Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование оказания платных медицинских услуг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перечень медицинских услуг, которые могут быть предоставлены населению за определенное денежное вознаграждение, перечислены в особом списке, принятом и утвержденном Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 года. Это обширный перечень, в который входят как непосредственно некоторые виды диагностики, консультации специалистов и т. д., так и услуги, повышающие комфортность прохождения лечения и процедур (палаты повышенной комфортности в больницах, предоставление услуг мед. специалиста на дому и т. д.).
Возможность получения платной помощи по полису ОМС
Обратите внимание! Неотложная помощь гражданам оказывается бесплатно в медицинских учреждениях с различной формой собственности (даже в частных клиниках), что регламентируется Законом РФ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».
Все виды лечения и обследований (а при стационарном обслуживании – и лекарства), прописанные врачом при приеме по полису ОМС, являются бесплатными. Доктор имеет право рекомендовать платную услугу только в том случае, если в бесплатном формате она недоступна в данном регионе или же в качестве альтернативного варианта. В последнем случае врач обязан предупредить гражданина о наличии бесплатного варианта предоставления услуги и взять с него письменную расписку об уведомлении. Пациент же по своему желанию может воспользоваться платными медицинскими услугами из перечня, утвержденного на законодательном уровне. Данный список приведен в последнем разделе нашей статьи.
Расчет стоимости платной услуги.
Стоимость платной услуги (цена) является одним из существенных условий договора, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги. В большинстве случаев учреждения при расчете цены на платную услугу, работу руководствуются рекомендациями, доведенными до них органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель). Данные указания иногда содержатся в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ. В частности, п. 8 Правил № 1006 предусмотрено, что определение цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. В соответствии с данным пунктом учредитель медицинского учреждения разрабатывает свой порядок формирования цены на платную услугу. Например, такой порядок для учреждений, подведомственных ФМБА, утвержден Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122, для учреждений, подведомственных Минздраву, – Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н. Как следует из перечисленных документов, цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и утверждаются приказом учреждения.
В Правилах № 706, регламентирующих оказание платных образовательных услуг, содержатся указания, что организации, осуществляющие данную деятельность за счет средств бюджетов, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности образовательных организаций и оказываемые сверх установленного государственного задания, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 № 1898 (далее – Порядок № 1898). Как вытекает из п. 5 Порядка № 1898, размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, в том числе исходя из условий, зафиксированных в п. 2 Порядка № 1898, и устанавливается руководителем учреждения. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливают размер платы на основании решения ученого совета.
На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.
Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.
Таким образом, из всего вышесказанного следует, что цена платной услуги, оказанной бюджетным учреждением, должна покрывать затраты, связанные с ее оказанием, а также должна быть сориентирована с учетом конъюнктуры рынка с применением уровня рентабельности (в пределах 20%) и повышающего коэффициента в отношении услуг, оказываемых в условиях, отличных от нормальных (в ночное время, в выходные и праздничные дни). Требование в отношении повышающего коэффициента может быть установлено отдельным нормативно-правовым актом, например, Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122.
Требование об одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг за плату и бесплатно.
Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях АУ вправе оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Это означает следующее: если учреждение предоставляет одну и ту же услугу в первом случае за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (или средств внебюджетных фондов – например, ФОМС), а во втором – за счет средств потребителя, условия оказания данной услуги должны быть одинаковы. В законодательстве не уточняется, что входит в понятие «условие», но можно предположить, что под этим подразумевается качество услуги, срок ожидания и другие параметры.
Один из ключевых вопросов – относится ли к таким условиям цена услуги? Если да, то, например, вуз должен устанавливать для граждан размер платы за обучение по выбранной специальности в том же размере, в каком это обучение финансируется из бюджета. Если нет, то цена может быть выше или даже ниже (допустим, для повышения конкурентоспособности услуги на рынке) норматива по госзаданию. Однозначного ответа на вопрос, к сожалению, нет. Отметим лишь, что, по мнению Минфина, требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости (см. сноску 9 к настоящей статье). Автономным учреждениям и их учредителям (в случаях, когда именно они утверждают либо согласовывают стоимость услуг АУ) следует иметь в виду данное обстоятельство при принятии решений по ценообразованию.
В свою очередь, если рассматривать понятие «условия оказания услуги» шире и, скажем, включать в него такой параметр, как срок оказания услуги, практика предоставления платных услуг государственными и муниципальными учреждениями окажется совсем далеко от требований законодательства. Особенно эта проблема характерна для отрасли здравоохранения, где, например, попасть на платный прием к узкому специалисту можно гораздо быстрее, чем на бесплатный прием к тому же специалисту в рамках ОМС. И если пациент обратится в суд с жалобой на то, что, допустим, консультацию у бесплатного невролога нужно ждать месяц, а попасть к этому же самому врачу на платной основе получится в течение недели, шансы пациента выиграть дело будут достаточно высоки.
[1] Часть 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).
[2] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).
[3] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
[4] Пункт 3 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
[5] Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
[6] Часть 5.1 ст. 21 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
[7] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 13 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании.
[8] Пункт 9 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании.
[9]Пункт 19.1 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 17 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.
[10] Пункт 26 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 19 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.
[11] Части 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона об образовании.
[12] Части 1 – 3 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах соцобслуживания).
[13] Статья 32 Закона об основах соцобслуживания.
[14] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684.
[15] Абзац 1 ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
[16] Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[17] Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.
[18] Постановление Администрации городского округа «ЗАТО Сибирский» от 17.11.2016 № 613 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), не являющихся основными видами деятельности муниципальных бюджетных (автономных) учреждений, для граждан и юридических лиц».
[19] См. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
[20] Пункт 14 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
[21]Часть 7 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
[22] Пункт 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006.
[23] См. разд. 8 Письма Минфина РФ от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ».
При каких условиях казенные учреждения могут оказывать платные услуги?
28 октября 2011
Письмо Минфина РФ от 29 сентября 2011 г. N 12-08-25/4392 Об осуществлении казенными учреждениями деятельности приносящую доход
Казенные учреждения являются некоммерческими организациями.
Согласно действующему законодательству казенные учреждения могут оказывать платные услуги при следующих условиях. Такая деятельность закреплена в уставах учреждений, ее осуществление соответствует целям создания этих организаций и отраженным в их уставах.
Формируется перечень услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями. В него могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными российским законодательством полномочиями органов госвласти, а также местного самоуправления.
Платные услуги включаются в названный перечень, только если федеральным законом определено, что они могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания. Кроме того, отмечается, что формирование последнего для государственных (муниципальных) казенных учреждений не обязательно.
Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1401-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
пункта 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение, поскольку в силу своей неопределенности он допускает взыскание средств с ответчика, являющегося учреждением, в отсутствие у него выделенных из бюджетов денежных средств, и возложение на него тем самым финансовой ответственности;
Постановление Верховного Суда РФ от 23.05.2016 N 18-АД16-143 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 15.15.10 КоАП РФ, за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку действия должностного лица, не исполнившего свои служебные обязанности надлежащим образом, квалифицированы верно. Административное наказание назначено должностному лицу в минимальном размере санкции ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).
Постановление Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 18-АД16-38 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела, процедура привлечения к ответственности административным органом не нарушена, наказание назначено в минимальном размере санкции статьи КоАП РФ.
Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).
Постановление Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 18-АД16-39 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на момент принятия обязательств остаток доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствовал, что подтверждено уведомлением о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных, установленные административным органом и судами обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).
Постановление Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 18-АД16-37 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 15.15.10 КоАП РФ, за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлена вина должностного лица в совершении вмененного правонарушения, так как на момент принятия обязательств остаток доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствовал, что подтверждено уведомлением о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных.
Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).
Постановление Верховного Суда РФ от 25.03.2016 N 18-АД16-35 Требование: О привлечении к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: Требование удовлетворено, так как факт совершения указанного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.
Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).
Постановление Верховного Суда РФ от 25.02.2016 N 18-АД16-18 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 15.15.10 КоАП РФ, за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлена вина должностного лица в совершении вмененного правонарушения, так как на момент принятия обязательств остаток доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствовал, что подтверждено уведомлением о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных.
Режим работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь
Режим работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также графики работы ее подразделений и специалистов устанавливаются локальными паровыми актами самой организации.
Сведения о режиме и графиках работы должны быть предоставленыпосредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации.
Одной из важнейших задач органов управления здравоохранением и медицинских организаций является безотказное обеспечение квалифицированной медицинской помощью трудоспособного населения в их нерабочее время, в связи с чем режим работы медицинских организаций должен быть приведен в соответствие с этой основной задачей.
Режим работы медицинской организации и графики работы ее подразделений и специалистов имеют большое значение для доступности медицинской помощи.
Очень небольшое число государственных и муниципальных медицинских организаций работают в течение шестидневной рабочей недели, в большинстве своем они в субботние дни имеют только дежурных врачей, не обеспечивая прием больных основными врачами-специалистами. Особенно неудобно для населения организован режим работы поликлинических отделений диспансеров и специализированных больниц. Во многих поликлиниках не обеспечено четкое и систематическое информирование населения о режиме их работы в течение дня и дней недели, в связи с чем население не имеет возможности рационально использовать свое нерабочее время и своевременно обратиться к врачу за необходимой медицинской помощью и получением различного рода медицинских документов.
В некоторых поликлиниках плохо организована работа регистратур, сокращен объем работы рентгеновских кабинетов, лабораторий, физиотерапевтических отделений и других структурных подразделений этих учреждений, в связи с чем удлиняются сроки обследования и лечения больных в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Серьезные недостатки существуют в организации и уровне постановки экспертизы временной нетрудоспособности. Во многих амбулаторно-поликлинических учреждениях, как правило, заседания врачебных комиссий в субботние дни не проводятся.
Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения?
Медицинские организации вправе предоставлять платные медицинские услуги в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006).
При оказании платных медицинских услуг действует ряд ограничений. Например, нельзя предоставлять платно скорую помощь, в том числе специализированную, оказываемую государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, а также медицинскую помощь, оказываемую в экстренной форме иными медучреждениями (ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 35 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Примечание. Экстренная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента ( п. 1 ч. 4 ст. 32 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Какие услуги могут быть оказаны на платной основе
Если медицинская организация участвует в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, то она вправе оказывать платные медицинские услуги по иным условиях, чем те, которые предусмотрены программами, по желанию пациента, включая, но не ограничиваясь:
- Установление индивидуального поста медицинского наблюдения во время лечения в стационаре;
- Применение лекарственных средств, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших (за исключением случаев, когда их назначение обусловлено жизненными показаниями или замена в связи с индивидуальной непереносимостью лекарственных средств, включенных в указанный перечень), а также применение лекарственных средств, лечебного питания , не предусмотренные стандартами оказания медицинской помощи.
С особенностями составления договора на оказание платных медицинских услуг вы можете ознакомиться в соответствующем материале на нашем сайте.
Платные услуги оказываются при самостоятельном обращении пациента за медицинскими услугами, за исключением случаев и процедур, предусмотренных ст. 21 Закона N 323-ФЗ, и случаи оказания первой помощи. Например, если больной не желает соблюдать установленный порядок оказания медицинской помощи и обращается в стационар без направления лечащего врача, учреждение может предложить ему платную медицинскую помощь.
Возмездные услуги могут оказываться анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как обосновать, что услуга является платной
Если бюджетное учреждение выполняет задачи в соответствии с уставом, указаниями и поручениями учредителя, однако не получает на это средств в виде субсидий или компенсаций, то все отношения с юрлицами в данной сфере правоотношений устанавливаются в соответствии с ГК РФ на основе договорных отношений, то есть услуга предоставляется за плату. В качестве пояснения рассмотрим Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 N 09АП-36803/2012-АК по делу N А40-98860/12-92-911.
ФАС возбудила дело по признакам нарушения федеральным бюджетным учреждением «Служба морской безопасности» (далее — ФБУ) ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции . По мнению антимонопольного органа, ФБУ взимало с хозяйствующих субъектов не предусмотренную законодательством плату за экспертизу — данная услуга должна была предоставляться на безвозмездной основе. Исключив экспертизу из перечня платных услуг (работ) по основным видам деятельности и разместив соответствующую информацию на своем сайте, ФБУ обратилось в суд, полагая, что решение и предписание ФАС нарушают его права и законные интересы учреждения.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Экспертиза, проводимая ФБУ, не входит в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг . Таким образом, указанная услуга не является государственной услугой в смысле Закона о предоставлении госуслуг. Поэтому бюджетные денежные средства на проведение экспертизы ФБУ не получает.
Утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 352 вместе с Правилами определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.
С учетом того что в ходе проведения экспертизы ФБУ оплачивает деятельность сотрудников по изучению и проверке документов, за предоставление оказанной услуги ФБУ в соответствии с уставом и на основании заключенных договоров взимает денежные средства.
Судом принято во внимание и то, что данный вид деятельности не включен в ведомственный перечень государственных услуг, а также то, что указанный вид деятельности не установлен в качестве государственного задания (п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях), в связи с чем на него финансовое обеспечение ФБУ в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ не предусмотрено (п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Согласно уставу ФБУ экспертиза относится к основным видам деятельности учреждения и осуществляется за плату. Обязанность ФБУ проводить такую экспертизу определена распоряжением учредителя (Росморречфлота). Методика расчета размера платы за услугу тоже определена учредителем. Перечень оказываемых ФБУ за плату услуг утвержден приказом начальника ФБУ. Право Росморречфлота передать ФБУ полномочия по оказанию данной услуги определено приказом Минтранса.
Договор на оказание услуги со сторонней организацией
Если учреждение не может своими силами оказать платную услугу, однако данная услуга соответствует одному из видов деятельности бюджетного учреждения, учреждение может заключить договор со сторонней организацией на предоставление данной услуги. Однако если договор составлен верно и не соблюдена процедура его принятия, то данное действие может быть квалифицированно как нарушение Закона о защите конкуренции. Рассмотрим в качестве примера Постановление ФАС СЗО от 25.10.2011 по делу N А66-12092/2010.
Предприятия, оказывающие ритуальные услуги, обратились в ФАС с коллективным заявлением, указав, что муниципальное унитарное предприятие по оказанию ритуальных услуг (далее — МУП) и муниципальное бюджетное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» (далее — станция) заключили устное соглашение по обмену информацией, в результате чего МУП получило конкурентные преимущества.
Виды платной медицинской помощи
Медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения могут оказывать только определенные виды платной медицинской помощи:
1. Виды медицинской помощи, которые не являются обязательными для оказания на бесплатной для населения основе: виды медицинской помощи, которые отсутствуют в территориальной программе ОМС и не относятся к скорой медицинской помощи, к лечению социально значимых заболеваний, а также заболеваний, представляющих опасность для окружающих, не входят в целевые программы и перечни дорогостоящей специализированной медицинской помощи, финансируемой за счет средств государства.
2. Медицинская помощь лицам, не имеющим право на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой ОМС, целевыми программами и т.п. (например, гражданам других стран при отсутствии соответствующих межгосударственных соглашений).
3. Медицинская помощь по видам услуг сверх предусмотренных стандартами лечения.
4. Медицинская помощь по видам специализированной помощи, которые не являются обязательными для данного медицинского учреждения с учетом его специализации и уровня (например, эндоскопические операции, баротерапия, методы экстракорпоральной детоксикации и т.д., выполняемые на уровне районной больницы).
Критериями, на основании которых определяется уровень медицинской помощи, необязательной для данного ЛПУ, выступает устав, в котором зафиксированы основные виды деятельности учреждения, а также соответствующие нормативные акты.
5. Медицинская помощь при создании улучшенных условий обслуживания, не связанных напрямую с лечебными мероприятиями (в том числе оказание помощи на дому, кроме случаев, когда пациент по состоянию здоровья и характеру заболевания не в состоянии посещать медицинское учреждение или когда помощь на дому предоставляется в рамках организации стационаров на дому; повышенная комфортность; дополнительное питание и т.д.).
При оказании платных услуг на основании улучшенных условий обслуживания пациентам должна быть обеспечена возможность получения по этим видам услуг также и бесплатной медицинской помощи.
Другими словами, улучшенные условия обслуживания должны предоставляться дополнительно, а не взамен обычного порядка оказания помощи.
Более того, согласно ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних видов услуг приобретением иных услуг либо без согласия потребителя предоставлять дополнительные услуги, оказываемые за плату.
6. Оказание медицинских услуг вместо традиционно предусмотренных — альтернативными методами, обладающими дополнительными потребительными свойствами, но не обеспеченными финансированием в рамках программы ОМС или из бюджета (сложные методики лечения традиционных заболеваний, требующие дополнительных затрат — дорогостоящие методы обследования, эндоскопические методы лечения и т.д.). Сюда же можно отнести продление пребывания в стационаре по желанию пациента после завершения курса лечения вместо предполагаемого завершения лечения в амбулаторных условиях.
7. Услуги, лишь косвенно связанные с медицинской помощью (ритуальные услуги, пребывание в стационарах с целью обеспечения ухода, доставка лекарств на дом, транспортные услуги, прокат изделий медицинского назначения, выдача справок и дубликатов по запросам граждан в случаях, когда законом не предусмотрен обязательный характер выдачи справок, и т.д.).
Исключение во всех перечисленных выше случаях составляет оказание экстренной медицинской помощи, которая предоставляется бесплатно.
К важнейшим вопросам организации предоставления платных услуг относится порядок установления цен (тарифов) на платные услуги, который имеет достаточно четкую правовую основу.
В РФ не предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности в отношении медицинских услуг, за исключением протезно-ортопедических изделий, торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Фактически это означает, что медицинские учреждения вправе самостоятельно решать вопрос об утверждении цен (тарифов) на оказываемые платные медицинские услуги.
Как разграничить платные и бесплатные услуги
В настоящее время в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения платные медицинские услуги оказывают, используя как правило инфраструктуру и материально-техническую базу, приобретенную за бюджетные средства. При этом, она предназначена для оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Оказание платных медицинских услуг на оборудовании, в помещениях, с использованием расходных материалов, предназначенных для оказания бесплатных медицинских услуг, может приводить к замещению бесплатных медицинских услуг платными и увеличению времени ожидания пациентами оказания бесплатной медицинской помощи.
Часто медицинские работники одновременно задействованы при оказании платных и бесплатных приемов, в результате чего пациенты дольше ждут оказания бесплатной медицинской помощи.
Цель поправок в новых Правилах — разграничить условия оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ и платных медицинских услуг и предотвратить замещение бесплатных медицинских услуг платными.
Мнение медицинского сообщества
В Бюллетене Счетной палаты №2 2019 г. опубликован отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ формирования в 2017 и 2018 годах и исполнения в 2017 году территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая их финансовое обеспечение».
В документе говорится о том, что отмечается рост кредиторской задолженности медицинских организаций по следующим регионам:
- Москва,
- Ульяновская область,
- Ленинградская область,
- Кировская область,
- Удмуртская Республика,
- Костромская область,
- Республика Марий Эл.
Основные причины кредиторской задолженности:
- недофинансирование Территориальных программ за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ;
- низкие тарифы ОМС, которые не покрывают реальных затрат на оказание медицинской помощи;
- невыполнение объемов медицинской помощи;
- применение штрафных санкций страховыми медицинскими организациями по результатам экспертизы качества медицинской помощи;
- увеличение доли расходов на заработную плату в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- несоблюдение структуры расходования средств медицинских организаций, работающих в системе ОМС, в том числе в части превышения расходов на заработную плату;
- рост цен на медикаменты и расходные материалы, продукты питания, горюче-смазочные материалы, увеличение тарифов на энергоресурсы.
Если устранить вышеназванные причины, то вносить изменения в Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» не придется.
В ходе обсуждения поправок специалисты высказали разные мнения о том, есть вообще необходимость в принятии поправок и изменений в положения вышеуказанного Постановления.
Были предложены другие способы решения проблемы :
- убрать платные услуги из государственных и муниципальных медучреждений, так как они не решают финансовые проблемы медучреждений, а просто поддерживают в некотором плане материальное положение медработников;
- увеличить бюджетное финансирование здравоохранения;
- пересмотреть новую систему оплаты труда;
- разобраться с финансами в здравоохранении, а именно сколько денег пришло, сколько ушло и куда ушло.
На этапе разработки поправок было представлено 19 предложений, из которых учли только 4, а 7 частично приняли к рассмотрению.
Руководителей медицинских учреждений и врачей приглашаем пройти семинар по системе НМО « ».
Медицинский центр: как открыть и не прогореть
Сохранение здоровья остаётся одним из самых важных вопросов сегодня, поэтому открытие медицинских центров (любых видов) является актуальным и востребованным направлением бизнеса.
У государственных ЛПУ — и взрослых, и детских — две главные болевые точки: низкий уровень обслуживания и недостаточный комфорт.
Виной всему ограниченные бюджеты, которых не хватает на закупку новой современной аппаратуры, ремонт кабинетов и т. п. Из-за износа техники диагностика становится всё менее точной и достоверной, а это очень критично, когда речь идёт о человеческом здоровье или даже жизни. Кроме того, пациенты госклиник вынуждены часами простаивать в очередях, проникаясь гнетущим настроением.
Клиентами частных медицинских центров в основном являются обеспеченные люди, которые могут себе позволить переплатить за сервис, чтобы получить качественное обслуживание, точный диагноз и внимательный уход.
Поэтому одним из главных вопросов при создании частного медицинского центра является формирование благоприятной, комфортной обстановки для больных. План развития клиники должен включать соответствующие меры и шаги.
Франшиза медицинского центра
Создание медицинского центра посредством покупки франшизы — один из надёжных способов открытия бизнеса. Риски здесь минимальны.
Владелец фирмы, работающей под уже раскрученным брендом, может сразу рассчитывать на клиентов, даже в первые месяцы работы.
Франчайзор предоставляет поддержку всех видов — от консультаций и финансового планирования до рекламы, обучения кадров и выстраивания бизнес-процессов. От франчайзи требуется лишь соблюдение договорённостей, зафиксированных в контракте.
Одним из обязательных условий открытия бизнеса по франшизе (в частности, медицинского центра того или иного вида) является выдерживание фирменного стиля торговой марки, определённый набор оказываемых услуг и чаще всего — ценовая политика. Конечно, эти требования накладывают некоторые ограничения на франчайзи, но зато гарантируют ему стабильный результат и содействие в развитии бизнеса со стороны франчайзора.