Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плюсы и минусы приватизации в России 1990». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В квитанции по квартплате исчезнет плата за найм квартиры, но появится за кап.ремонт — пп. 2 п. 2 ст. 154 ЖК. На моей практике квартплата увеличивалась от 10 до 30 %. В каждой ситуации по-разному. Льготы по ЖКХ после приватизации сохраняются.
Преимущества и недостатки приватизации
Квартиру при приватизации граждане не выкупают, ее отдают им в собственность бесплатно — ст. 1 Закона о приватизации. Но сначала придется собрать много документов с разных организаций. Некоторые из них платные, например, технический паспорт или нотариальный отказ от участия в приватизации. Эти документы нужно подать в отдел приватизации и ждать ответа.
Можно нанять юриста или риэлтора, чтобы он занялся приватизацией квартиры. Услуга стоит от 15 тысяч рублей.
Если приватизированная квартира сильно пострадает от пожара, взрыва газа или наводнения, то собственникам государство новую квартиру в собственность не даст. Весь риск собственники берут на себя — ст. 211 ГК РФ. При пожаре или взрыве собственники могут требовать компенсации от виновника проишествия — ст. 1064 ГК РФ. Очень редко муниципалитет может дать собственникам жилье для проживания из маневрированного фонда. Обычно это комната в общежитии. Она дается временно и только когда собственники докажут, что им больше негде жить — ст. 95 и 106 ЖК.
Приватизированную квартиру можно застраховать от таких чрезвычайных ситуаций. За страховку нужно платить фиксированную сумму каждый год. Часто страховые компании неохотно отдают положенные деньги при страховом случае. Поэтому приходится с ними судиться.
Если пострадает муниципальная квартира так, что в ней невозможно будет жить, то муниципалитет должен предоставить аналогичное жилье в социальный найм вне очереди — пп. 1 п. 2 ст. 57 ЖК. Например, сгорела однокомнатная, то должны дать однокомнатную такой же площади. Все это делается через районную администрацию, для этого создается комиссия.
На деле все гораздо хуже. Муниципалитет очень неохотно предоставляет взамен жилье. У внеочередников тоже есть своя очередь. Мои знакомые погорельцы получили жилье только через 9 лет. И то когда подали на муниципалитет в суд.
Если приватизируют квартиру несколько человек, то каждому будет дана равная доля в собственность. Собственники квартиры могут ее продать, подарить, сдать в аренду и проводить другие сделки — п. 2 ст. 209 ГК РФ. От продажи можно купить себе новое жилье. Например, более просторную квартиру с помощью ипотеки. Тоже самое может сделать собственник своей доли отдельно от других.
Собственник квартиры или доли может при жизни завещать ее кому захочет — Глава 62 ГК РФ. Если завещания нет, то после смерти собственника его имущество делится между наследниками по закону в порядке очереди — Глава 63 ГК РФ . Совершеннолетним наследникам придется заплатить нотариусу 0,3% от стоимости принятого наследства — пп. 22 п. 1 ст. 333.24 НК РФ.
Ваучерная приватизация
Управление ходом приватизации традиционно связывают с именами двух людей: Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Первый – председатель Госкомимущества РСФСР и один из авторов новой экономической реформы. Второй — заместитель главы правительства по экономическим вопросам и главный идеолог приватизации.
По их предложению было решено провести процесс разгосударствления путем распространения среди населения приватизационных ваучеров (чеков) гособразца. По задумке идеологов реформы 1 ваучер равнялся 10-ти тысячам дененоминированных рублей. Выдача ваучеров была попыткой как-то урегулировать ход приватизации при отсутствии адекватной правовой базы.
Стоимость всего имущества была условно поделена на общее число граждан страны. 1 ваучер и обозначал долю, которой владел каждый отдельно взятый россиянин. По замыслу держатели ваучеров после окончания приватизации должны были получать некий процент прибыли от суммарных доходов предприятия, долей которого они владели.
Приватизация 90-х. Катастрофа национального масштаба.
Замечание 2
Этап форсированной приватизации начался с ноября 1991 г.
Государственная программа приватизации на 1992 год была утверждена Верховным Советом РФ в июне 1992 года. В соответствии с ней были определены возможные способы приватизации в зависимости от размера предприятий.
