- Финансовое право

Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.

Сроки подачи жалобы по 44-ФЗ

Участник может направить жалобу в установленные сроки и до подписания контракта. Когда сроки истекут, обжаловать действия можно будет только в суде.

Предмет жалобы Кто может подать жалобу Сроки обжалования
Документация закупки. Любая компания, физлицо. До конца приема заявок.
Решение комиссии заказчика, которое указано в протоколе. Участник, который подавал заявку на участие. В течение пяти дней с момента публикации в ЕИС протокола.

Действия заказчика:

  • при рассмотрении заявок в запросах котировки и предложений;
  • при рассмотрении вторых частей заявок конкурса, аукциона;
  • при заключении контракта.
Участник, который подавал заявку. До заключения контракта.
Процедура аккредитации на площадке. Пользователь, который проходит аккредитацию. В течение 30 дней с момента обжалуемых действий.
Нарушения проведения торгов. Участник электронной процедуры. В течение пяти дней с даты проведения торгов на площадке.

Как правильно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Если кратко, то, чтобы обратиться в антимонопольную службу, нужно:

  • выбрать основания для обжалования;
  • собрать доказательства нарушения норм закона;
  • подготовить обращение;
  • передать бумаги в ФАС.

Шаг 1. Определите основания для обжалования.

В первую очередь вам нужно понять:

  • какие ваши права нарушены в процессе торгов;
  • какие действия заказчика или оператора площадки были неправомерными;
  • не завершился ли срок, установленный для обжалования подобных действий.

Основания и сроки подачи обращений, имеющих отношения к незаконным действиям организатора тендера, можно уточнить в ч. 4 ст. 105 44-ФЗ. Если вы считаете, что ваши права были нарушены оператором ЭТП, изучите положения ч. 5 ст. 105 44-ФЗ.

Шаг 2. Соберите доказательную базу.

Во время подготовки жалобы в ФАС по 44-ФЗ, помните, что в обращении необходимо подробно описать действия или решения госзаказчика/оператора, которые не являются законными. Все выводы необходимо подкрепить документами. В качестве аргументов может использоваться информация из:

  • закона о контрактной системе, Закона 135-ФЗ и других ФЗ;
  • подзаконных актов: постановлений правительства, приказов, распоряжений;
  • разъяснительных писем Минфина, Минэкономразвития, ФАС;
  • судебной практики: решений и постановлений;
  • опубликованных решений УФАС – особенно убедительными для комиссии оказываются решения, вынесенные их коллегами в том же УФАС.

Сроки для обжалования

Знать эти временные промежутки важно. Если не успеть обжаловать нарушение в срок, то в дальнейшем нужно будет обращаться в суд. Чтобы не «размазывать» тему сроков подачи жалобы по всей статье, мы систематизировали ее в отдельном пункте.

Ознакомьтесь с таблицей ниже:

Что обжалуется? Кто может обжаловать? Сроки
Положения документации о госзаказе до окончания приема заявок. Любой участник, общественное объединение. До конца срока подачи заявок.
Положения документации о госзаказе после окончания приема заявок. Только участник, направивший заявку. В 5-дневный срок с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если исполнителя отбирают путем закрытой процедуры, со дня подписания соответствующего протокола.
Решение комиссии, указанное в протоколе проведения закупки. Только участник, направивший заявку. В 5-дневный срок со дня размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают путем закрытого мероприятия, с даты подписания соответствующего протокола.
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
Незаконные действия, произошедшие после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. Участник, с которым заключается контракт. До совершения сделки
Порядок аккредитации оператором ЭТП. Заявитель 30 дней от даты отказа.
Неправомерные действия, связанные с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой ЭТП. Участник закупки 5 дней со дня размещения на ЭТП протокола проведения аукциона.

Что нужно сделать УО, чтобы оспорить результаты конкурса

Судебная практика рассмотрения споров по вопросам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД показывает, что, в первую очередь, суды руководствуются положениями ст. 161 ЖК РФ и п. 3 ПП РФ № 75.

Основанием для отмены конкурса может быть состоявшееся и реализованное собственниками помещений решение о выборе способа управления в МКД. А выбранная управляющая организация должна иметь лицензию на право осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами.

Если УО получила лицензию или собственники приняли решение о выборе способа управления МКД или реализовали решение после объявления ОМС о начале конкурсной процедуры, решение и подтверждающие его реализацию документы должны быть предоставлены в администрацию до проведения открытого конкурса.

Порядок отзыва жалобы из ФАС

Жалоба подается любым участником госзакупок и рассматривается ФАС в порядке, установленном законом «О контрактной системе…» от № 44-ФЗ (далее — закон 44-ФЗ).

Заявитель, подавший жалобу на действие/бездействие лиц, участвующих в госзакупках, может отозвать ее (ч. 15 ст. 105 закона 44-ФЗ).

Срок для отзыва жалобы исчисляется со дня ее подачи и до принятия по ней решения комиссией ФАС (п. 4.1 Методических рекомендаций, приложенных к письму ФАС РФ от № АЦ8325, далее — Рекомендации). То есть это происходит в течение 5 рабочих дней после поступления жалобы (подробнее о подаче жалобы в ФАС читайте в статье «Составляем жалобу в ФАС — образец»).

Отозвать жалобу можно путем направления соответствующего письменного заявления в ФАС. Также можно объявить об этом на заседании комиссии, зафиксировав этот факт в соответствующем протоколе.

Причины подачи жалобы в ФАС

Для обращения в службу, заявитель должен тщательно сформулировать документ и привести конкретные аргументы в качестве доказательства. Вескими причинами подачи заявления считается:

  • наличие возражений по результатам проведенного конкурсного отбора;
  • выявление нарушений законодательных нормативов в рекламной кампании;
  • обнаружение злоупотребления должностным положением конкретными лицами;
  • подозрение на сговор определенными компаниями, направленный на искусственное завышение стоимости товара/услуги;
  • навязывание каких-либо услуг, не являющихся обязательными;
  • принуждение к обращению к конкретному исполнителю;
  • нарушение организатором торгов требованиям, установленных законодательством.

Порядок направления ответа

Способ направления ответа на претензию необходимо выбирать исходя из условий договора. По общему правилу стороны предусматривают направление всех документов другой стороне в письменной форме по почте. При отсутствии четкого указания в договоре о способе обмена документацией ответ на претензию рекомендуется направлять в виде простого письменного документа заказным письмом. Также удобно сопровождать отправление описанием в прикрепленном файле.

Кроме того, предварительный ответ можно отправить и другим способом (с последующей его отправкой Почтой России или службой доставки):

  • по электронной почте;
  • факс;
  • в виде телефонного сообщения.

Адрес и другие данные получателя должны быть указаны в строгом соответствии с контактными данными или общими данными контрагента, которые фигурируют в договоре.

В каких случаях можно подавать заявления

  • если вам навязывают какие-либо услуги, которые не являются обязательными, или заставляют обратиться к какому-то конкретному исполнителю;
  • при нарушении законодательных нормативов в сфере рекламы;
  • в случае сговора отдельных лиц или компаний для искусственного завышения стоимости товаров;
  • при злоупотреблении уполномоченными лицами своим положением;
  • если чиновники по личным или финансовым мотивам обращаются к определенным подрядчикам;
  • если есть возражение относительно результатов тендеров.

При определенной подготовке и внимательности к деталям жалоба в ФАС по 44-ФЗ или по 223-ФЗ будет рассмотрена и принята в реестр, после чего заявитель сможет отслеживать, какие действия выполняют чиновники для урегулирования конфликта. Необходимо понимать, что не все письма дают результат – часть из них отклоняют из-з наличия тех или иных нарушений. Поэтому так важно четко знать, куда и в какой форме обращаться, чтобы ваши требования удовлетворили.

Отзыв апелляционной жалобы и отказ от нее

Отзыв апелляционной жалобы и отказ от нее

Отзыв апелляционной жалобы и отказ от нее
ГПК РФ закрепляет за каждой из сторон спора право обжаловать решение суда первой инстанции путем подачи в месячный срок апелляционной жалобы.

Однако случается так, что апеллянт, подав жалобу, впоследствии решает отказаться от поданной апелляции.

Предусматривает ли действующее процессуальное законодательство возможность отозвать апелляционную жалобу и избежать слушания дела в апелляционной инстанции? На этот вопрос мы постараемся ответить в настоящей статье.

Действующий ГПК РФ предусматривает два варианта отказа от апелляционной жалобы – первый, это отзыв апелляционной жалобы, второй – отказ от апелляционной жалобы. Чем отличаются эти два механизма?

Самое главное отличие двух вышеперечисленных механизма – это момент изъявления желания отказа от апелляционной жалобы.

Так, если дело еще не было направлено судом первой инстанции в суд апелляционной инстанции, то апеллянт может подать в экспедицию суда первой инстанции письменный отзыв апелляционной жалобы.

Как правило, дело направляется в суд апелляционной инстанции за 10 дней до даты заседания.

Если же получилось так, что дело уже успело уйти в суд апелляционной инстанции, то в таком случае Вам необходимо прибегнуть ко второму механизму. Либо подать через экспедицию суда второй инстанции письменный отказ от апелляционной инстанции, либо прийти на заседание и заявить о своем отказе от таковой.

В таком случае суд апелляционной инстанции должен будет провести судебное заседание и разрешить вопрос о возможности принятия заявленного отказа от апелляционной жалобы. Суд заслушает мнения сторон и постановить свое решение. Отказ не может быть принят судом, если это если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Если такие обстоятельства судом не будут установлены, то отказ будет принят.

Что касается последствий отзыва апелляционной жалобы и отказа от апелляционной инстанции, то полагаем, что они могут быть разными.

Если отзыв апелляционной жалобы был заявлен до истечения месяца на подачу апелляции, то вынесенное судом определение о возвращении апелляционной жалобы по общим правила не препятствует повторному обращению с апелляционной жалобой.

Однако повторная подача апелляции возможна до истечения месяца, отведенного ГПК РФ для обжалования решения суда. Если же повторно поданная жалоба поступила в суд за пределами отведенного месяца, то апеллянту необходимо подать также мотивированное заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы.

  • Отказ же от апелляционной инстанции препятствует повторной подаче апелляции, а также дальнейшему обжалованию решения суда первой инстанции.
  • Таким образом, действующее законодательство предусматривает механизмы, благодаря которым апеллянт может отозвать или отказаться от апелляционной жалобы.
  • Если Вам необходима помощь или у Вас остались вопросы позвоните по телефону 8-925-00-11-872 или оставьте свой вопрос для получения консультации по данному вопросу.
Читайте также:  Как заполнить платежку на штраф в ПФР за сзв-м в 2023 году

Отзыв жалобы по закупкам из ФАС: порядок, сроки и последствия

Возражение должно содержать такие же сведения, которые включаются в жалобу. Все они перечислены в части 8 статьи 105 закона 44-ФЗ. Документ должен содержать информацию:

  1. О заказчике как лице, на чьи действия либо бездействие была подана жалоба. Необходимо указать его наименование, адрес и контактные данные.
  2. О лице, которое подало жалобу. Нужно указать ту же информацию.
  3. О закупке, в отношении которой подана жалоба. Нужно указать ее название и индивидуальный код, объект закупки, способ определения поставщика и другие параметры.
  4. О действиях, которые заявитель обжалует.

В теле своей претензии заказчик приводит сначала доводы из жалобы, а в заключение излагает аргументы, которые подтверждают его правоту. Но важно не просто выразить свою точку зрения, а подкрепить ее документами. Это может быть, например, закупочная документация, заявки участников, протоколы, а также любые другие документы, которые заказчик посчитает нужны представить в ФАС. К жалобе обязательно приложить опись прикрепленных документов.

Ниже приведен примерный образец возражения на жалобу в ФАС.

Само возражение на жалобу отправляется в ФАС. Следует знать, что в досудебном порядке на подачу заявления обжалования решения ФАС дается один месяц, а в судебном — три месяца. В досудебном разбирательстве санкции ФАС продолжают работать, в случае судебного разбирательства штрафные санкции замораживаются. Кроме того, досудебное обжалование направляется в вышестоящую структуру ФАС, а в при судебном — в арбитражный суд.

Документ можно оформить как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Жалоба будет отклонена, если текст составлен неряшливо, безграмотно, неразборчиво оформлен, содержит некорректные выражения и угрозы.

Прежде чем приступать к подготовке заявления заказчику потребуется учесть все правила согласно с которыми происходит оформление необходимых документов, указанных в ч 2 ст 106 44 ФЗ.
Сам ответ на претензию в ФАС должен быть создан на фирменном бланке со стороны заявителя и он обязан внести необходимые данные, к которым будут относиться:

  • данные организации-заказчика;
  • реквизиты по закупке;
  • информация об организации;
  • доказательства, которые подтвердят регламентированность и законность действий организации-заказчика.

Сам текст заявления включает в себя претензии, которые поступили в ФАС.
Но помимо этого от заказчика потребуется разбавить данный текст и внести в него пункт, в котором будут иметься доказательства совершенных собой действий.

К самом заявлению могут быть прикреплены приложения, к которым будут относиться:

  • документация к закупочной процедуре;
  • заявки, которые подавались участниками;
  • протоколы подведения результатов закупки и рассмотрения заявок;
  • видео и аудиозаписи, если они имеются;
  • остальные документы, которые могут понадобиться по требованию уполномоченных органов согласно с ч 3, 4 ст 106 44 ФЗ.

Заявитель направляет жалобу в антимонопольный орган согласно гл.6 ФЗ №44[1], Приказу ФАС России № 72714 от 19.11.2014 года. Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 5 рабочих дней с момента их регистрации (в случае надлежащего оформления жалобы)[2].

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов[3].

Жалоба подается в письменной форме или в электронной форме, если у вас есть ЭЦП. Подать ее вы можете как в ФАС России, так и в ее территориальные органы. Написать в УФАС и найти полный перечень территориальных органов с их контактами вы можете на официальном сайте ФАС.

Далее мы рассмотрим некоторые ситуации и образцы подачи жалоб на примере компании ООО «Страж». Истории основаны на реальных событиях, но название комании и имена вымышленные.

Компания уже пять лет занимается охранной деятельностью. Ее Генеральный директор Енотов Иван Иванович решил найти новый канал продаж и начать участвовать в тендерах. Он получил ЭЦП, подготовил и заполнил необходимые документы для аккредитации компании на электронных площадках. И был готов приступить к поиску своего первого тендера.

Иван Иванович из компании ООО «Страж» нашел подходящий для его компании электронный аукцион, скачал документацию и приступил к ее изучению.

«Внимательное изучение документации и особенно положений Контракта на начальном этапе необходимо. И если Вы с чем-то не согласны, а Заказчик не дает вам разъяснения положений документации всегда стоит писать жалобы в ФАС.»

Иван Иванович обнаружил в документации пункты, способные ограничить число участников, так как они указывают на конкретные требования, в том числе, и он не сможет принять участие в данном аукционе. Стоит найти другой аукцион, в котором не будет данных пунктов? Ни в коем случае.

Вместо этого составляем жалобу с указанием всех пунктов, противоречащих ст.8 ФЗ-44 «принципы ограничения конкуренции».

Аукцион прошел и 21.12.2015 года был размещен протокол проведения электронного аукциона №0000000000000000011-2, согласно которому компания Ивана Ивановича стала победителем, предложив наименьшую цену. Но после рассмотрения 2-х частей заявок, заявку компании ООО «Страж» отклонили, ссылаясь на п.4 ч2. ст.62 по 44-ФЗ, согласно которому копия выписка из ЕГРЮЛ, должна быть получена не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения участника такого аукциона с заявлением об аккредитации. Зная, что все документы соответствуют требованиям и отклонение заявки неправомерно.

Иван Иванович составляет жалобу на действия Заказчика.

После рассмотрения вторых частей заявок составлен протокол, и компания Ивана Ивановича признана победителем. Он ожидает подписания контракта. И Заказчик направляет ему контракт для подписания, только в него внесены изменения некоторых положений и даже целых разделов. Он кардинально отличается от Контракта (проекта) представленного в документации электронного аукциона. Как же подписать такой контракт, в который внесены изменения об оплате, обеспечении и ответственности сторон. Стоит ли его подписывать? Нет.

Вместо этого Иван Иванович пишет жалобу, в которой подробно указывает, какие пункты изменены и, что подписывать данный контракт он не намерен.

Если жалоба в ФАС на заказчика была оформлена не по стандартам или нет прямого подтверждения описанным событиям и сведениям – прошение могут возвратить. Стоит отметить, что если совершенные отдельным лицом или объединением действия уже были приняты во внимание судом или контролирующим органом – жалоба теряет силу.

Самые распространенные причины для отказа принятия заявления:

Жалоба в антимонопольную службу на банк или другую коммерческую организацию может быть отклонена по следующим причинам:

  • в случае неуказанных анкетных данных в заявлении или обратного адреса, куда должен быть направлен ответ;
  • если человек пытается обжаловать судебное решение, вынесенное ранее (при отказе документ возвращается заявителю);
  • если обращение составлено с употреблением ненормативной лексики, оскорбительных выражений или угроз в сторону сотрудников ФАС;
  • в случае, когда жалоба в антимонопольную службу на недобросовестную конкуренцию и другие действия не читаема или не понятна. Также не рассматриваются документы, написанные заглавными буквами, без использования знаков препинания и других орфографических правил русского языка;
  • в ситуации, когда очередное обращение практически идентично предыдущим, на которые уже был направлен ответ, не содержит новых аргументов или доводов;
  • в ситуации, когда ответное письмо на запрос не может не содержать сведений, которые являются федеральной или государственной тайной.

При отказе по одной из вышеперечисленных причин человек может воспользоваться возможностью повторного направления жалобы при оформлении ее надлежащим образом.

Возвращение документа происходит в течение 2 рабочих дней. Решение оформляется в письменной форме, даже если была подана электронная жалоба ФАС.

  • злоупотребление солидным служебным или иным положением;
  • сознательное завышение цен путем сговора;
  • получение со стороны властей предпочтений при работе с подрядчиками;
  • принуждение к использованию дополнительных услуг потребителей;
  • нарушения законодательства о рекламных кампаниях.

Жалоба в антимонопольную службу позволяет снизить количество правонарушений путем разбирательства в возникающих ситуациях и применения санкций.

Многие предприниматели консультируются со специалистами перед подачей жалобы. Это гарантирует высокую вероятность того, что жалоба в ФАС по 223 фз или 44 фз будет рассмотрена. Стоит учесть, что подача жалобы или ее отзыв не отбирает возможность написать повторное или новое обращение в федеральную службу.

Жалоба в ФАС на действия заказчика

Любое лицо, являющееся участником закупки, определенные общественные объединения, объединения юрлиц имеет право подать жалобу в ФАС на действия заказчика, которые не соответствуют законодательству, ограничивают конкуренцию, нарушают права участников. Жалоба может быть подана в любое время определения поставщика не позднее чем через 10 дней, когда будет размещен в ЕИС соответствующий протокол рассмотрения и оценки заявок.

Если жалоба связана с нарушениями в документации о закупки, извещении о проведении запроса котировок, то она должна быть подана до окончания срока подачи заявок.

Жалоба в ФАС на отклонение заявки

В процессе рассмотрения заявок заказчик может принять решение об отклонении той или иной заявки участника, при этом решение должно быть мотивировано. Если участник считает, что его заявка неправомерно отклонена, он вправе подать жалобу в ФАС на соответствующие действия заказчика.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

По общему правилу, жалоба подается в территориальный орган ФАС России, который расположен на территории совершения того или иного нарушения, или по месту, где находится лицо, совершившее нарушение законодательства.

Жалоба может быть подана в центральный аппарат ФАС России, если стоимость закупки, которая обжалуется, выше 1 млрд. руб., если обжалуются действия или бездействие оператора электронной площадки и в др. установленных случаях.

Можно подать любую жалобу в центральный аппарат ФАС России, который или рассмотрит ее самостоятельно, или направит в соответствующий территориальный орган.

При поступлении жалобы ФАС в течение 2-х рабочих дней после дня, когда жалоба поступила, размещает об этом информацию в ЕИС вместе с текстом жалобы, а также сообщает заявителю и заказчику (иному лицу, если обжалуются не действия заказчика) о месте, дате и времени рассмотрения жалобы.

В назначенное время жалоба рассматривается на заседании комиссии контрольного органа.

При рассмотрении жалобы вправе присутствовать заявитель и заказчик, иные заинтересованные лица. При этом на заседание комиссии соответствующие лица будут допущены только при предъявлении документов, удостоверяющих личность. Также должны быть подтверждены полномочия представителей, в ином случае соответствующие лица смогут присутствовать, но не вправе будут давать пояснения.

Читайте также:  Налоговый вычет за квартиру по ипотеке

Как происходит рассмотрение жалобы?

  1. Председатель комиссии открывает заседание и сообщает, какая жалоба будет рассматриваться;
  2. Разъясняются представителям сторон и заинтересованным лицам их права и обязанности;
  3. Далее определяется, в каком порядке будет рассматриваться жалоба. Сообщается о ведении аудиозаписи заседания и проведении внеплановой проверки соблюдения соответствующего законодательства РФ;
  4. Обеспечивается всестороннее и полное исследование доказательств и обстоятельств дела, разрешаются заявления и ходатайства;
  5. Заявитель сообщает о своих требованиях. При отсутствии заявителя доводы заявления сообщает сотрудник ФАС.
  6. По доводам жалобы заказчик вправе высказать свои возражения.
  7. Присутствующие заинтересованные лица могут дать свои пояснения.
  8. Комиссия, рассматривая жалобу, одновременно проводит внеплановую проверку.
  9. При необходимости может быть объявлен перерыв в заседании.
  10. По результатам рассмотрения комиссия принимает решение об обоснованности или необоснованности жалобы.

Ответ на жалобу в ФАС – это, как правило, возражения относительно доводов, указанных в жалобе, пояснения лица, чьи действия обжалуются, а также лиц, чьи права затрагиваются в результате рассмотрения жалобы. Соответствующие возражения вместе с запрошенными материалами приобщаются на заседании комиссии, а также оглашаются на стадии дачи пояснений или направляются за два рабочих дня до начала заседания, если лицо не будет присутствовать на заседании.

Не исключена ситуация, когда заказчик соглашается с жалобой.

Обжалование по 44‑ФЗ: спорные вопросы

Само возражение на жалобу отправляется в ФАС. Следует знать, что в досудебном порядке на подачу заявления обжалования решения ФАС дается один месяц, а в судебном — три месяца. В досудебном разбирательстве санкции ФАС продолжают работать, в случае судебного разбирательства штрафные санкции замораживаются. Кроме того, досудебное обжалование направляется в вышестоящую структуру ФАС, а в при судебном — в арбитражный суд.

Документ можно оформить как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Жалоба будет отклонена, если текст составлен неряшливо, безграмотно, неразборчиво оформлен, содержит некорректные выражения и угрозы.

Прежде чем приступать к подготовке заявления заказчику потребуется учесть все правила согласно с которыми происходит оформление необходимых документов, указанных в ч 2 ст 106 44 ФЗ.
Сам ответ на претензию в ФАС должен быть создан на фирменном бланке со стороны заявителя и он обязан внести необходимые данные, к которым будут относиться:

  • данные организации-заказчика;
  • реквизиты по закупке;
  • информация об организации;
  • доказательства, которые подтвердят регламентированность и законность действий организации-заказчика.

Сам текст заявления включает в себя претензии, которые поступили в ФАС.
Но помимо этого от заказчика потребуется разбавить данный текст и внести в него пункт, в котором будут иметься доказательства совершенных собой действий.

К самом заявлению могут быть прикреплены приложения, к которым будут относиться:

  • документация к закупочной процедуре;
  • заявки, которые подавались участниками;
  • протоколы подведения результатов закупки и рассмотрения заявок;
  • видео и аудиозаписи, если они имеются;
  • остальные документы, которые могут понадобиться по требованию уполномоченных органов согласно с ч 3, 4 ст 106 44 ФЗ.

Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России), в связи с вступившими в силу 31.12.2017 в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поправками в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), а также поступающими запросами о разъяснении применения норм Закона о закупках и на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе информационное письмо о применении положений части 10 статьи 3 Закона о закупках в части порядка рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

1. Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, наличие в жалобе указаний на нарушения положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.

Учитывая изложенное, в случае поступления в антимонопольный орган жалобы, содержащей информацию об осуществлении заказчиком закупки, по мнению заявителя, с нарушением требований Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках, указанная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом частью 13 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений, комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

Учитывая изложенное, жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, при этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона защите конкуренции.


Даны некоторые разъяснения по вопросу обжалования действий (бездействия) заказчиков в рамках Закона о контрактной системе.

Так, указано, что жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в ней доводов. На основании последних комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной. При этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений.

Жалоба на положения документации о закупке, поступившая от лица, не подававшего заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок оставляется без рассмотрения.

Заявитель направляет жалобу в антимонопольный орган согласно гл.6 ФЗ №44[1], Приказу ФАС России № 72714 от 19.11.2014 года. Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 5 рабочих дней с момента их регистрации (в случае надлежащего оформления жалобы)[2].

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов[3].

Информация о приостановке процедуры также будет отображаться и на соответствующей ЭТП. Тогда только участник, подавший жалобу может вздохнуть с облегчением: его труд не пропал зря: заказчик уже не сможет заключить контракт, проигнорировав жалобу. Может ли ФАС проигнорировать жалобу, поданную по всем правилам и в срок? Законным способом не может, по крайней мере сразу. Случаи, когда жалоба оставляется без рассмотрения, составляют в процентном отношении 10-12% всех жалоб. Но принять решение об оставлении жалобы без рассмотрения ФАС может только в течении двух рабочих дней с момента регистрации и при наличии какой-то уважительной причины (например, если участник не укажет в жалобе номер своей заявки). Если они истекли и участнику не пришло письмо об оставлении жалобы без рассмотрения, он может вздохнуть с облегчением: его жалоба, по крайней мере, будет рассмотрена по существу.

По факту рассмотрения жалобы комиссия ФАС выносит решение. В зависимости от того, что решила комиссия, она может выдать заказчику обязательное к исполнению предписание. Далее возможны варианты.

— заказчик исполнил предписание в полном объеме.

— заказчик частично исполнил предписание, то есть исполнил, но не надлежащим образом.

— заказчик вообще не исполнил предписание или сразу обратился в арбитражный суд.

Последний вариант наблюдается весьма редко, поскольку прежде чем обжаловать предписание заказчик должен его сначала исполнить, а уже суд отменит, если сочтет доводы заказчика убедительными. Так что заказчик может быть оштрафован на внушительную сумму. Закон 44-ФЗ в рамках которого выдается предписание не предполагает его автоматической приостановки в случае обращения заказчика в суд. С другой стороны, при обращении в суд, если только он примет к рассмотрению заявление действие предписания автоматически останавливается, в соответствии с ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ. Такую позицию занимают некоторые суды и решения по подобным делам бывают разные. А вот предписание, выданное по устранению нарушений в процедуре, проводимой в соответствии с законом 223-ФЗ заказчик может, не исполняя обжаловать в суде. Тут уже нет коллизии – действует только ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ. Исполнение ненадлежащим образом заказчику может сойти с рук, но, если кто-то из участников снова пожалуется, комиссия ФАС обязательно заставит заказчика выполнить предписание в полном объеме. При точном исполнении предписания (заказчик еще должен уложиться в срок, предписанный ФАС) ФАС уведомляет ЕАИС, а также присылает на ЭТП письмо о разблокировании процедуры. Получив такое письмо оператор ЭТП разблокирует в течение одного дня процедуру и заказчик

Читайте также:  от 28.12.2022 № 845 О присвоении звания «Ветеран труда Республики Хакасия»

Разблокирование процедуры осуществляется не сразу. Сначала заказчик должен отчитаться перед ФАСом, что исполнил предписание, выслав туда соответствующие материалы. Только после этого ФАС отправит письмо о разблокировании оператору ЕАИС, а также уведомит ЭТП. Получив уведомление ЭТП разблокирует процедуру, и только тогда заказчик сможет заключить контракт (договор) с победителем. А если ФАС такое письмо не отправит? Cколь долго процедура может оставаться заблокированной? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Предписание об устранении нарушений изготавливается ФАСом одновременно с решением.

На практике это правило почти никогда не исполняется: в предписании указывается один срок, не позднее которого заказчик должен успеть выполнить предписание и отчитаться о его выполнении. Допустим, что заказчик выполнил все, что требовало предписание, отправил материалы в ФАС, отправил также туда письмо с просьбой об ускорении разблокирования, но нет ни ответа, ни привета.

Этому бездействию можно найти объяснение.

Этот специалист может уйти в отпуск, заболеть, умереть или погибнуть, наконец. И как тогда добиться разблокирования процедуры, если письмо о разблокировании не приходит и телефон выделенного специалиста не отвечает? А в подразделениях (или филиалах) ждут с нетерпением поставки товаров, исполнения работ, оказания услуг. Да и победитель бесится. Он уже не верит, что договор (контракт) когда-либо будет заключен, не знает закупать ли ему товар для поставки или нет; начинать ли исполнение работ (указание услуг) под честное слово заказчика. А если еще окажется, что заказчик не выполнил предписание ФАС должным образом, победитель может беспокоиться, что тогда контракт вообще будет аннулирован. На самом деле этого не произойдет. Если предписание ФАС не предполагало отмену процедуры, а устранение нарушений, то даже при повторном неисполнении предписания она не будет отменена. Но в этом случае заказчик не минует суда, а руководитель его организации будет дисквалифицирован сроком на один год.

Они могут написать коллективную жалобу в прокуратуру (на ФАС можно подавать жалобу только в генеральную прокуратуру) в суд или в центральный аппарат (ФАС России). Генеральная прокуратура, скорее всего передаст жалобу в ФАС России, ФАС России постарается замять дело, поскольку проштрафилось его подразделение. И процесс разблокирования не ускорится. Подача жалобы на бездействие ФАС в арбитражный суд – вероятнее всего окажется самой эффективной. Заказчику не следует забывать, что если он пожалуется куда-либо на свою территориальную ФАС, то отношения с ней будут надолго испорчены. Да и победителю тоже, если он часто участвует в процедурах, проводимых заказчиками того же города, где проводилась обжалуемая процедура. Поэтому в случае если подписание контракта затянется по вине ФАС, автор советует проявить терпение. Даже если с момента публикации решения и предписания истек установленный законом срок – один месяц. Рано или поздно ответственный специалист появится на работе и разблокирование процедуры состоится. А срок действия договора (контракта) будет продлен с учетом дней просрочки и победитель успеет его исполнить.

  1. ФАС. Состав последовательность и сроки выполнения административных процедур
  2. ОТКЛОНЕНИЕ ТЕНДЕРНЫХ ЗАЯВОК
  3. ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК
  4. Обязательная регистрация в ЕИС участников электронных процедур
  5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖАЛОБЩИКИ
  6. ЖАЛОБА ПОДАНА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СРОКА ПОДАЧИ ЗАЯВОК
  7. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ В УФАС
  8. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ В ФАС
  9. Как составить содержательную часть жалобы в ФАС на действия (бездействие) уполномоченного органа
  10. ПИСЬМО ФАС РФ ОТ 12.09.2019 № ИА/79982/19

Контролирующий орган вправе направить Заказчику, оператору электронной площадки и заявителю запрос о представлении на заседание Комиссии сведений и документов, необходимых для рассмотрения жалобы.

3.26. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан представить Комиссии конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе документацию об открытом аукционе в электронной форме), извещение о проведении запроса котировок, изменения в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе (в том числе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме), котировочные заявки, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе (в том числе открытом аукционе в электронной форме), протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона (в том числе открытого аукциона в электронной форме), аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа.

3.27. Оператор электронной площадки обязан представить Комиссии документы, составленные в ходе проведения открытого аукциона в электронной форме, и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы, за исключением сведений об участниках размещения заказа, конфиденциальность которых оператор электронной площадки обязан обеспечивать в соответствии с Законом о размещении заказов.

Возражение на жалобу в Федеральную антимонопольную службу регулируется 44-ФЗ, а именно ч. 2 ст. 106. Согласно данной законодательной норме, если при рассмотрении претензии в ФАС (УФАС) были затронуты интересы того или иного лица, в частности заказчика, то такое лицо вправе подать ответ на жалобу в ФАС, образец которого также можно скачать в нашей статье.

Организация-заказчик может обнаружить сведения возражения на жалобу в ФАС в Единой информационной системе, так как уполномоченный антимонопольный орган обязан размещать в ЕИС всю информацию о поступлении претензии, назначении заседания комиссии по ней, а также публиковать свое решение по данному вопросу.

День заседания комиссии по рассмотрению прошения назначается в период до трех рабочих дней после получения Федеральной антимонопольной службой документа.

Образец ответа на жалобу подается в срок, не превышающий два дня до назначенного дня рассмотрения прошения.

При подаче своего заявления заказчик должен учесть эти сроки, иначе он рискует пропустить необходимый момент для обжалования. В случае если возражающая сторона не успела подать надлежащие документы, то ей необходимо обратиться в судебные органы в трехмесячный период после принятия антимонопольной службой решения по претензии (ч. 1 ст. 219 Кодекса АС).

Как рассматривается возражение на жалобу?

Правила рассмотрения возражения на жалобу такие же, как и при рассмотрении самой жалобы:

  1. На рассмотрение возражения по жалобе ФАС дается 5 рабочих дней.
  2. Возражение, как и жалоба, рассматривается только коллегиально.
  3. Отправившая возражение сторона вправе присутствовать лично или через представителей при его рассмотрении.
  4. При рассмотрении жалобы (возражения) торги или другие мероприятия приостанавливаются.
  5. Комиссия, рассматривающая жалобу или возражение по ней, может запрашивать документы у любых участников госзакупки; последние, соответственно, обязаны предоставить их.
  6. Рассмотрение возражения происходит по тому же алгоритму, что и рассмотрение жалобы, а результаты такого рассмотрения отправляются заявителю по почте или электронно.

Основания подачи жалобы в ФАС

Поводом для подачи жалобы может стать любое нарушение закона, положения о закупке и (или) закупочной документации, которое при этом ущемляет права и законные интересы участника торгов. Нарушителем может быть не только заказчик или электронная площадка, но и другой участник торгов, который, например, манипулирует ситуацией или нарушает правила конкуренции, в том числе вступает в сговор с заказчиком или другими участниками торгов.

ФАС выделяет несколько типичных ситуаций, которые приводят к нарушениям:

  • размещение информации в ЕИС (системе госзакупок);
  • порядок выбора способа проведения закупки и определения победителя торгов;
  • порядок подачи заявки и отбора участников;
  • условия и требования, указанные в закупочной документации, которые влекут ограничение количества участников;
  • заключение контракта — нарушение установленного порядка, одностороннее изменение условий, неправомерный отказ от сделки, заключение контракта с нарушением положений закупочной документации и условий закупки.

Как правило, всё сводится к недобросовестной конкуренции, применению «схем», сговорам на торгах, коррупционной составляющей.

Основной предмет обжалования:

  1. Закупочная документация, условия закупки.
  2. Представленный проект контракта.
  3. Действия или бездействие заказчика, которые нарушают установленный законом или закупочной документацией порядок, в том числе установленные для тех или иных процедур и мероприятий сроки.
  4. Действия или бездействие оператора электронной торговой площадки, что обычно связано с техническими проблемами на ЭТП, демонстрацией недостоверной информации, сбоями в работе, нарушениями регламента — порядка и сроков совершения определённых действий и операций.
  5. Действия других участников закупок, которые, как правило, связаны с попытками демпинга или использования других схем недобросовестной конкуренции для победы на торгах.

Как отозвать жалобу из ФАС

Отозвать собственную жалобу так же просто, как и послать её. Сделайте это сразу, как только вы приняли взвешенное решение о бесперспективности рассмотрения вашей жалобы. Согласно 106 ст. 44 ФЗ, сроки рассмотрения ФАС вашей жалобы ограничены 5-ю рабочими днями с момента поступления обращения.

Не имеет разницы, каким образом вы отправили вашу жалобу: в бумажном виде или электронном. Однако, при отзыве жалобы мы рекомендуем воспользоваться электронной почтой, ввиду очевидного преимущества в скорости доставки вашего сообщения. Не забудьте подписать и оформить отзыв жалобы таким же образом, как и саму жалобу – в техническом плане, жалоба и её отзыв ничем не отличаются.

Образец заявления об отзыве жалобы, можно скачать по >> ссылке.

Если ваша жалоба еще не прошла первичную обработку в ФАС (до 2-х дней), то вы можете, не дожидаясь назначения рассмотрения, направить уведомление об отзыве вашей жалобы, указав наименование организации, от которой поступила жалоба, номер обжалуемой процедуры, и дату направления вашей жалобы.

Если ваша жалоба уже поступила в работу, то ей будет присвоен уникальный номер, а также, назначено место и время рассмотрения по существу. Зная этот номер и дату поступления вашего обращения, воспользуйтесь своим законным правом отзыва жалобы.

Напоминаем, что ФАС может провести внеплановую проверку по вашей жалобе даже в случае если вы отзовете её, в случае если в ней изложена информация, указывающая на нарушения закона.

Возражение на жалобу ФАС 44 ФЗ

Возражение на жалобу в ФАС представляет собой документ, подающийся для обеспечения урегулирования споров и недопониманий, которые возникают между двумя участниками закупочных процедур.
Сама жалоба, подающаяся в ФАС должна регулироваться в соответствии с 44 ФЗ, а точнее с ч 2 ст 106. Согласно с этой нормой законодательства произошло затрагивание интересов двух сторон при рассмотрении претензии в ФАС, то одно из лиц, интересы которого были нарушены должно подать жалобу на ФАС. Должны размещаться сведения о возражении на жалобу в ФАС в ЕИС, так как данный орган обязан публиковать в ЕИС все данные о наличии каких-либо претензий о назначении заседания комиссии по ней и на счет размещения всего решения по этому вопросу.

Датой начала заседания комиссии может быть назначен период не более 3 дней со срока получения ФАС документа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *