- Финансовое право

Понятие и виды занятости. Основные права граждан в области занятости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и виды занятости. Основные права граждан в области занятости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Международно-правовые акты закрепляют права и гарантии в сфере занятости. В соответствии с Конвенцией МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964) это направление политики нацелено на обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее (содействие полной занятости); такая работа была как можно более продуктивной (продуктивная занятость). Свободная же занятость предполагает существование свободы выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося в переподготовке и использовании своих навыков и способностей для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, национальности, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения. Права трудящихся-мигрантов закрепляются в международно-правовых актах (в частности, в Конвенции МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949), в Конвенции МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975), в Конвенции МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982) и др.).

Правоотношения по трудоустройству

Понятие трудоустройства. В научной литературе предлагаются различные определения трудоустройства. Обобщая, все их можно свести к широкому и узкому подходу к пониманию данного явления. Трудоустройство в широком смысле включает все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, т. е., наряду с работой по трудовому договору, это самостоятельное обеспечение себя работой — деятельность по гражданско-правовым договорам, предпринимательство и т. п. Более того, анализируемым понятием охватываются как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности. Представляется, что такой подход порождает трудности в понимании правовой природы трудоустройства, а понятие трудоустройства пересекается с понятием формы занятости, исходя из перечисленных в Законе о занятости форм.

Как было отмечено, нередко к трудоустройству относят все процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе и так называемый индивидуальный поиск гражданами работы, а работодателями поиск работников требуемой квалификации и специальности. Представляется, что в целях изучения курса трудового права и для уяснения правовой природы трудоустройства целесообразно рассматривать данное явление в узком смысле, относя к нему такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа. В настоящем издании мы будем придерживаться именно такого подхода. При этом следует отметить, что на российском рынке труда возрастает роль и негосударственных организаций, оказывающих услуги по трудовому посредничеству. Вопрос о включении таких отношений в предмет трудового права является в настоящее время дискуссионным.

Трудоустройство — это один из способов содействия(для определенных категорий граждан — обеспечения) занятости. В документах (включая международно-правовые акты) соответствующие мероприятия охватываются именно понятием «содействие занятости», на что уже указывалось ранее. Такого подхода мы и будем придерживаться, определяя трудоустройство как способ содействия занятости. Исключения касаются наименее социально защищенных на рынке труда категорий граждан, в отношении которых государство принимает на себя повышенные гарантии в сфере трудоустройства, что позволяет рассматривать их трудоустройство как способ обеспечения занятости.

Одним из признаков трудоустройства выступает участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных). Важно также отметить, что трудоустройство является юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего оно выступает гарантией реализации права на труд.

Ранее основным правомочием, составляющим данное право, было право на получение гарантированной работы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной системой трудоустройства. В современных условиях функционирования рынка труда ситуация значительно изменилась. Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государством посредством установления последним путей и средств, обеспечивающих полное осуществление этого права, к числу которых относится и трудоустройство. Так, в соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.

Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы; права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и ряда иных прав. В современных условиях политика в этой сфере направлена прежде всего на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов с учетом интересов основных субъектов на рынке труда — работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальных работодателей), а также государства.

Такой подход следует и из ТК, согласно которому основной задачей трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования как интересов сторон трудовых отношений (т. е. работников и работодателей), так и интересов государства (ст. 1).

С учетом изложенного можно сформулировать следующее определение трудоустройства.

Трудоустройство — это способ содействия (в отдельных случаях — обеспечения) занятости, который выражается в оказании государственными и иными уполномоченными организациями услуг, направленных на подыскание работы и устройство на нее, с учетом интересов граждан, работодателей (организаций) и государства на рынке труда.

В структурно-содержательном смысле трудоустройство — это система организационных, экономических, правовых мер, направленных на обеспечение занятости населения.

С точки зрения состояния современного законодательства о труде в рамках изучения курса трудового права целесообразно остановиться прежде всего на анализе трудоустройства с участием органов государства в лице органов службы занятости по оказанию услуг по подысканию работы именно на условиях трудового договора.

Следует также отметить, что в силу специфики подхода ТК к вопросам трудоустройства (имеется в виду отнесение правоотношений по трудоустройству у данного работодателя к предмету регулирования Кодексом, ст. 1) в настоящей главе будут также рассмотрены ситуации, когда роль посредника при трудоустройстве выполняет сам работодатель (например, при увольнении по сокращению штата). Все иные аспекты, связанные с заключением трудового договора в результате индивидуального устройства на работу, а также самостоятельного набора кадров работодателем, излагаются в главе настоящего учебника о трудовом договоре.

Понятие и виды занятости. Основные права граждан в сфере занятости

Закон о занятости в гл. I «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов5.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. При этом следует иметь в виду, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производственному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом.

К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

  • а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости);
  • б) зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и иных лиц, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальных предпринимателей);
  • в) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
  • г) выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющихся членами производственных кооперативов (артелей);
  • д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
  • е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • ж) обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению ГСЗ населения (далее — органы службы занятости);
  • з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • и) являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строи—тельных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
  • к) являющихся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Права граждан в области занятости

Права граждан в области занятости определены в ст.8,9,10,11 закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Право граждан на выбор места работы

Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения), или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и лицом, принимаемым на работу.

Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости

Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.

Безработные граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации

Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

Гарантии государства в области занятости

Численность населения РФ с 1996 по 2005 гг.: незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости; имеющих статус безработных; безработным, которым назначено пособие по безработице; потребность предприятий в работниках, заявленная в службу занятости населения РФ представлены в таблицу 7.1 и по Санкт-Петербургу — таблица 7.5.

1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации); (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции, политику в сфере образования; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

создание условий для мобильности трудовых ресурсов между субъектами Российской Федерации, в том числе для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным; (в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 425-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

2. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу.

Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

министерства труда и социального развития Краснодарского края

  • Споры, связанные с заливом (затоплением) квартиры
  • Споры о признании права пользования жилым помещением
  • Споры, связанные с выделением доли в квартире
  • Иные жилищные споры
  • Юридические услуги по жилищным спорам в Томске и Северске. Юридическая помощь
  • Жилищные споры
  • Самозащита трудовых прав
  • Кто поможет защитить трудовые права
  • Идем в суд
  • Жизнь безработного
  • Социальная защита граждан
  • Часто задаваемые вопросы по трудовым правам
  • Юридическая помощь по трудовым спорам, юрист по трудовым спорам Томск
  • Статьи по трудовому праву и трудовым спорам
  • Юристы и адвокаты по наследственным спорам в Томске и Северске
  • Услуги юриста по страхованию и страховым спорам в Томске и Северске
  • Юрист по административным делам в Томске и Северске
  • Юрист по трудовым спорам в Томске и Северске
  • Юрист по семейным спорам в Томске и Северске
  • Юрист по жилищным спорам в Томске и Северске

Тема 3. Правовое регулирование занятости и трудоустройство

Еще один способ классификации занятости – разделение на два варианта: полную занятость и неполную.

Если говорить о полной занятости, то она требует равновесия между количеством рабочей силы предлагающей свои услуги, и потребностью в ней как в Российской Федерации в целом, так и в каждом отдельном регионе. Подобное совпадение спроса и предложения считается в рыночной экономике исключением. Поэтому в политике занятости полный ее вариант называют главной целью, подразумевающей реализацию права всех граждан на труд. Относительно конкретного человека полная занятость означает работу этого гражданина полное рабочее время с оплатой труда в соответствующем размере.

Под неполной занятостью подразумевается занятость граждан неполный рабочий день. Она может объясняться экономическими соображениями, когда сокращается рабочий день с согласия или без согласия работников, либо быть волеизъявлением самого работника.

Если говорить о качестве занятости, необходимо прибегнуть к понятию «эффективности». Таковой она может считаться, когда общественное управление способно создать социально-экономические условия для благоприятного развития работников, определяемые качеством на конкретном этапе развития общества. Эффективной считается занятость населения, когда личности дается возможность достойно трудиться, создаются при этом условия для ее развитие, обеспечивается рост уровня образования и профессиональных знаний, сохраняется здоровье каждого члена общества. А основой всему этому служит рост общественной производительности труда.

Правовой статус человека в сфере занятости определяет целый ряд прав, основным из которых считается право на выбор места работы. Это значит, что каждый человек может напрямую обратиться к работодателю, будь то организация, имеющая права юридического лица, либо физическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность или желающее получить услугу для личного подсобного хозяйства. Исходя из согласия обеих сторон, подписывается трудовой договор. Право на выбор места работы могут помочь осуществить на бесплатной основе органы службы занятости или другие посредники в трудоустройстве населения.

Замечание 2

Основа основ правового регулирования рынка труда – это непреложный принцип свободы трудового договора. Он обязателен к исполнению в любой форме реализации права на выбор места работы.

Договор подразумевает деловое взаимодействие сторон в ходе применения труда. При этом и работодатель, и работник могут быть свободны в поиске эффективных способов улучшения производительности труда, повышения качества продукции, бережного использования сырья, экономии энергии и прочее. Отношения сотрудничества присущи трудовым связям, которые основаны на договорах подряда и аренды, часто применяемым в большинстве отраслей экономики РФ. Такие договоры могут служить не только для координации отношений по применению труда, а еще в качестве организационно-правовых актов. Подобные документы дают полную самостоятельность и свободу работнику в выражении своих творческих и организационных способностей. Получается, что принцип свободы договора влияет еще и на организационно-управленческие взаимоотношения в области труда.

Читайте также:  Что такое договор ренты и кому он нужен

Как гласит статья 9 Закона О занятости, все люди имеют возможность получить бесплатную консультацию, рассчитывать на бесплатное информирование и услуги, помогающие профессиональной ориентации, в государственной службе занятости, находясь в процессе трудоустройства, выбора профессии, желая пройти профессиональное обучение и осуществить получение дополнительного профессионального образования.

Государственная служба занятости, в настоящее время, в состоянии обеспечить оказание подобных услуг в электронной форме, что подразумевается законодательством о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Граждане, находящиеся временно без работы, также могут рассчитывать на бесплатное содействие в переезде или даже переселении в другие регионы РФ для работы. Кроме того, есть возможность получения психологической поддержки, профессионального обучения, либо повышения уже имеющихся знаний при дополнительном профессиональном образовании, путем получения направления от службы занятости.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Состоянием российской экономики в настоящее время, разрывом хозяйственных связей, проблемами взаимных неплатежей предприятий, задержками по выплате заработной платы и другими сложностями обусловлена актуальность вопроса о занятости трудовых ресурсов. В условиях перехода к рыночной экономике многие профессии оказались ненужными, сотни и тысячи специалистов не находят применения своим знаниям, предприятия отправляют своих работников в вынужденный отпуск, а система переподготовки кадров недостаточно эффективна. Государство предпринимает определенные меры, в том числе и правовые, чтобы максимально снизить остроту этой социальной проблемы. Несмотря на серьезные экономические трудности, в стране в последнее время был принят ряд нормативных актов, которые создают определенную систему правового обеспечения отношений в области занятости и трудоустройства.

В соответствии со ст. 28 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», государство предоставляет следующие гарантии социальной поддержки безработных:

  1. Выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
  2. Выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.
  3. Возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
  4. Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Основной формой материальной поддержки безработных в период поиска подходящей работы является пособие по безработице — гарантированные государством периодические выплаты за счет средств, специально предназначенных на эти цели.

В отличие от многих зарубежных стран, где предусмотрены различные сложные схемы выплаты пособия по безработице, предусматривающие значительную дифференциацию как по срокам выплаты пособия, так и по его размерам, в российском Законе о занятости заложена достаточно простая схема.

Размеры пособия по безработице дифференцируются в зависимости от стажа работы граждан, признанных безработными, за последние 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Минимально необходимый стаж работы — 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). Если нет минимального стажа работы, пособие устанавливается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям и имеющим минимально необходимый стаж работы, устанавливается, согласно ст. 30 Закона о занятости, в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующих размерах:

  • в первые три месяца безработицы — в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов;
  • в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице, установленное в размере не выше 100 рублей, увеличивается на величину районного коэффициента.
  1. Дайте общую характеристику системе законодательства, регулирующего вопросы занятости населения.
  2. Что такое занятость и какие категории населения считаются занятыми?
  3. Назовите субъектов, участвующих в обеспечении занятости граждан в РФ.
  4. Охарактеризуйте основные функции государственной службы занятости.
  5. Дайте определение понятия подходящей работы.
  6. Раскройте порядок признания гражданина безработным.
  7. Кто такой безработный и каков его правовой статус?
  8. Перечислите основные права и обязанности безработного.
  9. Какова ответственность безработного за нарушение законодательства о занятости?
  10. Как определяется размер пособия по безработице?
  11. Назовите условия назначения и выплаты (прекращения, приостановления выплаты) пособия по безработице.
  12. Что такое общественные работы?
  13. Каким образом осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации в системе органов службы занятости или по их направлению?
  14. Как определяется размер стипендии при обучении по направлению органов службы занятости?
  15. Как профсоюзы участвуют в обеспечении занятости населения в РФ?

В Российской Федерации государственным органом обеспечения занятости и сокращения безработицы является Федеральная служба по труду и занятости (ФСТЗ).

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) находится в ведении Минздравсоцразвития России. На местах должны действовать государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения), основной задачей которых является организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы[47].

Понятие и виды занятости и основные права граждан

Правовую основу регламентации отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, составляют ст. 34, 37 Конституции, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.

Следует иметь в виду, что и конституционные права корреспондируют в обязанности конкретных лиц. Например, праву гражданина на свободное распоряжение своими способностями при трудоустройстве корреспондирует обязанность государственных органов оказать содействие в трудоустройстве, а при отсутствии возможности трудоустроить гражданина на подходящей для него работе у государственных органов службы занятости возникает обязанность по выплате ему соответствующего пособия.

В свою очередь отказ гражданина от реализации права на трудоустройство, например, путем отказа от двух вариантов подходящей работы, предложенных органами службы занятости, не влечет возникновения корреспондирующей обязанности, в частности на регистрацию в качестве безработного.

Следовательно, принцип свободного распоряжения своими способностями к труду не означает, что отказ от реализации права на трудоустройство может стать основанием для возникновения корреспондирующих данному праву обязанностей, в частности, по выплате заработной платы работодателем или по регистрации в качестве безработного в органах службы занятости.

В ч. 2 ст. 1 ТК РФ в предмет трудового права включены отношения по трудоустройству у данного работодателя. Очевидно, что в сфере занятости и трудоустройства возникает множество и других отношений, для регламентации которых существуют нормы права. К этим отношениям нормы трудового права могут применяться по аналогии.

Например, при задержке пособия по безработице может быть применена ст. 236 ТК РФ, предусматривающая выплату процентов за задержку заработной платы. Кроме того, возникающие в сфере занятости и трудоустройства отношения непосредственно связаны с прежней трудовой деятельностью работника.

В частности, при определении подходящей работы для работника учитываются его профессиональная деятельность, навыки, что невозможно сделать без применения норм трудового права. В ряде случаев отношения по занятости и трудоустройству предшествуют возникновению трудовых отношений. Для регламентации отношений в области занятости и трудоустройства используются те же правовые принципы, что и при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права.

В связи с чем вопросы правовой регламентации отношений в области занятости и трудоустройства включены в учебный курс «Трудовое право России». Как уже отмечалось, основу правой регламентации данных отношений составляют конституционные нормы.

К отношениям в сфере занятости и трудоустройства применимы нормы международно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. Следовательно, реализация права на труд связана с трудоустройством.

К отношениям в области занятости и трудоустройства могут быть применены следующие конвенции МОТ: Конвенция № 122 о политике в области занятости и трудоустройства, Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Конвенция № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, Конвенция № 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала, Конвенция № 179 о найме и трудоустройстве моряков.

В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда даны принципы, которые применимы и при регламентации отношений, возникающих в сфере труда и занятий. Наряду с конституционными нормами предписания международно-правовой регламентации составляют основу правового регулирования отношений в сфере труда и занятости.

Специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями. Первая глава названного Закона посвящена общим положениям, в ней даны понятия «занятость», «безработный», «подходящая работа», а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Во второй главе рассматриваемого Закона перечислены основные права граждан в области занятости. В третьей главе данного Закона определены основные государственные гарантии в области занятости. Четвертая глава указанного Закона посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения. В пятой главе названного Закона помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения.

В шестой главе этого Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также подготовке и переобучению граждан. В седьмую главу Закона включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его положений.

Нельзя не заметить, что вопросы осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения и привлечения к ответственности за нарушение установленных им правил не имеют достаточной правовой регламентации. В связи с чем нарушение прав и свобод граждан в области занятости и трудоустройства зачастую проходит незамеченным для правонарушителей.

Правовой механизм государственной политики в области занятости и рынка труда в настоящее время состоит из двух основных групп норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от несправедливого увольнения и выплату денежных сумм компенсационного характера. В основном они содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации. Ко второй группе относятся правовые нормы, непосредственно регулирующие вопросы занятости, службы занятости и их формы, объем льгот и гарантий для лиц, потерявших работу и нуждающихся в помощи государства.

Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой свод правил, основанных на Конституции РФ, статья 37 которой провозглашает свободу труда и право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В целом, правовой институт занятости является комплексным, поскольку включает в себя не только нормы трудового права, но и административного, финансового права и права социального обеспечения.

Тема данной курсовой работы — «Правовое регулирование занятости и труда населения Российской Федерации». — Во-первых, правовые формы занятости определяются как установленные государством организационно-правовые методы и инструменты, которые помогают гражданам получить возможность работать (или быть охваченными определенной формой занятости) в избранной сфере деятельности в соответствии с их призванием, навыками, образованием, выполнять определенную работу в период временной безработицы, а также получить для этого необходимую профессиональную подготовку, во-вторых, занятость обеспечивает реализацию.

Цель данной работы — изучение сущности занятости и трудоустройства населения РФ.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

  • Представлено понятие занятости и занятости населения;
  • Описаны права граждан в сфере содействия занятости;
  • Определены основные направления политики Российской Федерации в области содействия занятости населения;
  • Охарактеризован правовой статус безработных;
  • Определяет размер, сроки и условия выплаты пособия по безработице
  • Определены актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения Российской Федерации.

Предметом исследования стали отношения в сфере реализации управления занятостью и трудоустройством и государственной политики в области занятости населения, правового регулирования занятости и трудоустройства населения Российской Федерации, основанные на взаимодействии государства, юридических и физических лиц.

Предметом курсовой работы стали нормы российского и международного законодательства, регулирующие занятость и трудоустройство населения Российской Федерации.

Методологической основой курсовой работы явились общенаучные диалектические и специально-научные методы познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод системного анализа и другие методы научного познания.

Трудовое законодательство уделяет большое внимание решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе, помимо занятых на постоянной и временной работе, которых большинство, есть много граждан, которые не имеют работы, но могут работать. Их называют безработными.

Безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые за нее взяться.

Исходя из юридического определения, можно выделить следующие условия для признания безработным:

  • Завершение 16-го года жизни;
  • Отсутствие работы и дохода
  • Регистрация в агентствах по трудоустройству с целью поиска подходящей работы
  • Отсутствие подходящей работы
  • Поиск работы самим безработным и его готовность взяться за работу.

Безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 лет и которым не назначена пенсия по старости или за выслугу лет в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Граждане с инвалидностью 1 группы не считаются неинвалидами.

Безработным может быть признан только тот гражданин, который не имеет работы и заработка. Статус безработного не присваивается гражданам, занятым одним из видов деятельности, указанных в статье 2 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», т.е. работающим по трудовому, гражданско-правовому, авторскому договору, работающим в кооперативе на основе членства, обучающимся по очной форме в профессиональном учебном заведении и т.д.

Выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций или с военной службы в связи с ликвидацией, сокращением численности и штата работников, не относятся к доходам.

Однако не считаются безработными: лица моложе шестнадцати лет; пенсионеры, получающие пенсию за выслугу лет; лица, которые в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости дважды отказываются от предложенной подходящей работы, а лица, ищущие работу впервые, — один раз от профессионального обучения и один раз от предложенной оплачиваемой работы; лица, осужденные окончательным приговором суда к наказанию, не связанному с лишением свободы, и лица, осужденные к лишению свободы.

Граждане, которым в установленном порядке было отказано в признании безработными, имеют право в течение месяца со дня отказа повторно обратиться в органы службы занятости для уточнения вопроса о признании безработными.

Безработными могут быть признаны только те, кто зарегистрирован в органах службы занятости для поиска работы, ищет работу и готов взяться за работу. Готовность заниматься трудовой деятельностью — это чисто субъективное состояние, определяющее отношение гражданина к труду, его желание работать. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с единственным намерением получать пособие по безработице, то это явно выражается в неоднократном отказе от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данного гражданина или применить соответствующие санкции.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления в органы службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, удостоверяющих их личность, документов, подтверждающих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке по последнему месту работы; для непрофессионалов — паспорта и документа об образовании. Если у гражданина есть нетрудоспособные иждивенцы, то для получения дополнительного пособия на иждивенцев он должен представить документ, подтверждающий факт совместного проживания и наличия иждивенцев. Граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, не приобретают статус безработного.

Безработные граждане, не имеющие возможности работать и не получающие заработную плату, ищущие работу и готовые ее принять, обратившиеся в государственное учреждение службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.

Безработные регистрируются в Государственной службе занятости в целях трудоустройства. Основные этапы регистрации безработных граждан установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан».

Эта процедура включает в себя четыре этапа:

  • Первичная регистрация безработных граждан;
  • Регистрация безработных граждан с целью поиска подходящей работы;
  • Регистрация граждан в качестве безработных;
  • Перерегистрация безработных граждан.

При первичной регистрации от граждан не требуется никаких документов. Он проводится для того, чтобы зафиксировать общее количество безработных. В этом случае предполагается, что органы занятости должны занести информацию о запрашиваемом гражданине в учетные дела. На практике такой учет обычно не ведется, и процедура первичной регистрации имеет рекомендательное значение.

Регистрация граждан на подходящую работу осуществляется органом службы занятости по месту жительства гражданина с момента представления необходимых документов:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • Трудовая книжка или другие документы, подтверждающие продолжительность трудовой деятельности.
  • Документы, подтверждающие профессиональную квалификацию
  • Справка о среднем заработке с последнего места работы.
Читайте также:  Какие выплаты при рождении третьего ребенка в 2023 году в Свердловской области

Инвалиды, помимо указанных документов, представляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом виде и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, которая выдается в установленном порядке. Если у гражданина нет инвалидности, но есть другие ограничения в трудовой деятельности (например, хроническое заболевание), он должен представить соответствующие медицинские документы.

Агентства занятости должны в течение 10 дней после регистрации гражданина предложить ему два варианта поиска подходящей работы. Гражданину, который ищет работу впервые и не имеет работы, центр занятости может предложить две вакансии. Если предлагаемые вакансии подходят заявителю, он не будет зарегистрирован в качестве безработного. Однако недопустимо предлагать гражданину одну и ту же работу дважды.

На каждого гражданина, зарегистрированного в поисках подходящей работы, заводится личное дело. В нем содержатся соответствующие записи обо всех предложениях органов службы занятости, включая предоставление подходящей работы, направление к работодателям для трудоустройства, направление на профессиональное обучение, приглашение граждан в органы службы занятости и другие действия, связанные с поиском подходящей работы, а также согласие (отказ) граждан на предложения органов службы занятости.

Для того чтобы подвести итоги моей работы, необходимо сначала обобщить весь изложенный и изученный материал. После рассмотрения основных правовых аспектов, российского законодательства и международных трудовых стандартов, а также теоретических основ и работ ученых и деятелей, анализирующих проблемы занятости, целесообразно изложить проблемы, возникшие в политике занятости. К ним относятся: существующие расхождения и несоответствия между Законом о труде и Трудовым кодексом, а также невыполнение и несоблюдение закона в повседневной жизни. Кроме того, низкий размер пособия по безработице не обеспечивает даже прожиточного минимума граждан, что ставит их в группу риска, вызывающую необходимость социальной защиты. Следует также отметить, что основные положения о занятости изложены в конвенциях и рекомендациях МОТ, большинство из которых не были приняты или ратифицированы Россией.

Существующие тенденции социального расслоения российского общества, наличие бедных и малообеспеченных групп населения с низкими среднедушевыми доходами во многом обусловлены существующими перекосами в сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработицы и «работающих бедных», занятых на финансово убыточных предприятиях и в бюджетных организациях. Политика занятости как основная составляющая социальной политики должна быть направлена на реализацию мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и экономической активности граждан, противодействующих обнищанию населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение индивидов в условиях конкурентного рынка. В связи с этим основным приоритетом государственной социальной политики должно стать активное содействие эффективной занятости и преодоление необоснованно низкой стоимости рабочей силы. Государственная политика занятости также должна быть направлена на расширение занятости в негосударственном секторе и создание для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления ресурсов. Надлежащий уровень образования, всесторонняя профессиональная подготовка и переподготовка, охрана здоровья должны быть обеспечены в объеме, гарантированном Конституцией и законами Российской Федерации. При этом важно сохранить активную роль государства в создании условий для реализации свободного выбора профессии.

Особенно остро встала проблема нехватки высококвалифицированных работников. Бюро труда, существующее за счет налогоплательщиков, не может удовлетворить потребности предприятий в квалифицированных работниках.

Таким образом, перед правительством РФ остро стоит проблема разработки эффективной политики занятости. Существующая политика занятости далека от совершенства и не приводит к желаемым результатам. Всестороннее изучение и умелое применение международного опыта борьбы с безработицей способствовало бы скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости в Российской Федерации. Содействие занятости может быть оказано путем реструктуризации и возрождения предприятий и улучшения предоставления информации в области социально-трудовых отношений. В целом, уже наметилась тенденция к активизации мер и путей выхода из сложившейся ситуации.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
  2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Права человека: Сборник международных документов — М., 1986.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ — с изменениями от 25.11.2009 № 267.
  4. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 12.01.1991 № 1032-1 — по состоянию на 27.12.2009 // СЗ РФ. — 1996.-17.-Ст.1915; 2009.
  5. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Трудовое право: учебник / В.С. Бердычевский — Ростов н/Д: Феникс, 2010. С. 512.
  6. Буянов М.О. Трудовое право в вопросах и ответах: учебник / М.О. Буянов — М.: Издательство «Проспект», 2012. С.176.
  7. Киселев, И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран: международные трудовые стандарты / И.Я. Кузнецова, А.В. Кузнецов. С. 608.
  8. Куренной А.М. Трудовое право: учебник / А.М. Куренной — М.: Ин-т правоведения, 2011. С. 315.

Постановку на учет осуществляют в ЦЗ по месту проживания человека. Для проведения процедуры необходимо будет предоставить ряд документов, список которых будет различаться при наличии или отсутствии трудового стажа. При наличии стажа потребуется принести:

  • трудовую;
  • паспорт РФ;
  • дипломы об образовании, а также сертификаты о получении профессиональных навыков различного характера;
  • справка о среднем заработке на последнем месте работы за период в квартал;
  • инвалиды должны предоставить реабилитационную пройденную программу.

Важно! Инвалидность должна быть снята или же быть рабочей группы. Получение пособия по безработице при нерабочей группе невозможно.

Для лиц без стажа достаточно имеющихся документов.

Постановка на учет осуществляется в течение одной декады с момента подачи полноценного пакета бумаг и написания заявления. Но решение будет положительным только если нет действующих вакансий и выполнены все условия.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Люди, оставшиеся без работы, требуют особенного внимания общества, так как им необходимо приспособиться к новым жизненным условиям и найти свое место в этой жизни. На это требуется время и средства существования. Меры социальной поддержки безработных в подобном случае предусмотрены и на государственном уровне. Согласно действующему закону о занятости населения люди, оставшиеся без работы, могут получить следующие социальные гарантии:

  • выплата государственного пособия по безработице;
  • сохранение стажа в период безработицы, а также в том случае, если гражданин работает на временных оплачиваемых работах, предоставленных государством;
  • выплата стипендий тем безработным, которые проходят профессиональное обучение или переподготовку.

Социальная помощь в случае безработицы для граждан России предусмотрена в следующих случаях:

  1. если человек ранее нигде не работал и впервые хочет трудоустроиться (выпускники ВУЗов и других учебных заведений и т.д.);
  2. если человек более одного года, по тем или другим причинам, не работал, но хочет снова возобновить трудовую деятельность по своей специальности (после декретного отпуска, по другим причинам);
  3. уволенные из организаций и с предприятий, не считая случаев, когда человек уволен по статье за нарушение трудового режима или несоответствие занимаемой должности;
  4. отчисленные из учебных учреждений граждане, которых службы занятости направили на профессиональное обучение по той или иной профессии.

Выплаты пособия по безработице проводятся в несколько периодов, которые оговорены в трудовом кодексе. Первый период составляет не более 12 месяцев. Пособие начисляют с первого дня, когда человека официально признали безработным. Для получения статуса нужно стать на учет в службу занятости и предоставить им паспорт, трудовую книжку и другие документы, которые могут потребоваться дополнительно.

Информация о мерах социальной поддержки и помощи безработным гражданам может быть получена у консультантов службы занятости, в обязанности которых, в том числе, входит информирование безработных об их правах. Работники службы занятости могут помочь человеку трудоустроиться по специальности или предложить получить новую специальность по направлению службы на бесплатной основе.

Постановку на учет осуществляют в ЦЗ по месту проживания человека. Для проведения процедуры необходимо будет предоставить ряд документов, список которых будет различаться при наличии или отсутствии трудового стажа. При наличии стажа потребуется принести:

  • трудовую;
  • паспорт РФ;
  • дипломы об образовании, а также сертификаты о получении профессиональных навыков различного характера;
  • справка о среднем заработке на последнем месте работы за период в квартал;
  • инвалиды должны предоставить реабилитационную пройденную программу.

Важно! Инвалидность должна быть снята или же быть рабочей группы. Получение пособия по безработице при нерабочей группе невозможно.

Для лиц без стажа достаточно имеющихся документов.

Постановка на учет осуществляется в течение одной декады с момента подачи полноценного пакета бумаг и написания заявления. Но решение будет положительным только если нет действующих вакансий и выполнены все условия.

Рынок труда и правовое регулирование содействия занятости и трудоустройства

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Л. Г. Клечковская

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В статье систематизировано законодательство в сфере занятости в РФ, дана характеристика и показана роль международно-правовых документов, законов и иных нормативных правовых актов в защите прав граждан в области занятости.

Ключевые слова: труд; закон; рынок труда; безработица; партнерство; занятость; работодатель.

Мировой экономический кризис значительно повлиял на динамику безработицы в РФ. Численность безработных граждан в стране составляет свыше пяти млн. человек, или 6,7% экономически активного населения (в соответствии с методологией Международной организации труда) [1].

Безработица порождает множество проблем в обществе и экономике. Поэтому мероприятия в области занятости являются важнейшими направлениями социальной политики нашего государства. Для их осуществления созданы специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемые Федеральной службой по труду и занятости, находящейся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Законодательство о занятости населения — предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. Это означает, что отношения в сфере занятости регулируются актами как федерального, так и регионального уровня. Так, Конституция РФ предусматривает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76). Законы и иные нормативные правовые акты не должны вступать в противоречие с федеральными законами.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами федерального уровня и законами, а также иными нормативными правовыми актами субъектов РФ разграничивает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области содействия занятости населения. Это разграничение осуществляется путем закрепления перечня полномочий федеральных органов государственной власти и полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Перечень полномочий федеральных органов государственной власти, предусмотренный ст. 7 Закона о занятости, носит исчерпывающий характер. В него

Л. Г. Клечковская

включены принципиальные положения, требующие единого решения на всей территории РФ. Начинается этот перечень с закрепления за федеральными органами государственной власти полномочий по разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения, принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости. Следует отметить, что совершенствование законодательства в области занятости населения в Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 гг. названо одним из основных направлений по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда.

С 1 января 2007 г. (Федеральный закон от 31. 12. 2005 № 199-ФЗ) РФ ряд полномочий в области содействия занятости населения передала для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (ч.1 ст. 7.1). Этот перечень полномочий был расширен и уточнен Федеральным законом от 27. 12. 2009 № 367-ФЗ [2].

Закон о занятости в новой редакции от 27. 12. 2009 № 367-ФЗ в ч.1 ст. 6 определил понятие законодательства в сфере занятости: «Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

Таким образом, система законодательства, регулирующего отношения в сфере занятости, включает в себя:

1) федеральные законы;

2) иные нормативные правовые акты РФ:

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

3) законы субъектов РФ;

4) иные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

5) нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Представляется, что этот перечень необходимо дополнить такими источниками, как соглашения, коллективные договоры, локальные нормативные акты, которые также регулируют отношения в сфере занятости.

Пособие по безработице назначается одновременно с решением о признании лица безработным. Пособие по безработице должно начисляться с первого дня признания человека безработным, оно выплачивается ежемесячно при условии прохождения индивидом перерегистрации, но не чаще 2 раз в месяц.

Закон о занятости устанавливает порядок расчета размеров пособия по безработице. Размер пособия определяется к среднему заработку в процентном отношении, в некоторых условиях размер пособия может быть установлен в процентном отношении к прожиточному минимуму, исчисленного для данного субъекта Федерации. Закон о занятости (ст. 34) устанавливает отдельным категориям безработных размеры пособия.

Пособие по безработице в минимальном размере выплачивается:

  • впервые ищущим работу лицам и ранее не работавшим;
  • желающим возобновить трудовую деятельность после продолжительного перерыва (более года);
  • в течение 12 месяцев уволенным из организации или учреждения лицам, которые имели оплачиваемую работу на протяжении не менее 26 календарных недель, предшествовавших началу безработицы;
  • уволенным за нарушение трудовой дисциплины, иные виновные действия, которые предусмотрены законодательством РФ.

Пособие по безработице выплачивается: гражданам, уволенным:

  • по собственному желанию;
  • в связи с болезнью, которая препятствует продолжению работы в данной местности;
  • в связи с нарушением трудового и коллективного договора работодателем;
  • из-за необходимости ухода за больными членами семьи или инвалидом I группы;
  • при наступлении чрезвычайных обстоятельств, которые препятствуют продолжению трудовых отношений;
  • женщинам, у которых есть дети в возрасте до 14 лет.

Система трудоустройства является своеобразной гарантией права на труд. Государство гарантирует охрану труда, свободу выбора профессионального рода деятельности, включая разные режимы труда; правовую защиту от необоснованного отказа в работе или от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в поиске подходящей работы при непосредственном посредничестве сотрудников государственной службы занятости.

Государство, в частности, Федеральная служба по труду и занятости, для содействия полной занятости граждан проводит правовое регулирование в сфере занятости, совершенствование законодательства в этой области, создает и реализует программы содействия занятости разного уровня (федеральные, территориальные).

Основная роль в организации трудоустройства отведена территориальным органам занятости населения. Содействие по трудоустройству осуществляют юридические лица, имеющие лицензии, выданные органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Отношения по трудоустройству выступают предметом трудового права и предшествуют трудовым отношениям. Соответствующие правоотношения возникают вследствие обращения гражданина с заявлением о помощи в устройстве на работу. Данные правоотношения появляются между:

  • гражданином, нуждающимся в трудоустройстве и органом трудоустройства;
  • работодателем, нуждающимся в подборе кадров и органом трудоустройства;
  • работодателем и гражданином.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Права граждан в области занятости определены в ст.8,9,10,11 закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Право граждан на выбор места работы

Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения), или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и лицом, принимаемым на работу.

Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости

Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.

Безработные граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации

Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

Гарантии государства в области занятости

Численность населения РФ с 1996 по 2005 гг.: незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости; имеющих статус безработных; безработным, которым назначено пособие по безработице; потребность предприятий в работниках, заявленная в службу занятости населения РФ представлены в таблицу 7.1 и по Санкт-Петербургу — таблица 7.5.

Обеспечение занятости является одновременно и обеспечением реализации права граждан на труд, обязанностью государства и его исполнительных органов власти, государственной службы занятости. Они и работодатели реализуют государственную политику в области занятости по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную деятельность. Для конкретного гражданина право на обеспечение занятости означает помощь ему соответствующих государственных органов в подыскании подходящей работы, т.е. в реализации права на труд. Система правовых норм по обеспечению занятости включает меры по подысканию подходящей работы и трудоустройству на нее, меры по стабильности и неизменности трудовых договоров, меры по предотвращению незаконных, необоснованных отказов в приеме на работу и охрану от незаконных переводов и увольнений.

Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.

Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.

  1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
  2. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.
  3. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
  5. Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.

Понятие занятости. Права граждан в области занятости

Для того чтобы человека, не имеющего работы, признали безработным, необходимо выполнить некоторые формальности

Читайте также:  Что лучше и выгоднее: дарственная или завещание на квартиру в 2023 году

:

  1. зарегистрироваться для поиска работы;
  2. зарегистрироваться в качестве безработного;
  3. в оговариваемые сроки посещать службу занятости для получения информации о подходящей работе.

Первое, что заявитель должен сделать, это обратиться в службу занятости с заявлением о поиске работы.

Вместе с заявлением в службу занятости надо предоставить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • индивидуальную программу реабилитацию инвалида (при наличии);
  • трудовую книжку, другие договоры или контракты;
  • документ об образовании и специализации;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца;
  • документ о снятии с учета в качестве ИП или другие, подтверждающие прекращение деятельности (расторжение авторского договора, прекращение военного контракта);
  • иные документы, подтверждающие трудности в поиске работы при наличии (справка по инвалидности, предпенсионный возраст, одинокий и многодетный родитель).

Пособия для безработного

Основным пособием для безработного является пособие по безработице. Размер пособия по безработице является дифференцированным и зависит от способа увольнения с последнего места работы, давности увольнения с последнего официального места работы, а также от того, работал ли претендующий на пособие по безработице ранее.

Пособие по безработице может высчитываться в процентном отношении к среднемесячному заработку, исходя из справки по установленной форме, а также может устанавливаться в минимальном размере. Минимальный размер пособия по безработице в каждом регионе свой, зависящий от районного коэффициента.

Лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате различных радиационных аварий и катастроф, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается дополнительное пособие. Основными законами для получения дополнительного пособия являются Федеральный закон от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча» и Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Следует отметить, что лицам, уволенным с работы с 1 марта 2020 года и признанным безработными, в период с апреля 2020 года по июнь 2020 года выплачивается повышенной размер пособия в размере 12 130 рублей ежемесячно. Данный уровень пособия рассчитывается, пропорционально дням безработицы в указанный период, начиная с первого дня признания безработным соответствующего гражданина.

Пример № 1

Например, гражданин признан безработным с 1 апреля 2020 года и ему было назначено пособие по безработице и данный гражданин апрель, май и июнь состоял на учете по безработице. Соответственно, за период за указанный период он должен получить 36 390 рублей в качестве пособия по безработице.

Как рассчитывается пособие по безработице?

Для расчета пособия по безработице необходимо:

1) определить, в каком размере пособие полагается вам по Закону,

2) учесть минимальный и максимальный размер пособия по безработице на текущий год,

3) принять во внимание региональные выплаты (если они предусмотрены в вашем субъекте).

Разберемся с каждым шагом последовательно.

Во-первых, нужно выяснить, какое пособие вам должны платить в соответствии с Законом.

Это федеральный акт, он действует на территории всей нашей страны. Так что размер пособия по безработице в России считают по единым правилам, которые установлены Законом.

По Закону, для разных категорий безработных граждан (например, уволенных за виновные действия, предпенсионеров, детей-сирот) размер пособия рассчитывается по-разному. Чаще всего размер пособия по Закону считают от среднего заработка по последнему месту работы (службы). Но есть и другие варианты.

Ниже мы расскажем, как рассчитать пособие по безработице (определить размер пособия по безработице в 2022 году) в соответствии с Законом, учитывая вашу ситуацию.

Во-вторых, принципиальное значение имеет минимальный и максимальный размер пособия по безработице на текущий год. Его устанавливает Правительство РФ.

Смысл этих предельных величин пособия – в том, что никто из безработных не может получать пособие ниже минимального и выше максимального размера (за некоторыми исключениями – например, для детей-сирот в отношении пособия в первые 6 месяцев). Даже если по Закону вам полагается сумма пособия, которая больше максимального размера, установленного на текущий год, вам будут платить пособие не больше максимально допустимой величины.

Отметим, что минимальный и максимальный размер пособия практически всегда увеличивают на районный коэффициент (если он установлен) — например, в районах Крайнего Севера.

Глава II. Права граждан в области занятости (ст.ст. 8 — 11)

1. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.

2. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о положении на рынке труда. Указанная информация также может быть получена в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

3. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

1. Государство гарантирует безработным:

выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; (в ред. Федерального закона от 30.04.99 N 85-ФЗ)

Абзац третий. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Абзац — Исключен. (в ред. Федерального закона от 30.04.99 N 85-ФЗ)

2. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

3. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

ЗАКОН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О занятости населения в Российской Федерации

(в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ)
(с изменениями на 2 июля 2021 года)

(глава утратила силу с 1 января 2007 года — Федеральный закон от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ))

Комментарий к главе VII

Тема 3. Правовое регулирование занятости и трудоустройство

Понятие трудоустройства. В научной литературе предлагаются различные определения трудоустройства. Обобщая, все их можно свести к широкому и узкому подходу к пониманию данного явления. Трудоустройство в широком смысле включает все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, т. е., наряду с работой по трудовому договору, это самостоятельное обеспечение себя работой — деятельность по гражданско-правовым договорам, предпринимательство и т. п. Более того, анализируемым понятием охватываются как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности. Представляется, что такой подход порождает трудности в понимании правовой природы трудоустройства, а понятие трудоустройства пересекается с понятием формы занятости, исходя из перечисленных в Законе о занятости форм.

Как было отмечено, нередко к трудоустройству относят все процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе и так называемый индивидуальный поиск гражданами работы, а работодателями поиск работников требуемой квалификации и специальности. Представляется, что в целях изучения курса трудового права и для уяснения правовой природы трудоустройства целесообразно рассматривать данное явление в узком смысле, относя к нему такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа. В настоящем издании мы будем придерживаться именно такого подхода. При этом следует отметить, что на российском рынке труда возрастает роль и негосударственных организаций, оказывающих услуги по трудовому посредничеству. Вопрос о включении таких отношений в предмет трудового права является в настоящее время дискуссионным.

Трудоустройство — это один из способов содействия(для определенных категорий граждан — обеспечения) занятости. В документах (включая международно-правовые акты) соответствующие мероприятия охватываются именно понятием «содействие занятости», на что уже указывалось ранее. Такого подхода мы и будем придерживаться, определяя трудоустройство как способ содействия занятости. Исключения касаются наименее социально защищенных на рынке труда категорий граждан, в отношении которых государство принимает на себя повышенные гарантии в сфере трудоустройства, что позволяет рассматривать их трудоустройство как способ обеспечения занятости.

Одним из признаков трудоустройства выступает участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных). Важно также отметить, что трудоустройство является юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего оно выступает гарантией реализации права на труд.

Ранее основным правомочием, составляющим данное право, было право на получение гарантированной работы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной системой трудоустройства. В современных условиях функционирования рынка труда ситуация значительно изменилась. Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государством посредством установления последним путей и средств, обеспечивающих полное осуществление этого права, к числу которых относится и трудоустройство. Так, в соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.

Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы; права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и ряда иных прав. В современных условиях политика в этой сфере направлена прежде всего на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов с учетом интересов основных субъектов на рынке труда — работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальных работодателей), а также государства.

Такой подход следует и из ТК, согласно которому основной задачей трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования как интересов сторон трудовых отношений (т. е. работников и работодателей), так и интересов государства (ст. 1).

С учетом изложенного можно сформулировать следующее определение трудоустройства.

Трудоустройство — это способ содействия (в отдельных случаях — обеспечения) занятости, который выражается в оказании государственными и иными уполномоченными организациями услуг, направленных на подыскание работы и устройство на нее, с учетом интересов граждан, работодателей (организаций) и государства на рынке труда.

В структурно-содержательном смысле трудоустройство — это система организационных, экономических, правовых мер, направленных на обеспечение занятости населения.

С точки зрения состояния современного законодательства о труде в рамках изучения курса трудового права целесообразно остановиться прежде всего на анализе трудоустройства с участием органов государства в лице органов службы занятости по оказанию услуг по подысканию работы именно на условиях трудового договора.

Характеристика правового статуса безработного требует в первую очередь определения круга лиц, относящихся к данной категории граждан, их прав и обязанностей, а также гарантий соблюдения этих прав.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными признаются граждане, которые:

  1. трудоспособны;
  2. не имеют работы и заработка (при этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата);
  3. зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  4. ищут работу;
  5. готовы приступить к ней.

Эти пять признаков юридически и формируют понятие «безработный». Рассмотрим каждый из них.

Трудоспособность граждан определяется их возрастом и состоянием здоровья. С точки зрения возраста в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о занятости безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, а также те, кому в соответствии с законодательством назначена соответствующая пенсия. Обращает на себя внимание тот факт, что минимальный возраст безработных отличается от того, в котором реально на рынке труда могут появляться молодые люди, поскольку законодательство об образовании позволяет несовершеннолетнему обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления в сфере образования оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования (ч. 6 ст. 66 Федерального закона об образовании в РФ). Что же касается состояния здоровья, то особый порядок признания безработным установлен для инвалидов, т. е. лиц, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость их социальной защиты. В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 3 Закона о занятости гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Отсутствие работы и заработка означает, что гражданин не относится ни к одной из категорий занятых граждан. Временное отсутствие заработка при сохранении работы (например, при временном отсутствии работы в связи с нетрудоспособностью либо при временном отсутствии дохода у лица, занимающегося предпринимательской деятельностью) или осуществление такой деятельности, которая получением дохода не сопровождается, но законом отнесена к видам занятости (например, обучение в образовательных учреждениях, прохождение военной службы), не служат основаниями для признания гражданина безработным. В то же время наличие дохода от деятельности, не являющейся занятостью (например, от продажи имущества), или иного дохода (например, наследства или дохода по банковским вкладам) препятствием для признания безработным не является.

Регистрация безработных в органах занятости осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (в ред. от 6 марта 2015 г.). Поскольку органы службы занятости обязаны по возможности предложить безработному варианты подходящей работы, то один из первых этапов — регистрация в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления им паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Закон о занятости раскрывает понятие подходящей и неподходящей работы.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст. 4). При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Предоставляемые безработным гарантии по своему характеру могут быть двух видов: направленные на предоставление работы и направленные на предоставление средств, необходимых для существования безработного. К гарантиям первого вида, помимо содействия в трудоустройстве, включая организацию общественных работ, относится право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных. Второй вид гарантий составляют, в частности, выплата пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных по направлению органов службы занятости. В соответствии со ст. 9 Закона о занятости граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

  • гражданин не имеет квалификации;
  • невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;
  • необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;
  • гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

При направлении органами службы занятости безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством РФ назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность им оказывается финансовая поддержка.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:

  • инвалиды;
  • родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
  • граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
  • граждане, уволенные с военной службы;
  • жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
  • выпускники общеобразовательных организаций;
  • граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
  • граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Одной из обязанностей работодателей является оказание помощи в прохождении профессионального обучения, прохождении дополнительного профессионального образования.

В период прохождения профессионального обучения и прохождении дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия, размеры которой устанавливаются на основании ст. 29 Закона о занятости.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *