Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе: преимущества и недостатки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В латинском языке одним из значений слова includo является «включать», «помещать». Термин «инклюзивность» используется для обозначения процесса внедрения людей, имеющих различные отклонения от нормы, в социум.
Важность инклюзивного образования
Количество проживающих в России детей с особенностями физического и ментального развития на 2022 год составляет более 700 тысяч. Закон об образовании гарантирует каждому из них доступ к получению знаний, умений и навыков невзирая на имеющиеся отклонения от нормы. В настоящее время многие учатся наравне со сверстниками в обычных организациях благодаря созданию соответствующих условий.
Важность инклюзии состоит в предоставлении возможности инвалидам находиться среди обычных детей, не обремененных аналогичными проблемами со здоровьем. В этом заключается главное отличие инклюзивности от широко применявшегося ранее надомного обучения, когда ребенок был лишен общения со сверстниками, не мог участвовать в жизни школы.
Достоинства и недостатки инклюзивного образования и интеграции Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ
Аннотация. В статье представлен обзор источников по инклюзивному образованию детей с ограниченнъми возможностями здоровья, сопоставляются понятия «интеграция» и «инклюзия». Выявлена значимость инклюзивного обучения детей с проблемами здоровья, описаны достоинства и недостатки интегрированного обучения и инклюзии. Автор обосновывают достоинства инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интеграция, интегрированное обучение, адаптированная образовательная среда, дети с особыми потребностями.
Laura ^aHeva ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF INCLUSIVE
EDUCATION AND INTEGRATION
Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л.И. Акатов, Н.В. Антипьева, Д.В. Зайцев, П. Романов и др. Р. Жаворонков, В.З. Кантор, Н.Н. Малофеев, Е.Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.
В литературе инклюзивное образование рассматривается как организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку или как совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений .
Инклюзивное образование — это процесс, который не сводится исключительно к реформе специального образования. Этот процесс должен стать составной часть национальной политики развития общего образования .
В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовле-
УДК 37 Л.П. Феталиева
© Феталиева Л.П., 2015
творения различных потребностей в обучении и воспитании детей, а также отмечает, что инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Психологами и педагогами доказано, что отношения и взаимодействие здоровых детей со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья являются важнейшим фактором, обеспечивающим успешность инклюзивного .
Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) — это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование — более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей т.е. процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
Инклюзивное образование — это специально организованная работа педагогов по обеспечению взаимодействия обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в пространстве общеобразовательного учреждения. Такое взаимодействие предполагает создание специальных педагогических условий обучения: адаптивной образовательной среды, организацию психолого-медико-педагогического сопровождения, формирование инклюзивной культуры детей, педагогов, родителей . Инклюзивного образование — процесс «включения» детей-инвалидов в образовательное пространство групп, классов, коллективов детей, не имеющих отклонений в развитии, на основе организации совместного обучения и воспитания, практик коммуникации, сотрудничества детей, конструирование практик взаимодействия на равных» .
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала конвенции организации объединенных наций в области прав детей, прав инвалидов. Не случайно 2009 г. был объявлен Годом равных возможностей. Общественные деятели и педагоги согласны с позицией, что инклюзивное образование является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Поэтому возникает задача дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Это потребует иного подхода к организации обучения, означающего реформирование школ, перепланировку помещений, развитие образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, так чтобы все учащиеся успешно учились совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.
Таким образом, в мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. В теории и образовательной практике России развивается и другое направление совместного обучения детей с особыми потребностями со здоровыми. Это направление обычно обозначают термином интеграция. Эта категория детей крайне разнородна и интегрирована в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно выделить четыре группы:
— дети, чья интеграция невольна и обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено;
— дети, родители которых, зная об особых проблемах ребенка, по разным причинам хотят
обучать их в массовом детском саду или школе; к сожалению, лишь для части из них такую форму обучения можно признать эффективной, многие через несколько лет обучения, не соответствующего особым нуждам детей, все же оказываются в специальных учреждениях или даже полностью «выпадают» из системы образования;
— дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им интегрированное обучение;
— в дальнейшем такие дети, как правило, получают лишь эпизодическую коррекционную помощь, при этом связь между учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы осуществляется в основном через родителей.
