с жилищным фондом общественных организаций
Наверное, следует сразу же оговориться, что жилищный фонд, принадлежащий общественной организации, безусловно, является частным жилищным фондом, и, строго говоря, о приватизации как таковой речь идти не может. Однако в постановлении Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. «О введении в действие Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»» рекомендовалось общественным организациям осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищных фондов.
Принятие этой нормы представляется весьма оправданным, особенно если учитывать время принятия (1991 г.). Дело в том, что имущество общественных организаций до принятия законодательных актов 90-х гг. XX в. во многом отождествлялось с государственным имуществом и соответственно правовое регулирование было аналогичным. При рассмотрении норм ЖК РСФСР 1983 г. даже из названий глав («Предоставление жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда», «Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда») видно единое регулирование государственного и общественного жилищных фондов.
Анализ норм жилищного законодательства и приведенной выше нормы Постановления Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. позволяет сделать вывод о том, что бесплатно приобрести жилое помещение, находящееся в жилищных фондах общественных организаций, могли граждане и члены их семей только при соблюдении двух условий: во-первых, жилое помещение должно было быть предоставлено по договору найма в соответствии с нормами ЖК РСФСР. Жилое помещение, предоставленное по договору аренды или коммерческого найма, можно было приобрести только до 31 мая 2001 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»», исключившего пользователей по указанным основаниям из приватизационных правоотношений; во-вторых, наряду с желанием нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних и несовершеннолетних членов его семьи от 15 до 18 лет должно быть получено согласие общественной организации, которой принадлежало жилье на праве собственности, на передачу жилого помещения в порядке и на условиях Закона о приватизации жилищного фонда.
Представляется, что рассмотренная норма, впрочем, как и все постановление, сыграла свою роль и должна быть отменена. Причин несколько. С одной стороны, в настоящее время количество общественных организаций в России резко увеличилось, с другой — сегодня общественные организации не вправе предоставлять жилое помещение по договору социального найма. По всей видимости, рассматриваемая норма уйдет в историю вместе с приватизацией жилищного фонда.
Расторжение договора о приватизации жилого помещения
Передача приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность и возвращение гражданам правового положения нанимателей в литературе и на практике получили название «деприватизация» или «расприватизация».
Первоначально для возвращения в положение нанимателя гражданин должен был добиться расторжения договора передачи и тем самым отказаться от своего права собственности на жилое помещение. Для этого необходимо было согласие другой стороны — организации, передавшей данное жилье гражданину в порядке приватизации.
Если организация отказывала гражданину в его просьбе расторгнуть договор, то расторжение такового возможно было в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законом. Например, когда оформление приватизации, в том числе заключение договора передачи, происходило под влиянием насилия, угрозы, заблуждения, что служит основанием для признания такого договора недействительным по решению суда с возвращением гражданину первоначального правового положения нанимателя.
Затем Вводным законом к ЖК РФ было установлено правило, в соответствии с которым малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 г. вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством РФ.
В настоящее время Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (о дачной амнистии) возможность возвращения жилья была расширена: расприватизировать вправе не только малоимущие граждане, кроме того, срок реализации такой возможности был сначала продлен последовательно до 1 марта 2010 г., 1 марта 2013 г., 1 марта 2016 г., 1 марта 2017 г., в настоящее время в Законе срок не установлен, т.е. этим правом можно воспользоваться в любое время.
Сроки приватизации жилого фонда
В заключении хорошая новость для тех, кто пока еще не приватизировал жилье.
22 февраля 2017 года вступил в силу закон, согласно которому приватизация жилых помещений больше не ограничивается каким-либо сроком (по ранее действовавшим правилам бесплатно приватизировать жилье разрешалось лишь до 1 марта 2017 года).
Каждый гражданин РФ, по своему усмотрению, распоряжается и осуществляет принадлежащие ему жилищные права.
Необходимо понимать, что став собственником после приватизации, у вас появятся дополнительные расходы в виде налогов на недвижимость и взносов на капитальный ремонт жилья.
Конечно, можно жить и в государственной квартире, но, как уже упоминалось выше, право собственности дает возможность владельцу свободно распоряжаться имуществом: продать, подарить или завещать.
С чего начать приватизацию квартиры и какие документы подготовить, читайте в следующей публикации.
