Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за езду по тротуару в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно определению, содержащемуся в пункте 1.2 ПДД, тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Правила обустройства тротуаров оговариваются в различных нормативных документах. Так, пункт 4.5.1.2 ГОСТа Р 52766-2007 содержит отсылку к СНиПу 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», где указывается: «Тротуары и велосипедные дорожки следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов». Пункт 4.5.1.7 ГОСТа Р 52766-2007 гласит: «Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м».
ПДД разграничивают тротуар и пешеходную дорожку, хотя в обоих случаях речь идет о движении пешеходов, а в ряде случаев, оговоренных в главе 24 ПДД, и велосипедистов.
В чем отличие тротуара?
Появятся ли в действительности новые штрафы ГИБДД с 2020?
На самом деле «пугалки» по поводу многократного повышения штрафов ходят по интернету со времен последнего реального изменения в 2018 году. Интернет пестрит заголовками типа «Новые штрафы ГИБДД с 2022 года, таблица». Однако в значительной части опубликованных таблиц приводятся данные буквально «с потолка».
На самом деле за незаконную тонировку как штрафовали на 500-1000 рублей, так и продолжают. Пятитысячные штрафы за такое нарушение остались лишь очередной «страшилкой», сформулированной на основе предложения какого-либо депутата. Не изменились штрафные санкции за непредставление преимущества пешеходу, проезд на «красный», ремень безопасности и прочее.
На данный момент штрафы ГИБДД с нового года также не изменились. Изменения, безусловно, будут – раз уж законопроект реально обсуждается Думой. Но когда это будет, и какие именно конкретные цифры штрафов будут объявлены, со стопроцентной точностью прогнозировать невозможно.
Ясно лишь одно – закон обязательно регламентирует по-новому моменты, которые составляют основную суть предложений МВД:
- Изменение «не штрафуемого порога» нарушения скоростного режима в сторону уменьшения скорости и увеличения суммы штрафа
- Ужесточение наказаний за нарушение ПДД на ж/д переездах
- Штрафы за использование зимней шипованной резины летом (раньше штрафы ГИБДД за это не были предусмотрены)
- Не пристегнутый ремень, отсутствие полиса ОСАГО, вождение без прав будут проверяться автоматически (видеокамерами, синхронизированными с базой данных).
Одним можно, а другим нельзя
Исключения приведены в пунктах 9.9, а также 12.1 и 12.2 Правил дорожного движения (ПДД): «Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения».
Таким образом, спецтехника, мелкие «фургоны-каблуки» с грузоподъемностью 500 кг или грузовые «Газели», способные брать 1,5 тонны груза, могут перемещаться по тротуарам к ближайшим магазинам. Некоторые фургоны, пользуясь этой привилегией, ведут себя откровенно по-хамски и даже создают опасные ситуации для пешеходов.
Между тем для легковых машин тоже есть небольшая поблажка. Она касается правил остановки и стоянки. Пункт 12.1. ПДД гласит, что «остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре».
В пункте 12.2. ПДД указано, что стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 «Место парковки».
Движение по автомагистрали
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.11 ч.1 | Движение по автомагистрали на ТС, скорость которого по технической характеристике или по его состоянию менее 40 километров в час, а равно остановка ТС на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки | 1000 руб. |
12.11 ч.2 | Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали | 1000 руб. |
12.11 ч.3 | Разворот или въезд ТС в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движение задним ходом по автомагистрали | 2500 руб. |
Кто может передвигаться по тротуару
Если на дороге плотный трафик и нет возможности быстро передвигаться езда по тротуару разрешается водителям специального транспорта, направляющегося по вызову: полиции, пожарной службы, скорой помощи.
Для выполнения производственных задач заезжать на эту часть дороги могут машины МЧС, коммунальной, дорожной службы, в некоторых случаях грузовые автомобили с целью погрузки/разгрузки.
Теоретически может оспорить штраф и рядовой автолюбитель. Например, он предоставил преимущество машине скорой помощи, которая едет по вызову с включенным проблесковым маячком и вынужденно выехал на тротуар.
Допускается движение по тротуару для парковки авто при условии отсутствия иных безопасных способов совершения такого маневра или ведения на проезжей части восстановительных, ремонтных работ.
Разрешается двигаться по этому дорожному элементу и мотоциклистам. Но только в том случае, если они спешились и ведут мотоцикл вручную. В такой ситуации лицо приравнивается к пешеходу.
Правомерно появление на дорожке для пешеходов велосипедистов, если в этом месте обочина дороги не предусмотрена для проезда таких транспортных средств или отсутствует велодорожка. При этом велосипедисту должно быть не менее 14 лет.
Не допускается езда по тротуарам:
- мопедов;
- скутеров;
- автомобилей;
- мотороллеров,
- спецтехники,
- квадроциклов/трициклов
- грузовиков и иных ТС.
