Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданское и административное право». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.
Обе из описываемых правовых отраслей регулируют общественные взаимоотношения с точки зрения закона, но с разных сторон. Административное право регулирует отношения граждан с различными органами власти, а гражданское призвано для регулирования отношений граждан между собой.
Например: курение сигарет в общественном месте относится к административным правонарушениям и наказывается штрафом; несвоевременная уплата кредита или счетов является гражданским правонарушением. Гражданским правонарушителем может быть даже родитель, не платящий алименты.
Сравнительная таблица:
Вид правовой отрасли | Административное право | Гражданское право |
Что регулирует? | Регулирует управленческие отношения. | Регулирует имущественные и личные неимущественные взаимоотношения. |
Кто участвует? | Юридические и физические лица, государственные учреждения. | Юридические и физические лица, муниципальные образования и государство. |
Метод регулирования | Императивный (строго обязательный), когда одна из сторон подчиняется другой; в случае административного права те или иные лица подчиняются органам власти или местным правилам на рабочем месте. | Диспозитивный — стороны самостоятельно определяют варианты поведения и условия договоров, соглашений и других документов. |
Вмешательство государства | Административное право регулируется государством. | Государство не вмешивается в личные и имущественные гражданско-правовые отношения (если они не переходят в уголовные). |
Нормативный акт | Административный кодекс РФ. | Гражданский кодекс РФ. |
Могут ли лишить свободы на нарушение прав | Нет. | Нет. |
Сложность различия данных правовых отраслей состоит в том, что они схожи по своей классификации. К примеру, в гражданском праве наблюдается горизонтальный тип взаимоотношений, когда обе стороны имеют равный статус; в административном праве также может быть горизонтальный тип отношений (между не соподчинёнными предприятиями и учреждениями и гражданами — в управленческой сфере) и вертикальный, когда одна из сторон подчиняется другой.
При нарушении административных прав необходимо обращаться в прокуратуру; если нарушаются гражданские права, то этим занимается суд. При нарушении прав лучше всего обратиться к юристу, который поможет оформить иск или заявление.
В чем специфика гражданского права?
Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:
Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.
Гражданское право в современных государствах основано на принципах:
Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.
Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.
Разграничение административного и гражданского судопроизводства при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции
В силу общего правила, изложенного в части 1 статьи 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.
Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.
В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы вышеуказанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.
В настоящее время судебная практика исходит из того, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Исходя из изложенного, судья суда первой инстанции, придя к выводу о том, что поступившее к нему в порядке административного судопроизводства заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, обязан самостоятельно при решении вопроса о его принятии руководствоваться теми процессуальными нормами, которые регламентируют процедуру рассмотрения таких исков, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке».
Принятие искового заявления к производству
Вопрос о принятии искового заявления к производству решается судом в пятидневный срок. На стадии возбуждения административного дела судья имеет право вынести одно из трех определений:
Условия подачи встречного иска обозначены в статье 131 КАС РФ, данная норма законодателем создана по аналогии со статьей 137 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 17 КАС РФ административные дела, которые связаны с защитой нарушенных законных прав, свобод, и интересов, а также контролем законности и обоснованности выполнения публичных полномочий, подведомственны судьями мировых судов, районных и Верховного суда Российской Федерации.
Стоит обратить внимание, что большая часть административных дел слушается в районных судах (статья 19 КАС РФ).
Особенности административного права
Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.
- предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
- деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
- главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
- принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
- функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
- субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
- объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.
Разница между гражданским и административным правом
Гражданское право. | Административное право. |
Что общего у этих двух вещей? | |
Зачастую условием участия субъекта в гражданском правоотношении является его предшествующее участие в отношениях, регулируемых административным правом | |
В чем разница между ними? | |
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц | Регулирует правовые отношения, в основном с участием органов государственной власти |
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не несут ответственности перед другими участниками отношений | Регулирует правовые отношения, участники которых часто имеют неравный статус, несут ответственность перед другими сторонами отношений |
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами устанавливают условия договоров | Для него характерен императивный метод регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют в соответствии с установленными нормами |
Правовая система штата основывается как на правительстве штата, так и на АА. Обе ветви регулируют правовые отношения в обществе посредством актов, но разного характера. Сфера интересов PAG включает материальные и нематериальные выгоды. В АА представлены правоотношения при осуществлении государственного (местного) управления.
В АА все участники имеют равный статус и свободу выбора. В АА власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические и юридические лица, включая тех, кто эти правила разработал.
Взаимоотношения между партиями GP и AA регулируются законами, но разного ранга. Совокупность правовых норм, регулирующих частные отношения людей в обществе, представлена в Гражданском кодексе. Нормы, регулирующие публично-правовые отношения при осуществлении исполнительной власти, закреплены в КоАП РФ, актах органов государственной власти и нормативных правовых актах органов местного самоуправления. В отличие от АП, нормы права, касающиеся ГП, устанавливаются исключительно в законах федерального уровня.
Гражданское или административное право, в чем разница?
В гражданском праве также существуют ограничения и запреты, но они направлены на защиту прав и интересов других лиц.
Если нарушены права других участников, лицо, причинившее ущерб, несет ответственность в размере причиненного ущерба и упущенной выгоды.
Штрафы и пени могут устанавливаться в договорах в качестве средства обеспечения исполнения договора. Виновные лица обязаны возместить ущерб добровольно или по решению суда.
Административное законодательство широко использует систему административных наказаний, таких как штрафы, ограничения и лишения прав и свобод, вплоть до административного ареста. Право налагать штрафы принадлежит судам и другим уполномоченным органам.
Дата публикации: 20.11.2017 2017-11-20
Статью просмотрели: 4425 раз
Например, юридическая обязанность детей содержать своих родителей, которая возникает при наступлении определенных законом обстоятельств, точно выражена в денежной сумме, которую дети должны выплачивать своим родителям.
Напротив, в отсутствие установленных законом обстоятельств, денежная помощь, которую дети фактически окажут своим родителям, не может быть выражена столь точно.
Таким образом, основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, административной ответственности — административный проступок, гражданской ответственности — гражданский проступок, а уголовной ответственности — уголовный проступок. Уголовная ответственность наступает за деяние, запрещенное уголовным законом.
Уголовное законодательство Российской Федерации в статье 8 Уголовного кодекса Российской Федерации признает в качестве основания уголовной ответственности
«совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом».
Соотношения между этими отраслями права также тесно связаны, что определяется тем, что они часто имеют общий объект регулирования (например, имущественные отношения, возникающие в экономической сфере). Имущественные отношения могут регулироваться как гражданским, так и административным правом. В этом случае разницу между этими отраслями права следует искать в соответствующих методах правового регулирования.
Гражданское право регулирует такие имущественные отношения, в которых стороны равны (большинство из них).
Соответствие.
Положения административного права регулируют отношения между соответствующими органами, имеющими право управлять государственной собственностью, государственными предприятиями и учреждениями, которым эта собственность была выделена.
Следовательно, вопросы, касающиеся понимания организационных отношений как предмета гражданского права, становятся все более актуальными в украинском гражданском праве.
В отечественной правовой доктрине к определяющим признакам гражданских организационных отношений относятся: 1) организационные отношения состоят из организационной деятельности, направленной на упорядочение организованных отношений; 2) объектом этих отношений является упорядочение деятельности участников организованных отношений, которое иногда называют «юридической процедурой».
Уточняется, что учреждения и организации, имеющие право на получение копий с законного хранения, не могут напрямую подавать иски к издателям на копии соответствующих публикаций.
По мнению сторонников данной позиции, рассматриваемое право не является гражданским правом и не может быть защищено способом, установленным для защиты гражданского права.
Такое право может быть реализовано только путем обращения в соответствующие органы исполнительной власти, контролирующие издательскую деятельность.
Учитывая критерии квалификации гражданско-правовых отношений и их отличие от общественных отношений, трудно согласиться с таким подходом.
Возникновение указанной обязанности издателя в силу прямого указания закона не доказывает административно-правовую природу этих отношений и не отрицает их как разновидность гражданских отношений.
В разделе «Финансовое право» на вопрос автора Мигеля о том, чем предмет финансового права отличается от предмета гражданского и административного права, лучший ответ — Административное право тесно связано со всеми отраслями российского права, и прежде всего с конституционным (государственным) правом.
Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе Российской Федерации, уставах субъектов Российской Федерации и федеральных конституционных законах, непосредственно регулируют общественные отношения в сфере государственного устройства, взаимоотношения человека и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
С другой стороны, административное право отличается от других отраслей права объектом регулирования. Он регулирует управленческие отношения, то есть отношения, возникающие преимущественно в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.
Сфера регулирования административного права охватывает широкий круг общественных отношений, складывающихся в общественно-политической, социально-культурной и экономической жизни страны.
Таким образом, организационные отношения между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения концессии связаны с имущественно-стоимостными отношениями.
Однако характер таких организационных отношений определяется полномочиями органа государственного управления по выдаче обязательных для исполнения указаний строительной компании.
(AP) отличается отдельной правовой нормативной базой и подразделяется на группы.
Важность данной отрасли заключается в регулировании отношений со всевозможными органами власти и гражданами, то есть управленческих отношений, так как это публично-правовые отношения.
АП предусматривает регулирование совокупности правовых отношений, складывающихся в обществе с органами власти, при возникновении спорных ситуаций в конкретной сфере действия органов исполнительной власти, как на государственном, так и на местном уровне.
.
Таким образом, ряд отношений регулируется одновременно конституционным и административным правом: степень этого регулирования может быть различной.
Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, общие для всех органов государственной власти; административное право, отталкиваясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти.
Следовательно, она берет свое начало в нормах конституционного права, содержащихся в актах, обладающих высшей юридической силой — Конституции и законах.
Однако в настоящее время в правовом регулировании трудовых отношений используются лишь отдельные элементы гражданского права и сохраняется исторически сложившаяся практика правового регулирования трудовых отношений без учета их денежного характера.
Последнее является одной из причин неэффективности нашего производства. Несмотря на это, практика правового регулирования трудовых отношений без учета их затратного характера находит свое теоретическое обоснование в подавляющем большинстве работ представителей науки трудового права.
Гражданское и экологическое право.
В российской правовой системе все отрасли функционально взаимосвязаны. Их различие обусловлено характером регулируемых ими отношений, а также необходимостью выбора специальных правил, методов и приемов для их регулирования.
Административное и гражданское право
Следует учитывать, что в уголовном законодательстве должностными лицами являются лица, постоянно, временно или на основании специального разрешения выполняющие функции представителя власти либо осуществляющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК РФ), т.е. только лица, перечисленные в пунктах «а», «б».
В дополнение к возмещению убытков, в договорной ответственности используется и другая форма возмещения — форфейтинг. Его разновидностями являются штрафы и пени.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в совершении которых оно признано виновным. уголовной — уголовное правонарушение; дисциплинарной — дисциплинарный проступок; имущественной — причинение материального ущерба (вреда) или гражданско-правовой деликт; в) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовная — физические лица; дисциплинарная ответственность органов и организаций является спорной.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности по закону, действовавшему в момент совершения правонарушения.
Отличие административной ответственности от дисциплинарной. Ключевым критерием различия является то, что дисциплинарная ответственность связана с выполнением служебных обязанностей на рабочем месте, в то время как административная ответственность не зависит от трудовых отношений.
В примечании к данной статье должностное лицо определяется как лицо, постоянно или временно, или в соответствии со специальными полномочиями, выполняющее функции представителя власти.
В зависимости от характера совершенного преступного деяния различают следующие виды юридической ответственности: гражданская, имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная.
Должностные лица как субъекты административной ответственности имеют особый административно-правовой статус, который предполагает наличие специальных характеристик, например, должностного положения. Согласно статье 2.4 КоАП РФ, должностное лицо привлекается к административной ответственности при совершении административного правонарушения, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей. Гражданская ответственность за неисполнение договорных обязательств наступает в двух основных формах: возмещение убытков и уплата неустойки.
Применяется презумпция невиновности. Лицо, привлеченное к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, выражающийся в наложении административного взыскания на правонарушителя уполномоченным органом или должностным лицом.
Вышеперечисленные проявления юридической ответственности являются обязательными, отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничить ее от других правовых и внеправовых категорий. Таким образом, юридическая ответственность — это обязанность правонарушителя подчиниться конкретным мерам государственно-правового принуждения, предопределенным государством в санкции правовых норм за совершенное правонарушение в установленном для этого процессуальном порядке. Основными принципами юридической ответственности за правонарушения являются законность и обоснованность.
Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и 2. должностного положения, отношения к религии и других обстоятельств. 3.
Термин «административное правонарушение» означает противоправное, виновное (умышленное) деяние, за которое установлен состав административного правонарушения. Проступок определяется его общей опасностью. Он определяется следующим образом: 1.специфический характер объекта правонарушения 2.повторность 3.систематическое, противоправное посягательство 4.наличие серьезных последствий 5.характер виновности 6.личность правонарушителя. Состав административного права — совокупность признаков (элементов), предусмотренных нормативно-правовыми актами, наличие которых может повлечь административно-правовую ответственность. Состав включает: общую опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Признаками состава преступления являются: субъект (общий, конкретный, родовой, прямой), объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Другие ученые рассматривают административную ответственность как исполнение наказаний и превентивных мер. По мнению многих авторов (И. А. Галаган, В. А. Юсупов), в это понятие входят меры административно-силового характера.
Права субъектов Российской Федерации могут включать административные комиссии и иные коллегиальные органы. КоАП теперь расширяет круг дел, рассматриваемых судьями. Их исключительная компетенция также расширена за счет включения в нее помимо административного ареста ряда других административных наказаний: лишение специальных прав, конфискация, возмездное изъятие определенных предметов, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности. Во всех случаях ответственность за административные правонарушения несет государство, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.
Российская Федерация;порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.Кроме того, КЗоТ устанавливает подведомственность дел об административных правонарушениях судам; подведомственность дел об административных правонарушениях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных Лекцией, резюме. Понятие административной ответственности — понятие и виды.
Общие и отличительные черты гражданско-правовых и административно-правовых норм
Общие: 1) Общеобязательность 2) устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. 3) Формальная определённость 4) Носят общеобязательный характер
Отличительные черты | |
Гражданско-правовые | Административно-правовые нормы |
Использование, помимо императивного, диспозитивного метода | Преимущественное использование императивного метода |
Регулируют отношения субъектов в сфере отношений между равноправными субъектами права | Регулируют отношения субъектов в сфере государственного управления |
Предназначены для обеспечения беспрепятственного и полного осуществления гражданских прав | Предназначены для обеспечеиия эффективного исполнения требований законов |
В случае нарушения норм наступает гражданско-правовая ответственность | В случае нарушения наступает административно-правовая ответственность |
Отличие административной ответственности от других видов ответственности.
Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления. Давая характеристику административным правонарушениям в КоАП РФ, законодатель не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Однако многие ученые-правоведы считают, что административные правонарушения тоже общественно опасны, хотя степень их опасности намного ниже, чем преступлений. Административная ответственность — вид юридической ответственности, и ей присущи признаки, которые свойственны юридической ответственности вообще. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Отличие административной ответственности от гражданско-правовой Важно Так, ФЗ от 24.11.1995г.
По методу регулирования
Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.
Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.
Гражданское право в системе права
Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.
Гражданское право | Административное право |
Что общего между ними? | |
Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом | |
В чем разница между ними? | |
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц | Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти |
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений | Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений |
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров | Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам |
Когда кто-то смотрит на правовые системы, распространенные в мире, можно встретить множество правовых систем, практикуемых в разных странах, которые берут свое начало от правовых систем, практикуемых на европейском континенте. Хотя все правовые системы имеют одну и ту же цель — регулировать и согласовывать действия человека в своих соответствующих обществах, все эти правовые системы ориентированы на определенные фундаментальные сходства и различия в своих правовых рамках. Большинство стран сегодня придерживаются одной из двух наиболее выдающихся правовых систем: общего права или гражданского права. Система общего права развивалась в Англии в средние века и применялась в бывших британских колониях по всему миру. И система гражданского права, созданная в Европе, применялась в колониях европейских имперских держав, таких как Испания и Португалия.
Есть также некоторые страны, в которых гражданское право и общее право работают вместе в так называемой «смешанной юрисдикции», как, например, в Шри-Ланке, Квебеке, Шотландии и Южной Африке. В этой статье делается попытка объяснить эти две системы и выделить принципиальное различие между общим правом и гражданским правом на основе их методов мышления и отношения к праву как правовой системе.
Источник права остается основным источником различий между общим правом и гражданским правом. Несмотря на то, что в основах общего права упоминается статутное право, прецедентное право или судебные прецеденты остаются наиболее важным источником права, который дает судьям динамичную роль в создании правил. В системе гражданского права делается обширная ссылка на кодексы и законодательные акты, которые предназначены для охвата всех возможных случаев, и судьи, как правило, играют весьма ограниченную роль в плане применения кодифицированного закона в конкретных ситуациях. Таким образом, прецеденты прецедентного права будут использоваться только в качестве простых руководящих принципов. Соответственно, когда дела рассматриваются в правовых системах гражданского права судьи выступают в качестве следователей, тогда как в системах общего права судьи, по-видимому, играют более заметную роль, выступая в качестве арбитров между двумя конфликтующими сторонами.
Особенности административного права
Особенности АП:
- предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
- деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
- главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
- принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
- функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
- субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
- объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.