Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная защита, её особенности и виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основной целью всей государственной социальной политики является защита всего населения и всех людей. В то же время наступление на рыночные отношения должно увеличить причины для социальной защиты и одновременно усилить внимание государства к социальной сфере. Однако по мере стабилизации ситуации и повышения уровня жизни населения идея социальной защиты теряет свою актуальность.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Гарантии и компенсации — обязательства государства иработодателей (юридических и физических лиц), при выполнении которых реализуются законные праваработников. В трудовом законодательстве понятия, виды и порядок предоставления гарантий и компенсаций определены в разделе VII ТК РФ.
Гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в областисоциально-трудовых отношений.
Компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими ФЗ. Таким образом, компенсации в отличие от гарантий всегда носят денежный характер.
Виды гарантий. Установленные законодательством гарантии можно различать как:
1) нематериального характера (напр., сохранение места работы, должности или предоставление др. работы), так и
материального характера (напр., сохранение среднего заработка на период учебного отпуска, ежегодного отпуска,служебной командировки);
2) общие гарантии , предусмотренные ТК РФ при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, натрудв условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
3) специальные гарантии в следующих случаях:
при направлении в служебные командировки;
при переезде на работу в др. местность;
при исполнении государственных или общественных обязанностей;
при совмещении работы с обучением;
при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
в некоторых случаях прекращения трудового договора;
в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
в др. случаях, предусмотренных ТК РФ и иными ФЗ (например, при повреждении здоровья работника (или в случае его смерти) вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, гарантии за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
4) дополнительные гарантии отдельным категориям работников (ст. 224 ТК РФ). В случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан:
Соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также ксверхурочным работам;
Осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на др. работу (по медицинским заключениям) с соответствующей оплатой;
Устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время;
Создавать условия труда для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Средства и способы общих и специальных гарантий при осуществлении работниками трудовых прав могут быть самые разнообразные:
Сохранение места работы (должности) и предоставление дополнительного отпуска(дополнительных дней отдыха), напр., в случае совмещения работы с обучением;
Предоставление ряду категорий работников преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников организации;
Обязанность работодателя в ряде случаев предложить увольняемому работнику вакантную должность (др. место работы), выплачивать пособия временно или постоянно утратившим трудоспособность работникам.
Естественно, данный перечень гарантий не является исчерпывающим, поскольку могут устанавливаться дополнительные гарантии в соглашениях, коллективных договорах, иных локальных актах организации, трудовом договоре.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Компенсационные выплаты , как и другие причитающиеся работнику суммы, должны быть предоставлены работодателем работнику своевременно. Работник не обязан тратить личные средства при выполнении трудовых обязанностей, государственных и общественных обязанностей, предусмотренных федеральным законом. В связи с чем, необходимые для выполнения указанных обязанностей средства в случаях, предусмотренных законодательством, должны быть предоставлены ему работодателем.
Парадокс законодательства о компенсациях заключается в том, что в нем установлены предельно допустимые параметры возмещения работнику понесенных расходов. Превышение указанных параметров за счет собственных средств работодателя рассматривается как получение работником дополнительного дохода. Хотя и в этом случае работодатель и работник признают понесенные расходы необходимыми для исполнения трудовых и иных обязанностей и, следовательно, подлежащими компенсации.
К числу компенсаций относятся:
Компенсации в связи с использованием работниками имущества в процессе трудовой деятельности;
Компенсации при командировках, направлении работников для повышения квалификации и на работу в другую местность;
Компенсации лицам, совмещающим работу с обучением;
Компенсации, связанные с прохождением лечения работниками.
В рамках систем социальной защиты гражданам, при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий, предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.
Главной формой прямой социальной защиты является денежная . Предоставление денежных пособий малообеспеченным слоям населения, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования. К денежным выплатам относятся социальное пособие (безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы), субсидия — (имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ и услуг) и компенсация — возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.
Часть льгот и услуг поступает населению непосредственно в натуральной форме через учреждения непроизводственной сферы без учета меры индивидуального труда и целиком определяется возможностями общества (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам); потребителями их выступают не все трудящиеся, а те, которые имеют в этом нужду и только в меру этой потребности (услуги школ — для семей с детьми школьного возраста, бесплатная медицина — для тех, кто часто болеет). Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профподготовка, служба занятости) опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия. Государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.
Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.).
К числу главных элементов системы и организационных форм социальной защиты населения относятся социальное страхование, социальное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь . Все элементы этой системы взаимосвязаны.
Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.
В России за социальную защиту отвечают Министерство здравоохранения России и Министерство труда и социальной защиты России, которые, в свою очередь, управляютсяПравительством Российской Федерации.
Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту вРФ:
Пенсионный фонд Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации
Фонд обязательного медицинского страхования.
Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве. Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, нуждающихся в социальной защите.
3. Важным элементом системы социальной защиты является,социальное страхование.
Одним из главных направлений социальных реформ в России в начале 90-х гг. XX в. стал переход от государственного социального обеспечения к смешанной системе страхования от социальных рисков. Появление современной системы социального страхования связано с принятием Гражданского, Трудового и Налогового кодексов Российской Федерации, законов РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О занятости населения в Российской Федерации», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», «О государственной социальной помощи», «Об основах обязательного социального страхования», других законодательных и нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обязательное социальное страхование определяется как часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы:
а) пенсионное страхование: б) медицинское страхование: в) страхование несчастных случаев на производстве: г) страхование по безработице.
Основными видами социального страхования , применяемыми в настоящее время в России, являются:
обязательное и добровольное пенсионное страхование;
обязательно и добровольное медицинское страхование;
обязательное социальное страхование;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
различные виды добровольного социального страхования, не имеющие обязательной формы.
Обязательное социальное страхование работников. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством РФ. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.
Основная часть страховых выплат осуществляется через Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ). Все предприятия обязаны делать отчисления в данный фонд. Размеры страховых взносов и порядок их уплаты устанавливаются законом.
Работодатель обязан обеспечить права работника на безопасный труд. В связи с этим каждый работник имеет право на обязательное социальное страхование. Государственное социальное страхование работников является основной формой реализации сотрудниками своего права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности.
Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Таким образом, с момента заключения трудового договора между работником и работодателем работник имеет право на защиту от социальных рисков, а работодатель должен в отношении этого работника осуществлять обязательное социальное страхование. К страховым рискам, подлежащим социальному страхованию, относятся случаи, определенные федеральными законами: признание гражданина безработным, трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидность, болезнь, травма, беременность и роды, потеря кормильца, а также наступление старости, необходимость получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и др.
Эта обязанность распространяется на всех работодателей вне зависимости от их организационно-правовой формы и системы налогообложения. За нарушение установленного законом порядка уплаты взносов на социальное страхование работников или же за неуплату этих взносов по отношению к работодателю могут быть применены определенные финансовые санкции.
Неуплата работодателем взносов на государственное социальное страхование не лишает его работника права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования.
Добровольное социальное страхование – это основанные на свободном волеизъявлении отношения между страховщиком и страхователем по защите имущественных интересов граждан с целью обеспечения их благосостояния при наступлении определенных страховых случаев за счет формируемых страховщиками из страховых взносов и других источников фондов денежных средств.
Добровольное социальное страхование осуществляется на основании свободного волеизъявления страхователя и страховщика, закрепленного в договоре страхования. Объектом добровольного социального страхования являются не противоречащие законодательству интересы граждан, ацелью – обеспечение их благосостояния. Благосостояние включает уровень материальных (жилье, питание, бытовые условия, транспорт), социальных (труд, занятость, здравоохранение) и духовных (культура и искусство, отдых, образование, информация, душевное самочувствие) потребностей, в целом определяемых как уровень жизни.
Добровольное социальное страхование не подменяет личное или имущественное страхование граждан. Добровольное социальное страхование существует в форме защиты от социальных рисков (рисковое страхование), при этом целью страхования является минимизация ухудшения материального, социального или духовного положения граждан, а также в форме накопительного или сберегательного страхования, целью которого становится поддержание и увеличение благосостояния.
Перечень социальных рисков для защиты от последствий которых можно применять социальное страхование, огромен. Не менее значительным выглядит перечисление страховых случаев, при реализации которых благосостояние гражданина за счет сберегательного социального страхования можно приумножить.
Классификация добровольного социального страхования применительно к Российской Федерации должна выстраиваться на основе гражданского законодательства и Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Согласно ст. 4 данного закона страхование в Российской Федерации осуществляется по двум отраслям – личному и имущественному страхованию. Личное страхование состоит из подотраслей страхования жизни, несчастных случаев и болезней, медицинского страхования, а имущественное – из подотраслей страхования имущества, страхования гражданской ответственности, страхования предпринимательских рисков.
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
-
Доступное здравоохранение и образование;
-
Пенсионное обеспечение;
-
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
-
Предоставление льгот;
-
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
-
Благотворительность;
-
Добровольное социальное страхование;
-
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
-
обеспечение пенсиями;
-
обеспечение пособиями;
-
бесплатное медицинское обслуживание;
-
предоставление санаторно-курортного лечения;
-
социальная помощь семьям, имеющим детей;
-
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Социальная политика все больше занимается существующими проблемами общественного развития — улучшением социальной структуры общества и обеспечением его благополучия. Концепция социальной защиты характеризуется тем, что иногда ее воспринимают как легкую повинность экономически активного населения, что в корне не верно.
Все категории населения должны нести ответственность за ту или иную степень социальной защиты, определенный государственный патронаж, помощь государства в получении работы, создание благоприятных условий для предпринимательства, рынка жилья и т.д. Эту социальную защиту обеспечивает социальное государство.
Однако проблема социальной защиты не может быть решена в контексте одной правовой отрасли. Поскольку она связана одновременно со многими отраслями права.
В настоящее время существует три основные формы соцзащиты – это социальное обеспечение, социальное страхование и социальная помощь. В первом случае это выплаты или услуги населению или отдельным его категориям, когда люди не могут себя обеспечить всем необходимым в результате тех или иных социальных рисков. Социальное страхование представляет собой определенную компенсацию социальных рисков – например, утрата трудоспособности. Что же касается социальной помощи, то это адресная поддержка (или поддержка отдельных категорий населения), когда иных источников существования не имеется.
У соцзащиты есть несколько функций, которые и определяют суть самой этой системы. Функции социальной защиты населения – это:
- психологическая;
- юридическая;
- экономическая;
- медицинская;
- бытовая.
Государство для того, чтобы защитить отдельные социальные категории населения, использует разные виды мер помощи и поддержки. Некоторые категории могут пользоваться сразу несколькими видами мер социальной защиты. Например, федеральные льготники получают пакет социальных услуг, а также денежную помощь и материальное обеспечение.
Обобщенно меры социальной защиты можно свести к следующим категориям:
- Социальные пенсии (для инвалидов, по потере кормильца, по старости без страхового стажа)
- Льготы для определенных категорий граждан (для инвалидов, многодетных, несовершеннолетних)
- Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг (обслуживание на дому и в специальных заведениях для нетрудоспособных, инвалидов)
- Социальные пособия (для безработных, по временной утрате трудоспособности, по уходу за детьми, для детей-сирот, и т.д.)
- Единовременные выплаты (материнский капитал, выплата безработным на открытие предпринимательства, выплаты при рождении/усыновлении, и т.д.)
- Обеспечение недвижимостью и льготы при приобретении (для детей-сирот, молодых семей, молодых учителей, врачей)
- Прочие меры социальной защиты
Важно, что на уровне отдельных субъектов РФ могут вводиться дополнительные виды социальной помощи и поддержки. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе действует закон «О приемной семье для пожилого гражданина». В соответствии с этим законом помощнику пожилого человека предоставляется ежемесячное денежное вознаграждение, которое в 2018 году составляет 9868 рублей.
Таким образом, государство предлагает разные виды помощи гражданам и семьям, которые социально не защищены или нуждаются в помощи.
Виды социальной защиты включают в себя такие варианты:
- Медицинские услуги. В Конституции России прописано, что каждый имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, предусмотрены дополнительные льготы для категорий населения (например, программа возврата части средств, потраченных на медикаменты пенсионерами, обеспечение всего спектра медицинских услуг без оплаты для многодетных семей и т.д.). Ими также могут воспользоваться.
- Образование. Социальная защита гарантирует каждому гражданину страны право на получение полного среднего образования. Кроме того, есть возможность получить бесплатно высшее образование по государственной программе. Например, льготные места в ВУЗах отведены для инвалидов, сирот, детей из многодетных семей.
- Денежное обеспечение. Правительство гарантирует частичную финансовую поддержку нетрудоспособным гражданам: пенсионерам, инвалидам.
- Социальное обеспечение. Это вид помощи подразумевает обеспечение жильем, пищей и другими мерами для поддержки уровня жизни. Например, бесплатное жилье могут получить учащиеся детских домов, военнослужащие, лица без жилья в ходе военной операции или в результате наступления стихийных бедствий.
- Обеспечение техническими средствами. Людям, которым поставили инвалидность, гарантированы средства для нормальной жизнедеятельности (инвалидные коляски, костыли, слуховые аппараты, протезы и т.д.).
- Льготы. Отдельным категориям граждан положены льготы, а также налоговые послабления. Сюда можно отнести бесплатный проезд в общественном транспорте, питание в детских садах и школах, субсидии на оплату коммунальных услуг.
Перечень лиц, которые могут рассчитывать на разные виды социальной защиты и поддержки, утвержден на законодательном уровне. Отдельно стоит отметить такие пункты, как благотворительность и личные сбережения граждан.
Пользователи услугами СОБЕС
Чтобы стать получателем услуг, оказываемыми центром социального обслуживания населения, необходимо соответствовать определенным критериям, главным из которых является нуждаемость. То есть, поддержка предоставляется лицам с низким доходом, как правило, ниже регионального прожиточного минимума на одного члена семьи.
В целом, получателями услуг могут быть:
- Малообеспеченные семьи. Таковыми признается ячейка общества, имеющая детей и получающая низкие доходы.
- Пенсионеры. Услуги оказываются как малоимущим престарелым гражданам, так и тем, чей доход превышает прожиточный минимум. Все зависит от вида помощи.
- Инвалиды. Им положено техническое оснащение, а также медицинские предметы. Они выдаются на основании индивидуальной программы реабилитации, которая составляется на этапе прохождения комиссии МСЭ.
- Малообеспеченные инвалиды. Кроме основной помощи, оказываемой всем гражданам с ограниченными возможностями, инвалиды, имеющие низкие доходы претендуют на получение субсидий и компенсаций.
- Многодетные семьи, которыми признаются ячейки общества, состоящие из одного или двух родителей и трех и более детей.
- Ветераны ВОВ, ветераны труда, лица, которые участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АС и Маяк.
- Дети-сироты.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
В свете происходящих изменений в экономической, политической и социальной сферах, тема социальной защиты как никогда актуальна и востребована. Перед учеными и практиками встает задача переосмысления социальной защиты, ее теоретико-концептуальных положений в условиях существующей реальности и, как следствие, потребность в рассмотрении периодов ее развития, обозначении развивающихся тенденций, разработке новых периодов и подходов.
В периодических научных социально-экономических изданиях социальная защита обычно рассматривается в контексте или составе социальной политики. Социальная защита населения является неотъемлемой частью социальной политики любого государства, играет важную роль в обществе. Научных исследований по эволюции формирования системы социальной защиты населения с учетом исторических и социально-экономических периодов развития в России крайне мало. И тем более недостаточно исследованными остаются региональные аспекты ее становления и развития.
Предметом исследования выступают экономические и социальные отношения, возникающие в связи с переосмыслением социальной защиты, ее теоретико-концептуальных положений в условиях существующей реальности. Целью работы является проведение всестороннего анализа социальной защиты, ретроспективы ее развития, обозначение развивающихся тенденций, разработка новых периодов и подходов. Актуальность исследования обусловлена возрастанием роли социальной защиты в свете происходящих изменений в экономической, политической и социальной сферах. Научная новизна состоит в разработке подходов к анализу системы социальной помощи и поддержки в период становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации (1990 гг. – по настоящее время). Методами исследования выступают: анализ, систематизация, синтез, индукция, дедукция, моделирование. При этом представлена современная многогранная и многоуровневая модель системы социальной защиты населения с частно-государственными формами поддержки и помощи. Среди результатов: автором представлена периодизация становления и развития системы социальной помощи и поддержки, которая рассматривается в хронологическом порядке и связывается с принятием основополагающих законодательных и нормативных правовых актов в этой области, а также теми или иными историческими событиями.
Автор делает вывод о том, что современная модель социальной защиты населения несовершенна и процесс ее реформирования не завершен, так как реалии общественной жизни постоянно меняются, появляются новые вызовы, которые заставляют систему социальной защиты искать новые формы, виды, механизмы реагирования.
Социальная работа как профессиональная деятельность начала складываться в начале 90-х годов в условиях экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства СССР. В обществе появились такие тенденции, как: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, криминогенная обстановка, падение уровня рождаемости, кризис института семьи и брака.[1]
Эти процессы выдвинули на первый план задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения, необходимость выделения приоритетных групп населения, которым в первую очередь должна оказываться всесторонняя поддержка государства. К ним относились: дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас). Поэтому в декабре 1991г. Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.
Принимается ряд законодательных мер в области семьи, материнства и детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992г.) и ряд других. Всего с 1991 по 1992 гг. принято 25 законов, направленных на защиту граждан.
В области охраны материнства и детства принимаются специальные Указы Президента и постановления Правительства: «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего институту материнства и детства к 1995г. было предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас.
В 1993г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились: Указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием, согласно которым денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования Российской Федерации.[2]
В период массового высвобождения работников в связи с частичной или полной ликвидацией некоторых предприятий, учреждений, организаций была разработана программа по содействию занятости, направленная на сокращение рабочего времени без сокращения численности рабочих, предоставление льгот и компенсаций высвобожденным работникам, переквалификацию работников до наступления срока расторжения трудового договора, временное приостановление найма новых работников и др.
Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности Указом Президента предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу.
В 1994г. Правительством Российской Федерации утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Мерами поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения были: улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения предусматривались: индексации пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства — совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.
В 1994г. утверждается федеральная программа «Дети России», включающая в себя серию целевых программ: «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания».
В 1995г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», которые стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995г. утверждается Перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как: материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др.
Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство). Согласно постановлению Правительства РСФСР от 26 декабря 1991г., на Министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также и организация пенсионного обеспечения граждан, материально-бытовое обслуживание, организация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза, осуществление внешнеэкономической деятельности и др.
С принятием Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации (август 1993г.), по сути, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».[3]
В этот период изменяется не только идеология государственной помощи населению, но и механизм финансирования системы социальной защиты: не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.
В 1994г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и другими вопросами.
В 1993-1995 гг. реализуются различные федеральные программы. Так, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. С начала 1993г. разворачивается организационная работа по созданию большой сети социальных служб.
В связи с принятием в 1996 году Федерального Закона «О благотворительности», помимо государственных структур помощи, складывается сеть общественных и благотворительных учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи пенсионерам, детям-инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих детей, работают с подростками по месту жительства.
Социальная защита — политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.
В Российской Федерации ежегодно принимаются и реализуются государственные программы, направленные на создание условий для роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки, на защиту прав граждан в сфере социального обеспечения.[24]
Такие программы как, государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». Этапы и сроки реализации указанной программы 1 января 2013 года — 31 декабря 2010 года. Целями программы являлись создание условий для роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения. Задачи программы: выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг, я считаю, были выполнены.
На данном этапе в РФ реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Цели данной программы: формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Задачи программы:
— оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
— повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
— устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
— модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
— обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: повышение эффективности мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и других категорий граждан;
своевременное и качественное предоставление государственных услуг по социальному обслуживанию; повышение эффективности функционирования органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения.[25]
Социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:
-
нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
-
социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
-
анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
-
существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
-
создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
-
организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.