«Малая» приватизация предполагала продажу малых предприятий на торгах или напрямую работающим на этих предприятиях частным лицам.
«Чековая» или «ваучерная» приватизация предполагала преобразование крупных и части средних предприятий в акционерные общества открытого типа, с последующей продажей акций. Однако не менее 29% уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки.
Замечание 3
Особо значимые отрасли, такие как недра, лесфонд, шельф и т.д. не подлежали приватизации.
В то же время, обязательно должны были быть приватизированы предприятия оптовой и розничной торговли, легкой и пищевой промышленности, общественного питания, строительства, производства и т.д.
Предпринятые в 1995 году залоговые аукционы имели целью пополнение государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).
Замечание 4
Государство в лице Правительства не возвращало кредиты, вследствие чего пакеты акций, ранее принадлежавшие государству, переходили в собственность кредиторов. В итоге Правительство получало необходимые средства, а владельцы компаний – дополнительные акции и контроль над предприятием.
Критика залоговых аукционов заключалась в отчуждении таким путем федеральной собственности по значительно заниженным ценам, а также недоверие населения к приватизации в целом из-за проведения залоговых аукционов.
Таким образом, в результате приватизации в нашей стране произошел переход от социализма к капитализму.
Замечание 5
В тот период в Российской Федерации появился класс «олигархов», владеющих собственностью, приобретенной за несоизмеримо малые деньги.
Также приватизация привела к значительному сокращению объемов производства в легкой и обрабатывающей промышленностях и в целом к деиндустриализации страны.
Анализируя события 90-х годов, эксперты и политики призывают осторожно подходить к реализации текущих планов правительства по продаже госактивов, чтобы избежать ошибок, допущенных в ходе первой приватизационной кампании.
Две «Волги» за ваучер
Первый этап приватизации, получивший название ваучерного, или чекового, начался в июне 1992 года.
Каждый гражданин России получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, которым он мог распорядиться по своему выбору: обменять на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов) или просто продать ваучер.
Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, и многие стали продавать их скупщикам, цена ваучеров стала стремительно падать. Обещания Анатолия Чубайса, что за ваучер в итоге каждый сможет получить по две «Волги», так и не сбылись.
Каким образом проводилась приватизация в России?
Программу приватизации на 1992 год утвердили в июне этого же года. В программе были прописаны этапы и возможные способы приватизации. Возможные способы полностью зависели от размера компаний. Исходя из этого принципа, приватизация классифицировалась на малую и большую. «Малая» приватизация подразумевала продажу небольших компаний на торгах. Также малые компании часто продавались лицам, которые на них работали. Крупная приватизация предполагала продажу крупных предприятий в акционерные общества. Можно было продать не компанию целиком, а только ее часть. Далее акции компании продавались. Правда, существовали некоторые нюансы приватизации крупных компаний. Не менее 29 процентов уставного капитала нужно было продать через публичные аукционы. В то время было приватизировано огромное количество оптовых и розничных предприятий, строительных компаний, производств пищевой и легкой промышленности.
Этапы экономического развития мирового сообщества во многом определяют действующие хозяйствующие модели на национальном уровне. Командно – административная форма экономики существовала в той или иной степени в различных странах мира. Она предполагала государственную монополию практически на все сферы хозяйственной жизни, либо высокую долю государственного сектора в экономике. Политические, экономические, социальные изменения в обществе привели к устареванию данной модели хозяйственных отношений. Многие страны произвели переход от государственных форм собственности к частной. Такой шаг повышал уровень конкуренции среди различных сфер народного хозяйства, что в конечном итоге способствовало экономическому росту всей национальной хозяйственной системы в целом.
Приватизация представляет собой процесс передачи или продажи государственной собственности в частные руки. То есть, часть государственного имущества различного уровня собственности передается негосударственным организациям или частным лицам.
Стоит отметить, что понятие разгосударствления несколько отличается от приватизации. Разгосударствление является более глобальным процессом, включающим в себя:
- ликвидацию государственной монополии;
- переход к смешанной модели экономических отношений;
- децентрализацию национального хозяйства;
- минимизация роли государства в управлении экономикой.
Получается, что приватизация представляет собой лишь элемент явления разгосударствления. При этом последнее может иметь различные формы, методы и меры реализации основной цели. Существует реприватизация, которая ведет к возвращению собственности частным владельцам. Ранее эта собственность была национализирована.
Бурный этап приватизации начался после распада социалистического лагеря. Здесь практически сто процентов экономики страны находилось в руках государства. Новые требования мирового хозяйства требовали мер по адаптации национальных экономик. В странах, где существовал капитализм, так же наблюдались процессы по передаче государственной собственности или ее части в частные руки.
Приватизация в Москве
Приватизация в Москве началась в 1992 году по указу Президента РФ, которым столице представлялось право проводить ускоренную приватизацию муниципальной собственности по самостоятельно разработанному плану и графику. Как результат, значительная часть небольших предприятий в Москве была продана еще до начала активной фазы ваучерной приватизации (1993 год). К середине 1994 года не более 20 % всех предприятий и организаций города находились в государственном секторе. Доля приватизированных торговых предприятий значительно превышала среднюю долю по России в целом. Количество акционированных предприятий в строительстве была втрое больше аналогичного показателя по стране. На начало 1996 года приватизация в Москве принесла более четверти всех доходов, полученных от нее в России. [См.: А.Канина. Москва — единственная свободная экономическая зона в стране. «Независимая газета» 19/03/1996.]
Положение в столице может дать очень сильный аргумент сторонникам приватизации, особенно если вспомнить ожесточенные дискуссии по методам приватизации между руководством Москвы и ГКИ. Город, переживающий состояние «бума со всеми его чертами, характерными для западных экономик, стал против всех ожиданий абсолютным финансовым центром страны. По некоторым оценкам на нее приходилось до 70 % всего банковского оборота страны. Для Москвы в отличие от России в целом характерен был инвестиционный подъем — в первые полгода 1995 года темп роста капитальных вложений в городе составлял 111,21 % при общем падении его по стране на 22 %. [См.: там же.] Одна из важнейших причин этого — обслуживание бурно развивающейся экономики города. Имущественное расслоение между жителями Москвы и остальной России интенсивно нарастало.
В московской модели приватизации с самого начала на чековые аукционы выставлялись не 29 % акций, а 12-15 %%. За городом сохранялись крупные пакеты акций, которые позднее стали реализовываться на специализированных аукционах и инвестиционных конкурсах. По мнению Фонда имущества Москвы, это позволило не только получить дополнительные финансовые средства, но и удалось привлечь инвестиции в модернизацию и реконструкцию производства. [См.: М. Портягин. Инвесторы любят московскую недвижимость. «Независимая газета». 30/5/1996.]
Примером несоответствия московской приватизации требованиям ГКИ стал завод «Калибр». Пакет в 49 % в ценах 1992 года составлял 35 млн руб., по методикам ГКИ его нужно было выставлять на продажу не дороже, чем за 700 млн руб., но по итогам проведенного инвестиционного конкурса завод был куплен за 11 млрд руб., причем в условия победителя конкурса были включены обязательства инвестиций на 7 млрд руб. и погашения долгов предприятия на сумму в 9 млрд руб. То есть общая цена сделки превысила 27 млрд руб., что в 40 раз выше рассчитанной по методике ГКИ. [См.: «Московское имущество: обретение хозяина и города. М. 1996. С. 11-24.]
Вместе с тем следует отметить, что завод «Калибр» носил уникальный характер: во — первых, он располагается в центре города в очень дорогом и престижном районе, а во-вторых, он рассчитывал на получение крупного государственного оборонного заказа. Модель инвестиционных конкурсов, применяемая в Москве, дала гораздо больший эффект, чем в целом по стране. Реализация пакетов акций стоимостью в 7,6 млрд руб., например, позволила привлечь инвестиций более чем на 2,4 трлн руб. Одновременно развивалась и «малая» приватизация. За 1995 год было продано государственного и муниципального имущества на 1,368 трлн руб. [См.: М. Портягин Инвесторы любят…]
Тем не менее попытки серьезного анализа ставят под сомнение вывод о радикальном преимуществе московской методики приватизации над методиками ГКИ. Прежде всего уникальный характер носит географический характер города. Москва стала плацдармом для Запада в освоении России. Концентрация в столице лиц, принимающих государственные, инвестиционные, торговые и другие экономические решения, а также относительно развитая инфраструктура вынуждала многие западные компании осесть в столице, а неразвитость ее в стране часто вынуждала и ограничиваться в своей деятельности Москвой. Уже один факт наличия в ней огромного спроса со стороны иностранцев и новых российских деловых людей на недвижимость был трудно переоценимым фактором развития экономики города.
Система управления экономикой Москвы носила уникальный характер. Ей было свойственно удивительное взаимопереплетение функций государственных и частных организаций. При том, что практически не было отраслей экономики, в которых прямо или косвенно не участвовала бы мэрия города, частный сектор иногда даже выполнял функции муниципальных и государственных органов. Например, акционерное общество «Мосприватизация» официально регистрировало все жилищные сделки в столице. Естественно, такая запредельная экономическая либерализация создавала возможности неслыханно быстрого обогащения. Особую остроту приобретала не только проблема имущественного расслоения между Москвой и другими регионами, но и внутри самого города. По России доля доходов 20 % самой богатой части населения в 1994 г, составляла 46,3 % в 1994 году и 47,1 % в I полугодии 1995 г, а по Москве — 62,3 % и 72,5 % соответственно. [См.: А.Канина. Москва…]
Однако наиболее значимым негативным показателем были структурные изменения в московской деловой активности. Увеличивалась доля промышленности, обеспечивающей, прежде всего, потребности внутреннего рынка (пищевая, стройматериалы и др.), и сокращалась доля отраслей, работающих на страну в целом (машиностроение, автомобильная, металлообработка, ВПК). Москва, таким образом, потеряла статус одного из крупнейших промышленных городов и превратилась в торговый и финансовый центр. Очевидно, крупная индустрия столицы не выдержала конкуренции с быстрорастущим торговым и финансовым капиталом, в том числе и компрадорского характера, который и перераспределил в свою пользу финансовые и прочие активы промышленных предприятий. Итак, можно предположить, что корреляция между относительным успехом экономического развития Москвы и высокой скоростью приватизации носит во многом случайный характер, связанный со статусом столицы и ее географическим положением.
Преимущества и недостатки приватизации
Рассмотрим результаты приватизации в России. Для этого необходимо обозначить, с какими задачами она столкнулась на начальном этапе. Переход от административно-командной модели экономических отношений к рыночной модели в нашей стране произошел достаточно быстро. Этот эффект называется «шоковой терапией». Приватизация должна была решить ряд проблем, а именно: повысить конкуренцию и, как следствие, производительность предприятий, а также качество продукции и услуг. Государство стремилось сократить собственные расходы и бюджет за счет налоговых поступлений частного сектора. Приватизация была направлена на ликвидацию монополий, стимулирование инвестиций и накопления капитала. С социальной точки зрения это дало возможность повысить общий уровень благосостояния населения страны. Кроме того, приватизация должна была способствовать развитию малых и средних предприятий.
Изначально продажа государственного имущества осуществлялась по сниженным ценам. Большая часть была скуплена людьми, близкими к государственному аппарату, что привело к образованию крупных корпораций и монополий в отдельных отраслях экономики. Акционерные общества стали основной формой собственности, что привело к накоплению капитала в руках небольшой группы людей. Средний класс, который является основой успешной рыночной экономики, не был сформирован. Происходило еще более глубокое расслоение населения по доходам, и социальная напряженность усиливалась. На макроэкономическом уровне темпы экономического роста снизились, а ВВП на душу населения резко упал. Больше всего пострадали государственный сектор и социальная инфраструктура.
Однако положительный результат приватизации в России можно охарактеризовать как преодоление товарного дефицита, укрепление национальной валюты, рыночных отношений и формирование конкурентной среды.
Что такое «Неприватизированная квартира»?
Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.
По законам РФ неприватизированное муниципальное жилье может быть приватизировано в любой момент бесплатно (с 2018 года право бесплатной приватизации объявлено бессрочным). После приватизации оно снимается с баланса муниципалитета (районного, городского, поселкового) и переходит в частную собственность проживающих в нем людей.
ВНИМАНИЕ! Не всякое жилье может быть приватизировано. Закон ФЗ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» касается только муниципального (государственного) жилья. Нельзя приватизировать:
- Служебные квартиры
- Комнаты в общежитии, находящемся на балансе предприятия и организации
- Жилой фонд, находящийся в закрытых военных городках (ЗАТО)
Как потом менялся закон
Основные изменения в закон начали вносить в 2004 году. Тогда депутаты выступили с инициативой о запрете приватизации квартир приобретенных после 2005 года, а приватизацию закончить к 2007 году.
Кому не удалось вступить в права собственности, предстояло выкупить жилплощадь у государства или же оформить договор долгосрочной аренды. Такая перспектива не на шутку насторожила население, и люди массово стали подавать заявления о правах собственности. После этого вновь встал вопрос, – до какого времени может быть продлена бесплатная приватизация?
Правительство решило продлить срок бесплатной приватизации квартир до января 2010 г. Впрочем, этого срока опять не хватило, чтобы все желающие успели получить права собственности на свое жилье. В итоге, правительство вновь пошло навстречу и бесплатная приватизация квартир оказалась продлена в “очередной последний раз” до 2015 г.
Однако в 2014 г. по итогам референдума в состав России вошла Республика Крым и город Севастополь, и чтобы их жители смогли воспользоваться всеми правами российского гражданина – в том числе правом бесплатной приватизации квартиры – власти вновь продлили срок действия закона.
На этом фоне ряд СМИ заявили, что бесплатная приватизация квартир будет продлена до 2018, однако власти пошли на еще более смелый шаг и решили сделать это право граждан бессрочным.
Понятие и функции приватизации
О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.
Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.
Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.
Чубайс, отдай «Волги»
Приватизация в России началась в 1992 году и была одним из ключевых элементов экономической реформы, проводимой в стране после распада Советского Союза. Однако, процесс приватизации был сопряжен с большими проблемами и злоупотреблениями, которые так и остались укорененными в сознании российского народа.
Известным и спорным событием в рамках приватизации является история «Волги». В начале 1990-х годов Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом принял решение о приватизации автомобильного завода «Волга». В результате этой приватизации, важное предприятие перешло во владение группы бизнесменов, в которую входил и Анатолий Чубайс.
Процесс приватизации «Волги» был сопряжен с множеством нарушений и неоднозначных действий. Среди них можно отметить нарушение процедуры аукциона при продаже акций предприятия, а также выборочное применение законодательства о приватизации. Так, за относительно небольшую сумму Чубайс и его компаньоны приобрели контрольный пакет акций и получили возможность управлять предприятием.
История «Волги» стала символом противостояния между российским народом и элитой, которая приватизировала государственное имущество в своих интересах. Обширные протесты и акции протеста, которые сопровождались требованиями отдать «Волги» народу, свидетельствуют о недоверии и негативном отношении граждан к приватизации в России.
Тем не менее, «Волга» осталась в руках бизнесменов, и это стало лишь одной из многих иллюстраций проблемы приватизации в стране. Процесс приватизации в России оказал значительное влияние на экономическую и социальную сферы страны, и его последствия ощущаются и сейчас. Неясные и несправедливые правила игры, злоупотребления и коррупция сопровождали этот процесс, что сильно подрывало доверие общества и создавало негативное впечатление о приватизации в России.
Альфред Кох: ваучеры придумал не Чубайс, а Советский Союз развалил украинский народ
Фото: Василий Шапошников/Коммерсантъ Замглавы Госкомимущества в 1993–1995 годах, курировавший проведение приватизации, Альфред Кох в четверг, 17 ноября, прочитал лекцию в лектории Политехнического музея, в которой попытался развенчать некоторые устойчивые мифы о правительстве Гайдара и его реформах. Это вторая лекция из цикла, организованного фондом Егора Гайдара и посвященного мифам о реформах 90-х, который открыл экс-министр экономики правительства Гайдара Андрей Нечаев (его выступление можно прочитать здесь). Кох говорил в общем-то о тех же самых мифах: угрозе голода, ваучерной приватизации и разграблении вкладов населения, но говорил о своем понимании этих событий. Свою лекцию Кох начал с заявления, что он не является публичным политиком, а следовательно, голоса избирателей ему не нужны: «У меня нет задачи понравиться, есть задача рассказать то, что я думаю». В течение всего выступления он несколько раз повторял, что не дает моральных оценок и что ему можно либо верить, либо нет. Некоторые выдержки из лекции здесь:
Миф о разграблении вкладов граждан Андрей Нечаев рассмотрел в своей первой лекции. Это достаточно устойчивое заблуждение, что либерализация цен уничтожила накопления населения. Это одно из главных обвинений, которое ему предъявляет общественность. Поскольку в апреле 1991 года была проведена павловская денежная реформа, еще за полгода до прихода Гайдара в правительство, и в соответствии с ней все вклады населения были изъяты и направлены на погашение дефицита бюджета Советского Союза. К ноябрю 1991 года этих денег просто не существовало в природе, они уже были потрачены и, соответственно, обесценивать было нечего.
