Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бакалавриат магистратура и аспирантура в чем разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.
Считается следующим, более высоким уровнем высшего образования, хотя поступить в него, как и в бакалавриат, можно сразу после школы. От бакалавриата он отличается тем, что по ФГОС его программы ориентированы на более глубокую практическую подготовку в определенной отрасли. В дипломах выпускников в графе «квалификация» записывают не просто «специалист», как у бакалавров – «бакалавр», обозначая уровень полученного образования, а указывают конкретную профессию: например, «инженер-судоводитель», «врач-кибернетик», «режиссер цирка», «юрист», «математик, механик, преподаватель».
Специалитет – это своего рода ускоренный курс «бакалавриат + магистратура», который проходят не за шесть, а за пять лет. Именно поэтому сразу после специалитета можно поступать в аспирантуру, а после бакалавриата – нет: для углубленных занятий наукой бакалавр не может перепрыгнуть ступеньку магистратуры, а специалист – да. Больше того, если выпускник специалитета соберется поступать в магистратуру, для него она будет считаться вторым высшим образованием, поэтому не может быть бесплатной. Эта норма содержится в законе об образовании, по которому повторное обучение по программам одного и того же уровня допускается только на платной основе.
Можно ли сделать как в Европе
Казалось бы, всегда есть привычный короткий путь — позаимствовать определения «на Западе». Но определения Европейского пространства высшего образования размыты и больше сфокусированы на количестве кредитов, чем на функциях. Это связано с изначальным фокусом Болонского процесса на международной мобильности — в первую очередь ее важно было обеспечить механически.
Отдельные европейские страны тоже с трудом концептуализируют образовательные уровни или «циклы», выражаясь языком Болонского процесса. Нам придется определяться самостоятельно и вступать в международный диалог со своими ответами.
При этом к изначальным истокам Болонского процесса можно и нужно возвращаться. Мы часто воспринимаем его как навязанное. Однако, во-первых, отдельные вузы ввели бакалавриат и магистратуру задолго до подписания Болонской декларации, в начале 1990-х годов. Во-вторых, процесс решал те же задачи, над которыми мы работаем сейчас — в частности, развитие человеческого капитала.
Болонский процесс был ответом на сверхспециализацию. Рынок стал волатильным, новые требования и специальности быстро появляются и так же быстро теряют актуальность. Индустриальная система образования, ставящая за цель подготовку идеальных деталей для экономической машины, перестала работать. Старые монодисциплинарные программы, лекция как основной образовательный метод, подготовка только к рынку труда становились все более неадекватными. Студенты выражали запрос на возможность менять жизненные ориентиры, решать проблемы разного типа и после выпуска быть готовыми не только к работе, но и к жизни в целом.
Чем отличается бакалавриат, магистратура и аспирантура
Любое высшее образование имеет множество нюансов и преимуществ, сначала рассмотрим их различия в таблице представленной ниже:
Образование | Срок обучения | Поступление | Выпускная работа | Дальнейшее обучение |
Бакалавриат | Не менее 4-х лет | После 10 или 11 класса, при сдаче ГИА и ЕГЭ | Выпускная дипломная работа по образовательной системе вуза | В магистратуре |
Магистратура | 2 года | После окончания специалитета или бакалавра | Магистерская диссертационная работа | В аспирантуре |
Аспирантура | От 3 до 5 лет | После окончания магистратуры или специалитета | Кандидатская диссертация | Докторантура (получение докторской степени) |
Чем отличается бакалавр от специалиста?
У абитуриента, который поступает в белорусский вуз, подобных вопросов обычно не возникает. Всё потому, что понятия «специалитет» и «бакалавриат» чаще применяются в зарубежных университетах. В Беларуси можно получить высшее образование I ступени (получение квалификации специалиста после 4−6 лет обучения) и II ступени (получение степени магистра). Бакалавриата как такового нет. Поэтому в белорусском понимании специалист — это человек, окончивший высшее учебное заведение и получивший определённую квалификацию.
Бакалавр, магистр, сем: о чём речь?