Субъекты и объекты приватизации
Экономические отношения по вопросам присвоения имеют подвижный характер. Это значит, что может происходить переход от одной формы собственности к другой. Такие процессы осуществляются различными методами, одним из которых является приватизация.
Приватизация (от.лат — частный) – это процесс передачи государственного или муниципального имущества за определенную плату или на безвозмездной основе частным лицам.
Приватизация является направлением разгосударствления имеющейся собственности, заключающимся в передаче в частное владение отдельными гражданами или юридическими лицами.
Приватизация государственной и муниципальной собственности в России – это ее приобретение отдельными гражданами, товариществами у государства и местных органов власти.
Переходили в собственность такие виды имущества, как:
- Предприятия и их подразделения, выделяемые в самостоятельные предприятия;
- Материальные и нематериальные активы предприятий;
- Доли (акции, паи) государства в капитале товариществ;
- Принадлежащие доли приватизируемых предприятий в капитале других компаний.
Приватизация могла быть скрытого характера, к примеру, передача в аренду имущества государства частным лицам или организациям на длительный срок; могла быть частичной, при такой форме распродавалась только часть акций; также приватизация могла осуществляться посредством денационализационных и реприватизационных методов.
Глава 2. Порядок приватизации в Российской Федерации
Когда в стране наступает тяжелое финансовое положение, достаточно часто правительство принимает решение передать какую-либо государственную собственность в частные руки, и в первую очередь, это касается акций различных предприятий.
Приобрести в собственность различные компании может практически любой желающий, ведь нужно обеспечить выполнение всего нескольких основных условий, но при этом далеко не все потенциальные покупатели знают о том, как проводится приватизация предприятий и каким условиям нужно соответствовать, чтобы принять участие в торгах.
В связи с этим, если у человека появилось желание перекупить какие-то государственные акции, ему стоит разобраться в том, как проводится приватизация предприятий в 2017 году и когда можно принять в ней участие.
Порядок проведения приватизации на сегодняшний день регулируется двумя основными правовыми актами – это законы №178 Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ и №1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г.
При этом, на мой взгляд, необходимо отметить, что последний ФЗ № 1541 отличается ограниченным действием и не может распространяться на несколько видов государственной собственности, таких как: природные ресурсы, земельные участки, объекты жилищного фонда. Сама процедура передачи прав собственности в частные руки предусматривает руководство не только федеральным, но и региональном законодательством, но при этом, в первую очередь именно ФЗ № 1541 регулирует правила проведения приватизации.
Помимо этого, данный закон включает в себя информацию о том, что каждый гражданин России может принять участие в приватизации только один раз в своей жизни, но если речь идет о возмездной передаче прав собственности, участвовать в данной процедуре можно неограниченное количество раз.
В зависимости от того, какое предприятие собираются оформить в частную собственность, изменяется и сам процесс проведения указанной процедуры. В частности все зависит от категории рассматриваемой организации.
Приватизация государственных предприятий подразумевает собой состав предприятия, которое будет приватизироваться частными лицами, должен определяться в предварительно составленном передаточном акте, формирование которого осуществляется на основании той информации, которая указана в акте инвентаризации, аудиторском заключении или документах о рассматриваемых земельных участках.
Передаточный акт обязательно должен включать в себя все виды имущества, которые будут приватизироваться частным лицом, включая также обязательства данного предприятия, связанные с выплатой всевозможных платежей для тех лиц, перед которыми несет ответственность за нанесение вреда здоровью или жизни.
Балансовая стоимость предприятия должна рассчитываться в соответствии с данными, полученными из промежуточного бухгалтерского баланса, который подготавливается с учетом результатов, полученных в процессе проведения инвентаризации всего предоставленного имущества.
Особое внимание следует уделить тому, что после определения точной первоначальной стоимости приватизируемого предприятия должно пройти не более шести месяцев до того момента, как компания или ее часть будет выставлена на публичные торги.
Муниципальные предприятия приватизируются путем проведения трех основных этапов:
Планирование; принятие условий, на основании которых будет осуществляться процедура приватизации; передача имущества в собственность частным лицам.
Я считаю что, стоит отметить, что в данном случае самым сложным этапом называют именно планирование, так как государственным органам нужно будет провести подробную оценку того, кто именно является собственником имущества, и какие объекты они могут передавать в распоряжение частным лицам.
Рассмотрим более подробно прогнозный план приватизации государственного имущества, на примере Ростовской области на 2017 г, данный план разработан в соответствии с требованиями Областного закона от 18 июля 2002 года № 255-ЗС «О приватизации государственного имущества Ростовской области», бюджетного законодательства.
Распределение областных государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Ростовской области, по отраслям экономики является следующим:
Наименование отраслей экономики |
Областные государственные унитарные предприятия |
Хозяйственные общества с участием Ростовской области |
||||||
всего (штук) |
включенные в Программу приватизации |
всего (штук) |
включенные в Программу приватизации |
|||||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
Агропромышленный комплекс |
— |
— |
— |
— |
1 |
1 |
— |
— |
Дорожное хозяйство |
13 |
4 |
— |
— |
3 |
— |
— |
— |
Строительный комплекс |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Транспорт |
2 |
— |
— |
— |
1 |
— |
— |
— |
Топливно-энергетический комплекс |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Непроизводственная сфера |
11 |
— |
— |
— |
7 |
— |
— |
— |
Итого |
26 |
4 |
— |
— |
12 |
1 |
— |
— |
В 2017 году предполагается приватизировать 4 областных государственных унитарных предприятия, 40 процентов акций акционерного общества «Кагальницкий мясокостный завод» и 8 объектов иного государственного имущества казны Ростовской области.
Список использованной литературы
1. Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — М., 2002 -10с.
2.Погодина Т.И. Жилищное право: Учебно-методическое пособие. Владивосток: Изд. — в Дальневосточного ун-та. 2015. — 190 с.
3.Седугин П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. М., 2014. — 384 с.
4.Андреефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопр. экономики. — 2013. — N 6. — С.57-78.
5.Андреефф В. Постсоветская приватизация в свете теоремы Коуза // Экономист. — 2015. — N 12. — С.122-136.
6.Браверман А. Приватизация госимущества на благо экономики // Экономика России: XXI век. — 2013. — Май (N2). — С.54-55.
7.Виноградов В.В. Приватизация: цели, формы, методы, результаты // Виноградов В.В. Экономика России. — М., 2015. — С.124-132.
8.Гонгало Б.М. Крашенинников п.в., Маслов Н.В. Комментарий к законодательству о приватизации жилищного фонда. М.: Бек, 2012. — 890 с.
9. Глухов К.А. Вопросы приватизации жилых помещений // Государство и право. — 2014. — №9. С. 141
10. Люсов А.Н. Основные аспекты программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в России // Деньги и кредит. — 2013. — N 1. — С.54-63.
11.Крашенинников П.В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения. М.: Право, 2012. — 680 с.
12 .Керенский И.В С 1 марта 2013 года нельзя будет приватизировать жилые помещения / И.В. Керенский // Право. — 2013. № 2. С.3
13.Козырин А.Н. Приватизация в России: правовое измерение / А.Н. Козырин // Реформы и право. — 2015. — N 2. С.2
14. Марголин А. Приватизация в России: выбор модели определен спецификой // Политэконом. — 2016. — N 3. — С.31-34.
15. Перепелкина Н.В. Некоторые вопросы приватизации жилых помещений в России// Жилищное право. — №1. — 2014. С.65
16 .Рябухин С.Н. Региональный аспект приватизации государственной собственности // ЭКО. — 2016. — N 7. — С.2-14.
17.Седугин П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. М.: НОРМА 2015. — 600 с.
18. Перепелкина Н.В. Некоторые вопросы приватизации жилых помещений в России// Жилищное право. — №4. — 2014. С.65
19.Скворцов О.Ю. Приватизационное право: Учебное пособие. М.: 2015. — 272 с.
20. Симачев Ю.В., Радыгин А.Д., Кузык М.Г. «Новая приватизация»: группы интересов и временные компромиссы, возможный выбор: В 4 кн. / Высшая школа экономики. Национальный исследовательский университет. XII международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. М., 2013. Кн. 4. С. 92 — 93.
21.Угланов А. Приватизация по-российски. Делили по-честному, обманули почти всех // Аргументы и факты. — 2016. — Дек. (N 49). — С.8-9.