Миф о том, что Ельцин и Гайдар развалили Советский Союз. На этот вопрос есть простой ответ: никто из правительственной команды Советский Союз не разваливал. Можно привести аргумент, что его развалил ГКЧПисты, или что он сам собой развалился. Но я приведу один аргумент, который поставит все точки на «i». Дело в том, что 1 декабря 1991 года – а так называемые Беловежские соглашения, которые зафиксировали распад Советского Союза, были подписаны 4 декабря – на Украине прошел референдум, на котором большинство граждан проголосовало за то, что Украина выходит из СССР. Этот референдум приходил одновременно с президентскими выборами, на которых победил Кравчук. Очень многие сейчас пишут, что Кучма развалил СССР, – это неправда. Кравчук одновременно получил мандат президента и мандат на выход Украины из Советского Союза. Поэтому когда они собрались в Беловежской пуще, Кравчук отказывался обсуждать любые формы сохранения Советского Союза. А без Украины обсуждать Советский Союз бессмысленно. Де-юре в этом виноват украинский народ, потому что он однозначно ответил на этот вопрос на своем референдуме. Когда собралось Беловежское совещание, у Советского Союза уже не было никаких шансов.
Миф о том, что ваучеры придумал Чубайс, чтобы обмануть русский народ и провести грабительскую приватизацию. Это не так, ваучеры придумал не Чубайс. На самом деле, идея висела в воздухе. На первом этапе идея ваучеров не обсуждалась, мы планировали проводить банальную денежную приватизацию. Я был против ваучеров, и особых сторонников ваучерной приватизации в 1991 году в правительстве Чубайса я не знал. Эта идея начала рассматривать позднее, с апреля–мая 1992 года, когда в хасбулатовском Верховном совете начался интенсивный процесс прохождения закона об именных приватизационных вкладах. Мне было непонятно, как технически реализовывать этот закон. Когда этот закон появился – а правительство не было инициатором этого закона и вообще было против – возникла проблема, что его невозможно реализовывать. Он предполагал открытие в Сбербанке 150 млн счетов, плюс те деньги, которые клались на эти счета, брались ниоткуда – это были условные деньги, по которым надо было наладить отдельный учет. Короче, административно это была нерешаемая задача. У меня складывается впечатление, что консервативные круги в Верховном совете именно поэтому этот закон и поддержали – они поняли, что это способ остановить приватизацию. Ваучер был компромиссом. Больше половины всех акций было распределено бесплатно. Один из главных упреков – вы не выполнили закон об именных приватизационных вкладах, и поэтому ваучеры скупали специальные жулики, и народ не получил то, что он мог бы получить. Такого рода упрек не может быть принят. Я делал анализ и могу сказать, что значительная часть ваучеров была продана за небольшие деньги. Но дело в том, что скорость перехода акций, которые были розданы бесплатно трудовым коллективам, в руки предпринимателей – а это и есть фактически реализация закона о приватизационных вкладах, – почти не отличалась от скорости избавления от ваучеров. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Ваучерная приватизация была той редкой, если не единственной, мерой, которая народу что-то давала, а не отбирала.
Миф о голоде. Сейчас набирает популярность точка зрения, что никакого голода не было, а значит, заслуга в его предотвращении не может быть приписана Гайдару.
Главная мера, которая предотвратила голод, была либерализация цен. Одна из содержательных претензий к Гайдару состоит в том, что либерализацию цен сделали в январе, хотя ее можно было отложить, сначала снять денежный навес и тогда бы не было всплеска инфляции.
Далее Альфред Кох углубился в историю СССР с 1917 до 1940 года, подробно описав причины голода в разные годы. К рассматриваемой теме, как выяснилось, имел отношение только один факт – голод в Поволжье 1921–1922 годов. Этот пример Кох использовал, чтобы объяснить, почему правительство Гайдара собиралось провести либерализацию закупочных цен на зерно летом 1992 года, а провело в январе.
Стоит ли приватизировать квартиру?
Прежде чем определиться с выбором, связанным с приватизацией квартиры, необходимо знать плюсы и минусы самого процесса приватизации и последствия.
С одной стороны, приватизированную квартиру в будущем можно продать, обменять, извлечь выгоду при различных сделках, а с другой — такая квартира требует повышения расходов. Собственник жилья будет уплачивать налог на недвижимость, который, в свою очередь, значительно увеличился в связи с его расчетом, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, а также нести расходы в связи с капитальным ремонтом в многоквартирном доме.
Гражданин-собственник не имеет права на улучшение жилищных условий, в отличие от нанимателя, и если он захочет поменять квартиру на жилье с большей площадью, то это будет происходить за его счет.
Малоимущие граждане могут столкнуться с финансовыми проблемами в дальнейшем, если захотят приватизировать свое жилье, поэтому перед тем как решить этот вопрос следует проанализировать все обстоятельства.
Пожилые люди-пенсионеры, проживающие в муниципальном жилье, также имеют право на приватизацию. В таком случае граждане смогут завещать это жилье своим детям или внукам.
Но есть и отрицательные стороны: если вдруг квартира окажется разрушенной в результате наводнения, пожара или другого бедствия — новое жилое помещение государство не предоставит. Собственник разрушенного жилья должен позаботиться о восстановлении квартиры самостоятельно.
Ваучерная приватизация в 1990-ые: что было на самом деле?
Приватизация 1991-1997 годов стала логическим завершением выхода России на новый путь развития – рыночную экономику. Разгосударствлению подлежало все недвижимое имущество (предприятия, жилье), природные ресурсы, земля. По сути приватизация является передачей бывшей госсобственности в руки частных владельцев (как вариант — коллективов).
Порочный круг социалистического хозяйствования и управления, когда всё принадлежит всем и никто конкретно в результате не заинтересован, привел к катастрофическому состоянию экономики. Развал СССР в 1991 добавил масла в огонь. Старая правовая база уже не соответствовала требованиям действительности. Новая фактически не была сформирована.
В таких условиях передача государственной собственности частникам имела решающее значение. Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство. Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы благое начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны.
Управление ходом приватизации традиционно связывают с именами двух людей: Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Первый – председатель Госкомимущества РСФСР и один из авторов новой экономической реформы. Второй — заместитель главы правительства по экономическим вопросам и главный идеолог приватизации.
По их предложению было решено провести процесс разгосударствления путем распространения среди населения приватизационных ваучеров (чеков) гособразца. По задумке идеологов реформы 1 ваучер равнялся 10-ти тысячам дененоминированных рублей. Выдача ваучеров была попыткой как-то урегулировать ход приватизации при отсутствии адекватной правовой базы.
Стоимость всего имущества была условно поделена на общее число граждан страны. 1 ваучер и обозначал долю, которой владел каждый отдельно взятый россиянин. По замыслу держатели ваучеров после окончания приватизации должны были получать некий процент прибыли от суммарных доходов предприятия, долей которого они владели.
Ход приватизации теоретически регулировался двумя главными правовыми актами. Один из них был издан по инициативе лично президента Ельцина. Но на деле эти законы не действовали. Приватизация производилась огромной коррумпированной «машиной». Проценты и доли участников подтасовывались. В одних случаях предприятия силой захватывались их директорами. В других — в ход шли взятки чиновникам, которые должны были регулировать процесс и следить за соблюдением законов.
Ваучеры, которые были розданы населению, фактически мало что стоили. 2 ваучера в 90-ые годы меняли на одну бутылку водки или пару килограмм гречки. Простые россияне не знали, как поступать с этими документами, поэтому нередко просто выменивали их на еду. Ваучеры пачками скупались спекулянтами всех мастей, и в результате основная часть населения страны в приватизации вообще никак не участвовала.
Ценнейшая госсобственность почти «раздаривалась» тем, кто имел связи в Госкомимуществе и подчиненных организациях. В ходу была такая схема: реальная стоимость предприятия искусственно занижалась, после чего на залоговом аукционе оно продавалось за бесценок заинтересованному лицу. Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов типа морских пароходств, заводов черных и цветных металлов, предприятий по добыче нефти и пр.
Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий. За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах. За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.
Необходимость приватизации.
После событий 1991 года, которые некоторые историки истолковывают в качестве государственного переворота, совершенного либерал-демократами во главе с Б. Ельциным,
привлекательная, но не очень понятная для простых людей идея реформаторов «народной приватизации» уже не вызывала большого энтузиазма в обществе.
Все были свидетелями первых акций реформаторов 1992 года — либерализации цен и обесценения вкладов граждан в Сбербанке, а поэтому правительство реформаторов Е. Гайдара не пользовалось особым доверием у народа.
Необходимость приватизации предприятий на территории созданной Российской Федерации власть объясняла необходимостью преодоления застоя в промышленности и в сельском хозяйстве.
Мнением народа по этому поводу, то есть нашим с вами мнением, не интересовались, но, начиная приватизацию, россиянам объяснили, что приватизированные предприятия будут работать гораздо лучше, ведь на них должны прийти настоящие хозяева, которые все увеличат, поднимут, усовершенствуют, достигнут.
Следовательно, реформы должны были неминуемо привести к серьезному росту во всех отраслях народного хозяйства, и это произойдет именно после приватизации предприятий и перехода их в частную собственность.
Кроме того, будет создан класс «хозяев» — опора власти.
Продекларированные «равные возможности» оказались у некоторых чиновников верхних эшелонов власти и приближенных к «борцу с привилегиями» первому президенту РФ наиболее равными.
В порядке ст.4 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»
То есть руководило приватизацией Госкомимущество РФ., которое возглавил не к ночи будет упомянутый А.Б.Чубайс,
но свое деятельное руководство он осуществлял при помощи и с непосредственным участием группы иностранных специалистов, консультантов и советников, которые совершенно не знали специфики России, и судьба ее была им безразлична.
Как указывает Л.Н.Шереметьева, канд. Филос. Наук в статье «Народная приватизация по-российски: оценки и выводы.»
Данная экспертная комиссия состояла из 11 человек, большая часть членов которой оказались иностранцами.
Заместителем председателя был назначен Д.Хэй. И как это часто бывало в истории нашей страны, иностранные специалисты оказались нечисты на руки, так как консультируя младореформаторов, они параллельно торговали ценными бумагами российских предприятий. И в отношении некоторых этих персонажей в США в дальнейшем возбудили уголовные дела.
Первый этап большой приватизации
Через год Россия будет отмечать 30-ю годовщину одного из самых неоднозначных событий в истории страны – старта массовой приватизации через ваучеры. Изначально цель этого процесса была вполне понятной и логичной: все страны, которые свернули с социалистического пути на капиталистический, проходили через приватизацию. Это базовый принцип рыночной экономики – государство не может быть эффективным собственником.
Поэтому, уже в 1992 году в России стартует чековая приватизация, причем по совершенно новому на тот момент формату: каждый житель страны становится не просто совладельцем народного достояния (как это было при СССР), а получает вполне реальную долю во вполне реальном предприятии.
Чтобы «провернуть» такую масштабную операцию, правительство оценило все имеющиеся на тот момент предприятия в 4 триллиона советских (на тот момент) рублей, а 35% от этой суммы, или 1,4 триллиона, было решено раздать людям. По цифрам все совпало удачно – в стране проживало как раз около 140 миллионов человек, поэтому на каждого россиянина вышло ровно по 10 000 рублей. Потом, правда, оказалось, что стоимость в 4 триллиона взяли из данных переоценки балансовой стоимости активов советских предприятий за 1984 год, но за прошедшие 8 лет эти активы изрядно потеряли в цене.
Первый этап приватизации – ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер – это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как никто не стал собственником бывшей государственной собственности.