Плюсы и минусы инклюзивного образования в рамках школы
Плюсы ИО | Минусы ИО |
Новые принципы и методы социального подхода к понятию «инвалидность». | Отсутствие гибких образовательных стандартов. |
Разнообразие и инновации в общеобразовательном процессе. | Учебные школьные планы не соответствуют потребностям детей-инвалидов. |
Восприятие детей на равных условиях. | Недостаточная эмоциональная и информационная подготовка пед. коллектива. |
Социализация и развитие личностных навыков. | Отсутствие материально-технического оснащения школ. |
Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах. | Дефицит узкопрофильных работников. |
Устраняет дискриминацию за счет развития равных возможностей и прав. | Отсутствие у педагогического коллектива навыков работы с детьми из ОВД. |
Как работает инклюзивное образование в других странах?
Мировая инклюзивная практика образования началась с 70-х годов прошлого века с разработки проектов на законодательном уровне и внедрения образовательных возможностей для инвалидов. В 80-90-х годах исследовалась экономическая выгода инклюзии, преимущества, польза и выгоды. В 90-х годах инклюзия получила популярность, благодаря публикациям на тему проблемы недостаточной осведомленности родителей детей-инвалидов, активности взрослых инвалидов, защиты прав людей.
На сегодняшний день положения западного образования в инклюзивной среде включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В странах Европы и США существует несколько подходов:
- Расширенный доступ к обучению детям с ограниченными потребностями.
- Мэйнстриминг – общение учеников-инвалидов со сверстниками вне школы.
- Интеграция – удовлетворение потребностей учеников-инвалидов в системе образования.
- Включение (inclusion) – непосредственно сама инклюзия, т.е. перепланировка помещений под особые потребности таких детей.
Большинство западных стран выделяют финансы из государственного бюджета на инклюзивное образование и проявляют интерес в увеличении числа учащихся.
Совместное обучение детей здоровых и тех, что имеют особые образовательные потребности, необходимо для того, чтобы обеспечить социальную адаптацию последних. Дошкольное образование инклюзивного характера позволяет воспитать толерантность к людям с инвалидностью, так как малыши еще не имеют враждебных предубеждений против сверстников, родившихся не такими, как все. Мировой опыт подтверждает, что дошкольники, обучающиеся в совместных группах, демонстрируют более высокие результаты. Это относится и к здоровым детям, и к тем, что имеют особые потребности.
Хотя очевидны и плюсы инклюзивного образования в школе, минусы значительны и пока что труднопреодолимы. Отсутствие финансовой базы для покупки нужного оборудования, перепланировки образовательных помещений, подготовки учителей и психологов делают такой тип обучения практически невозможным. Однако, с каждым годом ситуация хоть и не слишком быстро, но улучшается.
Обучение в инклюзивных образовательных учреждениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для обычных детей, членов семей
и общества в целом. Как показывают исследования, в инклюзивных классах упор делается в первую очередь на развитии сильных качеств и
талантов детей, а не на их проблемах. Взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей
с особыми потребностями. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и
мотивируют их к развитию и целенаправленного использования новых знаний и умений. Взаимодействие между «здоровыми» детьми и детьми с особыми потребностями
в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к
человеческим различиям, они становятся более чуткими, готовыми к взаимопомощи.
Ситуация с инклюзивным образованием в России
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 годов. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№ 1321). С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которой в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. Также были разработаны учебные планы курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья» для использования их в педагогических вузах. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 годах модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. На сегодняшний день внедрение инклюзивного образования на территории РФ происходит в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также регламентируется Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права граждан на получение образования государства-участники обязаны содействовать развитию системы инклюзивного образования. Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести в 2012 году.
Модели инклюзивного образования.
Модели инклюзивного образования.
Инклюзивное образование —
это такая
организация процесса обучения, когда все дети
, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую образовательную среду
и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.
Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.
Процесс включения детей с ОВЗ в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.
Инклюзивное образование: плюсы и минусы, особенности и рекомендации
Мэйнстриминг – программы совместных занятий и проведения досуга детей-инвалидов и обычных детей. Такие программы представляют собой мощное средство социального обучения детей и подростков.
Плюсы:
- Развитие таких важных навыков и личностных качеств учащихся, как:
- социальная компетентность (гибкость, эмпатия и заботливость, способность позитивной коммуникации, креативность);
- навыки решения проблем (умение вырабатывать альтернативные решения, планировать);
- независимость, ощущение силы, уверенности, самоуважение, эффективность, самоконтроль, адаптивное дистанцирование (например, умение сказать «нет», не быть втянутым в опасную ситуацию);
- навыки целеполагания (формирование нормальных, или «здоровых», ожиданий и установок, умение до определенной степени контролировать окружение, целеустремленность).
ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia – сопереживание) – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне.
Минусы:
- Общение ограничивается временными рамками мероприятия и часто носит формальный характер. Обе стороны могут быть не удовлетворены своими отношениями со сверстниками.
Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.
Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.
Плюсы:
- Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
- Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.
Минусы:
- Сложные акустические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога, значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал.
ПОЛИЛОГ – разговор многих участников (ср. диалог – разговор двух участников) - Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек.
- Сложности усвоения норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом.
- По мере осознания себя непохожими на других, неслышащие дети как бы воздвигают стену между собой и слышащими сверстниками, отказываясь общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, если в группе присутствуют дети с аналогичными проблемами, образуют отдельную группу.
- Неслышащий ребенок, привыкший к повышенному вниманию в семье, в массовом учебном заведении становится одним из многих, что может быть причиной дискомфорта или стресса.
- Дети с тяжелой потерей слуха редко приобретают себе друзей среди слышащих, и у них часто развивается чувство собственной неполноценности.
- Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.
Практика показала, что педагог, изначально спрофилированный на работу с обычными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в условиях интегрированного обучения, не обладает знаниями о специфике обучения детей с ограниченными возможностями, не владеет специально-педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. Более того, возникает эмоциональная напряженность во взаимоотношении между педагогами, учащимися с особыми образовательными потребностями и их родителями. В таком положении становится невозможной не только коррекционная работа, но и весь процесс обучения в целом. Это явление В.И. Лубовский назвал «вынужденной интеграцией».
Инклюзивное образование за и против
Статья составлена Кляузовой Вероникой Юрьевной
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)
- Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
- Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
- Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие
- Восемь принципов инклюзивного образования
- 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;4. Все люди нуждаются друг в друге;5.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;7.
Сторонники инклюзивного образования утверждают: образование ребенка не должно быть ограничено его физическими, интеллектуальными или психическими особенностями. Такие дети способны учиться вместе со сверстниками в общеобразовательных школах, если общество создаст для этого необходимые условия.
Модели инклюзивного образования.
Нередко возникают мнения о том, что инклюзивное образование – это методика создания отдельных условий для обучения детей, страдающих различными заболеваниями, расстройствами и другими отклонениями. На самом деле данное утверждение не верно.
Систем инклюзивного образования подразумевает именно совместное обучение обычных школьников и детей, нуждающихся в дополнительных условиях и индивидуальном подходе. Согласно статистическим данным стран, в которых описываемая система уже существует и успешно работает долгие годы, совместное обучение «особых» и обычных детей значительно упрощает процедуру внедрения первых в жизнь общества. Более того, инклюзивное образование способствует повышению квалификации педагогического состава.
«Нет никаких рычагов влияния»
– В классе у моего сына был ребенок с проблемами поведения. Он вел себя очень агрессивно: бил детей, стучал головой об стену, ругался матом. В первом классе мог сесть на девочку и кричать на всю школу: «Если не снимешь трусы, я с тебя не слезу!» Этого мальчика в классе нельзя было ни с кем посадить, потому что он начинал биться головой о парту. С самого первого дня он сидел отдельно от всех, максимально близко к учителю.
Учительница нам говорила: «Я сделала все, что можно. Я его не выпускаю из своего внимания, и на переменах я все время над ним стою, чтобы он никого не поранил». Это выглядело очень некрасиво, – говорит Светлана Моторина, создатель музея науки «ИнноПарк», автор канала в Яндекс.Дзен «Травля: со взрослыми согласовано».