За границей же специалитет и бакалавриат не одно и то же. Например, в России, с 2007 года ступени образования заменили на уровни. К первому уровню высшего образования относят бакалавриат. А ко второму — подготовку специалиста, магистратуру. Так, бакалавр получает общие знания по профилю без узкой специализации (учится 4 года). После окончания учёбы может идти работать либо поступить в магистратуру. При этом магистратура считается следующей ступенькой (вторым уровнем) высшего образования. По сути, как перейти из базовой школы в среднюю. Ведь после 9 классов у тебя будет свидетельство, но не такое серьёзное, как аттестат после 11 класса. Он даёт возможность поступить только в колледж или лицей, а с аттестатом за среднюю школу у тебя больше вариантов. Плюс к тому диплом бакалавра котируется за рубежом.
Специалист же получает конкретную специализацию в рамках своего направления. Например, в рамках программного обеспечения информационных технологий изучает цифровую безопасность. Учится 5−6 лет. После выпуска также может продолжить учёбу в магистратуре.
Подготовка кадров высшей квалификации
АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.
АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.
ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.
АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании.
Аспирантура: подготовка научных кадров
В аспирантуре студенты занимаются научными исследованиями в рамках своей диссертационной работы. Они работают под руководством опытных научных руководителей и имеют возможность публиковать свои исследования в научных журналах.
Аспирантура может быть как полноценной отдельной ступенью образования, так и продолжением магистратуры. В первом случае ее можно назвать «аспирантурой-двухуровневкой», так как студенты получают степень магистра и участие в аспирантуре сразу после бакалавриата. Во втором случае студенты переходят в аспирантуру после окончания магистратуры.
Длительность аспирантуры обычно составляет 3-5 лет. За это время студенты готовят диссертацию, защищают ее перед экспертной комиссией и получают ученую степень кандидата наук.
Одним из главных критериев отбора в аспирантуру является результаты научной работы и успехи студента в учебе. Процесс отбора в аспирантуру конкурентен и требует высоких знаний и навыков.
После успешного окончания аспирантуры студенты могут продолжить свою научную карьеру и стать научными сотрудниками в университетах, исследовательских институтах и других научных организациях. Они также могут продолжить свои исследования в рамках постдоковских стажировок или поступить на престижные должности в международных организациях или компаниях.
Возможности после окончания бакалавриата, магистратуры и аспирантуры
После окончания бакалавриата, магистратуры или аспирантуры выпускники получают различные возможности для дальнейшего развития и карьерного роста.
После бакалавриата студенты могут приступить к работе в своей области либо продолжить обучение на магистратуре или аспирантуре. Бакалавриат дает базовые знания и навыки, необходимые для работы, но в случае желания более глубокого изучения предмета или научных исследований, многие студенты выбирают продолжить обучение на следующем уровне.
Магистратура предлагает более специализированное образование и глубокое изучение определенной области знаний. Выпускники магистратуры могут претендовать на более высокие позиции в своей области или продолжить обучение на более высоком уровне, например, аспирантуре.
Аспирантура представляет собой научно-исследовательскую программу, в рамках которой студенты сосредоточиваются на проведении оригинальных исследований и написании диссертации. После окончания аспирантуры выпускники получают степень кандидата наук и могут работать в научных учреждениях, университетах или заниматься преподавательской деятельностью.
Все эти уровни образования открывают двери для карьерных возможностей и профессионального роста. Выбор программы зависит от интересов и целей студента, а полученные знания и навыки помогают студентам преуспеть в своей области и достичь успеха.
Структура высшего образования в России
Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.
Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.
Ступень | Квалификация/ Степень |
Срок обучения | Требования для присвоения квалификации | Где можно продолжить обучение |
Высшее образование | ||||
Бакалавриат | Бакалавр | Не менее 4 лет | Госэкзамены и выпускная квалификационная работа | Магистратура |
Специалитет | Дипломированный специалист / Специалист | Не менее 5 лет | Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта | Магистратура или аспирантура |
Магистратура | Магистр | 2 года | Защита магистерской диссертации | Аспирантура |
Аспирантура
Адъюнктура |
Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) | Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) | Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации | Докторантура |
Подготовка научных кадров | ||||
Докторантура | Доктор наук | Не более 3 лет | Защита докторской диссертации |
Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.
Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что — первым?
Кто может претендовать на поступление?
Как уже отмечалось выше, чтобы поступить в магистратуру, требуется пройти обучение на уровне бакалавриата. Чтобы стать аспирантом, студент должен завершить магистратуру или быть выпускником специалитета. Также требуется успешно сдать экзамены и предоставить свои публикации в научных вестниках.
Аспирантура требует глубокого интереса к научной работе и стремления сделать вклад в академическое сообщество. Мотивация играет ключевую роль в упорстве и настойчивости в процессе исследований. Помимо этого для обучения в магистратуре и аспирантуре требуется следующее:
- высокая академическая успеваемость;
- исследовательский опыт, для чего требуется участие в проектах, публикациях, конференциях;
- рекомендации от опытных научных руководителей или профессоров, что может положительно повлиять на решение комиссии по приему;
- индивидуальный исследовательский проект;
- способность к анализу и критическому мышлению, поскольку для написания работы требуется уметь анализировать литературу, проводить оценку исследований и разрабатывать новые идеи.
Следует помнить, что критерии поступления могут различаться в зависимости от учебного заведения и выбранной программы. Поэтому рекомендуется внимательно изучить требования конкретного университета или института, в который вы планируете поступить, и готовиться соответствующим образом.
Чем должны быть бакалавриат, магистратура и аспирантура?
В Средние века бакалаврами становились те, кто освоил тривиум: логику, грамматику и риторику. Тривиум остается базой, пусть и в одежде современных «мягких навыков»: критического мышления, письма и коммуникации. Бакалавриат должен обеспечивать широкое фундаментальное образование, не менее системное, чем советские программы, но включающее разные дисциплинарные и междисциплинарные блоки.
Выпускник должен знать, как быстро освоить любую новую область знания — как раз за счет способности использовать разные типы мышления: от исторического до математического. Он также должен уметь формировать личную позицию по общественно значимым вопросам. Базовые форматы для бакалавриата: семинары и академическое эссе, где нужно выражать свою точку зрения, и групповая работа, где нужно находить общий язык с другими студентами.
При этом ключевой для экономического развития уровень — не бакалавриат, а магистратура. Магистратура — основной способ взаимодействия университета и реального сектора экономики. Несмотря на то, что первые выпуски магистров состоялись в 1994 году, в России магистратура до сих пор — ничья земля. Каждый университет и даже каждая программа интерпретируют ее по-своему.
Что такое аспирантура?
Аспирантура представляет собой форму подготовки преподавательских и научных кадров. Аспирантура может быть учреждена как в высшем учебном заведении, так и при научно-исследовательском институте.
Зачисление в аспирантуру происходит на конкурсной основе: претендентам на обучение необходимо успешно сдать вступительные экзамены. По окончании обучения аспирант получает диплом с присвоением квалификации, а после защиты диссертации ему присуждается ученая степень «кандидат наук».
В аспирантуру поступают после магистратуры, а защитившийся аспирант получает возможность:
- заниматься преподавательской работой;
- посвятить себя исследовательской деятельности;
- претендовать на дальнейшее обучение в докторантуре и получение высшей ученой степени доктора наук.
Магистратура и аспирантура: стоит ли учиться дальше? Нужна ли магистратура после бакалавриата в России?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, каких целей хочется достигнуть в результате обучения. Для того чтобы устроиться на работу, вполне хватит и уровня бакалавра. Но есть некоторые специальности, карьерный рост в которых невозможен без получения статуса магистра. В частности судьей может стать только выпускник магистратуры или специалитета, защитивший работу по юриспруденции. Каждому, кто осваивает ту или иную профессию, заранее известно о подобных нюансах.
Начав обучение с первой ступени образования, невозможно сразу перескочить на третью. Иными словами – без магистратуры бакалавр не сможет стать аспирантом. Магистратура помогает также в том случае, если после ее окончания есть желание уехать из страны, например, в страны Европы. Найти работу, имея статус магистра, будет гораздо проще.
У каждого существуют свои цели, мотивы и возможности, поэтому обучение в магистратуре является сугубо индивидуальным вопросом, который решается самостоятельно. Две абсолютно разных ступени образования, магистратура и аспирантура, отличаются не только статусом их выпускников, но и уровнем полученных знаний, умений и навыков. Принимать решение о том, нужно ли продолжать дальнейшее обучение необходимо со всей ответственностью. Ни в коем случае нельзя относиться к своей работе над получением статуса магистра или кандидата наук спустя рукава (да и вряд ли это получится). Страна должна иметь только высококвалифицированных специалистов, каждый из которых соответствует полученному статусу.
Какую аспирантуру лучше выбрать, где проходить обучение — в России или за рубежом, вы узнаете из интересного видео.
Углубленный этап обучающего процесса
Учебный процесс в университетах отличается, поэтому может предусматривать специалитет (отдельный этап обучения, предусматривающий углубленный курс обучения). Используется для подготовки кадров в обозначенных направлениях (фармацевтика, педагогика):
- Подача заявления. Для поступления на специалитет, требуется аттестат об окончании школы, данные о сдаче ЕГЭ;
- Учеба – программа разработана с уклоном на углубленное изучение материала, отработку навыков;
- Получение диплома. Диплом специалитета разрешает приступить к работе. Выпускники востребованы в областях, в которых требуется специализированное образование;
Различия дипломов об образовании
Отличие между «бакалавриатом» и «специалитетом» в дипломах присутствуют (в последнем указывается направление, специальность). Изучив приложение к диплому, в котором расписаны часы обучения, разница охвата глубины предметов будет велика. Сравнительный пример по юридической программе:
- Бакалавр – «Юриспруденция». Ученик обучен базовому направлению, может работать с информацией, консультировать. Для получения специальных знаний потребуется увеличить количество практики;
- Специалитет – «Судебный эксперт». Ученик получает узкие знания по профильному направлению, разрешающие приступить к работе;
Бакалавр – классическое направление, специалитет – узкопрофильное. Отличия между первой ступенью и специалитетом вызывает больше вопросов. Разрешено выбрать 2 программы:
- Специалитет;
- Магистратура;
Бакалавриат магистратура и аспирантура в чем разница
- квалификация (степень), подтверждающая получение высшего профессионального образования
- присваивается тому, кто отучился в высшем учебном заведении (институт, академия, университет) не менее 5 лет
- прошел в завершении обучения итоговую аттестацию («госэкзамены») и защитил «дипломную работу»
- по окончании можно поступить в магистратуру или аспирантуру
- квалификация (степень), подтверждающая получение высшего профессионального образования
- присваивается тому, кто сначала получил квалификацию (степень) бакалавра или специалиста, а затем окончил магистратуру, где нужно учиться 2 года
- в завершении обучения защитил « магистерскую диссертацию »
- по окончании можно поступить в аспирантуру
Бакалавриат магистратура аспирантура что это
Диплом магистра дает преимущество учиться практической деятельностью, соответствующей полученной специальности, а в свою очередь педагогической равным образом работай на средних специальных учебных заведениях. Еще одно приоритет магистратуры: ярус в соответствии с ее программам позволяет выпускникам жаловаться бери тренировка на аспирантуре.
Магистратура является дальнейший ступенью высшего образования, куда ни на есть на поверку зачислиться всего лишь впоследствии окончания базовой ступени. Таким образом, дилемма в рассуждении томище, что сперва бакалавриат либо — либо магистратура, неосуществимо сам по себе собой. Учеба во магистратуре длится двуха лета, во изм которых получают больше углубленные да профилирующие в теории сведения в соответствии с выбранной специализации, которые позволят начать на дальнейшем alias научной деятельностью, решением сложных задач. Таким образом, на магистратуре готовят профессионалов в целях работы на да исследовательских крупных компаниях.