Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О порядке обжалования действия судебных приставов-исполнителей.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административные иски рассматривается судом по общим правилам публичного производства. Это значит, что срок рассмотрения жалобы составляет 10 дней со дня поступления заявления в суд. Законность своих действий должен доказать сам судебный пристав-исполнитель.
Пример административного иска
В Советский районный суд г. Астрахани
Административный истец: Павлова Екатерина Сергеевна, адрес: г. Астрахань, ул. Петербуржская, д. 24 тел. 69584785623 Административный ответчик: Судебный пристав-исполнитель ОСП Советского района г. Астрахани Масленникова Валентина Егоровна, адрес: г. Астрахань, ул. Коммунаров, д. 57 Административный ответчик: ОСП Советского района г. Астрахани Масленникова Валентина Егоровна, адрес: г. Астрахань, ул. Коммунаров, д. 57 Заинтересованное лицо: Управление Пенсионного Фонда РФ по Советскому району г. Астрахани адрес: г. Астрахань, ул. Коммуны, д. 357
Какие действия подлежат обжалованию
Административный иск на судебного пристава-исполнителя может быть подан с целью обжалования вынесенного постановления либо при совершении должностным лицом действий, которые нарушают права, либо при бездействии исполнителя. На практике чаще всего иски подаются в следующих случаях:
- если пристав не ознакомил и не вручил акт о наложении ареста на имущество;
- провел незаконное списание денежных средств с банковского счета;
- истребовал документы от лица, которое не является участником разбирательства;
- временно ограничил право выезда за пределы страны;
- необоснованно наложил запрет на регистрационные действия, связанные с недвижимым имуществом.
И самая обширная группа исковых заявлений на бездействие пристава, то есть должностные лица затягивают возбуждение исполнительного производства либо не принимают никаких мер по поиску должника.
Административный иск на судебного пристава-исполнителя не имеет унифицированной формы, тем не менее при его составлении следует опираться на статью 220 КАС. Согласно требованиям этой статьи заявление должно иметь следующую структуру:
- наименование органа, куда подается иск;
- данные заявителя;
- данные представителя заявителя, если иск подается через доверенное лицо (с приложением копии доверенности);
- данные исполнителя, действия или бездействие которого подлежит обжалованию;
- краткое описание ситуации, которая позволила заявителю обратиться в суд, то есть описание действий представителя ФССП;
- реквизиты исполнительного документа;
- ссылки на статьи законодательства, требования которых были нарушены;
- если ранее подавались жалобы или обращения, то информация об этом, какие были приняты решения;
- выдвигаемые требования;
- перечень прилагаемых документов;
- дата, подпись и ее расшифровка.
Следует помнить, что обязанность по доказыванию правомерности своего поведения по фактам, изложенным в административном иске на судебного пристава-исполнителя, лежит исключительно на ответчике.
Как рассматривается административный иск на судебного пристава-исполнителя? Как говорилось ранее, суд обязан рассмотреть заявление на протяжении 10 дней, только в сложных случаях, этот срок может быть продлен до 30 дней.
Все лица, которые привлечены к разбирательству, приглашаются на судебное заседание. Неявка одной из сторон не является поводом для переноса заседания на другую дату.
Мотивировочная часть должна быть оглашена не позднее 5 дней с момента вынесения решения.
На протяжении одного месяца сторона, не удовлетворенная решением суда, вправе подать апелляцию.
После вступления в законную силу решения пристав обязан выполнить его на протяжении 1 месяца, о чем известить выигравшую сторону.
Госпошлина по административному иску к судебному приставу-исполнителю не предусмотрена.
Досудебное урегулирование
Если речь идёт о неисполнении сотрудником ССП должностных обязанностей, то приступать к составлению иска стоит после ряда досудебных обращений. Обычно подача таких исков связана с тем, что взыскатель не видит результатов исполнительного производства, то есть в назначенный судом срок задолженность так и не погашена. Первым делом необходимо будет, получить объяснительную записку от самого пристава-исполнителя, где будет разъяснён ход мероприятий по взысканию.
Получив объяснительную от пристава-исполнителя, можно составить жалобу в руководство ССП, где указать, что действия сотрудника по исполнительному листу выполняются с нарушениями сроков. Как правило, такие жалобы не влекут за собой серьёзных последствий ни для заявителя, ни для пристава, но полученный вами ответ из ФССП и объяснительную записку, можно будет прикрепить к исковому заявлению, указав, таким образом, на необходимость судебного вмешательства.
Особенности рассмотрения
Закон обязывает судью принять решение не позже чем через 10 дней после передачи материалов в суд. На разбирательство по сложным делам разрешено продление срока до 1 месяца председателем суда.
Суд вправе принять решение без участия представителей сторон, если в нем нет, по его мнению, необходимости. Таким образом, спор может быть решен за одно заседание.
Законом установлен обязательный перечень обстоятельств, подлежащих рассмотрению судом:
- имело ли место нарушение прав, свобод и интересов;
- выполнены ли положения о сроках;
- было ли принято решение пристава в рамках его полномочий;
- выполнен ли порядок принятия им соответствующего решения;
- имелись ли основания для принятия оспариваемого решения;
- соответствует ли принятый акт пристава нормативным документам.
Подсудность административного иска к судебному приставу-исполнителю
1. Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), административного судопроизводства — по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, — по нормам АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.
Исковой порядок установлен для рассмотрения требований об освобождении имущества, включая исключительные имущественные права (далее по тексту — имущество), от ареста (исключении из описи) в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества; об отмене установленного судебным приставом-исполнителем запрета на распоряжение имуществом, в том числе запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества (для лиц, не участвующих в исполнительном производстве); о возврате реализованного имущества; об обращении взыскания на заложенное имущество; о признании торгов недействительными; о возмещении убытков, причинённых в результате совершения исполнительных действий и/или применения мер принудительного исполнения, и других (например, часть 2 статьи 442 ГПК РФ, часть 2 статьи 363 КАС РФ, часть 1 статьи 119 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), пункт 1 статьи 349, пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России) рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.
Жалобы на постановления должностных лиц ФССП России по делам об административных правонарушениях, заявления об оспаривании постановлений указанных должностных лиц о привлечении к административной ответственности рассматриваются, соответственно, судами общей юрисдикции по правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), арбитражными судами — по нормам главы 25 АПК РФ.
2. Вопросы исполнительного производства, отнесённые к компетенции судов, разрешаются в соответствии с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции, с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.
3. Требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил статьи 22 ГПК РФ, и арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам (далее — арбитражные суды) — в соответствии со статьями 27, 28, 33 АПК РФ.
Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в соответствии с нормами статьи 17 КАС РФ, статьи 29 АПК РФ и частей 2 и 3 статьи 128 Закона об исполнительном производстве.
4. Если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции.
Вопросы, связанные с исполнением исполнительных документов, указанных в части 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве, не затрагивающие сводное исполнительное производство в целом и не касающиеся проверки законности постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, относящихся к исполнению данного исполнительного документа, разрешаются арбитражным судом (например, о правопреемстве взыскателя в исполнительном производстве, возбуждённом по исполнительному листу, выданному арбитражным судом, — статья 48 АПК РФ; об отсрочке (рассрочке) исполнения — статья 324 АПК РФ и т.п.).
Арбитражным судом также подлежит рассмотрению заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если оно принято к производству арбитражного суда до объединения исполнительных производств в сводное исполнительное производство, в котором также исполняются исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции.
5. При ведении сводного исполнительного производства, в котором наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, вопрос об утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении по любому исполнительному производству, входящему в сводное, разрешается судом общей юрисдикции.
6. Дела по искам об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) являются спорами по требованиям имущественного характера, не подлежащим оценке, и рассматриваются районным судом либо арбитражным судом субъекта Российской Федерации.
При предъявлении соответствующих исковых заявлений государственная пошлина уплачивается в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
7. Вопросы, отнесённые к компетенции суда, выдавшего исполнительный документ (например, выдача дубликата исполнительного листа, разъяснение исполнительного документа, правопреемство и т.д.), подлежат разрешению этим же судом также в случае изменения в дальнейшем его юрисдикции.
В иных случаях, в том числе при разделении юрисдикции суда, принявшего исполняемый судебный акт, между несколькими судами подсудность при рассмотрении вопросов исполнительного производства определяется исходя из подсудности требований, по которым был принят такой судебный акт и выдан исполнительный лист.
Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей
8. Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).
Право оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России принадлежит в том числе органам и учреждениям, являющимся администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нём денежные средства (статья 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ).
Прокурор вправе оспорить в судебном порядке постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 45 ГПК РФ, часть 1 статьи 39 КАС РФ, часть 1 статьи 52 и часть 2 статьи 198 АПК РФ).
Разъяснён порядок обжалования действий судебных приставов
1. Оспаривание нормативного правового акта
Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования
2. Общая форма административного иска
об оспаривании решений, действий (бездействия)
органов власти, должностных лиц
Административное исковое заявление о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, организаций, должностных лиц, служащих
3. Оспаривание постановления, действий,
бездействия судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление о признании незаконными действий пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия пристава по отмене ограничения на выезд за границу
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об определении задолженности по алиментам
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об оценке имущества
Административное исковое заявление об обжаловании постановления пристава об отказе в продлении срока в исполнительном производстве
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств
4. Оспаривание кадастровой стоимости
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости
5. Оспаривание отказа в согласовании
перепланировки, переустройства
Административное исковое заявление об оспаривании решения ОМС об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения, находящегося в собственности
Административное исковое заявление об оспаривании (признании незаконным) решения ОМС об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
6. Изъятие земельного участка
для муниципальных (государственных) нужд
Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд
Административное исковое заявление о признании незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд
7. Перевод жилого помещения в нежилое
Административное исковое заявление об оспаривании отказа в переводе жилого помещения в нежилое
8. Оспаривание отказа в госрегистрации права
Если нарекания в адрес судебного пристава связаны с исполнительным листом, то поставить под сомнение его действия или бездействие также можно, обратившись в суд. Это правило применимо как по отношению к гражданскому, так и арбитражному судопроизводству.
При этом важно соблюсти сроки для обращения в суд с соответствующими претензиями.
Когда за оформление исполнительного листа отвечал районный или арбитражный суд, то обжалование действий или бездействия судебных приставов возможно в течение трех месяцев, когда заявитель получил информацию о соответствующих фактах.
Отличаются и формы обращения в суд. Если поводом для обжалования действий пристава стал исполнительный лист, выданный районным судом, то подается административное исковое заявление.
Для того, чтобы обжаловать действия судебного пристава через орган правосудия нужно помнить о нескольких правилах.
Нужно точно определить суд, куда следует обращаться с соответствующим заявлением, кроме того такой иск подается по правилам главы 28 Кодекса об административном судопроизводстве.
Так, если исполнительный лист выдал районный суд, то обращаться нужно в соответствующий судебный орган по месту нахождения приставов.
В отношении дел, рассмотренных арбитражными судами, существуют такие же правила с одной поправкой на то, что заявление для обжалования действий приставов подается в суд вынесший решение ( ст. 128 № 229-ФЗ).
Ниже мы приводим образец заявления по поводу обжалования действий или бездействия судебного пристава. Его можно взять за основу для обращения в суд любой юрисдикции. Итак, документ начинается с указания суда, а также информации о взыскателе и должнике.
После этого следует описать обстоятельства, в связи с которыми выдан исполнительный лист (реквизиты судебных решений, а также иные сведения).
Далее необходимо сослаться на факт открытия исполнительного производства с указанием номера и даты соответствующего постановления.
В следующем блоке документа должно идти описание того, в чем же именно заключается неправомерность действий или бездействия пристава. Свою позицию в этой части следует подкрепить нормами законодательства об исполнительном производстве.
Завершающая часть должна содержать просьбу восстановить тем или иным образом нарушенные права. Кроме того, к заявлению могут быть приложены и документы, подтверждающие позицию той или иной стороны.
Примерный образец административного иска можно скачать ниже.
Как оспорить в суде действия или бездействие органов государственной власти
Административный иск на судебного пристава-исполнителя может быть подан с целью обжалования вынесенного постановления либо при совершении должностным лицом действий, которые нарушают права, либо при бездействии исполнителя. На практике чаще всего иски подаются в следующих случаях:
- если пристав не ознакомил и не вручил акт о наложении ареста на имущество;
- провел незаконное списание денежных средств с банковского счета;
- истребовал документы от лица, которое не является участником разбирательства;
- временно ограничил право выезда за пределы страны;
- необоснованно наложил запрет на регистрационные действия, связанные с недвижимым имуществом.
И самая обширная группа исковых заявлений на бездействие пристава, то есть должностные лица затягивают возбуждение исполнительного производства либо не принимают никаких мер по поиску должника.
Подача административного иска на судебного пристава-исполнителя производится в районный суд по месту соответствующего территориального ФССП.
Подать иск необходимо на протяжении 10 дней с момента, как заинтересованному лицу стало известно, что нарушены его права либо пристав бездействует. Если пропущен срок, то вместе с иском подается ходатайство о восстановлении пропущенного срока, но с обязательным указанием уважительных причин.
На процедуру рассмотрения заявления отводится 10 дней. В ряде случаев срок может быть продлен, если материалы дела требуют дополнительного разбирательства, но не более чем на 1 месяц.
Перед тем как составить и направить административное исковое заявление об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, рекомендуется провести ряд досудебных процедур.
Прежде всего, следует запросить непосредственно у пристава объяснение относительно неисполнения им своих должностных обязанностей. После получения пояснения можно обратиться к вышестоящему руководству. Понятное дело, что ожидать каких-либо серьезных мер не стоит, но эти документы позволят доказать суду, что его вмешательство в конкретное исполнительное производство необходимо и подача иска обоснована.
У заинтересованного лица также есть право на обращение в прокуратуру. Если действительно прокуратура выявит нарушения должностных обязанностей со стороны пристава, то она даже поможет с составлением искового заявления.
Законодательством не предусмотрена унифицированная форма такого документа, поэтому его составляют с учетом требований, предъявляемых к подобным видам документов. Вначале составляется «шапка» документа, где указывается, кому адресована жалоба, затем прописываются реквизиты заявителя и в отношении кого выдвигаются требования. В основной части документа прописывается краткая суть и обстоятельства, которые дали заявителю повод обратиться с жалобой. В конце указываются требования. Это может быть прошение о прекращении нарушений или возобновлении законных интересов, прочие требования. При необходимости к жалобе на бездействие судебных приставов (образец приводится ниже) прилагаются копии документов, подтверждающие изложенные в обращении факты.
Действующим законодательством предусмотрен сокращенный срок рассмотрения таких жалоб – 3 дня. Вышестоящее руководство пристава может принять решение об обоснованности претензий и обязать сотрудника прекратить неправомерные действия либо отказать заявителю, вынеся соответствующее решение, с обоснованием причин.
Административный иск на судебного пристава-исполнителя не имеет унифицированной формы, тем не менее при его составлении следует опираться на статью 220 КАС. Согласно требованиям этой статьи заявление должно иметь следующую структуру:
- наименование органа, куда подается иск;
- данные заявителя;
- данные представителя заявителя, если иск подается через доверенное лицо (с приложением копии доверенности);
- данные исполнителя, действия или бездействие которого подлежит обжалованию;
- краткое описание ситуации, которая позволила заявителю обратиться в суд, то есть описание действий представителя ФССП;
- реквизиты исполнительного документа;
- ссылки на статьи законодательства, требования которых были нарушены;
- если ранее подавались жалобы или обращения, то информация об этом, какие были приняты решения;
- выдвигаемые требования;
- перечень прилагаемых документов;
- дата, подпись и ее расшифровка.
Следует помнить, что обязанность по доказыванию правомерности своего поведения по фактам, изложенным в административном иске на судебного пристава-исполнителя, лежит исключительно на ответчике.
Как предписывает ст. 220 и п. 1 ст. 126 КАС, к заявлению обязательно следует приложить копии самого иска, в количестве участников инициируемого процесса. Можно копии направить самостоятельно, а к иску в суд приложить подтверждающие документы отправки писем сторонам.
Если истца представляет уполномоченное лицо, но не адвокат, то, помимо копии доверенности, необходимо приложить документ, подтверждающий наличие юридического образования. Сотрудничество между истцом и адвокатом может осуществляться не только на основании доверенности, но и договора, копия которого и прилагается к заявлению.
К административному иску на судебного пристава-исполнителя необходимо приложить копию исполнительного листа и документы, которые подтвердят обстоятельства, изложенные в тексте заявления.
Если к иску не будут приложены эти документы либо будут выявлены несоответствия между сутью заявления и приложениями, то иск оставят без движения.
Государственные органы призваны защищать интересы граждан и обязаны действовать, основываясь на принципах законности. Сталкиваясь произволом или халатным исполнением должностных обязанностей сотрудниками ФССП важно знать законные способы защиты своих интересов. Один из действенных методов воздействия на приставов – подача административного судебного иска.
Пристав, служащий в Службе Судебных Приставов и исполняющий обязанности по принудительному исполнению судебных решений, попадает под определение «госслужащий». Его действия можно обжаловать в суде согласно ст. 220 ФЗ №21 кодекса административного судопроизводства.
Подать в суд ходатайство на действия пристава-исполнителя может любое заинтересованное лицо, чьи права были нарушены во время исполнительного производства: истец, ответчик, третья сторона. Чаще всего основанием для подачи жалобы выступают следующие причины:
- бездействие должностного лица в розыске и аресте имущества должника;
- неправомерное наложение ареста на чужое или залоговое имущество;
- блокировка и списание средств со счета, на который приходят социальные выплаты, алименты, пенсия;
- нарушение процедуры взыскания, злоупотребление силой и полномочиями.
Эффективным способом отстоять свои права и защитить имущественные интересы является подача в суд жалобы на приставов. В течение 10 дней суд рассматривает предъявленные требования, проверяет действия сотрудников ФССП на соответствие закону и выносит решение. После объявления итогов судебного заседания сторонам дается один месяц на их обжалование, по истечении которого решение вступает в законную силу. Судья вправе не только удовлетворить по существу требования заявителя, но и назначить компенсацию за причиненный моральный вред.
Основания для заявления
Причины для составления административного иска: неудовлетворительное выполнение своих обязанностей судебными приставами-исполнителями (СПИ). Проблемы могут быть связаны с тем, что долг не взыскивается месяцами, хотя у должника есть доходы и имущество либо пристав, по какой-либо причине отказывается арестовывать активы и продавать их.
Поводом для обращения в суд может быть:
- наличие у должника активов, который обнаружил взыскатель, но не нашли приставы;
- подозрения в коррупции ССП;
- злоупотребление своими полномочиями (применение силы, оружия и пр.);
- незаконный арест автомобиля или другого имущества;
- прекращение производства по делу без достаточных оснований;
- сокрытие информация о месте нахождения лица, которое уклоняется от оплаты долга.
Обжаловать могут и постановления пристава, а также отвод исполнителя и другие документы. Чаще всего на приставов подают в суд взыскатели алиментов, в связи с тем, что должник по разным причинам уклоняется от их уплаты либо исчез из поля зрения и его никто не может найти.
Деятельность приставов регулируется законом «О судебных приставах», а также законом «Об исполнительном производстве». В частности в данных нормативных актах указывается, какие права и обязанности есть у исполнителей, и какая ответственность наступает за нарушение должностных инструкций. Надзор за работой приставов осуществляет прокуратура, куда также можно обратиться за защитой своих нарушенных прав.
Основания для заявления
Говоря об административных исковых заявлениях на действия или бездействие судебных приставов, стоит понимать, что для подачи такой жалобы в судебные органы, должны иметься чёткие основания. В том случае, если иск не будет иметь под собой юридического основания, истца могут привлечь к ответственности в связи со злоупотреблением правом обращения.
Конечно, наиболее часто, на судебных приставов-исполнителей жалуются должники, которым кажется неправомерным поведение работников в рамках мероприятий по истребованию задолженностей. Но на бездействие сотрудников ССП также поступают жалобы. Так, к примеру, пристав-исполнитель, в чьи обязанности входит розыск алименьщика, может ссылаться на невозможность осуществления взыскания, по причине отсутствия должника по месту регистрации. Здесь жалобщиком будет являться взыскатель, поскольку речь идёт о неисполнении обязанностей сотрудника ССП.
Все должностные обязанности и права судебных приставов-исполнителей закрепления в Федеральном Законе № 118, а именно в статье 12. Также существует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», где в частях 8 – 16 прописан порядок оспаривания действий и бездействия судебного пристава-исполнителя. Если вы собираетесь подать административный иск на судебного пристава, то первым делом нужно ознакомиться с текстом законодательства. Обратившись к юристу, который имеет опыт составления подобных заявлений, вы намного быстрее сможете подготовить иск и направить его в суд. Если вы обзаведётесь надёжным адвокатом, то сможете доверить ему сопровождение дела и значительно увеличить свои шансы на успех.
Оформление искового заявления производится согласно следующей структуре и с указанием такой информации:
- Шапка искового заявления:
- Название и адрес суда, куда подаётся иск. Обычно это районный суд, по месту нахождения отделения ССП, где проходит службу сотрудник, чьи действия обжалуются;
- Истец: ФИО, адрес регистрации и проживания, контактные данные;
- Ответчик: Здесь стоит указать, как данные конкретного пристава-исполнителя, так и реквизиты отделения ССП;
- Заинтересованное лицо: в том случае, если иск подаётся судебным представителем, или речь идёт о защите интересов организации, то сюда вписываются или данные лица пострадавшего от действий/бездействия сотрудника ССП, или наименование и реквизиты организации, соответственно.
- Заголовок документа: «Административное исковое заявление на действия/бездействия судебного пристава-исполнителя»
- В теле документа обязательно должна присутствовать следующая информация:
- Описание конкретного факта действий/бездействия со стороны пристава-исполнителя, которые подлежат обжалованию;
- Номер исполнительного листа, согласно которому действует сотрудник ССП в рамках мероприятий по взысканию;
- Укажите попытки досудебного урегулирования, если таковые присутствовали. Стоит прикрепить к исковому заявлению копии писем, ответов из ФССП и прокуратуры, если вы пытались разрешить проблему без суда;
- Укажите юридические основания искового заявления, то есть противоречия статьям законодательства, которые прослеживаются в действиях пристава-исполнителя;
- Прошение должно быть составлено согласно вашим требованиям к конкретному сотруднику ССП и всей организации в целом. При этом не стоит требовать наказать должностное лицо, поскольку это прерогатива суда, как и назначение санкции, но требовать признания действий пристава-исполнителя незаконными, вы имеете полное право. Детально проработать эту часть заявления вам поможет только грамотный юрист, хорошо знакомый с материалами дела;
- Приложение. В данном пункте необходимо будет перечислить всю прилагаемую к заявлению документацию, котором обязательно должны присутствовать:
- Копии искового заявления, по числу сторон;
- Документы, на основании которых действия/бездействие пристава можно считать неправомерными;
- Дата подачи искового заявления;
- Подпись заявителя с расшифровкой;
Подавая административный иск на судебного пристава-исполнителя, стоит иметь в виду, что ваши действия могут быть расценены, как попытка замедлить исполнительные мероприятия, что повлечёт за собой штрафы и прочие административные меры воздействия. Стоит обратиться к опытному юристу по административному праву, который поможет вам в составлении, оформлении и подаче иска.
Какие действия подлежат обжалованию
Административный иск на судебного пристава-исполнителя может быть подан с целью обжалования вынесенного постановления либо при совершении должностным лицом действий, которые нарушают права, либо при бездействии исполнителя. На практике чаще всего иски подаются в следующих случаях:
- если пристав не ознакомил и не вручил акт о наложении ареста на имущество;
- провел незаконное списание денежных средств с банковского счета;
- истребовал документы от лица, которое не является участником разбирательства;
- временно ограничил право выезда за пределы страны;
- необоснованно наложил запрет на регистрационные действия, связанные с недвижимым имуществом.
И самая обширная группа исковых заявлений на бездействие пристава, то есть должностные лица затягивают возбуждение исполнительного производства либо не принимают никаких мер по поиску должника.
Судебный порядок оспаривания постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов
Судебный порядок оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц службы характеризуется следующими специфическими свойствами.
Так, в целях формирования единого подхода, а также обеспечения единообразия применения процессуальных норм законодателем специально предусмотрены правила применения исключительной и множественной подведомственности дел указанной категории. Исключительная подведомственность предусмотрена по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) главного судебного пристава (его заместителей) РФ: постановлений о взыскании исполнительского сбора, наложении штрафа. Множественная подведомственность предусмотрена в отношении иных постановлений.
Подведомственность дел данной категории указана непосредственно в ч. 2 и 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, а именно по месту нахождения должностного лица — судебного пристава-исполнителя. К тому же, названная статья Закона содержит не только нормы о подведомственности, но и нормы о территориальной подсудности дел об оспаривании постановлений действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей — арбитражный суд или суд общей юрисдикции. Так, в ст. 128 Закона об исполнительном производстве заложено правило, согласно которому оспаривание в судебном порядке постановлений, действий (бездействия) указанных должностных лиц осуществляется в районе, где указанное лицо исполняет свои обязанности. Это правило дублируется в ч. 2 ст. 441 ГПК РФ. Однако в ч. 6 ст. 38 АПК РФ указано, что заявление об оспаривании решений и действий, бездействия судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
Вместе с тем заявление об оспаривании постановления действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд общей юрисдикции по месту совершения оспариваемых исполнительных действий.
Необходимо отметить, что в юридической литературе, посвященной процессуальному праву, законодательству, относительно порядка рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя и их правовой природы было высказано множество точек зрения. Данная проблематика обусловлена в том числе и тем, что в ГПК РФ норма об обжаловании сформулирована иначе: подача жалобы не влечет возбуждения дела из административно-правовых отношений (ст. 441 ГПК РФ, содержащая данную норму, включена в раздел «Производство, связанное с исполнением постановлений судов и постановлений иных органов»). Поэтому возникает вопрос о правовой природе жалоб на постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
В этой связи обжалование сторонами исполнительного производства действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказа в совершении таких действий производится в арбитражном суде по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях, но всем иным исполнительным документам жалобы подаются в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Причем правила определения подсудности жалобы существенно отличаются от тех правил, которые закрепляют подсудность прочих дел, возникающих из публичных правоотношений. Так, согласно ст. 441 ГПК РФ жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подаются в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, и не могут подаваться в суд по месту жительства заявителя.