Родителям одноклассников того мальчика было очевидно, что какой-то диагноз у него есть, утверждает Светлана. Однако желание цивилизованно разобраться с проблемным поведением наталкивалось на глухую оборону руководства школы (кстати, входившей на тот момент в топ-15 по России) и мамы ребенка. Школа вполне справедливо апеллировала к тому, что любой диагноз является медицинской тайной, и без согласия родителей назвать его публично ни классный руководитель, ни директор не имеют права. Мама мальчика на контакт не шла.
– В кулуарах директор говорила, что у мальчика СДВГ, и этот ребенок в классе, потому что у классного руководителя есть сертификат тьютора. Правда, подтверждающий документ так и не показали, – продолжает свой рассказ Светлана.
Родители одноклассников предложили официально приставить к ребенку тьютора, причем они были готовы оплачивать эти услуги из своего кармана. Но и здесь возник правовой вопрос, о который разбились все дальнейшие попытки решить проблему: «Зачем ребенку тьютор, если у него нет подтвержденного диагноза?»
В результате сын Светланы подвергся жесточайшему буллингу со стороны того мальчика и семья была вынуждена перевести ребенка в другой класс.
– Когда я пыталась изменить ситуацию, избавить ребенка от травли, я получала в ответ от мамы ребенка сообщения, что я все выдумываю. У администрации школы не было желания сблизить детей и организовать ресурсную среду.
Буллинг дошел до такой степени, что мой сын приходил домой со словами: «Наверное, если бы меня не было, всем было бы лучше», у него появились суицидальные настроения. Школа не только не признала, что тот ребенок инклюзивный, но также не признала, что есть буллинг. Все свелось к стандартным фразам «дети все выдумывают», «надо давать сдачи» и т.п.
Сейчас сын еще ходит в частную технологическую школу. У него в классе есть ребенок с очень тяжелой формой аутизма – вплоть до того, что пускает слюни на стол или бьется головой. Но в школе очень круто внедрены определенные ценности: мы все равны, мы не осуждаем и не обсуждаем внешность, религию и т.п. Это не просто написано в уставе, а внедрено в традиции.
Когда мой сын пришел 1 сентября в класс, он рассказал, что учителя собрали всех детей в кружок, они знакомились. Потом очень бережно ввели этого мальчика, объяснили всем, что Ване нужна их помощь, он может уставать или делать что-то медленнее. С ребенком всегда тьютор, и если Ване становится плохо, его уводят. При этом интеллектуально он сохранен. И за все время ни разу ни у кого не возникло никакого желания над ним посмеяться или подтрунить.
Я очень хорошо отношусь к инклюзивному образованию. Но в той, первой школе, мы столкнулись с тем, что, если ребенок не на коляске, не слепой или не слабослышащий, нет никаких рычагов влияния на то, чтобы его родители признали: их сыну требуется квалифицированная помощь.
Когда у ребенка СДВГ или легкая форма аутизма, то внешне видно, что с ним что-то не так, но ты не можешь уверенно утверждать, что это инклюзивный ребенок. И нет возможности сделать так, чтобы его родители отвели ребенка к специалисту. В итоге либо мы гнобим этого ребенка, либо он делает невыносимой жизнь всех остальных детей. Третий, инклюзивный пусть, просто вычеркивается, – говорит Моторина.
Инклюзивное образование. Плюсы и минусы, проблемы на пути его осуществления
Выделяя основные плюсы и минусы инклюзивного образования, необходимо остановиться на проблемах. Хотя мировой опыт такого обучения не выявил негативных последствий ни для учеников с особыми потребностями, ни для их одноклассников, в отечественных реалиях есть ряд объективный и субъективных препятствий для полноценного внедрения инклюзии.
- Во-первых, педагоги, которые привыкли к традиционным методам обучения, не готовы менять свои принципы.
- Во-вторых, консервативно настроенные родители здоровых детей часто выступают против того, чтобы вместе с их ребенком учились дети с инвалидностью.
- В-третьих, финансовый вопрос стоит чрезвычайно остро: большинство школ не имеют соответствующего оборудования и не имеют средств, чтобы приобрести нужные материалы, как учебные, так и бытовые.
На государственном уровне отсутствуют правовые и экономические нормы, которые необходимы для внедрения инклюзивного образования. О плюсах и минусах такого способа обучения чиновникам известно, направление считается приоритетным, однако на практике пока труднореализуемо.
Плюсы ИО | Минусы ИО |
Новые принципы и методы социального подхода к понятию «инвалидность». | Отсутствие гибких образовательных стандартов. |
Разнообразие и инновации в общеобразовательном процессе. | Учебные школьные планы не соответствуют потребностям детей-инвалидов. |
Восприятие детей на равных условиях. | Недостаточная эмоциональная и информационная подготовка пед. коллектива. |
Социализация и развитие личностных навыков. | Отсутствие материально-технического оснащения школ. |
Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах. | Дефицит узкопрофильных работников. |
Устраняет дискриминацию за счет развития равных возможностей и прав. | Отсутствие у педагогического коллектива навыков работы с детьми из ОВД. |
Занятия классов являются прекрасной концепцией, но они требуют много обучения, терпения и сострадания со стороны учителей. Полностью инклюзивные классы имеют учащихся по всему спектру образования и развития: начиная от типично развивающихся детей и заканчивая детьми с тяжелой формой инвалидности. По этой причине учителю сложно найти баланс в образовательном процессе.
Оценку перспектив и уровня готовности к широкому внедрению инклюзии в ООШ оказывали прежде всего те участники исследования, которые имели опыт ИО, то есть эксперты, представители профессиональных групп, родители детей с особыми потребностями и здоровых детей, обучающихся в пилотных учреждениях дошкольного и школьного образования. Оценки существенно отличаются, и уровень оптимизма или пессимизма находится в прямой зависимости от степени вовлеченности в процесс инклюзивного образования, реально отражает конфликт между представлением о процессах и реальным опытом участия в нем.
Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 70-е годы возникают и реализуются в контексте либерально-демократических реформ, общественного противостояния идеям дискриминации людей по расовому, половому, возрастному, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам. Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми. Именно в этом широком антидискриминационном контексте специальные школы и интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования – дискриминационной. И если на предшествующем этапе эволюции общество боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание социального ярлыка».
В Москве работают более 1,5 тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – около пятидести. Кроме этого, в столице функционирует сеть специализированных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями, которая обеспечивает создание им индивидуальной адаптивной среды:
- детские сады компенсирующего или комбинированного вида;
- специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты;
- начальные школы — детские сады компенсирующего вида;
- средние общеобразовательные учреждения «Школа надомного обучения»;
- средние общеобразовательные учреждения «Школа здоровья»;
- санаторно-лесные школы;
- санаторные школы-интернаты;
- центры образования;
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждения начального и среднего профессионального образования.
Первый регионом, узаконившим право ребенка-инвалида на получение образования в рамках общеобразовательной школы, стала Москва. В апреле 2010 года Мосгордума приняла закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (Закон города Москвы № 16 от 28.04.2010). Новый закон закрепляет гарантии лиц с ограниченными возможностями здоровья на реализацию ими конституционного права на образование, создает необходимые условия для получения необходимого именно им образования с учетом индивидуальных потребностей. Документ устанавливает порядок организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья как в рамках общеобразовательной школы и специальных образовательных учреждениях, так и на дому, а также в любом другом избранном учреждении образования. Депутаты, члены комиссии по образованию и молодежной политике надеются, что теперь появится реальная возможность систематизировать выполняющиеся в рамках отдельных программ мероприятия по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, установить порядок обучения детей-инвалидов в массовой (инклюзивной) школе.
