Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы накопления ТБО на 2024 год Москва». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самый весомый нормативно-правовой документ, регулирующий нормативы твёрдых бытовых отходов — Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Он закрепляет за властями муниципалитетов организацию в сфере работы с твердыми бытовыми отходами, определяет, кто является собственником ТБО, государственные полномочия и права граждан, ответственность за установление нормы, отчетность и наказания за возможные нарушения.
Норматив накопления ТКО на 1 человека в год
На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:
- географический и природный характер местности;
- уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
- степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
- соотношение демографических групп населения;
- время года;
- способ сбора коммунальных отходов.
Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.
Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.
Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:
- квартир — 0,113 м3;
- жилых домов — 0,123 м3.
Нормы накопления ТКО на квартиру
Нормы накопления ТКО рассчитываются за квадратный метр, а не за человека (в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации такого решения), проживающего в квартире или другом жилом помещении. Такой порядок объясняется тем, что квадратные метры жилья всегда остаются неизменными, тогда как количество жильцов может меняться и его трудно отследить. Хотя мусор и не появляется сам по себе. На нормативы накопления отходов влияет ряд факторов:
-
благоустроенность жилья (есть ли в нем система централизованного отопления);
-
возможность раздельного сбора составляющих мусора;
-
наличие зеленых насаждений в городах;
-
потребление местным населением овощей и фруктов;
-
климатические условия.
Понятие нормы накопления ТБО
Понятие нормы накопления ТБО включает в себя информацию о численности отходов за назначенную единицу времени. Под этим обычно подразумевается:
- Человек – расчет для жилых домов;
- Гостиничное место;
- Один квадратный метр – если складские и торговые помещения.
Нормы накопления исчисляются в единицах массы (килограмм) или объёма (л,м3). Чаще всего прогноз составляется на месяц или год. Было подсчитано, что в России за год образуется приблизительно 63 миллиона тонн ТБО. Иначе говоря, одного человека приходиться порядка 445 килограмм отходов.
Норматив ТБО для жилых помещений состоит из:
- Отходы отопления;
- Мусор с придомовой территории;
- Отходы мелкого ремонта;
- Обычные бытовые отходы.
Помимо расчетов о количестве мусора, так же необходимо проводить экспертизу с целью узнать точный морфологический и элементный состав. Например, теплотехнические данные позволят выбрать наиболее эффективный способ обезвреживания и переработки. Сейчас за рубежом достаточно быстро развивается методика использования ТБО в качестве топлива. Метод распространен в Европе, та же Дания использует 30% тепла получаемых при термической утилизации отходов. Это позволяет существенно сэкономить государственный бюджет. Мы же пока только осваиваем технологию.
Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы.
Объект образования отходов | Расчетная единица | Норма накопления | Плотность кг/ м³ | |
кг/год | м³ /год | |||
I. Предприятия торговли | ||||
Продовольственный магазин | На 1 м² торг. площади | 348 | 1.74 | 200 |
Универсам | На 1 м² торг. площади | 252 | 1.40 | 180 |
Павильон | На 1 м² торг. площади | 570 | 2.85 | 200 |
Лоток | На 1 торговое место | 680 | 3.40 | 200 |
Палатка, киоск | На 1 м² торг. площади | 866 | 5.09 | 170 |
Торговля с машин | на 1 торговое место | 849 | 5.30 | 160 |
Промтоварный магазин | На 1 м² торг. площади | 139 | 0.77 | 180 |
Хозтовары | На 1 м² торг. площади | 206 | 1.29 | 160 |
Супермаркет (универмаг) | На 1 м² торг. площади | 157 | 0.87 | 180 |
Рынки продовольственные | На 1 м² торг. площади | 363 | 1.21 | 300 |
Ярмарки промтоварные | На 1 м² торг. площади | 267 | 0.99 | 280 |
II. Административные здания, учреждения, конторы | ||||
НИИ, проектные институты и конструкторские бюро | На 1 сотрудника | 156 | 1.42 | 110 |
Сбербанки, банки | На 1 сотрудника | 75 | 0.62 | 120 |
Отделения связи | На 1 сотрудника | 104 | 0.95 | 110 |
Административные и другие учреждения, офисы | На 1 сотрудника | 131 | 1.19 | 110 |
III. Медицинские учреждения | ||||
Аптеки | На 1 м² торг. площади | 48 | 0.44 | 110 |
Больницы | На 1 койку | 402 | 2.01 | 200 |
Поликлиники | На 1 посещение | 12 | 0.07 | 170 |
Санатории, пансионаты | На 1 койку | 169 | 1.00 | 170 |
IV. Автотранспортные предприятия | ||||
Автомастерские | На 1 машино-место | 46 | 0.22 | 210 |
Автозаправочные станции | На 1 машино-место | 23 | 0.11 | 200 |
Автостоянки и парковки | На 1 машино-место | 23 | 0.11 | 200 |
Гаражи | На 1 машино-место | 22 | 0.16 | 140 |
V. Дошкольные и учебные заведения | ||||
Ясли, детские сады | На 1 место | 80 | 0.40 | 200 |
Школы, лицеи, проф-тех. Училища | На 1 учащегося | 24 | 0.12 | 200 |
Техникумы, ВУЗы | На 1 студента | 22 | 0.11 | 200 |
Дома-интернаты | На 1 учащегося | 215 | 1.13 | 190 |
VI. Предприятия службы быта | ||||
Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники | На 1 м² общей площади | 15 | 0.07 | 210 |
Ремонт и пошив одежды | На 1 м² общей площади | 23 | 0.13 | 180 |
Химчистки и прачечные | На 1 м² общей площади | 20 | 0.19 | 105 |
Парикмахерские и косметические салоны | На 1 посадочное место | 32 | 0.23 | 140 |
Гостиницы, общежития | На 1 место | 192 | 1.13 | 170 |
Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные и т.п.) | На 1 место | 215 | 1.13 | 190 |
VII. Культурно-спортивные учереждения | ||||
Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, библиотеки | На 1 место | 27 | 0.18 | 150 |
Спорт. арены, стадионы | На 1 место | 43 | 0.26 | 170 |
VIII. Предприятия пассажирского транспорта | ||||
Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты | На 1 пассажира | 145 | 0.80 | 180 |
Обезвреживание отходов потребления по СанПиН в 2024 году
Изменение свойств отхода, приводящее к снижению его негативного воздействия на окружающую среду (в том числе сжигание), называют обезвреживанием. При этом могут изменяться вес отхода, состав, свойства, выполняться обеззараживание. Для действий с обеззараживанием и обезвреживанием должны быть предусмотрены специальные сооружения, обустроенные в соответствии с санитарным законодательством.
Правила 2024 года детально рассматривают процедуру обезвреживания медицинских отходов класса Б и В.
Выделяют следующие методы и способы обезвреживания и обеззараживания отходов медицинских учреждений:
- осуществление обеззараживания и обезвреживания отходов Б класса централизованным способом или децентрализовано в пределах медицинского учреждения и/или организации, ведущей фармацевтическую деятельность;
- осуществление обеззараживания отходов В класса децентрализованным способом;
- обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б физическим методом с применением специального оборудования (высокие температура и давление, физические методы излучения: электромагнитное и радиационное);
- обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б дезинфицирующими растворами и другими химическими методами с применением установок;
- отходы класса Би В могут уничтожаться термически децентрализованным способом на территории медицинского учреждения, а при их предварительном обеззараживании – централизованным способом (в том числе в заводах по термическому уничтожению мусора);
- после обеззараживания физическими методами потерявшие эпидемиологическую опасность отходы класса Би В могут быть утилизированы;
- вакцины могут быть уничтожены и обеззаражены персоналом медицинского учреждения.
Обезвреженные отходы медучреждений класса Б и В также могут захораниваться на полигонах ТКО.
Тариф регионального оператора
Согласно законодательству, местные органы власти устанавливают для региональных операторов максимальный уровень взимания платы за оборот 1 м3 мусора.
Различия тарифов в регионах связаны с рядом факторов: площадью, уровнем жизни, климатом, развитием инфраструктуры, численностью населения.
Примеры тарифов в некоторых субъектах РФ:
Субъект | Максимальный тариф, руб./ м3 (с НДС) |
---|---|
Московская область | 739,67-949,56 |
Ленинградская область | 874,75 |
Свердловская область | 474,37-705,66 |
Камчатский край | 452,92-1419,96 |
Краснодарский край | 366,74 |
В некоторых регионах (Московская область, Свердловская, Камчатский край, например) действует несколько региональных операторов между которыми поделена территория субъекта федерации. В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) внедрение услуги «Обращение с ТКО» отложено до 2022 года.
Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы
В данной таблице представлены нормы накопления твердых бытовых отходов (ТБО) от организаций и предприятий Москвы. Нормы разделены на категории и указаны в кг/кв.м за год.
Категория | ТБО, кг/кв.м в год |
---|---|
Офисные здания класса А | 10 |
Офисные здания класса B | 8 |
Офисные здания класса C | 6 |
Торговые центры и супермаркеты | 4 |
Столовые и рестораны | 5 |
Медицинские учреждения | 7 |
Образовательные учреждения | 4 |
Производственные предприятия | 9 |
Эти нормы являются ориентировочными и помогают организациям и предприятиям Москвы рассчитывать объемы накопления твердых бытовых отходов. Важно соблюдать эти нормы, чтобы минимизировать воздействие отходов на окружающую среду и обеспечить их безопасную утилизацию.
Определение норм накопления ТБО основано на типе деятельности организации или предприятия, а также на классе здания. Чем выше класс здания или более интенсивная деятельность, тем больше ТБО производится и накапливается.
Практический смысл норм в коммунальном хозяйстве
Руководствуясь утверждёнными показателями, организации, обслуживающие многоквартирные дома оговаривают в договорах количество собираемого, вывозимого и обезвреживаемого мусора в год. Расходы на вывоз утилизацию сверхнормативных отходов, как правило, ложатся лиц, физических или юридических, чья деятельность приводит к образованию излишков. Жилищные товарищества могут самостоятельно организовывать сбор (в том числе раздельный) и транспортировку мусора.
Бизнес по вывозу мусора прибылен, в Москве в этой сфере пока конкурирует множество фирм. В ассортименте «Нетмус» есть разнообразные контейнеры для первичного сбора мусора, перевозки и хранения ТБО, а также вся необходимая техника для сортировки, сепарации, утилизации и подготовки вторсырья.
Норматив накопления ТКО на 1 человека в год
На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:
- географический и природный характер местности;
- уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
- степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
- соотношение демографических групп населения;
- время года;
- способ сбора коммунальных отходов.
Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.
Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.
Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:
- квартир — 0,113 м 3 ;
- жилых домов — 0,123 м 3 .
Какое сообщение о плате за вывоз мусора распространяют в чатах
В московских домовых чатах публикуют и призывают распространять дальше следующую информацию: «С 1 января 2024 года во всех областях РФ стартует новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Собирать и вывозить мусор будет региональный оператор и его подрядные организации. Стоимость услуги, ориентировочно, будет составлять 160–320 рублей в месяц с человека, прописанного в доме (квартире)».
При этом отмечается: если в квартире прописано шесть человек, то придется выложить уже 1–2 тыс. рублей за месяц. А затем, утверждают авторы сообщения, тариф будет только повышаться. Впрочем, добавляют распространители, извещение об этом будут отправлять в виде договора-предложения, и если его проигнорировать или не заплатить по нему, то оно не будет иметь силы. Если же человек согласится с условиями договора, то в дальнейшем его можно будет расторгнуть только через суд.
Как рассчитывается норма накопления ТКО на 1 человека в год?
Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади. В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.
Размер накоплений отходов рассчитывается для населения и организаций отдельно. Руководствуются при этом следующими факторами:
- наличием мусоропровода и коммуникаций (системы отопления, водоснабжения, канализации, подключением к газоснабжению);
- этажностью дома;
- образ жизни и благосостояние жителей;
- климатическими характеристиками территории.
Точные расчеты производятся на основании замеров и взвешивания мусора в пределах конкретных территориальных единиц. Нормативы ТКО устанавливаются после проведения непрерывных замеров в течение недели в различные сезоны года во исполнение требований:
- федерального законодательства;
- Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя от 28.07.2016 524/пр.
Эти измерения дают возможность рассчитать нормы накопления с 1 человека в месяц.
Следует заметить, что для благоустроенных домов, подключенных к системам отопления, водоснабжения, канализации, нормы ниже, чем для неблагоустроенных. Это объясняется тем, что в общем объеме ТКО неблагоустроенных домов учитываются также отходы от сжигания дров.
Для определения норматива замеры производятся на участках территорий, где проживают:
- 2 и более процента граждан от общей численности для поселений, где население составляет не более 300 тысяч человек;
- 1 и более процента – для поселений с численностью от 300 до 500 тысяч человек;
- 0,5 и более процентов – для поселений с численностью, превышающей 500 тысяч человек.
Среди категорий, для которых устанавливаются нормативы, не только многоквартирные дома и частные домовладения, но и объекты общественного значения:
- административные здания,
- предприятия торговли,
- дошкольные, учебные, досуговые и спортивные заведения;
- общепит и т.д.
Формула среднесуточного норматива дана в Правилах, утвержденных Постановлением № 269:
G = Gо / (n × 7), где
- Gо — масса отходов объекта за период проведения замеров, кг;
- n — количество расчетных единиц;
- 7 — дни проведения замеров, суток.
Расчет среднемесячного норматива производится по формуле: G = Go / 12.
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.
Нормативы ТКО для физических лиц и частных домов
Норма накопления ТКО – это средний объем накопления твердых коммунальных отходов, в расчете на одного человека за один календарный год.
Норматив включает в себя бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, мелкий строительный мусор и другое.
Этот показатель влияет на:
- размер тарифа на вывоз мусора;
- определение количества необходимой техники и периодичность вывоза отходов;
- расчет затрат на топливо;
- выбор места для утилизации мусора;
- планирование возможностей для сортировки и переработки отходов.
При расчете нормативов принимают во внимание следующие факторы:
- наличие коммуникаций и мусоропровода;
- этажность дома;
- климатические особенности местности;
- образ жизни собственников жилья;
- время года;
- способ сбора ТКО.
Точные нормативы устанавливаются после проведения замеров и взвешиваний отходов на конкретной территории в течение недели в разные сезоны.
Среднесуточная норма накопления отходов рассчитывается по формуле:
- В – это масса полученного мусора за период проведения замеров;
- С – количество расчетных единиц;
- 7 – количество дней проведения замеров.
При расчете нормативов для частных домов принимается во внимание их благоустроенность. Для помещений подключенных к отоплению, водоснабжению, канализации, нормативы ниже, чем для неблагоустроенных домов.
Как установить мусорные баки.
Площадки для отходов не могут располагаться в абсолютно любой локации. Их размещение урегулировано схемой мест накопления коммунальных отходов и специальным реестром, принятым в каждом муниципалитете.
Схема создания новых площадок зависит от того, кому принадлежит земля под ними: муниципалитету или иным лицам.
Рассмотрим сначала ситуации, когда владельцем участка под будущей точкой складирования ТКО является муниципальное образование. В этом случае ответственны за принятие решений о появлении новых мест складирования местные власти, т.е. администрация.
Граждане имеют право сообщить властям о желании видеть баки в определённом месте, однако последнее слово всегда за чиновниками, так как именно муниципальное образование собственник земли.
Норматив накопления отходов
Основой для формирования тарифов на обращение с ТБО являются нормативы накопления отходов. Они отражают наибольшее количество мусора, которое накапливается в среднем на одного жителя региона. В расчетах используется много данных: численность населения, климат, общая аккумуляция в регионе (по информации с полигонов), практические измерения. Выбор конкретных критериев определяется субъектом федерации.
Расчеты проводит орган, ответственный за охрану окружающей среды — Росприроднадзор. На основе полученных данных формируются не только тарифы для населения, но и готовится информация для региональных операторов по планированию мероприятий по полному и своевременному обороту отходов. Расчет производится не реже одного раза в 5 лет. В среднем по России норма составляет 200-300 кг или 1,1-1,5 м3 отходов на человека. Для удобства массовые и объемные показатели переведены в плотность: 240 кг / м3 — средний эталонный показатель для ТБО, 130-270 м3 — фактический диапазон плотности ТБО.
По договору аренды за мусор может отвечать арендодатель
Арендатор и арендодатель могут договориться о заключении арендодателем договора вывоза мусора. Так что это возможно согласно Письму Минприроды России от 09.07.2020 г. 25-47 / 17005. В этом случае арендатор оплачивает только счета собственника.
Обычно организацию вывоза мусора берут на себя владельцы торговых заведений и торговых центров. Обустраивают общую площадку контейнерами и заключают договор с региональным оператором. Но никто не запрещает передавать ответственность арендодателю в маленькой комнате на первом этаже или в мастерской в промышленной зоне, если всех это устраивает.
Обязанность арендодателя вынести мусор зафиксирована в договоре аренды. Формулировка примерно такая:
Арендодатель обязан заключить договор с региональным оператором по вывозу ТБО из арендуемого помещения и самостоятельно вносить арендную плату. Арендатор должен будет компенсировать затраты на вывоз ТБО в соответствии со счетами, выставленными арендодателем.
Вопрос зависит от региона: выплаты фиксируются от количества зарегистрированных или от количества квадратных метров в квартире. Например, в Москве учет ведется по прописке, в Московской области по району.
В настоящее время в Подмосковье идет активная дискуссия о справедливости такой платежной системы. С одной стороны, мусор создают люди, а не квадратные метры, и рассчитывать по площади неправильно. Например, можно взять две квартиры одинаковой площади по 100 кв м. В одной из них проживает один человек, во второй — семья из пяти человек. Их расценки на вывоз ТБО будут одинаковыми, несмотря на то, что пять человек производят значительно большие объемы отходов, чем один.
Как введение РНО 1 января отразится на жизни и аренде — эксперты
Каковы нормы накопления ТБО)?
С другой стороны, необходимо учитывать специфику Подмосковья как региона, в котором расположены загородные дома и дачи. В таких домах, как правило, никто не прописан, но летом многие москвичи проводят выходные на дачах и создают горы мусора, который необходимо утилизировать. Если оплата связана с регистрацией, то подмосковные дачники вообще не будут платить за вывоз мусора, что тоже несправедливо.
Поэтому, чтобы ответить на вопрос, вы должны сначала определиться, по какому принципу взимается плата за вывоз твердых бытовых отходов в вашем регионе.
Тот факт, что количество фактически проживающих лиц отличается от официально зарегистрированных, является нарушением миграционного законодательства, но не влечет за собой увеличения налогов на вывоз ТБО. Правда, следует учитывать, что если реально живые люди прописаны по другому адресу, то плата за вывоз ТБО будет взиматься по адресу их регистрации.
ТКО: Утверждены правила и порядок накопления отходов
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 октября 2020 года N 1813-ПП
2.1. Собственники ТКО или уполномоченное ими лицо, заключившее или обязанное заключить с Региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, управляющая организация, заключившая соглашение в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 13 сентября 2012 г. N 485-ПП «О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы», от 2 октября 2013 г. N 662-ПП «О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном административном округе города Москвы, на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного административных округов города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, от 13 сентября 2012 г. N 485-ПП» и от 10 ноября 2014 г. N 644-ПП «О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном, Северном, Северо-Восточном, Юго-Восточном и Западном административных округах города Москвы, на территории Центрального, Восточного, Северо-Западного и Зеленоградского административных округов города Москвы» (далее — Потребители) осуществляют накопление ТКО в МНО, определенных в договорах (соглашениях) на оказание услуг по обращению с ТКО.
2.2. Накопление ТКО (в том числе их раздельное накопление), групп однородных отходов осуществляется Потребителями с разделением на категории:
2.2.1. Смешанные ТКО, накапливаемые без выделения групп однородных отходов (далее — Смешанные ТКО).
2.2.2. Группы однородных отходов, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме) (далее также — группы однородных отходов).
2.3. Взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы, Регионального оператора, исполнителей по Государственным контрактам, Потребителей и иных лиц по вопросам, связанным с обращением с отходами, в том числе по вопросам передачи и эксплуатации емкостей, устанавливаемых в МНО, организации обращения с группами однородных отходов осуществляется в соответствии с регламентом взаимодействия, утвержденным Уполномоченным органом (далее — Регламент взаимодействия).
2.4. Накопление групп однородных отходов осуществляется:
2.4.1. Несколькими группами однородных отходов совместно в соответствии с перечнем вторичных материальных ресурсов, в том числе вторичных материальных ресурсов, подлежащих раздельному накоплению (далее — Перечень), утвержденным Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (далее — Уполномоченный орган), в емкостях, предназначенных для раздельного накопления таких групп однородных отходов в соответствии с условиями договоров (соглашений) на оказание услуг по обращению с ТКО.
2.4.2. С разделением на отдельные группы однородных отходов согласно Перечню, в том числе с выделением в отдельную группу отходов электротехнического и электронного оборудования (в том числе его узлов, частей, деталей), которые могут быть повторно использованы после дополнительной обработки, в предназначенные для каждой группы однородных отходов емкости по инициативе Потребителя.
Условия осуществления обращения с группами однородных отходов, разделенных на отдельные группы однородных отходов, определяются Потребителем и Региональным оператором, устанавливаются в заключаемом в установленном порядке дополнительном соглашении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО либо в отдельном договоре на оказание услуг по обращению с отходами.
3.1. Емкости должны находиться в технически исправном состоянии, быть промаркированы с указанием контактов собственника емкости (индивидуальный уникальный идентификационный номер емкости, наименование собственника, его почтовый и электронный адрес, номер телефона диспетчерской службы).
3.2. Емкости для накопления ТКО, за исключением бункеров, могут быть изготовлены из пластика, металла либо иного негорючего и прочного материала, с закрывающейся и открывающейся крышкой, с двумя парами поворотных, обрезиненных, металлических колес. На автозаправочных станциях емкости должны запираться на замки.
3.3. Требования к маркировке емкостей устанавливаются Уполномоченным органом.
3.4. Емкости для накопления Смешанных ТКО должны быть серого или иного цвета со средствами маркировки серого цвета, содержащими пиктограммы оранжевого цвета.
3.5. Емкости для накопления нескольких Групп однородных отходов должны быть синего или иного цвета со средствами маркировки синего цвета, содержащими пиктограммы оранжевого цвета.
3.6. Элементы маркировки и пиктограммы размещаются на крышке, лицевой, задней сторонах емкостей.
3.7. Индивидуальный уникальный идентификационный номер емкости размещается на лицевой стороне емкости.
Индивидуальный уникальный идентификационный номер емкости подлежит регистрации в автоматизированной системе управления «Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы» (далее — АСУ ОДС), а также в автоматизированной информационной системе «Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами города Москвы» (далее — АИС ЭМ ТСОО) и иных информационных системах, определенных Уполномоченным органом.
3.8. Необходимое количество емкостей на МНО, их вместимость и тип определяются договором, заключенным Потребителем с Региональным оператором, оператором по обращению с ТКО исходя из установленных нормативов накопления ТКО, количества Потребителей, использующих в соответствии с договором (соглашением) МНО, фактических данных о накоплении Смешанных отходов, групп однородных отходов.
3.9. Запрещается устанавливать емкости вне МНО, кроме случаев, предусмотренных пунктами 2.14, 4.6 настоящего Порядка. Допускается кратковременное (не более двух часов) размещение емкости в месте погрузки ТКО.
3.10. Запрещается перемещать емкости, установленные в МНО, за пределы МНО. В случае если подъездные пути к МНО заблокированы, допускается перемещение емкостей из МНО к месту погрузки ТКО в транспортное средство (мусоровоз).
В новом законе фигурируют два понятия:
- ТБО включают отходы, образованные от повседневной жизнедеятельности человека:
- испорченные продукты питания;
- макулатура;
- пластик, упаковка, старые бытовые вещи;
- бой, стеклотара;
- металлолом.
- ТКО включают отходы из жилых помещений, образованные в результате потребления их жильцами:
- мусор от ремонта, уборки;
- непригодная для дальнейшего использования мебель, техника;
- отходы растительного происхождения (старые ветки, трава).
На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:
- географический и природный характер местности;
- уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
- степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
- соотношение демографических групп населения;
- время года;
- способ сбора коммунальных отходов.
Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.
Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.
Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:
- квартир — 0,113 м3;
- жилых домов — 0,123 м3.
Согласно региональных приказов «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории…» на 1 проживающего жителя норматив для благоустроенных МКД и ИЖД в 2020 году будет следующим:
Регион | Многоквартирный дом | Индивидуальный жилой дом | ||
кг/год | м3/год | кг/год | м3/год | |
Республика Бурятия | 228 | 1,99 | 294 | 2.27 |
Республики Башкортостан | 235,6 | 1,92 | 298,9 | 1,95 |
Республика Адыгея | 194,52 | 1,95 | 199,27 | 2,00 |
Республики Алтай | 264 | 1.43 | 303.6 | 1.64 |
Республики Ингушетия | — | 2,2 | — | 3,0 |
Кабардино-Балкарской Республики | 460 | 2.79 | 530 | 2.96 |
Республики Калмыки | 320 | 1,5 | 310 | 1,4 |
Карачаево-Черкесской Республики | — | 3,25 | — | 4,1 |
Республика Карелия | 312 | 2,094 | 231,137 | 1,892 |
Республика Марий Эл | 203,5 | 1,85 | 203.5 | 1.85 |
г. Иркутск | 525 | 2,1 | 525 | 2,1 |
Иркутская область | 392 | 1,56 | 392 | 1,56 |
Калининград | 260 | 2,0 | 450 | 3,0 |
Калужская область | 366.8 | 2.5 | 366,8 | 2,5 |
Камчатский край | 567,36 | 2,856 | 601,8 | 2,784 |
Кемеровской области | 247,027 | 2,073 | 247,027 | 2,073 |
г. Киров | — | 1,732 | — | 1,732 |
Кировская область | — | 1,45 | — | 1,45 |
Тверская область | — | 1,805 | — | 1,805 |
Костромская область | 284,24 | 2,18 | 382,15 | 2,88 |
г. Курган | 327,3 | 1,9 | 327,3 | 1,9 |
Курганская область | 234,8 | 1,7 | 234,8 | 1,7 |
Курская область | 285 | 1,93 | 450 | 1,97 |
Ленинградская область | 329,345 | 2,944 | 329,345 | 2,944 |
г. Санкт-Петербург | 381,696 | 2,055 | 696,864 | 3,96 |
Липецкая область | — | 2,04 | — | 2,7 |
г. Магадан | 467,78 | 3,0 | 579,09 | 3,2 |
Мурманская область | 284,36 | 1,6 | 284,36 | 1,6 |
Нижегородская область | 8,88 (за 1 кв.м) | 0,10 (за 1 кв.м) | 194,16 | 2,33 |
Нижний Новгород | 276,79 | 2,87 | ||
Омская область | 304,41 | 1,825 | 304,41 | 1,825 |
г. Омск | 292,9 | 2,16 | 306,6 | 2,19 |
г. Ханты-Мансийск | 198,414 | 2,19 | 283,919 | 3,285 |
Свердловская область (Екатеринбург) | 403,032 | 2,028 | 362,952 | 2,280 |
г. Ставрополь | — | 2,5 | — | 2,8 |
г. Ростов-на-Дону | 517,44 | 3,08 | 592,80 | 3,12 |
Воронежская область: | ||||
в городских округах | 419,71 | 3,355 | 462,15 | 3,215 |
в муниципальных районах | 387,81 | 3,1 | 387,81 | 3,1 |
Волгоградская область | 421,44 | 2,472 | 371,124 | 2,436 |
г. Симферополь (Крым) | 404,55 | 2,9 | 404,55 | 2,9 |
г. Краснодар | 415,8 | 2,31 | 477 | 2,65 |
Если Вы не согласны с действующим нормативом, то отправьте заявление в УФАС.
Как и любой другой показатель, важный для жизнедеятельности людей, а также сохранения чистоты окружающей среды, параметр норм ТБО должен регулироваться на законодательном уровне. Основным законом, регулирующим соблюдение норм ТБО, является «Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
Отдельные муниципальные образования прописывают свои местные законы, контролирующие и организующие процесс сбора, хранения, вывоза и переработки твердых бытовых отходов. Кроме того, порядок мероприятий, связанных с бытовыми отходами, также контролируется другими постановлениями и законами, регулирующими коммунальные, муниципальные, санитарно-эпидемиологические вопросы.