В дворовой зоне редко имеются специальные парковочные места, что не мешает многим автовладельцам оставлять там свои машины. К этой зоне относится территория, которая с нескольких сторон ограничена жилыми зданиями и включает в себя зеленые насаждения, детские площадки и места для отдыха людей.
Во дворах запрещается:
- стоянка с работающим двигателем продолжительностью дольше 5 минут;
- стоянка грузовых автомобилей;
- проезд авто по тротуарам и пешеходным дорожкам;
- парковка автомобиля на газонах и тротуарах (кроме специально обозначенных мест).
Ответственность за данные нарушения указана в ст. 12.28 КоАП и состоит в наложении штрафа размером в 1500 руб. (3000 – для Москвы и Санкт-Петербурга). Если же в результате стоянки автомобиль закрывает проезд для пожарной техники, это также является основанием для штрафа:
- для граждан – 1500-2000 руб;
- должностные лица – 7000-10 000 руб;
- юридические лица – 120 000-150 000 руб.
Кто может передвигаться по тротуару
Если на дороге плотный трафик и нет возможности быстро передвигаться езда по тротуару разрешается водителям специального транспорта, направляющегося по вызову: полиции, пожарной службы, скорой помощи.
Для выполнения производственных задач заезжать на эту часть дороги могут машины МЧС, коммунальной, дорожной службы, в некоторых случаях грузовые автомобили с целью погрузки/разгрузки.
Теоретически может оспорить штраф и рядовой автолюбитель. Например, он предоставил преимущество машине скорой помощи, которая едет по вызову с включенным проблесковым маячком и вынужденно выехал на тротуар.
Допускается движение по тротуару для парковки авто при условии отсутствия иных безопасных способов совершения такого маневра или ведения на проезжей части восстановительных, ремонтных работ.
Разрешается двигаться по этому дорожному элементу и мотоциклистам. Но только в том случае, если они спешились и ведут мотоцикл вручную. В такой ситуации лицо приравнивается к пешеходу.
Правомерно появление на дорожке для пешеходов велосипедистов, если в этом месте обочина дороги не предусмотрена для проезда таких транспортных средств или отсутствует велодорожка. При этом велосипедисту должно быть не менее 14 лет.
Не допускается езда по тротуарам:
- мопедов;
- скутеров;
- автомобилей;
- мотороллеров,
- спецтехники,
- квадроциклов/трициклов
- грузовиков и иных ТС.
Как происходит фиксация нарушения?
Итак, езда по тротуару является таким же нарушением ПДД, как и превышение скорости, проезд на красный свет, а также любое другое. А это значит, что фиксация неправомерных действий может осуществляется двумя основными способами:
1. Сотрудником ДПС.
В этом случае инспектор визуально определяет факт правонарушения и останавливает водителя транспортного средства непосредственно после совершения. А затем оформляет протокол.
2. Средствами фото и видео фиксации.
В таких ситуациях действия снимаются на специальное оборудование, а затем отправляются в автоинспекцию. Владелец транспортного средства позже информируется через почтовое уведомление или онлайн с помощью специализированных сервисов.
Однако, с развитием технических средств и их доступности широкой аудитории фиксация нарушений ПДД может осуществляться непосредственно пешеходами или другими водителями, а также группами активистов и «борцами с автохамами». Подобные съемки не стоит недооценивать. Ведь, на основании этих материалов водителей вполне могут привлечь к административной ответственности. Если на видео отчетливо виден момент нарушения, транспортное средство и его регистрационные знаки, то этого достаточно для составления протокола. И, зачастую, «добропорядочные граждане» не стесняются обращаться в отделения автоинспекции для предоставления собранной информации.
Как инспекторы ГИБДД доказывают подобные правонарушения?
Как показывает статистика, полицейские наказывают за езду по тротуарам крайне редко. Это происходит чаще всего, когда правонарушитель делает это слишком нагло. В связи с этим ежегодно фиксируется не так много подобных нарушений.
Чтобы доказать виновность правонарушителя, сотруднику полиции достаточно предоставить видеозапись и показания свидетелей. В случае, когда водитель не согласен с выписанным штрафом, он вправе обжаловать данное решение в суде.
Для этого требуется предоставить доказательства того, что:
- нарушения не происходило;
- на проезжей части отсутствовала разметка, отделяющая тротуар;
- инспектор совершил ошибки при составлении протокола.
Все законодательные акты имеют ту или иную лазейку, используя которую, можно избежать наказания. Однако, если сотрудник полиции окажется грамотным и сделает все процедуры в соответствии с законом, доказать обратное будет непросто.
Чем грозит езда по тротуару
Езда по тротуару — опасный для пешеходов маневр, именно поэтому она влечет административное наказание. Опасность заключается во многом в том, что пешеходы чувствуют себя расслаблено и не следят за дорожной обстановкой, на что имеют полное право. Поэтому случаи наезда на пешеходов во время езды по тротуарам, к сожалению, не редки. Особенную угрозу такие действия представляют для детей.
Для самих же горе-нарушителей, которые решили проехаться по тротуару, такие действия грозят административным штрафом. Другие меры административной ответственности пока что не предусматриваются, однако речь об ужесточении санкций за подобные нарушения заходит постоянно. Не исключено, что в дальнейшем к таким нарушителям может применяться и лишение прав.
В каких случаях езда разрешена
Законодательство указывает также на особенные случаи, когда двигаться автомобилем по тротуару разрешается. Прежде всего, когда дело касается подъезда к торговым точкам обслуживающего их автотранспорта. Скажем, к маркету, где вход находится на тротуаре, подвезли ящики с продуктами питания, которые необходимо разгрузить. Однако подобное исключение допустимо исключительно при таких случаях:
- Когда другой заезд в торговую точку отсутствует;
- Второй вариант касается автомобилей, выполняющих особенные общественные функции: машин «скорой помощи», пожарных, полиции. Чтобы оперативно выполнять возложенную на них миссию, особенно если дело касается безопасности и жизни людей, они имеют право въезжать на тротуар;
- Последний вариант тоже продиктован реалиями жизни. Представим ситуацию, что во дворе дома парковка машин разрешена, однако проехать туда проживающий там водитель не может из-за, скажем, ремонта въездной полосы или иных обстоятельств. Тогда ему приходится прибегать к вынужденному маневру. Однако специалисты подчеркивают спорность такого разрешения и возможность наказания водителя-нарушителя.
Когда водители обычно заезжают на тротуар
Шоферы заезжают на дорожку для пешеходов по многим причинам, однако чаще всего это происходит в двух случаях. Самая популярная причина — для объезда других машин во время движения по дороге.
В час пик большинство дорог забито машинами, что часто приводит к появлению пробок и заторов, а чтобы объехать медленную машину водители заезжают на бордюр и проезжают какое-то расстояние по дорожке для пешеходов, а потом вновь выезжают на проезжую часть.
Второй по популярности причиной въезда является неправильная стоянка. На газоне и пешеходных дорожках люди паркуются возле домов, на газонах, рядом с торговыми центрами и так далее. Следует понимать, что такая парковка тоже считается административным преступлением, поскольку заезжать на дорожку и газон нельзя.
Когда разрешена езда по тротуару?
Несмотря на существующий запрет, в законе оговорены случаи, составляющие исключение. В ряде обстоятельств езда по тротуару разрешается:
- При подъезде грузового автомобиля к магазину, торговой точке или иному месту для выгрузки, а также погрузки товара. Если соблюдено важное условие – отсутствует другой способ подъехать к пункту назначения.
- Разрешается движение и остановка на тротуарах и пешеходных зонах служебного транспорта, если они в этот момент осуществляют ремонтные или уборочные работы на данной территории.
- Если нет возможности добраться до здания или другого конкретного места. Например, к парковочному месту во дворе многоквартирного комплекса.
Штраф за езду по тротуару
Рассмотрим также сопутствующий штраф за движение по тротуару (часть 2 статьи 12.15 КоАП):
2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения —
влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
Штраф за движение по тротуару составляет 2 000 рублей независимо от региона.
Таким образом получается, что с точки зрения штрафов в Москве и Санкт-Петербурге по тротуарам дешевле ездить, а в остальных регионах дешевле на тротуарах стоять.
Примечание. В некоторых ситуациях правила дорожного движения разрешают движение по тротуару. При этом водитель не должен быть наказан.
Например, грузовой автомобиль может проехать по тротуару к магазину для разгрузки. Такой маневр разрешается только в том случае, если других путей подъезда не предусмотрено.
Можно ли оспорить протокол
Езда по тротуару относится к наиболее часто оспариваемым правонарушениям. Особенно это актуально в мегаполисах и больших городах.
Практика показывает, что сотрудники ГИБДД наказывают штрафами, как правило, только тех нерадивых водителей, которые едут по тротуару с задачей объехать пробку, сократить путь и так далее. Практически всегда с первого взгляда понятно, для чего человек заехал на него. Но если представители правопорядка всё же оштрафовали водителя за езду по тротуару, а он с этим категорически не согласен, то есть возможность оспорить действия сотрудников ГИБДД. Составленный протокол водителю лучше подписать, но в комментариях он обязательно должен отметить, что несогласен с инкриминируемым ему правонарушением и объяснить причины своего манёвра. Можно попытаться разрешить ситуацию на месте, подробно и аргументировано объяснив инспектору причины своего поведения. Если же это не удалось, то дальнейшее развитие событий переходит в русло судебного разбирательства. Есть ещё возможность оспорить постановление о штрафе, подав заявление в местное управление ГИБДД.