Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время в Российской Федерации вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты и лица из их числа), находят закрепление в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных актах, актах органов местного самоуправления.
Комментарий к ст. 109.1 ЖК РФ
На уровне актов федерального законодательства право детей-сирот и лиц из их числа на бесплатное получение жилого помещения в пользование закреплено:
— Жилищным кодексом Российской Федерации;
— Семейным кодексом Российской Федерации;
— Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Таким образом, для детей-сирот и лиц из их числа установлена федеральная гарантия обеспечения жильем.
Субъекты Российской Федерации должны:
— сформировать полноценный и достаточный для решения жилищной проблемы детей-сирот и лиц из их числа жилищный фонд и установить порядок формирования такого фонда;
— своевременно предоставлять жилые помещения из указанного жилищного фонда детям-сиротам и лицам из их числа, чтобы указанным лицам обеспечивался достойный уровень жизни и надлежащая социальная среда сразу же при вступлении детей во взрослую жизнь и прекращении попечительства со стороны государства (специализированные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) или назначенных лиц (попечители, приемные родители), а в определенных случаях ранее возраста совершеннолетия детей;
— осуществлять управление и контроль за сохранностью и использованием жилых помещений жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа.
Выполнение указанных функций осуществляется субъектами Российской Федерации за счет собственных средств при финансовой помощи Российской Федерации, реализуемой в форме субсидий из федерального бюджета.
В соответствии с письмом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. N ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») «с 1 января 2013 г. жилые помещения должны предоставляться детям-сиротам и лицам из их числа не из фонда социального использования по договорам социального найма во внеочередном порядке по договору социального найма, как это предусмотрено пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса (в редакции, действующей до 01.01.2013), а из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по договору специализированного найма по достижении ребенком определенного возраста или наступлении установленных обстоятельств. После окончания срока договора специализированного найма с нанимателем указанной категории граждан заключается договор социального найма в отношении этого же жилого помещения».
На каких условиях детям-сиротам предоставляют жильё
В Статье 8 акта о дополнительных гарантиях сиротам определяется процедура обеспечения квартирами детей, лишённых родительской заботы. Согласно ей предоставить жильё сироте могут, когда она станет совершеннолетней или будет признана полностью дееспособной. Причём возможно это только при соблюдении условия нахождения сироты в списке тех, кому нужно жильё.
Порядок формирования данного реестра регулируется специальным Постановлением о формировании списка. Теперь к нему относятся следующие группы лиц:
- дети-сироты, которые достигли четырнадцатилетнего возраста, по инициативе законных попечителей;
-
люди из числа сирот от 18 до 23 лет;
-
люди из числа сирот достигших возраста 23 лет, которые не заявили своё право на обеспечение их жилой площадью по объективным причинам.
Однако всё не так легко, как кажется, чтобы получить свой заветный угол, не достаточно быть сиротой. Жилые помещения выделяются, только если соблюдены следующие условия:
-
сирота не является арендатором жилья по социальному найму;
-
никто из семьи ребёнка-сироты не арендуют жилое помещение на условиях договора социального найма;
-
у ребёнка нет пригодной для жизни квартиры;
-
жилье, которым владеет сирота, не соответствует условиям, подходящим для комфортной жизни;
-
в квартире, которая принадлежит сироте или в которой он раньше проживал, живут лица с зависимостями или тяжелыми хроническими заболеваниями, ухудшающими качество жизни другим жильцам;
-
жилплощадь, в которой был прописан ребёнок-сирота, принадлежит родителям, лишённым родительских прав.
Перечень необходимых документов и куда их подавать
Для заявления своих прав на положенное жилье, сирота должен собрать необходимые документы, перечень которых регламентируется Постановлением № 397 об организации реестра. Обычно нужны оригиналы и копии:
- документов, подтверждающих личность (свидетельство о рождении и паспорт);
- документов, доказывающих, что человек или кто-то из его семьи нанимает жильё на условиях договора социального найма (при наличии таковых);
- документов, свидетельствующих о полномочиях попечителя;
- документов, которые доказывают, что ребёнок лишён родительской заботы;
- справок, которые свидетельствуют о том, что помещение, принадлежащее сироте, не отвечает условиям комфортной жизни и санитарным нормам;
- доверенности официального представителя ребёнка.
Что предлагают делать эксперты
Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.
Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.
По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.
Круг лиц из числа детей-сирот, которым положено жилье
Право на получение квартиры детьми сиротами возникает в том случае, если они соответствуют следующим критериям:
-
Претенденту исполнилось 14 лет. До 1 января 2019 года своеобразным «порогом» выступало совершеннолетие, то есть получить могли дети, которым исполнилось 18 лет. Сейчас возрастной ценз снижен.
Такое снижение объясняется тем, что возраст постановки на учет и возраст, в котором лицо получает жилье, разнятся во времени. Ранее жилье предоставляли сразу, когда сироте исполнялось 18 лет, то есть ему не приходилось стоять в очередь. Сейчас же эти очереди растягиваются на много лет вперед, поэтому бывшие детдомовцы в свое совершеннолетие фактически остаются на улице. - Он успел встать на учет до 23 лет. Само жилье может быть выдано и позже указанного возраста – главное до его наступления попасть в очередь.
- Отсутствие собственного жилья. Хотя получить могут даже те сироты, которые владеют недвижимостью (либо ею владеют лица, с которыми он проживает), однако она не соответствует нормативам жилплощади или санитарными условиям проживания.
Где и какое жилье предоставляется сиротам
Прежде чем соглашаться на предложенную администрацией квартиру или дом, проверьте, соблюдаются ли следующие требования:
Благоустроенность.
Согласно законодательству (п. 1.ст.8 ФЗ-159) предоставляемое льготное жилье должно быть благоустроенным, применительно к условиям населенного пункта, где оно располагается. Квартира/дом должны быть обеспечены электроснабжением, водопроводом, канализацией, отоплением, а также ванной или душем, газовой или электрической плитой, горячим водоснабжением или газовой колонкой. Всё перечисленное должно находиться в рабочем состоянии.
Если в населенном пункте отсутствуют централизованная система отопления/канализации/водоотведения, то в предоставляемом жилье оно может обеспечиваться другими средствами (газовой колонкой, уличным туалетом и т.п). В противном случае по закону жилье считается непригодным для проживания, и сирота может от него отказаться.
Площадь жилья
определяется на основе расчетной нормы, установленной Правительством региона. В Рязанской области и в большинстве регионов она составляет 33 кв.м.Таким образом предоставляемое жилье не должно быть меньше этой площади.
Судебная практика о постановке в очередь на жилье
Истории успеха наших адвокатов, окончившиеся предоставлением жилья и постановкой очереди на жилье:
Первая история
«Я являюсь ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы, третьей степени; ветераном труда. Я обратился в Администрацию Октябрьского района г. Екатеринбурга с заявлением о принятии на учет для предоставления жилья по договору социального найма. Мне вручили выписку протокола Районной комиссии по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга № 16 от 22.06.2010 года. В ней было указано, что мне отказано в принятии на учет.
Предоставляя отказ, Администрация не учла, что продал я квартиру вынужденно, а не умышленно. Ведь я являюсь престарелым гражданином с множеством заболеваний, мое здоровье ухудшилось, и рядом не было людей, которые могли бы за мной ухаживать. Я был вынужден продать квартиру и сменить место жительства!
Процесс по моему делу был выигран, справедливость восторжествовала, на сегодня я получил долгожданную квартиру».
гражданин В., ветеран Великой Отечественной войны, г. Екатеринбург
Вторая история
«Я являюсь вдовой инвалида ветерана Великой Отечественной войны, нуждалась в улучшении жилищных условий. 01 июня 2011 года я обратилась к с заявлением о принятии на учет как нуждающейся в жилье. Мной была получена Выписка из Постановления № … от 06.06.2011 года, в которой было указано, что мне «отказано в принятии на учет для целей предоставления на территории города Каменска-Уральского Свердловской области жилого помещения государственного жилищного фонда социального использования.
Отказ был основан на том, что 28 июня 2006 г. я по договору купли-продажи произвела отчуждение принадлежащего мне дома по адресу: Курганская область, г. Шадринск, а также на том, что в настоящее время я сменила свое место жительство на город Каменск-Уральский из г. Екатеринбург.
Но не было учтено, что мой переезд в г. Каменск-Уральский был вынужденным, в связи с наличием у меня множественных заболеваний мне был противопоказан спуск и подъем по лестнице, а квартира в г. Екатеринбурге находится на четвертом этаже в пятиэтажном доме, а это означает, что я полностью была лишена прогулок! Я не старалась специально уменьшить размеры жилья, просто новая жилая площадь оказалась менее просторной. Дом мной продан по причине престарелого возраста и отсутствием родных и близких в г. Шадринске.
Документы для получения жилья детьми-сиротами
Вопросами, которые связаны с предоставлением жилья сиротам, занимается администрация, присутствующая в каждом отдельном субъекте России.
Существуют определенные списки лиц, которые имеют право претендовать на жилье. Формируют их сотрудники органов опеки по месту проживания сироты или выявления ребенка без попечительства взрослых.
Сюда вносятся все дети-сироты, возраст которых составляет 14 -18 лет. После этого данные списки передаются в администрацию.
Важно. Перед тем как заняться сбором и оформлением необходимых для получения жилья документов, требуется проверить присутствие своей фамилии в подобном списке. Нужно обратиться в органы опеки.
Право на квартиру возникает у сирот сразу после достижения ими 18 лет. Причина в том, что полная дееспособность у них возникает именно с этого возраста. В некоторых случаях льготное социальное жилье может быть предоставлено раньше. Вот несколько оснований для этого:
- вступление в официальный брак;
- начало предпринимательской деятельности;
- официальное трудоустройство.
Все три перечисленных фактора в обязательном порядке должны быть подтверждены документально. В частности потребуется предоставить свидетельство о заключении брака, трудовую книжку или свидетельство индивидуального предпринимателя.
Во всех стандартных случаях сироты должны обращаться в органы опеки с заявлением о внесении себя в список получателей льготного жилья сразу, как только мы исполнилось 18 лет. При этом необходимо знать, что внесение в подобный перечень возможно до их 23-летия. Обнаружив свою фамилию в этом списке, необходимо приступить к подготовке документов.
Чтобы получить социальное жилье, потребуется предоставить:
- стандартное свидетельство о рождении;
- копия паспорта гражданина РФ;
- документ, подтверждающий отсутствие родительской опеки.
Какие жилые помещения предоставляют
Относительно предоставляемого сироте жилья законодательно определен список требований.
К ним следует относить:
- расположение. Предоставляемая недвижимость (квартира, дом) должна располагаться по месту, где сирота находился под опекой или жил;
- состояние. Жилье, в котором проживает сирота, должно соответствовать установленным нормам. Другая недвижимость может предоставляться, если занимаемое ребенком помещение ветхое (аварийное), представляет явную угрозу для проживающих в нем граждан. Подобное жилье не должно располагаться в пределах цокольного (полуподвального) этажа;
- присутствие коммуникаций. В жилье должна быть необходимая система коммуникаций: электросети, водоснабжение, система водоотведения;
- соответствие нормы площади. Соц. жилье, предоставляемое сироте, должно соответствовать по площади – минимальные нормы устанавливают органы местного самоуправления. Общая площадь зависит, прежде всего, от количества проживающих граждан. Обычно она такая же, как и при заключении договоров соц. найма.
Предоставляют только отдельную квартиру или дом.
Особенности оформления и получения льгот
Главная проблема в сфере социальной защиты детей-сирот сейчас – это трудности с обеспечением их бесплатным жильем от государства. Полномочия в этом вопросе переданы на уровень регионов, как результат – в некоторых субъектах РФ очереди превысили 5 тысяч человек (Приморский край, Краснодарский край, Саратовская область, и др.). Наиболее сложная ситуация в Приморском крае, где в 2018 году в очереди состояли более 6500 тысяч человек. Основная причина очередей – недостаток финансирования выделения жилья сиротам. В 2015-2017 годах ежегодно выделялось порядка 6,9 миллиардов рублей, в 2018 году выделено 7,1 млрд рублей. По оценке Счетной палаты РФ, на приобретение жилья сиротам из федерального бюджета выделяется около 20% от необходимых сумм, а регионы не могут найти недостающие деньги.
Множество проблем возникает не только с выделением жилья, но и с постановкой в очередь. Чаще всего заявитель обращается, когда его возраст уже больше 23 лет. В таком случае юристы рекомендуют обращаться в суд и пытаться доказать, что заявление не было подано в установленный период по уважительной причине. Однако вероятность положительного исхода очень низкая.
У многих возникают трудности из-за того, что они имеют постоянную регистрацию у родственников. Так, если в квартире или доме, где прописан сирота, на него приходится больше жилплощади, чем полагается нормами региона, при обращении за собственным жильем будет вынесен отказ. Необоснованный отказ можно получить, если, например, у супруга (супруги) заявителя имеется в собственности жилье. В таком случае нужно получить письменный отказ, который затем опротестовать.
Иногда приходится отказываться от предлагаемого жилья, например, государство выделяет только дом в деревне далеко от места проживания сироты. Согласно закону устанавливается право выбора места проживания, однако, отказавшись от предложенного варианта, следующее предложение может последовать не скоро.
Порядок реализации прав на жилое помещение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Раскрывая проблемы реализации жилищных прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отмечаются всеми юристами правоведами России, т.к. дети, это субъекты жилищных правоотношений с особым положением полной или частичной физической беззащитности, вызванной физической, социальной, психологической незрелостью.
Среди проблем правового регулирования, имеющих важное юридическое социально-экономическое значение на этапе волны экономических кризисов сегодняшнего дня, одной из наиболее сложных является проблема реализации надлежащего права на жилище, закрепленного в Конституции РФ, всеми российскими гражданами.
Несмотря на законодательные шаги, предпринимаемы государством по решению этой насущной проблемы, миллионы граждан по- прежнему не имеют жилищных условий, соответствующих современным понятиям и нормам о размере, комфорте и благоустроенности жилья.
В каком возрасте можно получить недвижимость
До того как начинать процедуру оформления документации с целью получения жилья, нужно проверить, присутствует ли ваше имя в перечне поставленных в очередь. Проверить подобные данные можно при обращении в органы опеки и попечительства. Необходимо заметить, что включению в список подлежат только дети в возрасте от 14 лет.
Обычно право получить жил. площадь от государства появляется у сирот с того момента, как они станут совершеннолетними. Связано это с появлением полной дееспособности.
Однако закон предусматривает возникновение у лиц полной дееспособности до совершеннолетия:
- как только они вступили в брачный союз,
- с момента официального трудоустройства (осуществления деятельности ИП).
При таких обстоятельствах сирота имеет возможность написать заявление на обеспечение его жильем до 18 лет.
Приватизация квартиры по договору социального найма.
К общему пакету документов в этом случае следует добавить дополнительные, удостоверяющие указанные выше факты:
- свидетельство о вступлении гражданина в брак,
- его трудовую книжку с отметкой о приеме на работу,
- свидетельство, выданное ИП при гос. регистрации.
Какой документ следует предоставлять, зависит от того, какой именно факт повлиял на возникновение у гражданина полной дееспособности.
С 18 лет сирота может оформить заявление для внесения себя в список и передать его органам опеки и попечительства.
Необходимые документы
Действующее законодательство требует подготовки конкретного перечня документов, а именно:
- оригинала паспорта и его копии,
- документа, подтверждающего приобретение ребенком статуса сироты,
- оригинала справки, отражающей состав семьи,
- документа, удостоверяющего отсутствие у претендента какой-либо недвижимости во владении,
- справки, выданной работодателем или же руководством учебного заведения,
- свидетельства, подтверждающего регистрацию брачного союза, – если претендент на момент подготовки состоит в браке,
- свидетельства, подтверждающего факт рождения детей (если есть),
- двух заявлений – первое направляется органам опеки и попечительства, а второе передается органам самоуправления на месте.
Об утверждении примерных требований к приобретаемым жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распоряжение правительства сахалинской области от 19 июня 2015 года №277-р
В целях повышения качества жилых помещений, приобретаемых органами местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:1. Утвердить Примерные требования к приобретаемым жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (прилагаются).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области руководствоваться настоящим распоряжением при разработке технического задания и проведении закупочных процедур по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Временно исполняющий обязанностиГубернатора Сахалинской областиО.Н.Кожемяко