Порядок оформления недвижимости в собственность
Процедура безвозмездного перехода муниципального и государственного имущества в приватную собственность состоит из таких этапов:
Установление законных оснований | для реализации приватизационного процесса |
Определение соответствия субъекта | объекта тем условиям, что закреплены законодателем |
Сбор перечня | требуемой документации |
Передача пакета документов в админитрацию | уполномоченную утверждать решение относительно возможности бесплатного перехода объекта недвижимости в частную собственность |
При оформлении приватизации земельного участка потребуются необходимые документы. Гражданин должен подать заявление с просьбой предоставления права на земельный участок с указанием его размеров, целей использования и место расположения. Кроме этого нужен документ, удостоверяющий личность. Если земельный участок находится под домом, то потребуется его описание с кадастровым планом, и акт, предоставляющий право пользования участком. В случае если правоустанавливающие документы отсутствуют, для регистрации необходима выписка из похозяйственных книг (для дачных участков).
При платной приватизации земельного участка к названным документам необходимо приложить:
- справку из районного земельного комитета о нормативной стоимости 1 га приватизируемого земельного участка;
- справку о размере земельного участка;
- документ из налоговой инспекции о размере установленного земельного налога;
- справку из БТИ об оценочной стоимости участка;
- техпаспорт на жилой дом и надворные строения, находящиеся на земельном участке.
Особенности приватизации бывших общежитий
На основании ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Вводный закон к ЖК РФ вступил в силу 22 января 2005 г., именно с этого дня действует и ст. 7 данного Закона, которая на отношения по пользованию жилыми помещениями в указанных домах распространяет действие норм ЖК РФ о договоре социального найма. Поэтому, несмотря на то, что ст. 1 Вводного закона предусматривает вступление в силу всего Кодекса с 1 марта 2005 г., нормы данного Кодекса о договоре социального найма в силу ст. 7 этого же Закона действуют и применяются к отношениям по пользованию вышеуказанными жилыми помещениями с 22 января 2005 г.
Тема данного реферата «Приватизация жилых помещений» была выбрана неслучайно. Актуальность темы данного исследования выражается в следующем.
Удовлетворение потребности в жилье на протяжении всей истории человечества остается для большинства людей одной из самых острых и трудно разрешимых проблем. На различных этапах своего существования государство всевозможными способами пыталось помочь своим гражданам в ее решении. Но, не смотря на все предпринимаемые меры, число граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно увеличивается. Связано это, прежде всего, со снижением темпов строительства и ввода жилья, с общим ухудшением экономического положения в России, с разрушением старого жилья, отсутствием его ремонта и так далее.
На протяжении многих десятилетий в нашей стране не существовало понятия «частная собственность», особенно в отношении недвижимого имущества. Конечно, каждый человек обладал определенным набором благ, но он был ограничен по составу.
Приватизация как способ приобретения права собственности является одним из важнейших условий оборота имущества, его перехода от одного лица к другому. Предметом приватизации может быть любое имущество, в том числе жилые помещения. До недавних пор практика применения Закона РФ от 4 июля 1991 г. №1541–1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Далее Закон о приватизации) не вызывала особых сложностей.
В качестве госимущества выступают материальные ценности, которыми владеет, пользуется, распоряжается РФ и ее субъекты. В числе последних республики, области и края (в том числе автономные), города фед. значения. Муниципальная собственность — объекты, принадлежащие сельским и городским поселениям, прочим МО. Соответствующее определение закреплено в ГК, в 215 статье. Органами местной власти приватизация объектов муниципальной собственности осуществляется самостоятельно с учетом положений федерального законодательства. Территориальные структуры не отчитываются перед Госдумой или иным высшим органом.
Кто имеет право участвовать в деле
Получить право на приватизацию жилого помещения могут граждане РФ, которые официально зарегистрированы на территории приватизируемого объекта. Важным условиям является наличие у лиц социального договора найма.
Напомним, что социальный договор найма – это документ найма жилья, которые защищает интересы нанимателей. Сделки с собственником имущества не могут носить общий социальный характер.
Вдобавок право на участие в приватизации имеют следующие лица:
- призывники на военную службу;
- работающие или учащиеся в других городах или странах;
- отбывающие тюремное наказание.
Процесс приватизации может касаться детей и несовершеннолетних лиц (недееспособных). Если речь идет о несовершеннолетних – процедура проводится опекунами. Если сын или дочь уже имеют права и способны осуществлять действия юридического характера, то они могут принять участие по стандартному порядку.
Следует помнить: если лицо арендует помещение, которое может быть приватизировано, то участвовать в сделке передачи имущественного объекта оно не может.
Понятие и функции приватизации
О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.
Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.
Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.