Согласно положениям Закона, прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть организован на основе заключения медико-психолого-педагогической комиссии, а число учеников с ограниченными возможностями здоровья в одной школе определяется в соответствии с другими нормативными актами РФ и города Москвы. Кроме этого, новый закон предусматривает создание службы ранней помощи и системы психологической, медицинской и педагогической коррекции ограничений возможностей здоровья с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности. Законодательно определены особенности приема, перевода и отчисления детей-инвалидов из образовательных учреждений, порядок финансирования образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, а также меры социальной поддержки педагогов, работающих с детьми-инвалидами. Финансирование инклюзивных школ осуществляется, как и массовых, общеобразовательных, по количеству учеников. Однако затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению «особых» детей, не укладываются в этот норматив. Сегодня существует острая потребность пересмотра системы финансирования таких школ, как вариант, по схеме специализированной коррекционной школы. Эти средства должны направляться только на затраты, связанные с образовательным процессом. На них запрещено покупать компьютерное оборудование, проводить текущий и капитальный ремонт, оплачивать коммунальные услуги или школьное питание, использовать для проведения общественно значимых мероприятий. Школа, в которой внедряется система инклюзивного образования, должна быть соответствующим образом оснащена. Более подробно требования прописаны в «Общем перечне рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения».
Детям с особыми потребностями необходимо дать возможность развивать свои навыки, получать образование, становиться членами общества. Эти задачи решает инклюзия (inclusif) – включение в социальную деятельность инвалидов. Поскольку социализация детей происходит в учебных учреждениях, необходимо создавать специальные условия для детей-инвалидов, чтобы их социальные навыки развивались одновременно с их здоровыми сверстниками.
Все большей популярности набирает инклюзивное образование – развитие сферы образования, которое открывает всем равный доступ к обучению. Оно подразумевает создание адаптированных программ и учебных методик, учитывая особенные потребности детей с отклонениями развития (умственного, физического или психоэмоционального).
Включают систему инклюзивного образования в учебные заведения разного уровня – среднего, профессионального и высшего. Таким образом, каждый человек становиться частью общества, может сделать свой вклад, получает общение и помощь.
Существует восемь принципов инклюзивного обучения, которые противостоят ущемлению прав как здоровых детей, так и детей с инвалидностью:
- Достижения и способности человека не влияют на его ценность.
- Каждый имеет способность чувствовать и мыслить.
- Каждый имеет право общаться и быть услышанным.
- Люди нуждаются друг в друге.
- Настоящее образование осуществляется на основе живой коммуникации.
- Каждый нуждается в дружбе с ровесниками и их поддержке.
- Достижение прогресса обучения возможно, развивая то, на что человек способен, нежели то, на что неспособен.
- Разностороннее развитие способно усиливать все области жизни.
- Способствует максимальному уровню развития навыков – подготовка окружения детей с особенностями развития к принятию и создание специальных условий, стимулирует к развитию различных навыков.
- Способствует социализации личности – общаясь со сверстниками в инклюзивной среде, дети с ограниченными возможностями показывают лучшие результаты социального взаимодействия, нежели в специальных интернатах.
- Инвалиды чувствуют себя частью общества – у детей-инвалидов появляется возможность заводить друзей среди сверстников, перенимать общественные модели поведения.
- Социальное принятие – здоровые дети, работая с детьми-инвалидами, учатся принимать их, дружить с ними. Так подрастающее поколение становится толерантным и терпимым в обществе.
- Адаптация учебной среды – обеспечиваются условия для удовлетворения образовательных потребностей детей конкретного учебного заведения.
- При инклюзивном обучении дети получают более низкий уровень обучения, нежели их здоровые ровесники.
- Процесс обучения затрудняют социальные и поведенческие сложности.
- Недостаток квалифицированных кадров, умеющих сопровождать людей в инклюзивной среде.
- Необъективная оценка ввиду снисходительного отношения.
- Недостаток информации по учебным методам, из-за чего дети оканчивают школу, но отсутствует дальнейшее образование.
- Отсутствие инклюзивного образования в большей части государства.
- Несоответствие учебных планов и реальных возможностей ученика.
- Часто отсутствует бюджет, чтобы приобрести специализированное оборудование и устройства.
Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.
В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем. Интеграция не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, возникающие на основе:
К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:
К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся:
Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:
Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения
Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.
Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Три аспекта развития инклюзии:
расположенных по месту жительства.
Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.
В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В.В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран.