- Договорное право

Есть ли наказание за повторную езду без страховки ОСАГО? Штраф и лишение прав

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Есть ли наказание за повторную езду без страховки ОСАГО? Штраф и лишение прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.

Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?

Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.

При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.

Для чего нужен ОСАГО?

При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.

Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.

Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.

Другие случаи взыскания штрафов за езду без страхового полиса:

  • Человек, находящийся за рулем транспортного средства, не вписан в страховку. Каждый водитель того или иного автомобиля должен быть указан в страховом полисе. В противном случае, вы даёте инспектору возможность взыскать с вас штраф. К сожалению, эта схема работает даже если на пассажирском сидении находится водитель и владелец автомобиля, вписанный в ОСАГО.
  • Пользование автомобилем в срок, не предусмотренный страховкой. Например, если ее срок действия истек, а полис вы вовремя не переоформили.
  • Наихудший вариант – езда с фальшивым страховым полисом. Это преступление, и карается арестом до 6 месяцев, штрафом до восьмидесяти тысяч рублей. Ведь это 327 статья Уголовного кодекса РФ (“подделка, изготовление и оборот поддельных документов)

Разъяснение Верховного Суда РФ

Еще одним «пруфом» в пользу езды на машине без ОСАГО в 10-дневный срок с момента заключения ДКП является мнение Верховного Суда. Речь идёт о решении ВС РФ № АКПИ12-205, от 17.04.2012 года, в котором рассматривался вопрос о признании части пунктов ПДД недействующими.

Читайте также:  Как поблагодарить врача своими словами?

Вот выдержка из данного решения:

Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.

Как видно, Высшая инстанция подтверждает законную возможность ездить на автомобиле без полиса ОСАГО, если с момента заключения ДКП еще не прошло десяти дней. Следовательно, в этот период к новому владельцу машины не могут применяться меры наказания за отсутствие страховки.

Почему в течение года?

Выше мы указали, что лишить права управления вас могут, только если вы попадаетесь повторно в течение года после полной оплаты административного штрафа. Откуда же мы взяли этот срок?

Дело в том, что речь в самой статье нового закона идёт о повторности нарушения. Это значит, что для применения части 3 с лишением вы должны попасться, будучи уже подвергнутым наказанию по части 2 статьи 12.37 КоАП. А подвергнутым, согласно статьи 4.6, вы считаетесь как раз в течение одного года с даты полной оплаты штрафа по части 2.

Например, 1 января 2022 года вас поймал инспектор ДПС за отсутствием полиса ОСАГО и вынес постановление. Штраф этот вы оплатили 1 февраля. Таким образом, если вы попадётесь во второй раз вплоть до 1 февраля (но не января) следующего года, то вас уже смогут лишить прав по новому закону.

Езда без страховки, штраф в 2021 году [с доп. от 01.01.2021]

Однажды остановил меня сотрудник ГИБДД, представился и попросил полис ОСАГО для проверки, я говорю, да нет проблем и открываю бардачок, чтобы достать документы, смотрю и меня аж пот прошиб, документов нет – я их забыл дома и права, и полис ОСАГО, и свидетельство о регистрации.

И хорошо, что сотрудник ГИБДД пошел на встречу и дал возможность родственникам привести документы. Иначе штрафа за езду без страховки мне бы не избежать, да, что лукавить, эвакуировали бы мое авто и пришлось бы мне потом побегать. Документов — то не было вообще никаких.

Но даже если при Вас есть документы на авто и права на управление транспортным средством, но отсутствует страховка, штрафа все равно не избежать. Размер его зависит от вида правонарушения.

Какие ещё последствия отсутствия страховки в 2022 году?

Здесь следует отметить главную тонкость ОСАГО в 2022 году. На сегодняшний день камеры автоматической фиксации начали активно штрафовать владельцев автомобилей за отсутствие полиса ОСАГО. Пока данное новшество работает в экспериментальном режиме на отдельных участках дорог. Однако, в скором времени практику могут запустить по всей России.

Такое положение дел вкупе в новым штрафом за ОСАГО, если таковой введут, может существенно ударить по карману автовладельцев… Таким образом, что гораздо дешевле будет приобрести страховку, нежели практически ежедневно получать штрафы или планировать свой маршрут в обход стационарных камер фотофиксации.

Есть ещё одно гораздо более вредное последствие отсутствия страховки. Это то, ради чего, собственно, её и покупают. Ваша ответственность в случае ДТП не будет застрахована. И тогда потерпевший в ДТП будет истребовать всю сумму ущерба с вас. Причём, право требования может перейти и его страховщику в случае, если у него будет полис Каско либо расширение к ОСАГО, специально страхующее риск отсутствия полиса у виновника аварии.

Штраф за отсутствие ОСАГО

Чем грозит просроченный полис и какие штрафы предусмотрены за его отсутствие? Что может повлиять на размер штрафа за езду без ОСАГО?

Читайте также:  Туристическая виза в Великобританию

Согласно текущему законодательству, езда без полиса обязательного страхования в 2022 году запрещена и, при обнаружении его отсутствия во время остановки инспектором, водителю придется платить штраф.

Любая авария при этом обернется полной выплатой всего нанесенного ущерба пострадавшей стороне. В результате поездки без страховки чаще всего заканчиваются серьезными проблемами.

Мнимая экономия, даже за 9 лет, не покроет всего ущерба, нанесенного любому дорогому автомобилю.

Сейчас в законе прописаны следующие нарушения, за которые полагаются штрафы:

  • просроченный полис;
  • езда без полиса обязательного страхования;
  • водитель не вписан в действующий полис.

Оштрафовать за эти нарушения могут при любой остановке, когда инспектор будет проверять наличие страховки.

Что грозит, если не вписанный в страховку человек попал в ДТП?

И вот мы добрались до самых негативных последствий в виде ответственности не вписанного лица.

Помните, какой штраф, если водитель не вписан в страховку ОСАГО? 500 рублей, а чаще всего можно заплатить 250. Сколько придётся заплатить при ДТП такому виновнику? Гипотетически миллионы рублей!

Всё дело в возможности права регрессного требования страховщика к такому водителю. То есть это ситуация, когда сюжет развивается следующим образом:

  • водитель не вписан в ОСАГО и садится за руль автомобиля,
  • далее он попадает в ДТП с другой машиной,
  • на место приезжают сотрудники ГИБДД и выписывают ему штраф за не вписанное лицо,
  • затем пострадавший (потерпевший) участник обращается в страховую за выплатой – и по закону страховщик производит тому возмещение без отказа,
  • но потом страховая компания взыскивают всю выплаченную (или затраченную на ремонт при натуральном возмещении) потерпевшему сумму с виновника ДТП – всё потому, что тот не был вписан в страховку.

Фотофиксация езды без страховки или техосмотра

Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.

На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.

Езда без страховки и техосмотра: штраф в 2022 году

Президентом нашей страны подписан закон, отменяющий обязательный техосмотр для владельцев личных легковых машин и мотоциклов. Диагностическая карта требуется при постановке на учет в органах Госавтоинспекции только тем автомобилям, чей возраст составляет свыше 4 лет.

Инспекторы ГИБДД на дороге не будут проверять состояние транспортного средства, если водитель предъявит документ о техосмотре. Но обнаружение визуальной неисправности, которая может создать дорожно-транспортную ситуацию, не спасет водителя от ответственности.

Для коммерческого транспорта прохождение технического осмотра остается обязательным. Это касается, в том числе, тех, кто использует личное ТС для заработка, например, курьеров или развозчиков пиццы. Новый законопроект должен вступить в силу после 1 марта 2022 г., в нем и будут прописаны поправки об отмене штрафов.

Регрессное требование

В некоторых случаях страховая компания имеет право потребовать от клиента возмещение страховой выплаты. Это значит, что виновник ДТП обязан возместить страховой компании средства, которые она потратила на выплату потерпевшим. Регрессное требование регулируется статьей 1081 ГК РФ и распространяется, в том числе, и на страховщиков.

Применяться оно может, если виновник:

  • причинил вред жизни или здоровью потерпевшего вследствие умысла;
  • вел машину в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или не выполнил требование о прохождении медицинского освидетельствования для проверки на это состояние или употребил алкоголь, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен;
  • не имел права на управление машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
  • скрылся с места ДТП;
  • не включен в договор ОСАГО как водитель, допущенный к управлению машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
  • использовал ТС в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (если договор заключен с условием использования ТС в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
  • до истечения 15 календарных дней (за исключением праздников) со дня аварии оформил документы о ДТП в упрощенном порядке, начал ремонт или утилизировал машину, и (или) не представил ее по требованию страховщика для осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
  • при покупке полиса ОСАГО предоставил страховой компании недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;
  • ездил с диагностической картой, срок действия которой на момент ДТП истек. (Этот пункт относится только к определенным типам ТС: легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов);
  • причинил вред, управляя машиной с прицепом, но не упомянул о нем при заключении договора ОСАГО (действует для водителей всех автомобилей, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям).
Читайте также:  Возврат процентов по ипотеке в 2023 году

Что вправе делать инспектор ГИБДД

Следить за наличием ОСАГО обязаны сотрудники ДПС и ГИБДД. В 2021 г. они будут продолжать требовать у остановленных на автотрассе водителей полис «автогражданки». Это необходимо из-за того, что многие автовладельцы сознательно или по объективным причинам не имеют при себе страховки.

В 2021 г. водитель по требованию инспектора обязан показать полис ОСАГО. Это может быть страховка, оформленная на обычном бумажном бланке страховой фирмы, либо распечатка электронной версии того же полиса.

В 2021 г. большинство автовладельцев перейдет на более удобную форму покупки ОСАГО и будет делать это через Интернет. Получив на электронную почту полис, его следует распечатать на обычной бумаге и возить с собой. Такой вариант имеет полную юридическую силу, однако отсутствие распечатки полиса будет приравниваться к отсутствию полиса вообще и может наказываться штрафом.

Как обжаловать штраф, вынесенный за отсутствие страховки?

В 2021 году обжалование штрафа за отсутствие страховки ОСАГО можно произвести до истечения 10-ти календарных суток с того момента, как постановление было оформлено.

Порядок опротестования представлен в КоАП:

  • определить, куда подавать жалобу (поскольку штрафы по ОСАГО выносят инспекторы, то приносить протест можно вышестоящему должностному работнику ГИБДД или в районный судебный орган (п. 3 ч. 1 КоАП), а можно отдать и непосредственно инспектору, который вынес обжалуемое постановление (ч. 1 КоАП));
  • ознакомиться со сроками рассмотрения дела (они зависят от того, куда была подана жалоба – если в суд, то 2 месяца, если должностному лицу, то 10 дней – ч. 1 и 1.1. КоАП) – в течение этого времени гражданину сообщат о дате и времени явки на слушание дела о назначении штрафа за отсутствие ОСАГО;
  • далее осуществляется сам пересмотр в очном режиме, в ходе которого устанавливается явка лиц, участвующих в процессе, разъясняются права и обязанности, отводы и ходатайства, заслушиваются объяснения виновного лица, исследуются доказательства и др.;
  • наконец, выносится решение по жалобе и немедленно оглашается (ч. 1 КоАП) – в течение 3 дней его копия вручается физлицу, в отношении которого ведется производство по делу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *